Методическая подготовка учителя к работе над развитием диалогической речи младших школьников на уроках внеклассного чтения
Учитель начальной школы на уроке и во внеурочное время применяет разные формы диалогической речи (беседы, разговоры, дискуссии), что обусловлено диалогическим характером общения. В этой связи становится очевидной необходимость методической подготовки будущих учителей к типу общения, предполагающему диалогичность, формирование профессиональных коммуникативно-речевых умений. Овладение диалогической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Исторический аспект диалогической речи как формы и средства общения и обучения
- 1. 2. Лингвистические основы обучения студентов диалогической речи
- 1. 3. Психолого-педагогический аспект общения
- 1. 4. Учебный диалог (сущность, функции, особенности)
- 1. 5. Методы и приемы диалогового обучения
- 1. 6. Беседа как вид учебного диалога на уроке внеклассного чтения
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ФНО К РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
- 2. 1. Цель и задачи констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика уровня знаний студентов о диалогической речи, их способности к применению этих знаний в процессе работы над диалогической речью младших школьников и осознанности использования знаний о диалогической речи в процессе учебной деятельности.
2.3. Уровень сформированное&trade- умения анализировать фрагмент урока внеклассного чтения с элементами дискуссии.
2.4. Уровень сформированное&trade- умения подготовить фрагмент урока внеклассного чтения с элементами дискуссии.
2.5. Характеристика уровней готовности студентов ФНО к работе над развитием диалогической речи младших школьников.
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ».
3.1. Цель, задачи, содержание программы обучающего эксперимента.
3.1.1. Краткая характеристика этапов экспериментальной программы.
3.1.2. Критерии отбора текстов для беседы-дискуссии.
3.2. Система формирования профессиональных коммуникативно речевых умений.
3.2.1. Этап формирования теоретических знаний о диалогической речи и диалоговом обучении (1 этап).
3.2.2. Специфика этапа формирования профессиональных коммуникативно-речевых умений в аудиторных условиях
2 этап).
3.2.3. Особенности этапа применения теоретических знаний и умений в практической деятельности учителя начальных классов
3 этап).
3.3. Характеристика результатов экспериментального обучения.
Выводы по 3 главе.
Список литературы
- Абдуллаева М. А. Совершенствование навыков диалогической речи студентов-таджиков филологического факультета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982.- 16 с.
- Агабабян Г. X. Развитие русской диалогической речи учащихся 4−6 классов армянской школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ереван, 1980. -28 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. — 239 с.
- Балаян А. Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дисс. канд. фил. наук. М., 1971. — 19 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. М.: Педагогика, 1983. -271 с.
- Боровкова Е. Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.-23 с.
- Бородулина М. К., Минина Н. М. Диалогическая речь и методика ее преподавания (на примере нем. яз.). // Язык и стиль. Сб. ст. под ред. Дегтеревой Т. А. М., 1965. — с. 211−225.
- Братченко С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Л., 1987. — 16 с.
- Брызгалова С. И. Функции и место проблемного изложения и эвристической беседы в обучении старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1979. — 31 с.
- Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учебное пособие. Калининград: КГУ, 1995. — 70 с.
- Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985. — 318 с.
- Быстрай Е. Б. Формирование умений педагогического общения у студентов младших курсов педвуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1992. 17 с.
- Бырдина Г. В. Динамическая структура русской диалогической речи: Учебное пособие. Тверь, 1992. — 84 с.
- Валюсинская 3. В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов. // Синтаксис текста. М., 1979. — с. 299−313.
- Васильева А. Е. Секреты комического: Методические рекомендации к урокам русского языка и развития речи. 5 класс. Санкт-Петербург: «Папирус», 1998. — 72 с.
- Вильчек Э. Э. К вопросу о некоторых лингвистических особенностях диалогической речи. // Ин. яз. в школе. 1966. — № 2. — с. 11−16.
- Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в совр. рус. яз.: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. М., 1953.- 16 с.
- Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Рос. АН. М.: Наука, 1993. — 171 с.
- Воропаева В. С. Содержание и организация внеклассного чтения в начальных классах белорусской школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Минск, 1978.-23 с.
- Вострикова Т. И. Педагогический диалог на этапе объяснения нового учебного материала: содержание и методы обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 17 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Гл. ред. Запорожец А. В. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. Проблемы развития психики. / Под ред. А. М. Матюшина. 1983. — 367 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. В кн.: Избранные психологические исследования. — М., 1956. — с. 39−386.
- Гак В. Г. Русский язык в зеркале французского. Очерк № 6. // Рус. яз. за рубежом. 1970. — № 3. — с. 75−80.
- Горшкова В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: Учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре, 1997. — 124 с.
- Деликатный К. Г. Дидактическая сущность вопросов учителя и их применение на уроке в средней школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1965.- 18 с.
- Демидова М. Г. История экономических учений: от Аристотеля до Монкретьена: Учеб. пособие для студентов экон. фак. / С.-Петербург, 1993.-32 с.
- Демьяненков В. В. Тайна диалога. // Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. Сб. научно-аналитических обзоров под ред. Безменовой Н. А. М., 1991. — с. 10−37.
- Дзюбенко О. Г. Вопросы формирования дискуссионной речи (Постановка проблемы. Поиск путей разрешения). Тернополь, 1992. — 536 с.
- Диалог: лингвистические и методические аспекты: Сб. н. тр. под ред. Афинской 3. Н. М., 1992. — 77 с.
- Дистервег А. Избр. пед. соч. (Сост. Ротенбург В. А.). М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
- Дружинина Н. М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы. Внеклассное чтение: Учебное пособие. Ч. 1. JL, 1976. — 80 с.
- Дружинина Н. М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. -Л., 1983.-32 с.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе устной работы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1992. 191 с.
- Занько С. Ф. Основные вопросы лингвистической теории диалога: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Казань, 1971. — 19 с.
- Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986.- 150 с.
- Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.
- Казарцева О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. / Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений. М.: «Флинта», «Наука». — 1998. — 496 с.
- Калинина Л. И. Дидактические требования к вопросам учителя при организации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1991. 16 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Канская А. И. Формирование готовности студентов педвуза к исполнительско-речевой деятельности в системе профессиональной подготовки: Автореф. дисс.. Киев, 1989. — 19 с.
- Каргин Н. А. Система внеклассного чтения в начальных классах. -Казань, 1965. 19 с.
- Киселева О. О. Подготовка студентов пед. институтов к формированию коммуникативной культуры у школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992.- 16 с.
- Клепикова И. А. Валентность и структура диалогического текста: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. -М., 1995.
- Ковтун Г. Ф. Формирование умений культуры пед. общения у будущего учителя начальных классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1994. 19 с.
- Кожевникова К., Кафкова О. Лингвистическая и педагогическая проблематика разговорного стиля. // Рус. яз. в нац. шк. 1966. — № 2. — с. 18−25.
- Комарова В. И. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому общению с младшими школьниками: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
- Коростелева С. Г. Методика развития дискуссионных умений на продвинутом этапе обучения рус. яз. иностр. учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990. 18 с.
- Крупник К. И. Обучение иностр. яз. на начальном и продвинутых этапах в различных типах учеб. заведений. М., 1980. — 79 с.
- Крюкова Е. А. Подготовка учителя к педагогическому диалогу. // Личностно-ориентированное обучение и воспитание: Тезисы докл. межвуз. науч. конф. 26−27 окт. 1994. Волгоград, 1994. — с. 53−55.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.-67 с.
- Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск: Изд-во БГУ, 1983. -190 с.
- Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, — 1975. — 256 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- Леонтьев А. А. Потребности и мотивы деятельности. // В кн. Психология. М., 1962. — 559 с.
- Леонтьев А. А. Психологические проблемы массовой коммуникации. -М., 1974.
- Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. // Советская педагогика. 1965. — № 3. — с. 115−128.
- Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцев. -М.: «Сов. энциклопедия». 685 с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -143 с.
- Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. н. тр. (Редкол.: А. В. Петровский и др.). Ульяновск: УГПИ, 1985. — 103 с.
- Лозовая В. И. Использование проблемных вопросов и заданий для проверки и оценки знаний учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 1972.-23 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-349 с.
- Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
- Львова Г. И. Обучение русской диалогической речи студентов-узбеков неязыкового вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1971. 17 с.
- Мартинович Н. П. Методика формирования профессиональных качеств устной речи учителя начальных классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1986.- 16 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. Казань: Таткнигоиздат, 1963. -80 с.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. М., 1974. — 240 с.
- Махновская Н. И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. 17с.
- Микадзе Н. Г. Значение и виды диалога на начальном этапе обучения. // Диалогическая речь основы и процесс. 1 Международный симпозиум Йена (ГДР), 8−10 июня 1976 г. Доклады и выст. — Тбилиси, 1980. — 309 с.
- Михалевская Г. И. Коммуникативные умения педагога: Учебное пособие: Изд-во С-Петербургского университета, 1996. 64 с,
- Михлина М. JL Из наблюдений над синтаксическими особенностями диалогической речи: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. JL, 1955. — 16 с.
- Назметдинова И. С. Развитие диалогической речи мл. школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 17 с.
- Некоторые проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1982.-210 с.
- Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей. // Избр. пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1959.-е. 176−181.
- Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Отв. ред. Бодалев А. А. М.: АПН СССР, 1987.- 164 с.
- Общение и формирование личности школьника. / Под. ред.
- А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 149 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
- Орлова М. Н. Структура диалога в совр. рус. яз. (Вопросно-ответная форма): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1968. — 19 с.
- Павлова Л. Г. Основы полемического мастерства. М., 1987. — 79 с.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. — М.: Изд-во «Флинта», Изд-во «Наука», 1998. 310 с.
- Перевозная Е. В. Стимулирование методического творчества студентов-филологов. // Республиканская науч. конференция «Совершенствование методической подготовки учителей в педагогическом вузе». Гродно, 1976.
- Петров В. П. Обучающие диалоги. // Русский язык в киргизской школе. 1963.-№ 1.
- Петрова Т. И. Развитие разговорной диалогической речи в 1−3 классах якутской школы: Пособие для учителя. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 95 с.
- Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982.
- Платон. Диалоги. М., 1986. — 605 с.
- Плескацевич Н. М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1969. — 24 с.
- Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов: Сб. ст. под ред. Петровского А. В. М.: Изд-во МГУ, 1988.-155 с.
- Парошина Р. А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 1991.- 16с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (13). М.: Просвещение, 1998. — 346 с.
- Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
- Рожанский И. Д. Загадка Сократа. // Прометей, вып. 9. М., 1972.-с. 77−95.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород, 1994. — 163 с.
- Рябухина Е. А. Развитие и коррекция профессионально-педагогических умений организации и ведения учебного диалога: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калуга, 1996. — 21 с.
- Рябцева С. Л. Диалог за партой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 94 с.
- Саломатов К. И. Проблемы обучения диалогической речи. // Ин. языки в школе. 1967. — № 6. — с. 20−29.
- Салтыкова Л. Н. Работа над художественным образом в 1−3 кл. как средство понимания прочитанного: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1969.-20 с.
- Сахарова Т. Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи. // Вопросы методики преп. ин. языков (Сб. ст. Отв. ред. В. И. Баранова). -Тула, 1967. 252 с.
- Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Светловская Н. Н. Внеклассное чтение в 3 классе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1975. 175 с.
- Святогор И. П. Типы диалогических реплик в совр. рус. яз.: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. -М., 1967. 18 с.
- Скалкин В. Л., Рубинштейн Г. А. Учебная дискуссия как средство развития неподготовленной речи. // Ин. яз. в шк. 1978. — № 4.
- Скаткин М. Н. Эвристическая беседа. // Пед. энциклопедия, 1968.-Т. 4.
- Совершенствование методической подготовки учителя начальных классов, (методические рекомендации): Редактор Рамзаева Т. Г. М., 1988.-40 с.
- Соловьева А. К. О некоторых общих вопросах диалога. // Вопросы языкознания. 1965. — № 6.
- Толстой Л. Н. О народном образовании. // Толстой Л. Н. Полн. соб. соч. М., 1936. — Т. 8. — с. 249−387.
- Улзытуева А. И. Дискуссия на уроке рус. яз. как средство формирования знаний и умений учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993.- 17 с.
- Ушинский К. Д. Собр. соч., т. 8. М.-Л., 1950.
- Ушинский К. Д. Собр. соч. М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. т. 10.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 816 с.
- Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся: Метод, рекомендации (Моск. гос. пед. инт-т им. В. И. Ленина-
- Т. А. Ладыженская и др.). М.: МГПИ, 1985. — 99 с.
- Формирование учебной деятельности студентов. (В. Я. Ляудис,
- X. Варнеке, И. И. Ильясов и др.) — Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989.-239 с.
- Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. (Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина и др.- Отв. ред. Т. В. Булыгина). М.: Наука, 1992.-280 с.
- Челидзе Л. Л. Диалог Сократа и проблема равенства людей. // Культура и общественное развитие. Тбилиси: Мецниереба, 1979.
- Шалыгина И. В. Дидактические условия развития диалогичности мышления школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Шантарин Е. В. Методика проведения бесед-дискуссий при обучении устной речи в языковом вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Владимир, 1974.-17 с.
- Шведова Н. Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики-повторы. // Вопросы языкознания. 1956. — № 2.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 142 с.
- Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. — 208 с.