Социально-философские основания системной модели педагогической деятельности
Диссертация
Анализ специфики педагогических систем и. технологий производится в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Э. В. Ильенкова, Л. Б. Ительсона, Ф. Калгрена, И. Я. Лернера, И. Ломпшер, Э. Стоуне, Н. И. Чуприновой, Н. Е. Шурковой. Отдельные характеристики педагогической деятельности встречаются в работах, посвященных проблемам систем жизнедеятельности. Это исследования Е. А. Ануфриева, Г. С… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Методологические проблемы системного исследования педагогической деятельности
- 1. 2. Системная модель педагогической деятельности
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИЗАЦИИ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Методологические проблемы и принципы типолбГ. изации систем педагогической деятельности
- 2. 2. Типологические характеристики системных моделей педагогической деятельности
- ГЛАВА 3. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ИСХОДНЫХ СИСТЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Субъект — объектная системная модель педагогической деятельности
- 3. 2. Субъект — субъектная системная модель педагогической деятельности
Список литературы
- Акбашев Т.Ф. Педагогика жизни: организационное развитие. — Ростов-на-Дону.-1994.
- Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах.- М.-1974.
- Алексеев H.A. Педагогические основы проектирования лично-стно ориентированного обучения. Автореф. докт. диссертации.-Екатеринбург.-1997.
- Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования//Вопросы методологии.-1994.- № 1−2.
- Андрюхина JI.M. Культура и стиль: педагогические тональности .- Екатеринбург.-1995.
- Анисимов О.С. Комплексный подход к проектированию исследований в педагогике//Комплексный подход к научному поиску: проблемы и перспективы.- Свердловск.-1979.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышление.- М.-1991.
- Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т.1.- М.-1975.
- Архэ. Культурологический ежегодник.- Кемерово.-1993.
- Ю.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.-1996.
- И.Асмолов А. Г. Социальная биография культурно-исторической психологии/Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок.- М.-1993.
- Афанасин Е.В. Философия Климента Александрийского.-Новосибирск.-1997.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.-1981.
- Баранов С.П., Болотина JI.P., Сластенин В. А. Педагогика.- М&bdquo--1987&bdquo-
- Беляева JI.A. Социокультурные основания педагогической деятельности. Автореф. докт. диссертации.- Екатеринбург.-1994.
- Бердяев H.A. Самопознание.- М.-1991.
- Бестужев-Лада И. В. Народное образование: Куда идем? Куда идти?//Гуманитарное образование.-1994№ 2.
- Библер B.C. Диалог культур и культура диалога.//Вопросы философии.-1989.- № 6.
- Библер B.C. Самостояние человека. Предметная деятельность в концепции К. Маркса и самодетерминация индивида.-Кемерово.-1993.
- Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства.- М.-1995.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования.- М.-1994.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.-1973.
- Блонский П. П. Избранные педагогические произведения.-М.-1961.
- Блонский П.П. Педология.- М.-1929.
- Богданов A.A. Всеобщая организационная наука (тектоло-гия) в 3 т. Москва-Берлин. — 1925−1929.
- Брунер Дж. Процесс обучения.- М.-1962.
- Бубер М. Проблема человека/"Я" и «Ты».- М.-1993.
- Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX в.). Автореф. докт. диссертации.- Казань.-1997.
- Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики/Культурология. XX век. Антология.- М. -1995.
- Вилльман О. Дидактика как категория образования. Т.1.-М.-1994″
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы педагогики.-19б6.- № 6.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.-199 б.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры.- М.-1996.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в б т. Т.1.- М.-1982.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в б т. Т.З.- М.-1983.
- Гегель Г. Феноменология духа.- М.-1975.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3 тт. Т.З.- М. -1977.
- Генисаретский О. И. «Искусственные» и «естественные» системы//Вопросы методологии.-1995.- № 1−2.
- Генисаретский О.И. Методология организации системной деятельности/Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология).- М.-1975.
- Генисаретский О.И. Понятие о деятельности. Деятельность проектирования//Дизайн в сфере проектирования. Методологические исследования. Архив ВНИИТЭ. Т.1.-1967.- № 470.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.-1995.
- Громыко Ю.В. Московская методологическая школа: социокультурные условия возникновения, идейное содержание, проблемы развития//Вопросы методологии.-1991.- № 4.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования, — М.-1996.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития//Россия-2010.-1993.- № 1.
- Гуд Г. Х., Макол Р. Э. Системотехника: введение в проектирование больших систем.- М.-1962.
- Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики. //Вопросы философии.-1995.- № 8.
- Гущин Ю.Ф., Дубровский В. П., Щедровицкий Л. П. К понятию «системное проектирование»/Большие информационно управляющие системы.- М.-1969.
- Давыдов В.В. Л.С.Выготский и реформа современной школы/ Лев Семенович Выготский и школа. Материалы первой международной конференции.- М.-1994.
- Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии/Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.-1990.
- Данилова В.Л. Антропотехника как проблема методологии //Вопросы методологии.-1995.- № 1−2.
- Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.-1990.
- Додонов Б. И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности/Психология формирования и развития личности.- М.-1981.
- Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное //Коммунист. -1980.- № 11.
- Дубровский В.Я. О нормативной структуре индивидуальной деятельности человека//Вопросы методологии.-1994.- № 3−4.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания.- М.-1921.
- Евенко Л. И. Системный анализ инструмент обоснования управленческих решений//США.: экономика, политика, идеология.-1970.- № 8.
- Ефимов B.C., Лаптева A.B. Куль турно-историческая концепция и современная школа/Педагогика развития и перемены в российском образовании. Часть 2.- Красноярск.-1995 .
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.-1963.
- Заде Л., Дезоор Ч. Теория линейных систем.- М.-1970.
- Зайцев Д.Ф. Философско-антропологический подход к формированию перспективной концепции философии образования/Философия образования и традиции русской школы.- Спб.-1995.
- Звенигородская Г. П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе. Автореф. канд. диссертации.- Хабаровск.-1997.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Введение/О России и русской философской культуре.- М.-1990.
- Зеньковский В.В. Основы христианской философии.-М.-1997.
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М.-1993.
- Зуев С.Э. Культура в контексте развития//Вопросы методологии. -1991. № 2.
- Иванов В. Сознание и мышление.- М.-1994.
- Иванов Д.А. Философско-методологические основания педагогической деятельности, реализующей личностно ориентированное содержание//Вопросы методологии.-1992. № 3−4.
- Иванов Д.А., Тубельский А. Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок//Вопросы методологии.-1992.- № 1−2.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи.- Рязань.-1994.
- Ильенков Э.В. Психика человека под «лупой време-ни»//Природа.-1970.- № 1.
- Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.-1991.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить//Народное образование.-1964.- № 1.
- Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.-1993.
- Шдивидуально ориентированная педагогика. Сборник научных трудов 2 тьюторской конференции.- Москва-Томск.-1997.
- История и статус общей теории систем//Системные исследования. М.-1973.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.-1974.
- Калман Р. и др. Математическая теория систем.- М.- 1971.
- Кант И. Критика чистого разума.- Спб.-1993.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры/Проблема человека в западной философии.- М. -1988.
- Квейд Э. Анализ сложных систем (методология анализа при подготовке военных решений).- М.-1969.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.- Рига.-1995.
- Климент Александрийский. Педагог.- М.-1996.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1.-М.-1982.
- Кон И. С. Психология ранней юности.- М.-1989.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики.- М.-1994.
- Корнетов Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. Автореф. докт. диссертации.- М.-1994.
- Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления, — М.-1992.
- Корольков A.A. Философия как проповедь//Гуманитарное образование.-1994.- № 1.
- Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ).- М.-1977.
- Красиков В.И. Метафизическое самоопределение человека. Автореф. докт. диссертации.- Томск.-1995.
- Кузнецов А.И. Разработка образовательного проекта как источник развития педагогического знания. Автореф. канд. диссертации, — Ростов-на-Дону.-1993.
- Кузнецов B.C. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореф. канд. диссертации.- М.-1996.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.- М.-1976.
- Куликов В. Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы.- Свердловск.-1988.
- Кумбс Ф. Кризис образования. Системный анализ.- М.-1970.
- Ладенко И.С. Становление и современное развитие идей генетической логики//Методологические концепции и школы в СССР (1951−1991).- Новосибирск.-1994.- Вьш.З.
- ЮО.Лангас Е. Г. Рационализм как «одухотворение"/Рационализм XXI века.- Обнинск.-1991.
- Ланда Л.Н. Обучение учащихся общим методам мышления ипроблема алгоритмов//Вопросы педагогики.- 1961.- № 4.
- Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности.- Казань.- 1976.
- Лебедев O.E. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования. Автореф. докт. диссертации.- Спб.-1992.
- Левинтов А.Е. Человек как идея // Вопросы методологии.-1995.- № 3−4.
- Лекторский В.А. Вместо заключения/Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.-1990.
- Лекторский В.А., Садовский В. Н. О принципах исследования систем (в связи с общей теорией систем Л. Барталанфи) //Вопросы философии.-1980.- № 8.
- Лекторский В.А., Швырев B.C. Методологический анализ науки (типы и уровни)/Философия. Методология. Наука. М.-1972.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29.- М.-1978.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, т.2.- М.-1983.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.1977.
- Ш. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии/Философия психологии: Из научного наследия.- М.-1994.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.-1981.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии.- М.-1994.
- Лозинг В.Р., Попов A.A. Специфика организации учебной деятельности в системе развивающего образования (на материале системы дополнительного образования)//Образование и социальное развитие региона.- Барнаул.- 1996.- № 3−4.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.-1984.
- Иб.Лосский Н. О. История русской философии.- М.-1991.
- Макаренко A.C. Воспитание гражданина.- М.-1988.
- Макаренко A.C. О воспитании в семье.- М.-1955.
- Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания. Пед. соч. в 8 т., т.4.- М.- 1983−1985.
- Малиновский A.A. Некоторые возражения Э.В.Ильенкову и А.И.Мещерякову//Природа.-1970.- № 1.
- Мамардашвили М.К. Проблема человека в истории/О человеческом в человеке.- М.-1991.
- Мамоджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие.- М.-1986.
- Маргулис A.B. Категория деятельности челове-ка//Философские науки.-1978.- № 2.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.1.- М.-1955.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.З.- М.-1955.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.13.- М.-1959.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.23, — М.-1960.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.42.- М.-1970.
- Мадкевич В.В. Полемические этюды об образовании.- Рига. -1993.
- Мейтув П. Человек и образование//Кентавр.-1995.- № 1.131 .Мельников Г. П. Язык как система и языковые универсалии/Языковые универсалии и лингвистическая типология.- М.-1969.
- Месарович М. и др. Теория иерархических многоуровневых систем.- М.-1973.
- Методологические проблемы научного исследования.- Новосибирск. -1984 .
- Мид М. Культура и мир детства.- М.-1988.
- Мудрик A.B. Социализация и смутное время.- М.-1991.
- Наторп П. Философия как основа педагогики.- М.-1910.
- Непомнящая Н.И. Состояние проблемы обучения и развития и задачи дальнейшей ее разработки/Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму.- М.-1966.
- Нерсесянц B.C. Сократ.- М.-1980.
- Никитин В.М. Системообразующая связь как фактор целостности педагогического процесса: теоретический аспект. Автореф. докт. диссертации.- Казань.-1996.140.0ттнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем.- М.-1969.
- Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи.- Красноярск.-1997.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения, — JI.-1981.
- Педагогика и логика.- М.-1993.
- Педагогика развития и перемены в российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции. Части 1,2. -Красноярск.-1995.
- Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы. Барнаул.-1997.
- Педагогика самоопределения и гуманитарные практики.-Барнаул.-1999.
- Педагогический поиск.- М.-1989.
- Песковский Е.А. Неформальное образование как средство формирования готовности старшеклассников к высшему образованию. Автореф. канд. диссертации.- Красноярск.-1997.
- Петров М.К. Пентекоптера. В первом классе европейскоймысли/ВИЕТ"-1987, — № 3.
- Петров M.K. Человек и культура в научно-технической революции//Вопросы философии.-1990.- № 5.
- Петров Н.И. Герменевтические игровые феномены. Автореф. докт. диссертации.- Саратов.-1996.
- Пископпель A.A., Вучетич Г. Г., Сергиенко С. К., Щедро-вицкий JI.П. Инженерная психология.- M. -1994 .
- Плетников Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма/Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.-1990.
- Плетников Ю.К. Спорить значит искать истину/ Деятельность: теории, методология, проблемы.- М.-1990.
- Попов C.B. По следам «глубоко протезированного ментали-тета»//Вопросы методологии.-1992.- № 1−2.
- Проблемы начала и исходной категории в теории исторического материализма (препринты докладов Всесоюзного совещания «Проблемы структуры исторического материализма и систематизации его категорий»).- М.-1981.
- Программа развертывания педагогических мастерских в альтернативной школе.- Томск.-1991.
- Протанская Е.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта куль туры. Автореф. докт. диссертации.- Спб.-1994.
- Прянникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли.- М.-1994.
- Рабочая книга по прогнозированию.- М.-1982.
- Ракитов А.И. Историческое познание.- М.-1982.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.- М.-1994.
- Репкин В.В. Строение учебной деятельности.- Харьков.197 6 о
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/ Культурология. XX век. Антология.- М.-1995.
- Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие.- Спб.-1996.
- Розанов В.В. Соч. в 2 т.- М.-1990.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения.- М.-1990.
- Розин В.М. Методология и философия в современной интеллектуальной культуре//Вопросы методологии.-1991.- № 2.
- Розин В.М. Первые этапы развития представлений о проблеме обучения (воспитания) и развития/Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму.- М.-1966.
- Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования//Вопросы философии.-1984.- № 4.
- Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования.- М.-1992.
- Розова С.С. Проблема предмета методологии науки/ Проблемы методологии науки.- Новосибирск.-1985.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2 тт. Т.1.-М.-1993.
- Ростовцев А.Н. Содержание общего образования как фило-софско-методологическая проблема. Автореф. докт. диссертации.-Екатеринбург.-1992.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.-1973.
- Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства идея педагогического поиска (идентификация пространств полагания)/Тьюторство: идея и идеология.- Томск.-1996.
- Сагатовский В.Н. Деятельность как философская катего-рия//Философские науки.-1978.- № 2.
- Садовский В.Н. Некоторые принципиальные проблемы построения общей теории систем//Системные исследования.- М.-1972.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем.- М.-1974.
- Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития//Системные исследования.- М.-1980.
- Сазонов Б.В. Деятельностный подход к инновациям/Социальные факторы нововведений в организационных системах.-М.-1980.
- Саймон Г. Науки об искусственном.- М.-1972.
- Салов В. В. Зеньковский В.В. Очерк жизни и творчества/ Зеньковский В. В. Основы христианской философии.- М.-19 97.184.Селестен Френе.- М.-1994.
- Семенов Ю.И. О системе категорий исторического материализма . Проблемы начала и исходной категории исторического материализма.- М.-1981.
- Смирнов С.А. Образ модели в истории культуры//Мастер-класс.-1997.- № 2−3.
- Смирнов С.А. Образование в контексте культуры/ Образование и культура.- Новосибирск.-1994.
- Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии (человек в пространстве культуры) .- Новосибирск.-1996.
- Смирнов С.А. Философия. Образование. Культура.- Новосибирск.-1990 .
- Соловьев B.C. Смысл любви. Избранное.- М.-1991.
- Спиркин А.Г., Сазонов Б. В. Обсуждение методологии проблем исследования систем и структур//Вопросы философии.-1964.- № 1.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону.1996 «
- Субботский E.B. Золотой век детства.- М.-1981.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- М.-1979.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев.-1974. 19б"Теполаев В. В. Состояние и некоторые проблемы развитиясистемотехники/Методологические проблемы.- JI.-197 0.
- Терехин А.Г. Педагогика и мир детства//Вопросы методологии.-1992.- № 3−4.
- Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т., т.6.- М.-1983.
- Тьюторство: идея и идеология. Материалы первой межрегиональной тыоторской конференции.- Томск.-1996.
- Тюков A.A. Категориальные основания антропологии// Вопросы методологии.-1994.- № 3−4.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем.- М, 1978.
- Ушинский К.Д. Педагогическая антропология.- М.-1983.
- Федеральная программа развития российского образования (Московская Академия развития образования)//Россия-2010.-1993.-№ 2.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.-1995.
- Философия образования и традиции русской школы. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции. Разд.2. Философия образования и традиции русской духовности.- Спб.-1995.
- Философско-психологические проблемы развития образования.- М. -1981.
- Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение.- Новосибирск.-1986.
- Фофанов В.П. Социальная деятельность как система.1. Новосибирск.-1981.
- Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание.- Новосибирск.-1979.
- Фрадкин Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого.- М.-1993.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики.- М.-1995.
- Френе С. Избранное.- М.-1996.
- Фромм Э. Вклад К.Маркса в познание человека/ Психоанализ и этика.- М.-1993.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.-Спб.-1994.
- Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности.- Киев.-199б.
- Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогика (очерки развития педагогической теории).- М.-1979.
- Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX в.- М.-1997.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2т.-М.-1980.
- Шварцман К.А. Философия воспитания.- М.-1989.
- Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций.- М.-1989.
- Швырев В. С. Научное познание как деятельность.- М.-1984.
- Шелер М. Положение человека в Космосе/Проблема человека в западной философии.- М.-1988.
- Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово.-1993.
- Школа самоопределения.- М.-19 9 4.
- Школа и открытое образование. Тез. докл. Третья всерос. тьюторская конференция.- Томск.-1998.
- Шрейдер Ю.А. Теория множеств и теория систем//Системные исследования.- М.-1978.
- Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М.-1996.
- Штинова Г. Н. Структура и функции понятийно-терминологической системы педагогики и образования. Автореф. канд. диссертации.- Екатеринбург.-1996.
- Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию.- Новосибирск.-1996.
- Щедровицкий Г. П. «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах//Вопросы методологии.-1992.- № 1−2.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды.- М.-1995.
- Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности/Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология) .- М.-1975.
- Щедровицкий Г. П. К характеристике наиболее абстрактных направлений методологии структурно-системных исследований/Проблемы исследования систем и структур.- М.-1965.
- Щедровицкий Г. П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов//Вопросы методологии.-1991.- № 2.
- Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологии организации системоструктурных исследований и разработок//Системные исследования. Методологические проблемы, — М.-1981.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ)/Педагогика и логика.- М.-1993.
- Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности системноструктурное строение, смысл и содержание//Системные исследования. Методологические проблемы.- М.-1987.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология.-М.-1997
- Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Автореф. канд. диссертации.- М.-1992.
- Щедровицкий П.Г. Л.Выготский и современная педагогическая антропология/Тьюторство: идея и идеология.- Томск.-1996.
- Щедровицкий П.Г. Мышление, методологическая работа и развитие//Вопросы методологии.-1992.- № 1−2.
- Щедровицкий П.Г. О действительном и мнимом в методологическом самоопределении (читая В.М.Розина)//Вопросы методологии. -1991.- № 3.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования.- М.1993.
- Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы//Кентавр.-1993.-№ 1
- Щедровицкий П.Г. Кто мы? Откуда? Куда идем?//Вопросы методологии.-1991.- № 1.
- Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании.- Л.-1980.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.-М.-1995.
- Эшби У.Р. Введение в кибернетику.- М.-1959.
- Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения//Вопросы философии.-1976.- № 5.
- Юдин Э.Г. Отношение философии и науки как методологическая проблема/Философия в современном мире.- М.-1972.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.1978.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души.- М.-1995.
- Яркина Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ.- М.-1979.
- Ярошевский M.Г. О категориальном анализе истории психологического познания/Проблемы теории и истории развития психологии.- М.-1973.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.-1994.
- Aebli H. Dedactique psychologique.- P.-1963.257"Bollnov 0.F. Nene Gebornheit.- Das Problem einer Uberwindung des Existenzialismus.- Stuttgart.-1979.
- Brent A. Philosophical Foundations for the Curriculum. L. Boston.-1978.
- Bufford Th. Toward a Philosophy of Education.-1968.
- Economy and society. A study in the integration of economic and social theory.- L.-1956.
- Gould C. From the dialectic of question to social critique: Proposals for a concrete phenomenology of education// Philosophy and Education.-1976, — № 1.
- Harris A. Teaching, Morality and Religion.- L.-1976.
- Kneller J. Education and Antropologia.-1965.- № 4.
- Kohlberg L. Education for a just society/Moral Development, Moral Education and Kohlberg.- Birmingham.-1980.
- Laszlo E. Introduction to systems philosophy: toward a new paradigm of contemporary thought.- N.Y.-1972.
- Mead G.H. The philosophy of act.- Chicago.-1945.
- Strike K., Egan K. (eds). Ethics and Educational policy.- L.-1978.
- Toward a general theory of action.- Oxford.-1951.
- Trends in general systems theory.- N.Y.-1972.
- Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre.-Tub.-1951.
- Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der Verstehenden Soziologie.- Koln-Berlin. -1964.