В средние века получила развитие особая система судопроизводства католической церкви — инквизиция, главной задачей которой было сохранение христианской веры в чистоте, поиске и осуждении еретиков как людей несущих смуту в общество и церковь.
Наказание часто рассматривается как мера самосохранения общества. Целью моей работы и будет определение, в какой же мере система наказания служила основой в сохранении христианского общества и церкви в целом, место и роль человека в ней. Инквизиция возникла в XII веке и просуществовала до XIX, получив распространение в разных частях света, начиная с Европы и заканчивая Америкой.
Об инквизиции написано множество книг и статей, которые опираются на достоверные факты, либо на сомнительные легенды. И задачей каждого историка во все времена провозглашалось установление истины. Тем не менее, оценки инквизиции в исторической науке порой диаметрально противоположны.
Инквизицию можно оправдывать, можно критиковать. Но все равно, как бы на наш взгляд она ни была бесполезна, она представляет из себя закономерное глобальное и беспорядочное движение своего рода частиц. Они образуют такие случайные обстоятельства, результатом которых может стать что угодно, даже такая протяженная по времени и бесчеловечная по жестокости эпидемия в Европейских странах, как инквизиция.
Возникает закономерный вопрос, поиск ответа на который ставится целью данной курсовой работы. Имела ли инквизиция искренне религиозное (святое) начало, или являлась экономически политической игрой с целью обогащения отдельных ее представителей.
Предметом изучения темы настоящей курсовой работы является суды инквизиции, которые в свою очередь занимали особое место в процессе формирования правовой культуры в средние века.
Предложенная тема включает в себя такие понятия и положения как:
— предпосылки создания инквизиции
— возникновение и развитие инквизиции
— цель и назначение инквизиции
— обвинение, следствие, наказания и конфискация
— особенности воздействия инквизиции на систему европейского права.
Данная тема курсовой работы, на мой взгляд, очень интересна для более глубокого изучения, так как теоретическое и практическое значение изучения отдельных тем также велико, как и изучение истории государства и права зарубежных.
Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает нас — юристов, которым предстоит трудиться на рубеже ХХI вв., необходимыми знаниями, которые помогут нам в практической деятельности.
ГЛАВА I. СУДЫ ИНКВИЗИЦИИ
1.1 Предпосылки создания инквизиции
Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (понтификат 1196−1216).Она действовала почти во всех католических странах с XII по XIX век.
Причинно нравственной основой инквизиции в Европе стало христианское вероисповедание. В IV веке христианство становится государственной религией Рима. Государство делится на две части: Западную и Восточную, соответственно деля религию и давая ей два пути развития: Римско-католический и Православный (Ортодоксальный). Вскоре католический путь развития приобретает значение господствующей идеологической силы Европы. Католицизм возымел власть над феодалами, препятствуя войнам, оставил значимый след в культуре и монополизировал образование .
Но все же возникало большое число новых течений в христианстве, противоречащих католицизму — «ересей». Некоторые из них были весьма влиятельны. Поэтому католикам необходимо было с ними бороться. Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор 1215 г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. В XI—XIII вв. широко распространилось учение катаров, еретической секты в Западной Европе. Это учение переросло в «Альбигойскую ересь», центром которой становится город Альби, здесь же впервые проповедуются нерелигиозные идеалы любви. Позднее зародилось движение Вальденсов, выдвигавшее требования «евангельской бедности». Оба эти движения были весьма популярны.
Для борьбы с этими движениями были созданы специальные суды, прообразы инквизиции. А также устраивались Крестовые походы.