Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях совершенствования российской системы саморегулирования в сфере наружной рекламы предлагается механизм комплексного воздействия на рекламную отрасль с тем, чтобы стимулировать саморегулируемые организации (СРО) и участников рынка к ответственному выполнению полезных для общества функций. Суть механизма заключается в предоставлении членам СРО на первом этапе определенных преференций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика правового регулирования наружной рекламы в России
    • 1. Нормативное регулирование деятельности в сфере наружной рекламы
    • 2. Понятие и признаки наружной рекламы
    • 3. Понятие, структура и виды правоотношений в сфере наружной рекламы
  • Глава 2. Публично-правовые аспекты регулирования наружной рекламы в России
    • 1. Проблемы правового регулирования наружной рекламы на отдельных этапах ее распространения
    • 2. Правовые основы технического регулирования деятельности по распространению наружной рекламы
    • 3. Административная ответственность в сфере распространения наружной рекламы
  • Глава 3. Частно-правовые аспекты регулирования наружной рекламы в России
    • 1. Договорные отношения в сфере распространения наружной рекламы
    • 2. Роль саморегулируемых организаций в регулировании отношений в сфере наружной рекламы в России

Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность проблем, связанных с созданием и распространением наружной рекламы в Российской Федерации, обусловлена современным уровнем развития рекламной инфраструктуры как таковой, и наружной рекламы, в частности. Реклама, как социальное и экономическое явление, играет немалую роль в экономике современных государств. Некоторые авторы, анализируя иностранный опыт правового регулирования рекламы, высказывают мнение, что реклама является основной движущей силой, например, в американской экономике1. Учитывая интенсивное развитие рекламной отрасли, нельзя исключать, что в обозримом будущем индустрия рекламы будет занимать не менее важное место и в экономике России.

Развитие рекламных отношений и становление законодательства в этой области происходит в нашей стране на протяжении уже 20 лет, однако, следует признать, что в настоящее время общественные отношения в сфере создания и распространения рекламы в России переживают период первоначального развития и становления. Это становится особенно заметно при сравнении существующих сегодня в России подходов к рекламированию товаров с аналогичными подходами и методами регулирования, принятыми, например, в европейских странах.

Такое положение вещей связано с тем, что до 90-х годов XX века рекламная деятельность в России носила значительно менее активный характер, нежели в последние два десятилетия, а экономическую основу этой деятельности составляла огосударствленная плановая экономика. Страны Европы, напротив, имеют более обширный опыт в области создания и распространения рекламы, о чем свидетельствует, например, международная кодификация норм данной отрасли, произведенная еще в 1937 году путем.

1 Каитова 3. Правовое регулирование рекламной деятельности в США //Вести. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: юрид. науки. — М., 1997. — № 2. — С. 55. принятия Международного кодекса рекламной практики. В этой связи детальный анализ правового регулирования наружной рекламы в России и внесение изменений в некоторые нормативные акты на современном этапе может способствовать более гармоничному развитию отрасли в будущем.

Лишь к 1995 году в России сложились необходимые условия, и возникла реальная потребность в комплексном и системном регулировании рекламных отношений и, в том числе, отношений в сфере наружной рекламы. Результатом юридической работы в данном направлении стало принятие Федерального закона «О рекламе» от 18.07.1995 № 108-ФЗ (далееЗакон «О рекламе» 1995 года). Этот закон стал основой для дальнейшего формирования в России практической, а отчасти и теоретической, базы в сфере рекламной деятельности.

Вместе с тем, данный закон не был лишен известных недостатков, что применительно к регулированию наружной рекламы выразилось в недостаточно полной проработке вопросов размещения рекламных конструкций и взаимодействию органов власти с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере распространения наружной рекламы.

В частности, Закон «О рекламе» 1995 года не охватывал вопросов, связанных с размещением объектов наружной рекламы на недвижимом имуществе, принадлежавшем государству или муниципальным образованиям, не выделял такого понятия как преимущественное положение лица в сфере распространения наружной рекламы. В указанном законе не был описан порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции и не были перечислены основания для отказа в выдаче такого разрешения, что создавало почву для административных злоупотреблений на местах и в значительной степени усложняло гражданский оборот в области распространения рекламы.

Вероятно, такое положение вещей может быть связано с тем, что вопросы правового регулирования наружной рекламы имеют недостаточную проработку и в научной литературе.

Поскольку реклама представляет собой весьма многообразное явление и может быть распространена самыми различными способами, значение эффективности правового регулирования рекламы меняется в зависимости от того, какой вид рекламной деятельности является предметом регулирования. Чем более популярен той или иной вид рекламы, и чем больше влияния он оказывает на потребителей, тем все более важным становится недопущение злоупотреблений в первую очередь именно в данном сегменте рекламной деятельности.

С этой точки зрения наружная реклама нуждается в особом внимании со стороны научного сообщества, законодателя и правоприменителей по следующим причинам.

Во-первых, она получила широкое распространение в крупных российских городах, и объемы ее производства продолжают наращиваться.

Из первой причины частично вытекает вторая — наружная реклама имеет возможность оказывать на потребителей весьма сильное и устойчивое воздействие, поскольку жители городов встречаются с ней ежедневно, вне зависимости от своего желания, и рекламные сообщения автоматически фиксируются и запоминаются потребителями.

В-третьих, наружная реклама создала вокруг себя самостоятельную индустрию, в которую вовлечены самые различные субъекты как частного, так и государственного сектора — начиная от маркетинговых агентств, занимающихся разработкой рекламных кампаний, и заканчивая органами местного самоуправления, ответственными за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. Соответственно, в данной сфере экономики обращаются значительные капиталы, что неизбежно оказывает влияние на экономику государства в целом.

По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), до наступления мирового финансового кризиса, в 2008 году суммарный объем вложений в распространение наружной рекламы составил 42,3 млрд. рублей по всей России. В 2010 году в результате мирового финансового кризиса данный показатель заметно снизился (29,7 млрд. рублей), однако рынок наружной рекламы начал демонстрировать динамику восстановления — в 2010 году положительный прирост составил 18% по отношению к 2009 году (в 2009 году показатель находился на уровне 25,2 млрд. рублей)1. При этом следует отметить, что в 2011 году наружная реклама, вслед за остальным рекламным рынком, продемонстрировала положительную динамику, показав прирост в 15% по отношению к 2010 году, объем вложений в наружную рекламу составил 34,3 млрд. рублей". По оценкам Федеральной антимонопольной службы России в Москве прибыль от размещения наружной рекламы, поступившая в казну города в 2011 году, составила около 36 миллиардов рублей .

Вопросы, связанные с правовым регулированием наружной рекламы приобретают еще большую актуальность в связи с тем, что они не были в достаточной мере освещены в юридической литературе ни до, ни после принятия Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (ред. от 28.07.2012; далее — Закон «О рекламе»).

Между тем, с момента вступления в действие указанного закона судебная практика успела сформировать ответы на ряд вопросов, которые вытекают из положений закона, и, одновременно, обозначила иные проблемы, возникающие в практике распространения наружной рекламы.

1 По данным, представленным на сайте в сети Интернет. См.: Сайт Ассоциации коммуникационных агентств России [Электронный ресурс] URL: http://wvw.akamssia.ru/knowledge/marketsize/id457 (дата обращения: 22.04.2012).

2 По данным, представленным на сайте в сети Интернет. См.: Сайт Ассоциации коммуникационных агентств России [Электронный ресурс] URL: http://wvw.akarussia.ru/knovledge/marketsize/id 1865 (дата обращения: 22.04.2012).

3 По данным, представленным на сайте в сети Интернет. См.: Официальный сайт Московского управления Федеральной антимонопольной службы России [Электронный ресурс] URL: http://rnoscow.ras.gov.ru/publications/6377 (дата обращения: 22.04.2012).

Комментируя экономические показатели в сфере наружной рекламы за 2011 год, A.B. Березкин1 отметил, что перспективы развития данной отрасли в настоящее время остаются достаточно неопределенными именно в связи с проблемами четкого регулирования.

Особое значение имеет тот факт, что наружная реклама способна непосредственным образом влиять на общественную безопасность, поскольку ненадежные рекламные конструкции или работы по их установке несут реальные риски для жизни и здоровья граждан, для государственного и частного имущества. В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение в рамках настоящей работы вопросов технического регулирования деятельности по распространению наружной рекламы. Вопросы технического регулирования представляются особенно важными, принимая во внимание заметные изменения, которые ожидаются в сфере распространения наружной рекламы в связи с принятием специального технического регламента, который заменит собой «ГОСТ Р 52 044;2003″» .

Необходимо учитывать, что в последние годы крупные российские города ведут работу по созданию собственных концепций размещения наружной рекламы3, опираясь при этом на действующее законодательство. Подобные концепции, не будучи нормативными правовыми актами, свидетельствуют о стремлении государства и бизнеса повысить.

1 Председатель комитета АКАР по наружной рекламе и генеральный директор ЗАО «Эспар Аналитик».

2 «Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст).

3 См., например: «Концепция размещения наружной рекламы на территории города Владивостока» [Электронный ресурс] URL: http://vvv.vlc.ru/authority/structure/reclarna7adsconcept.pdf (дата обращения 27.08.2012) — «Концепция размещения наружной рекламы и информации в городском округе Самара» [Электронный ресурс] URL: http://vvw.city.samara.ru/administration/dept/685 (дата обращения 27.08.2012).

Подобные концепции разрабатываются в настоящее время в Москве, Нижнем Новгороде и других городах [Электронный ресурс] URL: http://wvv.dsmir.mos.ru/directions/activity3/: http://www.kommersant.rU/doc/l 923 256? stamp=634 720 265 236 315 392 (дата обращения 27.08.2012). эффективность регулирования наружной рекламы. Однако в отсутствие в законодательстве важных регулирующих элементов (ключевые понятия и подходы к регулированию деятельности субъектов), совершенствование отрасли наружной рекламы не может быть последовательным и системным.

Таким образом, в силу значительного экономического веса, повсеместной распространенности и динамичного роста наружная реклама оказывает все возрастающее влияние на потребителей. При этом в настоящее время правовое регулирование наружной рекламы является недостаточно четким в силу отсутствия последовательного регулирования данной сферы.

Главным образом, речь идет об отсутствии теоретически разработанного и нормативно закрепленного определения наружной рекламы, отсутствии классификации видов наружной рекламы и правоотношений, связанных с ее распространением.

Также существует ряд недостатков в действующей модели правового регулирования наружной рекламы, распространяемой с использованием рекламных конструкций.

Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с административной ответственностью в сфере наружной рекламы (в части оснований привлечения к ответственности, объективной стороны совершаемых нарушений и др.).

Отсутствие правовой определенности в отношении природы некоторых договоров, используемых в процессе распространения наружной рекламы, также создает дополнительные трудности в деятельности хозяйствующих субъектов.

Принимая во внимание особую роль рекламы в развитии экономики российского государства, весьма своевременным представляется анализ и решение указанных проблем в сфере правового регулирования наружной рекламы в России с учетом сложившейся и складывающейся арбитражной практики, а также с учетом богатого зарубежного опыта по регулированию не только наружной рекламы, но и рекламы в целом. Решение данных проблем на современном этапе позволит придать дальнейшему развитию наружной рекламы вектор, необходимый для более эффективного и последовательного регулирования отношений в сфере наружной рекламы, то есть будет способствовать органичному развитию рекламного права в целом и, как следствие, принесет общественную пользу.

Степень научной разработанности темы исследования. Следует отметить, что разработке теоретических и практических аспектов правового регулирования деятельности по распространению наружной рекламы в России в предшествующие десятилетия уделялось весьма небольшое внимание.

Более значительный вклад отечественными исследователями сделан в изучение правового регулирования рекламной деятельности в целом. Данный научный опыт, безусловно, был принят во внимание при подготовке настоящего исследования. Причем следует отметить, что проблемы правового регулирования рекламы в заметной степени носят прикладной характер, но вместе с тем было бы неправильным рассматривать исследования в области рекламы исключительно как работы, имеющие лишь практический характер. Принимая во внимание значение рекламы для экономики современных государств, нужно признать, что рассмотрение рекламной сферы в правовом ключе позволяет глубже осознавать происходящие вокруг информационные процессы и применять к ним эффективные методы регулирования, что, в свою очередь, в конечном итоге влияет на важные для общества экономические и социальные институты. Например, М. В. Баранова пишет, что прикладные рекомендации в сфере рекламы лишь на первый взгляд не носят общеправового характера. И далее она указывает: «исследование правовых проблем регулирования рекламной деятельности, анализ тех или иных конкретных приемов юридической техники, действующих в этой сфере, относятся к предмету общей теории государства и права, поскольку эти «пласты» знаний также формируют механизм правового регулирования и потребность в «многополярном» юридическом мышлении"1.

Среди советских авторов, занимавшихся вопросами правового регулирования рекламы, следует назвать В.И. Иванова" - его кандидатскую работу можно признать исключением, поскольку в тот период вопросы рекламы практически не освещались специалистами в области права ввиду низкого уровня развития рекламной индустрии как таковой. Следует согласиться с другими авторами3 относительно того, что в настоящее время указанная работа В. И. Иванова представляет скорее исторический интерес для юристов в области регулирования рекламы.

Среди современных авторов, занимающихся проблемами правового регулирования рекламной деятельности, внимания заслуживают работы М.В. Барановой4, А.Ю. Головина5, Б.О. Дзгоевой6, JI.M. Жуковской7, Д.А. Копытина8, О.Б.Кузнецовой9, P.M. Лисецкого10, Н.Ю. Морозовой" ,.

1 Баранова М. В. Право и реклама (общетеоретический аспект). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. II. Новгород, 2010. С. 6.

2 Иванов В. И. Правовые проблемы рекламы в СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 1979.

3 Черячукнн Ю. В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах: опыт сравнительного исследования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград, 1998; Дзгоева Б. О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008, С. 6.

4 Баранова М. В. указ. соч.

5 Головин А. Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2002.

6 Дзгоева Б. О. указ соч.

7 Жуковская JI.M. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007.

8 Копытин Д. А. Правовое регулирование рекламного рынка: предпршшмательско-правовой аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.

9 Кузнецова О. Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М&bdquo- 2007.

10 Лисецкий P.M. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Всероссийский НИИ МВД РФ, Москва, 2005.

11 Морозова II.IO. Государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук // Государственный университет управления, Москва, 2001.

3 4.

Ю.В. Ыайдерова, B.JI. Нечуй-Ветра", В. О. Нюняева, Е. В. Павловец, Н.В. Пака5, С. А. Пузыревского, Г. А. Свердлыка, Э. Л. Страунинга, Е.Г. Тер

6 7.

Аванесова, P.A. Топсахалова, O.A. Филатовой, Ю. В. Черячукина, И. В. Чубуковой, и других специалистов в области правового регулировании рекламы.

Необходимо также отметить, что изучение вопросов правового регулирования рекламной деятельности в последнее десятилетие весьма активно развивается в рамках публикаций, авторами которых, помимо указанных выше исследователей, также являются И. А. Баклыкова, Ю. Я. Вольдман, К. В. Всеволожский, Е. И. Еременко, Д. В. Королева, В. В. Лобачев, М. В. Машанов, В. Р. Мединский, И. В. Некрасова, Ю. В. Сорокина, И. Г. Шаблинский.

Важно заметить, что среди работ, принадлежащих названным авторам, встречаются исследования, направленные на изучение как правового регулирования рекламы в целом, так и отдельных видов рекламы, различных элементов, присущих регулированию отношений в сфере рекламы, имеются работы сравнительно-правового характера.

1 Найдеров Ю. В. Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // РАНИнститут государства и права, Москва, 2005.

2 Нечуй-Ветер B.JI. Обязательство по оказанию рекламных услуг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Московский открытый социальный университет, Москва, 2003.

3 Нюняев В. О. Правовое регулирование рекламной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // СПбГУ, Санкт-Петербург, 2008.

4 Павловец Е. В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере Коммерческой рекламы в России и США: сравнительный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Москва, 2001.

5 Пак Н. В. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, 2006.

6 Филатова O.A. Гражданско-правовые особенности рекламы в Интернете. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Российский государственный институт интеллектуальной собственности, Москва, 2003.

7 Черячукин Ю. В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук // Волгоградская академия МВД России, Ростов-на-Дону, 2002.

Вместе с тем, анализируя труды указанных авторов, стоит обратить внимание, что данные исследования практически не касаются вопросов, связанных непосредственно с наружной рекламой. Кроме того, указанные работы основаны, главным образом, на Законе «О рекламе» 1995 года, либо проведены непосредственно после вступления в силу действующего Закона «О рекламе». Однако большое значение для совершенствования законодательства имеет анализ практики правоприменения, который в свою очередь требует, чтобы нормы некоторое время поработали в правовом пространстве. Иными словами, для более внимательного и полного изучения тех или иных юридических проблем, имеющих прикладной характер, желательно чтобы после вступления нормы в силу прошло время, сформировалась практика.

Поскольку с момента вступления в силу Закона «О рекламе» прошло больше пяти лет, представляется возможным и необходимым более предметное изучение и раскрытие проблем, связанных с правовым регулированием наружной рекламы в России.

Учитывая вышесказанное, можно отметить, что настоящая работа является первым комплексным исследованием проблем правового регулирования наружной рекламы в России и одной из первых юридических работ в сфере рекламы, основанных на практике многолетнего применения действующего Закона «О рекламе» судами, антимонопольными органами и органами местного самоуправления.

Целью настоящего исследования является детальное изучение современных методов и специфики правового регулирования наружной рекламы в России, выявление проблем в регулировании наружной рекламы и выработка предложений по устранению этих проблем и совершенствованию правового регулирования наружной рекламы в России.

Для достижения указанной цели в рамках диссертационного исследования поставлены следующие задачи:

• выявить признаки и сформулировать определение понятия «наружная реклама»;

• выявить правоотношения, возникающие в сфере наружной рекламы, и определить объект, состав субъектов и содержание данных правоотношений;

• выявить и определить содержание публично-правовых и частноправовых аспектов в регулировании наружной рекламы;

• провести анализ проблем, возникающих на отдельных этапах распространения наружной рекламы, связанных, в том числе, с порядком размещения наружной рекламы и демонтажем рекламных конструкций, техническим регулированием наружной рекламы, а также с административной ответственностью за правонарушения в сфере наружной рекламы, и предложить способы решения этих проблем;

• установить правовую природу основных гражданско-правовых договоров, используемых в процессе распространения наружной рекламы, определить их существенные условия;

• провести анализ правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы и наружной рекламы и выработать предложения по совершенствованию и развитию системы саморегулирования рекламной деятельности в России;

Объектом исследования в рамках настоящей диссертации являются общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием, производством и размещением наружной рекламы.

Предметом исследования являются правовые нормы, направленные на регулирование отношений в сфере наружной рекламы в Российской Федерации, практика их применения государственными органами и органами местного самоуправления, а также совокупность теоретических положений о рекламе в целом и наружной рекламе, в частности.

Методологическая основа. В настоящей работе используются общенаучные методы исследования. В частности, системный, логический, диалектический, исторический, структурно-функциональный, а также методы юридической науки — формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе», а также иные федеральные законы и подзаконные правовые акты в сфере рекламы, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Кроме того, в работе использованы зарубежные нормативные источники Великобритании: Акт о городском и загородном планировании территории 1990 года, Правила городского и загородного планирования территории (контроль рекламы) 2007 года.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также практика арбитражных судов всех инстанций. В рамках работы над диссертацией автором было изучено более 300 судебных актов арбитражных судов по спорам в сфере рекламы. Из них более чем 70 актов относятся непосредственно к спорам о наружной рекламе. Также в работе рассматриваются некоторые постановления Европейского Суда по правам человека и решения Верховного Суда США.

Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является первой диссертацией, посвященной проблемам правового регулирования наружной рекламы в России. В этой связи автором были рассмотрены элементы регулирования деятельности по размещению наружной рекламы с точки зрения публично-правового и частно-правового аспектов, с тем чтобы обеспечить системность подхода к исследованию наружной рекламы. В рамках рассмотрения данных вопросов автором определены некоторые недостатки правового регулирования наружной рекламы, которые не были подробно рассмотрены другими исследователями, и выдвинуты предложения по устранению таких недостатков, в том числе и путем внесения изменений и дополнений в действующее рекламное законодательство.

Положения, выносимые на защиту. В процессе работы над диссертационным исследованием автором были выявлены проблемы, как теоретического, так и практического характера, связанные с правовым регулированием наружной рекламы. В результате автор пришел к ряду выводов, которые предлагаются в качестве положений, выносимых на защиту:

1. Основными признаками, свойственными наружной рекламе, являются: а) распространение рекламной информации вне зданий, строений и сооруженийб) стационарность размещения рекламной информации.

2. Под наружной рекламой следует понимать любую рекламу, стационарно (неподвижно) распространяемую вне зданий, строений и сооружений с использованием любых способов и средств.

3. Наружная реклама классифицируется на: а) наружную рекламу, распространяемую с использованием рекламной конструкцииб) наружную рекламу, распространяемую без использования рекламной конструкции.

4. Принадлежность рекламы к тому или иному виду имеет значение для определения метода правового регулирования, поскольку метод регулирования отношений в сфере наружной рекламы должен зависеть от способа распространения наружной рекламы.

В отношении наружной рекламы, распространяемой с использованием рекламных конструкций, в настоящее время обоснованно применяется разрешительный порядок установки рекламных конструкций, тогда как в отношении наружной рекламы, распространяемой без использования рекламных конструкций, следует установить уведомительный порядок размещения рекламных сообщений.

5. Производственный цикл создания, производства и распространения наружной рекламы может быть описан и урегулирован комплексом соответствующих договорных конструкций. В их числе автор предлагает рассматривать:

• договор о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции;

• договор на создание рекламного произведения;

• договор на производство рекламного носителя;

• договор на размещение наружной рекламы.

6. В результате проведенного анализа практики распространения наружной рекламы представляется возможным выявить существенные условия договора о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции:

• условия об объекте недвижимого имущества, на котором предполагается размещение рекламной конструкции;

• условия об обязанности владельца недвижимого имущества определенным образом предоставить объект недвижимого имущества для размещения на нем рекламной конструкции;

• условия о типе размещаемой рекламной конструкции (постоянная или временная);

• условия о размере платы за пользование недвижимым имуществом для размещения рекламной конструкции.

Договор на создание рекламного произведения носит смешанный характер и содержит в себе как признаки договора подряда, так и признаки договора об отчуждении исключительных прав на произведение. Существенными условиями такого договора являются:

• условие о предмете договора (разрабатываемый рекламный материал, рекламное произведение);

• условие о сроке выполнения работ по созданию рекламного произведения;

• условие о вознаграждении за отчуждение исключительного права на рекламное произведение или за предоставление права пользования этим произведением.

7. В целях совершенствования российской системы саморегулирования в сфере наружной рекламы предлагается механизм комплексного воздействия на рекламную отрасль с тем, чтобы стимулировать саморегулируемые организации (СРО) и участников рынка к ответственному выполнению полезных для общества функций. Суть механизма заключается в предоставлении членам СРО на первом этапе определенных преференций, связанных с распространением наружной рекламы (например, понижающий коэффициент платы за установку рекламной конструкции на муниципальном имуществе, более продолжительные сроки действия договора на установку конструкции, упрощенный порядок получения разрешения в органе местного самоуправления), при одновременном установлении со стороны СРО обязательных требований (стандартов) к своим участникам, при условии, что эти требования являются более строгими по сравнению с действующим законодательством и направлены на обеспечение общественных интересов. Санкцией за несоответствие данным стандартам должно являться исключение хозяйствующего субъекта из саморегулируемой организации с лишением соответствующих преференций.

После внедрения данной системы станет возможным установление обязательного членства в СРО для участников рынка наружной рекламы, что позволит в перспективе передать СРО часть контрольных государственных полномочий, обеспечив экономию финансовых и кадровых ресурсов со стороны государства.

8. В связи с тем, что нормативные правовые акты, направленные на регулирование наружной рекламы, в соответствии с действующим законодательством могут приниматься только на федеральном и муниципальном уровнях (исключение представляют города федерального значения), в настоящее время существует пробел в регулировании наружной рекламы на уровне субъектов Российской Федерации. Однако в ходе исследования установлено, что потребность в таком регулировании существует. В этой связи предоставление субъектам Российской Федерации права на принятие нормативных правовых актов в сфере наружной рекламы позволит гармонизировать нормативную правовую базу в области законодательства о наружной рекламе.

В частности, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации следует отнести, например:

• определение перечня форматов рекламных конструкций, которые могут размещаться на территории субъекта;

• зонирование территорий на уровне субъекта РФ с установлением особенностей в размещении наружной рекламы в отдельных зонах;

• полномочия, связанные с уточнением процедуры размещения рекламных конструкций (например, установление типовых форм документов).

9. В целях практической реализации некоторых положений, приведенных выше, а также в целях совершенствования законодательства о рекламе, полагаем возможным внести в действующее законодательство следующие изменения.

1) Внести в часть 1 статьи 19 Закона «О рекламе» в качестве первого абзаца определение понятия «наружная реклама»: «Под наружной рекламой понимается любая реклама, стационарно (неподвижно) распространяемая вне зданий, строений и сооружений с использованием любых способов и средств».

2) Дополнить часть 5 статьи 19 Закона «О рекламе» абзацем 2 следующего содержания: «По договору о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции (договору на размещение рекламной конструкции) собственник недвижимого имущества обязуется предоставить владельцу рекламной конструкции определенный объект недвижимого имущества за плату во временное ограниченное пользование для установки конструкции на данном объекте (его конструктивном элементе), а также эксплуатации и последующего демонтажа рекламной конструкции». В связи изменением формулировки, необходимо по тексту статьи 19 Закона «О рекламе» заменить термин «договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» на термин «договор на размещение рекламной конструкции».

3) Дополнить статью 19 Закона «О рекламе» частью 17.1 следующего содержания: «В случае отчуждения владельцем рекламной конструкции прав на эту конструкцию в период действия разрешения на установку, данное разрешение подлежит переоформлению на нового владельца на основании документов, подтверждающих переход прав на рекламную конструкцию. Срок переоформления разрешения устанавливается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, но не может превышать 30 дней с момента подачи новым владельцем рекламной конструкции соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих переход прав на рекламную конструкцию. В случае отчуждения прав, в результате которого правопредшественник прекращает свое существование (в том числе, ликвидация юридического лица, его реорганизация в форме преобразования, разделения, присоединения), разрешение на установку рекламной конструкции считается действующим в процессе его переоформления».

4) Исключить из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 11.21, в связи с тем, что его объективная сторона целиком охватывается ст. 14.37 КоАП РФ.

5) Изложить статью 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в следующей редакции:

Установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублейна должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублейна юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей".

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждалась и проходила рецензирование на кафедре предпринимательского права Московской государственной юридической академии им O.E. Кутафина. По теме диссертации опубликованы 4 статьи в научных и научно-практических периодических изданиях. Из них 2 статьи опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Некоторые выводы, сделанные в ходе работы над исследованием, были использованы автором в учебном процессе при проведении занятий по курсу «Предпринимательское право России» со студентами Московской государственной юридической академии имени O.E. Кутафина.

Структура работы. Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе 8 параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Итак, настоящая работа нацелена на изучение правового регулирования наружной рекламы в России. Одним из основных направлений исследования стало выделение и анализ публично-правовых и частно-правовых методов регулирования сферы общественных отношений, связанных с созданием, производством и размещением наружной рекламы. Уяснение особенностей каждого из этих методов в отдельности позволило провести соотношение данных методов правового регулирования на текущем этапе развития наружной рекламы в России. По нашему мнению, то или иное соотношение частно-правовых и публично-правовых способов урегулирования общественных отношений, можно считать уникальным для того или иного этапа развития изучаемых общественных отношений. По сути, преобладание тех или иных способов регулирования общественных отношений отражает уровень их развития и позволяет, исходя из этого, планировать перспективные направления в регулировании данных отношений. Именно поэтому указное соотношение методов регулирования не является постоянным и, следуя общественным потребностям, может приобретать либо более выраженные черты публично-правового регулирования, либо, напротив, частно-правового.

И.А. Покровский писал, что «граница между публичным и частным правом на протяжении истории далеко не всегда проходила в одном и том же месте"1. Также, безусловно, нужно согласиться с утверждением И. А. Покровского о том, что даже в каждый данный момент эта граница не представляет резкой демаркационной линии2.

Историческую изменчивость в содержании публично-правовых и частно-правовых методов в определенном смысле можно отметить и в России применительно к регулированию наружной рекламы. Некоторые.

1 Покровский И. А. указ. соч. С. 44.

2 Покровский И. А. указ. соч. С. 46. вопросы распространения наружной рекламы, которые не получили должного регулирования в первом Законе «О рекламе» 1995 года и относились к частно-правовой сфере, были частично урегулированы в действующем законодательстве (например, заключение договора на установку и эксплуатацию на определенный срок). Некоторые спорные темы нашли отражение в судебной практике, и суды со временем меняли подходы к решению этих задач (к вопросу о юридической квалификации договора на установку и эксплуатацию конструкции).

В первую очередь в настоящей работе были рассмотрены вопросы, связанные с источниками правового регулирования отношений в сфере наружной рекламы. Было определено, что данные отношения — как в сфере наружной рекламы, так и рекламы вообще — имеют комплексный характер и априори требуют как публично-правового воздействия, так и применения методов частно-правового характера. Кроме того, было указано на недостатки в действующей структуре нормативных правовых актов, связанные с отсутствием у субъектов РФ всякой возможности участвовать в регулировании рекламных отношений.

В рамках настоящей работы было отмечено, что действующее законодательство не содержит определения наружной рекламы, и это, безусловно, негативным образом сказывается на регулировании отношений, связанных с распространением данного вида рекламы. В этой связи, в первой главе работы был выработан подход к определению наружной рекламы, отличающийся от того подхода, который в настоящее время косвенно вытекает из рекламного законодательства. В частности, автор пришел к выводу, что в качестве наружной рекламы следует рассматривать не только информацию, распространяемую с использованием рекламных конструкций, но и любую иную рекламную информацию, стационарно распространяемую вне зданий строений и сооружений. Соответствующий подход был отражен в определении наружной рекламы, которого придерживается автор.

Также нами были обозначены правоотношения, складывающиеся в связи с созданием, производством и распространением наружной рекламы между частными и публичными субъектами.

Публично-правовые аспекты в регулировании наружной рекламы были более подробно рассмотрены нами во второй главе настоящей работы. Освещение получили проблемы правового регулирования наружной рекламы на отдельных этапах ее распространения, был выполнен анализ отношений между хозяйствующими субъектами и органами власти. К публично-правовым аспектам было также отнесено техническое регулирование деятельности по распространению наружной рекламы. В работе рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования в данном направлении и обозначены перспективные пути развития технического регулирования в сфере распространения наружной рекламы. Административная ответственность за нарушения, связанные с распространением наружной рекламы, также была отнесена нами к числу публично-правовых аспектов.

В целом, анализ указанных вопросов показал, что влияние государства на регулирование общественных отношений в рассматриваемой сфере можно охарактеризовать как значительное, поскольку без регулятивного и организационного участия государственных (или муниципальных) органов распространение наружной рекламы на современном уровне развития является невозможным. Это относится как к разрешительному порядку установки рекламных конструкций, так и к созданию государством норм технического характера и привлечению к административной ответственности за нарушение определенных требований законодательства.

В качестве своеобразного противовеса, в третьей главе настоящей работы нами были рассмотрены основные частно-правовые аспекты регулирования наружной рекламы. К ним мы отнесли договорное регулирование отдельных этапов распространения наружной рекламы, а также осветили вопросы, связанные с саморегулированием в сфере наружной рекламы и рекламы вообще.

Анализ основных договоров, используемых в процессе распространения наружной рекламы, показал, что их однозначная юридическая квалификация является далеко не всегда возможной. Это порождает проблемы практического характера, которые частично можно решать, анализируя и обобщая судебную практику по тем или иным вопросам. В целом, следует отметить, что договорное регулирование применяется субъектами правоотношений на всех стадиях распространения наружной рекламы (установка рекламной конструкциисоздание рекламного произведенияпроизводство рекламно носителяразмещение наружной рекламы).

Другим частно-правовым аспектом в регулировании отношений в сфере наружной рекламы является деятельность специализированных предпринимательских объединений. Данные объединения, образуя, по сути, некие механизмы саморегулирования в сфере рекламы, оказывают определенное воздействие на отрасль в целом. Однако характер этого воздействия в настоящее временя не носит какого-либо регулятивного свойства — деятельность саморегулируемых организаций направлена, главным образом, на защиту частных интересов своих членов. Одновременно приводится краткое сравнение с системой саморегулирования рекламной деятельности, действующей в Великобритании. На основе данной информации, автором обозначен ряд предпосылок, необходимых для дальнейшего развития рекламного саморегулирования в России и его перехода на качественно новый уровень.

В целом, исследование вопросов правового регулирования наружной рекламы приводит к выводу, что это регулирование требует определенной модернизации по отдельным вопросам. Изучение публично-правовых и частно-правовых аспектов в регулировании наружной рекламы позволяет также прийти к выводу, что данное регулирование, по нашему мнению, в настоящее время носит смешанный характер, однако весьма заметно преобладание методов публично-правового воздействия. При этом перспективы развития отрасли заключаются в постепенном усилении роли саморегулирования и более подробной регламентации договорного регулирования — то есть речь идет о смещении преобладающих методов регулирования в сторону частно-правовых. Эти выводы подтверждаются также и опытом зарубежных стран, в которых развитие рекламной отрасли и ее правовое регулирование начали развиваться значительно раньше, чем в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 01.05.1995, № 18, ст. 1589.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 08.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
  7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
  8. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6076.
  9. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
  10. Ю.Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхи муниципальных нужд» (ред. от 20.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3105.
  11. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 28.08.2012) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
  12. Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ред. от 01.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 20.04.1998, № 16, ст. 1801.
  13. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 10.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3594.
  14. Закон РФ 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
  15. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 (ред. от 26.12.2011) «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, № 25, ст. 2575.
  16. Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (ред. от 27.10.2011) // Собрание законодательства РФ, 22.06.1998, № 25, ст. 2897.
  17. Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» // Российская газета, № 46, 06.03.2004.
  18. Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 № 124-ст // М. Стандартинформ, 2009.
  19. Постановление Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359 «О принятии общероссийского классификатора основных фондов».
  20. Приказ Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 24.11.2000 № 218-ДХ «Об отмене приказа Федеральной дорожной службы России от 02.11.1998 № 405».
  21. Приказ Федеральной дорожной службы РФ от 02.11.1998 № 405.
  22. Постановление Правительства Москвы от 22.01.2002 № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города» // Вестник Мэра Москвы, № 5, февраль 2002.
  23. Подзаконный акт Англии «Правила городского и загородного планирования территории (Контроль рекламы)», 2007, № 783 («The Town and Country Planning (Control of Advertisements) (England) Regulations», 2007, № 783).
  24. Разъяснения органов исполнительной власти РФ:
  25. Письмо Федеральной антимонопольной службы РФ от 01.12.2011 № АК/44 573 «О размещении рекламы на знаке дорожного движения».
  26. Письмо Федеральной антимонопольной службы РФ от 17.03.2010 № АК/7158 «О договоре аренды на размещение рекламной конструкции».
  27. Строительные нормы и правила:
  28. СНиП 2.01.07−85 «Нагрузки и воздействия».
  29. СНиП 2.02.01−83 «Основания зданий и сооружений».
  30. СНиП 2.03.01−84 «Бетонные и железобетонные конструкции».
  31. СНиП 2.03.06−65 «Алюминиевые конструкции».
  32. СНиПИ-23−81 «Стальные конструкции».
  33. СНиП И-25−80 «Деревянные конструкции».
  34. СНиП 2.03.11−85 «Защита строительных конструкций от коррозии».
  35. СНиП 2.22−81 «Каменные и армокаменные конструкции».
  36. СНиП 2.01.02−85 «Противопожарные нормы».
  37. Свод правил 20.13 330.2011 «Нагрузки и воздействия».
  38. Свод правил 22.13 330.2011 «Основания зданий и сооружений».
  39. Свод правил 16.13 330.2011 «Стальные конструкции».
  40. Свод правил 64.13 330.2011 «Деревянные конструкции».
  41. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе».
  42. Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2009 № 5-Г08−105.
  43. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.10.2011 № 7517/11 по делу № А71−5758/2010-А25.
  44. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.04.2011 № 15 248/10 по делу № А12−6151/2009
  45. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.11.2010 N 8263/10 по делу № АЗЗ-13 956/2009.
  46. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
  47. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания».
  48. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 № ВАС-967/11 по делу № А40−26 577/10−134−194.
  49. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.02.2011 № ВАС-802/11 по делу № А53−10 340/2010.
  50. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.04.2010 № ВАС-3600/10 по делу № А82−7075/2009−43.
  51. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.12.2009 № ВАС-17 677/09 по делу № А53−4359/2009.12.0пределение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2008 № 9249/08 по делу № А12−11 643/07-С16.
  52. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.04.2008 № 4952/08 по делу № А78−7222/2006-С2−24/3 87.14.0пределение Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2008 № 4118/08 по делу № А62−711/2007.
  53. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2008 № 973/08 по делу № А54−604/2007-С22.
  54. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой».
  55. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
  56. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2011 по делу № А41−43 262/10.
  57. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.06.2011 №КГ-А41/4705−11 по делу № А41−39 315/10.
  58. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.07.2010 № КА-А41/6416−10 по делу № А41−7807/10.
  59. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11 381−09 по делу № А40−15 393/09−120−22.
  60. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.12.2007 № КГ-А41/13 188−07 по делу № А41-К1−11 342/07.
  61. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2007, 27.09.2007 № КА-А40/9671−07 по делу № А40−4411/07−149
  62. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2007, 27.09.2007 № КА-А40/9602−07 по делу № А40−11 891/07−122−108.43.
  63. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.04.2007, 28.04.2007 № КГ-А40/2864−07 по делу № А40−54 617/06−105−352.
  64. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.03.2007, 09.03.2007 № КА-А40/1026−07 по делу № А40−44 145/06−151−233.
  65. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2010 по делу № А56−31 896/2009.
  66. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.09.2010 по делу № А56−83 945/2009.
  67. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2010 по делу № А56−83 943/2009
  68. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2009 по делу № А66−803/2009.31 .Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от0807.2010 по делу № А23−5512/09Г-8−217.
  69. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.06.2008 по делу № А68−10 162/07−10−11/5.
  70. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.11.2007 по делу № А62−711/2007.
  71. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2007 по делу № А54−604/2007/С22.
  72. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от2107.2011 по делу № А55−21 892/2010.
  73. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2011 по делу № А72−9497/2010.
  74. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.11.2010 по делу № А12−4327/2010.
  75. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2010 по делу № А12−6134/2009.
  76. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2010 по делу № А57−11 985/06.
  77. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от1305.2009 по делу № А72−4923/2008.
  78. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2007 по делу № А65−26 080/2006-СГЗ-33.
  79. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2007 по делу № А65−26 556/06.43 .Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от2310.2007 по делу № А65−26 246/2006-СА1−19.
  80. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2011 по делу № А82−13 903/2010.
  81. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2010 по делу № АЗ 1−2174/2009.
  82. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.01.2008 по делу № А82−1685/2007−11.
  83. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от3009.2010 № Ф09−8077/10-СЗ по делу № А07−1050/2010.
  84. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2009 № Ф09−10 560/08-С1 по делу № А71−6771/08.
  85. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от0702.2008 № Ф09−11 087/07-С1 по делу № А71−3131/07.
  86. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.07.2009 № Ф04−3 879/2009(9779-АОЗ-6) по делу № А03−11 490/2008−17.
  87. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2008 № Ф04−6348/2008(13 747-А45−11) по делу № А45−1458/2008−12/31-
  88. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2007 № Ф04−4323/2007(35 757-А45−29) по делу № А45−390/2007−23/15.
  89. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 № АЗЗ-7771/07-Ф02−824/08, АЗЗ-7771/07-Ф02−743/08 по делу № АЗЗ-7771/07.
  90. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.02.2008 № А78−7222/06-Ф02−161/08 по делу № А78−7222/06.
  91. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.11.2007 № А19−5732/07−7-Ф02−8215/07 по делу № А19−5732/07−7.
  92. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.2010 по делу № А53−10 340/2010.
  93. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2010 по делу № А32−11 596/2009−35/239.
  94. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу № А54−603/2011.
  95. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от1602.2009 по делу № А60−21 672/2008.
  96. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от3108.2010 по делу № А12−6079/10.
  97. Постановление Двенадцатого апелляционного суда от 22.03.2010 по делу № А12−6151/2009.
  98. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу № A41−8325/10.
  99. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 по делу № А41−9822/10.
  100. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от0508.2010 № 09АП-17 638/2010 по делу № А40−46 129/10−119−258.
  101. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от2203.2011 № 09АП-3459/2011 по делу № А40−132 967/10−153−842.
  102. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 № 09АП-12 533/2009-АК по делу № А40−15 393/09−120−22.
  103. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу № А70−10 687/2010.
  104. Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.01.2007 по делу № А72−69/07−4/4.
  105. Верховный суд США, дело «Central Hudson Gas & Electric Corp. v. Public Service Commission of New York», 447 U.S. 557 (1980), 100 S.Ct. 2343, 65 L.Ed. 2d 341.
  106. Верховный суд США, дело «Valentine v. Chrestensen», 316 U.S. 52 (1942), 62 S.Ct. 920, 86 L.Ed. 1262.
  107. Постановление Европейского суда по правам человека, дело «Бартхольд против Федеративной Республики Германии» от 25 марта 1985, Серия А, т. 90, с. 26, п. 58.
  108. Постановление Европейского суда по правам человека, дело «Маркт интерн Верлаг ГмбХ» и Клаус Бирман против Федеративной Республики Германии» от 20 ноября 1989 г. Серия А, т. 165, с. 17, п. 26.
  109. Е.Г., Василенкова И. И., Давыдова С. А., Кобзарь С. Н., Коковихин Ю. В., Кузнецова О. Б., Пузыревский С. А., Фонарева Н.Е.
  110. Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство. М., 2001.
  111. М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск. Наука и техника. 1967.
  112. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стер. -М.: Статут, 2009.
  113. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2009.
  114. Д., Харрис Д., Зваак J1. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
  115. Советское гражданское право / Под. ред. Иоффе О. С., Толстого Ю. К., Черепыхина Б. Б. T.l. JT. Изд-во ЛГУ. 1971.
  116. А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007.
  117. В.П. Пределы и ограничения права собственности: Монография. Волгоград: Волгогр. акад. МВД России, 2000.
  118. Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005. Ю. Копытин Д. А. Правовое регулирование рекламного рынка.
  119. Предпринимательско-правовой аспект: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010 // СПС КонсультантПлюс. П. Крючкова П. В. Саморегулирование: Пособие для предпринимателей. М., 2002.
  120. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях под. ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
  121. A.B. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
  122. Ю.А. Маркетинговые коммуникации: правовое регулирование. М., 2006.
  123. И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Зерцало, 2007.
  124. И.А. Основные проблемы гражданского права. 5-е изд., стереот. М.: Статут, 2009.
  125. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный), под. ред. Н. Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. доп. М.: Проспект, 2009.
  126. Г. А., Нечуй-Ветер B.JT. Основные вопросы обязательств по окащанию рекламных услуг. М.: МГИУЭ, 2002.
  127. К.И. Собственность в гражданском праве. М. 1999.
  128. Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный) // СПС «Консультант Плюс».
  129. М.А. Спиридонова Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 «О рекламе» (постатейный) // СПС «Консультант плюс».
  130. Э.Л. Некоторые проблемы теории рекламных правоотношений. М, 2004.
  131. Э.Л. Субъекты гражданских и рекламных правоотношений. М.: Типография ООО «Документ системы», 2007.
  132. Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006.
  133. Гражданское право. T. l/Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993.
  134. Гражданское право. В 4 т. Т. 1/Отв. ред. Е. А. Суханов. 3-е изд. М., 2004.
  135. B.C. Гражданское информационное право. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009.
  136. Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001.
  137. American Heritage Dictionary, 3d ed., 1992.
  138. Диссертационные исследования:
  139. М.В. Право и реклама (общетеоретический аспект). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Н. Новгород, 2010.
  140. Головин АЛО. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2002.
  141. .О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2009.
  142. JI.M. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007.
  143. В.И. Правовые проблемы рекламы в СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1979.
  144. Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка: предпринимательско-правовой аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.
  145. О.Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999.
  146. P.M. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Всероссийский НИИ МВД РФ, Москва, 2005.
  147. Ю.Ю. Теоретико-методологические проблемы социологического изучения рекламы в прессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996.
  148. Ю.Морозова H.IO. Государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук // Государственный университет управления, Москва, 2001.
  149. П.Найдеров Ю. В. Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Диссертация насоискание ученой степени кандидата юридических наук // РАН- Институт государства и права, Москва, 2005.
  150. Нечуй-Ветер В. Л. Обязательство по оказанию рекламных услуг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Московский открытый социальный университет, Москва, 2003.
  151. В.О., Правовое регулирование рекламной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, СПб., 2008.
  152. Пак Н.В. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, 2006.
  153. Е.А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: МИЭП, 2007-
  154. Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах: опыт сравнительного исследования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград, 1998.
  155. Ю.В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук // Волгоградская академия МВД России, Ростов-на-Дону, 2002.
  156. Публикации в периодических изданиях:
  157. А.О., Страунннг Э. Л. Товарищество собственников жилья как субъект отношений в сфере наружной рекламы // СПС КонсультантПлюс.
  158. В.В. Новые типы гражданско-правовых договоров // Закон. 1995. № 6.
  159. Каитова 3. Правовое регулирование рекламной деятельности в США // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: юрид. науки. М., 1997.
  160. A.A., Чернобель Г. Т. Логические основы законотворческого процесса. Правоведение. 1991. № 6.
  161. А.Е. Некоторые проблемы, связанные с регистрацией ограничений и обременений прав на недвижимое имущество // Жилищное право. 2011. № 3.
  162. М.Я. Процессуально-правовые аспекты региональных законов об административной ответственности // Административный процесс: теория и практика / Отв. ред. A.C. Дугенец. М.: НОУ Школа спецподготовки «Витязь», 2008.
  163. Ю.П. Правовое регулирование отношений по размещению наружной рекламы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 10.
  164. В.И. О понятии обременения права // Вестник ВАС РФ. 2003. № 5.
  165. Э.Л. О недостатках законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы. Административное и муниципальное право. 2008. № 7.
  166. Ю.Страунинг Э. Л. Проблемы регулирования рекламной деятельности в свете нового Закона «О рекламе» // Юрид. мир. М.: 2008. — № 7.
  167. Э.Л. Правовые признаки рекламы // Закон. 2006. N 12.
  168. Тер-Аванесов Е. Г. Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Ставрополь: Сервисшкола. 2006. Вып. 13.
  169. З.Филиппова A.A. Правовое регулирование отношений между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции // Реклама и право. 2008. № 1. С. 21−23.
  170. Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010 // СПС КонсультантПлюс, номер в информационной базе 87 313.1. Ресурсы сети Интернет:
  171. Campbell, Angela J., Self-Regulation and the Media. Статья доступна на сайте Исследовательской сети по общественным наукам (Social Science Research Network) Электронный ресурс. URL: http://ssrn.com/abstract=l 84 279
  172. Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ в сети Интернет Электронный ресурс. URL: http://www.arbitr.ru
  173. Проект Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» Электронный ресурс. URL: http://www.arbitr.ru/ upimg/5Q12889E51E81C0A18C0B34596762831 pres20 Junl2. pdf
  174. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ в сети Интернет Электронный ресурс. URL: http://www.fas.gov.ru
  175. Официальный сайт Национального архива при Министерстве юстиции Великобритании Электронный ресурс. URL: http://www.legislation.gov.uk/
  176. Официальный сайт Управления по стандартизации рекламы Великобритании (Advertising Standards Authority) Электронный ресурс. URL: http://asa.org.uk/
  177. Официальный сайт Комитета рекламной практики Великобритании (Committee of Advertising Practice) Электронный ресурс. URL: http://www.cap.org.uk/
  178. Официальный сайт Рекламной ассоциации Великобритании (Advertising Association) Электронный ресурс. URL: http://www.adassoc.org.uk/Home
  179. В. Безопасность конструкций прочность отрасли. Электронный ресурс. URL: www.rekbez.ru/content/main/publications/moskov pravda. php
  180. Н.Сайт электронного средства массовой информации «Лента.Ру» Электронный ресурс. URL: http://lenta.ru/news/2006/04/06/metro/
  181. Сайт рекламного агентства «Мир Рекламы» Электронный ресурс. URL: http://www.reklamy.ru/?page=313&info=3554
  182. Сайт Ассоциации коммуникационных агентств России Электронный ресурс. URL: http://www.akarussia.ru/files/docs/praktika razmeshcheniyanaruzhnoyrekla my. rekomendaciipovzaimootnosheniyamagentstvs podryadchikami. doc
Заполнить форму текущей работой