Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза
Диссертация
Исторический опыт демонстрирует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает государству потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование гражданственности студенческой молодежи как социально-педагогическая проблема
- 1. 1. История и состояние изучения вопросов гражданского воспитания и формирования гражданственности в российской науке
- 1. 2. Понятие гражданственности: структура, этапы формирования, критерии сформированности у студентов
- 1. 3. Проблемы гражданского воспитания в современной вузовской системе
- Глава 2. Педагогическая система формирования гражданственности студенческой молодежи
- 2. 1. Анализ воспитательного потенциала содержания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и характеристика сформированности гражданственности студентов
- 2. 2. Педагогические условия, обеспечивающие формирование гражданственности студентов технических вузов
- 2. 3. Реализация педагогической системы формирования гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза
- 2. 3. 1. Результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абрамян Т. М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. 174 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.230 с.- Т. 2. 245 с.
- Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк. 1981. 240 с.
- Антощенко В. М. О понятии гражданственности личности // Вестн. Ленингр. ун-та. Серия экономика, философия, право. 1973. № 23. Вып. 4. С. 112.
- Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль. 1984. Т. IV. 830 с.
- Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1993.
- Артемов В. А. Основы современной демократии: Пособие для учителя. Воронеж, 1993. 127 с.
- Архангельский Л. М. Нравственное развитие личности // Личность при социализме. М.: Наука. 1968. С. 221−225.
- Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высш. шк. 1974. 317 с.
- Ахаян Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. С. 74−92.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Бабанский Ю. К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
- Бабочкин П. И., Ильинский И. М. Воспитание жизнеспособных поколений российской молодежи. М.: Социум, 1999. 41 с.
- Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М., 1998. 249 с.
- Бандура Р. Ф. Формирование гражданских качеств старшеклассников на примере жизни и деятельности В. И. Ленина: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1978. 172 с.
- Баркалов В.Я. Социалистическая гражданственность: история и современность. Барнаул, 1987. 24 с.
- Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Проектирование педагогического процесса в профтехучилище: Текст лекций / Свердлов, инж. пед. ин-т. Свердловск, 1990. 171 с.
- Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: 1982. 211 с.
- Белявский А., Сизов С. Граждановедение // Прил. к «Учит. газ.». № 2, 1996. С. 4−5- № 5, 1996. С. 4−5.
- Беляев, А В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис.. д-ра пед. наук. Ставрополь, 1998. 311 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Блонский П. П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т.1. С. 86−104.
- Бобринские чтения: история местного края: Материалы студенч. науч. практ. конф. / НИРХТУ им. Д. И. Менделеева. Новомосковск, 1997. 19с.
- Боголюбов Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политические науки, 1997, № 3. С. 104−109.
- Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. 223 с.
- Ф 27. Бык А. С. Воспитание гражданственности старшеклассников впедагогическом наследии В. А. Сухомлинского: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985. 24 с.
- Васильев Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (по материалам внеклассной работы по истории и политологии). Дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1995. 140 с.
- Васильева 3. Н. Единство воспитания и обучения школьников. JL, 1980.36 с.
- Вахрушева Н. А. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
- Вентцель К. Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание. 1918. № 6−7. С. 25.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк. 1991. 207 с.
- Вербицкий А. А., Борисова Н. В. Технология контекстного обучения в Ф системе повышения квалификации. М., 1989.
- Витюк В. В. Авторитаризм и гражданское общество. Куда идет Россия? М&bdquo- 1994. С. 15.
- Вишневский С. С. Формирование духовного облика советского человека // XXVII съезд КПСС: Проблемы теории и практики. М.: Мысль, 1986. 206 с.
- Волжина О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М.: 1991. 184 с.• 37. Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова.
- Вульфов Б. 3. Цель и сущность гражданского воспитания/ Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. С.29-36.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982−1984. т.4. 432 с.
- Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее// Сов. педагогика, 1990. № 7. С. 384.
- Гаррод Э., Кенни Р., Мошер Р. Воспитание гражданина, демократические школы. М.: Народное образование, 1996. 122 с.
- Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Дис.. д-ра пед. наук. Бирск, 1996. 299 с.
- Гаязов А. С. Формирование гражданских качеств школьников в процессе трудовой деятельности: Учебн. пособие к спецкурсу / Куйбышев: Куйбышев, пед. ин-т, 1990. 93 с.
- Ф 45. Головко Н. А. Нравственный мир молодого современника. М.: Знание, 1977. 40 с.
- Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. М.: Просвещение, 1986. 208 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. комитет РФ по высш. образованию. 383 с.
- Граждановедение: Прил. к «Учит. газ.». 1996. № 2. С. 4−5- 1996, № 5. С. 49−51.
- Граждановедение: Из опыта работы учителей граждановедения
- Челябинской области. Челябинск, 1997. 66 с.
- Гревцева Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.216 с.
- Григорьева Е. А. и др. Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 172 с.
- Давидюк А. Г. Гражданственность как высшее проявление общественного сознания личности // Коммунистическое воспитание. Вып. 6. М., 1974. С. 3−16.
- Данилов А. А. Историческое образование в современном российском обществе // Пед. вестн. 1997. № 5. С. 4.
- Джантакова 3. Д. Совершенствование воспитания гражданственности // О формах и путях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Фрунзе, 1983. С. 3−24.
- Демократическое государство и гражданин в демократии/ Центр гражд. образования. М., 1993. 17 с.
- Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М., 1994
- Довлетшина Н. В., Кимлика Б. Б., Кларк Р. Дж., Рэй Д. У. Демократия: государство и общество / Ин-т пед. систем. М., 1995. 302 с.
- Долгалева И. А. Гражданственность как качество личности // Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Собр. науч. трактатов / Свердловск, Урал. гос. ун-т, 1986. С. 30—40
- Дуранов И. М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 19 с.
- Загузов Н. И. Становление и развитие квалифицированных научно-педагогических исследований в России (1934−1997): Монография. СПб- Волгоград: Перемена, 1998. 375 с.
- Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень Комитета по высш. шк.- министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. М.: Моск. лицей. 1993. № 1. С. 1−43.
- Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1998. (Электронный вариант).
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999. 384с.
- Зинченко В. П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988, № 3. С. 96−104.
- Ибрагимова Л. Ф. Практика гражданского образования в Челябинской области // Учит. газ. 1997. № 60.
- Иванов В. Школа гражданственности: Воспитательные резервы коллектива. М.: Молодая гвардия, 1979. 206 с.
- Известнова Е. И. Формирование гражданственности воспитанников в процессе правового воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. 174 с.
- Ильин М. В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полит, исследования. 1992. № 1−2. С. 193−201.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. инт-ов. М.: Просвещение, 1989. 496 с.
- Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996.
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 198 с.
- Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы междунар. семинара. СПб.: Образование, 1996. 143 с.
- Иорданский Н. Н. Массовая трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1923. С. 21.
- История политических и правовых учений. Древний мир / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Юрид. лист, 1983. 719 с.
- Ф 75. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности основа учебновоспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993. № 2. С. 4−7.
- Караковский В. А. Воспитай гражданина (записки директора школы). М.: Моск. рабочий, 1987. 144 с.
- Карамзин Н. М. Сочинения в 2 т. Л.: Худож. лит., Т.2, 1984. 456 с.
- Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности // Пер. 3. Н. Журав-ской. Пг.: Школа и жизнь, 1917. 32 с.
- Киперман С. А. Периодическая печать в школе и дома: Опыт воспитания школьников средствами периодической печати: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 127 с.
- Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188 с.
- Кисилев В. П. Гражданственность как качество личности в социалистическом обществе / Учен. Зап. / Горьков. пед. ин-т. 1971. Сер. общественных наук. Вып. 109. С. 3−11.
- Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли.1. М.: 1990. 642 с.
- Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1990. т. IX. 525 с.
- Коваленко Ю. И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высш. шк. 1988. 159 с.
- Кожакарь В. И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников (Материалы комсомольской организации Молдавии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1975. 198 с.
- Кожакарь В. И. Формирование облика старшеклассников. Кишинев: Штиница, 1985. 112 с.
- Кокорина Е.И. Гражданский облик выпускников советской школы.1. Иркутск, 1973. 187 с. 0 88. Колесникова И. А., Нагавкина Л. С., Барышников Е. М. Программа исловарь педагогических понятий по проблемам воспитания. СПб., 1994.
- Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы // Избр. пед. соч.: В 10 т. М.: Просвещение, 1982. С. 133−164.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
- Костырев В. И., Бикинин И. А. Основы знаний о государстве, праве и законодательстве. Уфа, 1994. 176 с.
- Крайнякова Э. Формирование гражданственности личности в условияхсоциализма: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Киев, 1983. 23 с.
- Краткий политический словарь / Под ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шмилина. М.: Политиздат, 1987. 509 с.
- Краткий словарь по социологии / Под общ ред. Д. М. Гвитиани, Н. И. Лапина. М.: 1998. 512 с.
- Кривошеев В. Д., Петрухин А. С., Шилобед М. И., Политика и право. 1011 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. шк. М.: Дрофа, 1995. 416 с.
- Крупская Н. К. Избранные педагогические труды / Под ред. ф А. М. Арсеньева и др. М: Педагогика, 1980. 495 с.
- Кузнецов Ф. Растет гражданин. М.: Знание. 1967. 48 с.
- Кузнецова Л. В. Проблема гражданского воспитания в советской педагогике 1918- 1936 гг.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 214 с.
- Кухтевич Т. Н. Высшая школа // Молодежь будущее России. М., 1995. С. 28−110.
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Т.50, С.58
- Лисовский В. Т. Гражданственность позиции / Советский молодой человек: социально-нравственные черты, проблемы воспитания). М.:
- Молодая гвардия, 1980. 184 с.
- Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высш. шк., 1990.302 с.0 103.Лисовский В. Т. Поколение обманутых надежд? // Сов. педагогика. 1991,6. С. 44−51.
- Лисовский В.Т. Интеллигенция и нравственность: Социологические очерки. М., 1993. 249 с.
- Лисовский В. Т. О критериях нравственной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1987, № 5. С. 45−49.
- Лисовский В. Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998. 199 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт. 1999. 523 с.
- Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопр. философии. 1990. № 4. С. 6.
- Локк Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики (Сост. и автор вступ. слова А. И. Пискунов), 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. С. 163−194.
- О.Ломоносов М. В. Для пользы общества. М.: Сов. Россия, 1990. 381 с. Ш. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Бутырина. 0 М.: Педагогика, 1991. 344 с.
- Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1985. 636 с.
- ПЗ.Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Литер, 1997. 688 с.
- Макаренко А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. 304 с.
- Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 143 с.
- Максимова Э. Б., Садовская И. А. Методологические основы • послеигрового анализа: Межведомственная школа-семинар по АМО
- Применение АМО в учебном процессе". Рига, 1983. С. 72−74.
- Маринкина Ю. А. Воспитание основ гражданской зрелости у учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1967. 18 с.
- Мартынова В. В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1993. 202 с.
- Материалы конф. «Воспитание и формирование личности студентов в условиях современного вуза» (Москва, 2−4 марта 1999 г.).
- Матюша И. Утверждение гражданственности // Народное образование. 1988, № 3. С. 45
- Матюшкин А. М. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М., 1977.
- Методологические проблемы коммунистического воспитания / Под ред. Афанасьевой И. Г. и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Молодежь России: Потерянное поколение или надежда XXI века: Материалы науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю. В. Манько. СПб., 1998.
- Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
- НечаевВ. А. Социология образования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 200 с.
- Никитин А. Ф. Политика и право. М.: Просвещение, 1995. 144 с.
- Никитин А.Ф. Правовая культура школьников// Сов. Педагогика. 1984. № 4.
- Никитин А. Ф., Соколов Я. В. Граждановедение: Учеб. материалы для эксперимент, проверки в средней шк. М., 1990. 4.1−3. 344 с.
- Никитин А .Ф., Соколов Я. В. Изменение подхода к гражданскому воспитанию/Под. ред. Г .Н.Филонова. М.: Педагогика. 1990. С. 17−20.
- Никитин А. Ф., Соколов Я. В. Гражданское образование: новый комплексный курс // Прил. к газ. «1 сентября». 1991. № 21. С. 1.
- Ф 131. Новикова Д., Сиземская И. Проблемы современного воспитания вфилософском контексте // Педагогика. 1998. № 7. С. 14.
- Нургалиева А. К. Формирование гражданской активности старшеклассников с учетом особенностей семьи (социально-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М.: 1995. 162 с.
- Павлова И. И. Формирование единства гражданского сознания и поведения у подростков в современной национальной школе (на примере
- Ш деятельности школ Чувашии): Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. 218 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. 509 с.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1994.
- Педагогические идеи Великой Французской революции. М.: Работник просвещения, 1926. 281 с.
- Педагогический словарь: В 2 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. Т. 1. 774 с.
- Петрова В. И. Вариативность подходов к методике исследования нравственного воспитания // Сов. Педагогика. 1983. № 6. С. 71−72.
- Петрова Н. Г. Становление гражданской зрелости советского специалиста в условиях совершенствования социализма: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск. 1987. 19 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 225 с.
- Пидкасистый П. И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 402 с.
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. 432 с.
- Пойпер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т.1. С. 7−15.151 .Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995. 256 с.
- Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. 144 с.
- Попков В. Д. Гражданственность личности как фактор развития социалистического самоуправления народа / Вестн. МГУ. Сер. 11, право. 1987, № 1.С. 20−28.
- Профессиональная педагогика / Под общ. ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Проф. образование», 1999. 904 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запоро-жина, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.0 156.Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Петрозаводск, 1971.223 с.
- Розос Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1993. 194 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1990. 595 с.
- Румянцев Н. Н. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения // Вестн. воспитания. 1916. № 7. С. 1−43- № 8. С. 1−40.
- Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981, Т. 2. С. 170−177.
- Руссу И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательных школ. Кишинев: Штиинца, Лумина, 1975. 192 с.
- Руцинская Ф. Н. Формирование качеств личности учащихся средствами музыки: Дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1991. 125 с. ф, 163. Селандж М. Гражданская направленность личности (социальнопсихологический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. 135 с.
- Семенникова Л. Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск: ООО «Курсив», 1996. 525 с.
- Сенина В. К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1987. 160 с.
- Сериков Т. Н. Образование: аспекты системного отражения.-Курганск: Зауралье, 1997. 464 с.
- Ф 167. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований:
- В помощь начинающему преподавателю. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Школа-пресс, 1997. 512 с.
- Словарь современного русского языка / Акад. наук СССР. М.- J1.- 1954. Т. 2. С. 359.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Аспект-пресс, 1995. 272 с.
- Соболев В. Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников. Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1994. 165 с.
- Соколов В. Я. Граждановедение: Пособие для учащихся 1−9 классов, их родителей и учителей. М., 1992. 95 с. 173 .Соловьев С. М. Избранные труды. Записки. М. Изд-во Моск. ун-та, 1983. 437 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Национальное и героическое воспитание // Нар. образование. 1989. № 3. С. 124.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губ-ко. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
- Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб, 1995. С. 75,166.
- Стандарты образования: обсуждение вариантов // Преподавание истории в школе. № 4, 1994. С. 49−51.
- Столяренко Л. С. Основы общей психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 736 с.
- Судакова И. Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. 17 с.
- Суколенова Г. Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. 130 с.
- Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 1996, № 1.С. 3−10.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина // Избр. произв.: В 5 т. Киев.: Рад. школа. 1980. Т.З. С. 301−627.
- Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Тагильцева И. М. Гражданственность личности / Методологический аспект исследований: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1984. 17 с.
- Таникулова К. Формирование гражданских качеств личности у студентов педагогических институтов. (По материалам преподавания немецкого языка): Дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1983. 130 с.
- Танюхин Ю. А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. 197 с.
- Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн. / Отв. ред. Л. И. Новикова. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. Кн. 1. 143 е.- Кн.2. 206 с.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. И. Ушакова. М.:ОГИЗ, 1935. Т. 1. С. 614.
- Троицкий Ю. Л., Тюпа В. И. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс. 1997. № 34. С. 6−8.
- Тюляева Т. И. Начало становления демократического общества и формирования концепции гражданского образования в России в конце 80-х-90-х гг. XX века: Дис.. канд. истор. наук. М., 1998. 183 с.
- Фактор А. М. Формирование гражданственности старшеклассников в системе довузовской профессиональной подготовки учащейся молодежи: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. 175 с.
- Философский словарь / 6-е изд., перераб. и доп. Под ред. И. Т. Фролова М., 1991.509 с.
- Философская энциклопедия. М.: Наука, 1989. 814 с.
- Формирование гражданского сознания и национального самосознания у учащейся молодежи / Под ред. В. Ф. Фарфаровского. М.: Изд-во Ин-та
- Ф нац. проблем образования РФ, 1994. 185 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 602 с.
- Хмелюк Н. И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев: Выща шк., 1978. 134 с.
- Цицерон. О государстве // Диалоги о государстве. О законах. Кн. II. М., 1966. 224 с.
- Чумаков М. П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1980. 16 с.
- Чупров В.И. Историческое сознание молодежи (социалистический аспект) // Сов. педагогика. 1992. № 9−10. С. 8−13.
- Чурилова Т. К. Роль экономического воспитания в формировании гражданской позиции специалиста с высшим образованием: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 22 с.
- Шаленов А. М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70 80-х гг.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 172 с.
- Шацкий С. Т. Школа и строительство жизни // Пед. соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Просвещение, 1964. С. 251−285.
- Шингерей Т. А. Воспитание у школьников социалистической гражданственности. Минск, 1982. 20 с.2Ю.Щукин Н. Н. Гражданственность как элемент нравственно-политической социализации личности // Вопр. этики: Материалы науч. конф. Тамбов. 1967. С. 80−95.
- Яковлева Д. С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969.31 с.
- Ямалетдинова Ф. М. Учебно-познавательная деятельность как средство формирования гражданской активности подростков.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.201 с.