Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторический опыт демонстрирует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает государству потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование гражданственности студенческой молодежи как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. История и состояние изучения вопросов гражданского воспитания и формирования гражданственности в российской науке
    • 1. 2. Понятие гражданственности: структура, этапы формирования, критерии сформированности у студентов
    • 1. 3. Проблемы гражданского воспитания в современной вузовской системе
  • Глава 2. Педагогическая система формирования гражданственности студенческой молодежи
    • 2. 1. Анализ воспитательного потенциала содержания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и характеристика сформированности гражданственности студентов
    • 2. 2. Педагогические условия, обеспечивающие формирование гражданственности студентов технических вузов
    • 2. 3. Реализация педагогической системы формирования гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза
      • 2. 3. 1. Результаты опытно-экспериментальной работы

Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторический опыт демонстрирует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает государству потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому нигилизму, крайнему индивидуализму, настороженному отношению к принимаемым законам, небрежности в их соблюдении, отсутствию уверенности в своих действиях как гражданина.

Современная нормативная парадигма, основанием которой служит функция воспитания, направленная на формирование отдельных качеств личности, требуемых обществом и государством в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции 1996 г., такова: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [61].

Федеральная программа развития образования акцентирует внимание на возвращении вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, в том числе и в вузе. Одним из основных направлений развития системы образования является «восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом. создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов» [192].

Смена идеологических парадигм закономерно вызвала отрицание целого ряда ценностей, в число которых попали гражданственность и патриотизм. К началу 90-х гг. понятие гражданственности в России девальвировалось в результате неумеренного пустопорожнего употребления, а гражданское воспитание не рассматривалось как полноправная и специфичная сторона системы воспитания. В «Педагогическом словаре» 1960 г. оно определяется как «реакционное направление в буржуазной педагогике эпохи империализма, которое считает целью воспитания подготовку молодых рабочих — покорных слуг капитализма» [144], что, в свою очередь, отразилось на уровне теоретических разработок, на практике гражданского воспитания, т. е. на содержательном и процессуальных аспектах, на анализе и прогностике развития теории и практики гражданского воспитания.

Анализ последних педагогических исследований по гражданской проблематике (А. В. Беляев, А. С. Гаязов, Г. Я. Гревцева, Ю. А. Танюхин, А. М. Фактор и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию вопросов гражданского воспитания и формирования гражданственности школьников. Вместе с тем практически отсутствуют работы, изучающие и анализирующие процесс формирования гражданских качеств личности в студенческом возрасте.

Студенческий возраст — период активного формирования личности, осознания себя гражданином страны, поэтому назрела необходимость определения теоретико-педагогических подходов к формированию гражданственности студентов, осознания имеющегося в историческом аспекте социального и педагогического опыта, раскрытия перспектив и поиска необходимых форм работы.

Вопрос формирования гражданственности студентов сложен и многогранен. Это широкая философская, социальная и педагогическая проблема. Она включает в себя характеристику понятия как логико-гносеологической категории, психолого-педагогические условия формирования гражданственности, определение системы общепедагогических знаний, умений и навыков, необходимых педагогу в работе по формированию гражданственности студентов.

В отечественной педагогике советского периода активно исследовался процесс формирования гражданственности учащейся молодежи (Г. Д. Аверьянова, Р. Р. Бандура, Н. И. Болдырев, А. С. Бык, О. И. Волжина, Б. 3. Вульфов, А. Г. Давидюк, 3. Д. Джантакова, Е. И. Известнова, Р. М. Капралова, В. И. Кожокарь, JI. В. Кузнецова, А. Ф. Никитин, И. Н. Руссу, Я. В. Соколов, В. А. Сухомлинский, А. М. Шаленов, Т. А. Шингерей, Н. И. Щукин, Д. С. Яковлева и другие), но лишь в немногих трудах затрагивались вопросы формирования гражданственности студентов [185].

Общественная значимость проблемы формирования гражданственности студентов высока в настоящее время: для развития российского общества необходимо воспитание у его членов качеств, входящих в понятие «гражданственность», но эта потребность сдерживается научно-методической неразработанностью.

Меняющиеся условия общественной жизни и требования к образованию и воспитанию личности студента, анализ действующих в техническом вузе учебных программ и планов обнаруживают следующие противоречия:

— несоответствие между возрастающей ролью учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в формировании граждански активной личности и ограниченностью их места в учебном плане, слабостью материального и кадрового обеспечения;

— несоответствие между воспитательным потенциалом содержания обучения и слабой воспитательной эффективностью учебного процесса в вузе;

— несоответствие между сохраняющейся в основном авторитарной моделью обучения в вузе и потребностью общества в творчески активном гражданине правового государства.

Таким образом, высокая социальная значимость, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, нарастающие потребности практики в формировании гражданственности студенческой молодежи определили выбор темы нашего исследования — «Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, профессионально-педагогических средств и методов, способствующих формированию у студентов технического вуза гражданских качеств личности.

Объект исследования — учебный процесс в техническом вузе.

Предмет исследования — формирование гражданственности студентов в учебном процессе вуза.

Ход исследования определялся следующей рабочей гипотезой: формирование гражданственности студентов высших учебных заведений будет эффективным, если в учебном процессе вуза созданы следующие условия:

— актуализированы концептуальные подходы к процессу формирования гражданских качеств личности студента;

— смоделирована педагогическая система, ориентированная на формирование гражданственности студентов;

— преподавательским составом вуза осознана необходимость формирования гражданственности студентов;

Цель и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:

— проанализировать современное состояние изучения проблемы формирования гражданственности студентов;

— на основе имеющихся теоретико-методологических подходов определить сущность, структуру и содержание понятия «гражданственность» применительно к студенческому возрасту;

— обосновать концептуальные подходы к процессу формирования гражданственности студентов;

— выявить педагогические условия, средства и методы, способствующие формированию гражданственности студентов технического вуза;

— смоделировать систему формирования гражданственности студентов в процессе обучения в вузе, проверить опытным путем ее эффективность.

Методологической основой исследования являются: основополагающие принципы диалектического метода познаниявосхождения от абстрактного к конкретному, непрерывности развития исследуемых явлений, единства теории и практики, сознания и деятельностиучение о диалектическом единстве и взаимосвязи процесса воспитания с социально-экономическим развитием обществаположение о ведущей роли деятельности в формировании личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн и др.) — концепция личностно-ориентированного обучения, сформулированная на основе гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерсаобщие основы системного подхода (А. И. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. С. Безруков, Т. Н. Сериков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

— анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме и теме исследования;

— изучение и обобщение педагогического опыта работы по формированию гражданственности учащейся молодежи;

— анализ содержания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ, учебных планов, программ, действующих в техническом вузе;

— педагогическое моделирование;

— комплекс опросных методик: беседы, анкетирование студентов, преподавателей;

— наблюдение и педагогический анализ лекционных, семинарских и других видов занятий;

— констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента с использованием статистических методов обработки полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

— в актуализации сущности и структуры понятия «гражданственность» применительно к студенческому возрасту;

— в обосновании концептуальных подходов к процессу формирования гражданственности студентов;

— в моделировании педагогической системы формирования гражданственности студентов технического вуза, содержащей в себе множество взаимосвязанных компонентов: цель, содержание, средства педагогической коммуникации преподавателей и студентов, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства;

— в выявлении педагогических условий, профессионально-педагогических средств и методов, способствующих формированию гражданственности студентов.

Практическая значимость исследования состоит:

— в реализации смоделированной педагогической системы формирования гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза;

— в методических рекомендациях, сделанных на основе проведенной опытно-экспериментальной работы и позволяющих совершенствовать воспитательный процесс в вузе;

— в обновлении содержания курса «История Отечества» в техническом вуземетодика преподавания данного курса может быть использована преподавателями гуманитарных кафедр технических вузов.

Исследовательская работа осуществлялась поэтапно:

Первый этап (1996;1997 гг.): теоретический анализ проблем гражданского воспитания студентовизучение научно-методических рекомендаций и передового опыта формирования гражданственности учащейся молодежинакопление фактов, свидетельствующих о реальном состоянии сформированности гражданских качеств личности у студентов. На данном этапе определялись предмет, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

Второй этап (1997;1999 гг.): уточнение теоретических положений, составляющих основу исследования, проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Третий этап (1999;2000 гг.): обобщение результатов проведенной работыоформление диссертационного исследования.

На защиту выносятся:

1. Определение гражданственности как интегрального качества личности;

2. Смоделированная система формирования гражданственности студентов технического вуза.

3. Совокупность педагогических условий, способствующих реализации системы формирования гражданских качеств студентов в процессе обучения в техническом вузе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам, репрезентативностью объема выборок, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных с использованием методов математической статистики, личным участием автора во всех этапах исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза» (Москва, 2−4 марта 1999 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Человек. Наука. Общество» (Новомосковск, РОУ, 17 марта 1998 г.), Международной научно-практической конференции «Человек. Наука. Общество» (Новомосковск, РОУ, январь 2000 г.), научно-практической конференции аспирантов 11 НУ им. JI. Н. Толстого (Тула, 2000 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенный нами теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа позволили сделать следующие выводы:

I. Противоречивый характер разработки сущностной характеристики гражданственности в отечественной педагогике отразился на изучении и разработке научно-педагогических основ ее формирования (сущности содержания, факторов, средств, условий и критериев).

В исследовании нами были обобщены и конкретизированы имеющиеся на сегодняшний день теоретико-методологические подходы к раскрытию сущности, структуры и содержания понятий «гражданское образование», «гражданское воспитание» и «гражданственность» и на их основе сделаны концептуальные выводы:

— гражданское образование и гражданское воспитание студенчествасамостоятельные и специфичные категории, органично взаимосвязанные, неотделимые от обучения (см. гл. 1, § 1.3);

— гражданственность — совокупность правовых, социальных, морально-этических, идейно-нравственных качеств личности, определяющая ее способность понимать, усваивать и отражать в своем сознании правовые, социальные, нравственные требования государства и общества к личности, а также руководствоваться ими в общественно значимой деятельности;

— формирование гражданственности можно представить как содержание процесса воспитания: понятие «формирование» фиксирует процесс и результат внутренних изменений в личности, а понятие «воспитание» отражает деятельность, направленную на реализацию этих изменений в личности в соответствии с целями воспитания;

— процесс формирования гражданственности можно рассматривать как процесс формирования отношений человека к государству, обществу в целом и личности. Рассматривая отношения как основной механизм формирования гражданских качеств, мы, вслед за И. А. Зимней, Б. Н. Боденко, Н. А. Моро-зовой, отмечаем, что в этом процессе «ценности ф общественного сознания, представленные субъекту воспитания в качестве объектов его отношения, переживание которого как эмоционального и личностно значимого превращает их в ценностные ориентиры или ценности индивидуального сознания, ценности личности, что, в свою очередь, является основой формирования ее духовности» [62, с. 35].

— формирование гражданственности — процесс многоуровневый, в котором необходимо учитывать принцип обязательного единства взглядов, убеждений и поведения, а также определенную специфику, обусловленную длительностью, значительной вариативностью и неопределенностью результатов, являющихся следствием выявленных нами субъективных и объективных факторов социального характера.

II. Процесс формирования гражданственности студентов необходимо рассматривать с позиций системного и личностно-деятельностного подходов.

Опираясь на выводы психологов Л. С. Выготского, А. И. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, мы предлагаем в процессе формирования гражданственности студентов схему субъект-субъектного равнопартнерского ф сотрудничества преподавателя и студентов в организуемом преподавателем решении студентами воспитательных задач: S,-S2, где S, — преподаватель и партнер, S2 — студент, общение с которым рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении воспитательных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции.

III. В качестве педагогических условий эффективности формирования гражданственности студентов нами были определены:

— опережающая теоретическая подготовка преподавательского состава к целенаправленному гражданскому воспитанию студентов;

— педагогически целесообразный отбор содержания гуманитарных дисциплин в техническом вузе;

— интегративный подход при организации учебно-воспитательного процесса в вузе, означающий реализацию глубокой связи между учебными дисциплинами гуманитарного и химико-технологического блоковиспользование в процессе обучения активных форм обучениявыбор и обоснование методов воспитательного воздействия;

— открытость системы формирования гражданственности инновациям в системе вузовского образования и в системе гражданского воспитания.

IV. Моделируя систему формирования гражданственности студентов, необходимо соблюдать следующую последовательность: компонентный анализ объекта проектирования, анализ информационного обеспечения, выбор системообразующего компонента, определение пространственно-временных основ, материально-технических и педагогических условий.

Под системой формирования гражданственности студентов мы понимаем целенаправленный процесс формирования гражданственности как интегрального качества личности по интеллектуальному, эмоционально-ценностному и практико-деятельностному компонентам. Формирование гражданственности как педагогическая система содержит в себе множество взаимосвязанных компонентов: цель, воспитательную информацию, средства педагогической коммуникации, формы деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью и поведением студентов.

V. Логико-теоретический анализ психолого-педагогической литературы и опыт проведения лектория для преподавателей в НИ РХТУ им. Д. И. Менделеева привел нас к выводу о целесообразности введения на базе «школы молодого преподавателя» в техническом вузе специализированного педагогического курса по усилению воспитывающего потенциала учебных дисциплин.

VI. Междисциплинарную взаимосвязь в системе формирования гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза важно осуществлять при соблюдении следующих правил:

1. Изучение одного и того же объекта в разных учебных дисциплинах. Например, основы современной демократии, структуру гражданского общества: на занятиях по истории мы рассматривали исторические аспекты данных феноменов (предпосылки возникновения, развитие, модели демократии в различных странах и т. п.), на занятиях по философии акцентировали внимание на их этических, общемировоззренческих аспектах, при изучении курса «Основы культурологии» останавливались на вопросах культуры демократических обществ, ее плюрализме и т. д.

Мы стремились в данном случае к всестороннему изучению предметов и явлений, познанию их взаимосвязей.

2. Использование одного и того же научного метода в разных учебных дисциплинах. К примеру, логико-исторический анализ использовался нами на занятиях по циклу гуманитарных дисциплин, метод научного поиска в музее НИ РХТУ и т. д.

3. Использование одной и той же теории в разных учебных дисциплинах. Например, с позиций цивилизационного подхода мы подходили к построению курсов гуманитарных дисциплин в техническом вузе.

VII. Курс «История Отечества» как учебная дисциплина является смыслообразующим стержнем в процессе гражданского воспитания студентов.

Гражданское воспитание в процессе изучения истории Отечества и других дисциплин гуманитарного цикла обеспечивается: содержанием, отбором значимого для духовно-нравственного воздействия учебного материалаправильным выбором форм и методов обучения с учетом специфики учебной дисциплины, учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентовсистематическим и внимательным изучением внутреннего мира каждого студентасозданием благоприятного климата на занятияхгражданской позицией преподавателя.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза исследования.

В то же время исследование показало необходимость проведения дальнейшей работы в этом направлении: особенно актуальна разработка многоуровневой системы гражданского воспитания — от дошкольных учреждений и начальной школы до высших учебных заведений. В теоретическом плане требуют внимания разграничения собственно педагогических и социально-философских проблем, так как формирование гражданственности молодежи — явление комплексное, не только педагогическое, но и социально-философское.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. 174 с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
  3. . Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.230 с.- Т. 2. 245 с.
  4. В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк. 1981. 240 с.
  5. В. М. О понятии гражданственности личности // Вестн. Ленингр. ун-та. Серия экономика, философия, право. 1973. № 23. Вып. 4. С. 112.
  6. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль. 1984. Т. IV. 830 с.
  7. А. И. Введение в культурологию. М., 1993.
  8. В. А. Основы современной демократии: Пособие для учителя. Воронеж, 1993. 127 с.
  9. Л. М. Нравственное развитие личности // Личность при социализме. М.: Наука. 1968. С. 221−225.
  10. Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высш. шк. 1974. 317 с.
  11. Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. С. 74−92.
  12. Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  13. Ю. К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  14. П. И., Ильинский И. М. Воспитание жизнеспособных поколений российской молодежи. М.: Социум, 1999. 41 с.
  15. В. И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М., 1998. 249 с.
  16. Р. Ф. Формирование гражданских качеств старшеклассников на примере жизни и деятельности В. И. Ленина: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1978. 172 с.
  17. В.Я. Социалистическая гражданственность: история и современность. Барнаул, 1987. 24 с.
  18. B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Проектирование педагогического процесса в профтехучилище: Текст лекций / Свердлов, инж. пед. ин-т. Свердловск, 1990. 171 с.
  19. К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: 1982. 211 с.
  20. А., Сизов С. Граждановедение // Прил. к «Учит. газ.». № 2, 1996. С. 4−5- № 5, 1996. С. 4−5.
  21. Беляев, А В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис.. д-ра пед. наук. Ставрополь, 1998. 311 с.
  22. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  23. П. П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т.1. С. 86−104.
  24. Бобринские чтения: история местного края: Материалы студенч. науч. практ. конф. / НИРХТУ им. Д. И. Менделеева. Новомосковск, 1997. 19с.
  25. Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политические науки, 1997, № 3. С. 104−109.
  26. Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. 223 с.
  27. Ф 27. Бык А. С. Воспитание гражданственности старшеклассников впедагогическом наследии В. А. Сухомлинского: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985. 24 с.
  28. Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (по материалам внеклассной работы по истории и политологии). Дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1995. 140 с.
  29. Васильева 3. Н. Единство воспитания и обучения школьников. JL, 1980.36 с.
  30. Н. А. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
  31. К. Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание. 1918. № 6−7. С. 25.
  32. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк. 1991. 207 с.
  33. А. А., Борисова Н. В. Технология контекстного обучения в Ф системе повышения квалификации. М., 1989.
  34. В. В. Авторитаризм и гражданское общество. Куда идет Россия? М&bdquo- 1994. С. 15.
  35. С. С. Формирование духовного облика советского человека // XXVII съезд КПСС: Проблемы теории и практики. М.: Мысль, 1986. 206 с.
  36. О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М.: 1991. 184 с.• 37. Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова.
  37. . 3. Цель и сущность гражданского воспитания/ Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. С.29-36.
  38. Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982−1984. т.4. 432 с.
  39. О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее// Сов. педагогика, 1990. № 7. С. 384.
  40. Э., Кенни Р., Мошер Р. Воспитание гражданина, демократические школы. М.: Народное образование, 1996. 122 с.
  41. А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Дис.. д-ра пед. наук. Бирск, 1996. 299 с.
  42. А. С. Формирование гражданских качеств школьников в процессе трудовой деятельности: Учебн. пособие к спецкурсу / Куйбышев: Куйбышев, пед. ин-т, 1990. 93 с.
  43. Ф 45. Головко Н. А. Нравственный мир молодого современника. М.: Знание, 1977. 40 с.
  44. Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. М.: Просвещение, 1986. 208 с.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. комитет РФ по высш. образованию. 383 с.
  46. Граждановедение: Прил. к «Учит. газ.». 1996. № 2. С. 4−5- 1996, № 5. С. 49−51.
  47. Граждановедение: Из опыта работы учителей граждановедения
  48. Челябинской области. Челябинск, 1997. 66 с.
  49. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.216 с.
  50. Е. А. и др. Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 172 с.
  51. А. Г. Гражданственность как высшее проявление общественного сознания личности // Коммунистическое воспитание. Вып. 6. М., 1974. С. 3−16.
  52. А. А. Историческое образование в современном российском обществе // Пед. вестн. 1997. № 5. С. 4.
  53. Джантакова 3. Д. Совершенствование воспитания гражданственности // О формах и путях совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Фрунзе, 1983. С. 3−24.
  54. Демократическое государство и гражданин в демократии/ Центр гражд. образования. М., 1993. 17 с.
  55. Э. Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М., 1994
  56. Н. В., Кимлика Б. Б., Кларк Р. Дж., Рэй Д. У. Демократия: государство и общество / Ин-т пед. систем. М., 1995. 302 с.
  57. И. А. Гражданственность как качество личности // Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Собр. науч. трактатов / Свердловск, Урал. гос. ун-т, 1986. С. 30—40
  58. И. М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 19 с.
  59. Н. И. Становление и развитие квалифицированных научно-педагогических исследований в России (1934−1997): Монография. СПб- Волгоград: Перемена, 1998. 375 с.
  60. Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень Комитета по высш. шк.- министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. М.: Моск. лицей. 1993. № 1. С. 1−43.
  61. И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1998. (Электронный вариант).
  62. И. А. Педагогическая психология. М., 1999. 384с.
  63. В. П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988, № 3. С. 96−104.
  64. Л. Ф. Практика гражданского образования в Челябинской области // Учит. газ. 1997. № 60.
  65. В. Школа гражданственности: Воспитательные резервы коллектива. М.: Молодая гвардия, 1979. 206 с.
  66. Е. И. Формирование гражданственности воспитанников в процессе правового воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. 174 с.
  67. М. В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полит, исследования. 1992. № 1−2. С. 193−201.
  68. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. инт-ов. М.: Просвещение, 1989. 496 с.
  69. М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996.
  70. И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 198 с.
  71. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы междунар. семинара. СПб.: Образование, 1996. 143 с.
  72. Н. Н. Массовая трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1923. С. 21.
  73. История политических и правовых учений. Древний мир / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Юрид. лист, 1983. 719 с.
  74. Ф 75. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности основа учебновоспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993. № 2. С. 4−7.
  75. В. А. Воспитай гражданина (записки директора школы). М.: Моск. рабочий, 1987. 144 с.
  76. Н. М. Сочинения в 2 т. Л.: Худож. лит., Т.2, 1984. 456 с.
  77. Г. О воспитании гражданственности // Пер. 3. Н. Журав-ской. Пг.: Школа и жизнь, 1917. 32 с.
  78. С. А. Периодическая печать в школе и дома: Опыт воспитания школьников средствами периодической печати: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 127 с.
  79. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188 с.
  80. В. П. Гражданственность как качество личности в социалистическом обществе / Учен. Зап. / Горьков. пед. ин-т. 1971. Сер. общественных наук. Вып. 109. С. 3−11.
  81. В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли.1. М.: 1990. 642 с.
  82. В. О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1990. т. IX. 525 с.
  83. Ю. И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высш. шк. 1988. 159 с.
  84. В. И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников (Материалы комсомольской организации Молдавии): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1975. 198 с.
  85. В. И. Формирование облика старшеклассников. Кишинев: Штиница, 1985. 112 с.
  86. Е.И. Гражданский облик выпускников советской школы.1. Иркутск, 1973. 187 с. 0 88. Колесникова И. А., Нагавкина Л. С., Барышников Е. М. Программа исловарь педагогических понятий по проблемам воспитания. СПб., 1994.
  87. Я. А. Законы хорошо организованной школы // Избр. пед. соч.: В 10 т. М.: Просвещение, 1982. С. 133−164.
  88. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
  89. В. И., Бикинин И. А. Основы знаний о государстве, праве и законодательстве. Уфа, 1994. 176 с.
  90. Э. Формирование гражданственности личности в условияхсоциализма: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Киев, 1983. 23 с.
  91. Краткий политический словарь / Под ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шмилина. М.: Политиздат, 1987. 509 с.
  92. Краткий словарь по социологии / Под общ ред. Д. М. Гвитиани, Н. И. Лапина. М.: 1998. 512 с.
  93. В. Д., Петрухин А. С., Шилобед М. И., Политика и право. 1011 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. шк. М.: Дрофа, 1995. 416 с.
  94. Н. К. Избранные педагогические труды / Под ред. ф А. М. Арсеньева и др. М: Педагогика, 1980. 495 с.
  95. Ф. Растет гражданин. М.: Знание. 1967. 48 с.
  96. Л. В. Проблема гражданского воспитания в советской педагогике 1918- 1936 гг.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 214 с.
  97. Т. Н. Высшая школа // Молодежь будущее России. М., 1995. С. 28−110.
  98. В. И. Полное собрание сочинений, Т.50, С.58
  99. В. Т. Гражданственность позиции / Советский молодой человек: социально-нравственные черты, проблемы воспитания). М.:
  100. Молодая гвардия, 1980. 184 с.
  101. В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высш. шк., 1990.302 с.0 103.Лисовский В. Т. Поколение обманутых надежд? // Сов. педагогика. 1991,6. С. 44−51.
  102. В.Т. Интеллигенция и нравственность: Социологические очерки. М., 1993. 249 с.
  103. В. Т. О критериях нравственной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1987, № 5. С. 45−49.
  104. В. Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998. 199 с.
  105. . Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт. 1999. 523 с.
  106. Д. С. О национальном характере русских // Вопр. философии. 1990. № 4. С. 6.
  107. Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики (Сост. и автор вступ. слова А. И. Пискунов), 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. С. 163−194.
  108. О.Ломоносов М. В. Для пользы общества. М.: Сов. Россия, 1990. 381 с. Ш. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Бутырина. 0 М.: Педагогика, 1991. 344 с.
  109. А. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1985. 636 с.
  110. ПЗ.Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Литер, 1997. 688 с.
  111. А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. 304 с.
  112. В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  113. Э. Б., Садовская И. А. Методологические основы • послеигрового анализа: Межведомственная школа-семинар по АМО
  114. Применение АМО в учебном процессе". Рига, 1983. С. 72−74.
  115. Ю. А. Воспитание основ гражданской зрелости у учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1967. 18 с.
  116. В. В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1993. 202 с.
  117. Материалы конф. «Воспитание и формирование личности студентов в условиях современного вуза» (Москва, 2−4 марта 1999 г.).
  118. И. Утверждение гражданственности // Народное образование. 1988, № 3. С. 45
  119. А. М. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М., 1977.
  120. Методологические проблемы коммунистического воспитания / Под ред. Афанасьевой И. Г. и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  121. Молодежь России: Потерянное поколение или надежда XXI века: Материалы науч.-практ. конф. / Отв. ред. Ю. В. Манько. СПб., 1998.
  122. Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  123. НечаевВ. А. Социология образования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 200 с.
  124. А. Ф. Политика и право. М.: Просвещение, 1995. 144 с.
  125. А.Ф. Правовая культура школьников// Сов. Педагогика. 1984. № 4.
  126. А. Ф., Соколов Я. В. Граждановедение: Учеб. материалы для эксперимент, проверки в средней шк. М., 1990. 4.1−3. 344 с.
  127. А .Ф., Соколов Я. В. Изменение подхода к гражданскому воспитанию/Под. ред. Г .Н.Филонова. М.: Педагогика. 1990. С. 17−20.
  128. А. Ф., Соколов Я. В. Гражданское образование: новый комплексный курс // Прил. к газ. «1 сентября». 1991. № 21. С. 1.
  129. Ф 131. Новикова Д., Сиземская И. Проблемы современного воспитания вфилософском контексте // Педагогика. 1998. № 7. С. 14.
  130. А. К. Формирование гражданской активности старшеклассников с учетом особенностей семьи (социально-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М.: 1995. 162 с.
  131. И. И. Формирование единства гражданского сознания и поведения у подростков в современной национальной школе (на примере
  132. Ш деятельности школ Чувашии): Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. 218 с.
  133. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. 509 с.
  134. Педагогическая энциклопедия. М., 1994.
  135. Педагогические идеи Великой Французской революции. М.: Работник просвещения, 1926. 281 с.
  136. Педагогический словарь: В 2 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. Т. 1. 774 с.
  137. В. И. Вариативность подходов к методике исследования нравственного воспитания // Сов. Педагогика. 1983. № 6. С. 71−72.
  138. Н. Г. Становление гражданской зрелости советского специалиста в условиях совершенствования социализма: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск. 1987. 19 с.
  139. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 225 с.
  140. П. И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 402 с.
  141. И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. 432 с.
  142. К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т.1. С. 7−15.151 .Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995. 256 с.
  143. В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. 144 с.
  144. В. Д. Гражданственность личности как фактор развития социалистического самоуправления народа / Вестн. МГУ. Сер. 11, право. 1987, № 1.С. 20−28.
  145. Профессиональная педагогика / Под общ. ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Проф. образование», 1999. 904 с.
  146. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запоро-жина, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.0 156.Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Петрозаводск, 1971.223 с.
  147. Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе) / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1993. 194 с.
  148. С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1990. 595 с.
  149. Н. Н. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения // Вестн. воспитания. 1916. № 7. С. 1−43- № 8. С. 1−40.
  150. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981, Т. 2. С. 170−177.
  151. И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательных школ. Кишинев: Штиинца, Лумина, 1975. 192 с.
  152. Ф. Н. Формирование качеств личности учащихся средствами музыки: Дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1991. 125 с. ф, 163. Селандж М. Гражданская направленность личности (социальнопсихологический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. 135 с.
  153. Л. Н. Россия в мировом сообществе цивилизаций Брянск: ООО «Курсив», 1996. 525 с.
  154. В. К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1987. 160 с.
  155. Т. Н. Образование: аспекты системного отражения.-Курганск: Зауралье, 1997. 464 с.
  156. Ф 167. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований:
  157. В помощь начинающему преподавателю. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  158. В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Школа-пресс, 1997. 512 с.
  159. Словарь современного русского языка / Акад. наук СССР. М.- J1.- 1954. Т. 2. С. 359.
  160. С. Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Аспект-пресс, 1995. 272 с.
  161. В. Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников. Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1994. 165 с.
  162. В. Я. Граждановедение: Пособие для учащихся 1−9 классов, их родителей и учителей. М., 1992. 95 с. 173 .Соловьев С. М. Избранные труды. Записки. М. Изд-во Моск. ун-та, 1983. 437 с.
  163. Сорока-Росинский В. Н. Национальное и героическое воспитание // Нар. образование. 1989. № 3. С. 124.
  164. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губ-ко. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  165. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб, 1995. С. 75,166.
  166. Стандарты образования: обсуждение вариантов // Преподавание истории в школе. № 4, 1994. С. 49−51.
  167. Л. С. Основы общей психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 736 с.
  168. И. Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. 17 с.
  169. Г. Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской Федерации: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. 130 с.
  170. В. А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 1996, № 1.С. 3−10.
  171. В. А. Рождение гражданина // Избр. произв.: В 5 т. Киев.: Рад. школа. 1980. Т.З. С. 301−627.
  172. В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  173. И. М. Гражданственность личности / Методологический аспект исследований: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1984. 17 с.
  174. К. Формирование гражданских качеств личности у студентов педагогических институтов. (По материалам преподавания немецкого языка): Дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1983. 130 с.
  175. Ю. А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. 197 с.
  176. Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн. / Отв. ред. Л. И. Новикова. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. Кн. 1. 143 е.- Кн.2. 206 с.
  177. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. И. Ушакова. М.:ОГИЗ, 1935. Т. 1. С. 614.
  178. Ю. Л., Тюпа В. И. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс. 1997. № 34. С. 6−8.
  179. Т. И. Начало становления демократического общества и формирования концепции гражданского образования в России в конце 80-х-90-х гг. XX века: Дис.. канд. истор. наук. М., 1998. 183 с.
  180. А. М. Формирование гражданственности старшеклассников в системе довузовской профессиональной подготовки учащейся молодежи: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. 175 с.
  181. Философский словарь / 6-е изд., перераб. и доп. Под ред. И. Т. Фролова М., 1991.509 с.
  182. Философская энциклопедия. М.: Наука, 1989. 814 с.
  183. Формирование гражданского сознания и национального самосознания у учащейся молодежи / Под ред. В. Ф. Фарфаровского. М.: Изд-во Ин-та
  184. Ф нац. проблем образования РФ, 1994. 185 с.
  185. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
  186. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 602 с.
  187. Н. И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев: Выща шк., 1978. 134 с.
  188. Цицерон. О государстве // Диалоги о государстве. О законах. Кн. II. М., 1966. 224 с.
  189. М. П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1980. 16 с.
  190. В.И. Историческое сознание молодежи (социалистический аспект) // Сов. педагогика. 1992. № 9−10. С. 8−13.
  191. Т. К. Роль экономического воспитания в формировании гражданской позиции специалиста с высшим образованием: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 22 с.
  192. А. М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70 80-х гг.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. 172 с.
  193. С. Т. Школа и строительство жизни // Пед. соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Просвещение, 1964. С. 251−285.
  194. Т. А. Воспитание у школьников социалистической гражданственности. Минск, 1982. 20 с.2Ю.Щукин Н. Н. Гражданственность как элемент нравственно-политической социализации личности // Вопр. этики: Материалы науч. конф. Тамбов. 1967. С. 80−95.
  195. Д. С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969.31 с.
  196. Ф. М. Учебно-познавательная деятельность как средство формирования гражданской активности подростков.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.201 с.
Заполнить форму текущей работой