Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии корпоративного развития малых городов Крайнего Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, город должен иметь концепцию перспективного социально-экономического корпоративного развития, ядром которой выступает формируемая населением корпоративная собственность. Она является базой для научно обоснованной системы стратегических целей и приоритетов корпоративного развития города, местной социальной и экономической политики. Концепция призвана уточнить стратегический выбор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Стратегия выбора корпоративного развития малых городов Крайнего Севера (МГКС) как объект исследования
    • 1. 1. Сущность, понятия и принципы стратегии выбора корпоративного развития городов
    • 1. 2. Анализ особенностей и социально-экономического состояния малых городов
    • 1. 3. Организационные формы управления развитием городов ведущих стран мира, России и основные направления корпоративного развития МГКС
  • Глава 2. Концептуальные основы формирования стратегии корпоративного развития МГКС
    • 2. 1. Управление формированием стратегии корпоративного развития города
    • 2. 2. ' Разработка стратегических целей социально — экономического корпоративного развития города
    • 2. 3. Механизм реализации стратегии корпоративного развития города
    • 2. 4. Оценка перспектив корпоративного развития МГКС

Формирование стратегии корпоративного развития малых городов Крайнего Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена потребностью в создании условий, обеспечивающих надежное социально-экономическое развитие малых городов Крайнего Севера. Невозможно переоценить стратегическое значение МГКС1 в долговременном освоении природно-ресурсного потенциала региона: здесь сосредоточены основные запасы минерально-сырьевых ресурсов, которые обеспечивают стратегическую безопасность страны.

К сожалению, сложившиеся экстремальные социально-экономические условия функционирования малых городов сводятся на современном этапе развития к проблеме выживания. В связи с этим необходимо изменение стратегического пути развития малых городов и выбор ими желаемого типа местной экономики.

Откладывание стратегического выбора чревато не только неэффективным расходованием бюджетных средств, но, прежде всего, сдерживанием развития экономической среды, что в конечном счете обуславливает снижение качества жизни населения. В связи с этим является актуальным переход в управлении функционированием и развитием местной экономики и социальной сферы малых городов от существующего разрешительного типа управления к корпоративному.

Среди важных и сложных теоретических проблем, рассматриваемых в диссертационном исследовании, следует выделить те, которые связаны с определением стратегических целей социально-экономического развития города, методологическими основами их выбора, разработкой механизма их реализации. Эффективность их решения во многом зависит от научного обеспечения, которое сегодня представляется явно недостаточным. В этой связи особую.

1 МГКС — малые города Крайнего Севера. актуальность приобретает разработка документов стратегического характера для управления всех уровней, содержащих корпоративный подход к социально-экономическому развитию регионов, страны в целом, ее муниципальных образований, среди которых важное место занимают малые города Крайнего Севера.

Степень научной разработанности стратегии корпоративного развития малых городов Крайнего Севера не отвечает реальным практическим потребностям и не учитывает их особенностей.

По проблемам совершенствования методов хозяйствования, институциональных основ развития регионов и городов опубликовано значительное количество журнальных статей книг и монографий, проведен ряд диссертационных исследований. В отечественной литературе, в работах И. Абанкиной, Т. Абанкиной, М. Вебера, А. Высоцкого, Б. С. Жихаревич, О. В. Коломийченко, Е. К. Овсянникова, В. В. Пономарева, В. Е. Рохчина, A.M. Ходачек и др.2 исследовались проблемы стратегического выбора развития городов.

И. Ансофф, С. Ф. Жилкин, К. Н. Знаменская, В. А. Ириков, У. Кинг, Д. Клиланд, Г. С. Поспелов, В. Е. Рохчин, А. Н. Петров, Дж. Форрестер и др.3 в своих публикациях изучали вопросы.

2 Вебер М. Город, В кн. «Избранное, Образ общества». — М., 1994; Высоцкий А., Абалкина И., Абанкина Т. «Доходность городских территорий», «Городское управление» № б, 1997; «Доходы муниципальных образований», «Финансы» № 2, 1998; Жихаревич Б. С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. — СПб: ИСЭП РАН, 1995; Коломийченко O.B., Овсянников E.K., Пономарев B.B., Рохчин В. Е. Научные основы разработки концепции развития региона. — Л.: ЛИИАН, 1987; Ходачек A.M. Стратегический выбор. // Экономика. Политика. Инвестиции. 1998. № 1.

3 Ансофф И. Стратегическое управление. / Сокр.пер. с англ. — М.: Экономика, 1989; Кинг У., Клиланд Д, Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс- 1982; Поспелов Г. С., Ириков B.A. Программно-целевое планирование и управление — М.: Сов. радио, 1976; Рохчин В. Е. Формирование стратегического выбора региона: методологический аспект. И Школа гуманитарных наук. 1997. № 2- Рохчин B.E., Знаменская K.H., Жилкин С. Ф. Сфатегический выбор как основа перспективного развития города: научно-методический подход. // Материалы к научно-практическому семинару «Городской маркетинг как путь к инвестициям и — совместным проектам» Евроград. — СПб, 1998; Стратегическое планирование и управление. / Под ред. проф АН. Петрова, 4.1: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПб У ЭФ, 1997; Форрестер Дж. Динамика развития города. — М., 1974. стратегического планирования развития социально-экономических систем регионов и городов.

Существенный вклад в теорию и практику городских хозяйств внесли ученые JI.A. Велихов, А. Г. Воронин, A.JI. Гапоненко, А. Е. Когут, О. П. Литовка, В. А. Лапин, П. А. Ореховский, В. Е. Рохчин, А. А. Румянцев, А. Н. Широков и др.4.

Вопросы корпоративной организации и управления муниципальными образованиями рассмотрены в работах А. Н. Алисова, А. Л. Гапоненко, В. В. Гришина, В. И. Иванова, С. Б. Мельникова, Л. М. Могилевского, В. А. Николаева, С. Н. Сильвестрова и др.5.

Поискам эффективных путей управления развитием посвящены работы А. И. Васильчикова, А. В. Виноградова, Э. В. Дюрана, Г. Люхтерхандта, Ф. Науманна и др.6.

Однако данные исследования носят традиционный характер и в них отражены либо теоретические, либо правовые, либо финансовые.

4 Велихов JI.A. Основы городского хозяйства. — Обнинск: Институт муниципального управления, 1995; Возрождение развития малых городов России (основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации). — М.: АО «Панас-Аэро», 1994; Воронин А. Г., Лапин В. А. Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М.: Московский общественный научный фонд, 1997;Гапоненко А. Л. Управление экономическим развитием. — М., 1997; Когут А. Е., Литовка О. П., Рохчин B.E., Румянцев А. А. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. — СПб, 1994; Ореховский П. А. Муниципальный менеджмент. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск 16. M.: Московский общественный научный фонд, 1999.

5 Гапоненко А. Л., Алисова A.H., Мельникова С. Б., Николаева В. А., Гришина В. В. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. -М.: «МДС», 1999; Иванов В. И., Мельников С. Б., Могилевский Л. М., Сильвестров C.H. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение качества жизни каждого. — М.: Славянский диалог, 1997; Мельников С. Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса. — M.: «АРиНА», 1996.

6 Васильчиков А. И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. T.2 СПб., 1870- Виноградов В. А. Местное самоуправление: российский вариант. — М., 1993; Дюран Э. В. Местные органы власти во Франции. — М., 1996; Зарубежный опыт государственного управления. — М.: РАГС, 1999; Местное самоуправление: теория и практика /Сост. и ред. Г. Люхтерхандт. — 2-е изм. и доп. изд. — М.: фонд Фридриха Науманна, 1997. аспекты разработки стратегий. Поэтому теоретическая проработка особой функции системы муниципального управленияформирование стратегии корпоративного развития МГКСпредставляется особенно актуальной.

Объектом исследования является процесс формирования стратегии развития малых городов Крайнего Севера.

Предметом исследования выступают управленческие и социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования стратегии корпоративного развития малых городов Крайнего Севера.

Основной целью исследования является решение важной народнохозяйственной задачи — разработка концептуальных основ формирования стратегии корпоративного развития малых городов Крайнего Севера.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих конкретных задач:

— исследовать основные теоретические положения, связанные с уточнением сущности категорий «концепция», «стратегия», «стратегический выбор», «стратегия корпоративного развития»;

— проанализировать особенности и состояние социально-экономического развития малых городов Крайнего Севера;

— определить перспективу, направления, стратегические цели и модель корпоративного развития малых городов Крайнего Севера;

— обосновать алгоритм управления формированием стратегического выбора корпоративного развития города;

— разработать механизм реализации стратегического выбора корпоративного развития города.

Теоретической и методологической базой диссертации являются труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования в области менеджмента, экономики, теории управления и организации, прикладные работы по данной проблеме, действующее российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы, регулирующие функционирование и развитие муниципальных образований (городов Российской Федерации).

В диссертации используется совокупность приемов и методов научного познания социально-экономических явлений и процессов: конкретно-исторический, системный, программно-целевой, статистический, а также метод сравнительного анализа и экспертных оценок.

В качестве эмпирического материала использованы статистические данные Госкомстата РФ, Ямало-Ненецкого автономного округа и г. Губкинский, а также результаты социологических исследований, проведенных автором.

Новые научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:

1.Решена важная народнохозяйственная задача — разработаны концептуальные основы формирования стратегии корпоративного развития малых городов Крайнего Севера, раскрывающие механизм корпоративного подхода в управлении социально-экономическим развитием города, включающие формирование населением корпоративной собственности и на этой основе создание развитой экономической среды для местных предприятийцеленаправленное воздействие органов городского самоуправления на все субъекты хозяйствованияобеспечение договорной основы с максимально эффективным использованием всех имеющихся видов ресурсов с учетом полной экономической ответственности партнеров.

2. Разработан принцип «баланса интересов», дополняющий основные принципы реализации стратегического выбора корпоративного развития города, обеспечивающий согласование интересов хозяйствующих субъектов, населения и органов власти, участвующих в реализации его стратегического выбора.

Расширена трактовка понятия «совместное владение собственностью» за счет добавления признака «преемственность поколений», устраняющего причину, приводящую к периодическому переделу муниципальной собственности.

3.Введены понятия:

— «стратегический выбор населения малого города» — это выбор населением конкретного типа экономики, конкретного метода хозяйствования и решения задач социального и экономического развития города;

— «корпоративная цель развития малого города» — это разработанный с использованием научных методов учет объективных закономерностей и особенностей развития местного сообщества, модель его саморазвития, предполагающая наличие у населения собственной, а не филиалов или представительств, производственной, финансовой и социальной инфраструктуры.

4. Доказана возможность корпоративного развития малого города без привлечения и использования внешних ресурсов. Данный экономический порядок является более эффективным по отношению к существующему, так как корпоративная экономика малого города основана на собственности населения, его экономической активности и корпоративной культуре.

5.Разработан алгоритм формирования стратегических целей социально-экономического корпоративного развития муниципального образования малых городов, который предусматривает включение в процесс: обоснование выбора корпоративного развития городавыявление и предварительную оценку существующих и перспективных направлений развития городаформирование перечня первостепенных направлений корпоративного развития городаконцентрацию критической массы инициативного населения на проведении в жизнь необходимых экономических и социальных изменений. Предлагаемый корпоративный подход эффективнее стандартного за счет рассмотрения каждым человеком корпоративных целей развития своего города как личных.

6. Разработана модель корпоративного развития малых городов, включающая следующие компоненты:

— реализацию корпоративных механизмов самостоятельности сообщества на основе договорных, а не директивных отношений с государством;

— наделение корпоративной системы управления городом правом законодательной инициативы не только на местном, но и на федеральном уровне с целью исключения теневой экономики, возникающей по причине жесткого государственного регулирования хозяйственной деятельности субъектовэкономию ресурсов, снижение потерь, особенно в государственном секторе, повышение эффективности государственных капиталовложений при выполнении федеральных программ, стимулирование инновационной активности предпринимателей.

7. Доказано, что переход города к корпоративным социально-экономическим преобразованиям предполагает:

— понимание населением сути корпоративных преобразований в сфере экономических отношений и управления ими;

— востребованность корпоративных отношений как главного фактора повышения качества жизни каждого жителя города;

— организационную готовность представительных и исполнительных органов власти вместе с населением осуществлять необходимые преобразования;

— наличие компетентных муниципальных менеджеров, способных корпоративно организовать деятельность населения по достижению установленных ими стратегических целей.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования доведены до конкретных моделей, технологий, рекомендаций, обеспечивающих разработку концептуальных основ формирования стратегии корпоративного развития городов Крайнего Севера, с учетом местных ресурсов, традиций, конкретных условий и обстоятельств.

Апробация работы осуществлялась автором в процессе его практической деятельности в качестве главы администрации города Губкинский. Основные положения, выводы и практические рекомендации прошли апробацию на Втором российском конгрессе «Лучший менеджер России», где были отмечены дипломом и памятным знаком, а также на семинарах и заседаниях проблемной группы кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Результаты исследования изложены в публикациях автора общим объемом 3,9 печатных листа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в настоящем исследовании анализ, а также оценка возможности формирования стратегии корпоративного развития муниципальных образований типа городов, изучение зарубежного опыта позволяют сформулировать ряд выводов и предложений:

1. Противоречия в социально-экономическом развитии страны, ее отдельных регионов, муниципальных образований служат источником социальной напряженности. Особую озабоченность вызывает отсутствие ясных и согласованных с обществом стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии страны, ее отдельных территорий. Без видения перспективы развития представляются нецелесообразными действия, направленные на улучшение дел в экономике, социальной сфере.

Источником корпоративного развития всегда были добровольные соединения, а также стремление различных структурных образований к совместному, более устойчивому существованию. С этой точки зрения города могут рассматриваться как основа формирования корпоративной экономики.

2. Местное самоуправление, являясь по своей сути формой проявления власти народа, представляет собой не столько чисто политическую ее сторону, сколько социальную и экономическую. Причем политические, социальные и экономические аспекты должны быть строго сбалансированы. Местное самоуправление, как показывает международный опыт, и есть тот механизм, посредством которого можно обеспечить сближение людей с властью. Между ветвями власти и населением города устанавливаются партнерские отношения, заключаются социальные контракты. Сутью партнерства является взаимное доверие, которое формируется на принципах корпоративной организации и управления городом.

3. Научно обоснованную корпоративную политику развития малых городов можно реализовать на практике лишь в том случае, если ее воспринимает местное сообщество. Ключевая формула корпоративного развития и управления малым городом — это очерченные и всем понятные, а главное разделяемые населением цели, нормы (правила) и механизмы достижения целей.

Определяя корпоративное направление развития малых и средних городов, следует исходить из того, что наиболее перспективным ресурсом их развития является образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал.

Разрабатывая и реализуя инновационные проекты, предприятия малого и среднего бизнеса могут функционировать и развиваться во взаимодействии с отраслевыми производственными корпорациями. В этом случае массовое «индустриальное производство» рационально располагать в малых и средних городах, где оно будет дешевле. В условиях корпоративного развития малые города получают экономическую и социальную самостоятельность, подобающее им место в политическом и управленческом пространстве страны.

4. Корпоративная организация малого города представляет собой сложную открытую социально-экономическую систему, имеющую входы и выходы. Корпоративная организация малого города как новая форма хозяйствования характеризуется способностью к адаптации и обновлению, динамизмом развития. Как сложная социально-экономическая система, она функционирует не по принципу детерминизма, а по законам динамического стахостизма, неустойчивости, неравновесности. Источником ее динамического и неравновесного развития являются инициативные, предприимчивые и творческие люди, т. е. генераторы и трансформаторы новых идей, парадигм, концепций, ноу-хау и т. д.

5. Комплексно оценивая потенциал города, более корректно говорить не об экономическом, а о социально-экономическом аспекте. Обусловлено это тем обстоятельством, что исследование тех или иных составляющих экономического потенциала города неминуемо приводит к выделению социального аспекта, определяемого отношениями между людьми по поводу его создания, поддержания и использования.

6. В период становления местного самоуправления городские власти должны обеспечивать финансовую поддержку принимаемых ими решений. Особое значение приобретает формирование «бюджета развития» города, его способность выступать в качестве партнера для инвесторов. Решение этих и других ключевых для развития города задач органами местного самоуправления невозможно без знания величины накопленного на территории социально-экономического потенциала, тенденций и динамики изменения его величины и эффективности использования.

7. Как категории, характеризующей определенные резервы, возможности развития, городскому социально-экономическому потенциалу свойственны изменения во времени. Исходный (стартовый) социально-экономический потенциал города может быть представлен следующими основными структурными составляющими:

— базовые ресурсные потенциалы города;

— природно-ресурсный потенциал;

— экономико-географический потенциал;

— демографический потенциал;

— трудовой потенциал;

— производственный потенциал;

— научно-инновационный потенциал;

— социально-инфраструктурный потенциал;

— бюджетный потенциал;

— инвестиционный потенциал;

— экспортно-импортный потенциал.

Обеспечение реализации потенциала социальноэкономического развития города — это локальные возможности, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов.

8. Результативность реализации стратегического выбора корпоративного развития малого города в значительной мере определяется позицией органов городского самоуправления, деятельность которых должна быть направлена на достижение стратегических ориентиров и целей социально-экономического корпоративного развития города. Среди необходимых условий реализации стратегического выбора корпоративного развития малого города отметим следующие.

Во-первых, город должен иметь концепцию перспективного социально-экономического корпоративного развития, ядром которой выступает формируемая населением корпоративная собственность. Она является базой для научно обоснованной системы стратегических целей и приоритетов корпоративного развития города, местной социальной и экономической политики. Концепция призвана уточнить стратегический выбор корпоративного развития города, являться рамочными документом, в определенной мере обосновывающим реальность выполнения задуманного. При этом принципиальным является рассмотрение и одобрение исполнительными и представительными ветвями власти городского самоуправления концепции социально-экономического корпоративного развития города. Это позволит осуществлять комплексное развитие города, исходя из принятого местным сообществом стратегического выбора.

Во-вторых, необходимым условием успешной работы по реализации стратегического выбора является создание в городе органами местного самоуправления благоприятного социально-психологического климата, что позволит эффективно включить в выполнение стратегического замысла организации и предприятия, общественные группы и население в целом.

В-третьих, городское самоуправление должно создать, обеспечить запуск и эффективное функционирование механизма реализации стратегического выбора корпоративного развития.

9. Различным программам комплексного городского развития присущи свои особенности, вытекающие из существа решаемых проблем, специфики того или иного региона. Обобщая опыт формирования ряда комплексных программ социально-экономического развития городов России, автор предлагает следующую примерную структуру программы корпоративного развития города:

Раздел I. (сводный). 1.1.Стартовые условия и исходные предпосылки развития города. Результаты сертификации качества местного (городского) самоуправления: уровень качества жизни населенияуровень социального и экономического развития городауровень компетентности работников органа местного (городского) самоуправления- 1.2.Стратегический выбор корпоративного развития города- 1.3.Стратегические цели и основные приоритеты реформирования и социально-экономического корпоративного развития города- 1.4. Антикризисные и стабилизационные меры первоочередного характера- 1.5.Механизм реализации программы.

Раздел II. Повышение качества жизни населения: 2.1. Повышение уровня соматического здоровья (физического состояния) населения- 2.2. Увеличение доходов бюджета каждой семьи- 2.3. Обеспечение общественного порядка и законности- 2.4. Улучшение экологической ситуации- 2.5. Внедрение механизма ипотечного кредитования для улучшения жилищных условий- 2.6. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг- 2.7. Благоустройство территории города- 2.8. Развитие сферы услуг: бытовое обслуживание, образование, культура, искусство, транспортное обслуживание, медицина и др.

Раздел III. Основные направления реформирования и развития корпоративной экономики города: 3.1 Формирование корпоративной собственности населения- 3.2. Формирование команды муниципальных менеджеров- 3.3. Формирование социально-финансовой группы города- 3.4. Развитие межтерриториальных и внешнеэкономических связей.

Раздел IV. Основные направления развития системы городского самоуправления: 4.1. Нормативно-правовое обеспечение- 4.2. Организационное обеспечение- 4.3. Информационное обеспечение- 4.4. Кадровое обеспечение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — М., Изд-е офиц., 1995. № 35.Ст.3506.
  2. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — М., Изд-е офиц., 1995.-№ 30. Ст. 2871.
  3. А.Н. Программы регионального развития // Наука и производство: век интеграций. США Западная Европа. Япония. М., 1992.
  4. Л., Кистанов В. Региональные программы, перспективные вопросы//Экономист. 1997. № 3.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974.
  6. Р. Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, 1985.
  7. И. Стратегическое управление. / Сокр.пер. с англ. -М.: Экономика, 1989.
  8. Н. Судьба России.- М., 1990. С. 214.
  9. В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства, СПб.: Корвус, 1995.
  10. A.M. Власть в городе. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1995.
  11. А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т.2 СПб., 1870.
  12. М. Город, В кн. «Избранное. Образ общества». М., 1994.
  13. JI.А. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
  14. .Б. История земства. СПб., 1911.
  15. В.А. Местное самоуправление: российский вариант. -М., 1993.
  16. Возрождение развития малых городов России (основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации). М.: АО «Панас-Аэро», 1994.
  17. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. -М.: «Мысль», 1991.
  18. Волкова В. Н, Чабровский В. А. Цель, прогнозирование, анализ, структуризация. СПб., 1995.
  19. А.Г., Лапин В. А. Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Московский общественный научный фонд, 1997.
  20. А., Абанкина И., Абанкина Т. «Доходность городских территорий», «Городское управление» № 6, 1997- «Доходы муниципальных образований», «Финансы» № 2,1998.
  21. А.Л. Управление экономическим развитием. -М., 1997.
  22. А.Л., Алисов А. Н., Демченко О. В., Казарин В. Н. Стратегия развития города: современные подходы и технологии. -М.: Международный дом сотрудничества, 1999.
  23. А.Л., Алисов А. Н., Мельников С. Б., Николаев В. А., Гришин В. В. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы и технологии. М.: «МДС», 1999.
  24. М.М. Подготовка земской реформы 1864 года. -М., 1957.
  25. А.Д. История местного самоуправления в России. СПб, 1899.
  26. Л.И. Эффективность территориальной организации.-М.: «Мысль», 1979.
  27. О. Инвестиционные возможности региона. Экономист, 1993, № 6.
  28. Ю.С. Развитие организационной структуры управления в регионе. М.: АОН, 1989.
  29. Э.В. Местные органы власти во Франции. М., 1996.
  30. Европейская хартия местного самоуправления // Народный депутат, 1993, № 11.
  31. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб: ИСЭП РАН, 1995.
  32. Зарубежный опыт государственного управления. М.: РАГС, 1999.
  33. Л.Г. Земская контрреформа 1890 года. М., 1968.
  34. В.И., Мельников С. Б., Могилевский Л. М., Сильвестров С. Н. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение качества жизни каждого. М.: Славянский диалог, 1997.
  35. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. —М.: Наука, 1995.
  36. У., Клиланд Д, Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс- 1982.
  37. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев А. А. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. -СПб, 1994.
  38. Когут А. Е, Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.:1. ИСЭП РАН, 1995.
  39. Коломийченко О, В., Овсянников Е. К., Пономарев В. В., Рохчин В. Е. Научные основы разработки концепции развития региона. Л.: ЛИИАН, 1987.
  40. Концепция социально-экономического развития муниципального образования на 1999−2005 гг. Железнодорожный, 1997.
  41. Концепция социально-экономического развития г. Читы до 2003 г.-Чита, 1998.
  42. Г., О' Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том 1. /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1981.
  43. В.Н., Швецов А.И, Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  44. И.М. Территориальная структура хозяйства. -Новосибирск, 1986.
  45. С.Б. Муниципальный менеджмент. Введение в корпоративный метод хозяйствования: преимущества и отличия от капиталистического и социалистического. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  46. С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города (района). М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  47. С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в собственности муниципальных образований. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  48. С.Б. Формирование корпоративного управлениямуниципальными образованиями в России в условиях кризиса. М.: «АРиНА», 1996.
  49. М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  50. Местное самоуправление: теория и практика /Сост. и ред. Г. Люх-Терхандт. 2-е изм. и доп. изд. — М.: фонд Фридриха Науманна, 1997.
  51. Миклин А. М, Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. М.: Мысль. 1480.
  52. К. Ресурсный потенциал региона (теоретические аспекты исследования). М.: Наука, 1991.
  53. Основы местного самоуправления /Под ред. С. В. Вобленко. — Обнинск: Институт муниципального управления, 1997.
  54. П.А. Муниципальный менеджмент. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск 16. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  55. М., Яценко А. Возможность, действительность и цель. //Проблемы возможности и действительности. М.: Наука. 1964.
  56. Н.М. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1977.
  57. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление М.: Сов. радио, 1976.
  58. Программа антикризисных мер и основные направления социально-экономического развития г. Ярославль. М.: Фонд «Институт экономики города», 1993.
  59. Развитие Одинцовского района на 1998−2005 гг. (Целевая комплексная программа). М.: «Славянский диалог», 1999.
  60. Рыночная экономика: Учебник. В 3-х томах. Т.2. Часть 1
  61. Основы бизнеса/ М.: «Соминтек», 1992.
  62. Н.И. Категория цели: проблемы исследования. -М. Мысль. 1980.
  63. В.Е. Формирование стратегического выбора региона : методологический аспект. // Школа гуманитарных наук. 1997. № 2.
  64. А. Как нам обустроить Россию: посильные соображения. М., 1994.
  65. Собрание законодательства РФ. М.- Изд-е офиц., 1995. — № 30, ст. 2871.
  66. Стратегическое планирование и управление. / Под ред. проф АН. Петрова, 4.1: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1997.
  67. Дж. Динамика развития города. М., 1974.
  68. AM. Стратегический выбор. // Экономика. Политика. Инвестиции. 1998. № 1.
  69. JI.H. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы. Перспективы. М., 1996.
  70. City Managment in Tilburg (the Netherlands): Past, Presentand Future (Материал, получен по сети Интернет. Адрес материала в Интернете: www.unesco.org/most/westeu 14/htm,).
  71. Kickert W.J.M. Administrative reforms and public sector governance in the Netherlands, In: «Kommunalverwaltung im Moderrnisierungsschub», Berlin, 1996.
  72. Kommunale Dienstleisturgen zwischen Gemeinwohlauftrag, Biirgerschaft und Markt, Kommunale Selbstverwaltung, Hrgs von M. Nierhaus, Berlin, 1998.
  73. State Laws Governing Local Government Structure and Administration, U.S. // Advisory Commission on Intergovernmental Relations. Mach. 1997.
Заполнить форму текущей работой