Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность ювенальных судов, в отличие от других органов, направлена как на защиту прав ребенка, так и на восстановление нарушенных прав, предупреждение новых преступлений и наказание виновных лиц. С этой целью используется целый комплекс знаний о ребенке: юридические, педагогические, психологические, социальные и другие. Особый акцент расставлен на изучении социальных условий жизни детей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА И ЕГО РАЗВИТИЕ
    • 1. 1. Анализ понятия «ребенок» в международном и российском праве
    • 1. 2. Россия и Великобритания (Англия) в общей истории развития прав ребенка
    • 1. 3. Особенности правового статуса ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретический аспект
    • 1. 4. Теоретические подходы к классификации прав ребенка в России и Великобритании (Англии)
  • 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА, СООТНОШЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Правовое положение ребенка по действующему законодательству России и Великобритании (Англии)
    • 2. 2. Механизм и стадии реализации правового статуса ребенка
    • 2. 3. Ювенальная юстиция как наиболее эффективный внутригосударственный институт защиты прав ребенка
    • 2. 4. Проблемы реализации правового статуса ребенка в России и Великобритании (Англии)

Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

У нашей страны очень сложная историческая судьба. За одно столетие Россия дважды поменяла общественно — экономический строй, каждый раз отказываясь от ценностей, традиций и всего положительного, что было накоплено ее народом. В течение 15 лет мы строим новое государство, обновляя национальное законодательство. Переход к рыночной экономике потребовал принятия соответствующих законодательных актов во всех сферах жизнедеятельности. Только в сфере детства было принято более ста нормативно — правовых актов. На совершенство нового российского законодательства не следовало и рассчитывать, так как оно было принято в минимально возможное, очень короткое время. В этот период времени особенно пострадали самые уязвимые слои населения — пожилые люди и дети.

Дети в силу особенностей психического и физического развития требуют особого подхода, а в силу отсутствия жизненного опыта и, в определенной степени, зависимого положения от взрослых не всегда могут самостоятельно обратиться в соответствующие органы за защитой своих прав и законных интересов. События, произошедшие в России в конце XX столетия, обрушили на них такие проблемы, которых они не знали ранее. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальные условия для развития каждого ребенка и отсутствием экономических возможностей у большинства семей.

Несмотря на предпринимаемые меры, в настоящее время ситуация в сфере обеспечения, реализации и защиты прав детей продолжает оставаться нерешенной. Проблемным является получение бесплатного профессионального образования и медицинских услуг. Разрушена система дошкольного воспитания, а оставшиеся дошкольные учреждения охватывают только 58% детей в возрасте от 3 до 7 лет (2005 г.). Очередь на устройство детей в детские дошкольные учреждения составляет 850 тыс. человек1. Долгие школьные каникулы дети вынуждены проводить в городе, так как отлаженная в течение 70 лет система летнего отдыха в пионерских, спортивных, оздоровительных лагерях практически не работает.

Сегодня в России детей меньше, чем трудоспособного населения. Сложилась кризисная демографическая ситуация: низкая рождаемость сопровождается высокой детской смертностью. Суммарный показатель рождаемости в 2004 г. — 1,34, а в 1987 г. он составлял 2,192. Показатель смертности среди детей в возрасте до 5 лет по данным ВОЗ в 2004 г. был: для мальчиков -18 промилле, для девочек -14 промилле3.

Анализ состояния дел в сфере обеспечения прав ребенка, их реализации и защиты говорит о недостаточной теоретической и не очень эффективной действующей нормативно — правовой базе.

Согласно высказыванию британского ученого Маккормика Н. (1976), «любая теория права, которая не охватывает права детей, является несовершенной"4.

Многие страны, например Великобритания, к созданию современной системы правовых ценностей шли на протяжении нескольких веков. У этой страны «благополучная история». Она ценит, бережет и развивает прогрессивные мысли, касающиеся прав человека. Именно в Великобритании (Англии) они впервые обрели свою четкую терминологическую форму в трудах Локка Дж. уже в XVII веке. Он одним из первых заявил о необходимости наделения ребенка правами. Великобритания (Англия) раньше, чем Россия и международное сообщество, подошла к законодательному закреплению преимущественной защиты прав и интересов ребенка. Это стало возможным благодаря наличию богатой.

1 Статистические данные Комитета по делам женщин, семьи и детей. М., 2005. С. 8.

2 Там же. С. 3.

3 Probability of dying (per 1 000 population) under five years of age (under — 5 mortality), 2004 / http://www3.who.int/whosis/country/compare.cfm?country=RUS&indicator=MortChildMale, MortChildFemale& nguage=english.

4 Campbell Kenneth. Legal Rights, London, King College, Copyright, 2005 / http://plato.stanford.edu/entries/legal-rights. теоретической базы. Уже более 100 лет в этой стране действуют ювенальные суды, рассматривающие дела в закрытом судебном заседании. Они стараются принимать решения в соответствии с нормами и принципами международного права и учитывать преимущественные интересы ребенка. Некоторые проблемы российских детей не знакомы британцам: многотысячные очереди в детские дошкольные учреждения, реализация права детей — инвалидов на получение образования в учебных заведениях, проблема массового сиротства при живых родителях. Уровень благосостояния в Великобритании значительно выше, чем в России. Суммарный показатель рождаемости (TFR) в 2004 г. составил 1,77'. Показатель смертности среди детей в возрасте до 5 лет по данным ВОЗ в 2004 г. для мальчиков — 6 промилле, для девочек — 52. Данный показатель смертности в Великобритании (Англии) в 3 раза ниже аналогичного в России, а рождаемость в 1,3 раза выше.

Богатый исторический опыт в области обеспечения прав детей, фактическое состояние дел, свидетельствующее об эффективном механизме защиты прав, и продолжающиеся сегодня дискуссии по данной проблеме с целью обогатить правовой статус ребенка, довести его до совершенства позволяют говорить об Англии как о стране, достигшей высоких результатов в сфере реального осуществления прав и законных интересов ребенка.

В связи с этим выбор правовой системы Великобритании (Англии) в сравнении с Россией в аспекте правового статуса ребенка, его реализации и защиты закономерен, оправдан и актуален.

Интеграция России в мировое сообщество также делает тему данного исследования актуальной. Процесс сближения стран требует обеспечить соответствие российского законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права. С этой целью необходимо детальное изучение теории и истории права стран, достигших больших успехов в сфере.

1 The total fertility rate (TFR) in the UK, 2004 / http://www.statistics.gov.uk/cci/nugget.asp?ID=951.

2 Probability of dying (per 1 000 population) under five years of age (under — 5 mortality), 2004 / http://www3.who.int/whosis/country/comparexfm?country=RUS&indicatoi^MortChildMale, MortChildFemale&la nguage=english реализации прав детей, высокого благосостояния и имеющих репутацию стран справедливого права.

России, которая находится на пути строительства правового государства, необходимо изучить, проанализировать и перенять положительные моменты, существующие в теории права и законодательстве Великобритании (Англии), и таким образом, обогатить собственную теорию и усовершенствовать существующее законодательство, касающееся правового статуса ребенка.

Целесообразно также вспомнить о традициях и истории государства российского. Пренебрежение ими, неиспользование накопленного интеллектуального, правового, государственного опыта удлиняет путь к истине, делает нас нравственно беднее.

В практике Российского и Британского государств можно почерпнуть немало полезного для решения проблем современной России, в частности, по вопросу правового статуса ребенка.

Будущее любой страны зависит от благополучия и нормального развития детей. Без поддержки детей и молодежи общество обречено на физическую, интеллектуальную и нравственную деградацию. Именно в детстве «река берет свое начало и определяет свое направление"1.

Обеспечение и защита прав ребенка — важнейшие задачи общества, государства и международного сообщества в целом. «Если мы предоставим ребенку не только самый необходимый набор прав, но и возможность участвовать в принятии решений, непосредственно касающихся его жизни, создадим эффективно действующую судебную систему, защитим ребенка от бед и эксплуатации, то построим основу справедливого общества, к которому стремимся и которого заслуживают дети"2.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования и подтверждает необходимость ее научной ВалееваР. А. Януш Корчак о правах ребенка / Р. А. Валеева// Защити меня. 2001. № 1. С. 5.

2 Human Rights fact Sheet No.10 (Rev.l). The Rights of the Child. United Nations, Geneva. GE.96−18 643-November 1998, P. 2. разработки с целью создания эффективной модели правового статуса ребенка в России (теоретические знания о правовом статусе, законодательная база, механизм реализации правовых норм и механизм защиты прав).

Наступивший век, несмотря ни на что, должен стать не только веком прав человека, но и веком прав ребенка. Таким он уже стал для множества f цивилизованных, а потому благополучных государств. Надеемся, что он станет таковым и для России.

Степень научной разработанности темы исследования.

Формирование института правового статуса ребенка имеет долгую историю и прослеживается на разных исторических этапах. Однако, оценивая степень разработанности темы диссертационного исследования, можно сказать, что она является недостаточной.

В основном правовой статус ребенка привлекал и привлекает внимание педагогов: Кей Э. — Швеция, Лай В.- Германия, Корчак Я., Вентцель К., Образцова О. — Россия, социологов и философов: Арчард Д. — Англия, историков: Пинчбек И. — Англия и в меньшей степени юристов.

Важную роль в осмыслении правового положения ребенка в дореволюционный период сыграли труды следующих российских ученых: Брокгауза Ф. А., Владимирского — Буданова М. Ф., Вольмана И. С., Ефронова И. А., Загоровского А. И., Зыбковец В. Ф., Котрявского А. А, Максимова Е. Д., Сорокина В. М. и других.

Особого внимания заслуживает монография Сорокина В. М. «Охрана детства» (1893). В ней автор указывает на необходимость соблюдения прав детей на охрану здоровья, отдых, игру, защиту и помощь, а также рассматривает механизмы реализации этих прав1.

После 1917 года правовое положение ребенка рассматривается в трудах Вентцеля К. Н., Гидулянова П. В., Генкина Д. М., Гойбарга А. Г., Корчака Я. Козлова Т. В. Первое право ребенка. Право ребенка на жизнь и здоровое развитие. Самара. 2003 г. / http://www.adm.samara.rU/content/4/508/l 1112/.

Корчак Я. в работе «Право ребенка на уважение» (1929) наделил ребенка ни. одним десятком прав. Кроме того, в детских домах, построенных под его руководством, он создал условия и механизм для их реализации.

Вентцель К. Н. разработал «Декларацию прав ребенка» (1918), которая одна из первых в мире провозгласила для детей равные со взрослыми права и свободы в различных областях (социальные, экономические, культурные).

Среди наших современников особо хочется отметить работу профессора Абрамова В. И. «Права ребенка в России» (2005). Он попытался раскрыть теоретический аспект правового статуса ребенка, опираясь на кандидатские и докторские диссертации, посвященные проблемам детства.

Большое методологическое значение для теоретических исследований прав ребенка имеют работы российских ученых — теоретиков • права, специалистов в области прав человека: Витрука Н. В., Масленникова В. А., Матузова Н. И.: «Права личности в социалистическом обществе» (1981) — Матузова Н. И. «Личность. Права. Демократия: теоретические проблемы субъективного права» (1972), «Правовая система и личность» (1987), («Возможность и действительность в правовой сфере» (2000) — Мальцева Г. В.,.

Манова Г. Н., Марченко М. Н., Лукашевой Е. А. «Общая теория прав человека» (1996), «Права человека: итоги века» (2002), Анисимова П. В. «Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики» (2004).

За последнее десятилетие по проблемам прав ребенка защищены следующие кандидатские диссертации: Беседкина Н. П., Конституционно-правовая защита прав неродившегося ребенка в Российской Федерации (12.00.02), М., 2005; Беспалов Ю. Ф. Судебная защита прав ребенка (12.00.03), М., 1997; Богуславский Б. А. Правовое положение несовершеннолетних по российскому законодательству (12.00.03), М., 1998; Бутько О. В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ (12.00.01), Краснодар, 2004; Голышева Л. Ю. Правовое положение детей в России: исторический аспект (12.00.01), Ставрополь, 2002; Микитова, Е. Н.

Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации (12.00.02), М., 2002; Шийко-Окрух М. Международно-правовые вопросы защиты прав ребенка (12.00.10), М., 2002 и другие, а также докторские: Беспалов Ю. Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации (12.00.03), М., 2002; Борисова Н. Е. t Конституционные основы правового положения несовершеннолетнего в.

Российской Федерации: проблемы теории и практики (12.00.02), М., 2004.

Таким образом, проблема прав ребенка рассматривалась и рассматривается многими учеными, педагогами, социологами, психологами, юристами, но, в основном в узком, отраслевом аспекте. Недостаточно внимания уделяется теоретической стороне правового статуса ребенка. До сих пор в общей теории права не разработаны: признаки субъекта права1, которым является ребенок, понятие «правовой статус ребенка» и его границы. Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о содержании правового статуса ребенка, а, именно, обладает ли ребенок всей полнотой прав взрослого индивида, а также каково соотношение прав ребенка на автономию, самоопределение, неприкосновенность с воспитательной и защитной функцией родителей.

Несмотря на имеющиеся в России исследования, в нашей стране мало внимания уделяется проблемам правового статуса ребенка в теоретическом аспекте, в отличие от Англии. На родине прецедентного права в течение многих лет он изучался теоретиками и остается в центре внимания сегодня, благодаря чему хорошо продуман, осмыслен, детализирован и, самое главное, многое из того, что предлагала теория права, реализовано в действительности.

Основоположником гуманистических идей, согласно которым все рождаются свободными, равными и независимыми, является Локк Дж.2. Неоценимое значение для развития прав ребенка в Англии в XVIII веке.

1 Абрамов В. И. Права ребенка в России / В. И. Абрамовпод ред. Н. И. Матузова. — Саратов: Саратовская государственная академия права, 2005, С. 128.

2 Caplan В. Locke. Consent and the rights of children. London. Libertarian Alliance. 1997. оказала работа английского юриста Блэкстоуна У. (1723−1780) «Rights of persons"1.

В рамках теоретического аспекта правового статуса ребенка в Великобритании (Англии) рассматриваются следующие вопросы: классификация прав ребенка, соотношение правового статуса ребенка и t родителей, содержание прав ребенка, право ребенка на автономию, самоопределение, физическую неприкосновенность и соотношение этих прав с процессом воспитания и интересами родителей, а также возможность ребенка иметь политические права.

Дискуссии по вышеназванным вопросам являются в основном философскими и концептуальными по характеру: концепции классификации прав детей (Валд, 1979; Роджерс и Вригхтсман, 1978), расширение сферы политических прав детей (Харрис, 1982; Холт, 1975; Хойлес и Эванс, 1989; Франклин Б., 1986,1989,1992) и т. п.

Несмотря на то, что в настоящее время «никто из современных цивилистов и правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является * самостоятельным носителем прав — специальным субъектом права"2, до сих пор отсутствует законодательно закрепленная дефиниция «ребенок» с указанием четких возрастных границ, что не позволяет оберегать интересы ребенка во все периоды его индивидуального развития.

Сравнительного теоретико-правового анализа правового статуса ребенка в России и Великобритании (Англии) не проводилось.

Только в работе Беседкиной Н. И. «Нормативно-правовое регулирование статуса ребенка в Российской Федерации», анализирующей нормативно-правовой статус ребенка, в частности момент, с которого ребенок приобретает права, упоминается «Акт о преступлениях против личности», принятый британским Парламентом в 1861 году.

1 Blackstone W. The rights of persons: being the first book of Blackstone’s commentaries: incorporating the alterations down to the present time / By James Stewart. 2d ed., rev. and enl. London: Spettigue and Farrance, 1849.

2 Кобилова С. А., Леонтьева E. А. Права ребенка и гарантии их защиты в международном и российском законодательстве. Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия законодательного выражения и юридической практики: Материалы всероссийской научно-практической конференции (23−24 апреля 1998 г.). Екатеринбург: изд-во Ур ГЮА, 1999, С. 219.

Объектом диссертационного исследования является правовой статус ребенка.

Предмет исследования составляет генезис правового статуса ребенка, взгляды и учения российских и английских теоретиков по проблеме правового статуса ребенка, содержание правового статуса ребенка по f действующему законодательству России и Великобритании (Англии), процесс его реализации, специально — правовой механизм защиты прав ребенка, понятия: права ребенка, правовой статус ребенка, механизм защиты прав ребенка.

Цель работы: сравнительный анализ теоретического аспекта правового статуса ребенка, а также законодательства России и Великобритании (Англии) по данному вопросу, обоснование преимущества ювенальных судов и необходимости их внедрения в России как наиболее эффективного внутригосударственного института защиты прав ребенкасформулировать предложения и рекомендации, направленные на развитие теории и совершенствование российского законодательства. (Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю развития правового статуса ребенка в России и Великобритании (Англии).

2. Проанализировать ситуацию с использованием понятия «ребенок» в международном, британском и российском праве.

3. Провести сравнительный анализ содержания правового статуса ребенка в России и Великобритании (Англии) на теоретическом и правовом уровнях.

4. Выявить проблемы, связанные с реализацией правового статуса ребенка, в исследуемых нами странах и сравнить их.

5.Изучить ювенальную юстицию как наиболее эффективный внутригосударственный институт защиты прав ребенка.

Методологическая основа исследования.

В данном исследовании использованы следующие общенаучные методы: исторический, системный анализ, мыслительно — логические индукция и дедукция), метод сбора данных (беседа, интервьюирование, изучение документов), формирование и обоснование решений (аналогия, сравнение, обобщение) — частнонаучные методы: сравнительно — правовой и другие, а также общефилософский метод познания — диалектический.

Правовой статус ребенка возникает, изменяется, совершенствуется, f Исторический метод позволяет взглянуть на закономерности развития правового статуса ребенка в России и Великобритании (Англии) в разные периоды времени, иллюстрирует преемственность в развитии прогрессивных идей и отрицание консервативных, несоответствующих конкретному периоду времени.

Метод системного анализа позволяет признать следующие положения:

— правовой статус ребенка является подсистемой правового статуса личности;

— правовой статус ребенка является целостной и сложноорганизованной системой;

— внутреннее содержание правового статуса ребенка системно, т. е. оно структурировано, и все элементы этой подсистемы взаимосвязаны между собой.

Метод сравнительного правоведения применялся нами с целью сравнения правового статуса ребенка по законодательству России и Великобритании (Англии).

Диалектический метод играет решающую роль в исследовании реализации правового статуса ребенка. Методологическую основу его составляет учение о возможности и действительности, которые являются категориями материалистической диалектики. Возможность и действительность связаны между собой и отличаются друг от друга, как начало и результат. Они иллюстрируют процесс реализации правового статуса ребенка в динамике.

Источниковедческая база исследования.

Международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция о правах ребенка от 1989 г. и другие.

Нормативные акты Российской Федерации и комментарии к ним: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральный Закон от 24 июля 1998 г г. № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской.

Федерации".

Нормативные акты Великобритании (Англии): Offences against the Person Act 1861, Children Act 1989 и другие.

Исторические документы, книги, монографии, статьи российских и британских ученых (педагогов, философов, социологов, политиков, юристов): Аристотель «Никомахова этика», Локк Дж. «Два трактата о правлении», Clinton Hilary Rodham «Children Under the Law», Franklin B. «The handbook of the children rights: comparative and practice», «The Rights of Children», Анисимов П. В. «Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики», Утяшев М. М. «Права человека в.

I* современной России", «Права человека в российском правосознании» и другие.

Работа с первоисточниками, а, именно с трудами английских теоретиков, велась в Oxford Bodleian Library (Оксфорд) и Oxford Brookes Library (Оксфорд).

Кандидатские и докторские диссертации: Бутько О. В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ, Голышева Л. Ю. Правовое положение детей в России: исторический аспект и другие.

Словари: General English dictionary, Legal dictionary и другие.

Интернет — ресурсы: Ежегодный Доклад о положении с правами человека в странах мира за 2004 г. /http://www.usembassy.ru/ embassy/ humanjrights 2004r. phpHuman Rights Act must be Built on / http://www. crae. org.uk/cms/ index. php?option=comfrontpage&Itemid= 1.

Интервью, беседы: с директором Школы здоровья и социальной защиты детей (School of Health and Social Care (Oxford Brookes University)) Брэдлей П., профессором Школы здоровья и социальной защиты детей Элгой М., профессором и лектором курса «Защита прав детей» (University of Buckingham) Эдварде С., начальником Департамента работы с детьми Пим р М. (Norwich), социальным работником Сиал Д. (Oxford Shire), работником полиции по делам несовершеннолетних Велхам Дж. (Buckingham Shire).

Неоценимую роль при написании данного диссертационного исследования оказал курс лекций по правам ребенка и их защите в Oxford Brookes University (сентябрь-декабрь 2004 г., июнь 2006 г.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в работе впервые представлен сравнительный теоретико-правовой анализ правового статуса ребенка в России и Великобритании (Англии): анализ понятия «ребенок», классификация прав ребенка, развитие правового статуса ребенка, его правовое положение по действующему законодательству, механизм и стадии реализации, проблемы реализации, ювенальная юстиция Великобритании (Англии) и дореволюционной России как наиболее эффективный внутригосударственный институт защиты прав ребенка.

В данном исследовании показано, что идея прав ребенка в Великобритании (Англии) появилась раньше, чем в России и континентальной Европе. Также Великобритания (Англия) раньше, чем Россия и международное сообщество, подошла к законодательному закреплению преимущественной защиты прав и интересов ребенка.

В диссертационной работе автором даны определения понятий: правовой статус (положение) ребенка, права ребенка, механизм защиты прав ребенка.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Несмотря на наличие множества категорий лиц в возрасте до 18 лет («малолетний», «новорожденный», «несовершеннолетний», «youth» (молодежь), «young persons», «youths» (молодые люди), «juvenile» (подросток) и другие), в теории права и в национальном законодательстве стран, в том числе России, видится целесообразным использовать только категорию «ребенок». Все остальные попадают под данную категорию, закрепленную Конвенцией ООН о правах ребенка. Это глубокое, емкое и универсальное понятие. Английское право, в отличие от теории, использует только понятие г «ребенок». Это свидетельствует о том, что оно приведено в соответствие с международными стандартами, а именно в соответствие со ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года.

2. Нижнюю возрастную границу понятия «ребенок» целесообразно определять моментом его рождения. Этим же моментом будет определяться и нижняя граница правового статуса ребенка.

В теории права как английского, так и российского момент, с которого индивидуума следует считать ребенком, а также момент возникновения его правоспособности являются дискуссионными. В России, в отличие от Англии, данный вопрос возник сравнительно недавно. Нормативноправовые акты Великобритании (Англии) признают плод ребенком с 24 f недель, а России — с 12 недель. Тем не менее, правоспособность ребенка в обеих странах возникает только с момента его рождения. Мы считаем это разумным и оправданным, а также считаем, что нет необходимости продолжать обсуждать этот вопрос далее. На наш взгляд, совершенно очевидным является то, что нерожденный ребенок не может реализовать своих прав ни самостоятельно, ни с помощью законных представителей. Следовательно, у него нет этих прав. Нерожденный ребенок обладает только потенциальной возможностью на приобретение некоторых прав. Эта возможность переходит в действительность с момента рождения живого ребенка. Что касается прав нерожденного ребенка на жизнь, здоровое развитие, охрану здоровья и медицинскую помощь, то по этому поводу мы думаем так: мать и нерожденный ребенок являются одним единым организмом. Обеспечивая женщине охрану здоровья и медицинскую помощь, автоматически правом на жизнь и охрану здоровья обеспечивается неродившийся ребенок. Таким образом, данные права являются правами беременной женщины, а не зародыша, плода или нерожденного. Поэтому нижняя возрастная граница понятия «ребенок» и правового статуса ребенка должна определяться только моментом рождения.

3. В России правовой статус ребенка необходимо выделять из т правового статуса личности. Это обусловлено особенностями его психического и физического развития, отсутствием жизненного опыта и, в определенной степени, зависимого положения от взрослых. Также это необходимо сделать потому, что ребенок не всегда может обратиться в соответствующие органы за защитой своих прав и законных интересов. Ребенок не обладает всеми правами взрослых, например, он не имеет права избирать и быть избранным. И, наоборот, ни в одном нормативно — правовом акте для совершеннолетних граждан не закреплены права: жить в семье, право на заботу со стороны своих родителей, на совместное проживание с ними. Но эти права предусмотрены действующим законодательством для ребенка. В Великобритании (Англии) правовой статус ребенка не * рассматривается в контексте правового статуса личности, благодаря чему он тщательно продуман и детализирован.

4. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» ребенка являются тождественными.

Наряду с термином «правовой статус» в российском законодательстве и научной литературе широко используется термин «правовое положение». Одни теоретики различают их по содержанию, другие считают, что они тождественны.

Словарь русского языка Ожегова С. И. и Краткий словарь иностранных слов Нечаевой И. В. разъясняют латинское слово «status» как правовое положение, состояние.

Исходя из определения, данного словарями, «статус» и «положение» -это слова — синонимы, которые имеют одно смысловое значение. Поэтому тождественными будут понятия «правовой статус» и «правовое положение ребенка». Тождественность вышеуказанных понятий позволяет устранить разногласия, имеющие место в теории российского права. Подобные противоречия отсутствуют в теории зарубежного права, в том числе и английского, поскольку они используют только категорию «legal status» -правовой статус.

Считая синонимами вышеназванные понятия, мы предлагаем для них единое определение: правовой статус (положение) ребенка — это особые правомочия ребенка с момента его рождения до 18 лет, закрепленные в общепризнанных нормах и принципах международного права, а также в национальном законодательстве страны.

5. Идея прав ребенка в Великобритании (Англии) появилась раньше, чем в России и континентальной Европе. Также Великобритания (Англия) раньше, чем Россия и международное сообщество, законодательно закрепила идею преимущественной защиты прав и интересов ребенка.

6. В Великобритании (Англии) к классификации прав ребенка подошли раньше, чем в России. В теории английского права существует множество классификаций прав ребенка, в отличие от нашей страны. Мы считаем, что нет необходимости их объединить в какую — либо одну, единую, так как в основу каждой из них положены различные теоретические подходы, различные принципы классификации. Они не противоречат, не отрицают, а только дополняют друг друга. На наш взгляд, универсальной классификации быть не может. Чем больше классификаций, тем многограннее видится содержание правового статуса ребенка. Чем дальше движется общество, тем больше прав приобретают его члены, а, соответственно, еще возможны новые теоретические подходы к классификации прав ребенка. В этом вопросе неразумно ограничиваться изучением теоретического наследия какой — либо одной страны. Для цельного восприятия правового статуса ребенка важен международный теоретический опыт.

7. Права ребенка тщательно детализированы и лучше сформулированы по возрастным, половым признакам, а также с учетом степени его зрелости в.

Великобритании (Англии). В России практически не уделяется внимание детализации прав ребенка. Законодателям необходимо конкретизировать существующие права ребенка, особенно право на употребление алкоголя, табачных изделий, просмотр кино — и видеопродукции.

8. Некоторые проблемы в области обеспечения, реализации и защиты прав детей являются общими для двух стран. Однако значительно отличаются количественные и качественные характеристики этих проблем. Например, ситуация, касающаяся школьной формы. Если в Англии она рассматривается с позиции ущемления прав ребенка на свободу, то в России она имеет другую основу — материальные трудности семьи. Если англичан волнует проблема здорового школьного питания, то россиян — просто питания.

9. Опыт Великобритании (Англии) и дореволюционной России доказывает, что ювенальные суды являются наиболее эффективным внутригосударственным институтом защиты прав ребенка.

Деятельность ювенальных судов, в отличие от других органов, направлена как на защиту прав ребенка, так и на восстановление нарушенных прав, предупреждение новых преступлений и наказание виновных лиц. С этой целью используется целый комплекс знаний о ребенке: юридические, педагогические, психологические, социальные и другие. Особый акцент расставлен на изучении социальных условий жизни детей, представших перед правосудием. Ювенальные суды при вынесении решения стараются учесть все обстоятельства дела и назначить альтернативную меру наказания. Условия содержания ребенка до суда и после него, а также процесс рассмотрения дела судом направлены на то, чтобы не травмировать психику ребенка и не усугубить ситуацию, в которую он попал. Не случайно после создания ювенальных судов в Англии количество малолетних преступников в этой стране значительно уменьшилось.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней положения и выводы развивают теоретическую базу о правовом статусе ребенка, его элементах, особенностях, показывают новые концептуальные подходы к его пониманию.

Практическая значимость состоит в том, что изложенные диссертантом предложения и рекомендации могут быть использованы в совершенствовании федерального и регионального законодательства, касающегося правового положения ребенка, механизма его защитыв правоприменительной деятельности судов, рассматривающих дела, которые затрагивают права и интересы детейпри создании ювенальных судов в России.

Материалы диссертационного исследования могут быть интересны и полезны для тех, кто работает с детьми, а также при изучении курсов: «Теория и история права и государстваистория учений о праве и государстве», «Права человека», «История права зарубежных стран».

Апробация результатов исследования.

Диссертация была обсуждена на кафедре прав человека и политикоправовых учений Института права Башкирского государственного университета 22 июня 2006 г. и рекомендована к защите.

Основные положения и выводы исследования получили апробацию в научных публикациях диссертанта, а также в выступлениях и сообщениях на научно — практических конференциях международного и российского уровнях: «Health, Social Care and Human Rights in Russia & the Region» (Лондон, 19.11.2004 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Семья и право (к 10-летию Семейного кодекса РФ)» (Москва, 5 — 6 декабря 2005 г.). Некоторые выводы были использованы при разработке проекта поправок к Закону РБ от 12 ноября 1991 г. № ВС-9/74 «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан» (Уфа, март 2005 г.).

Результаты исследования частично внедрены в деятельность детского и молодежного общественного объединения «Лига девочекскаутов г. Уфы», а, именно, в раздел Устава «Цели, задачи и предмет деятельности организации» внесены положения исследования, касающиеся правового просвещения детей и молодежи г. Уфы, предоставления им правовой помощи, представление их интересов в государственных органах Республики Башкортостан.

При разработке проекта поправок к Закону РБ от 12 ноября 1991 г. № ВС-9/74 «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан» в марте 2005 г. в качестве представителя детского и молодежного общественного объединения «Лига девочек — скаутов г. Уфы» автором предложены поправки:

— предоставить возможность детским и молодежным некоммерческим общественным организациям принимать активное участие в процессе законотворчества. Таким образом, обеспечить реализацию права каждого ребенка на участие в управлении делами государства через представителей (статья 32 Конституции РФ) и на свободу мысли и слова (статья 29 Конституции РФ);

— увеличить количество детских и подростковых клубов в г. Уфе;

— создать необходимые условия для появления новых некоммерческих общественных организаций, уменьшить требования к их членскому составу и упростить режим регистрации. Таким образом, обеспечить реализацию права каждого ребенка на объединение (ст. 30 Конституции РФ).

Проведен правовой тренинг «Права ребенка в России и Великобритании (Англии): обеспечение, реализация и механизм защиты» для членов детского и молодежного общественного объединения «Лига девочекскаутов г. Уфы».

Оказана правовая помощь руководителю Муниципального учреждения — объединения детских и подростковых клубов «Апельсин» г. Уфы РБ по вопросу отражения прав и интересов детей в Уставе данного объединения (2006 г.).

Основные теоретические положения и практические выводы данного диссертационного исследования нашли отражение в статьях, изданных в Российской Федерации:

1. Лобанова Т. В. Проблемы реализации прав детей в РБ / Т. В. Лобанова // Вестник БашГУ. — Уфа: РИО БашГУ, 2004. — Вып. 4. — С. 87 — 89. (0,5 п. л.).

2. Лобанова Т. В. Анализ деятельности государственных и негосударственных институтов Республики Башкортостан в. сфере реализации молодежной политики / Т. В. Лобанова // Вестник БашГУ. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — Вып. 2. — С. 109 — 110. (0,2 п. л.).

3. Лобанова Т. В. Правовой статус несовершеннолетних в Великобритании / Т. В. Лобанова // Творческие этюды. К пятой годовщине кафедры прав человека и политико — правовых учений Института права БашГУ: Сборник научных трудов. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — С. 65 — 72. (0,2 п. л.).

4. Лобанова Т. В. Проблемы правовой дефиниции «ребенок» в международном и российском праве / Т. В. Лобанова // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса РФ), Материалы международной научно-практической конференции. — Москва: РПА МЮ РФ, 2005. — С. 97 — 100. (0,2 п. л.).

5. Лобанова Т. В. Ювенальная юстиция как наиболее эффективный институт защиты прав детей / Т. В. Лобанова // Развитие гражданственности и права человека: Материалы региональной студенческой научно-практической конференции 14 декабря 2005 г. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — С. 104 — 115. (0,7 п. л.).

6. Лобанова Т. В. Понятие и генезис правового статуса ребенка / Т. В. Лобанова // Вестник БашГУ. — Уфа: РИО БашГУ, 2006. — Вып. 1. — С. 88 — 91. (0,6 п. л.).

Структура диссертации.

Исследование состоит из введения, двух разделов, каждый из которых содержит четыре главы, а также заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В течение 15 лет мы строим новое государство, обновляя национальное законодательство. Многие страны, например Великобритания (Англия), к созданию системы правовых ценностей шли на протяжении нескольких веков. Именно в этой стране уже в XVII веке возникла идея наделить ребенка правами, а также эта страна одна из первых законодательно закрепила преимущественную защиту прав и интересов ребенка. Это стало возможным благодаря наличию богатой теоретической базы. Сегодня Великобритания (Англия) имеет репутацию справедливого права, несмотря на то, что проблемы реализации правового статуса ребенка существуют и в ней, хотя их значительно меньше и они иного качества, чем в нашей стране.

Российская история теории прав ребенка значительно моложе английской. Ее характеризует отсутствие разработанности содержания правового статуса ребенка, отсутствие тенденции продвижения прогрессивных идей к закреплению в праве. Именно поэтому мы выбрали для сравнения с Россией правовую систему Великобритании (Англии) в аспекте правового статуса ребенка, его реализации и защиты. Для российской теории права может быть интересен и полезен опыт Великобритании (Англии) в плане заинтересованного отношения общества и государства к данной проблеме, ее тщательного обсуждения общественностью, теоретиками, практиками и их желания довести прогрессивные мысли до воплощения в форму закона.

Процесс сближения стран ведет к необходимости обогащения их теории и законодательства общими понятиями, категориями, а также он требует наполнения теории и законодательства общими принципами и нормами международного права.

Рассмотрев правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии), проведя его сравнительный теоретико — правовой анализ, нами сделаны определенные выводы.

В России правовой статус ребенка в основном рассматривается в контексте правового статуса личности. В Великобритании (Англии) он уже с XVII века рассматривается отдельно от него, благодаря чему тщательно продуман и детализирован. На наш взгляд, в России правовой статус ребенка также необходимо выделить из правового статуса личности и в этом может помочь английский опыт.

В теории права России и Великобритании (Англии) существует множество категорий лиц в возрасте до 18 лет. С целью устранения разночтений в теории права и в национальном законодательстве обеих стран следует использовать только категорию «ребенок».

Мы считали важным установить границы понятия «ребенок» и «правового статуса ребенка». Проанализировав понятие «ребенок» в российском и международном праве, в том числе Великобритании (Англии), мы пришли к выводу, что нижняя граница вышеуказанных понятий должна определяться моментом рождения, а верхняя — совершеннолетием (18 лет).

Нами исследованы понятия «правовой статус» и «правовое положение», и мы считаем, что они являются тождественными. Это позволяет устранить разногласия, имеющие место в теории российского права. Подобные противоречия отсутствуют в теории английского права, поскольку она использует только категорию «legal status» — правовой статус.

Также мы познакомились с классификациями прав ребенка в России и Великобритании (Англии) и полагаем, что они не противоречат, а только взаимодополняют друг друга. Чем больше классификаций, тем многограннее видится содержание правового статуса ребенка. Для цельного его восприятия важен международный теоретический опыт.

На сегодняшний день перед Россией стоит задача реформировать судебную систему. Для достижения этого необходимо изучить, проанализировать и перенять положительные моменты, существующие в ювенальной системе Англии. В теории и практике английских ювенальных судов, имеющих богатую историю, а также в собственном дореволюционном опыте эффективных внутригосударственных механизмов защиты прав ребенка есть много полезного для реализации поставленных задач. Особое внимание России следует обратить на возможность английских ювенальных судов напрямую использовать принципы и нормы международного права и ссылаться на них при вынесении решения. Это преимущество английской правовой системы может быть примером для создаваемых в России ювенальных судов.

Принимая во внимание опыт Великобритании (Англии), мы также считаем, что в правовой базе России необходимо конкретизировать существующие права ребенка по возрастным, половым признакам, а также с учетом степени зрелости ребенка, особенно право на употребление алкоголя, табачных изделий, просмотр кино — и видеопродукциипредусмотреть для ребенка обязанности личного характераправовой статус ребенка отразить в едином законодательном акте.

Таким образом, нами достигнуты цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы развивают теоретическую базу о правовом статусе ребенка, его элементах, особенностяхпоказывают новые концептуальные подходы к его пониманию, а предложения и рекомендации могут быть использованы в совершенствовании российского законодательства, касающегося правового положения ребенка, механизма его защитыв правоприменительной деятельности судов, рассматривающих дела, которые затрагивают права и интересы детей.

Содержание диссертационного исследования может быть интересным и полезным для тех, кто работает с детьми, а также при изучении курсов: «Теория и история права и государстваистория учений о праве и государстве», «Права человека», «История права зарубежных стран».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые акты
  2. Женевская декларация о правах ребенка 1924 г. // Права человека. Сборник международных договоров. Т. 1 (части первая и вторая). Универсальные договоры. ООН. Нью Йорк и Женева. 1994.
  3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных договоров. Т. 1 (части первая и вторая). Универсальные договоры. ООН. Нью Йорк и Женева. 1994.
  4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. // Документы ООН о детях, женщинах и образовании. Сб. документов. -М.: Народное образование. 1995. -112 с.
  5. Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательство Норма, 2000.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сб. документов. М.: Норма, 2002. -911с.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах/ Международные акты о правах человека. Сб. документов. М.: Норма, 2002.-911 с.
  8. Дополнительный протокол I к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов // Международные акты о правах человека. Сб. документов. М.: Норма, 2002.
  9. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г, // Издательская Группа Инфра М -Норма. М., 1997.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. // СПС «КонсультантПлюс». И. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. // СПС «КонсультантПлюс».
  12. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».
  13. Федеральный Закон от 15 ноября 1997 г. № 143 ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СПС «КонсультантПлюс».
  14. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  15. Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».
  16. Закон от 10 июля 1992 г. № 3266 1 «Об образовании» // СПС «КонсультантПлюс»
  17. Письмо от 17 марта 1994 г. N 1−314/32−9 «О примерных правилах работы предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» // СПС «КонсультантПлюс»
  18. Комментарии к Семейному кодексу РФ / М. В. Антокольская, Ю. А. Королев, И. М. Кузнецова и др.- Ответст. ред. И. М. Кузнецова // СПС «КонсультантПлюс».
  19. Научно практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой, статье 17 / под ред. В. П. Мозолина, М. Н. Малеиной. — М: Норма, 2004.3. Исторические документы
  20. Свод законов Российской империи. Том XV (изд. 1909 г.).
  21. Свод Законов Российской Империи. Законы Гражданские. Т. X, СПб., 1916, ч.1.22. СУ РСФСР. 1918. № 76−77.г
  22. Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». СПб, 1899.
  23. Книги и монографии Российской Федерации
  24. В.И. Права ребенка в России / В. И. Абрамов- под ред. Н. И. Матузова. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2005.
  25. П. В. Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики / П. В. Анисимов. Волгоград: ВА МВД России, 2004. 252 с.
  26. Н. Е. Конституционно правовой статус ребенка в Российской Федерации / Н. Е. Борисова, Ю. А. Дмитриев, С. В. Захаров. — М.:1. Манускрипт, 1998.
  27. К. Н. Книга 1. Освобождение ребенка / К. Н. Вентцель. Книга 1. Декларация прав ребенка. Смоленск: 1918.
  28. Н. В. Процессуальные формы реализации и охраны прав и обязанностей граждан // Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Под общ. ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. М., 1976.
  29. Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. Киев: Наук, думка, 1985. — 248 с.
  30. Гражданское право. Т. 1. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 776 с.
  31. Ю. И. Очерки теории и социологии права / Ю. И. Гревцов. СПб.: 1996.-264 с.
  32. А. М. Международные и национальные механизмы защиты прав и свобод человека // Уфа: ОНиРИО УЮИ МВД РФ, 2003. ч. 1 2003.
  33. Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000.
  34. Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. СПб.: Юридический центр Пресс. 2003. 430 с.
  35. Н. И. Актуальные проблемы теории права / Н. И. Матузов. -Саратов: издательство Саратовская государственная академия права, 2003. -512 с.
  36. Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Саратовский Университет, 1972. — 292 с.
  37. Н. И. Правовая система и личность. Саратов: издательство Саратовского университета, 1987. — 293 с.
  38. Н. И. Теория государства и права: учеб. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. -М.: Юристъ, 2001. 512 с.
  39. А. С. Социально юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
  40. А. М. Правовая охрана детства в СССР / А. М. Нечаева- Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Наука. 1987. — 110 с.
  41. А. М. Семейное право / А. М. Нечаева. Курс лекций. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юрист. 2002. — 318 с.
  42. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: издательство «Зерцало», 1998. Т. 1 — 1998. — 416 с.
  43. Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: издательство МГУ им. Баумана, 1997.-348 с.
  44. Права личности в социалистическом обществе / М. С. Строгович, В. А. Патюлин, Н. В. Витрук и др.- Отв. ред. В. Н. Кудрявцев, М. С. Строгович. -М.: Наука, 1981.-272 с.
  45. Права человека: учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма: Инфра — М, 2001. — 573 с.
  46. Права человека в российском правосознании / М. М. Утяшев, Л. М. Утяшева и др.- Отв. ред. М. М. Утяшев. Уфа: ООО «Полиграфдизайн», 2004.-330 с.
  47. Права человека в современной России: учеб. для вузов и средн. учеб. заведений / М. М. Утяшев, Л. М. Утяшева. Уфа: Полиграфкомбинат, 2003. -313 с.
  48. А. X. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. Учебник / Под ред. В. А. Туманова. М.: Юристъ, 2003.
  49. Теория государства и права: учеб. / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. М.: группа Инфра М — Норма, 1997. — 570 с.
  50. Теория и история прав человека и гражданских свобод: хрестоматия, в 3 т. / сост. и ред. М. М. Утяшев и др. Уфа: БГУ, 2005. Т. 1. — 2005. — 300 с.
  51. Теория права и государства: курс лекций / Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева- М-во внутр. дел Рос. Федерации, Уфимская высшая шк. Уфа: УВШ РФ, 1994.-487 с.
  52. Теория права и государства: учеб. / Под ред. В. В. Лазарева, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Право и закон, 2002. — 576 с.
  53. О. И. Международное гуманитарное право: учеб. для вузов. М.: издательская группа Инфра-М-Норма, 1999. — 328 с.
  54. К. Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа. 1991.
  55. А. Материалистическая диалектика. Основные категории и законы. М., 1969.
  56. Чыж Э. Права ребенка / Э. Чыж. Варшава: Хельсинский фонд по правам человека, 2003. 85 с.
  57. А. П. Система категорий диалектики / А. П. Шептулин М: 1967.-318 с.
  58. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. (По изд. 1907 г.) / Г. Ф. Шершеневич- Вступ. ст. Е. А. Суханова. М.: Фирма «Спарк», 1995. 556 с.
  59. Энциклопедия законоведения. Русская философия права: философия права и нравственности (антология) / А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов. СПб, 1997.
  60. Ювенальные технологии. Практическое руководство / А. Д. Артемчук, И. Л. Баушева, О. В. Зыков и др. М.: ООО «Фирма П — Центр», 2004. — 349 с. 5. Статьи и брошюры
  61. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г. М.: Юриспруденция, 2005. с. 34−35.
  62. Доклад о деятельности Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека // Республика Башкортостан от 03 марта 2004 г.
  63. Н. И. Особенности статуса ребенка как субъекта правовых отношений / Н. И. Беседкина // Право и жизнь. 2004. № 74 (10).
  64. Н. И. Нормативно-правовое регулирование статуса ребенка в Российской Федерации /Н. И. Беседкина // Право и жизнь. 2004. № 75 (11).
  65. Н. И. Права неродившегося ребенка: личные неимущественные и имущественные / Н. И. Беседкина // Право и жизнь. 2005. № 82 (5).
  66. Н. Е. О правовом статусе ребенка в современной России / Н. Е. Борисова // Право и политика. 2003. № 3.
  67. Р. А. Януш Корчак о правах ребенка / Р. А. Валеева // Защити меня. 2001. № 1.С. 2−5.
  68. А.Е. Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации), М., 2005. С. 89−93.
  69. Д. А. Категории действительности и возможности в праве / Д. А. Керимов // Советское государство и право. 1968. № 8.
  70. В. В. Правовая политика в сфере защиты интересов детей / В. В. Кулапов // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 3.
  71. А. В. Правовые средства как общетеоретическая проблема / А. В. Малько // Правоведение. 1999. № 2. С. 4−16.
  72. И. А. История римского права. Репринт, воспроизведение изд. 1913 г. — СПб.: Летний сад: журн. «Нева», 1999. — 532 с.
  73. И. Н. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел / И. Н. Сенякин // Государство и право. 2000. № 1. С. 124- 125.
  74. И. Н., Летяев В. А. Проблемы диалектики современного правосудия (Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права) / И. Н. Сенякин, В. А. Летяев // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 152 156.
  75. К.Д. Система ювенальной юстиции как механизм защиты прав ребенка (несовершеннолетних) / К. Д. Шаймарданов // Правосудие в Татарстане. 2003. № 2 (15).
  76. National Standards for Probation Service Family Court Welfare work. London: Home Office. 1994.
  77. Human Rights fact Sheet. No. 10 (Rev.l). The Rights of the Child. United Nations Geneva. GE.96−18 643-November 1998.6. Диссертации
  78. О. С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних: криминологический и правовой аспекты / О. С. Антюфеева. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. Рязань: 2004. 200 с.
  79. Н. И. Конституционно-правовая защита прав неродившегося ребенка в Российской Федерации / Н. И. Беседкина. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. М.: 2005. 203 с.
  80. Ю. Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации / Ю. Ф. Беспалов. Диссертация на соискание ученой степени доктора юрид. наук. М.: 2002. 348 с.
  81. Н. Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетнего в Российской Федерации: проблемы теории и практики / Н. Е. Борисова. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. М.: 2004.
  82. О. В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ / О. В. Бутько. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. Краснодар: 2004. 241 с.
  83. Л. Ю. Правовое положение детей в России: исторический аспект / Л. Ю. Голышева. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. Ставрополь: 2002. 178 с.
  84. В. В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации / В. В. Кулапов. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. Саратов: 2004. 238 с.
  85. Т. А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека/ Т. А. Титова. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. Екатеринбург: 2000. 181 с.
  86. В. В. Деятельность органов исполнительной власти по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / В. В. Щебляков. Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. М.: 2001. 198 с. 7. Словари
  87. И. В., Музрукова Г. Г. Краткий словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1995.
  88. С. И. Толковый словарь русского языка. М.:"Русский язык", 1989.
  89. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Институт рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Русский язык, 1981 1984. Т. З. П-Р. 1983.-752 с.
  90. Энциклопедический словарь. Братья Гранат и Ко. 7-е изд. СПб, 1913.
  91. Энциклопедический юридический словарь / Под ред. В. Е. Крутских. 2-е изд. М, 1998.
  92. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001.- 1272 с.
  93. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary. Second Edition. Cambridge. 2006.
  94. General English dictionary / httpp://www.legal-dictionary.thefreedictionary.com
  95. Legal dictionary, legal duty / http://www.legal-dictionary.thefreedictionary.com
  96. Oxford English Dictionary. Soanes C., Hawker S. Third Edition. Oxford, 2005.
  97. Нормативные акты Великобритании (Англии)
  98. Birth and Deaths Registration Act 1953. London: HMSO, 1953.
  99. Offences against the Person Act 1861 /n http://www.cirp.org/library/legal/UKlaw/oapl 861/
  100. Children Act 1989. Framework for the Assessment of Children in Need and their Families. London: The Stationery Office. 2000. — 109 p.
  101. Criminal Justice Act 1991 /http://www.opsi.gov.uk/ACTS/acts 1991/Ukpgal 991 0053enl .htm106. Children Act 1995 /http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl995/Ukpga19950036enl.htm
  102. Education Act 1996 /http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl996/1 996 056.htm
  103. Children Act 2004 / http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2004/20 040 031.htm
  104. Книги и монографии Великобритании (Англии)
  105. Allen R. Juvenile Justice Reform in England and Wales. Annual report for 2000 and resource material, series № 59, UNAFEI, Fuchu, Tokio, Japan, October, 2002.- 16 p.
  106. Archard D. W. Children, Family and the State, University of St. Andrews, UK, 2003.- 190 p.
  107. Aries Philippe. Centuries of childhood: a social history of family life / translated from the French by Robert Baldick, London: J. Cape, 1973. 414 p.
  108. Behlmer G. K. Child abuse and moral reform in England, 1870−1908 / George K. Behlmer. Stanford, CA: Stanford University press, 1982. 320 p.
  109. Bell Stuart. Children Act 1989, Crayford: Shaw & Sons, 1990. 506 p. Caplan B. Locke, Consent and the rights of children. London. Libertarian Alliance. 1997.- 10 p. r
  110. Blackstone W. Commentaries on the laws of England / by sir William Blackstone. Facsimile of the first edition of 1765−1769- with an introduction by Stanley N. Katz. Chicago- London: University of Chicago Press, 1979. 4 v.
  111. Blackstone W. The rights of persons: being the first book of Blackstone’s commentaries: incorporating the alterations down to the present time / By James Stewart. 2d ed., rev. and enl. London: Spettigue and Farrance, 1849. 549 p.
  112. Bresler F. Law without a lawyer/ Fenton Bresler, 2nd ed. London: Century, 2000.-405 p.
  113. Farson D. Birthrights, New York, Penguin, 1974.
  114. Fortin J. Children’s rights and the developing law / Jane Fortin, London: LexisNexis, 2003. 663 p.
  115. Franklin B. The Rights of children / edited by Bob Franklin, Oxford: Blackwell, 1986. 237 p.
  116. Franklin B. The handbook of children’s rights: comparative policy and practice / edited by Bob Franklin- preface by Thomas Hammarberg. London: Routledge, 1995. 248 p.
  117. Greenwood James. The Seven Curses of London, Oxford: Basil Blackwell Publisher Limited, 1869.
  118. Hammarberg T. The UN Convention on the Rights of the Child and How to make it Work // Human Rights Quarterly. 1990. Vol. 12.
  119. Hart R. Children’s participation: from tokenism to citizenship / by Roger A. Hart. Florence: UNICEF International Child Development Centre, 1992. 44 p.
  120. Hevener Kaufmor Natalie. The Participation Rights of the Child. Rights and Responsibilities in Family and Society, Jessica Kingsley Publishers, London and Bristol, Pennsylvania, 1997.
  121. Locke John, The second treatise of civil government and a letter concerning toleration / by John Locke- edited with an introduction by J. W. Gough, Oxford: Basil Blackwell, 1948. 165 p.
  122. Lomasky L. Persons, rights, and the moral community / Loren E. Lomasky, New York- Oxford: Oxford University Press, 1987. 283 p.
  123. Lyne T. Finding a Place for Juveniles in the Irish Criminal Justice System: Easy Question, Impossible Answer! / Cork Online. Law Review, 2005.
  124. Macleod С. M. A liberal theory of freedom of expression for children / Colin M. Macleod, 2004. 28 p.
  125. Mautner T. The Penguin dictionary of philosophy / Thomas Mautner, London: Penguin Books, 1997. 641 p.
  126. Milman M. A. Glossary of Social Care Terms, BEARR Trust, London, 1999. -116 p.
  127. Newell P. The UN Convention and Children’s Rights in the UK / Peter Newell, National Children’s Bureau, London, 1991.
  128. Rae M. Children and the law: young people and their rights / Maggie Rae, Harlow: Longman, 1986. 202 p.
  129. Paton v British Pregnancy Advisory Service 1 QBD 276 (1979).
  130. Pinchbeck I. Children in English society/ by Ivy Pinchbeck & Margaret Hewitt. London: Routledge & Kegan Paul- Toronto: University of Toronto Press, 1969 -73. 2 v.
  131. Pollock F. Maitland F. The History of English Law. Vol. I. P. XXX. Cambridge. 1923.
  132. Rodham Hilary. Children under the Law, Harvard Educational Review, 1973.
  133. Rawls J. A Kantian conception of Equality, Cambridge Review, 1975.
  134. Schauer F. Free speech: a philosophical enquiry / Frederick Schauer, Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 237 p.
  135. Shapiro I. Democratic justice / Ian Shapiro. New Haven, Conn.- London: Yale University Press, 1999. 333 p.
  136. Sorens J. Libertarian theory and children’s rights. London. Libertarian Alliance. 2001.-8 p.
  137. Strauss L. Hobbes' politische Wissenschaft und zugehijrige Schriften-Briefe / Leo Strauss- herausgegeben von Heinrich und Wiebke Meier, Stuttgart: J.B. Metzler, 2001.-799 p.
  138. Time to listen to children: personal and professional communication / edited by Pat Milner and Birgit Carolin. London: Routledge, 1999. 237 p.
  139. Wringe С. A. Children’s rights: a philosophical study / C. A. Wringe. London: Routledge & Kegan Paul, 1981. 180 p.10. Интернет ресурсы
  140. Ю. П. Правовые основы образования. Барнаул, 2003 / http://bspu.secna.ru/~ic/Works2/pravo/
  141. JI. Ю. Права ребенка в контексте прав человека / http://nostalgia.ncstu.ru/content/docs/pdf/people/golyshevalu/03.pdf
  142. Ежегодный Доклад о положении с правами человека в странах мира за 2004 / http://www.usembassy.ru/embassy/humanrights2004r.php
  143. Т. В. Первое право ребенка. Право ребенка на жизнь и здоровое развитие. Самара. 2003 / http://www.adm.samara.ni/content/4/508/l 1112/
  144. О. Ю. Из истории идей прав ребенка в XX веке / http://www.pomorsu.ru/ScientificLife/Library/Sbornicl/Article35.htm149. Платон. Законы. 6. 804d/http:// orel. rsl .ru/nettext/foreigh/greek/platon/zakony/O .html
  145. . Ж. Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? О первых обществах, 1749 / http://janex.narod.ru/Shade/socio.htm
  146. Н. JI. О некоторых системных замечаниях, возникших из бессистемного чтения о восстановительном правосудии / http: ww.han.ru/u-st3zip//2004.26Hiom
  147. Alternative Report 2005 by the Coalition of Russian — NGOs / http://hrlibrary.ngo.ru/russian/crc/Ralterngoreportrussia2005.html
  148. Aristotle. Nicomachean Ethics. 350 D.C.E, 5.6, 1134b8−12, translated by W. D. Ross / http://classics.mit.edu/Aristotle/nicomachean.html
  149. A woman’s place is in the struggle: Fetal rights legislation for NSW / http://www.greenleft.org.au/back/2003/548/548pllb.htm
  150. Bentham J. Children rights / http://mwillett.org/Politics/utility.htm
  151. Campbell Kenneth. Legal Rights, London, King College, Copyright, 2005 / http ://plato. Stanford, edu/entries/legal-rights.
  152. Children’s rights: an overview, NGO Alternative Reports submitted to the Committee on the Rights of the child /http ://www.openweb .ru/pz/Ku/alterreport1998 .htm
  153. Haller Dorothy L. Bastardy and Baby Farming in Victorian England / http ://www. loyno. edu/~history/j ournal/1989−0/haller.htm
  154. Probability of dying (per 1 000 population) under five years of age (under 5 mortality), 2004 /http://www3.who.int/whosis/country/compare.cfm?country=RUS&indicator=Mort ChildMale, MortChildFemale&language=english
  155. The total fertility rate (TFR) in the UK, 2004 / http://www.statistics.gov.uk/cci/nugget.asp?ID=951
  156. Human Rights Act must be Built on /http://www.crae.org.uk/cms/index.php?option=comfrontpage&Itemid=l
Заполнить форму текущей работой