Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративно-прикладным искусством
Диссертация
Разработана авторская программа «Основы изучения орнаментации и вышивки национального головного платка», используемая в практической деятельности на занятиях со студентами. Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания национально-регионального компонента образования, форм, методов и средств обучения декоративной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
- 1. 1. Научные основы развития художественно-творческого мышления студентов
- 1. 2. Педагогические условия развития художественно-творческого мышления студентов ХГФ в процессе изучения НДПИ
- 1. 3. Народное декоративно-прикладное искусство как часть национальной культуры карачаево-балкарского народа
- ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
- ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
- 2. 1. Констатирующий эксперимент
- 2. 2. Реализация экспериментальной программы по развитию художественно-творческого мышления студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством (формирующий этап эксперимента)
- 2. 3. Контрольный и сравнительный этапы эксперимента
- ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ
Список литературы
- Азаматова М.З. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа./ М. З. Азаматова. — Черкесск, 1963.
- Айламазъян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра: учеб.-метод. пособие для студентов психол. фак. гос. ун-тов./ Айламазъян А. М. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: автореф. дис. канд. психол. наук./В.А Алексеев — М., 1985.-20 с.28
- Алиева А.Р. Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий декоративно-прикладного искусства (на примере текстильных структур КЧР): дисс. .канд.наук. /А.Р Алиева -М.: 2005
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. — 184 е.-
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах / под ред. А. А. Бодалева. / Б. Г Ананьев -М.: Педагогика, 1980. -Т. 2
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания"./ Б. Г. Ананьев М.: АПН РСФСР, I960. — 486с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. /Ананьев Б.Г. Л., 1968. -336 с.
- Антонец Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики): автореф. дисс. канд. пед. наук. / Н. П Антонец.- М., 1979.
- Арабов И.А. Проблемы развития образования на Северном Кавказе. / Сб.: Этническая культура и поликультурное образование./ И. А. Арабов Пятигорск: гос. лингв. Университет, 1998. — С. 13−19.
- Аристова У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: дисс. канд. пед. Наук./ У. В Аристова. М., 1999.-170 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. / С. И. Архангельский М.: Высшая школа, 1976, — 200 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. Ю. К. Бабанский.- М.: 1987. № 2. — С.3−9.
- Байчоров К.У. Дидактические условия интенсификации процесса формирования профессионально значимых качеств будущих рабочих: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук./ К. У. Байчоров Л., 1988.- 16 с.
- Байрамуков У.З. Генезис и ономастика «Эпоса Нартов». — Карачаевск, 2001, С.14
- Бакушинскйй А.В. Художественное творчество и воспитание. / А. В Ба-кушинскйй. М.: Новая Москва, 1925. — 240 с.
- Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. / Р. К Баландин.-М.: Наука, 1979., С. 190.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология./ Н. В. Басова Ростов Н/Д: Феникс, 1999.-416 с.
- Батчаева З.С. Формирование творческой активности студентов ХГФ в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев: дис. .канд.наук./ З. С Батчаева.- М.: 2005
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты./ Г. В. Беда. М., Просвещение, 1989.—192 с.
- Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов ХГФ пединститутов: дисс, канд. пед. наук Ю. К. Беджанов. М., 1975.-165 с.
- Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство./ Ю. К. Беджанов. Карачаевск, 1994. — 100 с.
- Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на ХГФ педагогических институтов: дисс. канд. пед. Наук./Т.Г. Безгодова. -М., 1974. 202 с.
- Бесленеев А.Д. Очерки истории хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX в./ А. Д. Бесленеев, И. М. Шаманов. Черкесск, 1972.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. / П. Г. Богатырев.-М.: Искусство, 1971. 287с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в отногенезе // Хрестоматия по возрастной психологии. / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1981. -4.2. С.131
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов./ Н. И. Болдырев. М.: Просвещение, 1979. — 223с.
- Болычева Т.В. Развитие образного мышления студентов 4−5 курсов художественно-графического факультета педвузов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции: дисс. .канд. наук. / Т. В. Болычева, — М.: 1998, С. 12
- Большая Советская Энциклопедия. Т.25, с.ЗЗО.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования./Е.В. Бондаревская. Ростов-Н/Д, 2000. — 352с. 152
- Борисов В.Н. Логико-методологические аспекты проблемного обучения в вузе // Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых./ В. Н. Борисов.- Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987.-С. 24−28.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания./ Ю. М. Бородай. М.: Высшая школа, 1966. — 150 с.
- Брагина Д.В. Развитие образного мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях композиции (на материале натюрморт): дис.канд.наук. /Д.В. Брагина.- М.: 2006, С.71
- Браткова Е.И. Народная вышивка. // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии / Научно исследовательская работа. 1990−1992. Рукопись. Архив КУНИИ.
- Браткова Е.И. Народная вышивка: традиции и заимствования. В сб.: Современный быт и культура Карачаево-Черкесии, — Черкесск, 1990.
- Браткова Е.И. Народная вышивка: традиции и заимствованиям/Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии./ Е. И Браткова. -Черкесск, 1990, с. 180−186.
- Браткова Е.И. Об этнической специфике орнамента / Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов. / Е. И. Браткова. -Черкесск, 1993.-C.3−23.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные проблемы: теория, история, современность./ Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. — 333 с.
- Брушлинский В.П. Проблемы психологии субъекта./ Брушлинский В. П. -М., 1994.-С. 44.
- Брупшйнский А.В. Психология мышления и кибернетика./ А. В Брушлйнский. М.: Мысль, 1970. — 189 с45.БСЭ. Т.25, с.ЗЗО.
- Булатова Е.С. Композиция в одежде швейной промышленности. /Е.С. Булатова М.: 1981 .-44 с.
- Булкин А.А. Развитие художественных потребностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях керамикой: дисс:. .канд.наук./А.А. Булкин.-М.: 2002, С. 50
- Василенко В. М. Народное искусство. Изобразительные труды о народном творчестве Х-ХХ вв./ В. М. Василенко. М.: Советский художник, 1974. -249 с.
- Вахтомин Н.К. Практика- мышление знание. К проблеме творческого мышления./Н.К. Вахтомин. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
- Веккер JT.M. Психические процессы: В.2-х т. JL: Ленинградский ун-т. / JI. M Веккер.-JI., 1974. T.1,1974. — 334 с. Т.2,1976. — 339 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С. М. Вишнякова.- М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.
- Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб: Знамя, 1996. — 128 с.
- Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993. -155 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 1967. 93 с.
- Выготский Л: С. Лекции по психологии. / Л. С. Выготский.- СПб.: Союз, 1997. 96 с.
- Выготский Л.С. Мышгение и речь. Психологические исследования /Под ред. В.Колбановского. /Л.С. Выготский. М. — Л.- Соцэкгиз, 1934, -524 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. M.F. Ярошевского. / Выготский Л. С. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. / Л. С. Выготский.- М.: Искусство, 1965, с. 337.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. / Л .С. Выготский.- М.: искусство, 1968. -'576 с.
- Гальперии П.Я. Введение в психологию. / П. Я. Гальперии, — М. 1974. 64 с. • ¦ «
- Гальперйн П.Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии./ П. Я. Гальперии, — М.: 1985. № 5. — С. 20−24.
- Горина. Г. С. Народное искусство в моделировании одежды. М., 1974. -182 с.
- Громов Е. С. Природа художественного творчества./ Г. С. Горина. М.: Просвещение, 1986.-49 с.
- Грановская Р.М., Крижонская К. С. Творчество и преодоление стереотипов. / Р. М. Грановская., К. С. Крижонская. СПб- 1994, С. 124
- Гризова И.А. Художественное мьшление и художественный образ: авто-реф. дисс. канд. философ, наук. /И.А. Гризова. Л., 1970. — 20с.
- Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа./ М.Б. Гур-. туева. Нальчик: Эльбрус, 1997. — 256 с.
- Давыдов В.В. Виды общения в обучении. / М. Б. Гуртуева М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Даутов М.К. Чеканное искусство в средней общеобразовательной школе (факультативные занятия и кружки): дисс. канд. пед. наук./ М. К. Даутов. -М., 1979.-241С.
- Додгаев Р.Д. Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV начала XX вв.): дисс.канд. пед.наук. / Додтаев Р. Д. — Карачаевск, 2003
- Ермолаева-Томилина Л. Б. Психология художественного творчества:/ Л.Б. Ермолаева-Томилина.- М., 2003. — 303с.
- Ермолова-Томина JI.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопросы психологии./ Л.Б. Ермолаева-Томилина. -М.:1977. № 4.с.32
- Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов: дисс. канд. пед. наук./М.А. Ершова. М., 1988, — 189 с.
- Ершова М.С. Национально-региональный компонент в содержании специализации 03.08.15. ДЛИ на примере золотого шитья горских народов Карачаево-Черкесии. Учебное пособие. / М. С. Ершова, Б. Н. Тамбиев. -Карачаевск, 2003,92с.
- Зайцев А.С. Выразительные и изобразительные возможности цвета: автореф. дис. канд. искусствоведения. / А. С Зайцев. М., 1970. — 22 с.
- Запорожец А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. /А.В., Запорожец Л. А Венгер., В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. М.: Просвещение, 1967. — 525 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие./ И. А. Зимняя.- Ростов-Н/Д., 1997.
- Зинченко В. П. Развитие творческих способностей студентов XI1 Ф на начальном этапе обучения рисунку: автореф. дис. канд. пед. наук./В.П. Зинченко. М., 1980.-16 с.
- Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерк российской психологии. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 333с.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека./ Е. И. Игнатьев М.: Знание, 1968. — 32 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. / Е. И. Игнатьев М., 1961.-223 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. — 197с., С. 126.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя1высшей школы: воспитательный аспект. / И. Ф. Исаев. Москва-Белгород, 1992.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы. / И. Ф. Исаев. -М.- Белгород, 1993.-218 с.
- Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ класса фортепиано: дис.канд.наук./И.В. Казунина.-М.: 1998. С. 16.
- Кандинский В.В. О духовном искусстве./ В. В. Кандинский. М.: «Архимед», 1992.-109 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество./ В. А Кан-Калик., Н. Д. Никандров. -М.: 1980. 105 с.
- Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. -310с.
- Кириченко Н.С. Формирование интереса к, традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках тёхнологии: дис. канд. пед. Наук. / Н. С. Кириченко. Карачаевск, 2002.
- Кданова Н. С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: дисс. канд. пед. наук. / Н. С. Кданова. М., 1990. — 189с.
- Князева Н.П. Развитие педагогического одаренности будущих учителейначальных классов в художественно-творческой деятельности: дис. .канд.наук. / Н. П. Князева.- Волгоград, 2005, С.45
- Козленко В. Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: дис. канд пед. наук./ В. Н. Козленко.- М., 1982.С.30
- Кокорин А.А. Диалектика материалистический анализ как методологического средство. / А. А. Кокорин.- М.: 1986. — С.314
- КоменскийЯ.Л. Избранные педагогические сочинения./ Я. Л. Коменский. -М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
- Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис. доктора пед. наук./ В. В. Корешков. М., 1994. — 311 с.
- Котова И.Б. Идея личности в российской психологии. Дисс. докт, психол. наук. / И. Б. Котова. Ростов-на-Дону, 1994. — 374 с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. — 2-е изд., испр. идоп./ А. И. Кочетов.- Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. -312с. С. 55.34
- Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-512 е., С. 165.
- Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. — 512 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. / В. А. Крутецкий. -М., 1972. 255 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления./ Т. В Ю дрявцев, — М.: Педагогика, 1975. 303 е., С.264−268- Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. -М.: Знание, 1977. — 44с., С.11−12.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд./ Ф. А. Кузин. — М.: «Ось-98», 1998. — 208 с.
- Кузин. B.C. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: учеб. Пособие для педучилищ./ B.C. Кузин. М., 1984.-317 с.
- Кузин. B.C. Психология. / В. С. Кузин.- М., 1982. 256 с.
- Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев./ А. Я. Кузнецова. -Нальчик, 1982. -176 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М., 1972.- 1882 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: дис. доктора пед, наук./ И. Я. Лернер. М., 1997.
- Лурия А.Р. Психология памяти: курс всеобщей психологии./ А.Р. Лу-рия.- М.: МГУ, 1970, С.73
- Магомедов Д.И. Народные художественны промыслы народов Северного Кавказа: Традиции и современность. / Д. И. Магомедов Махачкала, 1988. С. 17,19.
- Макарова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. / А. К. Макарова, — М.: Просвещение, 1993,192 с.
- Мамбетов Г. Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии. / Г. Х. Мамбетов. -Нальчик, 1962.- 130 с.
- Маргграф О.В. Очерки истории кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техник производства. /Маргграф О.В. М., 1882, — 248 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. / А. М. Матюшкин. -М., 1982.-№ 4.-С. 5−17.
- Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. / М. И. Махмутов.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971.-63 с. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. / М. И. Махмутов.- М.: Педагогика., 1975. — 367 с.
- Миносьянц. А.Г. Использование современных педагогических технологий в учебной деятельности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие./ А. Г. Миносьянц. Карачаевск: КЧГПУ, 2002.- 90 с.
- Морозова В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графического факультета в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре: дис. .канд.наук./ В. В. Морозова.-Курск: 2000,
- Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. / Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макаровой. М., 1991,-378 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна / Проблемы народного искусства. / М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1982. — С. 17.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. / М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 3 34 с.
- Немов Р.С. Психология. / Р. С. Немов. М., 1986. — 267 с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 305 с.
- Новейший философский словарь, /сост.Н. А. Грицанов. — Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. 896 с.
- Новиков С. И. Художественная обработка природных материалов: дис. канд. пед. наук. / С. И. Новиков. М., 1989. — 212 с.
- Об исследовании проблем психологии творчества: Сб.ст. / отв. ред. Я. А. Пономарев М.: Наука, 1983. — 336с.
- Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека./ В. Ф. Овчинников. М., 1984. — 87с.
- Онина А.А. Художественная культура и развитие личности./ А.А. Они-на. М.: Наука, 1987, 157 с.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся Вопросы обучения и воспитания. / В. И. Орлов. М.: Педагогика. 1998.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. / Ю. М. Орлов. М., 1981.-287 с.
- Основы педагогики и психологии в высшей школе, /под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 129.
- Основы художественного ремесла. / под ред. Барадулина В. Л., -М., 1979.
- Педагогика: уч. пос. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М., 2000 — 512 с. — С. 164.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский. -М., 1984.255 с.
- Петровский В.А. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А. В, Петровского./ В. А. Петровский. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Половникова И.А. Народное искусство (костюм) как средство воспитания школьников: дис. канд. пед. наук./ И. А. Половникова. М., 1999. -170 с.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. / В. М. Полонский. М.: Новая школа, 1995. — 256с.
- Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): дис. .канд. пед. наук. / Н. И. Полубабкина.- М., 1995.
- Понамарев Я.А. Психология творческого мышления./ Я. А. Понамарев,-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, 352 с.
- Психологический словарь. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.М.: Педагогика-пресс, 1996. 440 с.
- Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: дис. .канд пед. наук. — М., 1982.
- Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики./ А. Пуанкаре.-М., 1970. Приложение Ш.24
- Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / Советская педагогика. -1959. / И. И. Рода.- М., 69−77.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. ХГФ пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. / Н. Н. Ростовцев. М., 1980. -239 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. 2. / C.JI. Рубинштейн. -М., 1989.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976 — 416 с.
- Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. Проблемы социалистического реализма./ Е. И. Савостьянов. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 246 с.
- Сидоренко В. В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов ХГФ на занятиях художественной ковкой: дис. канд. пед. наук. /В. В. Сидоренко. М., 1994. — 178 с.158
- Скаткйн М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучений. / М. Н. Скаткйн. М., Педагогика, 1965. — С.5.
- Сластенин В: А. и др. Педагогика. Учебное пособие./ М. Н. Скаткйн. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512с.
- Сластенин В.А. Развитие, воспитание и формирование личности. / В. А. Сластенин. -М., 1981.- С. 28.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.JI. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности./ С. Д. Смирнов.- М.: 1995, С. 13.
- Совершенствование самостоятельной работы студентов мсотьемлемое условие улучшения качества подготовки специалистов. Иваново, 1981. -152 с.
- Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): дис.канд. психол. наук. / E.JI. Солдатова Санкт — Петербург, 1996., С. 20.
- Стариченко JI.H. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: дис.канд.наук. / JI.H. Стариченко. М.: 1984, С. 25.
- Стерберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — Т. 19. 1998. — № 2./ Р. Стерберг, Е. Григоренко.-С. 144−160.30
- Строков В.П. Система подготовки студентов художественно-графического факультета по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: дис.канд.наук. / В. П. Строков.- М.: 2003.
- Студенецкая Е.Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев. / Е. Н. Студенецкая. -М., 1976.
- Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII -ХХвв./ Е. Н. Студенецкая. -М., 1989.-288с.
- Теоретические основы процесса обучения. / под ред. В. В. Кроевского, И. Я. Лернера. М.: 1989, С. 60
- Уваров П.С. Могильники Северного Кавказа./ П. С. Уваров. М., 1979.
- Управление современной школой. Пособие для директора школы. / под ред. М. М. Поташника. М., 1992. — 168 с, С. 40.
- Фельдиггейн Д.И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельд-штейн. М.:. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
- Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ класса фортепиано: дис. канд. пед. Наук.-М.:1998.с.16
- Формирование интереса к учению у школьников. / под ред. А. К. Марковой. М., 1986.50
- Фрейд З.Д. Основные психологические теории в психоанализе. /З.Д. Фрейд.- М. -208 с.
- Фридман JI.M. Психологический справочник учителя./ J1.M. Фридман. -М.: Просвещение, 1991.- С. 524
- Фридман JI.M. Психологический справочник учителя./ JT.M. Фридман, И. Ю. Кулагина.- М.: Просвещение, 1991. 287 с.
- Фром Э. Иметь или быть. / Э. Фром.- М., 1990. с.26
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999. — С. 196.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., доп. и пераб. / А. С. Хворостов. М., 1988. — 176 с.
- Чомаева JI.M. Эстетическое воспитание средствами этнохудожественной культуры карачаевцев: дис. канд. пед. наук./ JI.M. Чомаева.- Карача-евск, 2005.
- Чудновский В.Э. Одаренность или испытание. / В. Э. Чудновский, B.C. Юркевич.- М.: Знание. 1990. — 80 с. — (новое в жизни, науки, техники. -Сер. «Педагогика и психология" — № 12).
- Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности// Творческое мышление и научно-технический прогресс. / С. М. Шалютин.- Курган: Изд-во КГПИ, 1971.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах /Сост. Л. Г. Скаткин и др./ Под ред. Кузина Н. П. / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. -414 с.
- Шиянов Е.В. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. / Е. В. Шиянов. -Ставрополь, 1991. — 206 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1977.-210 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиции./ Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1979.-502 с.
- Шорохов Е.В., Козлов Н. Н. Композиция. Учеб. пособие для учащихся педучилищ./Е.В. Шорохов, Н. Н. Козлов. М.: Просвещение, 1978, с. 159
- Шпикалова Т.Я. Национальное и общечеловеческое // Народное творчество. / ТЛ Шпикалова. -М., 1993. -№ 5−6. -С.8−9.
- Штофф В.А. Моделирование в философии. / В. Аю Штофф.- М., 1966. -301с.109
- Щукина Г. А. Проблемы познавательного интереса в педагогике./ Г. А. Щукина. -М., 1971. -360 с.
- Эдварде Б. Художник внутри Вас / Пер. с англ. / Б. Эдварде.- Минск., ООО «Попурри», 2000. 256 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Д. Б. Эльконин. — М.: ВЛА-ДОС, 1999.-360с.
- Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя./ П. М. Якобсон.- М-Л, 1934- 25.
- Amabile T.M. Creatine /Manstead A.S.R, Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. / T. M Amabile, MA. Collins. Oxford: Blackwell Publ, 1996.-P. 142—144.
- Bloom B.S. Develop in talent in young people. N.-Y: Billeting Books, 1985.-167 p.
- Feldman D.N. Creativity: dreams, insights and transformation //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. / D.N. Feldman. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 271−297.
- Gardner. Creative Hives and creative works: a synthetic scintific proach //R-Stembci T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.298−324.
- Gruber R. Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem approach to creative thinking //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. / R. Gruber, S. Devis. Cambridge: Cambr, Press, 1988. P. 243- 270.
- Hull C. Exploration and play in children. / C. Hul.- New York: Wiley, 1972.
- Shostrome E. Personal orientation inventory. RY.: Educat and industrial testing service, 1966. — 188 p.
- Sleraberg R. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. / R. Sleraberg. -N.Y.: Free Press. 1995. 289 p.
- Taylor LA. The nature of the creative process //Creativity /Smith P. (Ed.). -N.Y.: Hastings House, 1959. P.51−82.
- Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P.43−75.
- Torrence, E.P. Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal study // Creative child and adult quarterly, 1980. 5 p.
- Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926.