Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что процесс формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов будет эффективным, если: он будет построен на глубоких и прочных знаниях основ современной экономической теориимоделирование данного процесса будет опираться на реальную хозяйственную практику, требующую от каждого гражданина сознательного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов в современных условиях
    • 1. 1. Понятие экономической культуры, ее микроэлементы
    • 1. 2. Социально-экономические преобразования в России и необходимость формирования новой экономической культуры
    • 1. 3. Философско-культурологический анализ понятия «экономическая культура»
    • 1. 4. Научно-педагогический анализ понятия «экономическая культура»
  • Глава 2. Содержание, формы и методы формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в процессе учебно-воспитательной работы вуза
    • 2. 1. Моделирование процесса формирования основ экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов
    • 2. 2. Образование и педагогическая система развития экономической культуры студентов
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию у студентов неэкономических специальностей современной экономической культуры

Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество в России характеризуется формированием рыночных отношений, переходом к многообразию форм собственности, приватизацией и коммерциализацией. Названные социально-экономические изменения затрагивают и систему образования. Инновационные процессы в образовательной сфере осуществляются в условиях экономической нестабильности. Основная масса населения страны не готова к вступлению в новые экономические отношения, ориентирование на конкуренцию, деловую предприимчивость. Эти негативные тенденции усиливают социально — экономические противоречия и становятся основным тормозом адаптации людей к новым экономическим условиям.

Переход Российской Федерации к рыночным отношением с особой остротой поставил вопрос о необходимости формирования у современной молодежи экономической культуры. Именно на ее базе может быть построено новое, глубоко осознанное ее отношение к происходящим в нашей стране переменам, стремление участвовать в совершенствовании экономических отношений, развивать предпринимательскую активность.

В образовательной системе сегодняшнего дня среди множества противоречий проявляется главная: между потребностью общества в гражданине, сочетающем черты творца и исполнителя, способном созидательно действовать, ставить цели, определять пути их достижения и нести ответственность за свой выбор с одной стороны, и методами формирования экономической культуры личности, вступающей профессиональную социально — экономическую деятельность, применяемыми в современном учебно-образовательном процессе — с другой. Выявленное противоречие обуславливает ряд частных противоречий между:

— включением в учебные планы вузов дисциплин, предназначенных для формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей и отсутствием теоретического обоснования принципов объединения этих дисциплин в единую образовательную область «экономика»;

— стратегией на профессионализацию, ориентированной на всестороннее развитие личности, и недостаточной разработанностью научно-методологических основ по ее реализации в учебно-образовательной практике;

— недостаточной связью между полученной в вузе системой знаний и тем, что требует практическая трудовая деятельность;

— наличием и углублением разрыва между состоянием подготовки специалистов в стране и за рубежом и др.

Попытки разрешения указанных противоречий в реализации новых концепций просматриваются в работах по формированию экономической культуры (А.Ф. Аменд, И. С. Липсиц, В. А. Райзберг, И. А. Сасова, Н.В. Силкина) — принципов гуманизации образования (Н.И. Элиасберг) — правовой культуры (С.С. Алексеев, А.Ф. Никитин) — вопросы методологии и теории экономической культуры (В.Д. Попов, А.К. Уледов) — социологические аспекты формирования экономической культуры (Л.П. Буева, И. Б. Иткина, Ж.Т. Тощенко) — философские и практико-педагогические проблемы культурологического подхода к образованию и воспитанию (Ю.Г. Ершов, А. Ф. Лобова, В.Н. Судаков).

Анализ работ педагогов (П.Н. Андианов, Н. Я. Клепач, С.Н. Чистякова) и экономистов (Л.И. Абалкин, A.M. Бирман, О. Ю. Мамедов, В. К. Розова, К. А. Улыбина, В. П. Щетинин, С.С. Шаталин) показывает, что студенты неэкономических вузов не обладают суммой знаний, необходимой для формирования экономической культуры. Серьезное внимание к вопросам экономического образования уделяется в разработках зарубежных ученых (С. Брю, Ф. Котлер, К. Леви-Строс, А. Маслоу, К. Макконелл, П. Хейнеи и др.). Этот теоретико-учебный материал стал основой для наших попыток разрешить выявленные противоречия и определить проблему исследования: как должно реализовываться моделирование процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей, чтобы формирование экономической культуры студентов стало эффективным педагогическим процессов.

Рецидивы сознания, формировавшегося в советскую эпоху, дают знать о себе и сегодня, спустя десятилетие после крушения советского режима. По свидетельству одного из ведущих российских экономистов Е. П. Ясина, только около 15% граждан нашей страны разделяют ценности либерализма, лежащие в основе современной рыночной экономики, хотя желают жить в стране с рыночной экономикой более 50% опрошенных. [174] Аналогичные результаты дало и исследование сформированности экономической культуры у студенческой молодежи, проведенное нами на неэкономических факультетах Северо-Осетинского государственного университета им. K. JL Хетагурова.

Все это свидетельствует о серьезных изъянах в сфере школьного и вузовского образования, о недостаточном влиянии на процессы социализации современной молодежи внешней среды, отсутствии у нее элементарной экономической культуры.

Проблемы формирования экономической культуры молодежи лишь в последние годы стали привлекать к себе внимание исследователей. В работах, посвященных этой проблеме (Е.Н. Воронова, В. Ф. Любичева, К. Н. Панферов, Г. Н. Соколова) экономическая культура в основном рассматривается как философская, социологическая и культурологическая категория, и в гораздо меньшей степени как педагогическая проблема.

Актуальность задачи формирования у студенческой молодежи экономической культуры с одной стороны, и недостаточная научная разработанность этого вопроса, с другой стороны, обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов», и позволили сформулировать цель исследования — разработка и обоснование педагогических условий и модели процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в системе высшего учебного заведения с учетом региональных особенностей.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования — образовательно-воспитательный процесс в высшей школе.

Предмет исследования — содержание, формы, методы и средства формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в системе университетского образования.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что процесс формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов будет эффективным, если: он будет построен на глубоких и прочных знаниях основ современной экономической теориимоделирование данного процесса будет опираться на реальную хозяйственную практику, требующую от каждого гражданина сознательного участия в процессе рыночных преобразованийего содержание обеспечит взаимодействие мотивационной, интеллектуальной и поведенческой сфер личности студентапроцесс приобщения студенчества к ценностям современной экономической культуры, как в учебное, так и во внеаудиторное время будет базироваться на разработанной и апробированной технологии экономического воспитания.

Цель, предмет и гипотеза исследования требуют решения следующих задач:

1. Осуществить анализ особенностей процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в условиях высшего учебного заведения.

2. Разработать концептуальные основы и модель данного процесса.

3. Обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей, сформулировать педагогические условия необходимые для их реализации.

4. Подготовить и внедрить в практику работы вуза научно-практические рекомендации, позволяющие формировать экономическую культуру студентов.

Методологической основой исследования являются философское положение о социальной обусловленности формирования личности, учение о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, о функциональном участии в процессе социализации молодых поколений различных социальных и экономических институтов общества, реализуемые через системный анализ исследуемой проблемы и деятельностный подход при использовании теоретических положений и эффективных педагогических технологий в подготовке специалистов в условиях высшей школы.

Теоретическую базу исследования составляют философские и педагогические идеи (Н.Я. Бердяев, В. И. Вернадский, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко, Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский), научные труды отечественных и зарубежных ученых-представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (В.В. Макаев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир, В.А. Сухомлинский) — педагогические концепции профессионально-творческой деятельности специалиста (В.И. Андреев, З. К. Каргиева, Н. В. Кузьмина,.

A.Б. Орлов, Н.М. Таланчук) — теоретические положения педагогического проектирования (В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, А.А. Кирсанов) — научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (С.Г. Ваниева, А. В. Гаврилин, И. А. Колесникова, H. JI Селиванова) — публикации о культурологическом подходе в педагогической практике (А.Ю. Белогуров, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, И. Б. Котова,.

B.В. Сериков, Б. А. Тахохов, Ю. И. Турчанинова, Е.Н. Шиянов) — труды по теории воспитания и самоформирования личности на разных ступенях образовательного процесса (О.С. Гребенюк, Б. Т. Лихачев, М. И. Рожков, Л. И. Рувинский и др.).

В соответствии с целью, предметом и задачами исследования был использован комплекс взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, культурологической и методологической литературымоделирование учебного процесса формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностейпрогнозирование, наблюдение за педагогическим процессоманкетирование, анализ письменных работ студентов и обработка полученных данныхэкспертная оценка и самооценка уровня сформированности экономической культуры студентовэкспериментальная проверка основных положений и рекомендаций диссертации.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе 12 неэкономических факультетов Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова. В эксперименте участвовало 509 человек (49 преподавателя и 460 студентов).

Организация исследования. Исследование проводилось в период 2001;2005г.г. и включало три логически связанных этапа:

Проблемно-поисковый этап (2001;2002г.г.) — связан с определением исходных параметров исследования: проблемы, постановки цели, формулировки задач, обосновании методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материала, исследовательских методов. Разрабатывались общие подходы решения поставленных исследовательских задач и методика опытно-экспериментальной работы, проводился анализ научной литературы, изучалась современное состояние проблемы, обосновывались показатели и критерии сформированности экономической культуры студентов неэкономических специальностей.

Системообразующий этап (2003;2004г.г.) — связан с проведением опытно-экспериментальной работы, в ходе которой уточнялась гипотеза, подтверждалась актуальность работы, выявлялись и анализировались основные тенденции развития высшего образования, связанные с ними проблемы совершенствования вузовской воспитательной практики.

Обобщающий этап (2004;2005г.г.) — связан с систематизацией и обобщением результатов исследования, уточнением теоретических положений и выводы исследования. Разрабатывались и внедрялись в учебный процесс методические рекомендации по формированию экономической культуры студентов неэкономических специальностей. Полученные результаты, обобщаясь, были представлены в виде научных публикациях, послужили основой докладов, сделанных на всероссийских, региональных и межвузовских конференциях. На этом этапе завершено литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены социально — экономические предпосылки, актуализирующие необходимость формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов.

2. Систематизированы и обобщены современные подходы к понятию «экономическая культура», раскрыто его психолого-педагогическое содержание.

3. Доказано, что процесс формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей будет успешным если: будет разработана педагогическая модель, включающая методологический, психолого-педагогический и технологический блоки;

— эта модель учтет республиканские, союзные, мировые тенденции развития рыночных отношенийобеспечит психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса формирования экономической культуры студентов на всех этапах целостного образовательного маршрутаиспользует экономический потенциал всех изучаемых в вузе учебных дисциплин (общеобразовательных, специальных и др.), все формы обучения.

Теоретическая значимость исследования: раскрыто и обосновано влияние уровня сформированности экономической культуры выпускников вузов на их дальнейшую социализацию и адаптацию, на решение проблем экономической и, как следствие, политической стабильности общества;

— разработана целенаправленная система формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вуза, позволяющая сформулировать необходимые для этого педагогические условия;

— выявлены структура, критерии и уровни сформированности этой культуры, а также компоненты профессиональной подготовки студентов неэкономических специальностей в вузе;

— разработана и апробирована модель формирования у студентов неэкономических специальностей вуза экономической культуры, экспериментально доказана ее высокая эффективность.

Практическая значимость исследования:

Разработанная и апробированная на практике компонентная модель формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в условиях Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова может быть широко использована в практике работы других высших учебных заведений. Авторские учебные программы, методические рекомендации по использованию приведенного в работе фактического материала, а также основные положения и выводы диссертации окажут помощь в практической работе преподавателям и студентам образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватностью им применяемых диагностических методик, репрезентативностью экспериментальной базы, качественным и количественным анализом, педагогической экспертизой, личным участием автора в экспериментальной работе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Недостаточная сформированность экономической культуры у определенной части современной молодежи в значительной мере затрудняет успешное продвижение страны по пути рыночных преобразований, является следствием недостаточного внимания к данной проблеме со стороны общества в целом и высшей школы в частности.

2. Формирование современной экономической культуры будущего специалиста, способного не только мыслить экономическими категориями, но и активно участвовать в социально-экономических преобразованиях, является важнейшим компонентом его подготовки в условиях вуза.

3. Эффективное формирование экономической культуры студентов неэкономических специальностей возможно лишь на основе обогащения содержания образовательного процесса, путем неформальной организации и внедрения в него необходимых для этого экономических дисциплин.

4. Интегративная структурно — логическая модель образовательно-воспитательного процесса по формированию у студентов экономической культуры, должна включать в себя следующие компоненты: цель, задачи, состав субъектов педагогического процесса, содержание, формы и методы средств формирования у них экономической культуры, педагогические условия реализации данного процесса, обеспечивающие системность и комплексность формирования качеств, составляющих понятие «экономическая культура индивида».

5. Совокупность организационно — педагогических условий, обеспечивающих приобщение студенческой молодежи к современным экономическим ценностям, должна включать в себя следующие компоненты: содержательные (вариативные учебные планы и программы, учитывающие задачи и специфику современного экономического образования и воспитания студенчества) — кадровые (привлечение к процессу формирования у студентов экономической культуры преподавателей разного профиля) — ресурсные (необходимые материально-технические и финансовые условия для организации данной работы).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики, педагогики высшей школы, бухгалтерского учета и аудита, экономики Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагуровадокладывались на научно-методической конференции «Проблемы экономического образования».

Москва, 2002) — X Международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2003) — межвузовской научно-методической конференции «X Рязанские педагогические чтения» (Рязань, 2004) — научно-методических конференциях «Актуальные проблемы бухгалтерского учета и анализа в России» (Владикавказа, 2004) и «Налоговый механизм регулирования экономического роста» (Владикавказ, 2004). Теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова и Владикавказского института управления.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

Сегодня обществу нужны не узкие специалисты — носители отдельных производственных функций, а всесторонне развитые социально активные люди, имеющие фундаментальное научное образование с хорошо сформировавшейся экономической культурой.

Задача формирования современной экономической культуры у студенческой молодежи и ее недостаточная разработка заставили нас теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей и определить педагогические условия его реализации с учетом региональных особенностей.

Экономическая культура — это часть общей культуры, которая выражает уровень отношений между людьми. Она исследуется в системе экономических знаний, рассматривается и анализируется в философско-культурологической и научно-педагогической литературе.

В исследовании нами дано понятие экономической культуры, раскрыты ее микроэлементы.

На наш взгляд, под экономической культурой следует понимать совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способов деятельности людей, направленных на решение основных задач современного экономического развития, удовлетворение потребности в жизненных благах.

Экономическая культура студентов развивается в разнообразной трудовой, учебной деятельности и опирается на следующие умения: оперировать экономическими понятиями и суждениямипользоваться экономическими критериями и показателямииспользовать для решения экономических задач анализ, сравнение, прогнозированиеоценивать эффективность деятельности по ее конечному результатунаходить наиболее экономичные и безошибочные решения в ситуациях, связанных с практической деятельностьювыбирать оптимальные варианты решенийотказываться от устаревших способов деятельности.

Принимая те или иные экономические решения, люди руководствуются «микроэлементами культуры», основными из которых являются: экономическая ценность, нормы экономического поведения, экономические приоритеты и предпочтения, мотивизация экономического поведения.

Опора на философско-культурологическую и научно-педагогическую концепцию экономической культуры позволила нам разработать рабочую педагогическую модель формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов, которая включает: цель, задачи, функции, компоненты, формы, методы и условия, которые способствуют формированию экономической культуры студентов.

Нами выделены три уровня (высокий, средний, низкий) и составлены характеристики каждого из них для оценки сформированности экономической культуры студентов неэкономических специальностей.

Нами предложена наглядно-образная модель учебного процесса в виде структурной схемы, в результате реализации которой формируется экономическая культура у студентов неэкономических специальностей.

Определив модель основ экономической культуры, мы предположили, что формирование экономической культуры будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

— взаимосвязь философско-культурологических, научно-педагогических и экономических дисциплин, которая позволяет понять студентам о необходимости экономической культуры в их профессиональной деятельности;

— актуализация у студентов личностного смысла к овладению основами экономической культуры;

— информационная наполненность пространственно-временных границ восприятия студентами механизмов функционирования экономики как системы;

— использование совокупности форм и методов активного обучения студента как субъекта собственного развития;

— организация социально — ориентированной экономической деятельности студентов, т. е. использование практических заданий и задач с элементами творчества, с правом выбора вариантов выполнения, с неполными ситуационными данными, использование таких видов деятельности, как самопроверки практических работ, занимательные задания, кроссворды, решение и разбор ситуаций, тестирование, конкурсы, итоговые творческие работы;

— учет индивидуальных и психолого-физиологических особенностей при формировании качеств личности, необходимых в социально-ориентированной экономической деятельностиинтегративный характер изучения курсов «Экономика» или «Экономическая теория», как регионального компонента образовательного стандарта.

Подготовить хорошего специалиста, который бы разбирался в происходящих в стране изменениях, связанных с рынком, невозможно в процессе всего учебного процесса, как бы он хорошо не был поставлен. Нужна еще и практическая деятельность, в процессе которой преодолеваются трудности, формируется личность, складывается экономическая культура.

В процессе исследования установлено, что практическая работа по формированию экономической культуры студенческой молодежи в процессе изучения различных дисциплин учебного курса эффективно осуществляется при соблюдении следующих условий:

— если предлагаемый учебный материал затрагивает личные интересы студентов и близких им людей, связан с жизнью района, города, села, республики;

— если учебный материал доступен по содержанию, понятен;

— если из учебного материала полностью удалены негативные оценки рыночного хозяйства, господствовавшие в советскую эпоху;

— если наряду с сообщением тех или иных фактов преподаватели воздействуют на эмоциональную сферу студентов;

— если профессорско-преподавательский состав сам до конца понимает необходимость рыночных преобразований, убежден в том, что именно через рыночные отношения лежит путь к процветанию страны.

В ходе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась на протяжении пяти лет, проводилась проверка выделенного теоретического материала, направленного на развитие экономической культуры, применение его на практике, развитие исследовательских навыков и методик в практической деятельности.

В процессе анкетирования, тестирования и опросов, мы хотели выяснить, что студенты и преподаватели экономических дисциплин считают главным в процессе преподавания экономики. Как выяснилось, главным студенты и преподаватели считают усиление учебного процесса в плане компьютеризации, обеспечение доступными учебниками, методическими пособиями, справочниками, словарями в нужном количестве. Указывается на необходимость увеличения часов на изучение курса «Экономики», на изучение спецкурсов, спецкурсов по выбору студентов, на написание курсовых проектов. Студенты иностранного факультета высказались за ведение курса экономики на иностранном языке (английском, немецком, французском).

Многие студенты и преподаватели высказались о необходимости изучения экономики с первого курса, что существенно повысит их знания в этой науке в мировом, государственном, региональном, бытовом, личностном уровне, то есть они становятся более предприимчивыми, ответственными, самостоятельными и решительными.

На наш взгляд, для формирования современной экономической культуры студентов неэкономических специальностей необходимо существенным образом перестроить всю систему воспитания и обучения в вузах.

В этой связи представляется целесообразным:

1. Ввести в каждом вузе Республики Северная Осетия — Алания обязательное преподавание основ экономической теории, экономики и предпринимательства.

2. В высшей школе преподавание экономики (экономической теории) в качестве общеобразовательной дисциплины должно начинаться на I курсе. Было бы полезно дополнить базовый учебный курс серией спецкурсов: «История хозяйственного быта осетинского народа», «Экономика Северной Осетии переходного периода», «Малый бизнес и его роль в решении современных экономических и социальных проблем», которые дадут возможность ознакомить студентов с управлением экономикой региона, местным хозяйством, с развитием регионального маркетинга, с поддержкой малого и среднего бизнеса, привлечь их к конкретным цифровым данным по региону.

3. На старших курсах по желанию студентов читать специальный курс «Экономика развития туризма в РСО-Алания», который поможет ознакомить студентов с памятными и достопримечательными местами нашего горного края, с географией, историей, культурой, хозяйством, с людьми, живущими на ее территории.

4. На всех факультетах на старших курсах ввести специальный курс «Экономический язык в рыночных условиях хозяйствования», который поможет студентам в развитии и закреплении экономической терминологии, обучит их правильному подбору слов, определений, высказываний, понятий. Можно при этом чаще предлагать студентам письменные работы, связанные с описанием какого-либо процесса, явления, а также экономические изложения, диктанты и т. д.

5. Полезно предоставление студентам — старшекурсникам дополнительных платных услуг в виде профессиональных учебных курсов типа: «Бухгалтерский учет и аудит», «Управление персоналом», «Основы фермерского хозяйства», «Делопроизводство», «Офис — менеджер», «Банковская деятельность» и др. Это поможет дать выпускникам определенный объем специальной технической и экономической информации до того, как определится их фактический выбор своей карьеры.

6. Теоретические курсы в обязательном порядке должны быть дополнены конкретным знакомством студентов с тем, как работает современная фирма, банковское учреждение, общество защиты прав потребителей.

7. Необходимо разработать единый «стандарт экономической культуры» для студентов неэкономических специальностей, который определит, что учить, что надо знать и как надо жить гражданину — специалисту в условиях рынка.

8. При изучении курса «Экономики» и «Экономической теории» больше пользоваться учебниками российских авторов, которые дают возможность ознакомить студентов с предысторией России, с противоречивым развитием России в условиях рынка. По оценкам ведущих международных специалистов в России в 90-х годах образовался «дикий капитализм», который не имеет ничего общего с современным цивилизованным рынком, сформировавшимся в промышленно-развитых странах мира. В книгах же зарубежных авторов типа «Экономикс» почти исключительно показаны проблемы функционирования западной, чаще американской модели современного рыночного хозяйства.

9. При изучении курса «Экономика» использовать блочно-модульный подход в преподавании, дающий полноту изложения учебного материала, последовательных переходов от предыдущего раздела к последующему.

10. Приобретение доступных учебников, учебно-методических пособий, словарей, инструкций в нужных количествах.

11. Большим образовательным и воспитательным потенциалом обладают школьные и вузовские экономические олимпиады, конкурсы научных работ и рефератов по экономике, предпринимательству, менеджменту.

12. Организация краткосрочных курсов повышения квалификации для преподавателей — экономистов.

13. Разнообразить тематику и выделить большое количество часов на изучение спецкурсов, возможно и на иностранном языке (по выбору студентов).

Формирование экономической культуры студентов неэкономических специальностей должно занять важное место в программе модернизации современного высшего образования, т. е. проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы.

Полученные результаты при этом дали возможность систематизировать и обобщить современные подходы к понятию и содержанию «экономическая культура» и служат основой общей цели формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей.

Необходимо отметить, что данная проблема до конца не изучена и проанализирована. Задача дальнейшего исследования состоит в том, чтобы более глубоко изучить структуру процесса формирования экономической культуры и наметить новые оптимальные и эффективные направления и технологии в изучении данной проблемы на всех этапах высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. — М.: Экономика, 1987.-191 с.
  2. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М.: Наука, 1991.- 112 с.
  3. Е.Ф. Качество обучения в средней школе и проблемы его оценки с учетом мнений учащихся. / Социологические исследования. — 1998.-№ 8.-74 с.
  4. Ю. / Народы Кавказа (Газета) № 24. — июнь 2004. 3 с.
  5. .А. Содержание и методы экономической подготовки студентов будущих учителей труда в процессе производственно-технологической практики: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994. — 15 с.
  6. Альбуханова Славская К. А. Социальное мышление личности. / Психологический журнал. — 1994. — № 4.
  7. А.Ф. Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи. / Учащаяся молодежь и рынок: Сб. науч. тр. — Зелена Гура Москва, 1994. -75 с.
  8. А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического образования. Екатеринбург, 1997. — 331 с.
  9. Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М.: Наука, 1991. — 290 с.
  10. П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. — Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. 30 с.
  11. Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Наука, 1992. — 88 с.
  12. А.Ю. Экономическое мышление: содержание и пути формирования. М.: Луч, 1994. — 120 с.
  13. А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во Моск. университета, 1990.-367 с.
  14. П.Р. Технология и современное образование. / Педагогика. — 1996. -№ 2.
  15. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  16. Л.П. Так сколько же в России бедных? // Северная Осетия 2004. -№ 56 (24 104).-2 с.
  17. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов. / Советская педагогика. — 1981. № 1. — 17 с.
  18. Н.А. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО — Пресс», 1997. -624 с.
  19. Ф. Избранные сочинения. М.: Наука, 1978. — 484 с.
  20. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1995.
  21. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. 208с.
  22. Е.П. Доктрина образования в России. — М., 1996. — 59 с.
  23. О.Д. Экономическое воспитание будущих учителей. / Вопросы преподавания политической экономики. — М., 1992. — 101 с.
  24. В.И. Экономическое образование школьников — взгляд из министерства / Российский экономический журнал. -1993. № 4. — 114 с.
  25. Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990.-240 с.
  26. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. — 320 с.
  27. Н.В. Педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2001. -63 с.
  28. Е.Ф. Азбука современной экономической жизни / Социально-политический журнал. 1992. — № 9. — 48 с.
  29. Булатова С.Я. X Международная научно-методическая конференция. — Пенза: Изд-во Приволжский Дом Знаний, 2003 — 66 с.
  30. П.Г. Новые ценности. М.: Высшая школа, 1989. — 235 с.
  31. Ф. Избранные сочинения. М.: Наука, 1978. — 123 с.
  32. Ю.Л. Эпоха НТР: «Экономическое чудо» как воплощение мировой культуры. / «Полис», 1996. № 6.
  33. М. Избранные произведения. — М.: Прометей, 1990. — 91 с.
  34. В. Портрет современного предпринимателя в интерьере нашей экономики. / Наука и жизнь, 1992. № 9. — 94 с.
  35. В. Человек и социокультурная среда. — М.: Наука, 1991. — 331 с.
  36. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 338 с.
  37. A.M. Деятельность: структура и регуляция. — М.: Изд-во МГУ, 1987.-216 с.
  38. Н.Д. Инновационная экономика и человеческие ресурсы. / Мировая экономика и международные отношения. — 1994. № 3. — 72 с.
  39. .С. Философия образования для XXI века. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  40. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: «Школа Пресс», 1995.
  41. . Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.
  42. . Что такое психология. Т.2. М.: Мир, 1992.
  43. Н.Г. Экономическое образование учащихся основной общеобразовательной школы. Автореферат дисс. канд. наук. М., 1994. — 19 с. 46.47,48.
Заполнить форму текущей работой