Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения иностранному языку: на материале французского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация разработанной автором модели позволила проследить положительную динамику развития уровня сформированности патриотических ценностей у студентов в контрольной и экспериментальной группе, что свидетельствует об истинности ранее выдвинутой гипотезы. Целенаправленная реализация патриотически воспитывающего содержания учебного материала на уроках и во внеурочной деятельности позволили… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы патриотических ценностей
    • 1. 1. Патриотические ценности как объект научно-педагогического исследования
    • 1. 2. Состояние проблемы формирования патриотических ценностей в современных социально-педагогических условиях
    • 1. 3. Воспитательные возможности урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку в формировании патриотических ценностей у студентов ССУЗ
  • Глава II. Процесс формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении иностранному языку
    • 2. 1. Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку
    • 2. 3. Эффективность процесса формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ в ходе обучения иностранному языку

Формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения иностранному языку: на материале французского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие современное российское общество переживает глубокий кризис. Острыми остаются проблемы преступности, алкоголизма, наркомании. Учёные многих отраслей знаний констатируют, что имеет место тенденция снижения духовного потенциала личности, особенно молодёжи, в различных сферах жизни. В сознании молодого поколения получили широкое распространение индивидуализм, эгоизм, равнодушие, агрессивность, цинизм, безучастность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству. Явно прослеживается тенденция падения престижа военной службы, снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотических ценностей. Это свидетельствует о том, что в воспитании молодёжи имеются сегодня существенные проблемы. Наглядным примером является современное состояние воспитания патриотизма у учащейся молодёжи.

Вот почему повышается роль образовательных учреждений, представленных в современных условиях учебными заведениями разного типа — школами, лицеями, гимназиями, техникумами, колледжами, внешкольными учреждениями. Дополняя и развивая семейное воспитание подрастающего поколения, образовательное учреждение обучает нормативному русскому языку, приобщает к классической русской литературе, героической истории своей Родины, формирует у воспитанников чувство почитания и уважения национальных героев.

Актуальность проблемы подтверждается также повышением значимости иностранного языка в настоящее время. При изучении иностранного языка учащиеся имеют возможность познакомиться с классической зарубежной литературой и с героической историей страны изучаемого языка. В ходе изучения и сравнения двух культур у учащихся происходит формирование ориентации на приоритет национальных российских ценностей, но при должном уважении к ценностям других культур.

Следовательно, учебное заведение содействует позитивной социализации молодого поколения, готовит его к духовно-практической жизнедеятельности. Насколько успешно оно выполняет функции образования и воспитания учащихся, настолько государство является личностно-значимой ценностью для каждого гражданина, воспитанного семьёй, школой и социумом как патриота, готового и способного встать на защиту Родины.

В своей монографии «Теория ориентации личности в мире ценностей» А. В. Кирьякова отмечает, что перед педагогикой, её теорией и практикой встают важные и сложные вопросы: «Каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитаниякаковы педагогические закономерности и механизмы присвоения личностью ценностей обществакаковы педагогические условия становления жизненных ориентаций школьников» [95, с. 4−5].

К сожалению, на поставленные вопросы пока не может ответить ни современная педагогическая наука, ни педагогическая практика. Мы согласны с В. Ю. Троицким, что в задачи российского образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Это фундамент становления личности. Нет личности без самобытности, а самобытности — без национального своеобразия. Чем выше духовное чувство национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Основная задача школы — воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, одухотворённого идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой [205].

Правительство РФ, осознавая всю сложность ситуации, принимает в феврале 2001 года Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 годы», затем — Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006;2010 годы». Основная цель программ — возрождение, сохранение и развитие патриотических тенденций Отечества в интересах консолидации общества, поддержание общественной и экономической стабильности, уважения и доверия к государственным институтам, упрочения дружбы народов РФ [58].

Таким образом, воспитание патриотизма после длительного перерыва признаётся важной проблемой общества, которая может быть решена путём изучения отечественного опыта патриотического воспитания и освоения новых способов преобразования действительности.

Попытки осмыслить и обосновать патриотизм как важнейшее социально-политическое и духовное явление предпринимались со времён Древней Руси. Однако социально-политическую значимость патриотизм приобрёл лишь с начала^ XVII века. В период деятельности Петра I государственный патриотизм становится выше всех ценностей и добродетелей.

Патриотические идеи занимали важное место в работах русских просветителей второй половины XVIII века А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, МБ. Ломоносова, Д. И. Фонвизина.

Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, стремление умножать его богатство и славу нашли отражение в трудах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого и др.

В советский период идеями российского патриотизма были пропитаны работы русских мыслителей Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, B.C. Соловьёва и др.

К проблеме национального и патриотического воспитания обращались выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и др. Они считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни.

Психолого-педагогические аспекты в воспитании патриотизма раскрываются в работах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.

Диссертационные работы свидетельствуют о том, что на современном этапе особое внимание уделяется исследованию проблемы патриотических ценностей (А.В. Подгорнов, А. Д. Шестаков, Т. П. Краснова и др).

Проблема воспитания патриотизма рассматривается в трудах таких исследователей, как P.JI. Рождественская, С. В. Марзоев, А. И. Пятикоп, Г. А. Самарец, В. В. Пионтковский, Н. В. Ипполитова, М. А. Горбова.

Вопросы нравственного и патриотического воспитания при изучении гуманитарных дисциплин стали предметом изучения исследователей М. Ч. Алирзаева, Н. В. Ольшевской, А. П. Петрянкиной, В. Н. Устякина.

Проблемам воспитания нравственности и патриотизма у учащихся в процессе изучения иностранного языка посвящены работы Е. Г. Григорьевой, А. В. Калагастовой, М. Н. Смирновой, Т. Ч. Талбакова, С. С. Мирсагатовой, Г. А. Сосуновой.

Разработка проблемы патриотического и интернационального воспитания учащихся в советские годы в процессе преподавания иностранного языка (на материале английского и немецкого языков) положена в основу исследования А. А. Татлыевой.

Степень изученности проблемы на современном этапе, на наш взгляд, требует её дальнейшего рассмотрения в рамках произошедшей переоценки ценностей, в том числе и патриотических, у подрастающего поколения.

Важность изучения данной проблемы очевидна, поскольку перед современной педагогической наукой стоит задача определить основные направления воспитательного воздействия в соответствии с особенностями современного этапа развития российской государственности. Среди большого количества работ, посвященных исследованию различных аспектов нравственной культуры, осмысление проблем формирования патриотических ценностей у учащихся в педагогической науке остаётся одним из наименее разработанных её разделов. Формирование у студентов патриотических ценностей в средних специальных учебных заведениях на примере учебного предмета «Иностранный язык», а именно «Французский язык» на современном этапе остаётся вне поля зрения исследователей.

Противоречие между значимостью формирования у студентов ССУЗ патриотических ценностей и недостаточной изученностью воспитательных возможностей урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку позволило определить тему нашего исследования: «Формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения иностранному языку (на материале французского языка)».

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить возможности и эффективность процесса формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении иностранному языку.

Объект — обучение французскому языку студентов ССУЗ.

Предмет — процесс формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ в ходе обучения французскому языку.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении иностранному языку будет осуществляться эффективно, если:

— разрабатывается содержание урочной и внеурочной деятельности по французскому языку, ориентированное на формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ;

— реализуется разработанная модель формирования патриотических ценностей в процессе обучения французскому языку;

— используются критерии, показатели и уровни сформированности патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении французскому языку;

— выявляются и характеризуются педагогические условия эффективной реализации модели формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ: а) патриотически воспитывающий характер учебного материала по иностранному языкуб) логическая и содержательная связь урочной деятельности с внеурочной работой по иностранному языкув) способность студентов к самостоятельной творческой деятельностиг) владение педагогами инновационными методами преподавания иностранного языка.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования ставятся следующие задачи:

1. Выделить и охарактеризовать актуальные патриотические ценности у студентов ССУЗ с учётом современных социокультурных реалий на основе изучения проблемы формирования патриотических ценностей в теории отечественной и зарубежной педагогики.

2. Разработать содержание урочной и внеурочной деятельности по французскому языку, ориентированное на формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ.

3. Разработать и апробировать модель формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения французскому языку.

4.0пределить критерии, показатели и уровни сформированности патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении французскому языку.

5.Выявить и охарактеризовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— аксиологический подход к воспитанию патриотизма у студентов ССУЗ;

— гуманистический подход к воспитанию личности;

— идеи российского патриотизма в истории просветительской и философской мысли (В.Г. Белинский, Н. А. Бердяев, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, B.C. Соловьев, JI.H. Толстой и др.);

— исследования по проблеме воспитания патриотизма в истории отечественной педагогики (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.);

— исследования по ориентации личности в мире ценностей (Е.В. Бондаревская, М. Е. Дуранов, А. В. Кирьякова, О. В. Лешер и др.);

— фундаментальные положения современной науки об активной роли личности учителя в процессе обучения, воспитания и социального становления студентов ССУЗ.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

— теоретические (анализ философской, психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме);

— эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, педагогический эксперимент, экспертные оценки и самооценки студентов ССУЗ);

— математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

База исследования — Пензенский государственный педагогический колледж и Пензенский торгово-экономический техникум. Исследование проводилось в три этапа в период с 2002 по 2007 гг.

На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организация констатирующего эксперимента с целью определения уровня сформированности у студентов ССУЗ патриотических ценностей, что позволило определить методы и формы, необходимые для формирования патриотических ценностей при обучении французскому языку.

На втором этапе (2003;2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке положений гипотезы в рамках вышеуказанных задач исследования. Опытно-экспериментальная работа носила творческий характер, в ходе которой на уроках французского языка и во внеурочной деятельности была апробирована разработанная диссертантом модель, способствующая формированию патриотических ценностей у студентов ССУЗ. Проведённый эксперимент дал возможность проследить динамику развития уровня сформированности патриотических ценностей студентов в процессе обучения французскому языку и подтвердил истинность выдвинутой в исследовании гипотезы.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) проводилась опытная проверка полученных результатов, обработка экспериментальных данных, обобщались материалы исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ в ходе обучения иностранному языку (французскому) стал предметом самостоятельного комплексного исследования. Выделены и охарактеризованы актуальные патриотические ценности у студентов ССУЗ с учётом современных социокультурных реалийразработана модель формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения французскому языку, состоящая из комплекса организационно-дидактических компонентоввыявлены и экспериментально проверены педагогические условия успешной реализации модели по формированию патриотических ценностей у студентов. Проведённое исследование дополняет и углубляет историко-педагогические знания по проблеме формирования патриотических ценностей средствами иностранного языка у учащейся молодёжи на современном этапе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что исследование обогащает практическую составляющую учебно-воспитательного процесса ССУЗ, связанную с разработкой содержания обучения французскому языку и методики проведения урочной и внеурочной работы на основе художественных, поэтических, песенных, страноведческих, краеведческих текстов, использования идиоматических выражений и мультимедийных программ, направленных на формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗс определением критериев, показателей и уровней сформированности патриотических ценностей у студентов ССУЗ.

Результаты исследования могут быть рекомендованы для использования преподавателям французского языка учебно-воспитательных учреждений общего и профессионального образования в процессе формирования патриотических ценностей у учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и научной значимостью исходных методологических позиций, применением методов, адекватных целям и задачам исследованияличным участием автора в опытно-экспериментальной работе в качестве преподавателя французского языка в педагогическом колледжекачественным и количественным анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Проверка результатов исследования нашла своё отражение в ходе опытно-экспериментальной работы в педагогической деятельности автора, работавшего преподавателем французского языка в Пензенском государственном педагогическом колледже и в Пензенском государственном педагогическом университете.

Апробация материалов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: «Теория и практика германских и романских языков» (Ульяновск, 2002 г.) — «Развитие личности в образовательном процессе» (Пенза, 2002 г.) — «Теоретические и прикладные проблемы модернизации отечественного образования» (Пенза, 2003 г.) — «Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов» (Пенза, 2004 г.) — «Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности» (Ульяновск, 2005 г.) — «Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов, посвящённые 60-летию Победы в Великой Отечественной войне» (Пенза, 2005 г.) — «Известия ПГПУ. Научные и учебно-методические вопросы» (Пенза, 2005 г.) — «Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика» (Пенза, 2006 г.) — «XXI: итоги прошлого и проблемы настоящего» (Пенза, 2006 г.).

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры педагогики Пензенского государственного педагогического университета, на заседании методического объединения учителей иностранного языка Пензенского государственного педагогического колледжа, на заседании кафедры педагогики Пензенского областного ИПКиПРО. По материалам проведённого исследования опубликовано 11 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Актуальные патриотические ценности, которые можно сформировать у студентов ССУЗ с учётом современных социокультурных реалий при обучении иностранному языку через привитие интереса к иностранному языку, через изучение культуры и истории страны изучаемого языка, через сравнение с российской культурой:

— любовь к родной земле, народу, к родному языку;

— уважение к символике, традициям и обычаям родной земли;

— гордость за исторические свершения своего народа, за принадлежность к великой стране;

— преданность интересам Родины, укрепление чести и достоинства Родины.

2. Модель формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения французскому языку, состоящая из комплекса организационно-дидактических компонентов: цель, задачи, содержание процесса формирования патриотических ценностей, методы, формы урочной и внеурочной деятельности, критерии, показатели и уровни сформированности патриотических ценностей, педагогические условия эффективной реализации модели.

3. Содержание учебного материала в урочной и внеурочной деятельности по французскому языку на основе транслирующих патриотические ценности художественных, поэтических, страноведческих, краеведческих текстов, идиоматических выражений, мультимедийных программ, посредством методов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения, исследовательского, частично-поискового, проектного, метода лингвострановедческой компарации), способствующих повышению эффективности процесса формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ.

4. Критерии и показатели, позволяющие определить уровни сформированности патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении французскому языку:

— когнитивный критерий, отражающий наличие систематизированных знаний истории, традиций, символики России, конституционных прав и обязанностей граждан российского государствапрактический критерий, отражающий умения и навыки патриотической деятельности;

— ценностно-смысловой критерий, позволяющий проследить проявление интереса к современному состоянию России, к её будущему и оценить степень сформированности уважительного отношения к истории, культуре России и других народов;

— поведенческий критерий, отражающий изменения в проявлении патриотической активности и социальной ответственности.

5. Комплекс педагогических условий, влияющих на процесс формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении французскому языку:

— патриотически воспитывающий характер учебного материала по иностранному языку;

— логическая и содержательная связь урочной деятельности с внеурочной работой по иностранному языку;

— способность студентов к самостоятельной творческой деятельности;

— владение педагогами инновационными методами преподавания иностранного языка.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (279 источников), 11 приложений, проиллюстрирована одной схемой, 12 таблицами.

Выводы по II главе:

Вопросы, рассмотренные нами в теоретической и практической части исследования данной главы, дают возможность сделать следующие выводы:

— используемый в ССУЗ учебный материал при обучении французскому языку выступает в качестве важного средства по формированию патриотических ценностей у студентов. Учебный материал патриотического характера, взятый из художественных произведений писателей Франции, а также поэтических, песенных, страноведческих, краеведческих текстов, французских пословиц и поговорок, мультимедийных программ содействует воспитанию чувства любви, преданности своей Родине, в тоже время уважения к стране изучаемого языка. Разнообразие форм урочной деятельности (беседа, дискуссия, интервью, художественный перевод, сочинение, педагогическая ситуация, творческие упражнения, ролевая игра, виртуальная экскурсия и другие формы) способствует и повышению заинтересованности у студентов в изучении французского языка;

— огромным воспитательным потенциалом обладает внеурочная работа по французскому языку. Применение ролевых игр, театральных постановок, проведение викторин, конкурсов, конференций, тематических лекториев, организация виртуальной переписки и работы с мультимедийными проектами развивает мировоззрение студентов, формирует навыки поведения патриотического характера. Взаимодействие форм урочной и внеурочной деятельности усиливает её вклад в формирование патриотических ценностей личности, способствует усвоению и упрочению норм патриотического отношения к своей Родине и к стране изучаемого языка;

— данные констатирующего эксперимента показали, что возможности учебной и внеурочной деятельности по французскому языку в деле формирования патриотических ценностей у студентов ССУЗ не всегда используются в полном объёме. Средний показатель сформированности патриотических ценностей составил в контрольной группе 3,4 балла, в экспериментальной группе — 3,6 балла;

— апробация разработанной автором модели позволила проследить положительную динамику развития уровня сформированности патриотических ценностей у студентов в контрольной и экспериментальной группе, что свидетельствует об истинности ранее выдвинутой гипотезы. Целенаправленная реализация патриотически воспитывающего содержания учебного материала на уроках и во внеурочной деятельности позволили улучшить средний показатель сформированности патриотических ценностей у студентов экспериментальной группы на 0,8% по сравнению с исходным уровнем (с 3,6% до 4,4%). Обоснованность позиций при обсуждении проблем патриотического воспитания во время бесед, при устных ответах на занятиях, при формулировке и постановке вопросов, при написании сочинений и других письменных работ явилась основой повышения уровня сформированности патриотических ценностей.

Результаты эксперимента данного диссертационного исследования свидетельствуют о достаточно высокой эффективности использованных диссертантом методов и форм по формированию патриотических ценностей у студентов ССУЗ.

Заключение

.

Исследование, проведенное по одной из актуальных проблем в отечественной педагогике — формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения иностранному языку, в целом подтвердило основные положения выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач, на основании чего можно сделать следующие выводы:

1. Анализ историографии вопроса показал, что проблема патриотических ценностей для человеческой мысли не нова. Хотя самого термина патриотизм еще не существовало, уже в Древней Руси употреблялись понятия, которые впоследствии были отнесены к различным проявлениям патриотизма. Лишь при Петре I патриотизм достиг государственного значения.

2. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме позволил нам выделить следующие актуальные патриотические ценности студентов ССУЗ с учётом современных социокультурных реалий:

— любовь к родной земле, народу, родному языку;

— уважение к символике, традициям и обычаям родной земли;

— гордость за исторические свершения своего народа, за принадлежность к великой стране;

— преданность интересам Родины, укрепление чести и достоинства Родины.

3. Работу по формированию патриотических ценностей при обучении иностранному языку целесообразно проводить в рамках специально разработанной модели, в которой отражены воспитательные возможности учебного процесса, раскрыты основные направления внеурочной работы по иностранному языку со студентами ССУЗ. В модели также определяются критерии, показатели и уровни сформированности патриотических ценностей у студентов ССУЗ при обучении французскому языку.

4. Эффективность модели обеспечивает наличие и соблюдение соответствующих педагогических условий:

— патриотически воспитывающий характер учебного материала по иностранному языку;

— логическая и содержательная связь урочной деятельности с внеурочной работой по иностранному языку;

— способность студентов к самостоятельной творческой деятельности;

— владение педагогами инновационными методами преподавания иностранного языка.

Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов процесса формирования патриотических ценностей. Уточнение модели и совершенствование технологии данного процесса при обучении иностранному языку нам представляется достаточно перспективным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.К. Активизация речевой деятельности учащихся старших классов на уроках французского языка Текст. / Н, К. Абрамова // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 4. — С. 60−63.
  2. , А.П. Книга для чтения по истории Франции на французском языке для учащихся 10-х классов средней школы Текст. / А. П. Аверьянов. -М.: Просвещение, 1976. 144 с.
  3. , И.Х. Центр патриотического воспитания Текст. / И. Х. Акуджба // Профессиональное образование. 2005. — № 2.- С. 26.
  4. , Д.А. Воспитание юных патриотов Текст.: пособие для учителей / Д. А. Алгазин. М.: Просвещение, 1979, — 127 с.
  5. , Т.А. Подготовка и проведение экскурсий на иностранном языке Текст. / Т. А. Александрова // Иностранные языки в школе.- 1982.-№ 4, — С. 92−94.
  6. , В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования Текст. / В. Г. Алексеева // Советская педагогика. 1981.- № 8.-С. 62−65.
  7. , С.К. Книга для чтения на французском языке Текст. / С. К. Алиева. М.: Лист, 1996.- 144 с.
  8. , М.Ч. Формирование культуры межнационального общения школьников в системе нравственно-патриотического и интернационального воспитания на уроках истории и внеклассной работе Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Ч. Алирзаев. Москва, 1996, — 155 с.
  9. , М.М. Работа со страноведческим материалом по теме «Le cafe fran^ais» в старших классах Текст. / М. М. Ананьева // Иностранные языки в школе, — 2000.- № 2. С. 55−59.
  10. , В.А. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка Текст. / В. А. Андриевская // Иностранные языки в школе.- 1987, — № 6, — С. 3−8.
  11. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов.- М.: Мысль, 1988, — 255 с.
  12. , П.Г. Медная лира. Французская поэзия XIX—XX вв.еков в переводах Текст. / П. Г. Антокольский.- М.: Худож. лит, 1970.- 272 с.
  13. , Е.А. Социалистический образ жизни: Методология и методические вопросы Текст. / Е. А. Ануфриев. М.: Высш. шк., 1980. -183 с.
  14. , И.С. Ценности и воспитание Текст. / И. С. Артюхова // Педагогика.- 1999.-№ 4.- С. 117−120.
  15. , Ж. М. Юбилей А.С. Пушкина во Франции Текст. / Ж. М. Арутюнова // Иностранные языки в школе.- 1999.- № 3.- С. 94−95.
  16. , Г. А. Пойте с нами: Сб. песен на франц. языке для учащихся средн. школы Текст. / Г. А. Арутюнян.- М.: Просвещение, 1981.-112 с.
  17. , JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности Текст. / JI.M. Архангельский.- М.: Мысль, 1987.- 64 с.
  18. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов.- М.: МГУ, 1984.-104 с.
  19. , A.JI. и др. Из жизни замечательных людей. Книга для чтения для студентов педагогических институтов на французском языке Текст. / A.JI. Афанасьева. JL: Просвещение, 1978.- 248 с.
  20. , К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения Текст. / К. Ш. Ахияров.- Уфа: Башк. пед. ин-т, 1996.- 242 с.
  21. , Г. В. Технология формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Ахметжанова. Тольятти, 1997.- 22с.
  22. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования Текст. / Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  23. , Р.А. Патриотическое воспитание школьников Текст.: под редакцией В. И. Авершина / Р. А. Базарова.- Пенза: ИПК и ПРО, 2002.- 198 с.
  24. , JI.M. Творческие поиски для проведения уроков французского языка Текст. / JI.M. Баишева // Иностранные языки в школе.- 1987.- № 6.- С. 73−75.
  25. , А.К. Рассказы о войне на франц. языке Текст. / А. К. Баранова. М.-Л.: Учпедгиз, 1945, — 87 с.
  26. , В.Г. Избр. педаг. соч. Под ред. А. Ф. Смирнова Текст. / В. Г. Белинский. М.: Педагогика, 1982.- 288 с.
  27. , А.О. Замечательные люди Франции. Тексты для чтения на французском языке Текст. / А. О. Беннеян. М.: Просвещение, 1969.- 96 с.
  28. , Н.А. Самопознание: опыт философ, автобиогр. Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  29. , Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности Текст. / Н. А. Бердяев.- М.: Мысль, 1990, — 207 с.
  30. , Э.М. Поэзия вокруг нас Текст.: книга для чтения на франц. языке / Э. М. Береговская. М.: Просвещение, 1993.- ч.2, — 287 с.
  31. , П.П. Избранные психологические произведения Текст. / П. П. Блонский, — М.: Просвещение, АПН СССР, 1964.- 547 с.
  32. , В.Н., Журавлёва, Е.В. Игры и инсценировки Текст. / В. Н. Блохина, Е. В. Журавлёва.- М.: Высш. шк., 1971.- 192 с.
  33. , Н.Д. Патриотизм знак вопроса (диспут для старшеклассников) Текст. / Н. Д. Бобрик // Школьная библиотека.- 2003.- № 2.- С. 40−44.
  34. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.- 465с.
  35. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика.- 1995.- № 4.- С. 29−36.
  36. , А.Н. Профессиональная ориентация школьников на педагогическую профессию Текст.: учебное пособие к спецкурсу / А. Н. Бритвихин. Л.: ЛГПИ, 1985, — 84 с.
  37. , М.Л. Кузьмина, Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению Текст. / М. Л. Вайсбурд, Е. В. Кузьмина // Иностранные языки в школе.- 1999, — № 1, — С. 5−10.
  38. , Л.И. Ориентация учащихся образовательной школы на нравственные ценности (на материале педагогического класса лицея) Текст.: дис. канд. пед. наук / Л. И. Валиева.- Петрозаводск, 1997.- 195 с.
  39. , С.Г. Нравственно-эстетическое воспитание по Сухомлинскому: Учебное пособие Текст.: под редакцией Е. Е. Хатаева / С. Г. Ваниева.-Владикавказ: СОГУ, 1999. 92 с.
  40. , Л.Г. Пушкин в контексте сопоставления русского и французского менталитетов Текст. / Л. Г. Веденина // Иностранные языки в школе.- 1999.- № 6.- С. 61−68.
  41. , И.А., Пиковский, В.И. Воспитание патриотов-интернационалистов. Из опыта внеклассной работы Текст. / И. А. Верба, В. И. Пиковский. М.: Педагогика, 1973. — 111 с.
  42. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников Текст.: сост. И. М. Жуков.- М.: Педагогика, 1982.- 159 с.
  43. , Г. Н. Этнопедагогика. Под ред. И. Т. Огородникова Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш.кн.изд., 1974.- 376 с. — С. 289−307.
  44. , Б.Л. Школа современной Франции Текст. / Б. Л. Вульфсон.-М.: Педагогика, 1970.- 320 с.
  45. , Б.Л. Педагогическая мысль в современной Франции Текст. / Б. Л. Вульфсон. М.: Педагогика, 1983, — 183 с.
  46. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. Книга для учителя Текст. / Л. С. Выготский, — М.: Просвещение, 1991.-92с.
  47. , Г. И. Олимпиада праздник Текст. / Г. И. Гаврилова // Иностранные языки в школе.- 2000, — № 4.- С. 72−75.
  48. , З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости Текст. / З. Т. Гасанов // Педагогика, — 2001.- № 4, — С. 24−30.
  49. , З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости Текст. / З. Т. Гасанов // Педагогика.- 2003,-№ 5.- С. 18−26.
  50. , А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодёжи на современном этапе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Гаязов.- Челябинск: ЧелГУ, 1996.- 20 с.
  51. Гегель, Г. В. Ф. Собр. соч. В 13 т.- Т.7: Философия права Текст. / Г. В. Ф. Гегель, — М.: Соцэкгиз, 1934, — 380 с.
  52. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Текст. / Г. В. Ф. Гегель.- М.: Искусство, 1968.- Т.1.-312 с.
  53. , А.А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания Текст. / А. А. Глебов // Специалист.- 2003.- № 4.- С. 28−29.
  54. , З.Ф. Кружок внеклассного чтения в старших классах Текст. / З.Ф.Горбачёва// Иностранные языки в школе.- 1983.- № 1.- С. 106−109.
  55. , М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. А. Горбова. М., 1999.- 187 с.
  56. , И.Б. Патриотизм основа становления личности Текст. / И. Б. Городилова // Среднее профессиональное образование. Приложение к журналу «СПО».- 2004.- № 8, — С. 17−19.
  57. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения -российский путь развития Текст. // Воспитание школьников.- 2002, — № 7.- С. 8−10.
  58. , Е.Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения английскому языку Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Григорьева.- Чебоксары, 2000, — 218 с.
  59. , Г. А. Комплексное воспитание учащихся на уроках французского языка и во внеклассной работе Текст. / Г. А. Гуменыцикова // Иностранные языки в школе. 1986.- № 1. — С. 66−68.
  60. , А.В., Турчин, А.А. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию студентов Текст. / А. В. Густырь, А. А. Турчин // Среднее профессиональное образование.- 2004, — № 4.- С. 18−19.
  61. , Т.В., Щепилова, А.В. Роль самостоятельной работы учащихся в повышении мотивации изучения французского языка Текст. / Т. В. Дадыко, А.В. Щепилова// Иностранные языки в школе.- 1985.- № 5.- С. 52−55.
  62. , В.И. Пословицы русского народа Текст. / В. И. Даль, — М., ННН: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 614 с.
  63. , Ю.И. Антология поэзии Парижской Коммуны 1871 года Текст. / Ю. И. Данилин. М.: Худож. лит., 1948.- 407 с.
  64. , А.Н. История образования и педагогической мысли Текст.: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Н. Джуринский.- М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004.- 400 с.
  65. , А.Н. История педагогики Текст.: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / А. Н. Джуринский.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 430с.
  66. , И.В., Круглев, Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентиров и интересов учащихся Текст. / И. В. Дубровина, Б. С. Круглев // Ценностные ориентиры и интересы школьников: Сб. науч. тр.- М.: ЦСПО, 1983, — С. 27−36.
  67. , М.Е., Дуранов, И.М., Жернов, В.И., Лешер, О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося Текст. / М.Е. Дуранов, И.М. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер, — Магнитогорск: МГПИ, 1996.- 315 с.
  68. Дуранов, И. М, Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. М. Дуранов. Челябинск, 1991, — 186 с.
  69. , М.И. Патриотическое воспитание на уроках французского языка Текст. / М. И. Евдокимова // Иностранные языки в школе.- 2005.- № 1,-С. 28−35.
  70. , И.Ю. Педагогические условия социально-нравственных ориентаций учащихся старших классов Текст.: дис. .канд. пед. наук / И. Ю. Елхов. Челябинск: ЧелГУ, 1996.- 182 с.
  71. , X. Элементы страноведения при обучении французскому языку Текст. / X. Жмиевска // Иностранные языки в школе.- 1987.- № 4.- С. 90−92.
  72. , Н.Б. Домашнее чтение на французском языке в средней школе Текст. / Н. Б. Жукова // Иностранные языки в школе.- 1985, — № 4.- С. 30−33.
  73. , А. Просвещение и патриотизм Текст. / А. Замостьянов // Народное образование,-2002.-№ 4.-С. 183−189.
  74. Захарова, О. В, Гринь, О.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе Текст. / О. В. Захарова, О. В. Гринь // Начальная школа.- 2002.-№ 4.- С. 30−34.
  75. , А.Г. Потребности. Интересы, Ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов, — М.: Политиздат, 1986, — 223 с.
  76. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. /И.А, Зимняя.-М.: Просвещение, 1991.- 221 с.
  77. , И.Н. Использование межпредметных связей во внеклассной работе по французскому языку Текст. / И. Н. Зотеева // Иностранные языки в школе.- 1990.- № 3.- С. 64−67.
  78. , О.В., Вотякова, А.В. Что в имени тебе моём. Из опыта работы музея истории гимназии по патриотическому воспитанию школьников Текст. / О. В. Ивлиева, А. В. Вотякова // Просвещение, проблемы и перспективы.- 2004, — № 4, — С. 78−81.
  79. Изучение материалов о Великой Отечественной войне в средней школе. Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию на материале краеведения Текст.: сборник под ред. П. В. Иванова.- М.: Педагогика, 1975.159 с.
  80. , И.А. О грядущей России: избр. статьи под ред. Н. П. Полторацкого Текст. / И. А. Ильин.- М.: Воениздат, 1993.- 366 с.
  81. , Н.М. Край Пензенский: люди и судьбы Текст. / Н. М. Инюшкин.- Пенза: АКБ «Тарханы», 1996. 62 с. (I часть), 1997. — 54 с. (И часть).
  82. , Н.М. Пензенской истории причастны: историко-биографические очерки Текст. / Н. М. Инюшкин.- Пенза: ИГПС «Пензенская правда», 2001.- 168 с.
  83. , Н.М. Ты и есть моя Россия Текст.: пензенский край на рубеже тысячелетий / Н. М. Инюшкин. Пенза: Министерство культуры Пензенской области, 2001.- 119 с.
  84. , Н.В. Общественно-полезная трудовая деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Ипполитова, — Челябинск, 1985.- 195 с.
  85. , Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся Текст.: автореф.. дис. докт. пед. наук / Н. В. Ипполитова.- Челябинск, 2000.- 51с.
  86. , Ш. И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма Текст. / Ш. И. Исмаилов // Педагогика.- 2000.- № 2.- С. 107−109.
  87. , А.П., Лебедев, Г.П. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся Текст. / А. П. Кабаченко, Г. П. Лебедев. Под редакцией Э. Н. Цыганковой.- М.: Высш. шк., 1987.-318 с.
  88. , А.В. Педагогические пути и условия формирования общечеловеческих ценностей у младших школьников в процессе изучения иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Калагастова.-Липецк, 2001.- 196 с.
  89. , В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека Текст. / В. А. Капранов, — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.- 150 с.
  90. , П.Ф. Педагогика и политика Текст. / П. Ф. Каптерев // Свободная мысль.- 1992. № 8, — С. 59 -63.
  91. , Ю. Патриотическое воспитание веление времени Текст. / Ю. Квятковский // Внешкольник.- 1998.- № 2.- С. 29−32.
  92. , А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст. / А. В. Кирьякова.- Оренбург: ОГПИ, 1996.- 190 с.
  93. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта) Текст. / М. В. Кларин.- М.: Знание, 1989.- 80 с.
  94. , В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма Текст. / В. А. Кобылянский // Педагогика.- 1998.- № 5.- С. 52−58.
  95. , А.Г. Воспитание чувств Текст. / А. Г. Ковалёв, — М.: Педагогика, 1971.- 94 с.
  96. , А.С. Развитие творческой активности учащихся при работе над стихами на уроках английского языка Текст. / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе, — 1986.- № 6, — С. 58−60.
  97. , Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский.- М.: Учпедгиз, 1955.- 656 с.
  98. Кон, И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  99. , Н.А., Медынский, Е.Н., Шабаева, М. Ф. История педагогики Текст.: учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982.- 447 с.
  100. , И.Е. Пролетарский интернационализм. Отечество и патриотизм Текст. / И. Е. Кравцев.- Киев: Наук, думка, 1965.- 211 с.
  101. , Т.П. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры Текст.: дис. .канд. пед. наук / Т. П. Краснова, — Оренбург, 2001.- 162 с.
  102. , О.В. Французские пословицы и поговорки Текст. / О. В. Критская.- М.: Высш.шк., 1963.- 95 с.
  103. , Н.К. Военное воспитание молодёжи Текст. / Н. К. Крупская // Народное просвещение.-1918.- № 1−2, — С. 42.
  104. , А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века Текст.: сост. П. А. Лебедев / А. П. Куницын.- М.: Педагогика, 1987.- 558 е.- С. 141−153.
  105. , О.Н., Пивоварова В. В. О работе клуба «Друзья Франции» Текст. / О. Н. Кучерова, В. В. Пивоварова // Иностранные языки в школе,-1990.-№ 4, — С. 104−109.
  106. , P.P. Воспитываем гражданина и патриота Текст. / P.P. Латыпов // Профессиональное образование.- 2004.- № 6.- С. 13.
  107. , О.В. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское? Текст. / О. В. Лебедева // Педагогика.- 2003.- № 9.- С. 77−82.
  108. , Р.Г. Слить в единое обучение Текст. / Р. Г. Лемберг // Советская педагогика.- 1963.-№ 11.- С. 34−47.
  109. , А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку Текст. / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе.- 1976.- № 1.- С. 97−101.
  110. , О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодёжи: теория и практика Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / О. В. Лешер.-Челябинск: ЧелГУ, 1997.- 50с.
  111. , А.А. Патриотическое воспитание и «национальное образование.» Текст. / А. А. Леонтьев // Начальная школа.- 2002.- № 4.- С. 4−7.
  112. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев, — М.: Политиздат, 2 изд.- 1977, — 304 с.
  113. , Л.П. Воспитание патриотизма Текст. / Л. П. Локтюшкина // Специалист.- 2003.- № 9.- С. 38−39.
  114. , М.В. Для пользы общества Текст. / М. В. Ломоносов.- М.: Сов. Россия, 1990.-381 с.
  115. , А.В. О воспитании и образовании. Под ред. A.M. Арсеньева и др. Текст. / А. В. Луначарский.- М.: Педагогика, 1976, — 636 с.
  116. , В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России Текст. / В. И. Лутовинов // Педагогика 1997.- № 3.- С. 52−56.
  117. , Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности Текст. / Н. В. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2002.- № 6.- С. 6−11.
  118. , А.С. Доклад в Педагогическом училище Текст. / А. С. Макаренко // Соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.5.- 558 с.
  119. , А.С. Педагогическая поэма Текст. / А. С. Макаренко // Соч.: В 7 т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- Т.1.- 784 с.
  120. , А.С. Дети в стране социализма Текст. / А. С. Макаренко // Соч.: В 7 т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- Т.7.- 583 с.
  121. , И.Г. Использование Интернета на уроке немецкого языка Текст. / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе.- 2001, — № 5, — С. 4043.
  122. , Н.В. Патриотическое воспитание учащихся важнейший этнопедагогический аспект подготовки будущих учителей Текст. / Н. В. Максименко // Начальная школа.- 2000.- № 7.- С. 3−6.
  123. , З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.- 191 с.
  124. , Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников Текст. / Т. Н. Мальковская, — Л: Ленинградский пед. ин-т., 1998.172 с.
  125. , Г. И. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе Текст. / Г. И. Мамукина // Иностранные языки в школе.-2001.-№ 4.-С. 40−42.
  126. , С.В. Теория и практика патриотического воспитания: содержание, принципы, технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Марзоев.- Владикавказ, 2000.- 147 с.
  127. , А. Мотивация и личность. Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. Научн. ред. Н. Н. Акулина Текст. / А. Маслоу. СПб: Евразия, 1999.- 479 с.
  128. , С.Е. Народность в воспитании гражданственности Текст. / С. Е. Матушкин.- Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999, — 95 с.
  129. , С.Е., Ипполитова, Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях Текст.: в помощь учителю. / С. Е. Матушкин, Н. В. Ипполитова.- Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2000.- 19 с.
  130. Медная лира Текст.: французская поэзия XIX—XX вв.еков в переводах П. Г. Антокольского.- М.: Худож. лит., 1970.- 272 с.
  131. , А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской национальной культуры Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. С. Метелягин.- М.- 1996, — 198 с.
  132. , Р.А. Гражданско-патриотическое воспитание Текст. / Р. А. Микаилова // Среднее профессиональное образование.- 2003.- № 1.- С. 37−38.
  133. , С.С. Воспитание нравственных качеств личности учащихся 5−7 классов узбекских школ в процессе изучения иностранного языка (на материале французского языка) Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. С. Мирсагатова.- Ташкент, 1989. 152 с.
  134. Моральные ценности личности Текст. / Под редакцией Титаренко А.И.-М.:МГУ, 1994, — 176 с.
  135. Настольная книга преподавателя иностранного языка Текст.: Справ, пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др.- Мн.: Высш.шк., 1996.-333 с.
  136. Наш долг воспитать патриотов. XII Международные рождественские образовательные чтения Текст. / Подготовил А. Арсентьев // Вузовские вести. — 2005.-№ 4.-16−18 февраля, — С. 11.
  137. , Р.С. Психология Текст.: учебник для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2 кн.- кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994.- 576 с.
  138. , М.А., Лотарёва, Т.В. Страноведческий материал и познавательная активность учащихся Текст. / М. А. Нефёдова, Т. В. Лотарёва // Иностранные языки в школе.- 1987.- № 6.- С. 26−28.
  139. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика.- 1998.- № 4.- С. 3−8.
  140. , JI.JT. Развитие личностной активности учащихся средствами английского языка Текст. / JI.JI. Никитина // Иностранные языки в школе.-2005.- № 7.- С. 80−82.
  141. , Н.И. и его современники Текст.: Изб. соч. Под ред. И. В. Малышева / Н. И. Новиков.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 534 с.
  142. , C.JI. Занимательная социолингвистика. Французы: национальный характер, символы, язык Текст. / СЛ. Онхас // Иностранные языки в школе.-1992.-№ 2.-С. 29−35.
  143. , Е.Я. Воспитание в лицеях Франции Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Я. Орехова. Тула, 1999, — 148 с.
  144. , О.И. Быть патриотом. Что это значит? Текст. / О. И. Панагушина // Школьная библиотека.- 2004.- № 8, — С. 61−63.
  145. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии: Учебное пособие Текст. / Под редакцией СЛ. Рыкова.- Москва: ВУ, 1997.- 290 с.
  146. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Текст.: учеб. для высш. и сред, учебн. завед. по пед. спец. и напр. / Под ред. С. А. Смирнова. Изд.З. М.: «Академия», 1999.- 510 с.
  147. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. Изд.2.- М.: Роспедагентство, 1996.- 602 с.
  148. , А.П. Воспитание патриотически-ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Петрянкина.-Казань, 2002.- 19 с.
  149. , В.В. Формирование патриотического сознания старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Пионтковский.- Якутск, 2002.- 18 с.
  150. , А.В. Ориентация учащейся молодёжи на гражданско-патриотические ценности Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Подгорнов.-Челябинск, 1999.- 175 с.
  151. , И.П. Педагогика Текст.: учебн. пособие для высш. пед. учеб.завед. / И. П. Подласый.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996, — 630 с.
  152. , Е.С. Интернет на уроках иностранного языка Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе.- 2001.- № 2.- С. 14−19.
  153. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку Текст. // Иностранные языки в школе.- 2001.- № 5.- С. 4−10.
  154. , И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания Текст. / И. М. Попов // Социологические исследования, — 1984.- № 4.- С. 24−36.
  155. , Ю.А. Туристско-краеведческое движение «Отечество школа юных патриотов России» Текст. / Ю. А. Попович // Дополнительное образование.- 2001.-№ 11.- С. 29.
  156. Поэзия Европы Текст.: классическая и современная поэзия народов Советского Союза (на французском языке). М.: Прогресс, т.З.- ч. 1.- 1977.-653с.- Ч.2.- 1979, — 605 с.
  157. Праздник в школе Текст.: книга для учителя французского языка / Сост. И. А. Тухулова.- М.: Просвещение, 1987.-192 с.
  158. Программы общеобразовательных учреждений Текст.: иностранные языки, — М.: Просвещение, 1994.- 240 с.
  159. Программа «Патриотическое воспитание граждан Пензенской области на 2004−2005г.» Текст. // Губернские ведомости, — 2004.- № 2.- С. 68−73.
  160. , В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников. На опыте работы КИДа Текст.: книга для учителя под ред. З.И. Равкина/В.Г. Пряникова.- М.: Просвещение, 1987.- 125 с.
  161. Психология. Словарь Текст.: под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, — М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  162. , В.В. Россия на рубеже тысячелетия Текст. / В. В. Путин // Российская газета.- 31 декабря, — 1999, — С. 5,
  163. , А.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как фактор повышения качества образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. И. Пятикоп.- Калининград, 2000.- 230 с.
  164. , А.Н. Поли. собр. соч. В 2 т. Текст. / А. Н. Радищев, — М.~ Л.: Изд-во АН СССР, 1938.- Т.1.- 503 с.
  165. , Н.Б. Организация домашнего чтения на уроке иностранного языка Текст. / Н. Б. Репина // Иностранные языки в школе.- 1985.- № 6, — С. 56−58.
  166. , Г. О системе ценностей Текст. / Г. О. Риккерт.- СПб: Логос, 1914.- Т.1.-381 с.
  167. , Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (11−20 вв.) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Р. Л. Рождественская. Белгород, 1997.- 19 с.
  168. , С.Л. Принципы и пути развития психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн.- М.: Изд-во АН СССР, 1959.- 354 с.
  169. , А.А. Ценностный подход в системе социологического знания Текст. / А. А. Ручка.- Киев: Наук. Думка, 1987.- 156 с.
  170. , Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования Текст. / Н. А. Савотина // Педагогика.- 2002.- № 4.- С. 39−44.
  171. , Н.А. О работе школы в патриотическом воспитании детей Текст.: школа в условиях сельского социально-культурного центра. Материалы научно-практической конференции / Н. А. Садомова.- Пенза: ИПК и ПРО, 2004.- С. 107−110.
  172. , Г. А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Текст.: дис. канд. пед. наук / Г. А. Самарец, — Москва, 2001, — 225 с.
  173. , В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников (в школах с углубленным изучением иностранных языков) Текст. / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе.- 1997.- № 1.-С. 2−7.
  174. , В.В. Социокультурный подход в обучении иностранным языкам Текст. / В. В. Сафонова.- М.: Высшая школа- Амскорт Интернэшнл, 1991.-311 с.
  175. , Ф. Государственно-патриотическая идеология как основа консолидации общества и укрепления государства Текст. / Ф. Сейранян // Основы государства и права.- 2002.- № 6.- С. 51−65.
  176. , Т.В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам Текст. / Т. В. Семёнова // Иностранные языки в школе.- 2005.- № 1,-С. 16−18.
  177. , И.Н. С.И. Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» Текст. / И.Н. Сиземская // Педагогика, — 2002.- № 4.- С. 44−47.
  178. , М.Н. Формирование гуманистической направленности у студентов педагогического вуза в учебном процессе (на примере иностранного языка в неязыковом вузе) Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Н. Смирнова. Глазов, 2001.- 184 с.
  179. , B.C. Оправдание добра. Соч.: В 2 т. Текст. / B.C. Соловьёв.-М.: Мысль, 1988.- Т.1.- 894 с.
  180. , Г. А. Формирование гуманитарно-направленной личности учащихся 6−7 классов общеобразовательной школы в процессе приобщения к основам французской культуры Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Сосунова.- Москва, 2001.- 229 с.
  181. , В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы Текст. / В. А. Сухомлинский.- М.: Учпедгиз, 1959.- 148 с.
  182. , В.А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский.- М: Политиздат, 1975.- 272 с.
  183. , В.А. Рождение гражданина. Избр. педаг. соч. В 3 т. Текст. /В.А. Сухомлинский, — М.: Педагогика, 1979, — Т.1.- 558 с.
  184. , М.Г. Любовь к Родине и интерсоциальные ценности в образовании Текст. / М. Г. Тайчинов // Среднее профессиональное образование. Приложение.- 2004.- № 7.- С. 11−14.
  185. , К.Ч. Воспитание нравственных качеств в процессе преподавания иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук / К. Ч. Талбаков, — Душанбе, 1993, — 166 с.
  186. , Э.И. Лингвострановедческая работа над лексикой в национально-ориентированном преподавании русского языка иностранцам Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук/Э.И. Тамм.- М., 1981.- 19 с.
  187. , Е.К. Кружок по чтению для учащихся старших классов Текст. / Е. К. Тарловская // Иностранные языки в школе.- 1985.-ЖЗ.- С. 100 103.
  188. , А.А. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся в процессе преподавания иностранных языков в V-IX классах (на материале нем. и англ. языков в азербайдж. школе) Текст.: дис.. канд. пед. наук/А.А. Татлыева.-Баку, 1988.- 161 с.
  189. , А.В. Краеведение в системе гражданско-патриотического воспитания. Школа в условиях сельского социально-культурного центра. Материалы научно-практической конференции Текст. / А. В. Терёхина. -Пенза: ИПК и ПРО, 2004, — С. 93−97.
  190. , Л.Н. Пед. сочинения Текст. / Л. Н. Толстой, — М.: Педагогика, 1989, — 542 с.
  191. , В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования Текст. / В. Ю. Троицкий // Педагогика.- 1998, — № 2, — С. 3−7.
  192. , В.П. Философия сознания (современные вопросы) Текст. / В. П. Тугаринов.- М.: Мысль, 1971, — 199 с.
  193. Тугаринов, В. П, Теория ценностей в марксизме Текст. / В. П. Тугаринов, — Л.:Изд-во ЛГУ, 1968.- 124 с.
  194. , А.В. Об обучении коммуникативным умениям чтения газеты на французском языке Текст. / А. В. Ульянов // Иностранные языки в школе,-1990.-№ 3.- С. 50−54.
  195. , В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла Текст.: дис.. канд. пед. наук/В.Н. Устякин.- М., 1996.- 165 с.
  196. , К.Д. Собр. сочинений. В 11 т. Текст. / К. Д. Ушинский.- М.-Л., АПН РСФСР, 1950.- Т.Ю.- 668 с.
  197. , К.Д. Пед. соч. В 6 т. Текст. / К. Д. Ушинский.- М.: АПН СССР: Педагогика, 1988.- Т. 2.- 492 с.
  198. , Э. О патриотических чувствах молодёжи Текст. / Э. Фаустова // Высшее образование в России.- 1997, — № 4.- С. 71−74.
  199. Федеральная целевая программа «Молодёжь России (на 2001−2005 годы)» Постановление правительства РФ от 16.02.01 Текст. // Официальные документы в образовании.- 2001, — № 9.- С. 40−44.
  200. , Г. Военно-патриотическое воспитание Текст. / Г. Федоровская // Воспитание школьников.- 2002.- № 3.- С. 31−33.
  201. , Т.Н. Гражданское воспитание, реальность и тенденции развития Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика.- 1999.- № 8.- С. 45−51.
  202. Философский энциклопедический словарь Текст.: гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, Г. В. Панов, — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  203. , Д.И. Собр. соч. В 2 т. Текст. / Д. И. Фонвизин.- М.-Л.: Гослитиздат, 1959.- Т.1.- 631 е., Т.2.- 742 с.
  204. Франция Текст. / Под ред. проф. Ю. И. Рубинского.- М.: ЗАО «Интердиалект+», 1999.-271 с.
  205. , С.М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию Текст. / С. М. Халанская // Классный руководитель, — 2004, — № 3, — С, 15−16.
  206. , И.Ф. Педагогика Текст.: учебн. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. Изд. 2 / И. Ф. Харламов.- М.: Высш.шк., 1990.- 576 с.
  207. Хрестоматия по истории педагогики Текст. / Под общ. ред. С. А. Каменева. В 4 т. Изд.2.- М.: Учпедгиз, 1936.- 639 с.
  208. , Т.А. Региональная модель воспитания молодёжи в новых социально-экономических условиях Текст. / Т. А. Чернецова.- Пенза: ИПК и ПРО, 1999.- 53 с.
  209. , Г. М. О работе с современными страноведческими материалами на уроках французского языка Текст. / Г. М. Чернова // Иностранные языки в школе.- 1999.- № 6.- С. 42−47.
  210. , С.Н., Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление Текст. / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров.- М.: Педагогика, 1987.- 157 с.
  211. , А.Д. Формирование ценностных ориентаций у студентов ССУЗ на основе русских национальных традиций Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Д. Шестаков. Иркутск, 2000.- 195 с.
  212. , М.П. Поисковая работа в школьном музее как средство воспитания патриотов Текст. / М. П. Шмакова // Внешкольник.- № 6.- 2003,-С. 10−11.
  213. , И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Шманева. Магнитогорск, 1997.- 169 с.
  214. , П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П. М. Якобсон.- М.: Просвещение, 1966.- 291 с.
  215. Якушина JI.3. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку Текст.: учебн. пособие / JI.3. Якушина. М.: Высш.шк., 1990.- 102 с.
  216. , И.М. О системе наук, приличных в наше время детям Текст. / И. М. Ястребцов // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1987.- с. 558.- С. 223−246.
  217. Aragon, L. Choix de poemes. Ecrits sur la poesie Texte. / L.Aragon.-Moscou: Editions en langues etrangeres, 1959.- 326 p.
  218. Aroutiounova, I., Borissenko, M. Antoine de Saint-Exupery (1900−1944) Texte. /1.Aroutiounova, M. Borissenko // Иностранные языки в школе.- 2000,-№ 3.-С. 68−73.
  219. Aroutiounova, I. Guy de Maupassant (1850−1893) Texte. / I. Aroutiounova // Иностранные языки в школе.- 2000.- № 4. С. 88−91.
  220. Bandura, A. L’apprentissage social Texte. / A. Bandura // Col. Psychologie et education. Paris: Ed. Mar Lada, 1990. — 206 p.
  221. Beste, F., Davide, M., Favret, J.- L.,. Naissance d’une autre ecole Texte. / F. Beste, M. Davide, J.- L.Favret.- Paris, 1984, — P.43−57.
  222. Breton, Ph. Les derapages tres calcules de Clode Allegre Texte. / Ph. Breton // L’evenement du jeudi. 1997.- 18−20 sept.-P.2.
  223. Conference permanente des Ministres europeens de l’Education Texte. MED-18−5.-18-e Session.- Madrid.- Mars 1994.- 19 p.
  224. Cros, F. E innovation en education et en formation Texte. / F. Cros // Revue frangaise de pedagogie.-P., 1997.- P. 118, 127−156.
  225. Cuche, D. Nouveaux regards sur culture. L’evolution d’une notion en antropologie Texte. / D. Cuche // Science Humaines.- Novembre 1997, — № 77.- P. 20−27.
  226. Daubenton, A. Russie, d' un etat a l’autre Texte. / A.Daubenton. Edition de Г Aube, 1995.- 236 p.
  227. Demorgon, J. La rencontre internationale. L’abord vecu et pense de l’interculturalite Texte. / J. Demorgon // Relation et apprentissage interculturels / Sous la direction de Abdallah-Pretceille M. Et Thomas A.- P: Armand Colin, 1995.- P.47−67.
  228. Documentation et information sociale Texte. 4 ed. Paris: UNESCO/ BEDATA, 1998.-P. 5−9.
  229. Eluard, P. Au rendez-vous Allemand Texte. / P. Eluard Paris: Les Editions de minuit, 1945.- 79 p.
  230. France, A. La grandeur de l’esprit humain. Oeuvres choisies Texte. / A.France.- Moscou: Editions du progres, 1978.- 369 p.
  231. Funke, P. L’interaction interculturelle et le processus de comprehension d’une culture etrangere Texte. / P. Funke // Relation et apprentissage interculturels / Sous la direction de Abdallah-Pretceille M. Et Thomas A.- P: Armand Colin, 1995, — p.81−95.
  232. Galisson, R. Enseigner et apprendre des langues et des cultures Texte. / R. Galisson // Le Fran? ais dans le monde.- 1989. P.40−50.
  233. Grecos, N. Theatralite de l’enseignement et classe de langue Texte. / N. Grecos // Le fran? ais dans le monde. Paris.- 1995, An.34, № 274, P. 69−71.
  234. Gounnelle, M. Le fran? ais populaire Texte. / M.Gounnelle. P.: PUF, 1990. -120 p.
  235. Hall, E.T. Au dela de la culture Texte. Traduit de l’americain par Marie-Helene Hatchuel /Е.Т. Hall. P.: Editions du Seuil, 1979. — 256 p.
  236. Humanite dimanche, 2000.- 07 janv.- P.3−4.
  237. Jang, H.-U. Se montrer poli dans une langue etrangere Texte. / H.-U.Jang // Dialogues et cultures. Actes du IX Congres mondial des professeurs de fran? ais. -FIPF, 1997.-P. 198−200.
  238. Karasse, R. Recherche en education et en socialisation de l’enfant Texte. / R.Karasse.- Paris, 1983.- P. 28−32.
  239. Kramch, C. La composante culturelle de la didactique Texte. / C. Kramch // Le Fran? ais dans le monde.- 1995.- special. P. 54−60.
  240. La douce France Texte. Милая Франция. Книга для чтения на французском языке. Серия «Грамматика».- М.: «Лист», 1999.- 200 с.
  241. Larousse, P. Dictionnaire illustre de la langue fran? aise Texte. / P.Larousse. -Paris, Librairis Larousse, 1896.- 1464 p.
  242. Lehmann, D. La communication specialisee est un bouillon de culture Texte. / D. Lehmann // Le Fran? ais dans le monde.- 1993.- P.40−45.
  243. Les symboles de l’URSS Texte. Textes choisis et presentes par B.I. Tourtchina // Иностранные языки в школе.- 1985.- № 5.- С.105−108.
  244. , М.М. Дополнительные материалы на тему «Les fetes en France» Texte. / M.M.Makarova // Иностранные языки в школе.- 2000.- № 4.-С. 108−112.
  245. Massif, F. L’ecstasy, culture stupefiante du masse Texte. / F. Massif // L' EDJ, 1997, 10 sept.- P.2−3.
  246. Mathez, Isabelle. La France en fetes.- Paris.: Les Editions Arthaud, 1996,239 p.
  247. Moreau, I. La pedagogie Texte. / I.Moreau. P.: Grancher, 1991.- 212 p.
  248. Mounin, G. Sens et place de la civilisation dans l’enseignement des langues Texte. / G. Mounin // Le fran? ais dans le monde.- Paris.- 1984.- № 188.- P.4−36.
  249. Nouvel Observateur, 2000.- 15 dec.- P.4.
  250. Note d’information// Service des statistiques.- EN.- 2000.- 25 sept.- P. 2−3.
  251. Pasternak, B. Poemes. Choix d' Evgueni Pasternak Texte. / B.Pasternak. -Bruxelles: Editions Vie Ouvriere, 1982. 295 p.
  252. Pouchkine, A. Oeuvres choisies. Texte. Traduction et notes par Andre Lirondelle / A.Pouchkine.- Paris: La Renaissance du Livre, 1978, — 205 p.
  253. Rojdestvenski, R. Poemes choisis Texte. / R.Rojdestvenski. Moscou: Editions du Progres, 1977 — 285 p.
  254. Ropert, A. La misere et la gloire. Histoire culturelle du monde russe de Г an mil de nos jours Texte. / A.Ropert. Armand Colin Editeur, Paris, 1992.- 416 p.
  255. Roy, C. Aragon poete d’aujourd’hui Texte. / C.Roy. — Clichy: L' imprimerie Paul Dupont, 1945.- 155 p.
  256. Saint-Exupery, A. Oeuvres choisies Texte. / A. Saint-Exupery. Moscou: Editions du progres, 1967.- 412 p.
  257. Saranga, K. Mais que font les parents? Texte. / K. Saranga // L’Express.-1998.- 23 avr.- P.3.
  258. Soria, Georges Poemes de l’age terrible Texte. / G.Soria. Moscou: Editions en langues etrangeres, 1945. — 96 p.
  259. Tolstoi, Leon La guerre et la Paix. Traduit du russe par Henri Mongault Texte. / L. Tolstoi'. Paris: Editions Gallimard, 1945.- Т.1.- 400 p.
  260. Vinsonneau, J. Culture et comportement Texte. / J.Vinsonneau. Paris. Armand Colin / Masson, 1997. — 192 p.
  261. Walter, H. Le fran? ais dans tous les sens Texte. / H.Walter. Paris: Lafont, 1988.-384 p.
  262. Zarate, G. Enseigner une culture etrangere Texte. / G.Zarate. Paris: Hachette, 1986.- 160 p. пол возраст1. АНКЕТА 11. Уважаемые студенты!
  263. Укажите, пожалуйста, в правом углу анкеты пол, возраст.1. Любовь1. Взаимопонимание в семье1. Здоровье
  264. Материальная обеспеченность1. Интересная работа1. Активная деятельность1. Творческий труд
  265. Любовь к родной земле, народу, родному языку- уважение к символике, традициям и обычаям родной земли
  266. Гордость за исторические свершения своего народа- преданность интересам Родины, укрепление чести и достоинства Родины
  267. Уважение традиций, обычаев других народов
  268. Забота о благе других людей
  269. Наличие хороших и верных друзей1. Человеческая доброта
  270. Красота природы, искусства
Заполнить форму текущей работой