Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются теории личности, деятельности, общения, теории познания и творчества, саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности. В частности, идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, С.Л.Рубинштейн), о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся умения принятия решений на уроках информатики
    • 1. 1. Социально-экономические предпосылки использования информационных технологий в процессе подготовки будущего специалиста
    • 1. 2. Теоретические основы процесса принятия решения
    • 1. 3. Анализ современного состояния проблемы
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Дидактические основы формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде
    • 2. 1. Теоретические основы информационного моделирования учебно-познавательной деятельности учащихся
    • 2. 2. Информационная среда на уроках информатики как средство формирования у учащихся умения принятия решений
    • 2. 3. Дидактические условия, обеспечивающие формирование готовности к принятию решений в современной информационной среде
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Методика формирования у учащихся умения принятия решений в процессе изучения курса информатики
    • 3. 1. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
    • 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности методики формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде
  • Выводы

Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Ведущими тенденциями становления современной информационной среды являются возрастание информационной насыщенности общественной жизни и профессиональной деятельности, а также демократизация, проникающая во все сферы общественных отношений.

Подобно тому как появление письменности и книгопечатания способствовали совершенствованию и развитию процессов передачи знаний, так и широкое распространение компьютеров и реализуемых с их помощью информационных технологий явилось в наши дни мощным стимулом развития и удовлетворения возрастающих информационных потребностей общества. Успешность профессиональной деятельности в современных условиях в немалой степени зависит от уровня информационной культуры специалиста, предполагающей понимание сущности информационных процессов и владение знаниями и умениями решения профессиональных задач посредством информационных технологий (ИТ).

Исследования в психологии, педагогике и теории управления (В.А.Абчук, В. А. Бункин, Г. Г. Воробьев, А. А. Грешилов, А. Л. Денисова, Ю. А. Шредер, Ю. Козелецкий, П. Линдсей, Д. Норман и др.) показывают, что решения, принимаемые специалистом в профессиональной деятельности, достигли высокого уровня сложности, и традиционные методы деятельности часто оказываются неадекватными профессиональным задачам. В современных условиях практически невозможно получить и использовать актуальную и полную информацию без владения новыми ИТ, в частности, сетевыми, основанными на гипертекстовом представлении информации, мультимедийными и так далее.

Таким образом, образование должно решать задачи подготовки специалистов, владеющих умением принятия решений в условиях нарастающей информатизации общества, что, в свою очередь, диктует как одну из основных задач общеобразовательной школе — формирование у учащихся определенного уровня информационной культуры.

Умение принятия решений в современной информационной среде (ИС) рассматривается нами как интегративное умение, включающее:

• умение организовывать и осуществлять поиск информации, необходимой для решения задачи, стоящей перед человеком, принимающим решение;

• умение оценивать поступающую информацию соответственно условиям и требованиям задачи;

• умение определять различные пути и методы решения задачи и оценивать их на основании определенных критериев;

• умение выбирать средства ИТ адекватно поставленной и решаемой задаче;

• умение соотносить полученные результаты с исходной целью (целями).

Перечисленные компоненты определяют информационную основу любого вида деятельности. Умение работать с информацией становится одним из основных умений человека, которому, как и любому другому, следует учить. Одним из путей решения данной проблемы было введение в школьную программу курса информатики в 1985 году. В настоящее время происходит обновление содержания обучения информатике. Задача обеспечения «компьютерной грамотности» учащихся, основой которой является алгоритмический подход, естественно перерастает в задачу формирования «информационной культуры», в связи с чем существенно меняется содержание преподавания курса информатики в общеобразовательной школе. Речь идет об изменении методологической роли информатики в развитии мышления учащихся, о стремлении придать ей статус дисциплины, которая вносит решающий вклад в формирование современной информационной картины мира — «метадисциплины» .

Разработанные концепции и общие положения обучения информатике в общеобразовательной школе, в создании которых значительную роль сыграли работы Е. П. Велихова, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова,.

A.А.Кузнецова, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, В. С. Леднева,.

B.М.Монахова, В. Г. Разумовского, А. Ю. Уварова, обеспечили период становления информатики как учебного предмета, но не могли разрешить всех проблем подготовки учащихся к деятельности в современной ИС.

Исследования показали, что основными противоречиями в общеобразовательной сфере являются противоречия между:

• социальным заказом общества к общеобразовательной школе и ее возможностями реализовать данный заказ;

• значительным увеличением объема учебной информации и возможностями учащихся (физиологическими, психологическими, возрастными и др.) по его усвоению и переработке;

• информационными технологиями, используемыми в современной ИС, и технологиями предъявления и обработки информации, применяемыми в обучении;

• демократизацией общественных отношений и преимущественно авторитарным стилем преподавания в школе.

С учетом указанных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: «Каковы теоретические и методические основы формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде?» .

Цель исследования — определить и обосновать принципы построения методики формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики.

Объект исследования — процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — методика преподавания курса информатики в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования у учащихся на уроках информатики умения принятия решений в современной информационной среде будет наиболее эффективным, если:

• сформирована положительная мотивационная основа деятельности учащихся, обеспечивающая познавательную активность и продуктивную деятельность;

• содержание курса адекватно отражает требования социального заказа и соответствует современному уровню базовой науки информатики;

• создана учебно-информационная среда, обеспечивающая формирование у учащихся готовности к принятию решений в практической деятельности и соответствующая по основным параметрам современному информационному пространству;

• разработаны дидактические материалы, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся;

• разработаны подходы к предъявлению системы учебных материалов учащимся, соответствующие методикам, используемым в современных ИТ: разнообразное структурирование информации, гипертекстовое представление понятийного аппарата, укрупнение информационно-дидактических единиц, система адекватных подсказок и справок;

• разработана методика формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде.

Задачи исследования:

1. Проанализировать социально-экономические предпосылки использования информационных технологий в процессе подготовки будущего специалиста.

2. Проанализировать теоретические основы процесса принятия решения и определить психолого-педагогические характеристики процесса формирования у учащихся умения принятия решений в современной ИС.

3. Определить теоретические основы информационного моделирования учебно-познавательной деятельности учащихся с целью выявления адекватных приемов и методов их подготовки к принятию решений.

4. Определить и обосновать подходы к отбору содержания курса информатики с целью реализации регионального компонента государственного стандарта.

5. Выявить дидактические условия создания учебно-информационной среды на уроках информатики как важнейшего фактора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Разработать методику обучения информатике, обеспечивающую формирование у учащихся умения принятия решений в современной ИС.

7. Разработать дидактические материалы, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках информатики, способствующие более глубокому пониманию и повышению уровня усвоения учебного материала.

8. Организовать и провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории личности, деятельности, общения, теории познания и творчества, саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности. В частности, идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, С.Л.Рубинштейн), о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В.В.Давыдов), о значении формирования в процессе обучения особых познавательных структуробобщенных схем мышления (П.Я.Гальперин), о репрезентации знаний и репрезентативных когнитивных структурах (Н.И.Чуприкова), о деятельности лица, принимающего решение, в процессе выполнения определенных заданий (В.А.Абчук, В. А. Бункин, Ю. Козелецкий), о технологиях творческого решения проблем (И.И.Ильясов, А.В.Шевырев).

Теоретической основой информационного моделирования учебно-познавательной деятельности учащихся послужили методологические подходы к использованию информационных технологий в образованиии А. Л. Денисовой, Д. Х. Джонассена, Э. И. Кузнецова, С. Пейперта, И. В. Роберт,.

A.Ю.Уваровасодержание и педагогические функции курса информатики С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А. С. Лесневского, Н. В. Матвеевой,.

B.М.Монахова, А. Н. Шляго, а также работы Ю. К. Бабанского, А. К. Марковой, И. Н. Поспелова, Н. Н. Поспелова, Е. Э. Смирновой, Н. Ф. Талызиной, С. Д. Шевченко, Г. И. Щукиной.

Выбор комплекса методов исследования определялся целями и задачами исследования. Применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ литературных источниковизучение и обобщение педагогического опыта преподавания информатики в средней школепедагогический экспериментэмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ результатов деятельности учащихся) — тестирование, в том числе с использованием компьютерных вариантов методик определения интегральных показателей уровня развития школьниковстатистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в Тамбовском лингво-математическом лицее, средней школе № 19 г. Тамбова, на психологическом факультете Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, на экономическом факультете и факультете довузовской подготовки Тамбовского государственного технического университета, в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования. Исследованием были охвачены учащиеся 8−11 классов, студенты 1 и 4 курсов, преподаватели информатики г. Тамбова, слушатели ТОИПКРО — всего более пятисот человек.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1992;1994 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике, а именно: проводилось изучение и анализ литературных источников, изучалась деятельность преподавателей по интенсификации процесса обучения и внедрению новых ИТ, а также результаты этой деятельности. Была сформулирована гипотеза о влиянии ИТ на совершенствование процесса обучения на основе идей развивающего обучения и личностно-деятельного подхода к обучению. Проводился анализ содержания курса информатики в средней школе и методик его преподавания, используемых в передовой педагогической практике. Организована опытно-экспериментальная работа по анализу сформулированной гипотезы.

На втором этапе (1994;96гг.) разрабатывалась и апробировалась методика преподавания курса информатики. Проводились наблюдения особенностей восприятия учащимися информации на уроках информатики, ее структурирования и построения адекватных моделей знания. Разрабатывались дидактические материалы. Уточнялись и конкретизировались формы и методы подачи учебного материала, способствующие формированию модели знаний обучаемых и умения принимать решения в современной ИС. На третьем этапе (1996;97гг.) обобщались результаты опытно-экспери-ментальной работы по исследованию влияния разработанной методики преподавания курса информатики и системы дидактических материалов на формирование у учащихся понимания изучаемых процессов и умения применять программные средства для решения учебно-познавательных задач. Проводился качественный и количественный анализ и теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Выполнены систематизация, обобщение и статистическая обработка экспериментальных данных. Разрабатывались практические рекомендации по организации и проведению уроков информатики, способствующие формированию умения принятия решений. Сформулированы выводы, завершено оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в: обосновании необходимости формирования у учащихся умения принятия решений в процессе изучения курса информатикиопределении дидактических условий, обеспечивающих создание на уроках информатики учебно-информационной среды, способствующей формированию творческой активности личности будущего специалистаразработке, на основе системного и личностно-деятельного подходов, методического обеспечения уроков информатики, направленного на формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании:

• принципов построения методики формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде;

• системы требований к учебно-информационной среде, обеспечивающей формирование у учащихся умения принятия решений на уроках информатики;

• необходимости структурирования учебной информации, обеспечивающего понимание современной информационной среды и формирование на этой основе умения принятия решений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что.

— разработанные подходы к отбору содержания курса информатики для общеобразовательной школы обеспечивают реализацию регионального компонента образовательного стандарта по информатике и способствуют формированию готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности в информационном обществе;

— разработанная методика преподавания курса информатики обеспечивает формирование у учащихся умения принятия решений в современной ИС;

— разработанные дидактические материалы, методические рекомендации по изучению отдельных тем курса, лекционные материалы, задания к лабораторным работам используются в практике средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и вузов г. Тамбова.

На защиту выносятся:

• система требований к учебно-информационной среде, создаваемой на уроках информатики, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся;

• принципы построения методики подготовки учащихся на уроках информатики к использованию средств информационных технологий;

• методика формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики.

Апробация и внедрение результатов. Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались на заседаниях методического объединения преподавателей информатики г. Тамбова (1994, 1995), на областной научно-практической конференции работников образования в г. Тамбове (1995), на II Международной конференции по дистанционному обучению (1996), на II Международной научно-методической конференции в Пензе (1996), на первой региональной научно-практической конференции в Липецке (1996), на областной научно-практической конференции в Тамбове (1996), на заседании УМО вузов РФ в Тамбове (1997), на IV Международной конференции-выставке в Москве (1997), на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» ТГТУ (1996, 1997).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений. Приложения включают программы курса информатики, конспекты лекций, тексты заданий к лабораторным работам, тексты и результаты обработки анкет, материалы и результаты применявшихся тестовых методик.

ВЫВОДЫ.

Предлагаемая нами методика, заключается в том, что знакомство с отдельной конкретной учебной темой разбивается условно на четыре уровня: ознакомительный — установка на понимание — эмоционально-волевой уровеньформирование системы ассоциативных связей с имеющимися знаниями — когнитивный уровеньформирование определенной системы понятий — операционный уровеньформирование системы знаний — творческий, эвристический уровень.

Изучение нового учебного материала организуется в основном через проблемный диалог, построение гипертекстовой модели основных понятий, формализацию и моделирование условий содержательных задач, нахождение различных способов и алгоритмов решения одной задачи, оценку найденных способов решения задачи в соответствии с заданными критериями.

Педагогический эксперимент, организованный и проведенный нами, подтвердил эффективность разработанной методики и подтвердил, что она способствует формированию умения принятия решений в современной информационной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Знания и навыки, полученные при изучении курса информатики, являются инструментом понимания предметной области специалиста с позиций информационного обеспечения. Поэтому вопрос формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде обоснованно переносится на курс информатики. Сама же информатика выступает в качестве базового инструмента принятия решений в профессиональной деятельности.

2. При отборе содержания курса информатики следует учитывать, что оно должно адекватно отражать требования социального заказа и соответствовать современному уровню базовой науки информатики.

3. У учащегося сформирована информационная основа деятельности, если он:

— осознает мотивы своей деятельности и умеет ставить перед собой цели, адекватные задачам познания (понимает себя);

— умеет оценивать достоверность, объективность, актуальность поступающей информации, ее полноту и достаточность для решения поставленной задачи и строить модель задачи (понимает ситуацию);

— знает основные возможности и назначение аппаратно-программных средств и современных информационных технологий (понимает, какие информационно-технические средства оптимально обеспечивают решение его проблемы).

4. Методика формирования умения принятия решений в современной информационной среде должна строиться на основе принципов диалектичности, релевантности, сравнительности, системности, наглядности, проблемности и практичности, множественности моделей и методов решения, самостоятельности и самореализации учащихся, положительной мотивации познания.

5. Разработанная нами методика основывается на:

— применении проблемно-поискового метода в качестве основного метода преподавания;

— направленности основных усилий преподавателя на обеспечение понимания учащимися основных теоретических положений курса, закономерностей развития аппаратного и программного обеспечения компьютера, знание ведущих направлений развития информационных технологий, а не на выработку конкретных навыков практической работы;

— подборе системы содержательных задач, допускающих различные способы формализации условий и алгоритмы решения, практическая направленность которых ясна учащимся;

— организации самостоятельной работы учащихся на основе информационного обеспечения их учебно-познавательной деятельности справочными материалами, конспектами лекций, текстами лабораторных работ и умении работать с этими материалами;

— четком определении целей и задач, стоящих перед каждым учеником на каждом конкретном уроке.

6. Результаты опытно-экспериментальной проверки подтвердили наше предположение о том, что процесс формирования у учащихся на уроках информатики умения принятия решений будет более эффективным, если:

• создана информационная среда, релевантная современному информационному пространству;

• мотивация деятельности учащихся основывается на потребности в достижении успеха;

• дидактические материалы обеспечивают активизацию познавательного интереса и творческого потенциала учащихся;

• система предъявления учебного материала соответствует методикам, используемым в современных ИТ.

7. Исследование подтвердило необходимость изменения требований к разработке учебников и иных дидактических материалов. В частности, учебник должен стать той информационной средой, которая будет обеспечивать мотивацию учащегося к обучению, стимулировать потребность получения новых знаний, позволит педагогу эффективно управлять процессом познания обучаемого в зависимости от его интересов, склонностей, способностей. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

— подача материала должна быть разноуровневой, обеспечивающей разную степень мотивации познавательной деятельности обучаемых (понять, знать, уметь, исследовать);

— основные смысловые пункты должны иметь графическое представление и структурирование информации, способствующее образованию дополнительных ассоциативных связей и восприятию материала, а также его систематизацию;

— текст учебника должен быть «эмоционально окрашен», включать соответствующие психологические советы, остроумные примеры, разнообразные формы «подсказок», что формирует у обучаемых положительную структуру мотивационной основы познавательной деятельности.

8. Сформулированные методические подходы к структурированию учебного материала и организации процесса обучения могут быть использованы и используются при изучения различных предметных областей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. КАбчук В.А., Бункин В. А. Интенсификация: принятие решений. Научно-практическое пособие для руководителей. JL: Лениздат, 1987. 174 с.
  2. С.С., Мосолов В. Н., Сечина Г. П., Сухорукова Н. И. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. 1993. № 5. С.49−52.
  3. И.Н. Основы информатики и вычислительной техники. Методическое пособие для преподавателей техникумов. М.: Высшая школа., 1991. 247с.
  4. М.В. Гипертекст как информационный продукт // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. 1991. № 7 / 8. С. 42−45.
  5. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 с.
  6. А.Г. Психология личности. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  7. Н.Е. Моделирование информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподаввтелей профессиональных учебных заведений. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Санкт Петербург., 1994.
  8. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. 528 с.
  9. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Ввеление в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. 486 с.
  10. П.Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. М.: Мир, 1982. 488 с.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989. 560 с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, С. 16 209.
  13. И.Ф., Шляго А. Н. Экзаменационные материалы по информатике (К разработке образовательнх стандартов Санкт-Петербургской школы) II Информатика и образование. 1995. № 2. СЛ 8−28.
  14. Ф.Я. Проблемно-программированные задания по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1982. 64 с.
  15. В.К. Мир как информационная структура // Информатика и образование. 1988. № 5.
  16. В.К. Информатика как наука о буквах II Информатика и образование. 1992. № 1. С. 6−12.
  17. В.К., Лесневский А. С. Основы информационного моделирования // Информатика и образование. 1989. № 3.
  18. И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 24−27
  19. Н.М. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования II Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Института управления, 1996. С. 30 — 44.
  20. В.П. Реформируется ли образование? // Мир образования. 1995. № 0. С.11−15.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика., 1989. 192 с.
  22. С.А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе // Развитие содержания общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 1997. С. 126−133.
  23. С.А. Проблемы профильного обучения информатике. М., 1993. 90 с.
  24. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1995. 143 с.
  25. С.А., Григорьев С. Г. Информатика. Учебное пособие для гимназий и лицеев гуманитарной ориентации. М., 1993. 87 с.
  26. Д.И. Информация и информационный сервис. JL: Наука, 1989. 192 с.
  27. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 92 с.
  28. В.М. Анализ мотивации учебной деятельности как одного из факторов гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Институт управления, 1996. С. 141 -152.
  29. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. 191 с.
  30. Г. Л. Логика и компьютер. М.: Финансы и статистика, 1995. 208 с.
  31. И.И. Проблема стиля философского мышления в эру информационной цивилизации // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. С.8−14.
  32. В.А., Жданов B.C. Информатизация образования // Магистр i: Независимый психолого-педагогический журнал. 1991. № 6. С. 19 26.
  33. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991, 144 с.
  34. Д. Призрак? Визит в виртуальное кафе. // Компьютерра. 1996. № 1. С. 6, 8−9.
  35. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. 338 с.
  36. Н. Я математик. М.: Наука, 1967. 356 с.
  37. Н. Алгоритмы + данные = программы. М.: Мир, 1985. 406 с.
  38. М.Б. Наука обучать. М.: Педагогика, 1995. 280 с.
  39. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
  40. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение, 1991. 237 с.
  41. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  42. JI.С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 194−203.
  43. С.П. На пути к новой идеологии образования // Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Института управления, 1996. С. 81 — 93.
  44. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 15−25.
  45. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления советской психологией. М., 1966.
  46. П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: Педагогика, 1965.
  47. П.Я., Эльконин Д. Б. Послесловие к книге Дж. Флейвелл Генетическая психология Ж.Пиаже. М.: Мир, 1967. 615 с.
  48. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение. 1986. 272 с.
  49. Ю. Развитие творческого мышления // Психологическая газета. 1996. № 12. С. 4−5.
  50. А.Г. Земля Информатика // Информатика. 1996. № 43
  51. А.Г., Сенокосов А. И. Программа базового курса «Информатика» для VII-IX классов общеобразовательной школы // Информатика и образование. 1996. № 6. С. 12−16.
  52. А.Г., Шолохович В. Ф. Десять лет спустя. // Информатика и образование. 1995. № 2. С. 7−11.
  53. А.А. Компьютеризация важнейшая особенность научного стиля мышления и деятельности. // Новые информационные технологии в образовании. Воронеж, 1995. 260 с.
  54. А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991. 173 с.
  55. А.А. Как принять наилучшее решение в реальных условиях. М.: Радио и связь, 1991. 320 с.
  56. С.Г. Реализация системы логического программирования для ПК с ограниченными ресурсами и их применение. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1993.
  57. Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 2. Набережные челны: Изд-во Институт управления, 1996. 244с.
  58. Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 98−104.
  59. В.В. Виды обобщений в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Просвещение, 1972. 423с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  61. А.Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов. Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины. 1993. 195 с.
  62. А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Дисс. док.пед.наук, Москва, 1994. 445 с.
  63. А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1994. 32 с.
  64. А.Л., Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. К вопросу использования структурных моделей системы понятий в обучении. // I обл. науч.-практ. конф."Региональные аспекты экономики": Тезисы докладов, Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1996. С.53−55.
  65. Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. 1996. № 4. СЛ 17−131.
  66. Н.В., Кубенский А. А. Элементы современного программирования. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. 272 с.
  67. Доклад министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. Г. Кинелева «Об итогах работы Минобразования России в 1996 году и основных направлениях деятельности на 1997 год» // Вестник образования. 1997. № 3. С.78−110.
  68. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  69. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика: концепции, состояния, перспективы // Информатика и образование. 1995. № 1. С. 3−19.
  70. А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 3.
  71. И.А. Гуманизация образования императив XXI века // Гуманизация образования — императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Институт управления, 1996. С. 20 — 30 .
  72. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992. 111с.
  73. В.В. Понимание в познании и общении. М.: Институт психологии РАН, 1994. 237 с.
  74. Л.А. Активизация поззнавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  75. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 140 с.
  76. Н.А. Теоретические подходы к созданию современной информационной среды специалиста // Информационная среда профессиональной подготовки специалиста: Сб. науч. тр. по материалам заседания
  77. УМО ВУЗов РФ. В 2 ч. Ч. 2. Тамбов: ФА при Правительстве РФ, ТГТУ, 1997. С.78−84
  78. С.Б. Психология потребностей. Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. 80 с.
  79. Д. Системы управления корпоративными бизнес-процессами //Компьютерра. 1996. № 18. С. 18−22
  80. В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1992.
  81. В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. Методическе пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
  82. В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на пленарном заседании II Международного кнгресса «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 21−28.
  83. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования: игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент, 1995. 176 с.
  84. Р. Память человека. Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. 319 с.
  85. Г. М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. 175 с.
  86. Н.А. Психология духовности личности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996.152 с.
  87. Ю. Психологическая теория решений. Пер. с польского. М.: Прогресс, 1979. 504 с.
  88. В.Ф. Методическая схема применения имитационных игр в обучении // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. С. 142−156.
  89. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 с. Т.2. 576 с.
  90. Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 412 с.
  91. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент: Введение в информатику с позиций математического моделирования. М.: Наука, 1988.
  92. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под ред.С. В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995. 248 с.
  93. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  94. И. Дай мне ответ простой, что там впереди? Будущее информационных технологий.//Compunity. 1996. № 3. С.50−56.
  95. Ю2.Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 6. С. 3−31.
  96. ЮЗ.Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 480 с.
  97. Ю4.Крылова Е. С., Горячев А. В. Проект программы по информатике // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 3 -12.
  98. А.А. и др. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного)образования, образовательная область „Информатика“.М., 1996.
  99. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Дисс. докт. пед. наук. М., 1990.
  100. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  101. В.И. Человек и общество: Учебное пособие для преподавателей. Введение. Проблемы развития образования. М., 1992. 32 с.
  102. ПО.Ладенко И. С. Интеллектуальная культура специалистов и средства ее формирования // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. С. 14−27.
  103. Ш. Ладенко И. С. Организация интеллектуальных систем в процессе обучения II ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 5−14.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 303 с.
  105. Пб.Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.
  106. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
  107. А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1996.
  108. А.С. Информатика и диалектика // Информатика и образование. 1996. № 6. С. 6−9.
  109. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.
  110. В.Ф. Руководство к решению задач по основам информатики и вычислительной техники. М.: Высшая школа, 1994. 256 с.
  111. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 640 с.
  112. В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 90−102
  113. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  114. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  115. Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы. Дисс. канд.пед.наук. М., 1997. 285 с.
  116. Математический энциклопедический словарь / Гл.Ред. Ю. В. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. 847 с.
  117. Д.Ш. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996. № 3. С.1−8.
  118. Д.Ш. Проблемы взаимосвязи оптимизации обучения и задачи математического программирования // Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Мм 1984. С.59−68.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  120. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  121. Ш. Машбиц Е. И. Психолго-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 191 с.
  122. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  123. М.С., Шрейдер Ю. А. Рефлексия и установка как основа формирования информационных потребностей в условиях компьютерной инфосреды II Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  124. А.И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. 436 с.
  125. Ю.М., Молодчик А. В. Формирование творческого мышления. // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. С. 27−36.
  126. Т.И. Разработка методов и средств построения компьютерных обучающих систем на основе гипертекстовых моделей. Автореф. дисс. канд. тех. наук. Самара, 1996.
  127. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 177 с.
  128. М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной школе. Луганск, 1991.
  129. В.М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика, 1985. № 1.
  130. В.М., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Информатика и программирование в системе школьных предметов // Изучение программирования и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1987.
  131. Е.В. Методические принципы построения системы упражнений и задач курса информатики гуманитарной ориентации. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.
  132. А.А. Информатика и информационные технологии в школе // Информатика и образование. 1996. № 1.
  133. У. Познание и реальность.Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
  134. A.M. Как работать над диссертацией. М., 1994.
  135. С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18 изд., стереотип.М.: Рус.яз., 1987. 797 с. 148.0сницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., 1993. 288 с.
  136. В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное творчество / Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 59 66.
  137. Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 153 с.
  138. Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 46−50.
  139. Педагогика и логика. Касталь, М.: 1993. 416 с.
  140. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. 220 с.
  141. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. 367 с.
  142. Н. Компьютерная музыка сегодня. // Компьютерра. 1996. № 9. С. 23−24.
  143. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 51- 327.
  144. Л.М., Шаньгин В. Ф. Мне нравится Паскаль. М.: Радио и связь, 1992. 160 с.
  145. Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1976. 448 с.
  146. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО „Образование и информатика“. Москва, 1−5 июля 1996 года//Информатика и образование. 1996. № 5. С. 1−20.
  147. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  148. А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. 270 с.
  149. Приортеты современной педагогики: Мир Экология — Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е / Международное движение „Педагоги за мир и взаимопонимание“. Центр педагогики мира/Подред. Э. С. Соколовой М., 1993. 160 с.
  150. А.И. Компьютерная революция и информатизация общества //Философские науки. 1988. № 4. С. 40−41.
  151. М.Г. Информатика (Методическое пособие для учителей). М.: МОИУУ, 1988. 134 с.
  152. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
  153. C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. 289 с.
  154. Л.Е. Курс информатики и базисный учебный план // Информатика и образование. 1993. № 3. С. 5−9.
  155. И.Г. Базовый курс ОИВТ: „Пермская версия“ // Информатика и образование. 1995. № 2. С. 33−34.
  156. А.Л. Информатика в российской средней школе. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО „Образование и информатика“ // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 29−32.
  157. Т.Б. Общие сведения о системе Windows // Информатика и образование. 1996. № 4. С. 33−39.
  158. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. 608 с.
  159. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 136 с.
  160. Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 1997. 23 с.
  161. Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 31 -43.
  162. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. № 3. 96 с. (Новое в жизни науки и техники. Педагогика и психология)
  163. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во саратовского университета, 1987.
  164. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с. .80.Тубельский А. Н. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: АО Политекст, 1994. 477 с.
  165. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования. // Информатика и образование. 1994. № 3. С.3−14.
  166. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 450 с.
  167. УнтИ. Индивидуализация и дифференциация обучения. М: Педагогика, 1990. 192 с.
  168. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М., 1972.
  169. В.А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе. М.: Просвещение, 1990. 205 с.
  170. А.Д. Социальная информатика и становление информационного общества // Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. 1990. № 1. С. 3−12.
  171. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 239 с.
  172. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Просвещение, 1982. 216 с.
  173. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  174. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. 3-е изд., доработ. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
  175. Хаббард Л. Рон Как чему-то научиться. New Era Publications International ApS, 1994. 198 с.
  176. Хаббард Л. Рон Руководство по основам обучения. New Era Publications International ApS, 1994. 275 с.
  177. . Мои ученики работают на компьютере. М.: Педагогика, 1990.
  178. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986. Т.1. 406 с. Т.2. 391 с.
  179. Хен Д. Школа будущего: от принципов к планированию и созданию // Информатика и образование. 1996. № 2. С.97−120.
  180. Е.К., Шестаков А. П. Курс „математическое моделирование“ // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 17−23.
  181. С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1. С. 13−19.
  182. Г. А. Виды обобщения в обучении. Томск, 1993.
  183. Человеческий фактор: В 6 т. Т. З. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ./ Холдинг Д., Голдстейн Н., Эбертс Р. и др. (Часть 2. Профессиональное обучение и отбор операторов). М.: Мир, 1991. С. 59−71
  184. Черемошнина J1.B. Развитие памяти детей. Ярославль: Изд-во „Академия развития“, 1996. 240 с.
  185. Г. Д. Понимание и усвоение знаний // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 422 с.
  186. Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО"Столетие», 1995. 190 с.
  187. И.В. Комплексное использование технических средств обучения и новых информационных технологий как фактор интенсификации учебного процесса. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Саратов, 1997. 21 с.
  188. С.Д. Школьный урок. Как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. 175 с.
  189. А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. Книга первая. Мышление и проблема. Психология творчества. Белгород: «Крестьянское дело», 1995. 210 с.
  190. А.С. Этюды по информатике. Чебоксары, 1991. 63 с.
  191. Школьник и компьютер: учимся друг у друга / Под ред. В. В. Прохорова. М.: Физматлит, 1993. 208 с.
  192. А.Н. Содержание и педагогические функции курса информатики (К разработке образовательных стандартов Санкт-Петербургской школы) // Информатика и образование. 1996. № 2. С.25−30.
  193. В.А. Взгляд на информатизацию обучения // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 140−142.
  194. Ю.А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск. Наука. 1988. С.110−136.
  195. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. Касталь- Москва, 1993. С. 16−201.
  196. Г. П. Предисловие к сборнику «Педагогика и логика». Касталь- Москва, 1993. С.3−15.
  197. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
  198. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144с.
  199. Эпштейн B. J1. Гипертекст новая парадигма информатики // Автоматика и телемеханика. 1991. № 11. С.3−14.
  200. .П. Развитие творческого мышления в процессе математического образования. // УДЕ: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по проблеме укрупнения дидактических единиц. Элиста, 1992. 290 с.
  201. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М. Просвещение, 1986. 257 с.
  202. E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 28−34.
  203. В.А. Психология учебной деятельности студента. М., 1994. 156с.
  204. Botkin J.W., Elmandra М., Malitza М. No limits to learning. Oxford. 1979.
  205. Bush V. As we may think. Atlantic Monthly, 1945.
  206. Distance Learning and New Technologies in Education: Proceedings of the first International Conference on Distance Education in Russia. Moscow: Association for International Education, 5−8 July, 1994. 438p.
  207. Jonassen D.H. Changes in knowledge structures from building semantic net versus production rule representation of subject content // Journal of Computer Based Instruction. 1993. № 20 (4). P. 99−109.
  208. Kozma R.B. Constructing knowledge with learning tool / In P. Kommers, D. Jonassen & T. Mayes (Eds.) // Cognitive tools for learning. Berlin: Springer-Verlag, 1992. P.23−32.
  209. Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society // Educational Leardership. 1984. Vol. 42. P. 4−14
  210. Tennison R.D., Park O.-C. The teaching of concepts: A review of instructional design research literature // Review of educational research. 1980. Vol.50. P. 55−70 (понятия)
  211. Tolman E.C. Cognitive maps in rats and men // Psychol. Rev. 1948. V. 55. P. 189−208.
  212. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
  213. ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
  214. Программа расчитана на 8 11 классы при учебной нагрузке 2 часа в неделю (всего 68 * 4 = 272 часа) Программа разработана Ракитиной Е. А., учителем информатики Тамбовского лингво-математического лицея.8 класс 1 полугодие
  215. Различные подходы к измерению количества информации. Основные единицы измерения количества информации.
  216. Т Е М, А 2. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (9−10 часов) Понятие алгоритма как четкой последовательности действий, предназначенной для конкретного исполнителя и направленной на решение поставленной задачи. Понятие исполнителя алгоритма.
  217. Свойства алгоритма: детерминированность, дискретность, конечность, массовость.
  218. Свойства исполнителя алгоритма: система команд, система отказов, среда, в которой он дейстует.
  219. Способы записи алгоритма: на языке общения, словесно-пошаговая запись, с помощью блок-схем, на языке программирования и др.
  220. Основные типы алгоритмов: линейные, с ветвлением, циклические. Понятие подпрограммы. Процедуры. Рекурсивные алгоритмы.
  221. Составление простейших алгоритмов и запись их различными способами.
  222. Т Е М, А 3. ЗНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
  223. КОМПЬЮТЕРА (4−5 часов) Основные устройства ПЭВМ: клавиатура (ввод информации), дисплей (отражение информации), память (хранение информации), процессор (обработка информации), принтер (вывод информации).
  224. Понятие о файле как о логической единице хранения информации. Понятие о программном обеспечении ПЭВМ.
  225. Работа с клавиатурой ПЭВМ. Регистры. Назначение функциональных клавиш. Курсор и клавиши управления курсором. Работа с клавиатурными тренажерами.
  226. ТЕМ, А 4. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОВЫМИ, ГРАФИЧЕСКИМИ, МУЗЫКАЛЬНЫМИ РЕДАКТОРАМИ (12 часов)
  227. Назначение и основные возможности графического редактора. Редактирование, хранение и печать рисунков. Возможности создания движущихся изображений.
  228. Назначение и основные возможности текстового редактора. Редактирование, форматирование, печать текста. Поиск и замена фрагментов в тексте. Копирование, удаление и вставка фрагментов текста. Использование псевдографики при формировании таблиц.
  229. Назначение и основные возможности музыкальных редакторов. Запись и редактирование мелодий.
  230. Т Е М, А 1. ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМАМИ СЧИСЛЕНИЯ8.10 часов)
  231. Позиционные и непозиционные системы счисления. Основание системы счисления.
  232. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления. Особенности и преимущества использования в ЭВМ двоичной системы счисления.
  233. Алгоритмы перевода целых чисел из р-ричной в q-ричную систему счисления.
  234. Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадца-теричная. Алгоритмы перевода чисел из 2-ой системы счисления в 8, 16 -ричные системы счисления и обратно.
  235. Выполнение арифметических операций в q-ричной системе счисления. Двоичная арифметика.
  236. Т Е М, А 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВМ (14−18 часов)
  237. Основные законы и равносильности алгебры высказываний. Различные способы доказательства законов. Упрощение сложных логических высказываний.
  238. Решение логических задач с помощью алгебры логики, с помощью таблиц, с помощью кругов Эйлера, с помощью графов. Использование графов при решении простых логических задач кибернетики.
  239. Логические основы ЭВМ. Цифровой сигнал. Основные логические элементы, их назначение, физический смысл и обозначение в схемах. Функциональные схемы логических устройств. Структурные формулы логических устройств. Алгоритмы построения СКНФ и СДНФ.
  240. Одноразрядный полусумматор. Одноразрядный сумматор. Триггер, виды и назначение. Проектирование логических устройств. Архитектура ЭВМ. Принцип открытой архитектуры.
  241. ТЕМАЗ. ЗНАКОМСТВО С ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ И ОПЕРАЦИОННОЙ ОБОЛОЧКОЙ NORTON COMMANDER (6−8 часов)
  242. Операционная оболочка Norton Commander: назначение и основные возможности. Копирование, удаление, просмотр и другие команды работы с директориями и файлами. Путь к файлу.
  243. Требования к уровню теоретической подготовки учащихся.1. Учащиеся должны:• знать составные части ПО ЭВМ, назначение операционной системы, основные команды работы с дискетами и файлами-• знать основные принципы работы в Norton Commander.
  244. ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА PASCALв курсе информатики 9−11 классов
  245. Программа рассчитана на 136 часов: 34 часа 9 класс, второе полугодие- 68 часов — 10 класс- 34 часа — 11 класс, первое полугодие, при учебной нагрузке 2 часа в неделю)9 класс. 2 полугодие.
  246. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL4 часа)
  247. История создания и основные возможности языка. Существующие версии языка. Первоначальное знакомство со средой программирования TurboPascal (работа с программой TPTOUR).
  248. Структура программы на языке Ра8са1: заголовок программы, исполнительная и описательная части. Алфавит языка Pascal. Структура данных.
  249. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА PASCAL (10 часов)
  250. Вывод информации на экран. Операторы WRITE, WRITELN, процедуры GOTOXY, CLRSCR.
  251. Переменные и константы простых типов. Присвоение значений переменным. Операторы READ, READLN, оператор присваивания.
  252. Операции надданными: арифметические, логические, отношения. Понятие выражения. Правила записи выражений.
  253. Стандартные математические функции и функции обработки дискретных величин: SIN, COS, ABS, SQR, SQRT, TRUNC, ROUND, ODD, ORD, CHR, SUCC, PRED.
  254. ТЕМА 3. СЛОЖНЫЕ ОПЕРАТОРЫ (20 часов)
  255. Простые и составные операторы. Операторные скобки BEGIN и END. Пустой оператор. Правила использования при написании программ.
  256. Организация ветвления в языке Pascal. Полный и неполный условный оператор. Метки. Оператор перехода GOTO.
  257. Оператор выбора. Порядок выполнения программы с ветвлением.
  258. Типы циклов в языке Pascal. Организация повторения действий с помощью условного оператора If и оператора перехода Goto.
  259. Особенности использования цикла FOR .
  260. Особенности использования цикла WHILE. 3.7Особенности использования цикла REPEAT. 3.8 Вложенные циклы- их структура.10 класс. 1 полугодие.
  261. ТЕМА 4. ПОДПРОГРАММЫ (10 часов)
  262. Понятие подпрограммы. Локальные и глобальные переменные. Область действия имен.42 Подпрограммы функции.43 Подпрограммы процедуры.
  263. Рекурсивные функции и процедуры.
  264. ТЕМА 5. НЕСТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ (4 часа)
  265. Описание и использование данных перечисляемого типа.
  266. Описание и использование данных ограниченного типа.
  267. ТЕМА 6. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ (РЕГУЛЯРНЫЕ) ТИПЫ ДАННЫХ.1. МАССИВЫ (20 часов)
  268. Описание массивов. Тип индекса и тип данных. Способы заполнения массивов. Вывод элементов массива на экран.
  269. Поиск заданных элементов в массиве, суммирование элементов массива, определение минимального и максимального элементов в массиве.
  270. Упорядочение (сортировка) элементов массива.
  271. Поиск, добавление и удаление элементов в упорядоченных массивах.
  272. Двумерные и многомерные массивы. Ввод и вывод элементов двумерных массивов. Обработка двумерных массивов.
  273. Особенности работы с символьными массивами.67 Упакованные массивы.10 класс. 2 полугодие.
  274. ТЕМА 7. СТРОКОВЫЙ ТИП ДАННЫХ (10 часов)
  275. Описание строковых переменных. Операция склеивания (конкатенации) строк.
  276. Функции COPY, DELETE, INSERT, LENGTH и их использование: определение количества заданных символов/слов в тексте- удаление и добавление символов и слов- «переворачивание» текста, поиск заданных символов/слов и т. п.
  277. Шифровка и дешифровка текстов.
  278. Вывод строковых переменных на экран в виде «бегущих», «падающих», «пишущихся» строк.
  279. ТЕМА 8. МАШИННАЯ ГРАФИКА (6 часов)
  280. Подключение графических библиотек. Режимы работы экрана. Обращение к точкам. Процедуры InitGraph, CloseGraph, PutPicsel.
  281. Построение линий. Установка координат графического курсора. Управление цветом. Процедуры Line, LineTo, MoveTo, SetColor, SetBkColor, SetLineStyle.
  282. Построение прямоугольников. Штриховка замкнутой области. Процедуры Rectangle, Bar, SetFillStyle, FloodFill.
  283. Построение окружностей, дуг, эллипсов. Процедуры Circle, Arc, Ellipse.
  284. Вывод текста на графический экран. Процедуры OutText, OutTextXY, SetTextStyle.
Заполнить форму текущей работой