Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики
Диссертация
Теоретико-методологической основой исследования являются теории личности, деятельности, общения, теории познания и творчества, саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности. В частности, идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, С.Л.Рубинштейн), о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся умения принятия решений на уроках информатики
- 1. 1. Социально-экономические предпосылки использования информационных технологий в процессе подготовки будущего специалиста
- 1. 2. Теоретические основы процесса принятия решения
- 1. 3. Анализ современного состояния проблемы
- Выводы
- ГЛАВА 2. Дидактические основы формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде
- 2. 1. Теоретические основы информационного моделирования учебно-познавательной деятельности учащихся
- 2. 2. Информационная среда на уроках информатики как средство формирования у учащихся умения принятия решений
- 2. 3. Дидактические условия, обеспечивающие формирование готовности к принятию решений в современной информационной среде
- Выводы
- ГЛАВА 3. Методика формирования у учащихся умения принятия решений в процессе изучения курса информатики
- 3. 1. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности методики формирования у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде
- Выводы
Список литературы
- КАбчук В.А., Бункин В. А. Интенсификация: принятие решений. Научно-практическое пособие для руководителей. JL: Лениздат, 1987. 174 с.
- Амирова С.С., Мосолов В. Н., Сечина Г. П., Сухорукова Н. И. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. 1993. № 5. С.49−52.
- Антипов И.Н. Основы информатики и вычислительной техники. Методическое пособие для преподавателей техникумов. М.: Высшая школа., 1991. 247с.
- Арапов М.В. Гипертекст как информационный продукт // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. 1991. № 7 / 8. С. 42−45.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
- Астафьева Н.Е. Моделирование информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподаввтелей профессиональных учебных заведений. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Санкт Петербург., 1994.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. 528 с.
- Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Ввеление в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. 486 с.
- П.Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. М.: Мир, 1982. 488 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989. 560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, С. 16 209.
- Базлов И.Ф., Шляго А. Н. Экзаменационные материалы по информатике (К разработке образовательнх стандартов Санкт-Петербургской школы) II Информатика и образование. 1995. № 2. СЛ 8−28.
- Байков Ф.Я. Проблемно-программированные задания по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1982. 64 с.
- Белошапка В.К. Мир как информационная структура // Информатика и образование. 1988. № 5.
- Белошапка В.К. Информатика как наука о буквах II Информатика и образование. 1992. № 1. С. 6−12.
- Белошапка В.К., Лесневский А. С. Основы информационного моделирования // Информатика и образование. 1989. № 3.
- Беляева И.Н. Перспективы и возможности курса информатики на современном этапе // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 24−27
- Берулава Н.М. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования II Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Института управления, 1996. С. 30 — 44.
- Беспалько В.П. Реформируется ли образование? // Мир образования. 1995. № 0. С.11−15.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика., 1989. 192 с.
- Бешенков С.А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе // Развитие содержания общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 1997. С. 126−133.
- Бешенков С.А. Проблемы профильного обучения информатике. М., 1993. 90 с.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1995. 143 с.
- Бешенков С.А., Григорьев С. Г. Информатика. Учебное пособие для гимназий и лицеев гуманитарной ориентации. М., 1993. 87 с.
- Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. JL: Наука, 1989. 192 с.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 92 с.
- Ботов В.М. Анализ мотивации учебной деятельности как одного из факторов гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Институт управления, 1996. С. 141 -152.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. 191 с.
- Бузук Г. Л. Логика и компьютер. М.: Финансы и статистика, 1995. 208 с.
- Булычев И.И. Проблема стиля философского мышления в эру информационной цивилизации // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. С.8−14.
- Буравихин В.А., Жданов B.C. Информатизация образования // Магистр i: Независимый психолого-педагогический журнал. 1991. № 6. С. 19 26.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991, 144 с.
- Викторов Д. Призрак? Визит в виртуальное кафе. // Компьютерра. 1996. № 1. С. 6, 8−9.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. 338 с.
- Винер Н. Я математик. М.: Наука, 1967. 356 с.
- Вирт Н. Алгоритмы + данные = программы. М.: Мир, 1985. 406 с.
- Волович М.Б. Наука обучать. М.: Педагогика, 1995. 280 с.
- Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение, 1991. 237 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
- Выготский JI.С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 194−203.
- Галенко С.П. На пути к новой идеологии образования // Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Института управления, 1996. С. 81 — 93.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 15−25.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления советской психологией. М., 1966.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: Педагогика, 1965.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д. Б. Послесловие к книге Дж. Флейвелл Генетическая психология Ж.Пиаже. М.: Мир, 1967. 615 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение. 1986. 272 с.
- Гатанов Ю. Развитие творческого мышления // Психологическая газета. 1996. № 12. С. 4−5.
- Гейн А.Г. Земля Информатика // Информатика. 1996. № 43
- Гейн А.Г., Сенокосов А. И. Программа базового курса «Информатика» для VII-IX классов общеобразовательной школы // Информатика и образование. 1996. № 6. С. 12−16.
- Гейн А.Г., Шолохович В. Ф. Десять лет спустя. // Информатика и образование. 1995. № 2. С. 7−11.
- Глушенко А.А. Компьютеризация важнейшая особенность научного стиля мышления и деятельности. // Новые информационные технологии в образовании. Воронеж, 1995. 260 с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991. 173 с.
- Грешилов А.А. Как принять наилучшее решение в реальных условиях. М.: Радио и связь, 1991. 320 с.
- Григорьев С.Г. Реализация системы логического программирования для ПК с ограниченными ресурсами и их применение. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1993.
- Гуманизация образования императив XXI века. Вып. 2. Набережные челны: Изд-во Институт управления, 1996. 244с.
- Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 98−104.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Просвещение, 1972. 423с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
- Денисова А.Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов. Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины. 1993. 195 с.
- Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Дисс. док.пед.наук, Москва, 1994. 445 с.
- Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1994. 32 с.
- Денисова А.Л., Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. К вопросу использования структурных моделей системы понятий в обучении. // I обл. науч.-практ. конф."Региональные аспекты экономики": Тезисы докладов, Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1996. С.53−55.
- Джонассен Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. 1996. № 4. СЛ 17−131.
- Дмитриева Н.В., Кубенский А. А. Элементы современного программирования. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. 272 с.
- Доклад министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. Г. Кинелева «Об итогах работы Минобразования России в 1996 году и основных направлениях деятельности на 1997 год» // Вестник образования. 1997. № 3. С.78−110.
- Епищева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
- Ершов А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика: концепции, состояния, перспективы // Информатика и образование. 1995. № 1. С. 3−19.
- Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 3.
- Зимняя И.А. Гуманизация образования императив XXI века // Гуманизация образования — императив XXI века. Вып. 1. Набережные челны: Изд-во Институт управления, 1996. С. 20 — 30 .
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992. 111с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Институт психологии РАН, 1994. 237 с.
- Иванова Л.А. Активизация поззнавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 140 с.
- Инькова Н.А. Теоретические подходы к созданию современной информационной среды специалиста // Информационная среда профессиональной подготовки специалиста: Сб. науч. тр. по материалам заседания
- УМО ВУЗов РФ. В 2 ч. Ч. 2. Тамбов: ФА при Правительстве РФ, ТГТУ, 1997. С.78−84
- Каверин С.Б. Психология потребностей. Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. 80 с.
- Казанский Д. Системы управления корпоративными бизнес-процессами //Компьютерра. 1996. № 18. С. 18−22
- Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. Методическе пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
- Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на пленарном заседании II Международного кнгресса «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 21−28.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования: игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент, 1995. 176 с.
- Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. 319 с.
- Клейман Г. М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. 175 с.
- Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996.152 с.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Пер. с польского. М.: Прогресс, 1979. 504 с.
- Комаров В.Ф. Методическая схема применения имитационных игр в обучении // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. С. 142−156.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 с. Т.2. 576 с.
- Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 412 с.
- Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент: Введение в информатику с позиций математического моделирования. М.: Наука, 1988.
- Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под ред.С. В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995. 248 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
- Кондратьев И. Дай мне ответ простой, что там впереди? Будущее информационных технологий.//Compunity. 1996. № 3. С.50−56.
- Ю2.Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 6. С. 3−31.
- ЮЗ.Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 480 с.
- Ю4.Крылова Е. С., Горячев А. В. Проект программы по информатике // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 3 -12.
- Кузнецов А.А. и др. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного)образования, образовательная область „Информатика“.М., 1996.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Дисс. докт. пед. наук. М., 1990.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Купцов В.И. Человек и общество: Учебное пособие для преподавателей. Введение. Проблемы развития образования. М., 1992. 32 с.
- ПО.Ладенко И. С. Интеллектуальная культура специалистов и средства ее формирования // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. С. 14−27.
- Ш. Ладенко И. С. Организация интеллектуальных систем в процессе обучения II ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. С. 5−14.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 303 с.
- Пб.Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
- Лесневский А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1996.
- Лесневский А.С. Информатика и диалектика // Информатика и образование. 1996. № 6. С. 6−9.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.
- Ляхович В.Ф. Руководство к решению задач по основам информатики и вычислительной техники. М.: Высшая школа, 1994. 256 с.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 640 с.
- Магазанник В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 90−102
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Матвеева Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы. Дисс. канд.пед.наук. М., 1997. 285 с.
- Математический энциклопедический словарь / Гл.Ред. Ю. В. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. 847 с.
- Матрос Д.Ш. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996. № 3. С.1−8.
- Матрос Д.Ш. Проблемы взаимосвязи оптимизации обучения и задачи математического программирования // Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Мм 1984. С.59−68.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Ш. Машбиц Е. И. Психолго-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 191 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
- Мириманова М.С., Шрейдер Ю. А. Рефлексия и установка как основа формирования информационных потребностей в условиях компьютерной инфосреды II Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
- Михайлов А.И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. 436 с.
- Михеев Ю.М., Молодчик А. В. Формирование творческого мышления. // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. С. 27−36.
- Михеева Т.И. Разработка методов и средств построения компьютерных обучающих систем на основе гипертекстовых моделей. Автореф. дисс. канд. тех. наук. Самара, 1996.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 177 с.
- Молчанова М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной школе. Луганск, 1991.
- Монахов В.М. Обновление методической системы обучения // Советская педагогика, 1985. № 1.
- Монахов В.М., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Информатика и программирование в системе школьных предметов // Изучение программирования и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1987.
- Морозова Е.В. Методические принципы построения системы упражнений и задач курса информатики гуманитарной ориентации. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.
- Муранов А.А. Информатика и информационные технологии в школе // Информатика и образование. 1996. № 1.
- Найссер У. Познание и реальность.Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М., 1994.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18 изд., стереотип.М.: Рус.яз., 1987. 797 с. 148.0сницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., 1993. 288 с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное творчество / Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 59 66.
- Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 153 с.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 46−50.
- Педагогика и логика. Касталь, М.: 1993. 416 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. 220 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. 367 с.
- Петрова Н. Компьютерная музыка сегодня. // Компьютерра. 1996. № 9. С. 23−24.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 51- 327.
- Поддубная Л.М., Шаньгин В. Ф. Мне нравится Паскаль. М.: Радио и связь, 1992. 160 с.
- Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1976. 448 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО „Образование и информатика“. Москва, 1−5 июля 1996 года//Информатика и образование. 1996. № 5. С. 1−20.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. 270 с.
- Приортеты современной педагогики: Мир Экология — Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е / Международное движение „Педагоги за мир и взаимопонимание“. Центр педагогики мира/Подред. Э. С. Соколовой М., 1993. 160 с.
- Ракитов А.И. Компьютерная революция и информатизация общества //Философские науки. 1988. № 4. С. 40−41.
- Ратинский М.Г. Информатика (Методическое пособие для учителей). М.: МОИУУ, 1988. 134 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. 289 с.
- Самовольнова Л.Е. Курс информатики и базисный учебный план // Информатика и образование. 1993. № 3. С. 5−9.
- Семакин И.Г. Базовый курс ОИВТ: „Пермская версия“ // Информатика и образование. 1995. № 2. С. 33−34.
- Семенов А.Л. Информатика в российской средней школе. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО „Образование и информатика“ // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 29−32.
- Симкина Т.Б. Общие сведения о системе Windows // Информатика и образование. 1996. № 4. С. 33−39.
- Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. 608 с.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 136 с.
- Солопова Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 1997. 23 с.
- Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 31 -43.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. № 3. 96 с. (Новое в жизни науки и техники. Педагогика и психология)
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во саратовского университета, 1987.
- Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с. .80.Тубельский А. Н. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: АО Политекст, 1994. 477 с.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования. // Информатика и образование. 1994. № 3. С.3−14.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 450 с.
- УнтИ. Индивидуализация и дифференциация обучения. М: Педагогика, 1990. 192 с.
- Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М., 1972.
- Урнов В.А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе. М.: Просвещение, 1990. 205 с.
- Урсул А.Д. Социальная информатика и становление информационного общества // Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. 1990. № 1. С. 3−12.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 239 с.
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Просвещение, 1982. 216 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. 3-е изд., доработ. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
- Хаббард Л. Рон Как чему-то научиться. New Era Publications International ApS, 1994. 198 с.
- Хаббард Л. Рон Руководство по основам обучения. New Era Publications International ApS, 1994. 275 с.
- Хантер Б. Мои ученики работают на компьютере. М.: Педагогика, 1990.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986. Т.1. 406 с. Т.2. 391 с.
- Хен Д. Школа будущего: от принципов к планированию и созданию // Информатика и образование. 1996. № 2. С.97−120.
- Хеннер Е.К., Шестаков А. П. Курс „математическое моделирование“ // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 17−23.
- Христочевский С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1. С. 13−19.
- Цукерман Г. А. Виды обобщения в обучении. Томск, 1993.
- Человеческий фактор: В 6 т. Т. З. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ./ Холдинг Д., Голдстейн Н., Эбертс Р. и др. (Часть 2. Профессиональное обучение и отбор операторов). М.: Мир, 1991. С. 59−71
- Черемошнина J1.B. Развитие памяти детей. Ярославль: Изд-во „Академия развития“, 1996. 240 с.
- Чистякова Г. Д. Понимание и усвоение знаний // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 422 с.
- Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО"Столетие», 1995. 190 с.
- Шевченко И.В. Комплексное использование технических средств обучения и новых информационных технологий как фактор интенсификации учебного процесса. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Саратов, 1997. 21 с.
- Шевченко С.Д. Школьный урок. Как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. 175 с.
- Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. Книга первая. Мышление и проблема. Психология творчества. Белгород: «Крестьянское дело», 1995. 210 с.
- Шипилевский А.С. Этюды по информатике. Чебоксары, 1991. 63 с.
- Школьник и компьютер: учимся друг у друга / Под ред. В. В. Прохорова. М.: Физматлит, 1993. 208 с.
- Шляго А.Н. Содержание и педагогические функции курса информатики (К разработке образовательных стандартов Санкт-Петербургской школы) // Информатика и образование. 1996. № 2. С.25−30.
- Шлык В.А. Взгляд на информатизацию обучения // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 140−142.
- Шредер Ю.А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск. Наука. 1988. С.110−136.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. Касталь- Москва, 1993. С. 16−201.
- Щедровицкий Г. П. Предисловие к сборнику «Педагогика и логика». Касталь- Москва, 1993. С.3−15.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144с.
- Эпштейн B. J1. Гипертекст новая парадигма информатики // Автоматика и телемеханика. 1991. № 11. С.3−14.
- Эрдниев Б.П. Развитие творческого мышления в процессе математического образования. // УДЕ: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по проблеме укрупнения дидактических единиц. Элиста, 1992. 290 с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М. Просвещение, 1986. 257 с.
- Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 28−34.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студента. М., 1994. 156с.
- Botkin J.W., Elmandra М., Malitza М. No limits to learning. Oxford. 1979.
- Bush V. As we may think. Atlantic Monthly, 1945.
- Distance Learning and New Technologies in Education: Proceedings of the first International Conference on Distance Education in Russia. Moscow: Association for International Education, 5−8 July, 1994. 438p.
- Jonassen D.H. Changes in knowledge structures from building semantic net versus production rule representation of subject content // Journal of Computer Based Instruction. 1993. № 20 (4). P. 99−109.
- Kozma R.B. Constructing knowledge with learning tool / In P. Kommers, D. Jonassen & T. Mayes (Eds.) // Cognitive tools for learning. Berlin: Springer-Verlag, 1992. P.23−32.
- Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society // Educational Leardership. 1984. Vol. 42. P. 4−14
- Tennison R.D., Park O.-C. The teaching of concepts: A review of instructional design research literature // Review of educational research. 1980. Vol.50. P. 55−70 (понятия)
- Tolman E.C. Cognitive maps in rats and men // Psychol. Rev. 1948. V. 55. P. 189−208.
- Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
- ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
- Программа расчитана на 8 11 классы при учебной нагрузке 2 часа в неделю (всего 68 * 4 = 272 часа) Программа разработана Ракитиной Е. А., учителем информатики Тамбовского лингво-математического лицея.8 класс 1 полугодие
- Различные подходы к измерению количества информации. Основные единицы измерения количества информации.
- Т Е М, А 2. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (9−10 часов) Понятие алгоритма как четкой последовательности действий, предназначенной для конкретного исполнителя и направленной на решение поставленной задачи. Понятие исполнителя алгоритма.
- Свойства алгоритма: детерминированность, дискретность, конечность, массовость.
- Свойства исполнителя алгоритма: система команд, система отказов, среда, в которой он дейстует.
- Способы записи алгоритма: на языке общения, словесно-пошаговая запись, с помощью блок-схем, на языке программирования и др.
- Основные типы алгоритмов: линейные, с ветвлением, циклические. Понятие подпрограммы. Процедуры. Рекурсивные алгоритмы.
- Составление простейших алгоритмов и запись их различными способами.
- Т Е М, А 3. ЗНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
- КОМПЬЮТЕРА (4−5 часов) Основные устройства ПЭВМ: клавиатура (ввод информации), дисплей (отражение информации), память (хранение информации), процессор (обработка информации), принтер (вывод информации).
- Понятие о файле как о логической единице хранения информации. Понятие о программном обеспечении ПЭВМ.
- Работа с клавиатурой ПЭВМ. Регистры. Назначение функциональных клавиш. Курсор и клавиши управления курсором. Работа с клавиатурными тренажерами.
- ТЕМ, А 4. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОВЫМИ, ГРАФИЧЕСКИМИ, МУЗЫКАЛЬНЫМИ РЕДАКТОРАМИ (12 часов)
- Назначение и основные возможности графического редактора. Редактирование, хранение и печать рисунков. Возможности создания движущихся изображений.
- Назначение и основные возможности текстового редактора. Редактирование, форматирование, печать текста. Поиск и замена фрагментов в тексте. Копирование, удаление и вставка фрагментов текста. Использование псевдографики при формировании таблиц.
- Назначение и основные возможности музыкальных редакторов. Запись и редактирование мелодий.
- Т Е М, А 1. ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМАМИ СЧИСЛЕНИЯ8.10 часов)
- Позиционные и непозиционные системы счисления. Основание системы счисления.
- Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления. Особенности и преимущества использования в ЭВМ двоичной системы счисления.
- Алгоритмы перевода целых чисел из р-ричной в q-ричную систему счисления.
- Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадца-теричная. Алгоритмы перевода чисел из 2-ой системы счисления в 8, 16 -ричные системы счисления и обратно.
- Выполнение арифметических операций в q-ричной системе счисления. Двоичная арифметика.
- Т Е М, А 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВМ (14−18 часов)
- Основные законы и равносильности алгебры высказываний. Различные способы доказательства законов. Упрощение сложных логических высказываний.
- Решение логических задач с помощью алгебры логики, с помощью таблиц, с помощью кругов Эйлера, с помощью графов. Использование графов при решении простых логических задач кибернетики.
- Логические основы ЭВМ. Цифровой сигнал. Основные логические элементы, их назначение, физический смысл и обозначение в схемах. Функциональные схемы логических устройств. Структурные формулы логических устройств. Алгоритмы построения СКНФ и СДНФ.
- Одноразрядный полусумматор. Одноразрядный сумматор. Триггер, виды и назначение. Проектирование логических устройств. Архитектура ЭВМ. Принцип открытой архитектуры.
- ТЕМАЗ. ЗНАКОМСТВО С ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ И ОПЕРАЦИОННОЙ ОБОЛОЧКОЙ NORTON COMMANDER (6−8 часов)
- Операционная оболочка Norton Commander: назначение и основные возможности. Копирование, удаление, просмотр и другие команды работы с директориями и файлами. Путь к файлу.
- Требования к уровню теоретической подготовки учащихся.1. Учащиеся должны:• знать составные части ПО ЭВМ, назначение операционной системы, основные команды работы с дискетами и файлами-• знать основные принципы работы в Norton Commander.
- ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА PASCALв курсе информатики 9−11 классов
- Программа рассчитана на 136 часов: 34 часа 9 класс, второе полугодие- 68 часов — 10 класс- 34 часа — 11 класс, первое полугодие, при учебной нагрузке 2 часа в неделю)9 класс. 2 полугодие.
- ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL4 часа)
- История создания и основные возможности языка. Существующие версии языка. Первоначальное знакомство со средой программирования TurboPascal (работа с программой TPTOUR).
- Структура программы на языке Ра8са1: заголовок программы, исполнительная и описательная части. Алфавит языка Pascal. Структура данных.
- ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА PASCAL (10 часов)
- Вывод информации на экран. Операторы WRITE, WRITELN, процедуры GOTOXY, CLRSCR.
- Переменные и константы простых типов. Присвоение значений переменным. Операторы READ, READLN, оператор присваивания.
- Операции надданными: арифметические, логические, отношения. Понятие выражения. Правила записи выражений.
- Стандартные математические функции и функции обработки дискретных величин: SIN, COS, ABS, SQR, SQRT, TRUNC, ROUND, ODD, ORD, CHR, SUCC, PRED.
- ТЕМА 3. СЛОЖНЫЕ ОПЕРАТОРЫ (20 часов)
- Простые и составные операторы. Операторные скобки BEGIN и END. Пустой оператор. Правила использования при написании программ.
- Организация ветвления в языке Pascal. Полный и неполный условный оператор. Метки. Оператор перехода GOTO.
- Оператор выбора. Порядок выполнения программы с ветвлением.
- Типы циклов в языке Pascal. Организация повторения действий с помощью условного оператора If и оператора перехода Goto.
- Особенности использования цикла FOR .
- Особенности использования цикла WHILE. 3.7Особенности использования цикла REPEAT. 3.8 Вложенные циклы- их структура.10 класс. 1 полугодие.
- ТЕМА 4. ПОДПРОГРАММЫ (10 часов)
- Понятие подпрограммы. Локальные и глобальные переменные. Область действия имен.42 Подпрограммы функции.43 Подпрограммы процедуры.
- Рекурсивные функции и процедуры.
- ТЕМА 5. НЕСТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ (4 часа)
- Описание и использование данных перечисляемого типа.
- Описание и использование данных ограниченного типа.
- ТЕМА 6. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ (РЕГУЛЯРНЫЕ) ТИПЫ ДАННЫХ.1. МАССИВЫ (20 часов)
- Описание массивов. Тип индекса и тип данных. Способы заполнения массивов. Вывод элементов массива на экран.
- Поиск заданных элементов в массиве, суммирование элементов массива, определение минимального и максимального элементов в массиве.
- Упорядочение (сортировка) элементов массива.
- Поиск, добавление и удаление элементов в упорядоченных массивах.
- Двумерные и многомерные массивы. Ввод и вывод элементов двумерных массивов. Обработка двумерных массивов.
- Особенности работы с символьными массивами.67 Упакованные массивы.10 класс. 2 полугодие.
- ТЕМА 7. СТРОКОВЫЙ ТИП ДАННЫХ (10 часов)
- Описание строковых переменных. Операция склеивания (конкатенации) строк.
- Функции COPY, DELETE, INSERT, LENGTH и их использование: определение количества заданных символов/слов в тексте- удаление и добавление символов и слов- «переворачивание» текста, поиск заданных символов/слов и т. п.
- Шифровка и дешифровка текстов.
- Вывод строковых переменных на экран в виде «бегущих», «падающих», «пишущихся» строк.
- ТЕМА 8. МАШИННАЯ ГРАФИКА (6 часов)
- Подключение графических библиотек. Режимы работы экрана. Обращение к точкам. Процедуры InitGraph, CloseGraph, PutPicsel.
- Построение линий. Установка координат графического курсора. Управление цветом. Процедуры Line, LineTo, MoveTo, SetColor, SetBkColor, SetLineStyle.
- Построение прямоугольников. Штриховка замкнутой области. Процедуры Rectangle, Bar, SetFillStyle, FloodFill.
- Построение окружностей, дуг, эллипсов. Процедуры Circle, Arc, Ellipse.
- Вывод текста на графический экран. Процедуры OutText, OutTextXY, SetTextStyle.