Формирование компонентов педагогического мышления студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей
Диссертация
Педагогическое мышление, как деятельность в совокупности составляющих ее действий и операций, напрямую зависит от специфики конкретного вида содержания знаний, в том числе и от психологических. Знания могут функционировать и отражаться на разных уровнях, они направляют процесс решения задачи и процесс анализа условий задачи. Разные уровни знаний выполняют разные функции в решении задачи… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования педагогического мышления
- 1. 1. Проблема логического и творческого мышления в психологической науке
- 1. 2. Современное состояние многоаспектного анализа педагогического мышления в педагогике и психологии
- 1. 3. Психологическая задача как средство формирования педагогического мышления
- Выводы по первой главе
- Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования педагогического мышления
- 2. 1. Характеристика объекта, задач и методов исследования
- 2. 2. Формирование педагогического мышления в условиях применения активных методов обучения
- 2. 3. Особенности взаимосвязи логических и творческих компонентов педагогического мышления в условиях специально организованного обучения
- 2. 4. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на формирование педагогического мышления
Список литературы
- Абдуллина О. А., Пискунов А. И. Структура и содержание системы общепедагогических знаний учителя и методика их формирования у студентов педагогических институтов.
- Структура и содержание общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — С.3−18.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1999. -299 с.
- Аванесов С. В. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.-200с.
- Александров Е.А. Основы теории эвристических решений.
- М.: Советское радио, 1975. 256с.
- Алексашина И.Ю. Взаимосвязь психолого-педагогических и предметно-методических знаний как условие развития профессиональных потребностей учителя // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. -М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С. 70.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973. — с. 3−17.
- Аминов H.A. Модели управления образованием и педагогические стили преподавания //Вопросы психологии. 1994. — № 2.- с. 8898.
- Аминов H.A. Опыт прогнозирования эффективности работы учителя математики // Психологический журнал. 1995. т. 16. -№ 1. — С. 122−129.
- Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. -1988. № 5. — С. 71−77.
- Аминов H.A. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы. // Вопросы психологии.1997.-№ 2.-С. 14−23.
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.-238с.
- Антонов А. В. Психология изобретательского творчества. Киев: Вища школа, 1978. — 175с.
- Астафьев В. К. Законы мышления в формальной и диалектической логике. Львов: Изд-во Львовского университета, 1968.-208с.
- Ануфриев А. Ф. К анализу диагностического мышления учителя // Психология учителя. М., 1989, с. 7−8.
- Арстанов М. Ж. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии Алма-Ата: Мектел, 1980. — 207с.
- Беляева О. А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников. Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1998.-16с.
- Беспалько В. П., Беспалько Л. В. Педагогическая технология //Новые методы и средства обучения. Вып. 2(6) М.: Знание, 1989.-С.З-40.
- Берулава Г. А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся. Дис. .докт. наук. М., 1996.
- Берцфай Л. В., Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных результатов задач // Вопросы психологии. 1975. — № 6 — с. 59−67.
- БодалевА.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. -СПб.: Речь, 2000.-440с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. -176с.
- Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 345с.
- Борисова Н.В. Конструирование деловых игр // Новые методы и средства обучения. Выпуск 2(6). М.: Знание, 1989. — С.54−78.
- Борисова Н.В. Методика выбора форм и методов активного | обучения. М., 1991. — 16с.
- Бронзова И. А. Использование психологических знаний в функции критериев оценки педагогических ситуаций // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — С. 5256.
- Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов
- Вопросы психологии. 1994 — № 3. — С. 122 — 129.
- Веракса Н.Е., Савина Е. А. Программа и методические материалы диалектического курса «Общая психология». Орел, 1992.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204с.
- Волков B.C. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160с.
- Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч в 6 т., Т.З. М.: Педагогика, 1983. -368 с.
- Гаевская В.А. Особенности развития мыслительных функций студентов педвуза. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1976. -16с.
- Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения. Пособие для студентов педагогических вузов, учителей начальных классов и школьных психологов. Шадринск: Изд-во Шадринского ПО «Исеть», 1996. -90с.
- Гагай В.В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников. Монография. -Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1999. 145с.
- Галактионов И.В., Дашкевич О. В. Творческая личность учащегося: Психодиагностика. Формирование. Коррекция. Методические рекомендации для учителя, школьного психолога и преподавателя вуза. М.: Прометей, 1996. — 33с.
- Галактионов И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза. Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1997.-20с.
- Герасимова Р.Н. Формирование педагогического мышления студентов факультета иностранных языков во время первой педагогической практики: Автореф. дис. канд. псих, наук, М., 1980.-17с.
- Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1988. -260с.
- Гоноболин Ф. Н. Очерки психологии советского учителя. -М.: Изд-во АПН СССР, 1951. 156с.
- Гоноболин Ф. Н. Черты педагогического мастерства // Народное образование. 1959. — № 9. — С.47−51.
- Григоренко Е., Р. Дж. Стенберг. Стили мышления в школе //Вестник Моск. ун-та. сер 14. Психология. 1997. № 2. — С. 33−42.
- Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Пособие к спецкурсу. Свердловск: Изд-во Свердловского педагогического ин-та, 1988. — 72 с.
- Гурова J1. J1 Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы психологии. -1986. № 2. — С. 126−137.
- Гурова J1.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 328 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. -М.: Педагогика, 1970, с. 26−102.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.-544с.
- Доблаев Л.П. К вопросу о формировании профессионального психологического мышления у студентов // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973. — С. 10−11.
- Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.-244с.
- Дружинин В.Н., Хозратова Н.В: Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды накреативность // Психологический журнал. 1994. — Т. 14. — № 6. -С. 86−95.
- Епканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 166с.
- Ерыгин Ю.А. Новые педагогические технологии в системе научно-учебно-педагогического комплекса // Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. -Волгоград: Перемена, 1992. С. 21.
- Железовская Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов. Дис.1 .докт. пед. наук. Саратов, 1994.
- Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогика, 1984. 76 с.
- Журавлев Д. В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя мастера. Автореф. дис. .докт. псих, наук. — М., 1999. — 20с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя
- Советская педагогика. 1988 — № 1. — С.70−75.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника.- М.: Знание, 1982. С. 8−73.
- Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256с.
- Зеличенко А. И., Степанова Г. И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов. // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. — № 3. — С. 20−32.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128с.
- Иванова С.П. Психологический анализ использования профессионально-психологических знаний в деятельности учителя. Дисс. .канд. наук. Л., 1981.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. 140с.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методовдиагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. — С. 10−38.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости // Экспериментальные исследования продуктивных творческих процессов мышления. М.: Педагогика, 1981. — С. 5179,115−188.
- Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова? // Вопросы психологии. 1987. — № 2 -с.71.
- Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. — 183 с.
- Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического ^ общения. Методические рекомендации. М., 1990. — 32с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 141с.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. — 112с.
- Кашапов М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения проблемной ситуации. Дис. .докт. наук. -Ярославль, 1989.
- Кларин М.В. Развитие инновационных моделей обучения в мировой педагогике. М.: Арена, 1994. — 222с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1969. 279с.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. — 79 с.
- Коноплина Н.В. Управление развитием педагогического вуза: Монография. Сургут.: РИЦ СурГПИ, 1999 — 242 с.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Изд-во Института практической психологии, 1997. — С.10−21.
- Костина Р.Н. Развитие у студентов педвуза потребности в психологических знаниях. Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1994. -16 с.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 224с.
- Кудрявцев Т. В. Методы интуитивного поиска технических решений. М., 1992. — 111с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. Изд-во ЛГУ, 1970. — 114с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-311с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Проблемы способностей в советской педагогике. М., 1984. — С. 101−106.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Знание, 1985. -30 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.-98с.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−44.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические знания и учитель // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 51−61.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−27.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. дис.. д-ра. псих. наук. Л., 1971. -42с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решения.
- М.: Педагогика, 1970.-231 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 117с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: педагогика, 1977.-152 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С., Зырянова Н. Г. Индивидуально-психологические особенности мыслительной деятельности // Развитие психологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, 1972. — С. 207−242
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1973. 304с.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы философии. 1964. — № 4.- С. 85−96.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. — 64с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М. Политиздат, 1976. — С.40−125
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 126с.
- Максимова Л.К. К вопросу о развитии теоретического мышления студентов. // Психологические вопросы формирования профессионального мышления студентов. Саранск, 1984, с. 4451.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы педагогической психологии // Вопросы психологии. -1980. № 6. — С. 5−16.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-192с.
- Маркова А. К. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. -1987.- № 5. С.40−48.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. 168с.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М.: Педагогика, 1980. — 245 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — с.5−17.
- Матюшкин A.M., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — с. 80−81.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Уч. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов. -М.: Просвещение, 1985. 319с.
- Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий // Изв. АПН РСФСР, вып. 28. М., 1950. — С. 3−16.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1977 — С. 304 с.
- Митина J1. М. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта, 1998. 200с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал, (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- М.: Педагогика, 1981. 120с.
- Морозов Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. -№ 10.-С. 88−93.
- Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред А. В. Брушпинского. М.: Наука, 1982. — 387с.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104с.
- Нагорная Т.А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Киев, 1983. — 16 с.
- Нечаев H.H. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии и педагогики высшей школы. // Новые методы и средства обучения. Вып. 1(5). М.: Знание, 1988. -с.З-38.
- Орлов А. А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки. Тула, 1989. — С. 4−13
- Орлов А.Б. Склонность и профессия. // Вопросы психологии. -1981.-96 с.
- Осипова Е.К. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя. Могилев, 1985 — 163с.
- Осипова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореф. дисс.. д-ра псих. наук. М., 1988. — 41с.
- Осипова Е.К. Структура педагогического мышления основа проекта интеллектуализации педагогического процесса вуза. // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. — С. 7273.
- Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя. // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 144−146.
- Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 542с.
- Основы психологии. Практикум // Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 576с.
- Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащегося. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
- Петров Ю.А. Логическая функция категорий диалектики-М.: Высшая школа, 1972. 272с.
- Петрова Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя на уроке: Дис.. канд. псих, наук. М., 1975.
- Петровская J1.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216с.
- Полевой Ю.А., Решетова З. А. Системный подход к построению учебного предмета в вузе и формирование технического мышления современного инженера. // Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М., 1979. — С. 10−52.
- Поляков Е. Н. Решение педагогических задач как средство развития у студентов педагогического мышления // Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов: Изд-во Саратовского гос. пед. ин-та, 1970. -С. 102−106.
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1967. С.90−102.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. -280с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303с.
- Проблемное обучение студентов / Н. Т. Савруков, Н. С. Степанов,
- B.А. Алексеев Чебоксары, 1998. — 27с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя. / Под ред.
- C.Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. -145с.
- Психология и психофизиологические особенности студентов. / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977.-296с.
- Психология становления педагога профессиональной школы. / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Кральского гос. проф-пед. ун-та, 1996. — 148с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др.- Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224с.
- Рахматуллина P.C. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке: Дис. .канд. псих. наук. М., 1996.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. -416с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. -М.: Владос, 1998. -496с.
- Ронзин Д.В. Взаимоотношение знаний и мышления в процессе решения учебных задач. Дис.. канд. псих. наук. Л., 1979.
- Рубинштейн С.Jl. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АНСССР, 1957.-328с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Институт философии АНСССР, 1958. 147с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы детерминизма и психологическая теория мышления. М.: Наука, 1959. — 203с.
- Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М. Смысл, 1992. — 36с.
- Савина Е.А. Развитие диалектического мышления студентов педвуза в процессе изучения дисциплин психологического цикла. Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1992. — 16с.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Школа П.Я. Гальперина и проблема рефлективности творческого мышления // Вестник Московского университета, серия 14. Психология. 1992. — № 4. — С. 34−45
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001. — 350с.
- Симонов В. П. Диагностика степени обученности учащихся. -М.: Московский педагогический университет, 1999. -46с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 226с.
- Славская К.А. Детерминация процесса мышления в советской психологии. М., 1965. — С. 175−225.
- Славская К.А. Процесс мышления при использовании знаний.t
- Автореф. дисс.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1961. -16с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975.-344 с.
- Тамарин В.Э., Яковлева Д. С. Воспитание у студентов педагогической направленности мышления // Советская педагогика. 1971. — № 12. — С. 58−66.
- Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека. Дис. .докт. псих. наук. М., 1993.
- Телегина Э.Д. Роль преподавания психологии в подготовке студентов педвуза к теоретической работе в школе. // Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе. М.: Прометей, 1990. — С. 152.
- Тихолаз Т.М. Личность учителя как субъекта педагогического общения. Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1995. -21с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 270с.
- Турбовский Я.С. Развитие профессионального творческого мышления студента в педвузе. // Советская педагогика. 1977. -№ 2. — С. 79−88.
- Тюков A.A. Проблемные задания в профессиональной подготовке студентов // Новые методы и средства обучения № 1 (9). М.: Знание, 1989. — С.92−108.
- Фейгенберг И.М. Проблемные задачи в обучении и контроле. // Новые методы и средства обучения № 1 (9) М.: Знание, 1981. — С.3−9.
- Фейгенберг И.М. Проблемные ситуации и развитие активной личности. М.: Знание, 1981. -48 с.
- Формирование диалектико-материалистического мышления студентов (средствами проблемного обучения). Под ред. С. А. Петрушевского. М.: МГУ, 1980. — 144с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985.-224с.
- Фрумкин М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессионально-педагогической подготовке учителя // Советская педагогика. 1981. — № 11. — С.83−87.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.-512с.
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Изд-во Томского университета, 1983. — 190с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. — С. 44−65.
- Цокур О.С. Формирование педагогического мышления будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1989.
- Чернышёв A.C. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Российское педагогическое агенство, 1999. — 186с.
- Чубуков В.П. Овладение студентами основ теоретического анализа при изучении педагогики как условие развития педагогического мышления. // Учен. зап. МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1970, т. 274, вып. 19. — С. 53−56.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М. Ось-89,1997. -208с.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
- Швырев B.C. Диалектическая традиция исследованиячконструктивных процессов мышления и современнаяметодология науки. // Проблемы материалистической диалектики как теории познания. Очерки теории. М., 1979. — С. 184−239.
- Шимина А.Н. Против эмпирической предметности (размышление о курсе философии). // Вестник высшей школы. № 5 — 1986. — С. 65−67.
- Шрагина J1.И. Интеллектуальный тренинг с учащимися старших классов // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. -С. 122−132.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-216с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьников. М.: Знание. -1985.-№ 9. -48с.
- Якиманская И.С. Психологические особенности овладения умениями в курсе математики // Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М.: Просвещение, 1985, С. 5−19.
- Якиманская И.С. Развитие образного мышления в процессе обучения // Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989. — С.5−42.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения.// Вопросы психологии. 1995 — № 5. — С.31−41.
- Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев: Освена, 1993. — 207с.
- BlooM B.S., Engithart M.D., Furst E.J., Hillw. Н/ and Drathwokl D.R. 1956. Taxonomy of educational objectivts: The classification ofeducational goals, Hand book J: Cognitive domain/ New York: DavidVc Kay.
- Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses fnd development. -Buffalo, N.Y. Bearly Limited. 1986.
- Osborn A.F. Your creative power. N.Y. Charles Scribner. s Sons, 1948.
- Taylor C.W. Varions Approaches to and Definitions of Creativity //The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P. 99−124.
- Torrance E.P. The Natyre of Creativity as Manifest in its Testing //The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P. 32−75.
- План включенного наблюдения за студентами в процессе решения ими учебных задач
- Особенности поведения Степень проявления1. Низкая Средняя Высокая
- Примечание: поставьте знак «+» или «-» в соответствующую графу, если вы отметим особенности поведения испытуемого в той или иной степени. Если такие особенности не выявлены, оставьте графу без записей.
- План проведения беседы с испытуемым после проведения эмпирического исследования
- С каким настроением ты выполнял предложенные задания?
- Менялось ли твое настроение в процессе работы?
- Обращался ли ты за помощью в процессе работы: а) к товарищам- б) к преподавателю.
- Заинтересован ли ты получить высокие результаты за решение задач?
- Ты обсуждал результаты решения: а) с преподавателем- б) со студентами после проведения эксперимента. Если тебе не удалось это сделать, то почему?