Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура гендерных отношений в программах российского телевидения: Социально-филологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение автора к тендерной проблематике вообще и на телевидении, в частности, не является случайным. На протяжении почти десяти лет в эфире Вологодского областного радио звучала авторская программа для женщин «Марина», на городском телеканале «ТВ-7» и областном ТВ выходили ее телевизионные версии. Вопрос о том, что и как говорить об интимной жизни, семье, любви, взаимоотношениях мужчин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Исторические и теоретические аспекты анализа тендерных отношений
    • 1. Проблемы пола, любви и эроса в истории философской, социологинвистической мысли и художественной литературы
    • 2. Категория тендера и сексуальной кулыуры как предмет междисциплинарного анализа
    • 3. Теория и метод исследования тендерных отношений в системе массовых коммуникаций
  • ГЛАВА 2. Роль и место телевидения в отражении и формировании культуры тендерных отношений современного общества
    • 1. Язык эротической коммуникации на разных уровнях телевизионной карты тендерной реальности
    • 2. Эротика и порнография в их вербальном и визуальном воплощении
    • 3. Тендерные стереотипы современной телевизионной рекламы

Культура гендерных отношений в программах российского телевидения: Социально-филологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В сложном и многообразном мире человеческих взаимоотношений интимная жизнь всегда была тем полем, на котором разыгрывались сражения. Победа подтверждалась институционально (неписаными нормами обыденной жизни и морали, законами государства, религиозными заповедями, уставами партий), закреплялась на уровнях стереотипов поведения и языка. Сегодня можно говорить о вторжении на это поле массовой культуры, использующей в качестве одного из инструментов телевидение. Ассимиляции, по сути, подвергается область не только интимных, но и тендерных (что гораздо шире) отношений.

Теория тендера — сравнительно новая отрасль научного знания, изучающая социально-культурные репрезентации пола, стала активно применяться не только в психологии, социологии, экономике, но и, что немаловажно, в лингвистике, а также в исследованиях средств массовой коммуникации и рекламы. На первый взгляд, электронные масс-медиа лишь отражают состояние культуры тендерных отношений современного «переходного» периода, который переживает наше общество. Но с другой стороны, как национальные, так и глобальные тендерные стереотипы (т.е. представления о том, как в действительности должны себя вести мужчины и женщины), проникая в массовой сознание при помощи СМК, изменяют, а подчас ломают систему традиционных духовно-нравственных ценностей. Гендерные исследования в этой сфере чрезвычайно важны для выработки этических норм представления образов женщины и мужчины (и их взаимоотношений) без дискриминации по признаку пола. Гендерные отношения в современном обществе нуждаются в гармонизации, и этот процесс является частью общедемократического процесса.

Актуальность исследования обусловлена как вышеизложенными, так и следующими причинами.

Тиражируя преимущественно негативные тендерные стереотипы, создавая ложные представления о человеческом теле (в особенности, женском), используя образ женщины в качестве товарного знака, сводя все богатство одухотворенных любовью человеческих отношений (исключение составляют немногие программы) к гедонистической стороне сексуальной жизни, а саму сексуальность — к обыденности, отечественное телевидение рубежа веков влияет на культуру тендерных отношений вообще и на конкретные тендерные практики молодежи в частности. Бесстрастная статистика фиксирует результаты этого процесса в цифрах падения рождаемости, роста абортов, разводов и числа больных СПИДом и ЗППП. Психологи констатируют такое явление как восприятие жизни в вульгарной форме — у молодежи, ощущение морального дискомфорта — у представителей старших поколений, исповедующих другие нравственные принципы.

Однако, помимо социально-культурного, у этой проблемы есть еще один очень важный — лингвистический аспект. Использование в телепрограммах, так или иначе затрагивающих тему интимных отношений, стилистически сниженного, обыденного языка, создает семантическое пространство, из которого черпает лексику «поколение next». А ведь язык созидает действительность.

Таким образом, возникает явственная необходимость объективного филологического анализа языка, на котором говорит телевидение в рамках передач тендерной проблематики и не меньшая необходимость разработки научной методологии и методик этого анализа, позволяющих изменить общую картину семантического модуса передач на означенную тему.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема отношения полов, любви, эротики на протяжении многих столетий находилась в центре внимания искусства, как магнит, притягивала западных и восточных философов, авторов религиозных трактатов и художественных произведений. Их число необозримо. В нашем исследовании из основных зарубежных источников были использованы труды философов Платона, Канта, Фихте, Бебеля, Фрейда и других.1 Вторую группу составляют отечественные источники. В России до рубежа XIX—XX вв.еков вопросы отношения полов рассматривались только литературой (исключение составляет кодекс семейной жизни, «Домострой»), от «Бедной Лизы» Карамзина до пушкинских «чистейшей прелести чистейший образец», от образов тургеневских девушек до инфернальных героинь Достоевского и осуждения «плотского греха» в «Крейцеровой сонате» Толстого. На заре прошлого века к обсуждению «полового вопроса» подключилась русская философия. в лице таких мыслителей как Н. Бердяев, В. Розанов, П.Флоренский. Свою лепту в теоретическое осмысление жизни пола вносят большевики — В. Ленин, А. Луначарский, А. Коллонтай2.

За последнее столетие появилось немалое количество произведений, посвященных исследованию проблем сексуальности. Подавляющее их большинство было ориентировано на рассмотрение и постижение медицинских, психологических, биологических и исторических аспектов интимной жизни человека. Среди всего обилия литературных источников менее всего представлены работы филологов, касающиеся проблем, связанных с отражением средствами МК тендерной проблематики.

Оценивая общее состояние степени разработанности выбранной темы,.

1 Платон. Изрбранные диалоги. М., 1965; Кант И. Собр.соч. в 6-ти т. М., 1966, т.2- Фихте И. Очерк семейного права//Философские науки. — 1972. — № 5- Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959; Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1930.

2 Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939; Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н. Метафизика пола и любви. В кн. Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991; Розанов В. Люди лунного света., 1992; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1991; Ленин В. И. Инессе Арманд. Полн.собр.соч. 5-е изд. Т.49- Луначарский А. В. Мораль с марксистской точки зрения. Севастополь, 1926; Луначарский А. В. О быте. М., 1927; Коллонтай A.M. Дорогу крылатому Эросу! // Молодая гвардия. — 1923. № 3. необходимо отметить, что важной теоретической предпосылкой решения поставленных перед автором задач стали работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные некоторым филологическим проблемам социокультурной сексологии. Теоретическую основу исследования составляют ключевые положения научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых И. Блоха, В. Джонсона, К. Имелинского, А. Кинзи, 3. Лев-Старовича, У. Мастерса, А. Фореля, Э. Фукса, Г. Васильченко, В. Кагана, И. Кона и др. в области сексологических знаний, новые реальности современной социальной жизни и собственные научные изыскания автора.

Исследование филологических аспектов сексуальной культуры носят комплексный характер, и их решение автор находит на стыке теории коммуникации и лингвистики, философии и теории тендера, культурологии и психологии. При этом поиск новых идей и обоснование положений, выносимых на защиту, наиболее рельефно стали вырисовываться в ряде общих работ по проблемам культуры, рассматриваемых как в общефилософском, методологическом плане, так и в их отдельных аспектах3. Именно здесь оказалось возможным найти концептуальные подходы к определению понятий сексуальной культуры и тендерной коммуникации.

Важное теоретическое значение для понимания основ и содержания исследуемой проблемы предопределила литература о любви и эросе, включающая размышления мыслителей от античности до сего дня. Идеи ученых по данным проблемам легли в основу гносеологического и аксеологического анализа исследуемых явлений и процессов.

Анализ литературы по сексологии и тендерной теории, конкретные иссле.

3 Тендер и культура. Уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов, http: www. tm2001 .bv.ru: Тендерные истории Восточной Европы, Минск, 2002; Кащенко Е. А. Сексуальная культура военнослужащих. М., 20 036- Кон И .С. Вкус запретного плода. М., 1992; Краффт-Эбинг Р. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994; Лев-Старович.

3. Секс в культурах мира. М., 1991; Форель А. Половой вопрос: в 2-х т. Спб., 1913; Фукс Э. История эротического искусства. M., 1914; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: в 3-х т. М, 1993; Энгельштейн Л. Ключи счастья: секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX и XX веков. М., 1996 и др. дования практики отеческого телевизионного эфира и работ ведущих исследователей в этой области подтвердили обоснованность авторского взгляда на проблему отражения и формирования сексуальной культуры средствами телевидения4.

Проблемы массовой коммуникации, особенностей межличностного общения, их связи с речевой деятельностью подробно освещали как отечественные (А.Леонтьев, Б. Библер, М. Бахтин, Ю. Лотман), так и зарубежные (Д.Гриндер, Р. Бендлер, Э. Берн) ученые5. Для рассмотрения лингвистических аспектов исследуемого явления важную роль сыграли труды филологов А. А. Потебни, А. А. Реформатского, Б. Ю. Нормана, Р. Якобсона, Н.Б. Мегковской6.

Наконец, важную группу источников, используемых автором в данной работе, составляют исследования в области теории телевидения, специфики телевизионной коммуникации, истории становления и развития на отечественном экране традиций межличностного общения, философских проблем массовой информации и телерадиокоммуникации, культурологии телевидения. Это работы В. В. Егорова, В. С. Саппака, С. А. Муратова, В. ИМихалковича, С. Н. Ильченко, Г. В. Кузнецова, Б. М. Сапунова,.

4 Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1991; Имелинский К. Психология половой жизни. М., 1973; Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе в 2 т. Спб., 1991, т.1−2- Фромм Э. Искусство любви. Минкс, 1991; Шахиджанян В. 1001 вопрос про «это». М., 1991.

5 Леонтьев А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974; Леонтьев А. А. Психология общения Тарту, 1974; Библер Б. В. От науковедения к логике культуры. М., 1991; Бахтин Н. Н. Эстетика словесного творчества. M., 1998; Лотман Ю. Н. Культура и взрыв. М., 1992; Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек — в принцы. Воронеж, 1995; Берн Э.

Введение

в психологию и психоанализ для непосвященных. Спб., 1994.

Мегковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1994; Норманн Б. Ю. Теория языка. М., 1904; Потебня А. А. Эстетика и поэтикаРеформатский А.А.

Введение

в языкознание. М., 2004; Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. М&bdquo- 1975.

В.В.Гаспаряна, В. ЛЦвика, Ю. П. Буданцева, Р. Д. Копыловой, АЛ. Юровского7.

Что касается лингвистического анализа репрезентируемых телевидением тендерных проблем, обзор изученной литературы позволил сделать вывод: этим вопросам посвящено незначительное количество работ, как и вопросам формирования сексуальной культуры средствами МК. Сексуальная культура и половая социализация такой обширной социально-профессиональной общности как работники ТВ остались вне поля внимания ученых, этой проблеме не уделено должного количества научных изысканий, что не соответствует уровню современных требований к телевидению.

Преодоление сложившегося несоответствия представляет собой самостоятельную научную проблему, имеющее как теоретическое, так и практическое значение. Соответственно гипотеза исследования формулируется следующим образом: изменение содержания и форм подачи материалов на тему взаимоотношений полов в телевизионных программах обеспечит условия для гармонизации гендерных отношений в обществе.

Объект диссертационного исследования — карта тендерной реальности, создаваемая современным телевидением.

Предмет исследования — тексты телевидения репрезентирующие тендерные отношения.

Основной целью работы является теоретическое решение проблемы гармонизации гендерных отношений в обществе средствами телевидения.

Выдвинутая цель предполагают наличие последовательных шагов по её.

7 Егоров B.B. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. М., 1998; Егоров B.B., Кисунько В. Развитие и стагнация советского телевидения 1970;1985 / Очерки по истории российского телевидения. М.- 1999; Ильченко С. Н. Мужские истории. Спб., 2001; Саппак B.C. Телевидение и мы. М., 1963; Кузнецов Г. В. Личность в кадре // Телевизионная мозаика. М. -1998; Михалкович В. И. О сущности телевидения. М., 1998; Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001; Сапунов Б. М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998; Сапунов Б. М. Культурология телевидения. М., 2001; Сапунов Б. М. Образование и медиакультура / Высшее образование в России. — 2004. — № 8- Гаспарян В. В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990;1995). М., 1995; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М., 1994; Буданцев Ю. П. Массовые коммуникации. Системные особенности. 4.1−2. М., 2000; Копылова Р. Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионное&trade-. М., 1974; Юровский А. Я. Телевидение — поиски и решения. М., 1983. реализации, которые представляют собой решение следующих блоков задач, последовательно раскрываемых по главам и вопросам в исследовании:

1. Анализ проблемы отношения полов в истории социально-философской мысли.

2. Исследование понятий «тендер» и «сексуальная культура» как предмета междисциплинарного анализа.

3. Выявление используемых телевизионной рекламой стереотипов, отражающих и формирующих современный тендерный порядок.

4. Лингвистический анализ эффективности межличностной коммуникации в рамках телевизионных программ по означенной проблеме при помощи методики нейролингвистического программирования (НЛП).

5. Исследование текстов телевидения как средства отражения культуры тендерных отношений.

6. Определение подходов к понятиям «эротика» и «порнография» в их вербальном и визуальном воплощении.

В диссертации обоснован новый теоретический взгляд на формирование культуры тендерных отношений средствами массовой коммуникации как на социокультурный процесс, и на этой основе даны теоретические и методические рекомендации.

Новизна исследования Впервые осуществлен анализ всего комплекса проблем, связанных с отражением и формированием тендерных отношений в обществе средствами телевидения, предложена авторская концепция их гармонизации. И в этом видится поиск самостоятельного научного направления в развитии теории тендера, открываются новые аспекты научных знаний в области филологии, теории тендерных отношений и стереотипов. Проведен социолингвистический анализ понятия «сексуальная культура» применительно к средствам массовой коммуникации, исследован ряд научных текстов по проблемам отношения полов в истории социально-философской мысли. Автором введен в научный оборот ряд дефиниций (сексуальная лексика, язык эротической коммуникации).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Авторская концепция определения тендерной коммуникации в телевизионных передачах как конструкции тендерных отношений, которая меняется в зависимости от задач создателей программ.

2. Определение понятия «язык эротической коммуникации» как совокупности слов, употребляемых в процессе интимного общения или повествования о нем, которая испытывает влияние социокультурных факторов и тендерной ситуации и сама влияет на них. Определены несколько лексических уровней языка эротической коммуникации на телевидении, на низшем из которых находится порнографическая лексика. Повышение лексического уровня является необходимым условием гармонизации тендерных отношений.

3. Реальным противовесом негативным тендерным стереотипам современной телерекламы может выступать социальная реклама.

4. Противоречие между приватным характером информации и публичным способом ее распространения и восприятия является деструктивным для формирования личности молодого человека и должно быть устранено.

5. В отражаемом и конструируемом отечественным телевидением мире тендерных отношений царит дисгармония. В нем неуютно жить как мужчинам, над которыми давлеют стереотипы социальной успешности. Так и женщинам, распятым биологическим предназначением. На языковом уровне подтверждение5м достижения гармонии тендерных отношений станет сближение значений символического смыслообраза «женщина-мать» и словосочетания «мужчина-отец» как признание равноценным для мужчины его выбора самореализации в приватной и жизни. На уровне программной политики государственных телеканалов это означает увеличение количества передач и фильмов семейной тематики позитивной направленности.

Теоретико-методологическая база исследования: В диссертации активно использованы методологические подходы различных гуманитарных (филологии, философии, культурологии, истории) социальных (теории коммуникации, тендерной теории) наук.

Для достижения поставленной в исследовании цели автором были применены функциональный подход, а также — общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, прогнозирование и др.- сравнительнои описательно-исторический (изучение литературных источников и документов, беседы и наблюдения) подход.

Эмпирическая база исследования В исследовании привлекаются материалы опросов общественного мнения и статистические данные, приведенные в некоторых зарубежных источниках.

Помимо этого, за период 2000;2004 гг. проведен мониторинг программ на федеральных, региональных и городских (г.Вологда) телеканалах, содержащих гендерную тематику, и опрос различных категорий сотрудников ТВ (режиссеров, звукорежиссеров, ведущих программ), а также студентов отделения журналистики Bill У.

Практическая значимость Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации институционального характера направлены на совершенствование организационно-практической деятельности телевидения. Предлагаемые методики могут способствовать снижению количества негативных проявлений сексизма — дискриминации по половому признаку, вульгарности и цинизма — у молодёжисозданию адекватного образа гармоничных половых взаимоотношений на телеэкранестимулированию филологических, социологических, культурологических, исторических исследований, посвященных выявлению социально приемлемых форм и способов передачи сексуальной культуры и их отражения средствами массовой коммуникации.

Апробация исследования Основные теоретические положения и выводы диссертации были изложены автором в следующих работах:

1. Женское чтение эпохи Водолея // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. Спб., 2001.

2. Современное художественное вещание на региональном радио // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. Тезисы научно-практической конференции, М., 2002.

3. Репрезентация полоролевых стереотипов на телевидении// Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии. Тезисы научно-практической конференции. М., 2003.

4. Некоторые характеристики вологодского рынка рекламы // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы первых Северо-Западных чтений. Спб., 2003.

5. Денисова Т. Н., Лавров П. Г., Маевская М. И., Фалалеева О. И. Методические рекомендации к учебному курсу «Экология общества. Особенности освещения проблем наркомании в СМИ». Вологда, ВГПУ, 2004.

6. НЛП как метод анализа эффективности тендерной коммуникации в рамках телевизионного ток-шоу. Вологда, ВГПУ. 2004.

7. Самосознание пола К истории половой ментальности. Вологда, ВГПУ. 2004.

Материалы настоящей диссертации легли в основу курсов лекций 'Тендерная журналистика", «Экология общества», прочитанных на отделении журналистики Вологодского Государственного Университета.

Материалы диссертации были использованы автором в ряде телепередач на Вологодском областном, городском телевидении, областном радио в авторских программах «Дамское счастье», «Житейские мелочи», радиожурнале «Марина», которые выходили в эфир в 1998;2002 гг.

Структура диссертации.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении дается обоснование постановки проблемы, актуальности, новизны, цели и задач настоящего исследования, определяются его предмет, объект, раскрываются теоретико-методологическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе «Исторические и теоретические аспекты анализа тендерных отношений» исследуются философские и социолингвистические аспекты проблемы любви и пола в научной мысли, рассматривается содержание понятий «сексуальная культура» и «тендер», теория и метод исследования тендерных отношений в системе массовых коммуникаций.

Во второй главе «Роль и место телевидения в отражении и формировании культуры тендерных отношений современного общества» представлен аксеологический анализ карты тендерной реальности, репрезентируемой и конструируемой отечественным телевидением, исследуется язык эротической коммуникации в системе телевизионного текста, телепрограммы тендерной проблематики, тендерные стереотипы телевизионной рекламы.

В заключении обобщаются результаты исследования формулируются теоретические и практические выводы. Даются рекомендации по совершенствованию деятельности телевидения в рамках означенной проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обращение автора к тендерной проблематике вообще и на телевидении, в частности, не является случайным. На протяжении почти десяти лет в эфире Вологодского областного радио звучала авторская программа для женщин «Марина», на городском телеканале «ТВ-7» и областном ТВ выходили ее телевизионные версии. Вопрос о том, что и как говорить об интимной жизни, семье, любви, взаимоотношениях мужчин и женщин, их роли и месте в современном мире, в эпоху ломки традиционных ценностей, стоял перед автором с первых выпусков передач, и отвечать на него удавалось без нарушений норм этики и излишней эпатажности, что не мешало стабильно высокому рейтингу программ как среди женщин, так и среди мужчин. Местная печать, радио и телевидение — близко к людям. Только абстрагируясь от конкретного человека, воспринимая его как безымянную часть некой безликой аудитории, можно выстраивать манипулятивные политические и коммерческие стратегии. Читатель, слушатель, зритель провинциальных СМИ имеет имя, фамилию и отчество, как, впрочем, и каждый журналист, ведущий или ди-джей, которым не скрыться за псевдонимами, ибо живут они на соседней улице, и адрес известен. Говоря о детерминации современной культуры тендерных отношений и ее важной составляющей — сексуальной культуры, безусловно, в числе основных факторов мы называем средства массой коммуникации. Всю их систему. Но при этом влияние на гендер такого ее компонента, как региональное телевидение — бледная тень мощных фигур федеральных телеканалов и телесетей, предельно коммерционализированных, независимо от формы собственности.

В ироническом дискурсе постмодернизма рубежа тысячелетий самосознание пола переживает кризис идентификации. Постмодернистское сознание находится в ситуации выбора идентичности, будучи зрителем в театре теней, разыгрывающих сюжеты на тему крушения прежних идеалов мужественности и женственности. Телевидение создает собственную, достаточно агрессивную тендерную реальность, в которой происходит борьба образов: в результате над образом женщины — матери, женщины — личности одерживает победу образ женщины — товарав эротической коммуникации стилистически сниженная лексика торжествует над литературной, а на языке эротики говорит реклама. Сама же грань между эротикой и порнографией истончается, Приап торжествует над Эросом-5 под натиском образа сексуальности сдается образ любви. По сути, в рамках медиакультуры ревизии и пересмотру подвергаются традиционные гуманистические ценности. Одним из средств противостояния этому процессу может стать медиаобразование и производителей информации, и ее потребителейобучение критическому отношению к информации и оценке ее качества.

Однако регулирование деятельности телевидения возможно как со стороны общества (в виде этических советов и организации подлинно общественного телевидения, существующего за счет абонентской платы), так и со стороны государства. «За рубежом тоже есть передачи с участием представителей и сексуальных меньшинств, и сексуально озабоченных, но из них исключается лексика, словосочетания и описание деталей, непристойных с точки зрения общества. Все это — чисто российского производства. Через Закон о телевидении и радиовещании общество, опираясь на моральные устои профессионалов — журналистов, должно получить реальные и долговременные гарантии от насилия, манипуляции и произвола со стороны журналистов, не способных определить границы дозволенного». Но без внутреннего самоконтроля СМК и государственная, и общественная системы охраны нравственности будут малоэффективны. Очень важно, чтобы в каждом отдельном человеке, журналисте, ведущем, продюсере был внутренний.

70 Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999, с. 209. ограничитель, собственный крепкий нравственный стержень. И внедрение в систему подготовки и переподготовки журналистских кадров образовательных программ, способствующих выработке такого нравственного стержня, представляется на данном этапе остро необходимым.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания Л.: ЛГУ, 1969.
  2. Антология кинизма. М.: Политиздат, 1984.
  3. Антоний Марк Аврелий. Размышления. М.: Политиздат, 1981.
  4. И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи // Вопросы философии. 1980. — № 2.
  5. Али Заде А. А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личностных взаимоотношений. Дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Баку, 1974.
  6. Ю. М., Ткаченко А. А. Сексуальные преступления: научно-популярное исследование. М.: Амальтея, 1993.
  7. А. Любовь от продолжения до гармонии. М.: Прогресс, 1992.
  8. Э., Злобин Н. Народ и культура Культура, творчество, человек. М.: Молодая гвардия, 1970.
  9. А. Женщина и социализм. М.: 1959, с. 141.
  10. Ю.Берджесс Э. Сумашедшее семя. М.: Центрполиграф, 2002.
  11. П.Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.
  12. Н. Метафизика пола и любви. В кн.: Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
  13. И.Бердяев Н. Размышление об Эросе. В кн.: Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
  14. Н. Смысл творчества. М., 1914.
  15. Э. Введение в психологию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1994.
  16. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1992.
  17. П.Боголюбов Е. В. Культура и общество: опыт истории, и теории. М.: Издво МГУ, 1978.
  18. И. Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре. М., СПб, 1910.
  19. Ю.П. Массовые коммуникации. Системные особенности, ч. 1−2. М.: ИПК ТВ и РВ, 2000.
  20. С. Свет невечерний. М.: 1914.
  21. В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988.
  22. С. Психология любви. М.: Интеркринт, 1992.
  23. Г. Общая сексопатология. М.: Медицина, 1977.
  24. Г. Эстетика. Берлин, 1837.
  25. Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПЭ «Модэк», 1995.
  26. Тендерные истории Восточной Европы. Минск: Европейский гуманитарный университет, 2002.
  27. Тендер и культура. Уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов, http: www. tm2001.by.ru
  28. Н., Слингер П. Тайны пола. Минск, 1993.
  29. А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: Рип Холдинг, 2002.
  30. Е. Любовь и половая жизнь. М.: 1898.
  31. В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.
  32. ЖеребкинаН. Страсть. СПб., 2001.
  33. К. Психология половой жизни. М.: Медицина, 1986.
  34. К. Сексология и сексопатология. М.: Медицина, 1986.
  35. С.Н. Мужские истории. Спб., 2001.
  36. Д. Каган В. Психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1990.
  37. В. Диалектика полов. СПб., 2000.
  38. И. Собр. соч. в 6-ти т. Т.2. М., 1966.
  39. С. Психотерапия семейно сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.
  40. Е. А. Основы сексуальной культуры военнослужащих. Уч. пособие для слушателей спецкурса «Основы сексологии». М., 1995.
  41. Е. А. Основы социокультурной сексологии. М.: ЮНИТИ, 2002.
  42. Е. А. Долгая жизнь в сексе. М.: Издательпресс, 1995.
  43. Е. А. Виртуальный мир интимных отношений и СМК. М.: ИПК ТВ и РВ, 2003.
  44. А. В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. 2000. — № 9.
  45. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., Педагогика, 1991.
  46. М. Г., Борисов И. Ю. Сексуальные и репродуктивные стереотипы женской физической привлекательности у юношей. Материалы конференции «Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии». М.: Минздрав РФ, 2003, с. 100−101.
  47. Кон И. С. Вкус запретного плода. М.: Молодая гвардия, 1992.
  48. Кон И. С. Сексуальная культура в России. М.: О.Г.И., 1997.
  49. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990.
  50. Краффт Эбинг Р. Сексуальные катастрофы. Минск, 1994.
  51. Лев Старович 3. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991.
  52. Laurentis Т. Technologies of gender. Essays on Theory. Film and Fiction, Bloomington, 1987.
  53. С. Г. Роковая книга средневековья. М., 1992.
  54. Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
  55. А. Ф. Эрос у Платона// Вопросы философии. 1998. — № 12.
  56. Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995.
  57. У., Джонсон В., Колодны Р. Мастерс и Джонсон о любви и сексе.
  58. В 2 т. Т. 1,2. СПб., 1991. 5 8. Межу ев В. М. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1983.
  59. В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК ТВ и РВ, 1998.
  60. Независимые медиаизмерения 2000. М., 2001.
  61. С. Машина, творящая богов. М., 1998.
  62. Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1903.
  63. Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. И. Афанасьевым. М.: Ладомир, 1997.
  64. Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М., 2000.660 мужественности. Сборник статей. Составитель С. Ушакин. М., 2002.
  65. Платон. Избранные диалоги. М., 1965.68.Плутарх. Соч. М., 1982.
  66. Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М.: РГТУ, 1999.
  67. В. В. Люди лунного света. М., 1992.
  68. . Люди и нравы Древней Руси. Л., 1947.
  69. В. Двуногое детище секса // Независимая газета. 2003. — 9 апр.
  70. В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993.
  71. Русский эрос, или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
  72. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1978.
  73. Ю. Б. Три влечения. М., 1967.
  74. . М. Культурология телевидения. М.: ИПК ТВ и РВ, 2001.
  75. . М. Образование и медиакультура // Высшее образование в
  76. России. 2004. — № 8. 79. Scott J. Some Reflections on Gender and Politics, in m. m. Ferre, J. border, eds., Revisioning Gender. London, 1999. i 80. Сосновский А. В. Лики любви. M., 1992.
  77. П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  78. Г. Прогресс, его закон и причина. Научные политические и философские опыты. СПб., 1866, т 1.
  79. Р. Секс в истории. М.: Крон-пресс, 1995.
  80. В. Ведьмы. М.: Слово, 1994.
  81. Л. Избранные философские произведения. М., 1955, т 1.
  82. Фихте. Очерк семейного права // Философские науки. 1972. — № 5.
  83. Флоренский П Столп и Утверждение истины. М., 1991.
  84. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1930.
  85. Э. Искусство любви. Минск, 1991.
  86. Foucault М. Histoire de la sexualite. Paris, Gallimard, 1976.
  87. Э. История эротического искусства. М., 1914.
  88. Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. М.: Республика, 1993.
  89. Хосе Ортега и — Гассет. Культура и нормы, идеи, разум. Восстание масс. Вопросы философии. — 1989. — № 3.
  90. Ю.В. Построение рекламного текста. М.: Бератор- Пресс, 2003.
  91. В. 1001 вопрос про «это». М.: Московский рабочий, 1991.
  92. Шнабль 3. Мужчина и женщина: интимные отношения. Кишинев: Штиинца, 1990.
  93. Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996.
Заполнить форму текущей работой