Развитие рефлексивности у младших школьников в процессе обучения по инновационным образовательным программам («Школа 2100», «Школа 2000...»)
Диссертация
Сущность рефлексивности как интегральной характеристики личности заключается в умении младшего школьника осознанно осуществлять анализ собственной деятельности, ее коррекцию в случае необходимости и планировать будущую деятельность на основе полученного опыта, а также переносить частный опыт на обобщенные способы деятельности, что предполагает развитие таких компонентов рефлексивности как… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития рефлексивности младших школьников в процессе обучения по инновационным образовательным программам «Школа 2100», «Школа 2000.»
- 1. 1. Рефлексивность как интегральная характеристика личности
- 1. 2. Особенности развития рефлексивности младших школьников
- 1. 3. Роль инновационных образовательных программ «Школа 2100», «Школа
- 2000.» в развитии рефлексивности младших школьников
- Глава II. Опыт развития рефлексивности младших школьников в процессе обучения по инновационным образовательным программам «Школа 2100», «Школа 2000.»
- 2. 1. Модель развития рефлексивности младших школьников в процессе обучения по инновационным образовательным программам «Школа 2100», «Школа 2000.»
- 2. 2. Методика развития рефлексивности в инновационных образовательных программах «Школа 2100», «Школа 2000.»
- 2. 3. Анализ эффективности программ «Школа 2100», «Школа 2000.»
Список литературы
- Александрова, В. Г. Деятельность как жизнетворчество Текст.: «Школа2000.». Непрерывность образования дидактическая система деятельно-стного метода / В. Г. Александрова.- Вып. 5. М.:УМЦ «Школа 2000.», 2005.-348с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления об оценочной основе педагогического процесс. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили.- ИМ Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.-С. 365.
- Андрущенко, Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте Текст. / Т. Ю. Андрущенко / Вопросы психологии. 1978. — № 4.
- Андрущенко, Т. Ю., Захарова, А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности Текст. / Т. Ю Андрущенко, А. В. Захарова // Вопросы психологии.- 1980. -№ 4.-С. 91−99.
- Анисимов, О. С. Основы методологии Текст.: учеб. пособие / О. С. Анисимов.- М.: Росс. акад. менеджмента и агробизнеса. 1994.- С. 61.
- Антипов, Г. А., Донских, О. А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии Текст.: Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / Г. А. Антипов, О. А. Донских.- Новосибирск, 1987. С.3−21.
- Африна, Е. Учебная работа в группах сотрудничества Текст. / Е. Африна // Народное образование.- 2006.- № 5. С. 81 — 90.
- Бабанский, Ю. К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей Текст.: Избр. пед. труды / Ю. К. Бабанский.- М., 1989.- С. 367−379.
- И. Баженова, С. В. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе Текст. / С. В. Баженова // Завуч начальной школы. 2002. — № 6. — С. 47.
- Барцалкина, В. В. О взаимосвязи самосознания и рефлексии в онтогенезе: Проблемы логической организации рефлексивных процессов Текст.: тезисы научн. конф. / В. В. Барцалкина.- Новосибирск, 1986. -С.232−234.
- Белозерцева, Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук / Т. В. Белозерцева.- Челябинск, 2000.-23с.
- Биба, А. Г. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения русскому языку Текст. / А. Г. Биба // Начальная школа до и по-сле.-2005.-№ 4.- С. 17.
- Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия Текст. / А. А. Бизяева.- Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. 216с.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Б. М. Бим-Бад. М., 2002.- С. 252.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968. -464с.
- Бойкова, Л. А. Методика самоопределения учащихся Текст. / Л. А. Бойкова//Завуч.- 2002.- № 2.- С. 53−54.
- Большой философский словарь Текст. /М.:Политиздат, 1987.- Т.2.
- Бунеев, Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык Текст.: Учебник для 3-го класса. В 2 -х частях / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина-М.: Баласс, 2008. 176с.
- Бунеев, P. H., Бунеева, E. В., Пронина, О. В. Русский язык Текст.: Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина-М.: Баласс, 2008. 160с.
- Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Вахрушев, А. А. Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника Текст. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев.- М.: Баласс, 2007. 128с.
- Вайзер, Т. А. Контроль и оценивание знаний по зачетно контрольным урокам Текст. / Т. А Вайзер// Начальная школа до и после.- 2005.-№ 8.-С. 59.
- Воронцов, А. Б. Организация и проведение стартовых (итоговых) проверочных работ в системе Эльконина Давыдова Текст. / А. Б. Воронцов.-М., 1998.- 104с.
- Воронцов, А. Б., Чудинова, Е. В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Текст. / А. Б. Воронцов, — М.: Издатель Рассказов А. И., 2004.-304 с.
- Вульфов, Б. 3., Харькин, В. Н. Педагогика рефлексии Текст. / Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин.- М.: Педагогика, 1995. 172 с.
- Выготский, Л. С. Кризис 7 лет. Возрастная и педагогическая психология Текст.: Хрестоматия / JI. С. Выготский.- М.: Академия, 2003.- С. 64 — 65.
- Выготский, JI. С. Мышление и речь Текст.: в 6 т / JI. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1982, — Т. 2. Проблемы общей психологии. 504с.
- Глебова, JI. С. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / JI. С. Глебова, — Научн. издат. Большая Российская энциклопедия. М., 2003.- С. 239.
- Голованова, Н. Ф. Общая педагогика Текст.: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Голованова.- Спб.: Речь, 2005.- 317с.
- Гришкова, Т., Меркулова, Т. Возможности развития рефлексии у детей средствами психологической работы Текст. / Т. Гришкова, Т. Меркулова//Школьный психолог.- 2006.- февраль.-№ 3.
- Грушевская, JI. А. Методические особенности подготовки и проведения уроков рефлексии Текст.: «Школа 2000.». Непрерывность образования дидактическая система деятельностного метода/ JI. А. Грушевская.- Вып. 5.-М.: УМЦ «Школа 2000», 2005.- С. 125- 132.
- A. Ж. Короткова, Ю. В. Пчелкина, JL К. Сорокина .- Вып. 5.- М.:УМЦ «Школа 2000.», 2005.- С. 61−62.
- Гуткина, Н. Н. Психологическая готовность к школе Текст. /.Н. Н. Гуткина.- М.: НПО Образование, 1996. 122 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения Текст. /
- B. В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. /
- B. В. Давыдов. М.: Изд — во ЭКСМО — Пресс, 2002. — 736с.
- Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов- под ред. И. Ломпшера, А. К. Марковой. -М.: Просвещение, 1982. 216 с.
- Данилов, Д. Д., Серова, Ж. И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» Текст. / Д. Д. Данилов, Ж. И. Серова // Начальная школа до и после.- 2004.-№ 4.1. C. 3−13.
- Данилов, Д. Д., Якунина, Е. А. Что меняют в школе новые правила оценивания Текст. / Д. Д. Данилов, Е. А. Якунина // Начальная школа до и после.- 2005.-№ 6.- С. 22.
- Данюшенков, В. С., Карамзина, С. А. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно — оринентированного обучения Текст./ В. С. Данюшенков, С. А. Барамзина. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2005.-157 с.
- Емельянов, А. Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего Текст.: дис.канд. псих, наук / А. Л. Емельянов.- ГОРОД, 1997.
- Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. МПСИ: Флинта, 2002. 336 с.
- Загвязинский, В. И. Общая педагогика Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Высшая школа, 2008.-391 с.
- Заир Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы Текст. / С. Заир-Бек // Директор школы.-2005.-№ 4. С. 66−72.
- Зак, А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников Текст. / А. 3. Зак // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С. 102.
- Захарова, А. В. Формирование самооценки в учебной деятельности Текст.: в кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьника/А. В. Захарова. М., 1977. С. 242—249.
- Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности Текст.: Формирование учебной деятельности школьников / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова.- М., 1982. С.152−163.
- Зинченко, В. П. Как построить свое «Я» Текст. / В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1991.- С. 108.
- Зотов, А. Ф., Мельвиль, Ю. К. Западная философия XX века Текст. / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль.- М.: МГУ, 1999. 431с.
- Ишмаметьева, Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте Текст. / Е. В. Ишмаметьева // Начальная школа до и после.- 2004.-№ 6.-С. 19.
- Как построить свое «Я» Текст. / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.- С. 108.
- Карпов, А. В. Пономарев, В. В. Психология рефлексивных механизмов управления Текст. / А. В. Карпов, В. В. Пономарев.- Москва-Ярославль: Изд-во Институт психологии РАН, 2000.- 284 с.
- Карпов, А. В., Скитяева, И. М. Психология рефлексии Текст. / А. В. Карпов, И. М. Скитяева .- Москва-Ярославль: Аверс Пресс, 2001.-203с.
- Кобзарь, А. И. Прикладная математическая статистика Текст. / А. И. Кобзарь. М.: Физматлит, 2006. — 81с.
- Котряхов, Н. В. Деятельностный подход к педагогическому процессу. История и современность Текст. / Н. В. Котряхов. Киров, 2005. — 184с.
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования Текст.: учебное пособие для педагога-исследователя/ В. В. Краевский. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. — 244с.
- Кубышева, М. А. Реализация технологии деятельностного метода Текст.: «Школа 2000.». Непрерывность образования дидактическая система деятельностного метода / М. А. Кубышева.- Вып. 5.- М.: УМЦ «Школа 2000.», 2005.- С. 107−114.
- Кудряшова, Т. Г. От рефлексии учебной деятельности к саморазвитию Текст. «Школа 2000.» Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг / под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель Вып.- 4.- М.: УМЦ «Школа 2000.», 2002. — С. 83−84.
- Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологий Текст. / С. В. Кульневич Ростов на Дону: Учитель, 2001. — 160с.
- Кушнарева, Н. Ю. Индивидуализация как одна из стратегий обучения и воспитания одаренных детей Текст. / Н. Ю. Кушнарева // Одаренный ребенок .-2006.- № 5.- С. 84.
- Кушнир, Н. М. Пути реализации безотметочного обучения в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования Текст. / Н. М. Кушнир //Начальная школа до и после.-2004.-№ 6.- С.ЗЗ.
- Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах Текст. / А. Ф. Лазурский.-М.: Наука, 1995. 271с.
- Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология Текст. / Н. Д. Левитов.- М.: Просвещение, 1964. 478 с.
- Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание Текст. / В. А. Лекторский.-М.: Наука, 1980. 340с.
- Лефрансуа, Г. Р. Прикладная практическая психология Текст. / Г. Р. Лефрансуа.- Спб.: прайм Еврознак, 2003. — 576 с.
- Липкина, А. И. Самооценка школьника Текст. / А. И. Липкина. -М., 1976.-с. 46−64.
- Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками Текст. / М. И. Лисина // Вопросы психологии.- 1982.-№ 4. С. 4.
- Личность и сознание Текст. / под ред. А. А. Алексеева.- Л.: J1111И, 1989.-152 с.
- Локк, Дж. Избранные философские произведения в 2-х томах Текст. / Дж. Локк.- М.: Соцэкгиз, I960.- Т. 1.- 733 с.
- Люрья, Н. И. Психологические особенности развития рефлексивного знания в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст.: дис.. канд. псих, наук / Н. И. Люрья.- М., 1997.
- Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников Текст.: методическое пособие для учителя/ В. И. Максакова.- М.: Просвещение, 2003.- 245с.
- Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Мамардашвили.- М.: Прогресс, 1992. 412 с.
- Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения Текст. / А. К. Маркова. М., 1974. — С. 97—98.
- Матюхина, М. В., Михальчик, Г. С. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учебное пособие для педагогов / М. В. Матюхина, Г. С. Михальчик.- М.: Просвещение, 1984. 256 с.
- Машарова, Т. В. Использование личностно ориентированных технологий в образовании Текст.: Материалы семинара / Т. В. Машарова. — Киров, 2000. — 84с.
- Машарова, Т. В. Социальное самоопределение учащейся молодежи: возможности и проблемы Текст. / Т. В. Машарова. Киров: Изд — во ВятГ-ГУ, 2006.-70с.
- Метаева, В. А. Методологическое обоснование рефлексивных методик Текст. / В. А. Метаева // Педагогика.- 2006. № 7.-С. 38 -40.
- Метаева, В. А. Рефлексия как метакомпетентность Текст. / В. А. Метаева // Педагогика.- 2006.- № 3.-С 61.
- Миандрова, В. А., Романеева, М. П., Суховерина, Л. А., Табачникова, Н. Л., Цукерман, Г. А., Шинявская, С. И. Оценка без отметки Текст. / под. ред. А. Г. Цукерман // Педагогический центр «Эксперимент». Москва- Рига, 1999.-133с.
- Михайлова, С. В. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре способностей Текст.: автореф.. канд. психол. наук / С. В. Михайлова.- М., 1997. 28 с.
- Немов, Р. С. Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика Текст. / Р. С. Немов, — М.: ВЛАДОС, 1995. С. 503.
- Никитина, Н. Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности Текст. / Н. Н. Никитина // Классный руководитель.- 2004.- № 4. С. 1318.
- Николау, Л. Л. Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики Текст. / Л. Л. Николау // Начальная школа до и после.- 2004.- № 9.- С. 24.
- Нюман, О. В. Самоконтроль как условие развития рефлексивных умений учащихся начальных классов Текст. / О. В. Нюман // Начальная школа.-2009.-№ 7. С. 108.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Текст. / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2008. 336с.
- Образовательная система «Школа 2100»: Сборник программ Текст. / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2004. — С. 35.
- Осницкий, А. К. Саморегуляция деятельности школьников и формирование активной позиции Текст. / А. К. Осницкий. -М.: Знание, 1986. 80с.
- Островерх, О. С. Условия становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы Текст. / О. С. Островерх // Начальная школа.- 2001.- № 11. С. 60 — 66.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 4.1 Текст. / под. ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. 215 с.
- Петерсон, Л. Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 1−4 классов по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000.» Текст. / Л. Г. Петерсон. М.: УМЦ «Школа 2000.». -2007.- С. 10.
- Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс Текст./ Л. Г. Петерсон. М.: Ювен-та, 2008. — 96с.
- Петерсон, Л. Г., Агапов Ю. В., Кубышева, М. А., Петерсон, В А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии Текст. / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. -М, 2006.-С.19.
- Петерсон, Л. Г., Кудряшова, Т. Г. Построение образовательных технологий Текст.: «Школа 2000.». Непрерывность образования дидактическая система деятельностного метода / Л. Г. Петерсон, Т. Г. Кудряшова.-Вып. 5. М.:УМЦ «Школа2000.», 2005. С. 91 -92.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже.- М.: Просвещение, 1969.- 660с.
- Пидкасистый, П. И. Психолого педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / Авторсоставитель В. А. Мижериков. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. -544 с.
- Подласый, И. П. Педагогика в 2-х томах Текст. Т.1 / И. П. Подласый .М.: Владос, 1999. 574 с.
- Полат, Е. С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе.- 2002.-№ 1.- С. 23.
- Поляков, В. Г. Особенности рефлексивных процессов в интеллектуальной системе управления Текст.: Рефлексия в науке и обучении/ В. Г. Поляков.- Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1989.- С. 89−97.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Текст. / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2010. — 191с.
- Психология детства Текст. / под ред. А. А. Реана.- С-Пб: «прайм -ЕВРОЗНАК», 2003. С. 60.
- Психология Текст. / под ред. Б. А. Сосновского. М.: Юрайт — Издат., 2005,-С. 581.
- Репкин, В. В. Развивающее обучение и учебная деятельностьТекст. / В. В. Репкин. Рига: Эксперимент, 1992. — 41 с.
- Репкин, В. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности Текст. / В. В. Репкин // Вопросы психологии. 1995.- № 1. — С. 13−25.
- Репкина, Н. В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников Текст. Н. В. Репкина // Вопросы психологии.- 1983.-№ 1.-С.56−61.
- Репкина, Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике Текст. Н. В. Репкина // Вопросы психологии. 1997.-№ 3. — С. 40−50.
- Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения Текст. / В. В. Рубцов. М., 1987. — 160с.
- Рубцова, Г. А. Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе Текст. / Г. А. Рубцова // Начальная школа.- 2005.-№ 3.-С. 12.
- Рылова, В. В.Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников Текст.: дис. канд пед. наук / В. В. Рылова. Киров, 2001.-148с.
- Самойлова, Е. А. Родительское собрание: «Введение экспериментальной технологии оценивания» Текст. / Е. А. Самойлова // Начальная школа до и после.-2007.-№ 2.- С. 55−56.
- Сергеева, В. П., Каскулова, Ф. В., Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения Текст.: учебно методическое пособие / под общ. ред. В. П. Сергеевой. — М.: АПКиППРО, 2005. — 116с.
- Сергеева, Е. В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младшего школьника Текст. / Е. В. Сергеева// Начальная школа.- 2006.-№ 6.- С. 28.
- Слободчиков, В. И. Антропологический принцип в психологии развития Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии.-1998.- № 6, — С. 3−17.
- Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. -1986.6. С. 14.
- Слободчиков, В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе Текст.: Проблемы рефлексии / В. И. Слободчиков Новосибирск, 1987.- С. 60−68.
- Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии.- 1990. № 3. — С. 25−36.
- Титаренко, Н. Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников Текст. / Н. Н. Титаренко // Начальная школа. 2005.- № 9. — С. 10 — 14.
- Трубайчук, JI. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности Текст. / Л. В. Трубайчук // Начальная школа.- 2005.- № 9. С. 6 — 10.
- Фирсина, Е. Г., Мурзина, Н. П. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников Текст. / Е. Г. Фирсина, Н. П. Мурзина // Начальная школа до и после.- 2005.-№ 11.- С. 5.
- Фридман, JI. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя Текст. / JI. М. Фридман.- М.: Просвещение, 1987.-205 с.
- Фролова, JI. А. Самоконтроль и самооценка на уроках русского языка Текст. / JI. А. Фролова // Начальная школа до и после.- 2007.-№ 3.- С. 35.
- Фролова, Т. В., Колошина, Т. Ю., Степанов, С. Ю., Похмелкина, Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества Текст. / Т. В. Фролова, Т. Ю. Колошина, С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина // Вопросы психологии.-1991.- № 5.- С. 5 15.
- Фурсенко, А. А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации.- М., 2004.
- Ходырева, Е. А. Становление школьника в поликультурной образовательной среде Текст. / Е. А. Ходырева. Киров: Изд — во ВятГГУ, 2006. -260с.
- Ходырева, Е. А. Учителю об индивидуальности школьника: методические рекомендации Текст. / Е. А. Ходырева.- Киров: Изд во ВятГГУ, 2006. -30с.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для ВУЗов Текст. / А. В. Хуторской.- Спб.: Питер, 2001. 544 с.
- Хуторской, А. В.Деятельность как содержание образования Текст. / А. В. Хуторской //Народное образование.- 2003.-№ 8. С. 107.
- Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться Текст. / Г. А. Цукерман.- Москва Рига, 2000.- 222с.
- Чепурная, Л. Р. Безотметочная система обучения в начальной школе Текст. / Л. Р. Чепурная // Начальная школа до и после.-2003.-№ 12.-С.21.
- Что такое рефлексия? Текст.: методическое пособие / сост. Е. А. Круглова.- Сыктывкар: КРИРОиПК, 2003. 67 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий.- М.: Дело, 1995. 560 с.
- Щедровицкий, П. Н. Очерки по философии образования Текст. / П. Н. Щедровицкий.- М., 1993.-154 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст.: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин, под ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -224с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология Текст. / Д. Б. Эльконин.- М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Д. Б. Эльконин- под ред. Д. И. Фельдштейн.- М., Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 416 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин.- М.: Знание, 1974. 384с.
- Эльконин, Д. Б. Детские коллективы: учебник педологии для педтехни-кумов Текст. / Д. Б. Эльконин.- М.- Л., 1931. С. 51.