Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Искусство как фактор формирования социального типа личности в условиях современной городской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная урбанизированная культура стимулирует личностную автономию людей с точки зрения расширения сферы индивидуальной свободы и ответственности в выборе и реализации жизненного пути. В условиях высокой степени динамизма и многообразия сегодняшней городской жизни, обусловленных резким смещением ценностных приоритетов, трансформацией их в различных социальных типах и выстраиванием новой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА И ЕГО СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТ
    • 1. 2. ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
    • 2. 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
    • 2. 2. КОМММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
    • 2. 3. ОСОБЕНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Искусство как фактор формирования социального типа личности в условиях современной городской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в экономической, политической и социальной сферах. Происходящие перемены оказывают воздействие на взаимоотношение человека с окружающим миром: меняется его образ жизни, поступки, разрушаются привычные, устоявшиеся ценности и нормы поведения. Произошедшая утрата ранее созданных ценностей и многополярность современных мировоззренческих ориентаций приводят к значительной культурной маргинализации общества. В условиях современной России проблема, связанная с социологическими знаниями о человеке, во многом обусловлена происходящими изменениями личностно-типологической структуры, наблюдаемой диспропорции в духовном развитии.

Исследование социального типа личности выступает одной из важных задач социологии. В настоящее время для развития общества требуется тип активного, делового человека с высоким уровнем социальной ответственности. Однако современные социальные условия формируют преимущественно тип личности, в котором на первое место выходят индивидуалистические материальные ценности, основанные на обогащении и потреблении. Именно это обстоятельство обусловливает особую актуальность изучения факторов, под влиянием которых формируется личность, социальные типы, их ценностные ориентации. Важное место среди таких факторов занимает искусство.

Искусство является культурным феноменом, который охватывает различные сферы действительности. Динамично входя в жизнь современного человека, оно влияет на его мировоззрение, в значительной мере определяет людские ценности и формирует моральные и этические принципы. Искусство отражает жизненные проблемы, предлагая их решение, способы взаимодействия между людьми. В связи с этим, искусство является одним из факторов, оказывающих большое влияние на процесс формирования социального типа личности.

В эпоху глобальной урбанизации возрастает воздействие искусства на личность в культуре городского типа, обладающего определенным своеобразием. Урбанизация является процессом, в ходе которого происходят многоаспектные изменения не только социального или экономического характера, но, прежде всего, культурного. Научно-технический прогресс и активное развитие средств массовой коммуникации определили возникновение и распространение массового искусства и массовой культуры, которые оказывают определенное влияние на поведение людей, формируя деперсонализированного индивида, являющегося носителем массового сознания.

Сегодня ситуация в современной культурной жизни свидетельствует о нарастающих тенденциях глобализации, размывании границ между элитарным и массовым искусством, распаде традиционной изобразительной системы, отсутствии единых требований к стилям и жанрам искусства. Формируется новый тип социокультурной парадигмы, в которой особое место занимают зрелищно-развлекательные, массовые виды искусствакино, музыка, телевидение.

Современная урбанизированная культура стимулирует личностную автономию людей с точки зрения расширения сферы индивидуальной свободы и ответственности в выборе и реализации жизненного пути. В условиях высокой степени динамизма и многообразия сегодняшней городской жизни, обусловленных резким смещением ценностных приоритетов, трансформацией их в различных социальных типах и выстраиванием новой иерархии ценностей, одна из задач искусства связана с ориентацией и самоопределением индивида в социокультурном мире. Искусство в современных условиях является одной из сфер приобщения людей к культурным ценностям. Именно поэтому выбор темы исследования связан с необходимостью изучения искусства как фактора, влияющего на процесс формирования социального типа личности в условиях современной городской культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Многоаспектность изучения личности обусловливает многообразие подходов к типологизации как одному из методов исследования. При этом типологизация личности становится предметом изучения многих наук: психологии, социальной психологии, социологии и т. д.

Психологический аспект определения типа личности использует в качестве основополагающего принципа биологический уровень изучения человека, уделяя при этом совсем незначительное внимание социальному фактору. Данный аспект представлен в работах Б. И. Додонова [43], И. В. Павлова [114], Э. Шострома [176], К. Юнга [179].

В рамках социальной психологии типы личности исследовали Д. Рисман [129], Э. Фромм [167- 168], Э. Шпрангер [177]. По их мнению, социальный тип необходимо рассматривать на основе взаимосвязи его индивидуального психического склада и социальных ролей, выполняемых им в обществе. Следует отметить, что в данном случае объектом исследования является не личность как целостность психических и социальных свойств, а лишь человеческий индивид, достигший определенного уровня психического развития.

Главной особенностью социологического аспекта исследования типологии является изучение типов личности на основе их социальной активности и поведения. Это позволяет определить единство свойств личности, формирующихся не только на основе внутреннего мира человека, но и под воздействием социокультурной реальности. Исследования, посвященные данному вопросу, содержатся в работах Л. Е. Душацкого [48], В. А. Ядова [180] и др.

В социологии большое внимание также уделяется ценностным ориентациям как основе типологизации личности. Значимая роль ценностей в жизнедеятельности личности подчеркивается А. Г. Здравомысловым [53],.

Г. Парсонсом [118]. Особое значение ценностных ориентаций как мотиваторов поведения индивидов отмечают в своих работах.

B.Г. Алексеева [2], Т. В. Лисовский [87- 88], которые считают, что именно ценностям должно уделяться особое внимание при рассмотрении функционирования личности, ее деятельности и поведения.

Наряду с исследованиями процесса формирования социального типа личности, не менее важным становится исследование тех условий, в которых функционирует конкретный социум. Примером такой среды, в которой сфокусированы все сферы жизнедеятельности человека, является городская среда с характерной для нее городской культурой. Последняя, обладая рядом особенностей, влияет на образ жизни, поступки, ценностные ориентиры личности. Об особенностях городской культуры, опосредующих влияние города на личность, высказывались зарубежные исследователи: М. Вебер [19- 20], Г. Зиммель [54], и отечественные ученые: В. Л. Глазычев [26], Г. А. Гольц [28], Г. Ф. Куцев [82], М. Н. Межевич [95], Э. А. Орлова [109- 111],.

C.В. Пирогов [125], Ф. С. Файзуллин [162], Н. А. Хренов [171], О. Н. Яницкий [182].

Одним из существенных факторов, влияющих на личность в условиях современной городской культуры, является искусство. Социологический анализ искусства опирается на функции, выполняемые им в обществе. Характеризуя подходы, применяемые при исследовании социальных функций искусства, можно выделить социально-психологический, эстетический, социологический, социально-эстетический. Социально-психологический подход рассматривает искусство в качестве основного способа общения между людьми, выделяя при этом его коммуникативную функцию как основную. Данный подход представлен в работах В. Е. Семенова [140- 141], Н. А. Хренова [171]. Сторонники эстетического подхода (А.Л.Андреев [4], Ю. Б. Борев [14], Я. Мукаржовский [106], Л. Н. Столович [154]) основываются на функции искусства, удовлетворяющей эстетические потребности людей. Социологический подход, раскрывая возможности воздействия искусства на человека и общество, отражен в работах Ю. В. Перова [121- 122]. Синтез эстетического и социального аспекта анализа искусства представлен в работах М. Б. Глотова [27], Г. Г. Дадамяна [38], Д. Б. Дондурея [38], М. С. Кагана [63- 65], А. А. Карягина [66], J1.H. Столовича [154].

Анализ коммуникативной основы механизма воздействия искусства на формирование личности наиболее полно представлен в трудах Ю. Н. Давыдова [37], Л. Н. Когана [71], Э. А. Орловой [111- 112], Ю. В. Перова [124], Е. И. Российской [132], В. Е. Семенова [140−141], К. Б. Соколова [145], Л. Н. Столовича [154], Ю.У. Фохт-Бабушкина [165- 166], Н. А. Хренова [171].

Анализируя степень разработанности темы диссертационного исследования, следует отметить, что, несмотря на большое количество литературы по социальному типу личности, городской культуре и искусству, проблема их взаимосвязи и выявления роли искусства в формировании социального типа рассмотрены недостаточно. Со всей очевидностью возникает необходимость всесторонне исследовать пути, механизмы и условия формирования социального типа личности под влиянием современного искусства в условиях городской жизни. Все это обусловило определение объекта и предмета исследования, его целей и задач.

Объектом исследования является современное искусство в условиях городской среды.

Предмет исследования — влияние искусства на формирование социального типа личности в условиях современной городской культуры.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей воздействия искусства на социальные типы личности в культурном пространстве современного города.

Сформулированные выше объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи:

— раскрыть специфику социализирующего воздействия искусства на личность;

— рассмотреть особенности городской культуры как условия развития современного искусства и среды формирования личности;

— раскрыть сущность понятия социального типа личности;

— проанализировать коммуникативные основы механизма воздействия искусства на формирование личности;

— выявить особенности художественных предпочтений различных социальных типов личности в условиях культуры современного города.

Гипотеза диссертационного исследования.

Предполагается, что современная городская культура способствует распространению массовых форм искусства, которые детерминируют направленность ценностных ориентаций человека на развлекательность и удовольствия, определяя тем самым формирование в обществе гедонистического типа личности как преобладающего.

Теоретико-методологической основой исследования является:

— системный анализ функций искусства М. С. Кагана [63- 65]—.

— коммуникативная концепция восприятия искусства (Л.Н.Коган [71],.

Е.И. Российская [132], В. Е. Семенов [140- 141] и др.);

— социологический подход к типологизации личности по ее ценностным ориентациям (В.Г.Алексеева [2], Т. В. Лисовский [88] и др.) и социальной активности (Л.Е. Душацкий [48], В.А. Ядов[180]).

Наиболее целесообразным представляется использовать подход к классификации человеческих типов с позиций их социальной активности в сочетании с подходом, рассматривающим в качестве основы для типологизации ценностные ориентации индивидов.

Анализ развития современного искусства и влияния его на формирование социального типа личности осуществлялся в рамках комплексного подхода, позволившего получить всестороннее, цельное, конкретное знание об объекте исследования. Для решения поставленных задач были использованы принципы системного, сравнительного, функционального подходов, а также методы социологического, социально-психологического, философского анализа.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются данные социологического исследования, проведенного диссертантом в 2005 году в городе Курске среди учащихся старших классов средних школ, учащихся Курского электромеханического техникума и студентов нескольких Курских вузов. В качестве методики сбора данных применялся социологический опрос. Общий объем выборки составил 524 человека.

В работе для сравнительного анализа использовались результаты исследований, проведенных Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИС и НП) в 2000 году, Социологическим центром РАГС при Президенте РФ в 2004 году.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

— рассмотрена специфика современного искусства, которое в городской среде активно использует новые технологии, усиливая свою зрелищность и привлекательность для человека, что формирует гедонистическую направленность его ценностных ориентаций и оказывает влияние на становление соответствующего типа личности;

— раскрыта коммуникативная основа механизма влияния искусства на формирование социального типа личности, которая состоит в восприятии и усвоении индивидом ценностей, воплощенных в произведениях искусства, в ходе обмена и усвоения художественно-культурной информации;

— выявлена зависимость предпочитаемых видов и жанров искусства от типа личности (гедонист, прагматик, гармоничный, эстетический, переходный), формирующегося в условиях современной городской культуры.

Практическая значимость работы состоит в систематизации информации по проблемам формирования социального типа личности под влиянием искусства в условиях современного города.

Результаты и выводы работы могут быть рекомендованы в качестве методологии при разработке программ социологических исследований, касающихся влияния современного искусства на формирование социального типа личности. Теоретические и практические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов по социологии, социологии культуры, социологии искусства, философии, культурологии.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация России: социально-правовые аспекты» (Курск, 2005 г.), на VIII региональной научно-практической конференции РГНФ «Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние перспективы развития» (Курск, 2006 г.), на I Международной научной конференции «Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик» (Курск, 2006 г.) — опубликованы в Международном сборнике научных трудов «Человек и общество на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2003 г.), в Международном сборнике научных трудов «Философия в XXI веке» (Воронеж, 2006 г.), в научном журнале «Вопросы культурологи» (Москва, 2007 г.), который входит в перечень рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ.

Основные положения диссертационной работы отражены в шести публикациях общим объемом 2,1 п.л.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета.

Структура диссертации разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происходящие в современном Российском обществе социально-экономические, политические и культурные изменения сопровождаются кризисом ценностного сознания людей, который обусловлен возникновением новых и переоценкой ранее существовавших ценностей. В ситуации, когда социальные обстоятельства формируют новый тип личности, в котором приоритетными являются материальные ценности, основанные на обогащении и потреблении, приобретают актуальность проблемы, связанные с изучением формирования социального типа, его ценностных ориентаций и факторов, оказывающих влияние на этот процесс.

Проблема, связанная с типологизацией личности, имеет значение для всего социума, так как любая общественная система заинтересована в соответствующем ей типе личности, предъявляя свои требования к формированию его социального характера. От преобладания того или иного типа и тенденций его развития во многом зависит будущее общества.

Проведённая в данной работе типологизация личности, была осуществлена с позиций социальной активности и поведения индивида, через определение системы его ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее стабильных характеристик личности. Их сущность заключается в том, что они являются нравственными категориями деятельности сознания, направленными на социализацию, развитие, самореализацию личности в обществе. При этом ценностные ориентации выступают в качестве конкретной формы существования и проявления направленности личности, ее потребностей и интересов. В них содержится социальный опыт человека, сконцентрированы результаты процесса воспитания и самовоспитания. О социальной позиции, о внутреннем мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, социальной позиции и уровня духовного развития личности.

В результате проведённого анализа ценностных ориентаций молодых людей были выявлены социальные типы, характеризующиеся соответствующей направленностью поведения и деятельности: гедонист, прагматик, гармоничный, эстетический, переходный.

Процесс становления индивида невозможно представить себе без рассмотрения тех факторов, под влиянием которых он осуществляется. Среди них значительна роль искусства как культурного феномена, охватывающего различные сферы человеческой деятельности.

Социализирующее воздействие искусства на личность обуславливается рядом его специфических свойств: способностью целостно обобщать отношения и ценности, определяемые культурой и фиксировать наиболее значимые результаты социального опытавоплощать в художественно-образной форме общественные образцы поведениясоздавать, хранить и передавать информацию (культурный опыт) являясь специфической формой коммуникации.

Полифункциональность искусства приводит к его разнообразному влиянию на человека: искусство выступает и как средство общения людей, и как способ воспитания индивида на основе той или иной системы ценностей, и как источник эстетического наслаждения. Искусство помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях общества. Оно дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом. Влияние искусства на взаимоотношения человека и общества качественно отражается на поступках и поведении индивида. Связь между реальностью, созданной произведениями искусства и реальностью социальной, позволяет рассматривать искусство как один из факторов социализации.

Городская культура явилась основой для возникновения и развития современного искусства, воздействие которого на личность в настоящее время постоянно возрастает. Будучи одной из важнейших составляющих социальной реальности, городская среда оказывает влияние на все стороны общественного сознания: на усвоение норм и правил поведения в городе, на характер мышления, на выработку у человека представлений об окружающей действительности, на формирование его внутреннего мира. Урбанизированная культура диктует быструю смену ситуаций и событий, отражающих изменения пространственной и социокультурной среды и накладывает отпечаток на поведение индивидов. В этой ситуации город и искусство, как два взаимообусловленных феномена оказывают влияние на формирование представлений современного человека, его мировоззрение, ценностных предпочтений.

Специфика сегодняшнего состояния городской среды, тенденции ее развития непосредственно оказывают влияние на искусство современности. Развитие электронных средств массовой коммуникации делает произведения современного искусства быстродоступными и общедоступными для всех членов общества. Другая тенденция связана с коммерциализацией художественных произведений, что обуславливает их ориентацию на вкусы массового потребителя. По этой причине большое количество современных произведений искусства приобретают развлекательный характер. Всё это ведёт к формированию нового типа социокультурной парадигмы, в которой особое место занимают зрелищно-развлекательные, массовые виды искусства — кино, музыка, телевидение.

Ситуация в современной культурной жизни свидетельствует о размывании границ между элитарным и массовым искусством, отсутствии единых требований к его стилям и жанрам и нарастающей глобализации. Массовое распространение искусства, создаваемого в городской среде, позволяет в настоящее время считать городскую культуру культурой современности.

Представление художественной коммуникации как системы, состоящей из четырех взаимосвязанных элементов — художника, произведения искусства, аудитории и общества, при рассмотрении основ механизма влияния искусства на формирование социального типа личности позволяет понять взаимное влияние этих элементов и определить, какие социальные типы существуют в данном обществе, какие ценностные ориентиры в нем преобладают.

Влияние искусства на формирование социального типа личности осуществляется через функционирование художественных и общественных ценностей и норм, которые формируют художников, воплощаются в созданных ими произведениях искусства и вследствие социального функционирования реализуются в восприятии и оценке аудитории.

На основании результатов социологического исследования было выявлено, что в условиях современной городской культуры под влиянием различных видов и жанров искусства формируются личностные типы, отличающиеся друг от друга ценностными ориентациями.

Преобладающим типом был определён — гедонист, главной жизненной ценностью которого является праздный образ жизни, получение удовольствия. Как правило, данный тип гораздо чаще остальных свой интерес проявляет к популярной музыке, фантастическим и детективным фильмам, музыкально-развлекательным и игровым программам, имеющим ярко выраженную гедонистическую направленность.

Тип — прагматик составляет четверть от числа опрошенных. Это люди рационально-прагматически относящиеся к действительности. Выделяя как наиболее значимые виды и жанры искусства литературу, кино, телевидение, живопись, театр, данный тип рассматривает познавательную и ценностно-ориентационную функции искусства как приоритетные, способствующие расширению кругозора, обогащению новыми знаниями и умениями.

Для гармоничного типа наиболее ценными оказались: интересная работа, общественное признание, активная деятельная жизнь. Кроме того, важными для него становятся повышение общей культуры, овладение новыми знаниями. Представители данного типа предпочитают классическую, образовательную литературу, любовные романы, мелодрамы, комедии, фантастику, психологические драмы и т. д. По мнению людей, относящихся к гармоничному типу, искусство формирует ценностные ориентиры и образцы поведения, развивает чувство и стремление к прекрасному.

У эстетического типа, среди предпочтений в рамках того или иного вида искусства, значительное место занимает живопись, архитектура и кино, развивая эстетические чувства, приобщая к прекрасному. Люди данного типа регулярно посещают выставки, картинные галереи, театры. Представители эстетического типа, как правило, стремятся все делать для того, чтобы реализовать свои творческие способности, независимо от сферы деятельности.

Переходный тип, к наиболее значимым для себя, относит ценности, являющиеся приоритетными для прагматика и гармоничного типа. Поэтому неслучаен выбор тех произведений искусства, которые являются наиболее предпочитаемыми обоими вышеуказанными типами личности.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что в современной городской среде существуют несколько социальных типов, в которых отмечаются отличия в ценностных предпочтениях, в форме проведения досуга, в ориентации на определенные виды и жанры искусства. У типов, выбирающих то или иное произведение искусства, старающихся подражать одним и тем же персонажам, вырабатываются сходное понимание вкусов, интересов, взглядов, возникают сходные стандарты поведения, система ценностных ориентаций.

Данные, полученные в результате анкетирования, свидетельствуют о том, что наибольшее воздействие на молодых людей в настоящее время оказывают в основном самые массовые и популярные виды искусства, к которым относятся музыка, кино, литература. При этом предпочтение респонденты отдают так называемым «легким», развлекательным жанрам.

Многообразие существующих в искусстве видов, жанров, направлений обусловливает неоднозначность его социализирующего воздействия.

Возможный диапазон ценностного ориентирования в рамках искусства проявляется как в позитивном, так и в негативном влиянии на процесс формирования личности.

В настоящее время, искусство играет положительную роль, не только помогая людям в нахождении путей решения духовно-нравственных проблем, но и развлекая, доставляя человеку удовольствие и возможности для отдыха. Негативное же влияние искусства проявляется в насаждении грубой чувственности, навязывании человеку разного рода поведенческих стереотипов не соответствующих культурным традициям общества и его личному мировосприятию.

Проведенное исследование подтверждает актуальность проблемы сохранения нравственно-эстетических ценностей в условиях перехода от традиционализма к новому мышлению, основанному на индивидуализме. Данная проблема обусловлена произошедшим процессом распада господствующей некогда системы ценностей и возникновением новой. В ходе этого процесса личность сталкивается с трудностями при выборе значимых для себя ценностей. Однако когда общество предпринимает определенные шаги для формирования социального типа личности, в котором оно наиболее заинтересовано (который способен предопределить развитие общества), используя при этом возможности искусства, то в этом случае, приобщение индивида к культуре, искусству помогает ему постичь мир, предоставляет разнообразные возможности освоения нравственных и эстетических норм, социальных и политических идеалов, развития личностной системы ценностных ориентаций, которые определяют становление молодого человека как активного субъекта социальной жизнедеятельности.

В связи с этим для обеспечения успешного решения проблем, возникающих в процессе формирования социального типа личности, необходимо, на наш взгляд, уделять больше внимания изучению искусства как ценностно-ориентирующего фактора, оказывающего значительное влияние на данный процесс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы культуры XX века Текст.: пособие для негуманит. спец. / В. И Добрынина, [и др.]. М.: Правл. о-ва «Знание» России, 1993.- 190 с.
  2. , В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности Текст. / В. Г. Алексеева // Социологические исследования. 1980. -№ 1. — С. 34−43 .
  3. Т.И. Город как концентратор субстрата программ социального негенетического наследования общества // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога/ сост. Степугина Т.В. М. Наука, 1996. -С. 85−91.
  4. , А.Л. Место искусства в познании мира Текст. / А. Л. Андреев. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
  5. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. -М.: Наука, 1994. 324 с.
  6. , Е.А. Личность и общество Текст. / Е. А. Ануфриев // Социология. Основы общей теории. М., 1996.
  7. , А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии Текст. / А. И. Арнольдов // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987.-С. 12−26.
  8. , А.С., Урбанизация, общество и научно-техническая революция Текст. / А. С. Ахиезер, Л. Б. Коган, О. Н. Яницкий // Вопросы философии. 1969. — № 2. — С. 41−53.
  9. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения Текст. / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — № 5. — С. 112−132.
  10. , А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии Текст.: учеб. пособие /А.А. Белик. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. 378 с.
  11. Белл, Д Грядущее постиндустриальное общество Текст. / Д. Белл. -М.: Мысль, 1993.
  12. , М.С. Динамика ценностей современной молодежи Юга России Текст. М. С, Блинова // Социально-гуманитарные знания.- 2005.-№ 4. -С. 306−310.
  13. , В.Ю. Культура и массовая коммуникация Текст. / В. Ю. Бореев, А.В. Коваленко- отв. ред. А. И. Арнольдов. М.: Наука, 1986.-301 с.
  14. , Ю.Б. Эстетика. Серия «Высшее образование» Текст./ Ю. Б. Борев. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 704 с.
  15. Бусова, Н.А. Homo publicus герой нашего времени Текст. / Н. А. Бусова // Социологические исследования. — 1998. — № 4. — С. 108−111.
  16. , И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных Текст. / И. А. Бутенко // Социологические исследования. 1998. — № 7. -С. 82−89.
  17. , В.В. Что такое искусство Текст. / В. В. Ванслов. М.: Изобраз. искусство, 1989. — 328 с.
  18. , Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации Текст. / Э. П. Ващилин // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2.
  19. , М. Избранное. Образ общества Текст. / М. Вебер- [пер. с нем]. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
  20. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. М.: Наука, 1987.-690 с.
  21. , О.А. Особенности влияния искусства на менталитет русского человека Текст.: автореферат диссертации канд. соц. наук: 22.00.06. социология культуры и духовной жизни./ Ветрова О. А. — Курск: Курск ГТУ, 2004, — 19 с.
  22. , Ю.Б. Общность социальная // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  23. , Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры Текст. / Е. В. Волкова. М.: Искусство, 1988. — 200 с.
  24. , Э.Ф. Искусство и мировоззрение Текст. / Э. Ф. Володин. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 173 с.
  25. , Л.С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Искусство, 1988. 573 с.
  26. , В. О дизайне (очерки по теории и практике дизайна на Западе) Электронный ресурс.: / В. Глазычев. Режим доступа: http:/www/ glazychev.ru/books/design/05 .htm.
  27. , М.Б. Развитие художественного студенчества: Опыт социологического исследования Текст. / М. Б. Глотов. СПб.: Изд-во Политекс, 1997. — 125 с.
  28. , Г. А. Проблемы духовной сферы города в систематике и основных направлениях урбанистки Текст. / Г. А. Гольц // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога/ [сост. Степугина Т.В.] -М.Наука, 1996. С. 69−74.
  29. , Б.А. Развитие эстетических потребностей в процессе художественного творчества Текст. / Б. А. Горбунов // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 1. — С. 287−296.
  30. , Т.В. Природа художественных идей: Искусство в системе общественного сознания Текст. / Т. В. Горбунова. Л.: ЛГУ, 1991. -111 с.
  31. , М.В. Искусство как социологическое явление Текст. / М. В. Горностаева //Социологические исследования. 2004. — № 4. -С. 84−89.
  32. Город: проблемы социального развития Текст. / Под редакцией А. В. Дмитриева и М.Н. Межевича- Л.: «Наука» Ленинградское отделение, 1982.- 173 с.
  33. , А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой Текст. / /А.Б. Гофман // Социологические исследования. 1990. — № 8. — С. 106−111.
  34. , П.К. Ценности: природа и эволюционная типология Текст. / П.К. Гречко// Обсерватория культуры. 2006. — № 3. — С. 4−9.
  35. , Н.М. Искусство как средство социализации Текст. / Н. М. Гусейнов // Обсерватория культуры. 2004. — № 1. — С 62−66.
  36. , А.Э., Мир архитектуры: Лицо города Текст. / А. Э. Гутнов, B.JI. Глазычев. М.: Мол. Гвардия, 1990. — 350 с.
  37. , Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-полит. взглядов Платона и Аристотеля Текст. / Ю. Н. Давыдов, — М.: Наука, 1968. 285 с.
  38. , Г. Г., Дондурей, Д.Б. Социальные функции искусства: в ожидании новых концепций Текст. / Г. Г. Дадамян, Д. Б. Дондурей // Социальные функции искусства и его видов. М.: Изд-во «Наука», 1980. — С. 10−17.
  39. , В. Государство и маргинализация Текст. / В. Дахин // Свободная мысль. 1997. — № 4. — С. 46−57.
  40. , A.M. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе Текст. / A.M. Демидов // Социологические исследования. 1998. -№ 4.-С. 16−28.
  41. , А.А. Телевидение: новые реалии Текст. / А. А. Деникин // Обсерватория культуры. 2006. — № 4. — С. 18−25.
  42. , В.Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики Текст. / В. Н. Дмитриевский. -М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. 347 с.
  43. , Б.И. Эмоции как ценности Текст. /Б.И. Додонов. М., 1978.-272 с.
  44. , А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена Текст. / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 62−67.
  45. , Е.В. Введение в социологию искусства. Текст.: учебное пособие для гуманитарных вузов / Е. В. Дуков, B.C. Жидков, Ю. В. Осокин, Н. А Хренов СПб.: Алетейя, 2001. — 256 с.
  46. , Е.В. Современные цивилизационные тренды и массовая культура Текст. / Е. В. Дуков // Обсерватория культуры. 2004. — № 3. — С 2834.
  47. Духина, Т. Н. Социальная адаптация и социологический дискурс Текст. / Т. Н. Духина // Социально-гумманитарные знания. 2005. — № 1. -С. 297−306.
  48. , JI.E. Моделирование повседневности. Эмпирические типологии работающего населения Текст. / J1.E. Душацкий // Социологические исследования. 2001. — № 6. — С. 53−59.
  49. , А.Д. Информационная перегрузка людей Текст. / А. Д. Еляков // Социологические исследования. 2005. — № 5. -С. 114−121.
  50. , А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества Текст. / А. Ф. Еремеев. М.: Искусство, 1987. -317 с.
  51. , B.C. Искусство и картина мира Текст. / B.C. Жидков, К. Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2003. — 464 с.
  52. , А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ Текст. / А. В. Захаров // Вопросы философии. 2003. — № 9. — С. 3−16.
  53. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  54. , Г. Большие города и духовная жизнь Текст. / Г. Зиммель// Большие города. Их общественное, политическое и экономическое значение. СПб., 1905.
  55. , С.А. Образование и искусство в формировании целостной личности Текст. / С. А. Иванов, Н. И. Киященко. М.: Ред-изд. Центр «Школа-вуз-академия», 2002. — 184 с.
  56. Исторические формы социальных типов личности: (Соц. филос. Аспект) Текст. / Б.К. Лебеде- ред. М. Е. Садыков. — Казань: Б.и., 1976. — 181 с.
  57. , Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи Текст. / Н. Р. Исхакова, P.P. Болтачев // Социологические исследования. -2006.-№ 6.-С. 103−106.
  58. , М.С. Искусство как феномен культуры Текст. / М.С. Каган- отв. ред. М. С. Каган. // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. -С. 6−22.
  59. , М.С. К вопросу о понимании культуры Текст. / М. С. Каган // Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  60. , М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Текст. /М.С. Каган. Изд. 2-е. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 776 с.
  61. , М.С. Социальные функции искусства Текст. / М. С. Каган. -Л., 1978.
  62. Каган, М. С. Философская теория ценностей Текст. / М. С. Каган. -СПб., 1997.-205 с.
  63. , М.С. Художественная культура как система Текст. / М. С. Каган // Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  64. , М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328.
  65. , М.С. Эстетика как философская наука Текст. / М. С. Каган. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  66. , А.А. Социальные функции искусства и проблемы их изучения Текст. / А. А. Карягин // Социальные функции искусства и его видов. М.: Изд-во «Наука», 1980. — С. 5−26.
  67. , Л.С. К вопросу о связи искусства и культуры Текст. / Л.С. Клейн- отв. ред. М. С. Каган // Искусство в системе культуры. -Л.: Наука, 1987. С. 22−29.
  68. , И.А. Телевидение: модальности существования Текст. / И. А. Климов // Социологические исследования. 2005. — № 10, — С. 93−100.
  69. , Л.Б. Быть горожанами Текст. / Л. Б. Коган. М.: Мысль, -1990.-205 с.
  70. , Л.Б. Культурный потенциал большого города Текст. / Л. Б. Коган // Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы. М.: Наука, 1986. — С. 46−56.
  71. , Л.Н. Конкретно-социологические исследования советской художественной культуры Текст. / Л.Н. Коган- отв. Ред. М. С. Каган // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. — С. 206−213.
  72. , Л.Н. Социология культуры Текст. / Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1992.
  73. , Л.Н. Художественный вкус: Опыт конкретно-социологического исследования Текст. / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1966. -213 с.
  74. , В.П. Становление индивидуальности (социологический аспект) Текст. / В. П. Коломиец. М.: Изд. МГУ, 1993. — 141 с.
  75. , М.С. Общество как социокультурная система Текст. / М. С. Комаров // Проблема теоретической социологии. С — Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994. — С. 9−22.
  76. , Л.А. Городская культура в процессах глобализации Текст. / Л. А. Коневских // Обсерватория культуры. 2006. — № 3. — С 28−31.
  77. , А.В. Народная, элитарная и массовая культура в современном социокультурном пространстве: структурно-типологический подход Текст. / А. В. Костина // Обсерватория культуры. 2006. — № 5. -С 96−108.
  78. , А.И. Культурология Текст.: учебное пособие для вузов / под ред. А. И. Кравченко. Зе-изд. М.: 2001.
  79. , А.И. Культурология: словарь Текст. / А. И. Кравченко. -М.: Академический проект, 2001. 672 с.
  80. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения Текст. / под общ. ред. докт. филос. наук Ю. В. Петрова. Томск: Изд-во HTJI, 2004. — 400 с.
  81. Культура города: проблемы качества городской среды: Текст. сб. науч. тр. / Науч. ред. В. Г. Глазычев. М.: НИИК, 1986. — 248 с.
  82. , Г. Ф. Новые города: (социол. очерк на материалах Сибири) Текст. / Г. Ф. Куцев. М.: Мысль, 1982. — 269 с.
  83. М.В. Функциональная музыка как явление современной культуры Текст. / М. В. Леви // Обсерватория культуры. 2004. — № 1. — С 6771.
  84. , А.А. Психология общения Текст. / А.А. Леонтьев- 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  85. , Д.А. Осмысленность искусства Текст. / Д.А. Леонтьев- / под ред. Л. Я. Дорфмана, Д. А. Леонтьева, В. М. Петрова, В. А. Созинова //Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума. -Пермь, 1991,-С. 57−70.
  86. , И.С. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта социологических исследований) Текст. / И. С. Лёвшина. М.: Знание, 1983. 96 с.
  87. , В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)
  88. Текст. / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. — № 5. -С. 98−104.
  89. , В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: науч. попул Текст. / В. Т. Лисовский. — М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.
  90. , В.А. Проблемы обобщающих оценок положения молодежи Текст. / В. А. Луков // Социально-гуманитарные знания. 1998. — № 8. — С. 2736.
  91. , А.Н. Философия ценностей Текст. / А. Н. Максимов. -М., 1997.- 174 с.
  92. , М.А. Искусство-культура-образование Текст./ М. А. Маниковская // Философские науки. 2005. — № 3. — С. 125−132.
  93. , М.Е. Искусство как процесс. Основы функцион. теории искусства Текст. / М. Е. Марков. М.: Искусство 1971. — 239 с.
  94. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против» Текст. / Коллектив авторов. М.: Из-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. — 512 с.
  95. , С.В. Человек в городе: Социол. очерки Текст. / С. В. Матяж. К.: Политиздат Украины, 1990. — 223 с.
  96. , М.Н. Социальное развитие и город. Философские и социологические аспекты Текст. / М. Н. Межевич. Л., Наука. Ленингр. Отд-ние, 1979.- 175 с.
  97. Милехин, А. В. Социологический мониторинг Текст./ А. В. Милехин. М., 1999. — 228 с.
  98. , А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России Текст. / А. В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 2. — С. 39−51.
  99. , А.В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей Текст. / А. В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 1. — С. 92−105.
  100. , Б.Н. Русский город в 1740—1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие Текст. / Б. Н. Миронов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ние, 1990. -271 с.
  101. , О.Г. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами Текст. / О.Г. Митрошенков// Социологические исследования. 2005. — № 11. — С. 37−46.
  102. , Л.Н. Народное творчество и его место в российской культуре Текст. / Л. Н. Михайлова // Социально-гумманитарные знания. -1998.-№ 4.-С 3−16.
  103. , Л.Н. Социология культуры Текст./: учебное пособие. -2-е изд., доп. / Л. Н. Михайлова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2005. — 344 с.
  104. , В.В. Миражи массовой культуры Текст. / В. В. Молчанов. Л.: Искусство, 1984. — 119 с.
  105. , В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства Текст. / В. Р. Мосина // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 1. — С. 282−289.
  106. Москва и москвичи: актуальные проблемы духовности, культуры, искусства (круглый стол) Текст. / // Социологические исследования. 2001. -№ 6.-С. 30−41 с.
  107. , Я. Исследования по эстетике и теории искусства Текст. / Я. Мукаржовский. М.: Искусство. 1994. — 607 с.
  108. , Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека Текст. / автореферат докт. филос. наук. / Огородников Ю. А. М., 1996. -30 с.
  109. , Ю.А. Роль искусства в социализации человека Текст. / Ю. А. Огородников. М., 1991. — 128 с.
  110. , Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию Текст. / Э. А. Орлова. М.: Из-во МГИК, 1994. — 216 с.
  111. , Э.А. Смена познавательных парадигм в изучении общества и культуры Текст. / Э.А. Орлова// Обсерватория культуры. 2004. — № 1.-С 13−19.
  112. , Э.А. Современная городская культура и человек Текст. / Э. А. Орлова. М.: Наука. 1987. — 192 с.
  113. Орлова, Э. А. Социокультурное пространство массовой культуры Текст. / Э. А. Орлова // Обсерватория культуры. 2004. — № 3. — С. 4−10.
  114. , Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства Текст. / Ю. В. Осокин. М.: Алетейа, 2003. — 400 с.
  115. , И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека Текст. / И. П. Павлов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. — С. 21−24.
  116. , Э.Г. Воспитание красотой: миф или реальность Текст. / Э. Г. Панаиотиди // Обсерватория культуры. 2006. — № 2 — С. 95−97.
  117. , С.П. Динамика морального сознания Текст. / С. П. Парамонова. Пермь, 1997. — 98 с.
  118. , С.П. Типы морального сознания молодежи Текст. / С. П. Парамонова // Социологические исследования. 1997. — № 10. -С. 69 -78.
  119. , Т. Человек в современном мире Текст. / Т. Парсонс. -М., 1988.-428 с.
  120. , В.Д. Жизнь горожанина (1965−1989) Текст. / В. Д. Петрушев. М.: Akademia, 2001. — 160 с.
  121. Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время Текст. / Отв. ред. Н.А. Хренов- Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ- Науч. совет „История мировой культуры“ РАН. М.: Наука, 2003. — 495 с.
  122. , Ю.В. Методика исследования истории художественной культуры Текст./Ю.В. Перов //Художественная культура в докапиталистическом обществе. JL: Наука, 1982.
  123. , Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства Текст. / Ю. В. Перов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 188 с.
  124. , В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования Текст. / В. М. Петров. М.: Информационно-издательское агентство „Русский мир“, 1997. — 176 с.
  125. , Ю.В. Что такое социология искусства? Текст. / Ю. В. Перов. Л., 1970. — 40 с.
  126. , С.В. Социология города: Текст.: учебное пособие / С. В. Пирогов. М.: Издательский дом „Новый учебник“, 2004. — 208 с.
  127. , И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя Текст. / И. А. Полуэхтова // Социологические исследования. 1996. — № 2. — С. 41−44.
  128. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени Текст. / под ред. В. Н. Прокофьева. М.: Наука, 1983. -206 с.
  129. РазлоговК.Э. Теоретическая культурология Текст./под ред.К. Э. Разлогова // Массовая культура: универсальная парадигма современности. М.: Академический проект- Екатеринбург. Деловая книга- РИК, 2005.-С. 291−297.
  130. , Д. Некоторые типы характера и общество Текст. / под ред. С. А. Макеева // Человек и общество. Хрестоматия. К.: Ин-т социологии НАН Украины, 1999.-С. 187−217.
  131. , В.М. Городская культура, человек, окружающая среда Текст. / В. М. Розин // Вопросы философии. 1980. — № 1. — С. 43−54.
  132. , В.М. Философия техники. Текст.: учебное пособие для вузов / В. М. Розин. М.: NOTA BENE, 2001. — 456 с.
  133. , Е.И. Искусство как средство общения (Коммуникативная функция искусства) Текст. / Е. И. Российская. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  134. Россия на рубеже веков Текст. /. М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭМ), Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИС и НП), 2000. — 448 с.
  135. , Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога Текст. / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. 2004. — № 1. -С. 4−12.
  136. , В.И. Человек в искусстве Текст. / В. И. Самохвалов. М.: Знание, 1987. — 64 с.
  137. , В.И. Язык масскульта и современная мифология Текст. / В. И. Самохвалова // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Из-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. — С. 148−205.
  138. , Е.П. Социальный статус молодежи Текст. / Е. П. Сапелкин. Минск, 2002. — 312 с.
  139. , В.В. Социальная природа художественно-образного мышления Текст. / В. В. Селиванов. Л.: Изд. ЛГУ, 1982. — 143 с.
  140. , В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: (Социально-психологическая концепция) Текст. / В. Е. Семенов. СПб.: Изд-во С. Петербургского университета, 1995. — 200 с.
  141. , В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: Актуальные социально-психологические проблемы Текст. / В. Е. Семенов. -Л.: Лениздат, 1984. 127 с.
  142. , З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: заметки социолога Текст. / З. В. Синкевич. Л.: Лениздат, 1990. — 206 с.
  143. , Е.А. О предпочтениях городской молодежи Текст. / Е. А. Скриптунова, А. А. Морозова // Социологические исследования. 2002. — № 1.
  144. , Э.В. Культура и личность Текст. / Э. В. Соколов. Л.: Изд-во Л., 1972.-92 с.
  145. , К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: процессы распространения и освоения худож. ценностей Текст. / К.Б. Соколов- отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин- АН СССР, ВНИИ искусствознания искусства культуры СССР. М.: Наука, 1990. — 251 с.
  146. , Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры Текст. / Э. В. Соколов. Л.: Изд-во ЛГУ, — 1987.
  147. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество Текст.: [пер. с англ.] / под общ. ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  148. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешских языках Текст. / редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА. М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  149. Социология Текст.: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова- под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. -407 с.
  150. , Ю.Л. Искусство в условиях рыночных отношений: (Социол. аспект) Текст. / Ю. Л. Смирнов // Социология: материалы по спецкурсам. М., 1993. — С. 106−114.
  151. , С.Г. Социализация человека Текст./ С. Г. Спасибенко // Социально-гумманитарные знания. 2002. — № 5. — С. 100−125 .
  152. , С.Г. Социальная типология человека: теоретический подход Текст. / С. Г. Спасибенко // Социально-гумманитарные знания. -2006. № 2. — С. 57−78.
  153. , Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века Текст. / Г. Ю. Стенин. М.: Искусство, 1991. — 207 с.
  154. , Л.Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности Текст. / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985.-415 с.
  155. , К.А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? (На материалах западных исследований) Текст. / К. А. Тарасов // Социологические исследования. 1996. — № 2. — С. 35−41.
  156. , И.Н. Феномен бестселлеров и массовая культура. Обзор исследований по социологии чтения Текст. / И. Н. Тартаковская // Социологический журнал. 1994. — № 1. — С. 176−181.
  157. , С.Н. Диалектика субъективно-объективных отношений в научном и художественном творчестве Текст. / С. Н. Титов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990.-202 с.
  158. , А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности Текст.- [вступ. ст. Ф.Т. Михайловой]. СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с.
  159. , Б.А. Свободное время молодежи: Сущность, типология, управление Текст. / Б. А. Трегубов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. -151 с.
  160. , И.С. Городской образ жизни: Теоретический аспект Текст. / И. С. Туров // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 131 134.
  161. , Г. П. Распознавание художественных вкусов Текст. / Г. П. Турук. М.: Издательство «Совершенство», 1999. — 168 с.
  162. , Ф.С. Социологические проблемы города Текст. / Ф.С. Файззулин- под ред. доктора философских наук, профессора Н. А. Аитова. Издательство Саратовского университета, 1981. — 206 с.
  163. , А.Я. В порядке дискуссии: Культурная политика и идеология Текст. / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. 2004. — № 1. -С 20−22.
  164. , А.Я. Массовая культура и её социальные функции Текст. / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. — № 6.
  165. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни людей: Конкрет.-социол. исслед. искусства в России второй пол. XX в. История и методология Текст. / Ю. У Фохт-Бабушкин- Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. СПб.: Алетейя, 2001.
  166. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность) Текст. / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Знание, 1982. — 112 с.
  167. , Э. Бегство от свободы- Человек для себя Текст.: [пер. с англ. Д.Н. Дудинский- худ. обл. М.В. Драко]. Мн.: ООО «Попурри», 2000. -672 с.
  168. , Э. Душа человека Текст. / Э.Фромм. М.: Республика, 1992.-430 с.
  169. , И.Г. Взаимодействие и синтез искусств Текст. / И. Г. Хангельдиева. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  170. , Н.А. Культура в эпоху социального хаоса Текст. / Н. А. Хренов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  171. Художественная культура и развитие личности: Пробл. долгосроч. планир Текст. / отв. ред. Ю. У Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1987. — 222 с.
  172. , Н.М. Социализирующие возможности телевидения Текст. / Н. М. Чернышова // Обсерватория культуры. 2006. — № 4. — С. 10−18.
  173. , В.Т. Феномен актуальной культуры Текст. / В. Т. Шапко // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 93−104.
  174. , А.В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения Текст. А. В. Шариков // Социологические исследования. 2006. -№ 10.-С. 95−103.
  175. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор Текст.: [пер. с англ. / Предисл. А. А. Карпенко, А.В. Петровского]. Минск- М.: ТПЦ «Полифакт». Моск. изд. Группа, 1992. — 127 с.
  176. , Э. Основные идеальные типы индивидуальности Текст. / Э. Шпрангер- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер //Психология личности, А. А. Пузырея. М., 1982. — С. 55−59.
  177. , Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности Текст. / Р. П. Шульга /АН УССР. Ин-т философии- отв. ред. В. П. Михалев. -Киев.: Наук, думка, 1989. 120 с.
  178. Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / под ред. В. Зеленского. М.: «Университетская книга» ACT, 1996. — 716 с.
  179. , В.А. Социальный тип личности Текст. / В. А. Ядов // Коммунист. 1988. — № 10. — С. 97−101.
  180. , И.Г. Художественное сознание и городская среда Текст. / И.Г.Яковенко- составитель Т. В. Степугина // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. М.Наука. 1996. — С. 20−25.
  181. , О.Н. Экологическая перспектива города Текст. /О.Н. Яницкий. М.: Мысль. 1987. — 278 с.
  182. , JI.B. Порождающие факторы творчества Текст. / JI.B. Ященко// Сб. Диалектика творческой деятельности. Воронеж, Изд-во ВГУ, 1989.- 140 с.
Заполнить форму текущей работой