Актуальность исследования. Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение. Во многих государственных и муниципальных школах обучающимся и их родителям предлагается перечень дополнительных предметов, которые преподаются в отдельное от основной учебы время за плату1. Правда, в большинстве случаев предоставление таких услуг осуществляется без надлежащего юридического и финансово-бухгалтерского оформления (известно, что «черный» финансовый оборот в государственных и муниципальных школах как минимум в три раза превышает легальный).
К сфере общего образования относится и дополнительное образование детей, в рамках которого дети посещают кружки, секции, группы, клубы и т. д. В Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ, отмечается, что «большинство образовательных учреждений дополнительного образования детей, за исключением образовательных учреждений системы образования, осуществляют свою деятельность на платной основе».
Государственные и муниципальные образовательные учреждения оказывают платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов с целью совершенствования образовательного процесса, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. В условиях несвоевременного и недостаточного бюджетного финансирования средства,.
1 Согласно официальным данным в 2004/2005 учебном году платные дополнительные образовательные услуги оказывались в 8,1% общеобразовательных учреждений в отношении 817,7 тыс. обучающихся // Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 101. поступающие от платных образовательных услуг, являются одним из источников формирования доходов государственных и муниципальных учреждений.
Отмечая достаточно широкое распространение и многообразие платных образовательных услуг в сфере общего образования, приходится констатировать недостаточную разработанность правового регулирования оказания платных образовательных услуг, наличие множества коллизий и пробелов. Такая ситуация приводит на практике к господству внеправовых механизмов регулирования платных образовательных услуг, частому нарушению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).
Отношения между лицом, оказывающим платные образовательные услуги, и обучающимся, а также его родителями (законными представителями), складываются на основании договора оказания платных образовательных услуг. Однако ни в одном, нормативном документе не раскрывается понятие договора оказания платных образовательных услуг. Нет и легального определения самих платных образовательных услуг. В юридической литературе имеют место споры о правовой природе отношений по оказанию платных образовательных услуг. Основной законодательный акт сферы образования — Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, регулирующих непосредственно заключение и содержание договора оказания платных образовательных услуг, а определяет лишь условия, при которых те или иные лица вправе оказывать такие услуги.
За последнее десятилетие в печати стали появляться работы о различных проблемах правового регулирования платного образования. Однако они посвящены сфере профессионального (как правило, высшего) образования. Между тем правовое регулирование платных образовательных услуг в сфере общего образования имеет ряд существенных отличий, требующих специального исследования.
По нашему мнению, оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования требует особого внимания со стороны государства с целью обеспечения защиты прав потребителей на получение качественных образовательных услуг. Платное общее образование не может ограничивать конституционное право граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образовании (ст. 43 Конституции РФ). В связи с этим важное значение приобретает совершенствование правового регулирования платных образовательных услуг в сфере общего образования, повышение его эффективности как одного из основных инструментов государственного управления социальной сферой.
В своей совокупности круг выше обозначенных проблем и определил актуальность темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Комплексный характер правового регулирования сферы образования и, соответственно, платных образовательных услуг в сфере общего образования определяет разноплановый характер научных источников.
С одной стороны, теоретической основой исследования служат труды отечественных правоведов-цивилистов по проблематике договора возмездного оказания услуг: М. М. Агаркова, М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, А. В. Гридина, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкина, М. В. Кротова, А. В. Мирошника, JI.B. Санниковой, Д. И. Степанова, Е. А. Суханова, Е. Г. Шабловой, Б. А. Шабля, А. Е. Шерстобитова, с другой стороны, важное значение имеют работы ученых различных отраслей юридической науки, посвященные вопросам образовательного законодательства: Л. Б. Александровой, Е. Д. Волоховой, Н. С. Голубковой, З. П. Дащинской, С. В. Курова, В. В. Насонкина, В. В. Рыбаковой, В. М. Сырых, В. И. Шкатуллы.
Существенный вклад в исследование общих вопросов договора оказания платных образовательных услуг внесли работы современных юристов, посвященные вопросам оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального образования: А. В. Белозерова, Л. М. Волчанской, Б. А. Горбунова, Т. В. Жуковой, В. В. Кваниной, О. В. Кузнецовой, М. Н. Малеиной, В. А. Северухина.
За рубежом исследования правовой природы платных образовательных услуг были осуществлены Яном де Гроф, Германом Авенариусом, Шарлем JL Кленом и др.
Не умаляя значения ранее выполненных исследований, следует отметить, что в современной гражданско-правовой науке далеко не все аспекты проблем договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования достаточно исследованы. Несмотря на разнообразие научного материала, опубликованные научные и диссертационные работы носят фрагментарный характер по отношению к теме диссертационного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с оказанием платных образовательных услуг по реализации общеобразовательных программ в государственных, муниципальных и негосударственных (частных) образовательных учреждениях (организациях), а также лицами, занимающимися индивидуальной педагогической деятельностью.
Предметом исследования является комплекс нормативных, теоретических и практических проблем, связанных с понятием, содержанием и механизмом договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, а также определение основных направлений совершенствования правового регулирования оказания исследуемых услуг.
Цели и задачи исследования. Целью диссертации является исследование теоретических и практических вопросов, связанных с характеристикой договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования и выработка конкретных предложений по совершенствованию гражданского законодательства, касающегося регулирования рассматриваемого договора.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
— сформулировать определение платных образовательных услуг в сфере общего образования и выявить их специфические черты;
— выявить признаки, раскрыть понятие и содержание договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования;
— изучить субъектный состав данного договора;
— определить порядок заключения, изменения и расторжения договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования;
— выработать предложения по совершенствованию гражданско-правовых норм, регулирующих оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования.
Методологическую основу исследования составляет материалистическая диалектика как всеобщий метод познания, общенаучные (анализ и синтез, системный подход и т. д.) и частнонаучные (специальные) методы исследования. К числу последних относятся следующие методы: сравнительного правоведения, конкретных социологических исследований, формально-логического толкования, комплексный анализ.
Эмпирическую основу исследования составляют: законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по оказанию платных образовательных услуг в сфере общего образованияпрактика заключения и исполнения договоров оказания платных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями, полученная автором при проведении в 2004;2007 гг. учебных занятий, групповых и индивидуальных консультаций руководителей образовательных учреждений — слушателей курсов повышения квалификации Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва) и ряда региональных учреждений дополнительного профессионального образования (Республики Адыгея, Брянской, Калужской и Московской областей, Карачево-Черкесской Республики, Краснодарского края и др.) — тексты договоров оказания платных образовательных услуг, локальные нормативные акты общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детейматериалы, судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, опубликованные в печати и электронных справочных поисковых системах.
По проблемам, исследованным в работе, в 2006;2007 гг. были проанкетированы 128 работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, из 22 субъектов РФ.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что диссертация является самостоятельным комплексным исследованием договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования. В работе впервые проведен анализ особенностей содержания и механизма договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, сформулированы новые подходы к проблемам понятия образовательных услуг, субъектного состава договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, порядка заключения, и исполнения такого договора.
Формирование гражданско-правового института оказания платных образовательных услуг находится на начальном этапе и требует внимательного изучения, совершенствования существующей системы нормВ последние годы проблемы правового регулирования платного образования1 значительно актуализировались, однако комплексного исследования рассматриваемых правоотношений в сфере общего образования не производилось, что является еще одним подтверждением научной новизны и значимости избранной темы.
В результате проведенного исследования автор сделал ряд научно-теоретических выводов и положений, сформулировал предложения по совершенствованию гражданского законодательства, регулирующего отношения по оказанию платных образовательных услуг, а также по смежным проблемам правового регулирования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Автором обосновывается положение о том, что договор оказания платных образовательных услуг регулируется гражданским правом. В работе опровергаются доводы ряда исследований, отвергающих гражданско-правовой характер правоотношений по оказанию платных образовательных услуг и считающих, что указанные отношения регулируются исключительно административным правом. При этом отмечается, что регулирование отношений, возникающих на основании договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, носит комплексный характер и осуществляется как гражданским законодательством, так и административным законодательством об образовании.
2. В работе доказывается, что понятия, обозначаемые терминологическими словосочетаниями «услуги по обучению» (ст. 779 ГК РФ) и «образовательные услуги» (ст. 13, 14, 19 и др. Закона РФ «Об образовании») в юридическом смысле следует признать тождественными. Для обеспечения четкости правового регулирования предлагается внести соответствующее изменение в п. 2 ст. 779 ГК РФ, заменив слова «услуг, услуг по обучению» словами «, образовательных услуг».
3. Автором формулируется определение образовательной услуги как совершаемой на возмездных началах правомерной деятельности по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется его активное участие в качестве обучающегося.
4. Автором обосновывается, что перечень сведений, которые исполнитель обязан довести до сведения заказчика и потребителя до момента заключения договора оказания платных образовательных услуг, является недостаточным для индивидуальных предпринимателей, занимающихся трудовой педагогической деятельностью (п. 9 Правил оказания платных образовательных услуг), не дает возможность заказчику услуг получить какую-либо конкретную информацию, отражающую профессиональные качества исполнителя и тем самым не в силах обеспечить возможность полноценного выбора образовательных услуг. Автор вносит предложение о дополнении указанного перечня сведениями об уровне профессионального образования, общем стаже педагогической работы индивидуального предпринимателя, а также его опыте занятия индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
5. Автором вносится предложение о внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг в части использования термина «потребитель», который в Правилах охватывает как лиц, заказывающих такие услуги для себя или других граждан, так и граждан, получающих образовательные услуги, заказанные для них другими лицами. Для этого в пункте 2 Правил предлагается ввести новый термин «заказчик», которым обозначить организации или граждан, имеющих намерение заказать, либо заказывающих образовательные услуги для себя или иных граждан. Термин же «потребитель» сузить и обозначить им граждан, имеющих намерение лично получить либо получающих образовательные услуги по договору, заключаемому в их пользу заказчиком.
6. Отмечая, что одной из важнейших характеристик договора оказания образовательных услуг служат сроки, часть из которых включается в саму характеристику образовательных услуг (продолжительность и частота занятий), часть — согласуется сторонами в качестве условия о сроках (начальные и конечные сроки, время занятий), в работе доказывается, что время занятий является крайне важным сроком в обязательстве по оказанию платных образовательных услуг и его следует считать существенным условием договора. В связи с этим предлагается внести соответствующее дополнение в обязательный перечень сведений, включаемых в договор оказания платных образовательных услуг, содержащийся в п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг.
7. Автором обосновывается необходимость уточнения понятия публичного договора, данного в п. 1 ст. 426 ГК РФ. Предлагается распространить действие норм ГК РФ о публичных договорах на обладающие соответствующими характеристиками договоры, заключаемые некоммерческими организациями при осуществлении ими предпринимательской и иной доходной деятельности, поскольку правовой режим таких договоров не имеет существенных отличий от режима публичных договоров некоммерческих организаций. Для этого в п. 1 ст. 426 ГК РФ слова «коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности» следует заменить словами «организацией или индивидуальным предпринимателем и устанавливающий их обязанности».
8. Автором делается вывод, что проведение какого-либо конкурсного отбора обучающихся — потребителей образовательных услуг при заключении договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования является незаконным, поскольку в силу п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу и не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим.
9. Автором доказывается, что общее основание одностороннего отказа исполнителя от исполнения договора возмездного оказания услуг, предусмотренное п. 2 ст. 782 ГК РФ, применимо к договору оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования лишь при условии возникшей невозможности оказать образовательную услугу в натуре. Такой вывод обосновывается содержанием того же п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу». Следовательно, исполнитель обязан и исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно является новым, носит комплексный характер и позволяет определить особое место договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования в системе гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для проведения дальнейших научных исследований по проблемам обязательств по оказанию платных образовательных услуг.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации автора могут быть использованы при разработке ряда проектов федеральных законов по внесению изменений в Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании» и некоторые другие законодательные акты, а также при разработке нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (прежде всего, Министерства образования и науки РФ), регулирующих оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования. Кроме того, применение результатов исследования сторонами договора оказания платных образовательных услуг будет способствовать снижению числа ошибок при их заключении, уменьшению конфликтов и споров в процессе исполнения договоров оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования. Выводы и рекомендации автора могут быть использованы в деятельности судов общей юрисдикции (а в ряде случаев и арбитражных судов) при рассмотрении соответствующих судебных дел.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при подготовке и преподавании курса гражданского права, а также специальных учебных курсов по проблемам гражданско-правового регулирования сферы образования как для профессиональной юридической аудитории, так и для администраторов образовательных организаций, оказывающих такие услуги, а также лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью.
Апробация исследования и внедрение его результатов в практику. Результаты исследования были обсуждены и одобрены на кафедре гражданского права Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Основные положения диссертации содержатся в опубликованных автором 4 научных статьях (одна — в издании, рекомендованном ВАК России), монографии «Доходная деятельность школы и внебюджетные средства» и были апробированы в 2005;2007 годах на различных научно-практических семинарах и конференциях по проблемам гражданского права и правового регулирования сферы образования. Основные положения исследования были использованы автором при подготовке учебных модулей и пособий для администраторов сферы образования: «Право в образовании» (Санкт-Петербург, 2005 г.) и «Нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений. Конкурсные торги и закупки» (Москва, 2007 г.), а также при чтении лекций и проведении практических занятий на курсах повышения квалификации руководящих работников сферы образования в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Рособразования, а также в ряде региональных учреждений дополнительного профессионального образования.
выводы и предложения, имеющие научный и практический интерес для развития гражданско-правового регулирования отношений в сфере образования: а) использование в Законе РФ «Об образовании» и иных нормативных правовых актах, регулирующих правовое положение образовательных организаций, понятийного аппарата и терминологии гражданского права должно быть приведено в соответствие с нормами ГК РФ. Во-первых, термин «образовательная организация» должен обозначать весь массив некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а термин «образовательное учреждение» использоваться только в отношении образовательных организаций, имеющих организационно-правовую форму учреждения, предусмотренную ст. 120 ГК РФ. Во-вторых, для обозначения образовательной организации, учредителем которой является гражданин и (или) юридическое лицо необходимо применять термин «частная», а не «негосударственная», последний шире по содержанию и включает в себя муниципальные образовательные организации. В-третьих, необходимо исключить из нормативных правовых актов нормы о наличии правосубъектности у филиалов образовательных организаций (абзац восьмой п. 8 Правил оказания платных образовательных услуг, п. 15 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей и некоторые другие) — б) важнейшей характеристикой любого образования и образовательных услуг является их качество. В настоящее время крайне трудно определить обязательные требования к качеству общего образования и, формально юридически они отсутствуют. До сих пор не принят федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, а его роль частично и «по факту» выполняет Федеральный, базисный учебный план. Проблема качества образовательных услуг осложняется не только отсутствием четко определенных критериев, но и неразработанностью механизмов оценки качества. Конечно, стандарты и механизмы определения качества образовательных услуг, впрочем как и других возмездных услуг, выходят за рамки предмета гражданского права, но их отсутствие и неразработанность препятствуют применению гражданско-правовых способов защиты прав и законных интересов обучающихся — потребителей образовательных услуг. В связи с этим представляется крайне актуальной разработка и официальное утверждение государственных образовательных стандартов и системы оценки качества образования.
Заключение
.
В ходе диссертационного исследования договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования было сформулировано определение платных образовательных услуг, указаны их особенности в сфере общего образования, указано понятие договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, дана подробная характеристика сторон такого договора, раскрыто его содержание, выявлены особенности заключения, изменения и расторжения договора. Это позволяет нам сформулировать следующие выводы" и рекомендации.
1. Платные образовательные услуги соответствуют признакам услуг как объекта гражданских прав, а обязательства по их оказанию регулируются гражданским правом. В настоящей диссертации опровергаются доводы ряда исследований, не признающих гражданско-правовой характер правоотношений по оказанию платных образовательных услуг и считающих, что указанные отношения регулируются исключительно административным правом.
При этом регулирование всего спектра правоотношений, возникающих на основании договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, носит комплексный характер. Гражданским законодательством регулируется порядок заключения, изменения и расторжения договора, правовой статус сторон договора, содержание прав и обязанностей сторон по договору. Законодательство об образовании регламентирует сам образовательный процесс, который осуществляется исполнителем по договору возмездного оказания образовательных услуг, а также отдельные вопросы специальной" правосубъектности образовательных организаций, оказывающих образовательные услуги .(например, лицензирования образовательной деятельности). Подобный комплексный, характер правового регулирования присущ и большинству иных отношений по возмездному оказанию услуг.
2. Понятия, обозначенные терминологическими словосочетаниями «услуги по обучению» (ст. 779 ГК РФ) и «образовательные услуги» (Закон РФ «Об образовании») в юридическом смысле следует признать тождественными. Для четкости правового регулирования предлагается внести соответствующее изменение в п. 2 ст. 779 ГК РФ, заменив слова «услуг, услуг по обучению» словами «, образовательных услуг».
3. Образовательные услуги как объект гражданских прав являются совершаемой на возмездных началах правомерной деятельностью по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется его активное участие в качестве обучающегося. Образовательные услуги не имеют вещественного результата. Их результат выражается в знаниях, умениях и навыках, приобретенных обучающимся в процессе оказания услуг. Получаемые обучающимися документы об образовании* не могут рассматриваться в ' качестве вещественного результата обучения. Содержание любой образовательной услуги определяется соответствующей образовательной программой. Платные образовательные услуги в сфере общего образования оказываются по соответствующим общеобразовательным программам и подразделяются на платные образовательные услуги по реализации основных общеобразовательных программ в рамках государственных образовательных стандартов и платные дополнительные образовательные услуги.
4. Гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с этим недопустимо' издание нормативных правовых актов, регламентирующих заключение, содержание и ответственность сторон договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данную практику, выявленную автором в ходе исследования региональных и муниципальных нормативных правовых актов, следует признать противоречащей Конституции РФ. Региональными правовыми актами могут быть урегулированы те или иные вопросы содержания образования в образовательных организациях, оказывающих платные образовательные услуги, поскольку законодательство об образовании находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования регулируется специальным подзаконным актом — Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями). Правовой анализ норм Правил позволяет сказать, что они по большей части воспроизводят нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» и не содержат норм, которые бы в полной мере учитывали специфику образовательных услуг. В связи с этим считаем необходимым дополнить упомянутые Правила рядом специальных норм, отражающих специфику содержания и механизма договора оказания платных образовательных услуг, в частности, в сфере общего образования.
6. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования представляет собой соглашение об установлении, изменении или прекращении правоотношения, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить действия по удовлетворению общеобразовательных потребностей заказчика (либо потребителя, в пользу которого заключен договор), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, при этом заказчик (либо потребитель) принимает активное участие в указанной деятельности в качестве обучающегося. Договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования является возмездным, консенсуальным, каузальным и двухсторонним договором.
7. По субъектному составу договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования включает в себя: исполнителя, заказчика, а также во многих случаях потребителя — лицо, непосредственно получающее образовательные услуги по такому договору.
Заказчиками по договору оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования могут выступать законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители, в том числе специальные учреждения и органы опеки и попечительства) несовершеннолетних и сами несовершеннолетние (как самостоятельно, так и в лице их законных представителей).
Законные представители обучающихся являются заказчиками по договору в случаях, когда обучающиеся являются самостоятельной стороной договора (именуются в договоре потребителем), а также когда они являются третьими лицами, в пользу которых заключен договор. Для того чтобы быть самостоятельной стороной по договору либо третьим лицом, в пользу которого заключен договор, несовершеннолетний должен обладать частичной дееспособностью малолетнего, то есть он должен достигнуть возраста шести лет.
Исполнителями по договору оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования могут быть три категории лиц: государственные и муниципальные образовательные организациичастные образовательные организацииграждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Правовой статус данных исполнителей достаточно сильно различается, в том числе и с точки зрения перечня платных образовательных услуг, которые они вправе оказывать.
8. Представляется необходимым внести корректировки в Правила оказания платных образовательных услуг в части использования термина «потребитель», который в Правилах охватывает как лиц, заказывающих такие услуги для себя или других граждан, так и граждан, получающих образовательные услуги, заказанные для них другими лицами. По нашему мнению, в п. 2 Правил следует ввести новый термин «заказчик», которым обозначать организации или граждан, имеющих намерение заказать либо заказывающих образовательные услуги для себя или иных граждан. Термин же «потребитель» сузить и обозначать им граждан, имеющих намерение лично получить либо получающих образовательные услуги по договору, заключаемому в их пользу заказчиком. Соответствующее разграничение правового статуса «заказчика» и «потребителя» необходимо произвести по тексту Правил.
9. Содержание договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования составляют согласованные сторонами существенные условия* договора. Обязательным (предписывающим) условием договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования является условие о предмете договора. Предмет договора оказания платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам должен включать уровень реализуемой общеобразовательной программы и форму предоставления общего образования (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную (экстернат)), а по дополнительным общеобразовательным программам — конкретную характеристику оказываемых услуг (наименование услуг, направление дополнительной образовательной программы и т. д.), продолжительность и частоту (периодичность) их оказания. Кроме того, в предмет договора оказания любых образовательных услуг в сфере общего образования входит форма предоставления услуг, которая может быть индивидуальной или групповой.
10. Важнейшими характеристиками договора оказания образовательных услуг как длительной деятельности служат сроки. Часть из них включается в саму характеристику образовательных услуг (продолжительность и частота занятий), часть (начальные и конечные сроки, время занятий) согласуется сторонами в качестве условия о сроках. Время занятий является крайне важным сроком в обязательстве по оказанию платных образовательных услуг. На наш взгляд, данное условие следует считать существенным, которое должно быть согласовано сторонами при заключении договора. В связи с этим предлагается внести соответствующее дополнение в обязательный перечень сведений, включаемых в договор оказания платных образовательных услуг, содержащийся в п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг.
11.
Заключение
договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования основывается на общих нормах глав 28 и 39 ГК РФ с особенностями, предусмотренными законодательством о защите прав потребителя и Правилами оказания платных образовательных услуг. В гражданском законодательстве традиционно выделяются два случая заключения договора: между «присутствующими» и между «отсутствующими». В первом случае договор заключается посредством прямого контакта сторон, результатом которого является совершенная сделка. Здесь последовательность стадий достижения соглашения не требует подробного регулирования. Во втором случае имеется разрыв, во времени между выражением воли одной из сторон и ее восприятием другой стороной, что порождает возникновение ряда спорных моментов, требующих соответствующего правового регулирования, что и осуществляется, правовыми нормами главы 28 ГК РФ. Практика показывает, что договор оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования заключается исключительно между «присутствующими» путем непосредственных личных переговоров между исполнителем (для образовательной организации — в лице ее полномочного представителя) и заказчиком.
12. Законодательство РФ о защите прав потребителей и Правила оказания платных образовательных услуг устанавливают перечень информации, которую исполнитель обязан довести до сведения заказчика и потребителя до момента заключения договора, чтобы обеспечить возможность правильного выбора образовательных услуг. Перечень таких сведений достаточно широк для образовательных организаций, но крайне мал для индивидуальных предпринимателей, занимающихся трудовой педагогической деятельностью (они должны предоставить только информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа). Представляется, что указанные сведения не дают возможность заказчику услуг обладать какой-либо конкретной информацией, отражающей профессиональные качества исполнителя и тем самым не в силах обеспечить возможность правильного выбора образовательных услуг. Таким образом, предлагаем дополнить перечень сведений, представляемых индивидуальным предпринимателем до заключения договора оказания платных образовательных услуг сведениями об уровне образования, стаже педагогической работы, а также опыте занятия индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
13. В соответствии с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу и не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим. В сфере общего образования, в отличие от профессионального образования, законодательством об образовании не предусматривается проведение какого-либо конкурсного отбора обучающихся — потребителей образовательных услуг. В связи с этим, на наш взгляд, установление вступительных испытаний и конкурсных отборов при заключении договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования недопустимо и противоречит п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг.
14. Для договора оказания платных образовательных услуг предусматривается простая письменная форма, однако ее несоблюдение не влечет за собой признание договора незаключенным. В случае спора в подтверждение сделки и ее условий сторонами должны быть приведены письменные (например, финансовые документы об оплате услуг, локальные акты образовательной организации и т. д.) и иные «вещественные» доказательства (например, аудиозапись), но не свидетельские показания.
15. Для договора возмездного оказания услуг ГК РФ предусмотрены два специальных случая одностороннего отказа — по одному для каждой стороны. Заказчик может отказаться от исполнения в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, исполнитель — также в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ). По нашему мнению, усмотрение исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора ограничено п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу». Из приведенной нормы следует, что исполнитель обязан и выполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. Исходя из этого, представляется, что отказ со стороны исполнителя правомерен только при ситуации невозможности оказать услугу (например, при увольнении одного педагога, который вел дополнительные занятия и отсутствии другого специалиста, который мог бы продолжить их проведение).
16. Законодательство РФ об образовании устанавливает ряд императивных норм, ограничивающих правомочия образовательной организации при отчислении (прекращении реализации общего образования) в отношении конкретного обучающегося. Распространение таких норм на сферу платных образовательных услуг, оказываемых по гражданско-правовому договору, ставит стороны заранее в неравные условия, когда односторонний отказ и расторжение договора по инициативе образовательной организации становится практически невозможным по основаниям, предусмотренным ГК РФ, и исполнитель лишается возможности защитить свои права при наличии нарушений условий договора со стороны заказчика (прежде всего, по оплате услуг). Представляется, что указанные нормы должны применяться только в отношении обучающихся, получающих общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях за счет соответствующего бюджета, поскольку имеют своей целью обеспечение реализации государственной гарантии общедоступности и бесплатности общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
17. Теоретические выводы, сделанные автором в рамках настоящего диссертационного исследования, позволили сформулировать также следующие рекомендации для правотворчества: а) внести изменения в Закон РФ «Об образовании», которые бы дополнили его содержание специальными нормами об оказании платных образовательных услуг, а также уточнили сферу действия общих норм законодательства об образовании, направленных на обеспечение государственных гарантий прав на образование. Необходимо конкретизировать пределы распространения указанных норм на исполнение договора оказания платных образовательных услугб) уточнить определение публичного договора, данное в п. 1 ст. 426 ГК РФ. На наш взгляд, необходимо распространить действие норм ГК РФ о публичных договорах на договоры, заключаемые некоммерческими организациями при осуществлении ими предпринимательской и иной доходной деятельности, поскольку правовой режим таких договоровf аналогичен* режиму публичных договоров и несомненно не может зависеть от организационно-правовой формы юридического лица, выступающего исполнителем по договору. Для этого предлагаем в абзаце первом п. 1 ст. 426 ГК РФ слова «коммерческой организацией и устанавливающий, ее обязанности» заменить словами «организацией или индивидуальным.' предпринимателем и устанавливающий их обязанности», а в абзаце втором слова «Коммерческая организация» заменить словами «Организация или индивидуальный предприниматель" — в) разрешить на законодательном уровне имеющуюся сейчас коллизию между п. 1 ст. 424 ГК РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп. 6 п. 10 ст. 35) по вопросу регулирования на муниципальном уровне тарифов на услуги муниципальных учреждений. ГК РФ допускает регулирование цен в предусмотренных законом случаях только уполномоченными на то государственными органами, а, как известно, органы местного самоуправления к числу государственных органов не относятсяг) дополнить раздел 1 «Предмет договора» примерных форм договоров оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования, указанием на то, что образовательные услуги должны быть оказаны именно в пользу обучающегося — потребителя, а не заказчика. Для этого предлагается дополнить раздел 1 каждой из примерных форм следующим абзацем:
Исполнитель оказывает образовательные услуги в отношении Потребителя (для договора на оказание образовательных услуг в отношении обучающегося, не являющегося сторон по договору: (указывается: фамилия, имяотчество, возраст и. уровень образования несовершеннолетнего обучающегося), именуемого в, дальнейшем Потребитель.". д) дополнить п. 9 Правил оказания образовательных услуг, определяющий перечень сведений, представляемых гражданиномзанимающимся индивидуальной трудовой педагогической деятельностьюсловами'", об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и стаже занятия индивидуальной трудовой педагогической деятельностью".
18. В процессе проведенного исследования автор обращался к общим вопросам гражданского права и законодательства об образовании, имеющим прямое отношение к теме исследования, которая без этого не могла быть всесторонне изучена. В результате были сформулированы следующие I.