Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии", государство, в то же время, на законодательном уровне признает «особую роль православия в истории России, в становление и развитие ее духовности и культуры"1. Восточное христианство составляло неотъемлемую часть основ российской государственности: церковь освящала институты власти и права, в свою очередь государство незыблемо… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Право и религия в системе регулирования общественных отношений
    • 1. Право и религия у истоков социального регулирования
    • 2. Влияние православия на становленияе и развитие отечественного права
    • 3. Церковное (каноническое) право в правовой системе Российского государства
  • Глава 2. Теоретические и философско-правовые аспекты соотношения права и православной религии
    • 1. Право и религия как ценностно-нормативные системы (опыт теоретико-правового исследования)
    • 2. Религиозно-нравственные основания права (философско-правой аспект)
    • 3. Христианство в правовом измерении. Феномен канонического права
    • 4. Право и православие: проблемы взаимодействия (взаимодополнительность и конфликт)

Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Перемены, произошедшие в России за последние десятилетия, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловили тенденции к возрождению исторических традиций и духовных основ российского общества, во многом определяемых православием.

Уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии", государство, в то же время, на законодательном уровне признает «особую роль православия в истории России, в становление и развитие ее духовности и культуры"1. Восточное христианство составляло неотъемлемую часть основ российской государственности: церковь освящала институты власти и права, в свою очередь государство незыблемо охраняло христианскую веру. Каноническое и светское законодательство тесно переплетались, отождествляя греховное с противоправным. Таким образом, на протяжении многих веков религия являлась важным фактором, влияющим на правовую и политическую сферы общества.

Однако и в современном обществе религия не утратила своего значения. С принятием Закона «О свободе совести и вероисповедания» Русская Православная Церковь (РПЦ) вновь стала активным участником многих общественно-политических, культурных событий и процессов, происходящих в нашей стране. По данным социологических исследований РПЦ находится в числе лидеров среди государственных и общественных структур по степени доверия к ним населения. В настоящее время христианство объединяет свыше одного миллиарда верующих, из них — более ста шестидесяти миллионов последователей православия, значительная доля которых приходится на Россию. Значительная роль религиозного фактора в обществе предполагает необходимость всестороннего изучения, в том числе и правового анализа ее Преамбула к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997, 1 октября. регулятивного потенциала, в большей степени в той части, что непосредственно соотносится с областью действия права.

Двадцатый век для правовой системы России прошел под эгидой процесса, который можно обозначить как секуляризация, закономерным результатом чего стало дистанцирование права и религии. В то же время эти явления и по сей день неизбежно соприкасаются. Особенно явственно их взаимодействие проявляется в сфере социального регулирования.

Право и религия являются важнейшими регуляторами общественных отношений. С юридической точки зрения право обладает приоритетом в социальном регулировании, так как в силу своей обязательности (императивности), формальной определенности и государственной защиты способен наиболее оптимально обеспечить нормальное функционирование общества, являющего собой сложный социальный организм. В то же время эффективность правового регулирования во многом зависит от его согласованного воздействия с иными не юридическими регулятивными системами, в том числе и с религией.

Христианство, как и любая другая религия, определяет не только мировоззрение, но и образ жизни многих людей, моделируя сообразно своему вероучению поведение человека как в церковной, так и в светской областях (общечеловеческие нормы поведения). Православие содержит многочисленные оценки должного и запрещаемого с позиции закона поведения, тем самым, пересекаясь со сферой правового регулирования.

Характер соотношения права и религии носит неоднозначный, а зачастую и противоречивый характер. Стремление к разрешению этого противоречия предполагает комплексное изучение права и христианской православной религии как важнейших социальных регуляторов, активно взаимодействующих в процессе воздействия на общественные отношения во всех основных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Необходимость установления оптимального соотношения во взаимодействии правовых и религиозных нормативов подчеркивает актуальность и значимость избранной тематики.

Степень разработанности проблемы. Постановка вопроса о соотношении права и христианской религии на глубочайшем — онтологическом — уровне получила свое освещение в трудах русских философов-правоведов: Вышеславцева Б. П., Ильина И. А., Неволина К. А., Новгородцева П. И., Соловьева B.C., Трубецкого E.H. и др.

Исторический аспект влияния христианской религии на становление и развитие отечественного права рассматривался в дореволюционной России такими виднейшими учеными как Бердников И. Н., Владимирский-Буданов М.Ф., Карамзин Н. М., Ключевский В. О., позднее — Зимин A.A., Клибанов А. И., Юшков C.B.

Возвращение к христианским традициям обусловило интерес к рассматриваемой теме и со стороны правоведов, и как следствие — появление работ, посвященных изучению религиозного феномена и в свете юридического анализа.

Большое внимание в отечественной правовой науке уделено рассмотрению проблемы свободы совести и вероисповедания, вопросам государственно-правового регламентирования деятельности религиозных объединений.

В то же время малоизученной остается область теоретического исследования взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных систем в силу того факта, что, признавая регулирующую функцию религии, многими учеными игнорируется нормативный аспект религиозного воздействия, следствием чего религиозные предписания вообще не рассматриваются как самостоятельный вид социальных норм.

Наиболее полный анализ данной проблематики проводится в работе В. В. Клочкова «Государство. Право. Религия». Различные аспекты соотношения права и религии также рассматривались Алексеевым С. С.,.

Баскиным Ю.Я., Венгеровым А. Б., Мановым Г. Н., Нерсесянцом B.C., Никоновым В. А.

Немаловажная роль в изучении регулятивного воздействия религии принадлежит исследованиям виднейших представителей социологии — М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса.

Новое видение исторической и социальной роли религии нашло свое отражение в работах П. Баренбойма «Первая Конституция мира. Библейские корни независимости суда», отца Вениамина (Новика) «Православие. Христианство. Демократия», Ю. В. Тихонравова «Судебное религиоведение».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является совокупность социально-правовых и религиозных отношений, возникающих в сфере соотношения права и православия как ценностно-нормативных систем российского общества.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются основные закономерности в формировании и развитии религии и права как ценностно-нормативных систем на примере отечественного права и православия: исторический генезис понимания природы юридических и религиозных нормтеоретические основы их соотношения и взаимовлиянияанализ и оценка современного состояния, основные тенденции развития отечественного права и православия.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение многоаспектной проблемы соотношения права и православной религии в процессе социального регулирования.

В соответствии с указанной целью автор определяет следующие задачи:

— исследовать исторические предпосылки становления и генезиса права и религии как самостоятельных социальных регуляторов;

— на основании анализа российского законодательства показать роль православия в формировании и развитии отечественного права;

— определить теоретические основы соотношения религии и права на уровне их императивов;

— раскрыть нормативный характер религиозного воздействия на общественные отношения;

— провести сравнительный анализ и выявить особенности правовых и религиозных норм;

— осветить процесс и характер взаимодействия и взаимовлияния права и православия;

— сформулировать модель оптимального согласованного воздействия правовых и религиозных императивов на общественные отношения для достижения социально-значимых целей.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как анализ, синтез, сравнение, абстрагированиеи специальных методов — исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой.

Источниковую базу диссертации составили международно-правовые документы и нормативно-правовые акты Российской федерации, регулирующие вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельность религиозных объединений.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый нами вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов как в области права, так и в области философии, истории, социологии, религиоведения: С. С. Алексеева, Л. И. Антоновой, В. К. Бабаева, В. В. Бородина, A.M. Величко, А. Б. Венгерова, И. А. Возгрина, В. И. Гараджи, Ю. И. Гревцова, A.A. Керимова, И. В. Киреевского, А. И. Королева, В. Н. Кудрявцева, Э. В. Кузнецова, Е. А. Лукашевой, Д. И. Луковской, A.B. Малько, Г. В. Мальцева, М. И. Марченко, Н. И. Матузова, П. Е. Недбайло, B.C. Нерсесянца, И. Ф. Покровского, Ромашова P.A., В.П.

Сальникова, Л. И. Спиридонова, JI.A. Тихомирова, P.O. Халфиной, В. В. Цыпина, И. Н. Яблокова, J1.C. Явича и др.

При написании диссертации автор также использовала документальные материалы по истории развития отечественного законодательстваакты, вошедшие в Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

Необходимо особо выделить источники церковного (канонического) права, особую роль среди которых имеет главный источник христианского вероучения — Библия.

Научная новизна диссертации. Состоит в том, что предпринята попытка комплексного историко-правового исследования содержания и процесса взаимодействия права и религии на уровне их нормативных установлений в процессе социального регулирования.

Впервые на диссертационном уровне рассматривается феномен канонического права в его соотношении с правом светским, что имеет научное и культурологическое значение, способствует более полному представлению обо всем многообразии правовой действительности.

Детально исследуется значение православия в становлении и генезисе отечественного права. На основе анализа обширной нормативно-правовой базы Российского государства с X по XX вв. прослеживается место и роль христианства в общей системе социального регулирования.

Впервые вводится в широкий современный научный оборот малоизвестные источники по исследованию канонического (церковного) права.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. На заре человечества для всех народов в целом характерно представление о божественной основе мироздания. Соответственно, и зарождающаяся правовая жизнь у своих истоков тесно смыкается с религиозной, представляя в процессе социального регулирования нерасторжимое единство. Самостоятельное юридическое значение право получает в результате дифференциации этой прежде единой соционормативной сферы культуры.

2. Православие сыграло значительную роль в процессе формирования и развития отечественного права. Принятие христианства повлекло за собой коренное изменение обычного русского права, отмену многих языческих нормвызвало частичную рецепцию византийского светского и канонического правапредопределило дальнейшее развитие права в русле согласованного воздействия с религиозными императивами православного христианства.

3. Христианство, как любая религия, устанавливает свою систему ценностей и необходимо предъявляет определенные требования к поведению человека сообразно с особенностями вероучения. Таким образом, регулятивное воздействие религии имеет под собой нормативную основу. С этой точки зрения христианство являет собой специфическую ценностно-нормативную систему. Религиозные нормы представляют самостоятельный вид социальных норм.

4. Нормативная регламентация религии простирается не только на внутрицерковную деятельность и сферу религиозного культа (выполнение религиозных обрядов). Как ценностно-нормативная система христианство охватывает своим вниманием все социально значимое поведение. Таким образом, религиозное измерение общественной жизни дает определенные принципы, ориентирующие людей и в юридической сфере, тем самым, предполагая непосредственное взаимодействие с правом.

5. Эффективность права обусловлена рядом факторов, в том числе и согласованным взаимодействием с ценностно-нормативными положениями христианской религии как одной из важнейших составляющих ментальности российского народа. Построить эффективный механизм правового регулирования без учета особенностей культурно-исторической цивилизации, в рамках которой действуют правовые нормы невозможно.

6. Православие содержит в себе глобальный нравственный потенциал и способно выступить фактором стабилизации общественных отношений и оказать легитимирующую поддержку правовым установлениям в достижении социальнозначимых целей, а также в профилактике правонарушений.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что исследование способствует более глубокому пониманию таких сложных исторических процессов, как формирование права вообще и древнерусского права в частности, понять истоки российского права.

Практическая значимость состоит в том, что положения, содержащиеся в ней, могут быть использованы: а) в научно-исследовательской деятельности при анализе проблем, связанных с изучением права и религии и их ролью в системе социального регулирования, различных аспектов соотношения права и христианской религии в процессе регулирования общественных отношенийб) разработке учебно-методических пособий по теории и истории права и государствав) в процессе подготовки лекций, проведении семинарских и практических занятий по теории и истории права и государстваг) при подготовке специалистов в области юридического религиоведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены при ее обсуждении на кафедре теории права и государства в Санкт-Петербургском университете МВД Россиина научно-практических семинарах и конференцияхв процессе проведения семинарских занятий по теории права и государства.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Православие — важнейшая часть славянской культуры, одна из составляющих национально-государственных детерминантов. Российское государство сформировалось и достигло своего величия под определяющим влиянием восточного христианства. Национально-государственное возрождение России немыслимо без возрождения ее духовной основыправославной веры.

Прогнозы многих ученых и социологов относительно снижающейся роли религии в современном мире не подтвердились практической действительностью. Религия была и остается важнейшим фактором, предопределяющим социально-политическое развитие общества в целом и поведение отдельно взятого человека — в частности.

В результате кардинальных перемен, произошедших в нашем обществе в последние десятилетия и, как следствие, изменившейся религиозной обстановки, новое поколение, вступающее в жизнь, сформированное в атмосфере возрождения религии, становится более религиозным.

Поэтому важно, чтобы в обществе не было «духовного вакуума», пренебрежения к мировоззренческим вопросам человеческого существования. В этой связи возникает ключевая проблема — проблемам религиоведческого образования. Преподавание религиозно познавательных, религиоведческих дисциплин с культурологических позиций, не сопровождаемых совершением религиозных обрядов, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Без этого нельзя свободно ориентироваться в современном мире, в мировой и отечественной культуре, осуществить осознанный выбор мировоззрения. Этический потенциал этих дисциплин весьма интенсивен и глубоко гуманистичен по своей направленности.

Религия как система социальной регуляции поведения, эффективный фактор, определяющий поведение человека, в том числе и в сфере правовых отношений представляет интерес и для теории права и государства.

Правоведение должно сотрудничать с религиоведческими дисциплинами, моделируя ситуации взаимодействия и возможных противоречий между религиозными и правовыми императивами. Религиозные христианские запреты и требования несут в себе опыт социального общения, выработанные тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общения.

В кризисные моменты для общества становятся явственными те непреходящие ценности, которые могут стать нравственной опорой и интегрирующим фактором в обществе. Православие — система ценностей, органичная для Российского государства. Поэтому именно православие становится источником, обеспечивающим культурную легитимацию российской государственности, российского общества. Право также находит в религии нравственные опоры.

В то же время не следует впадать в очередную эйфорию и преувеличивать возможность религии в деле воспитания людей, представлять ее в качестве универсального средства для решения нравственных проблем. Сами по себе вера и церковь не в состоянии противостоять негативным тенденциям, исправно питаемым реальными противоречиями экономической и политической жизни.

Преодоление социально-политического кризиса и достижение социальной гармонии возможно лишь на основе взаимопонимания и сотрудничества государств и Русской Православной Церкви. Опыт истории властно диктует необходимость совместных усилий церкви и светских учреждений в противостоянии злу и несправедливости. Построить наиболее совершенный механизм правового регулирования в изоляции без учета реалий религиозной жизни также невозможно. Поэтому современный мир должен стать миром диалога права и религии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты и другие официальные документы:
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  3. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997, 1 октября.
  4. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.
  5. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.
  6. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1898.
  7. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994 г.
  8. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.
  9. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. // Религия и закон / Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.
  10. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская газета от 5 апреля 1995 г.
  11. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека иосновных свобод от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров № 9, 1994 г.
  12. Конвенция Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 июня 1995 г. // Российская газета от 23 июня 1995 г. 1. Монографии, учебники, пособия:
  13. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  14. Алексий Лавров-Платонов А. Ф. Предполагаемая реформа церковного суда. Вып.1. 1873.
  15. В.К. Теория права и государства. М., 1999,
  16. П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда: Учебное пособие. М., 1997.
  17. Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972.
  18. В.И. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Пг., 1915.
  19. И.С. Дополнение к Краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань, 1889.
  20. И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Изд. 2-е, перераб. и весьма знач. доп. Каз., 1903 (Вып. 1-й).
  21. И. Церковное право, как особая самостоятельная правовая отрасль и его отношение к общей системе права. Вступительная лекция, читанная в Имп. Казанск. ун-те И.Бердниковым. Казань, 1885.
  22. H.A. О назначении человека. М., 1993.11. Библия. М., 1995.
  23. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  24. С.Н. Государственно-церковные отношения в России (философско-правовой аспект). М., 1999.
  25. С.Н. Неотложная задача (О союзе христианской политики) // Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.
  26. С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев, 1991.
  27. М.Ю. Церковное права в Романо-германской правовой системе. М., 1997.
  28. М. Хозяйственная этика мировых религий//Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985.
  29. М. Социология религии // Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избран, произведения. М., 1990.
  30. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 1998.
  31. В.Г. Социальная организация пространства: (Философско-социологический анализ). М., 1988.
  32. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Изд-е 7-е. Петроград Киев, 1915.
  33. .П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  34. В.И. Социология религии: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 1996.
  35. В.И., Руткевич Е. Д. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
  36. Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов: Полем, заметки. Лен., 1986.
  37. Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.
  38. С.А. Социальные нормы: гносеологичекий анализ. Баку, 1984.
  39. Ю.Г. Философия права: Материалы лекций. Екатеринбург, 1996.
  40. Н. Право православной грековосточной русской церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888.
  41. В.В. История русской философии. Т.1. 4.1. JL, 1991.
  42. A.A. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины 16 в. М., 1960.
  43. И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  44. A.B. История государства и права России. М., 1996.
  45. История политических и правовых учений: Учебник для юридических вузов факультетов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.
  46. A.C., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.
  47. И. Трактаты. Т.6. Религия в пределах только разума. М., 1994.
  48. Н.М. История государства Российского. СПб., 1819. Т.2.
  49. Н.М. История государства Российского. Т.1. СПб., 1842.
  50. Л.П. Сочинения. М., 1993.
  51. A.B. Церковь, история, Россия. Статьи и выступления. М., 1996.
  52. И.В. О характере просвещения Европы и его влияния на просвещение в России // Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. М., 1999.
  53. А.И. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  54. В.В. Религия, государство и право. М., 1976.
  55. В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1.М., 1997.
  56. И.А. История религий. М., 1988.
  57. Э.В. Философия права в России. М., 1989.
  58. А. (диакон). Православие и право. Церковь в светском государстве. Изд-е Сретенского монастыря, 1997.
  59. В.В. Правовое государство и гражданское общество // Общая теория права. Учебник / Под ред. A.C. Пиголкина. М., 1995.
  60. Лекции по религиоведению: Учеб. Пособие / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М., 1997.
  61. Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.
  62. Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
  63. МалиноваИ.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.
  64. Г. Н. Теория права и государства. М., 1996.
  65. A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. Т.1. Истоки религии. М., 1991.
  66. И.В. Очерки философии права. Т.1. Томск, 1914.
  67. К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого. Полн. собр. соч., Т.6. СПб., 1859.
  68. B.C. Философия права. Учебник для вузов. М., 1998.
  69. B.C. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.
  70. Н. Право и ценности. М., 1987.
  71. В.А. Библия и уголовный закон. Тюмень, 1995.
  72. П.И. Сочинения. М., 1995.
  73. П.И. Об общественном идеале. Берлин, 1922.63. о. Вениамин (Новик). «Православие. Христианство. Демократия». Сборник статей. СПб. 1999.
  74. O.A. Римское право. Учебник. М., 2000.
  75. М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Т.1. 4.1.
  76. A.C. Курс церковного права. М., 1902.
  77. A.C. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.
  78. Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. Ярославль, 1902.
  79. Т. Общий обзор // Американская социология. М., 1972.
  80. Т. Система современных обществ. М., 1997.
  81. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. М., 1972.
  82. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.
  83. М.Г. Религия в истории и культуре. М., 1998.
  84. В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М., 1985.
  85. Э.А. Философия государства и права. М., 1995.
  86. И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.
  87. Права человека: Основные международные документы. М., 1990.
  88. А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М., 1999.
  89. Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995.
  90. Религия в истории и культуре / Отв. ред. Писманик М. Г. Пермь, 1995.
  91. Российское законодательство 10−20 веков. В девяти томах. Т.1. Законодательство Древней Руси. М., 1985.
  92. Российское законодательство 10−20 веков. В девяти томах. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.
  93. Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М. В. Ильичев. М., 1999.84. «Русская философия права» (антология). Составители: Альбов А. П., Масленников Д. В., Сальников М. В. СПб., 1999.
  94. Т.В. Каноническое право / Методические рекомендации к спецкурсу. СПб., 1997.
  95. Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности: Монография. М., 1995.
  96. В.С. Сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1990.
  97. Э.Ю. «И. Кант: взаимодополнительность морали и права». М., 1992.
  98. Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.
  99. Л.И. Теория государства и права. М., 1996.
  100. Справка по вопросу об отношении церковного законодательства к государственному. СПб., 1914.
  101. Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909.
  102. Стоглав, изд. 2-е, Казань, 1887.
  103. Н.С. Учебник церковного права. Ярославль, 1898.
  104. А.Д. Религия как общественный феномен.
  105. В.М. Теория государства и права. М., 1998.
  106. Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.
  107. Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. М., 2000 г.
  108. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. М. Н. Марченко. М., 1997.
  109. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М., 1999.
  110. Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.
  111. E.H. Энциклопедия права. М., 1908.
  112. Д.М. Философские проблемы критики религии.
  113. Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.
  114. .А. Порядок и нормы. М., 1991.
  115. И.Г. Назначение человека. СПб, 1906.
  116. Ф.Н. Религия как социальное явление. Кишинев, 1985.
  117. П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги «О духовной истине» // Столп и утверждение истины. М., 1990.
  118. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  119. Э. Психоанализ и религия. В сб.: Сумерки богов. М., 1989.
  120. А.Г., Рахимов P.A. Государственность. Идеология. Общество. СПб., 1998.
  121. A.C. О старом и новом. М., 1988.
  122. В.Н. Теория государства и права. М., 2000.
  123. В.А. Церковное право. М., 1996.
  124. В.А. Каноническое право: лекции. М., 1991.
  125. .Н. История политических учений. М., 1869.
  126. .Н. Философия права. M., 1900.
  127. Я.И. Византийское и южнославянское православное наследие на Руси в 9−13 вв. M., 1978.
  128. Я.И. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в 9−13 вв. М., 1978.
  129. В.Г. Нравственность и права в их взаимных отношениях. Ярославль, 1888.
  130. В.И. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.
  131. C.B. Общественно-политический строй и право Киевского государства. M., 1949.
  132. И.Н. Основы религиоведения. М., 1994.
  133. Явич J1.C. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Д., 1985.
  134. B.JI. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977.
  135. A.C. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.1. Статьи:
  136. В.М. Гражданское общество: от европейской модели к русским ментальным традициям // Социокультурные проблемы политической власти в России. Екатеринбург, 1993.
  137. С. Не удовольствия ради // Родина. № 3. 1998. С.38−40.
  138. Е.А., Лесная JI.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 16−27.
  139. Ю.Я. Библия и международное право // Правоведение. 1991. № 5. С.40−48.
  140. Ю.Я. Новый Завет и становления международного права // Правоведение. 1991. № 6. С. 75−81.
  141. С. К вопросу о крещении Руси // Христианство и Русь. Сборник статей. Серия «Советское религиоведение», № 2. Под ред. А.Белова. М., 1988.
  142. Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия // Социальные исследования, № 7, 1997.
  143. .П. Социальный вопрос и ценность демократии // Париж, 1932. № 2. С. 46.
  144. М. Свобода совести умерла. Да здравствует свобода совести// Новое время. М., 1997. № 39. С.34−35.
  145. Ю.Дмитриев М. В. Влияние православия и западного христианства на общество //Вопросы истории. № 12. 1997. С.3−19.
  146. П.Иванов Н. Библия и уголовный закон. Советская юстиция. 1992. № 7−8.
  147. H.H. // Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь: Рождественские чтения. М., 1998.
  148. В.И. Состояние и перспектива государственно-церковных отношений в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. № 1. С.3−7.
  149. Н.Капустин Н. С., Васечко Е. И. Проблемы взаимоотношения национального и религиозного самосознания // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. Ростов на — Дону. 1996. С.93−95.
  150. .А. Общество и индивид // Социологические исследования, № 10, 1996.
  151. JI.M. Текст выступления // Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь: Рождественские чтения. М., 1998.
  152. A.A. К вопросу об аксиологическом аспекте социальных норм // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Тезисы докладов и сообщенийучастников научно-теоретической конференции. Ростов на — Дону. 1996. С. 29.
  153. A.B. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. № 5. С.93−98.
  154. Э.В., игумен Вениамин (Новик). Кризис современного правосознания // Правоведение, № 3, 1994. С.3−10.
  155. А. Библейские корни правосознания россиян // Российская юстиция. № 1. 1998.
  156. С.Д. Специфика православного представления о праве и его мифологические основы // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. С. 56.
  157. Л.М. Проблема правового регулирования общественных отношений и российская ментальность // Право и культура: проблемы взаимосвязи. Ростов на — Дону, 1996. С. 52.
  158. Л.С. Конфуций и доктрина разделения властей (размышления по прочтении книга Петра Баренбойма «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера»). М., 1996 // Государство и право, 1997, № 3. С. 122−126.
  159. В.П. Феномен религии в контексте отечественного права // Религия, умонастроения, идеология в истории. Сборник межвузовских трудов. Брянск, 1996. С.127−140.
  160. A.B. Религия и права человека // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. 3 / Сост. Л. М. Воронцева, A.B. Пчелинцев, С. Б. Филатов. Под общ. Ред. С. Б. Филатов. М., 1996. 299 с. С.7−9.
  161. М. А. Российское христианско-демократическое движение: поиски себя //Кентавр. Ноябрь-декабрь. 1992. С.100−108.
  162. В. «Аще муж от жены блядеть.» // Родина. № 3. 1998. С.41−42.
  163. В.П. Право в действии // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. СПб., 1993.
  164. В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность: проблемы развития и соотношения. Самара, 1991.
  165. А. Церковь в период феодальной раздробленности. Христианство и Русь. Сборник статей. Серия «Советское религиоведение», № 2. Под ред. А. Белова. М., 1988.
  166. И.В. религиозные традиции России и проблемы модели государственно-религиозных отношений на современном этапе // История и политика: методология, историография, практика. Н. Новгород, 1997. С.125−127.
  167. H.A. Выступление // Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь: Рождественские чтения. М., 1998. С. 179−180.
  168. Н.Р. Православие как фактор державного строительства в России // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1996. С.96−97.
  169. Э.Г., Элбакян Е. С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции // Кентавр. Историко-политический журнал. 1993. № 5. С.59−68.
  170. О. Имеют ли православные социальную доктрину?//Православная беседа. 1999. № 4. С.33−36.
  171. Авторефераты и диссертации:
  172. П.Н. Римское императорское законодательство IV века о церкви и формирование канонического права. Автореф.. кан. юр. наук. М., 1999.
  173. A.M. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур. СПб., 2000. Дис.. док. юр. наук. СПб., 2000.
  174. С.И. Право в системе социальных норм и его взаимодействие с ними в регулировании общественных отношений. Автореф.. док. юр. наук. Ташкент, 1995.
  175. П.Н. Развитие России как светского государства (истор.-прав. аспект). Дис.. док. юр. наук. СПб., 1998.
  176. Е.В. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России. Автореф.. кан. юр. наук. СПб., 1999.
  177. С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации. Автореф.. кан. юр. наук. Хабаровск, 2000.
  178. Т.В. Обычай как источник права у восточных славян и в Древней Руси (9−11 вв.) Автореф.. кан. юр. наук. СПб., 2000.
  179. A.A. Государство и религиозные конфессии (конституционно-правовое регулирование в России). Автореф.. кан. юр. наук. СПб., 1997.
Заполнить форму текущей работой