Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые основы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов диссертационного исследования. Сформулированные в диссертации и в опубликованных автором работах положения и выводы одобрены на заседании кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета, отражены в выступлениях на научно-практических конференциях в Российской академии государственной службы при Президенте… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: теория и история
    • 1. Понятие, содержание и принципы системы защиты прав и свобод человека и гражданина
    • 2. Становление и развитие системы защиты прав и свобод человека и гражданина
  • Глава II. Конституционное закрепление и государственное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 1. Конституционное закрепление защиты прав и свобод человека и гражданина
    • 2. Правовое регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина
  • Глава III. Основные направления совершенствования законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 1. Совершенствование законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина
    • 2. Конституционная ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Конституционно-правовые основы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется ролью и местом правового института прав и свобод человека и гражданина в российском конституционном праве и формировании правового государства. Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, означает, что все звенья государственного механизма обязаны защищать права и свободы человека и гражданина, а государство обязано обеспечить гарантии охраны прав и свобод.

Несмотря на то, что в результате конституционных преобразований в России расставлены приоритеты в государственном строительстве — человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство приняло на себя обязанность осуществлять их защиту, многие аспекты защиты прав и свобод личности в теории не обоснованы и в практическом плане не эффективны.

Современной российской действительности свойственно многообразие различных структур, непосредственно занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, муниципальные органы власти, институты гражданского общества составляют организационную структуру правозащитной деятельности. Однако пока говорить о сложившейся эффективной правозащитной системе в России не приходится. До сих пор не произошло осознания того, что все звенья правозащитной структуры являются существенными частями единого целого. Российская правозащитная система страдает отсутствием действенных средств, методов и приемов защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, будучи подменена обоснованием «собственной значимости» тех или иных институтов, умалением и дискредитацией правозащитного потенциала, а также преувеличением собственных правозащитных порывов тех или иных правозащитных органов и движений.

Практика защиты прав и свобод человека и гражданина в России во многом является несовершенной в результате разрозненности усилий и недостаточности системного институционального обеспечения, из-за фрагментарности, поверхностности и неконструктивности контактов между звеньями конституционной правозащитной системы. Поэтому задача исследователей-государствоведов состоит в поиске таких констшуционно-правовых механизмов, которые бы способствовали оптимизации как правозащитной системы в целом, так и повышению эффективности ее отдельных звеньев.

Сложившаяся в России обстановка в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина ставит перед юридической наукой задачи по ее системному анализу и необходимости разработки действенных механизмов их реализации, опирающихся на конституционные нормы. Необходим анализ действующего российского законодательства в области защиты прав человека и гражданина, принятие новых федеральных законов, способных устранить имеющиеся пробелы и противоречия в правозащитной системе России.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В различные исторические периоды в центре внимания ученых находились те или иные аспекты проблемы, связанной с правами и свободами человека и гражданина, предлагались и обосновывались различные способы их решения.

Несмотря на то, что в советский период вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина рассматривались, как правило, в политическом и идеологическом аспектах, определенный вклад в развитие теории прав и свобод человека и гражданина были внесены уже в то время многоплановыми исследованиями С. С. Алексеева, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, А. Б. Венгерова, В. Н. Даниленко, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, Р. З. Лифшица, А. В. Малько,.

Н.И.Матузова, ДАКеримова, В. В. Малькова, ПЕ. Недбайло, И. Е. Фарбера, С. В. Черниченко, В. М. Чхиквадее и др.

Постсоветский период исследования проблем, связанных с правами и свободами человека и гражданина, характерен расширением их спектра, сопряжением с международными факторами, поисками правозащитных механизмов и процедур и т. п. Существенный вклад в данной сфере внесен такими учеными-государствоведами, как С. А. Авакьян, В. В. Альхименко, М. В. Баглай, Н. А. Богданова, В. В. Бойцова, Н. С. Бондарь, В. Н. Бутылин, Н. Т. Ведерников, С. А. Глотов, В. А. Карташкин, А. И. Ковлер, В. В. Лазарев, П. А. Лаптев, И. А. Ледях, Ю. И. Лейбо, Е. А. Лукашева, Г. В. Малъцев, М. Н. Марченко, Т. Д. Матвеева, О. О. Миронов, Н. А. Михалева, А. С. Мордовец, В. С. Нерсесянц, Л. А. Окуньков, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов,.

B.Е.Чиркин, Б. С. Эбзеев и другие.

Предмет исследования предопределил также внимание автора к изучению взглядов таких выдающихся представителей российской науки, в частности: Н. А. Бердяева, В. М. Гессена, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, М. М. Ковалевского, Ф. Ф. Кокошкина, Н. М. Коркунова,.

C.А.Котляревского, П. ИЛовгородцева, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, а также зарубежных авторов: У. Брубейкера, Д. Гомьена, Д. Джильберта, Л. Зваака, Н. Лернера, Р. Рисдала, В. Ройтера, Ю. Хабермаса, Х. Ханнума, Д. Харриса, К. Хюфнера и др.

В то же время следует отметить, что, несмотря на значительный исследовательский массив, изучение конституционно-правовых основ защиты прав и свобод человека и гражданина в России носит недостаточно последовательный, системный характер. Имеющиеся исследования нередко посвящены сравнительно узким вопросам рассматриваемой проблемы, в них идет речь о защите отдельных категорий гражданоб обеспечении занятости населенияо социальной справедливости в трудовых отношениях и т. п.

Назрела необходимость в комплексном исследовании конституционно-правовых основ защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской.

Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации становление нового демократического, правового Российского государства невозможно не только без конституционной обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина, но и реализации этой обязанности на практике.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе конституционных положений и выявлении основных проблем становления и развития системы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, с учетом закономерностей и ориентиров развития ее правовой, социальной и демократической государственности.

Указанные цели определили постановку следующих задач:

— исследовать теоретические основания и принципы современной концепции защиты прав и свобод человека и гражданина;

— рассмотреть генезис правозащитных идей и их закрепление в нормативных правовых актах;

— раскрыть сущность конституционной обязанности Российского государства защищать права и свободы человека и гражданина;

— выявить направления совершенствования законодательства в области прав и свобод человека и гражданина;

— раскрыть роль конституционной ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина;

— разработать предложения по совершенствованию системы защиты прав и свобод человека и гражданина с учетом особенностей различных субъектов правозащитной деятельности.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, обусловленных конституционной защитой прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие и регулирующие конституционную обязанность Российской Федерации защищать права и свободы человека и гражданина.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологическую основу исследования составляет совокупность научных методов познания государственно-правовых явлений: историко-правовой, формально-юридический, системно-структурный и сравнительно-правовой методы исследования. Автор использует также социологический и статистический методы исследования, применяет диалектический, системный подходы. Конституционно-правовой аспект работы увязан с методологическим принципом историзма — отдельные вопросы анализируются в контексте их исторического развития.

Для обоснования выводов и предложений автор всесторонне проанализировал соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, использовал философские, экономические, социологические, политологические и правовые разработки по исследуемой теме. В работе представлен опыт конституционного законодательства зарубежных стран. Использованы положения и теоретические выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных юристов, исследующих проблемы взаимоотношений гражданина и государства. Диссертационное исследование потребовало изучения работ по зарубежному государствоведению, международному праву. Работа обобщает и анализирует нормативные материалы, правовую практику России и зарубежных государств в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Нормативно-правовую основу диссертации составили Конституция Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, российское и зарубежное законодательство, международно-правовые акты.

Нормативную и источниковедческую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 годазаконодательство РФ по проблемам прав и свобод человека и гражданинанормативные правовые акты субъектов РФКонституции СССР и РСФСРмеждународно-правовые актыКонституции и законодательство ряда зарубежных государств.

Научная новизна диссертации. В диссертации с учетом профиля исследования проведен анализ роли Российской Федерации в сфере прав и свобод человека и гражданина. Представлен комплексный подход к конституционно-правовому закреплению и регулированию защиты прав и свобод человека и гражданина. Показана необходимость и сформулированы предложения по совершенствованию защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в обосновании следующих положений, выносимых на защиту:

1.Правозащитная функция государства является осуществлением конституционной обязанности Российской Федерации защищать права и свободы человека и гражданина. Данная функция не совпадает с охранительной функцией государства и выступает самостоятельной по отношению к ней.

2. Современная концепция защиты прав и свобод человека и гражданина представляет собой исторически обусловленную систему взглядов, принципов и приоритетов в данной сфере, выступает как фактор формирования развитой правозащитной структуры конкретного государства и ориентир в деятельности ее субъектов.

3. Опора на предельно широкую совокупность позитивных социальных регуляторов — мораль, нравственность, религия, традиции, право и т. п. — при разработке основ системы защиты прав и свобод человека обеспечивает ее стабильность и жизнеспособность. В случае утраты адекватности правозащитного механизма или сбоя в работе его отдельных элементов правозащитная система не разрушается, а подстраивается к возникшей ситуации для сохранения своих первоначальных или определенных в законе качественных свойств.

4. Анализ состояния законодательства Российской Федерации в сопоставлении с международными актами, международными стандартами прав человека позволяет констатировать, что конституционно-правовое регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина в России закреплено, за редким исключением, в соответствии с международно-правовыми обязательствами нашей страны.

5. Конституционное оформление обязанности российского государства защищать права и свободы человека и гражданина является индикатором гуманитарности государственного строительства.

6. Реализация конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно связана с совершенствованием и специализацией судопроизводства, что дает дополнительные гарантии справедливого правосудия. В этой связи особого внимания требует административная и ювенальная юстиция.

7. Эффективность правозащитной деятельности государства может быть обеспечена ее системностью и комплексностью, развитым механизмом конституционной ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

8. Конституционной обязанности защищать права и свободы человека и гражданина наиболее адекватна конституционная ответственность за их нарушение. Для российской правовой системы характерна ситуация, когда основания конституционной ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина скорее выводимы из текста Конституции Российской Федерации и законодательства, чем прямо означены в них. Это не способствует формированию действенной конституционной правозащитной системы. Корректировка такого положения возможна законодательным оформлением института конституционной ответственности посредством принятия федерального закона «О конституционной ответственности в России».

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной практике органов государственной власти, а также в деятельности всех субъектов конституционно-правовых отношений.

Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных проблемам конституционно-правового регулирования защиты прав и свобод человека и гражданина, а также при подготовке учебных и методических пособий, направленных на освещение широкого спектра проблем, связанных с системной конституционной защитой прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Апробация результатов диссертационного исследования. Сформулированные в диссертации и в опубликованных автором работах положения и выводы одобрены на заседании кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета, отражены в выступлениях на научно-практических конференциях в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и в Российском государственном торгово-экономическом университете: «Реализация прав человека в торгово-экономической и социальной сферах» (декабрь 2003 г.), «Экономика, государство и общество» в рамках Румянцевских чтений (апрель 2005 г.), «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре» в рамках Васильевских чтений (октябрь 2005 г.), используются автором в правозащитной деятельности.

Основные итоги диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора.

Структура исследования. Цели и задачи, поставленные в исследовании, обусловили структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы конституционно-правовых основ защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации позволяет сделать ряд обобщений, выводов и предложений.

1. Современная система защиты прав человека является результатом длительного поэтапного исторического развития, имеющим корни во многих культурах и цивилизациях. Вместе с тем всякое государство опирается на свою социально-регулятивную систему, в силу чего универсальность такой системы практически не достижима. Данный вывод не отрицает сотрудничества государств по разработке, уточнению, адаптации к реалиям и включению в систему таких социальных регуляторов, как международные стандарты в сфере защиты прав человека. Последние понимаются как система минимальных императивных требований, принимаемых на себя государствами в отношении защиты лиц, находящихся под их юрисдикцией, выступающих условием интеграции государства в соответствующую международную организацию, и критерием пребывания в ней.

Защита прав человека — это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент правовой сферы, ориентир ее развития, субъектно-человеческая форма выражения существа права. Эффективность такой защиты обусловлена конструктивностью взаимодействия всей совокупности элементов и правового механизма осуществления правозащитной деятельности Российского государства.

2. Поиск адекватных и доступных внутригосударственных правозащитных механизмов и процедур должен осуществляться в конституционном русле. Последовательность и результативность данного процесса зависит от концепции защиты прав и свобод человека и гражданина, определяющей официально принятую систему взглядов, принципов и приоритетов в правозащитной сфере, содержащей внятные ориентиры правозащитной деятельности властных структур и инсттаугов гражданского общества.

3. Необходимая устойчивость концепции защиты прав и свобод человека и гражданина достигается путем опоры на систему принципов, проверенных наукой и практикой. Жизнестойкость и прогрессивность данной концепции складывается посредством сочетания правовых, моральных, нравственных, традиционных норм. Это воспрепятствует юридическому негативу стать превалирующим явлением в правовой системе.

4. Конституционное оформление обязанности российского государства защищать права и свободы человека и гражданина является индикатором гуманитарности государственного строительства.

5. Выделение правозащитной функции государства служит осуществлению конституционной обязанности Российской Федерации защищать права и свободы человека и гражданина. Она не совпадает с охранительной функцией государства и выступает самостоятельной по отношению к ней, активно взаимодействует с правозащитной деятельностью, осуществляемой структурами гражданского общества. В пользу самостоятельного развития правозащитной функции государства свидетельствует появление в последние годы новых юридических институтов и гарантий судебной и иной защиты прав человека и гражданина.

6. Правозащитная деятельность представляет собой систематическую работу определенных субъектов — публичных (государственных и муниципальных) и институтов гражданского общества — в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в целью установления правозащитного режима. Содержание такой деятельности составляет целесообразное позитивное изменение ситуации в сфере прав человека, преобразование ее в интересах личности, общества и государства, восстановление нарушенных прав.

7. Эффективность правозащитной деятельности государства и общества достигается посредством опоры на систему соответствующих институтов, которые в своей совокупности образуют правозащитную структуру. В ее составе публичные структуры общефедерального и субъектов РФ уровней (каждый из них включает судебные и внесудебные органы) и органы местного самоуправленияинституты гражданского общества (правозащитные организации, адвокатура, нотариат) — международные правозащитные структуры. Существенным элементом правозащитной структуры является лицо, прибегшее к защите своих прав и свобод не запрещенными законом средствами. Право индивида на самозащиту требует от соответствующих властных органов исполнения ими своих обязанностей.

8. Гарантом прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с Конституцией РФ, является Президент РФ. Строгого юридического толкования статуса «гарант» пока не сложилось, что имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, установление четких юридических границ статуса «гарант» содержит опасность сужения его многогранности, что делает не желательным ограничение реализации «гарантных» функций четкими процедурами. С другой — невозможно установить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение неопределенных «гарантных» полномочий.

9. Конституционной обязанности защищать права и свободы человека и гражданина наиболее адекватна конституционная ответственностью за их нарушение. Для российской правовой системы характерна ситуация, когда основания конституционной ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина скорее выводимы из текста Конституции РФ и законодательства, чем прямо означены в них. Это не способствует формированию действенной конституционной правозащитной системы. Корректировка такого положения возможна законодательным оформлением института конституционной ответственности посредством принятия федерального закона «О конституционной ответственности в России».

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина является то, что она обеспечивается и судебными, и внесудебными процедурами.

10. Особая правозащитная миссия возлагается на судебные органы. Конституционное право на судебную защиту выражается и в возможности обратиться в суд, и получить реальную защиту.

Реализация конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно связана с совершенством и специализацией судопроизводства. Это способствует достижению адекватности судебной защиты, дает дополнительные гарантии справедливого правосудия. В этой связи особого внимания требует административная и ювенальная юстиция.

11. О складывающейся специализации правозащитной деятельности в России позволяет судить законодательное закрепление особых правозащитных норм в отношении прав и свобод отдельных категорий граждан. Это подтверждает ориентацию государства на повышение эффективности правозащитной деятельности.

Специализация правозащитной деятельности осуществляется также на уровне субъектов РФ, которые, согласно Конституции РФ, могут приращивать арсенал правозащитных средств. Однако их заинтересованность в выстраивании действенной региональной системы защиты прав и свобод человека и гражданина не прослеживается. Стимулирование Российской Федерацией данного направления деятельности ее субъектов представляется достаточно перспективным. Сегодня потенциал субъектов РФ в правозащитной сфере не только не исчерпан, но по существу глубоко не исследован и не раскрыт.

12. Имеющиеся в Конституции РФ несовершенства воспроизводятся в правозащитном законодательстве. Им нередко сужается круг лиц, к которому обращается правозащитный ресурс того или иного закона, ограничительно толкуются конституционные нормы, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, что препятствует системной реализации правозащитной функции государства.

Совершенствование российского законодательства по защите прав и свобод человека необходимо проводить путем его корреляции с международноправовыми стандартами в данной сфере. Последние не следует наделять качествами правозащитной панацеи и брать их за вершину правозащитных ориентиров государства. Безоговорочность в имплеменгации международных стандартов защиты прав человека чревата определенными изъянами национальной правозащитной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2001. — № 23. -Ст.2277- 2003. — № 27 (ч. I). — Ст.2697.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. — № 51. -Ст.5712- 1998.-№ 1.-Ст.1.
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.)//СЗРФ. -1997. -№ 1. -Ст.1- 2001. -№ 51. -Ст.4825- 2003.- № 27 (ч. I). Ст. 2698.
  5. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г.)// СЗ РФ. 1995. — № 18. — Ст.1589- 2003. — № 27 (ч. I). — Ст.2699.
  6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.) // СЗ РФ. -1994. № 13. — Ст.1447- 2001. — № 7. — Ст.607, № 51. — Ст.4824.
  7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. — № 46. — Ст.4532- 2003. — 2003.- № 27 (ч. 1). Ст. 2700.
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.) // 2002. № 1 (ч. 1). — Ст. З, № 30. — Ст.3014, Ст. 3033.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. М&bdquo- 2003.
  10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (действующая редакция), М., 2003.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//СЗРФ.-2001.-№ 1 (ч. 1).-Ст.1.
  12. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005.
  13. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. -№ 51. -Ст.4982- 2002. -№ 26. -Ст.2571.
  14. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. — № 30. — Ст.3030.
  15. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (с изм и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. — № 22. -Ст.2031- № 27 (ч.1). — Ст.2700.
  16. Федеральный закон от ЗГмая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. — № 23. — Ст.2102.
  17. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2001. -№ 29. — Ст.2950- 2002. — № 12. — Ст. 1093, № 30. — Ст.3029- Российская газета. — 2003. — 25 июня.
  18. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. от 13 января 2001 г.) // СЗ РФ. 1999. — № 26. — Ст.3177- 2001. -№ 3. -Ст.216.
  19. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // СЗ РФ. -1999. № 18. — Ст.2218,
  20. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. -1998. -№ 51. Ст. 6270.
  21. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.) // СЗ РФ. -1998. -№ 31. -Ст.3802- 2000. -№ 30. Ст. 3121.
  22. Федеральный закон от 18 июня 1998 г. «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // СЗ РФ. 1998. — № 25. -Ст.2833.
  23. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. -1998. -№ 14. -Ст.1514.
  24. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней» // СЗ РФ. -1998. -№ 13. Ст. 1446.
  25. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. «О присоединении России к Уставу Совета Европы» // СЗ РФ. 1996. — № 9. — Ст.744.
  26. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изм. от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ. -1995. -№ 48. -Ст.4557- 2001. -№ 46. -Ст.4307- 2002. -№ 1 (ч.1). -Ст.2.
  27. Федеральный закон от 4 ноября 1995 г. «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» // СЗ РФ. 1995. — № 45. — Ст.4239.
  28. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. от 14 декабря 1995 г.) // Сборник законодательных актов Российской Федерации. Вып. VIII, 1993.-Ст.117- СЗ РФ. -1995. -№ 51. -Ст.4970.
  29. Указ Президента РФ от 29 ноября 1999 г. № 1585 «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека» // СЗ РФ. -1999. -№ 49. -Ст.5984.
  30. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // СЗ РФ. 1997. — № 30. — Ст.3601.
  31. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. № 524 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1992. № 22. — Ст.1216.
  32. Международные пакты в акты
  33. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. -1998. -10 дек.
  34. Гаагская конвенция относительно освобождения от легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. — № 6.
  35. Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. — № 9.
  36. Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ (24 сентября 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. -1994. № 9.
  37. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (29 ноября 1985 г.) // Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. Warsaw: OSCE, 1998.
  38. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) // Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. Warsaw: OSCE, 1998.
  39. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.) // Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. Warsaw: OSCE, 1998.
  40. Дополнительный протокол к Европейской социальной хартии (Страсбург, 5 мая 1988 г.) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. -М., 1998.
  41. Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) // Европейская социальная хартия. Сер. «Права человека». -№ 2. — М., 1998.
  42. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) // Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов. Warsaw: OSCE, 1998.
  43. Итоговый документ- Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ от 19 января 1989 г. // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М.: Юрид. лит., 1994.
  44. Конвенция МОТ относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г. // Даниленко Г. М. Международная защита прав человека. -М.: Юристь, 2000.
  45. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября Г990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. — № 2. — Ст. 163.
  46. Конвенция о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г. // Миронов В. Ф., Миронов А. В. Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарии законодательства / Под общ. ред. В- Ф. Миронова. -М.: Издательство НОРМА, 2001.
  47. Конвенция о статусе беженцев в государствах участниках СНГ (1 февраля 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. -1993. — № 9.
  48. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Москва, 21 октября 1994 г.) // Юрьев С. С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). М., 2000.
  49. Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и Протокол к ней 1967 г., касающийся статуса беженцев // Бюллетень международных договоров. -1993.-№ 9.
  50. Конвенция СНГ «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (21 октября 1994 г.) // Дипломатический вестник. -1994. -№ 21−22.
  51. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) //Российская газета. -1995.-23 июня.
  52. Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с гам. от 24 марта 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. -№ 2.
  53. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка Российской газеты. 1999. — Вып. № 22−23.
  54. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Библиотечка Российской газеты. 1999. -Вып. № 22−23.
  55. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  56. Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 16 сентября 1963 г.) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Москалькова Т. Н. и др. М.: „Спарк“, 1998.
  57. Протокол № 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. / Сост. Москалькова Т. Н. и др. -М.: Издательство „Спарк“, 1998.
  58. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.) // Российская юстиция. -1997. № 5.
  59. Соглашение об образовании Консультативного совета по труду, миграцшг и социальной защите населения государств-участников СНГ от 13 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. — № 4.
  60. Соглашение СНГ в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. — № 2.
  61. CA. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубеиошх стран. М.: МГУ, 2001.
  62. С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт// ВестникМосковского университета. Сер. 1L Право. -1999. -№ 1.
  63. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.9EL Алексеев CLC. Общая теория права- М^ 1981.
  64. С.С. Теория права. М., 1995.
  65. В.В. Реформы Министерства внутренних дел: история и современность // История становления и современное состояние исполнительной, власти в России. М.: Новая Правовая культура, 2003.
  66. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: „Мысль“, 1997.
  67. Антология мировой философии. М., 1969.
  68. Г. В. О целостности государства и государственного управления Росши н/Д: Изд-во СКАГС, 200L
  69. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и фак. 2-е изд., там. и доп. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999.
  70. Байшшов. PjC. Мировоззренческие, основы. общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права. 2001. -№ 11.
  71. Д. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. -2003.-№ 2.
  72. БеккариаЧ. О преступлениях и наказаниях. М, 1995.
  73. H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  74. Ю. Российская правовая система и европейские стандарты // Российская юстиция. 2001. — № 1.
  75. МО: Берлшг Е. М. Реализация права на необходимую оборону // Гражданин и право.-2002.-№ 9/ю.
  76. О.С. Суд присяжных в новой системе судебной организации Российской Федерации // Гражданин и право. 2000. — № 4.112г Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. -Воронеж, 1984.
  77. H.A. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М.: Издательство МГУ, 2001.
  78. В. и др. Ювенальная юстиция защита для сирот // Российская юстиция.-1998.-№ 8.1Г5- БойЦова В. В. Служба защиты прав человека. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996.
  79. Л.В. Ответственность государства и судей за вред, причиненный гражданам при отправлении правосудия // Журнал российского права. -2001.-№ 9.
  80. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1998.
  81. C.B. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. — № 1.
  82. К.А. Обеспечение единого правового пространства важный аспект деятельности органов конституционного контроля субъектов РФ // Журнал российского права. — 2001. — № 10.
  83. К.Г. Административная и судебная защита граждан и юридических лиц в Российской Федерации: система, институты, правовой механизм. Монография. -М., 1998.
  84. С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. — № 2.
  85. С. А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации // Государство и право. 2002. — № 10.
  86. Н.В. Проблема конституционно-правовой ответственности Российского государства // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. -М.: МГУ, 2001.
  87. В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2001. -№ 12.
  88. А. Характеристика преступности среди сотрудников органов внутренних дел // Российская юстиция. 2002. — № 12.
  89. Г. А. Конституционно-правовая ответственность особый вид юридической ответственности // Конституционно-правоваяответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М: МГУ, 2001.
  90. Н.Т. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности уголовного законодательства России. М., 2002.
  91. Н.Т. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности уголовного и уголовно-процессуального законодательств. -М., 2002.
  92. О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. — № 7.
  93. Ведяхин В. М, Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. -1998. -№ 1.
  94. А. Выводы и замечания относительно прав человека, имеющие особое значение для демократического развития // Права человека -международное измерение: Сборник международных документов. Вып.1. -М., 1995.
  95. А.Б. Теория государства и права. М., 1996.
  96. В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.
  97. Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. -М.: МГУ, 2001.135Г Витрук Н. В. Конституционное правосудие. М.: „ЮНИТИ“, 2004.
  98. А. Какой будет административная юрисдикция? // Российская юстиция. 2002. — № 11.
  99. В.И., Крапивин О. М. Разрешение индивидуальных трудовых споров II Гражданин и право. 2000. — № 2−5.
  100. С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. 2001. — № 8.
  101. Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
  102. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Издательство МГУ- Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997.
  103. Ю.Я. Новый трудовой кодекс Российской Федерации: пробелы, упущения, противоречия, ошибки // Гражданин и право. 2002. — № 5.
  104. JI.B., Лотыш Т. А., Пентковский М. В. Пути совершенствования уголовно-процессуального законодательства в условиях судебно-правовой реформы (обзор выступлений участников „круглого стола“) // Вестник МГУ. Сер. 11.- Право. 2001. — № 6.
  105. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. М.: НИМП, 2001.
  106. В.Н. Декларация прав и реальность. К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1989.
  107. A.A. Понятие административного процесса и административно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 11.- Право. -1998. № 4.
  108. A.A. Периодизация истории суда присяжных в России // Журнал российского права. 2001. — № 7.
  109. Доклад Генерального прокурора о состоянии законности // Бюллетень Института права и публичной политики. Вып.8. — 2002. — Июнь.
  110. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2002 г. // Российская газета. 2003,5,7 августа.
  111. Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в 1998 -2000 гг. // Защита прав человека. Сборник документов. 1998 2000. — М.: Юрид. лит., 2001.
  112. Х.М., Першиц А. И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. — № 1.
  113. JI. Актуальные проблемы становления науки прав человека // Белорусский журнал международного и национального права. 2002. -№ 2.152″. Епифанов А. Реабилитация иностранцев, осужденных за военные преступления // Российская юстиция. 2001. — № 1.
  114. В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. — № 10.
  115. Замечания УВКБ ООП по Закону Российской Федерации „О беженцах“ // Гражданин и право. 2002. — № 6.
  116. Защита прав человека на Кавказе: позиция ученых и правозащитников / Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2002.
  117. И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003.
  118. И.А. О грядущей России. Избранные статьи / Под ред. Н. П. Полторацкого. Россия — США, 1991.
  119. И.А. О сущности правосознания. -М.: „Рагоръ“, 1993.
  120. И.А. Родина и мы. Смоленск, 1995.
  121. А. Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств // Российская юстиция. 2002. — № 5.
  122. Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. 2001. — № 7.
  123. В.А. Прецедентная практика Европейского суда по правам человека как регулятор гражданских отношений в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. — № 4.
  124. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: ИГиП РАН, 1995.
  125. В.П. О сущности судебной защиты прав и свобод граждан // Судебная защита прав и свобод граждан. М.: НОРМА, 1999.
  126. Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). M., 2Q00.
  127. .А. Государственное право (общее и русское). М., 1909.
  128. Н. Проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания // Российская юстиция. 2001. — № 8.
  129. Е.В. Новые направления в правах человека // Общественные науки за рубежом. Сер.4. 1991. -№ 4.
  130. М.М. Учение о личных правах. M., 1906.
  131. М.М. Общее конституционное право. СПб., 1908.
  132. А.И. Антропология права. М.: Норма, 2002.
  133. Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2001.-№ 9.
  134. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. -М.: Юристь, 1999.
  135. Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
  136. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. -М.: Городец, 2000.
  137. Н.М. Международная судебная защита прав и свобод человека // Судебная защита прав и свобод граждан. М.: НОРМА, 1999.
  138. Н.М. Особенности конституционной ответственности в России // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. -М.: МГУ, 2001.
  139. Г. Н. Конституционно-правовая ответственность Российского государства за нарушение прав граждан // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: МГУ, 2001.
  140. YT9. Конституции Государств Европейского Союза / Под ред. Л. А. Окунькова. -М.: НОРМА, 1999.
  141. Конституции зарубежных государств / Сост. В. В. Маклаков. М.: БЕК, 2002.
  142. Конституции стран СНГ и Балтии. М.: Юристь, 1999.
  143. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. -М.: МГУ, 2001.
  144. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав и свобод человека. М., 1994.
  145. В. Конституция как источник Общей части уголовного права // Российская юстиция. 2002. — № 4.
  146. Н.М. Русское государственное право. Изд. 3. СПб., 1899.
  147. С.А. Конституционное государство. Опыт политико- морфологического обзора. СПб., 1907.
  148. М. У судебной власти есть только один защитник общество // Российская юстиция. — 2003. — № 6.
  149. A.M. Трудовой кодекс Российской Федерации: преемственность и новизну // Законодательство. 2002. — № 2.
  150. А. Ответственность главы государства в монархии и республике // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: МГУ, 2001.
  151. В.В., Липень C.B. Теория государства и права.- М&bdquo-1998.
  152. Л.В., Марышева Н. И., Пантелеева И. В. Иностранные граждане (правовое положение) / Под ред. Н. И. Марышевой. М.: Российское право, 1992.
  153. A.M. Защита прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве // Общая теория прав человека / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. -М.: НОРМА, 1996.
  154. И. Новый Уголовный кодекс РФ и международные стандарты по правам человека // Российская юстиция. 1997. — № 1.
  155. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000.
  156. A.A., Романков Л. П., Худяков A.A., Худяков А. И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека // Ученые записки. Вып. 2. СПб: Институт права, 1999.
  157. Р.З. Современная теория права. М., 1992.
  158. Е.А. Генезис щцей прав человека и правового государства. // Общая теория прав человека / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. -М.: НОРМА, 1996.
  159. Е.А. Права человека: понятие, сущность, структура // Общая теория прав человека. М.: НОРМА, 1996.
  160. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
  161. Г. В. О происхождении и ранних формах права и государства. -М.: РАГС, 2000.
  162. Г. В. Понимание ¡-права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.
  163. Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. -М., 1979.
  164. C.B. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью // Журнал российского права. 2001. — № 7.
  165. M.B. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов н/Д: Ростиздат, 2003.
  166. М.В. Конституционно-правовые вопросы защиты российских граждан, находящихся за границей. Ростов н/Д: ЦИТ ПРОНТО, 1997.
  167. М.Н. Теория государства и права. М., 2002.
  168. . Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы. Неправительственные организации в защите прав и свобод человека: международная практика и опыт России. М., 1998.
  169. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.212^ Мельник В. В. Содержание конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей // Журнал российского права. 2001. — № 5.
  170. О.О. Путь демократии, законности, уважения и защиты человека правильный путь. Материалы V Всероссийского съезда судей // Российская юстиция. — 2001. — № 3.
  171. М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ // Журнал российского права. 2001. — № 6.
  172. И. Права личности новый приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. -2002.- № 7.
  173. H.A. Конституционные реформы в республиках субъектах Российской Федерации// Государство и право. 1995, № 4.
  174. А. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения // Российская юстиция. 1997. — № 4.
  175. Ш. Избранные произведения / Под ред. М. П. Баскина. М.: Госполитиздат, 1962.
  176. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1997.
  177. P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  178. На пути к региональному Уполномоченному по правам человека / Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2000.
  179. B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. -М.: НОРМА, 1999.
  180. Э.Н. Понятие и правовая природа международных неправительственных организаций // Юрист. 2000. — № 9.
  181. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. -М., 1996.
  182. П.И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI—XIX вв. -М., 1914.
  183. П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
  184. О. Судьи голосуют за состязательность // Российская юстиция. -2001.-№ 11.
  185. Общая теория прав человека / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. -М.: НОРМА, 1996.229: Окуньков Л. А., Рощин В. А. Вето Президента: научно-практическое пособие. -М.: Городец. Фррмула права, 1999.
  186. Ю.П. Трудовой кодекс Российской Федерации важный этап реформы трудового законодательства // Журнал российского права.2002.- т.
  187. Н. Новый УПК новая идеология уголовного процесса // Российская юстиция. — 2002. -№ 11.
  188. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 2005 г. U Российская газета.- 2005.
  189. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 2004 г. // Российская газета. 2004.
  190. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 с. // Российская газета, 2003. -17 мая.
  191. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. „России надо быть сильной и конкурентоспособной“ // Российская газета. 2002. — 19 апр.
  192. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. „Не будет ни революций, ни контрреволюций“ // Российская газета. 2001. — 4 апр.
  193. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ 8 июля. 2000 г. „Какую Россию мы строим“ (г. Москва) // Российская газета. 2000. -11 июля.
  194. Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1999.
  195. Права человека в России международное измерение. Вып. 1. — М&bdquo- 1995.
  196. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  197. Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах / Под ред. А. Ю. Сунгурова. Приложение к журналу „Северная Пальмира“. СПб. г 1999.
  198. Л.П., Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон, 2001.
  199. Российское гуманитарное право / В. Н. Белоновский, H.A. Ефремова, Н. И. Косякова и др.- под.ред. Ю. А. Тихомирова (отв. ред.), Н. И. Архиповой, Н. И. Косяковой. М.: „ПРИОР“, 1998.
  200. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.
  201. Руссо ЖЖ Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969.
  202. В.К. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и практическая деятельность в области предоставления убежища. // Аналитический Вестник Совета Федерации. 2003. — № 9 (202).
  203. А.Х. Общепризнанные права человека / Под ред. И. И. Лукашука. -М.:МЗ ПРЕСС, 2002.24& Салищева Н. Г. Механизм защиты прав граждан в сфере исполнительной власти // Общая теория прав человека. М., 1996.
  204. Н.Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. -J&L
  205. П. Введение в право. М., 1994.
  206. Е.А. Права человека в истории России // Права человека в России: декларации, нормы, жизнь. -М., 1999.
  207. В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. — № 12.
  208. B.C. Нравственность и право // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. JL, 1990.
  209. B.C. Оправдание добра. М., 1996.
  210. П. Главный вопрос для российской судебной власти как добиться доверия общества? // Российская юстиция. — 2003. -№ 6.
  211. Судебная защита прав и свобод. Научно-практическое пособие / Отв. ред. ВЛ. Кашепов. М.: НОРМА, 1999.
  212. А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах / Под ред. А. Ю. Сунгурова. Приложение к журналу „Северная Пальмира“. СПб. г 1999.
  213. А.Ю. Структуры гражданского общества и становление института Уполномоченного по правам человека в Российских регионах. -СПб, 2000.
  214. Теория.государства и права Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.
  215. Ю. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Российская юстиция. -1998. № 8.26L Ткачев. В. В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002. — № 2.
  216. Ю.М. Восстановление социальной справедливости цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного Кодекса РФ // Вестник. Московского университета. Сер. 11. — Право. -1998. — № 6.
  217. Ю.М. Новое в уголовно-исполнительном законодательстве // Законодательство. 2002. ~№ 1, 2.
  218. В.И. Пробелы в новом Уголовном кодексе России // Закшюдательство. -1997. № 3.
  219. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Вече -Мир книги, 2001.
  220. И.Л. Новый УПК: нормы о праве на защиту нуждаются в уточнении // Журнал российского права. 2001. — № 11.
  221. В.А. Европейский суд по правам человека.-М: НОРМА, 2001.
  222. В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. M.: НОРМА, 2001.
  223. Тюнин В». Уголовный закон совершенствуется. Обзор изменений и дополнений, внесенных в Уголовный кодекс // Российская юстиция. -1999.-№ 3.
  224. C.B. Демократия и права человека. Право на свободу совести и свободу вероисповедания // Гражданин и право. 2000. — № 1.
  225. Е.С. Обращения граждан как форма их участия в управлении делами государства // Гражданин и право. 2000. — № 6.
  226. Н.Ю. Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новое в законодательстве // Гражданин и право. 2002. — № 9/10.
  227. Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2000. — № 6.
  228. Ю.Я. В целях укрепления российской государственности // Закон и право.-2002.-№ 9.
  229. C.B. Права человека и гуманитарная проблематика в современной дипломатии // Московский журнал международного права. -1992. -№ 3.
  230. О. Жалобы против России в Европейском Суде по правам человека // Российская юстиция. 2002. -№ 4.
  231. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. — № 2.
  232. .Н. Собственность и государство. Часть вторая. М., 1883.
  233. .Н. Философия права. М., 1990.
  234. X. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция. -1996. № 8.
  235. С.Ф. Мировые суды: организация и процессуальная деятельность // Адвокат. 2002. — № 7.
  236. А. Суд присяжных должен действовать на всей территории России // Российская юстиция. 2000. — № 4.
  237. .С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. обязанность государства: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б. С. Эбзеев: В 2 т.-М., 2000.
  238. С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). М., 2000.
  239. В. На очереди обеспечение доступности и повышение качества правосудия // Российская юстиция. — 2001. -№ 11.
  240. Hannum H. The limits of Sovereignty and majority rule- minorities, indigenous peoples and the right to autonomy // New directions in human rights / Ed. by Yuts E.L., Hannum H., Burke K. Z. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania press, 1989.
  241. Manglapus R. Human Rights Are Not a Western Discovery // Worldview, 1978. 4 (Oct.).
  242. McCarthy, Kathleen D., Virginia A. Hodgfcinson, RussyD. Summariwalla and Assosiates. The Nonprofit Sector in the Global Community. Voices from Many Nations. Jossey-Bass Publishers. San Francisko, 1992.
  243. Pollis A., Schwab P. Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives. -N.Y.: PTaeger Publishers, 1980.
Заполнить форму текущей работой