Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по организации и осуществлению охраны и защиты государственной собственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу изложенного считаем, что актуальность темы обоснованна, объективна, её новизна состоит в том, что впервые предпринята попытка осуществить комплексный анализ сущности и содержания, действующих теоретических и практических основ правового, исторического, экономического и политического характера сказывающихся, влияющих на сущность, содержание и объем объектов государственной собственности… Читать ещё >

Содержание

  • Принятые в работе сокращения
  • Глава 1. Правовая сущность института охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации и направления его совершенствования
    • 1. 1. Понятие, классификация видов государственной собственности в Российской Федерации и вопросы их охраны и защиты
    • 1. 2. История развития и становления института охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации и за рубежом
    • 1. 3. Основные направления совершенствования института охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации
  • Глава 2. Механизм организации и осуществления органами государственной власти охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации
    • 2. 1. Понятие, сущность и содержание механизма организации и осуществления органами государственной власти охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации
    • 2. 2. Контроль и надзор органов государственной власти как важное средство охраны и защиты государственной собственности
    • 2. 3. Порядок и особенности досудебной и судебно-правовой охраны и защиты объектов государственной собственности

Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по организации и осуществлению охраны и защиты государственной собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена важностью самого института государственной собственности, в силу того, что он: составляет материальную основу государственной власти вообще и в Российской Федерации в частностиобеспечивает политическую, правовую и социальную стабильность, устойчивость и автономиюслужит фундаментом формирования рыночных отношений и является приоритетным направлением реализации экономической и социальной функций государства.

Значимость данного исследования особенно возрастает в процессе осуществления институциональных преобразований в современной России. Преодоление монопольного положения государственной собственности, сложившегося в уело-• * виях командно-административной системы управления осуществляется’в процессе приватизации, который перераспределяет права собственности и формирует ее структуру. Значение четко определенных прав государственной^ собственности, их защиты и охраны в системе институциональных преобразований трудно переоценить, в том числе и в контексте задач соответствующего изменения? механизма реализации и управления государственной собственностью. Институциональные преобразования, осуществляющиеся на основе распределения и перераспределения государственной собственности, определяются темпами ее количественного и качественного изменения и задают направления развития ее самой. В настоящее время мы имеем !'размытую" систему прав государственной собственности, при том, что новая система прав частной собственности все еще не разработана.

Актуальность исследования заключается также в том, что вопросы связанные с организацией и осуществлением охраны и защиты государственной собственности в научной литературе фактически не рассматривались. Не стала эта тема основной и в практической деятельности Правительства России, региональных и местных органов государственной власти.

Всесторонний анализ действующего законодательства, практики организации и деятельности органов государственной власти, а также личный опыт участия в судебных процессах по защите государственной собственности позволяют сделать следующие выводы относительно актуальности темы исследования, которые: подтверждают необходимость и важность признания института охраны и защиты государственной собственности, с одной стороны, самостоятельным, комплексным правовым институтом, а с другой стороны, -насущную потребность всестороннего международно-правового обогащениятребуют обоснованных рекомендаций по использованию в России лучших моделей охраны и защиты государственной собственностиобязывают предложить методику охраны и защиты государственной собственности органами государственной власти. Проблематика в данной сфере обусловлена, как наличием ряда недостаточно проработанных правовых институтов, так и отсутствием сложившихся моделей государственных правоотношений.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Исследованию вопросов, относящихся к праву собственности, проблемам его охраны и защиты, и в первую очередь к государственной собственности, а также связанных с ними проблем, посвящены отдельные работы отечественных авторов дореволюционного, советского и современного российского периода: С. С. Алексеева, А. И. Косарева, В. К. Андреева, М. И. Брагинского, В. В. Безбаха, З. А. Бербешкиной, А. Н. Бибикова, С. А. Боголюбова, А. В. Бенедиктова,.

B.В.Витрянского, М.Ф. Владимировского-Буданова, Г. А. Гаджиева,.

C.Е.Десницкого, И. Я. Дюрягина, В. А. Егиазарова, А. А. Иванова, О.С. Иоффе' И. А. Исаева, А. В. Караса, В. А. Кикотя, Д. А. Керимова, С. М. Корнеева, М. И. Кулагина, Е. А. Лукашевой, А. В. Мицкевича, Г. В. Мальцева, Н. С. Малеина, В. П. Мозолина, Д. И. Мейера, JT.A. Морозовой, В. С. Нерсесянца, И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского, Л. И. Петражицкого, А. С. Пиголкина, И. А. Покровского, В. К. Пучинского, В. И. Серебровского, О. Н. Садикова, К. И. Скловского, Е. В. Спекторского, Е. А. Суханова, В. М. Сырых, Э. В. Талапиной, Ю. А. Тихомирова,.

Ю.К. Толстого, З. М. Фатхудинова, С. А. Хохлова, Б. Н. Чичерина, Т. М. Шамба, А. Е. Шерстобитова, Г. Ф. Шершеневича, А. И. Экимова, В. А. Язева и других.

В работах указанных авторов отражены исторические, теоретические и ци-вилистические аспекты института права собственности и его роли в жизни государства и общества. В начале 90-х годов в отечественной науке активно стали исследоваться процессы преобразования государственной собственности, ее приватизации, а также зарубежный опыт и его значение для создания эффективного механизма реализации, управления, охраны и защиты государственной собственности.

Отдельные вопросы, относящиеся к экономической самостоятельности, суверенитету, защите и охране госсобственности поднимались в работах: А.А. Вих-рова, Н. Ф. Бабанцева, Г. К. Артамоновой, П. П. Глущенко, А. В. Зиновьева, Н. Н. Жильского, В. П. Сальникова, А. В. Стремоухова и других российских исследователей.

Проблемы связанные с государственной собственностью рассмотривались в работах зарубежных авторов: Б. Айкса, В. Кмица, К. Лихтблау, А. Раина, Р.' Ритермана, Б. Селигмена, Чапека Я., Шлюссера Р., Сакса Дж., С. Вагацума, Т. Ариидзуми, Лазара Я., Ойкен В., Киллен К.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка осуществить комплексный анализ сущности и содержания действующих теоретических и практических основ правового, исторического, экономического и политического характера сказывающихся, влияющих на сущность, содержание и объем объектов государственной собственности, распределяемых между государствохм, обществом и частными юридическими, физическими лицами. Новым подходом в исследовании является также стремление диссертанта посредством тщательного анализа теории и практики использования, владения и распоряжения объектами государственной собственности, их охраны и защиты в других государствах выявить, обосновать и предложить наиболее эффективные приемы, способы и методы определения объектов, которые государство ни при каких условиях не должно передавать даже во временное, оперативное использование и владение, не говоря уже о распоряжении.

Цели и задачи исследования. Цели диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе анализа национального и зарубежного законодательства, регламентирующие вопросы пользования, владения и распоряжения государственной собственностью, выявить, обосновать и раскрыть содержание института, её охраны и защитыобосновать необходимость и актуальность его постоянного совершенствования и показать сущность и содержание механизма организации и осуществления охраны и защиты различных видов государственной собственности.

Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи: дать понятие, классификацию видов государственной собственности в Российской Федерации их сущность, содержание и показать проблемы охраны, защиты, пути разрешениявыявить специфическую роль института охраны и защиты государственной собственности в решении социально-экономических вопросовобосновать, теоретические основы, практическое назначение и сущность, юридической базы охраны и защиты государственной собственности как самостоятельного института конституционного праваразработать и проанализировать роль и функции органов государственной власти в сфере охраны и защиты государственной собственностиопределить приоритетные направления государственной политики в области охраны и защиты государственной собственностипредложить программу мер по повышению эффективности института охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации, как важнейшего средства обеспечения экономической независимости и проведения в жизнь социальной политики.

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования являются общественные отношения складывающиеся и действующие в системе субъектов государственно-правовых отношений по поводу пользования, владения и распоряжения объектами государственной собственности в Российской Федерации, а так же затрагиваемые в процессе становления и развития института их охраны и защиты.

Предмет исследования составили механизм организации и осуществления охраны и защиты государственной собственностиэтапы его становления и формирования как самостоятельного института конституционного права. Значительное внимание в диссертации уделено раскрытию сущности и содержания полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере охраны и защиты государственной собственности.

Методологической основой исследования послужила материалистическая теория познания, включающая в себя диалектические принципы единства и различия формы и содержания, диалектики общего и частного, развития через противоречия, восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. В диссертационной работе наряду с общенаучными методами познания: системным, структурно-функциональным анализом, индукцией и дедукцией, группировкой, сравнением, обобщением, использованы и частно-научные: статистический, исторический. Базой исследования стали конституционные и федеральные законы, международно-правовые акты, законы субъектов Российской Федерации, практика работы органов государственной власти, государственных учреждений, правоохранительных органов. Теоретической базой явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам государственной собственности, вопросам её охраны и защиты, а также социально-экономические исследования процессов, протекающих в современной российской экономике. Информационную базу диссертационной работы составляют справочно-правовые системы, сведения Госкомстата Российской Федерации, различных юридических и социально-экономических исследований. Нормативную основу исследования составили, законодательные и нормативные акты по вопросам регулирования отношений собственности, распределения прав собственности между различными субъектами в Российской Федерации (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и ведомств). Важное место в работе отведено исследованию постановлений и определений Конституционного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного суда РФ и обобщения судебной практики Арбитражного суда РФ. В работе также исследованы нормативно-правовые акты ряда зарубежных стран.

Эмпирическую базу диссертационного исследования представляют:

1. монографические и диссертационные труды русских, российских и зарубежных ученых-юристов;

2. деятельность российских и зарубежных правозащитных организаций;

3. материалы ежегодных научно-практических конференций профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. СПбГУП;

4. судебная практика и практика проведения прокурорского надзора в области охраны и защиты государственной собственности;

5. Личная практика работы диссертанта в качестве юриста по судебной защите государственной собственности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем предложены:

• Доказательства наличия оснований для признания охраны и защиты государственной собственности самостоятельным институтом конституционного права;

• обоснование важности и актуальности дальнейшего развития института охраны и защиты государственной собственности и механизма его организации и осуществления;

•1 теоретически обоснованные принципы охраны и защиты государственной собственности и пути их эффективного внедрения и использования в механизме организации и осуществления;

• теоретические и практические основы, этапы и пути становления института охраны и защиты государственной собственности;

• проверенная на практике система эффективных способов, средств и методов организации и осуществления охраны и защиты государственной собственности.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для:

• разработки нормативно-правовых актов в целях осуществления деятельности по охране и защите государственной собственности;

• использования в процессе досудебной и судебной деятельности по защите объектов государственной собственности;

• издания учебно-методической, научной юридической литературы с тем, чтобы применить её в процессе обеспечения деятельности государственных органов, повышения квалификации их сотрудников;

• осуществления учебного процесса по конституционному праву и смежным с ним отраслям права.

Апробация результатов исследования осуществлена посредством:

• участия в судебных заседаниях по делам связанным с вопросами защиты государственной собственности и передачи бесхозяйного, выморочного имущества в собственность РФ;

• деятельности в работе различных научно-практических и учебно-методических конференций, в том числе в ежегодных международных, проводимых в России, Украине, Белоруссии;

• разработки заключений и судебных документов по вопросам связанным с особыми категориями имущества переходящими в собственность государства;

• осуществления проверок выполнения условий инвестиционных конкурсов по продаже акций находящихся в собственности РФ в процессе приватизации в качестве члена специальных комиссий.

Основными положениями выносимыми на защиту, являются:

1. Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного’органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования, отчуждения и охраны и защиты государственного имущества.

2. В силу наличия правовой базы, специальных объектов и субъектов, охрана и защита государственной собственности представляет собой самостоятельный институт конституционного права. Институты государственной собственности и её охраны и защиты должны находиться в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении и совершенствовании. Особенностью института охраны и защиты государственной собственности является то, что его наличие, не сможет само по себе осуществить охрану и защиту государственной собственности, если не будут решены такие проблемы как: несовершенство законо дательства, выражающееся в противоречии как нормативных актов друг другу, так и в противоречии нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным нормативным актамчеловеческий фактор, ибо далеко не во всех государственных структурах имеется должным образом налаженная структура подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, от принятия решений которых зависит сохранность объектов государственной собственности.

3. В условиях формирования современных рыночных отношений государство является собственником и соответственно выразителем интересов общества в сфере владения, распоряжения, пользования, охраны и защиты находящихся в его собственности объектов. Институт охраны и защиты государственной собственности является фундаментом формирования рыночных отношений. Поэтому происходящие в обществе процессы немыслимы без участия государства и совершенствования, укрепления его охраняющей роли. Это объективная необходимость, обусловленная тем, что только оно способно вырабатывать и проводить в жизнь соответствующую современным условиям экономическую политику в масштабе всего государства.

4. В отличие от многих других видов государственного имущества, изначально попадающих в собственность РФ существуют особые категории имущества, механизм приобретения которого менее известен и недостаточно хорошо урегулирован законодательством. Выморочное, конфискованное и движимое бесхозяйное имущество как раз и относятся к этой категории имущества, условия, приобретения которого имеют свою специфику и свойственны только для такого приобретателя имущества, как государство.

5. Механизм организации и осуществления охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации представляет собой систему закрепленных законом способов, методов и средств воздействия на общественные отношения в целях обеспечения её организации и осуществления.

6. Механизм охраны и защиты государственной собственности призван охватить направления, все виды деятельности в целях обеспечения её сохранности, рационального использования, а это возможно только при наличии: юридического закрепления всех видов гарантий прав, свобод и интересовширокой системы охраны и защиты государством и другими субъектами принадлежащих им материальных ценностейорганизации надлежащей борьбы с различного рода нарушениями в сфере правоотношений, связанных с государственной собственностьюпостоянно действующей системы контроля и надзора за соблюдением законодательства, относящегося к регламентации взаимоотношений между субъектами, владеющими государственной собственностью.

7. Способы организации и осуществления охраны и защиты государственной собственности, их использование для успешного её осуществления зависят от многих факторов. Прежде всего, таких, как: основание, вид, форма, последствия покушения на государственную собственностьвиды нарушенийкто явился нарушителем (юридическое лицо, государство, общественное объединение, физическое лицо) — где и кем рассматривалось дело о нанесении ущерба государству и многие другие.

8. Исследование сущности, содержания, порядка и особенностей использо вания контроля и надзора органов государственной власти в области охраны и защиты государственной собственности позволяет сделать вывод о том, что в систему органов контрольной деятельности, фактически включены все органы власти, деятельностью которых является управление, ибо оно невозможно без наличия постоянных проверок. Действительно функциями государственного контроля наделены все органы как законодательной (представительной), так и исполнительной видов власти, а также органы местного самоуправления. Все больше контрольных функций возлагается на судебную власть. В негосударственных предприятиях также имеются контрольные органы в виде наблюдательных советов, ревизионных комиссий различных предпринимательских структур.

9. Существующая в России система юрисдикционных форм охраны и защиты государственной собственности нуждается в существенном совершенствовании. В этой связи представляется, что её совершенствование, тесно связано с развитием и изменением законодательства, и разрешением проблем дальнейшим укреплением и юридической, экономической и организационной основ участия государственных органов в охране и защите собственности Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный комплексный анализ сущности и содержания истории становления и развития института государственной собственности и института её охраны и защиты, законодательной, научно-теоретической и практической баз, позволяет утверждать о том, что роль и назначение указанных институтов играли, играют и будут играть важную роль в жизни и деятельности любого государства, общества, представленных в них народов.

В силу изложенного считаем, что актуальность темы обоснованна, объективна, её новизна состоит в том, что впервые предпринята попытка осуществить комплексный анализ сущности и содержания, действующих теоретических и практических основ правового, исторического, экономического и политического характера сказывающихся, влияющих на сущность, содержание и объем объектов государственной собственности, распределяемых между государством, обществом и юридическими, физическими лицами. Новым подходом в исследовании является также стремление диссертанта посредством тщательного анализа теории и практики использования, владения и распоряжения объектами государственной собственности, их охраны и защиты в других государствах выявить, обосновать и предложить наиболее эффективные приемы, способы и методы определения объектов, которые государство ни при каких условиях не должно передавать даже во временное, оперативное использование и владение, не говоря уже о распоряжении. Цели и задачи достигнуты, ибо в диссертационной работе на основе анализа национального и зарубежного законодательства, регламентирующего вопросы пользования, владения и распоряжения государственной собственностью, выявлено, обосновано и раскрыто содержание института охраны и защитыобоснована необходимость и актуальность его постоянного совершенствования и показаны сущность и содержание механизма организации и осуществления охраны и защиты различных видов государственной собственности. Для достижения поставленных целей были определены и выполнены следующие задачи: дано понятие, классификация виды государственной собственности в Российской Федерации их сущность, содержание и показаны проблемы охраны, защиты, пути разрешениявыявлена специфическая роль института охраны и защиты государственной собственности в решении социально-экономических вопросовобоснована теоретическая основа, практическое назначение и сущность, юридической базы охраны и защиты государственной собственности как самостоятельного института конституционного праваразработана и проанализирована роль и функции органов государственной власти в сфере охраны и защиты государственной собственностиопределены приоритетные направления государственной политики в области охраны и защиты государственной собственности;

Ф — предложена программа мер по повышению эффективности института охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации, как важнейшего средства обеспечения экономической независимости и проведения в жизнь социальной политики.

Возможности обеспечения гарантированной охраны и защиты государственной собственности влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности, ведь государственная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Объекты государственной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, предназначены для использования в самых разнообразных направлениях, а реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью.

Также в этой сфере деятельности могут быть использованы некоторые аспекты зарубежного опыта, в частности: дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между ними в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторовразнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключаются: в обосновании важности и актуальности развития института охраны и защиты государственной собственности и механизма его организации и осуществленияв эффективном внедрении и использовании теоретически обоснованных принципов охраны и защиты государственной собственностив проверенной на практике системе эффективных способов, средств и методов организации и осуществления охраны и защиты государственной собственностиразработки нормативно-правовых актов в целях осуществления деятельности по охране и защите государственной собственностииздании учебно-методической, научной юридической литературы с тем, чтобы применять её в процессе обеспечения деятельности государственных органов, повышения квалификации их сотрудников, осуществлении учебного процесса по конституционному праву и смежным с ним отраслям права.

В качестве их реализации предлагается: 1. Учредить постоянно действующие семинары для осуществления обмена опытом по организации и осуществлению охраны и защиты государственной собственности (федеральных, региональных, муниципальных и международных). Для организации таких семинаров необходимо создание центра, который и занялся бы согласованием взаимообусловленных мер в этом важном направлении. 2. Создать Всероссийский центр подготовки специалистов по организации и осуществлению охраны и защиты государственной собственности. 3. Разработать и выпустить специальную методическую и практическую литературу для обеспечения государственных органов, уполномоченных осуществлять охрану и защиту государственной собственности. 4. Применять обоснованные меры государственного и юридического воздействия к должностным лицам, органам, организациям, общественным объединениям, допустившим нанесение ущерба государственной собственности, либо халатно относящихся к защите восстанавливаемых прав государства-собственника. Это возможно только при условии неотвратимости наступления соответствующего принуждения к тем, кто допустил отступление от законопред-писаний, регламентирующих отношения в сфере охраны и защиты государственной собственности. 5. С воевременно и эффективно применять поощрительные меры к юридическим и физическим лицам за успешную организацию и осуществление охраны и защиты государственной собственности. 6. Оптимизировать структуру федеральной собственности, провести классификацию федеральной собственности по двум группам: имущество, необходимое для осуществления функций и задач государства и федеральная собственность, находящаяся в коммерческом использовании. 7. Разработать механизмы управления объектами федеральной собственности и определить критерии оценки эффективности управления собственностью в зависимости от ее назначения.

Основные положения, которые были сформулированы в процессе исследований, можно свести к следующим основным моментам:

Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования, отчуждения и охраны и защиты государственного имущества.

В силу наличия правовой базы, специальных объектов и субъектов, охрана и защита государственной собственности представляет собой самостоятельный институт конституционного права. Институты государственной собственности и её охраны и защиты должны находиться в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении и совершенствовании. Особенностью института охраны и защиты государственной собственности является то, что его наличие, не сможет само по себе осуществить охрану и защиту государственной собственности, если не будут решены такие проблемы как: несовершенство законодательства, выражающееся в противоречии как нормативных актов друг другу, так и в противоречии нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным нормативным актамчеловеческий фактор, ибо далеко не во всех государственных структурах имеется должным образом налаженная структура подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, от принятия решений которых зависит сохранность объектов государственной собственности.

В условиях формирования современных рыночных отношений государство является собственником и соответственно выразителем интересов общества в сфере владения, распоряжения, пользования, охраны и защиты находящихся в его собственности объектов. Институт охраны и защиты государственной собственности является фундаментом формирования рыночных отношений. Поэтому происходящие в обществе процессы немыслимы без участия государства и совершенствования, укрепления его охраняющей роли. Это объективная необходимость, обусловленная тем, что только оно способно вырабатывать и проводить в жизнь соответствующую современным условиям экономическую политику в масштабе всего государства.

В отличие от многих других видов государственного имущества, изначально попадающих в собственность РФ существуют особые категории имущества, механизм приобретения которого менее известен и недостаточно хорошо урегулирован законодательством. Выморочное, конфискованное и движимое бесхозяйное имущество как раз и относятся к этой категории имущества, условия, приобретения которого имеют свою специфику и свойственны только для такого приобретателя имущества, как государство.

Механизм организации и осуществления охраны и защиты государственной собственности в Российской Федерации представляет собой систему закрепленных законом способов, методов и средств воздействия на общественные отношения в целях обеспечения её организации и осуществления.

Механизм охраны и защиты государственной собственности призван охватить направления, все виды деятельности в целях обеспечения её сохранности, рационального использования, а это возможно только при наличии: юридического закрепления всех видов гарантий прав, свобод и интересовширокой системы охраны и защиты государством и другими субъектами принадлежащих им материальных ценностейорганизации надлежащей борьбы с различного рода нарушениями в сфере правоотношений, связанных с государственной собственностьюпостоянно действующей системы контроля и надзора за соблюдением законодательства, относящегося к регламентации взаимоотношений между субъектами, владеющими государственной собственностью.

Способы организации и осуществления охраны и защиты государственной собственности, их использование для успешного её осуществления зависят от многих факторов. Прежде всего, таких, как: основание, вид, форма, последствия покушения на государственную собственностьвиды нарушенийкто явился нарушителем (юридическое лицо, государство, общественное объединение, физическое лицо) — где и кем рассматривалось дело о нанесении ущерба государству и многие другие.

Исследование сущности, содержания, порядка и особенностей использования контроля и надзора органов государственной власти в области охраны и защиты государственной собственности позволяет сделать вывод о том, что в систему органов контрольной деятельности, фактически включены все органы власти, деятельностью которых является управление, ибо оно невозможно без наличия постоянных проверок. Действительно функциями государственного контроля наделены все органы как законодательной (представительной), так и исполнительной видов власти, а также органы местного самоуправления. Все больше контрольных функций возлагается на судебную власть. В негосударственных предприятиях также имеются контрольные органы в виде наблюдательных советов, ревизионных комиссий различных предпринимательских структур.

Существующая в России система юрисдикционных форм охраны и защиты государственной собственности нуждается в существенном совершенствовании. В этой связи представляется, что её совершенствование, тесно связано с развитием и изменением законодательства, и разрешением проблем дальнейшего укрепления юридической, экономической и организационной основ участия государственных органов в охране и защите собственности Российской Федерации.

Реальное и эффективное функционирование системы по охране и защите государственной собственности, возможно только при рациональном и целевом её использовании, эффективном сотрудничестве различных государственных органов, в компетенцию которых входят контроль и надзор за её надлежащим использованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации/"Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Гражданский кодекс РФ / «Российская газета» от 8 декабря 1994 г.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N. 136-ФЗ.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N. 195-ФЗ.
  5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N. 63-Ф3 / Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N. 25. Ст. 2954, Ст. 52.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N. 174-ФЗ. / Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N. 52 (часть I) ст. 4921.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N. 117-ФЗ/"Парламентская газета" от 10 августа 2000 г. N.151−152.
  8. Конституция РФ: Комментарий/Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Правовая культура. 1994.
  9. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. В. Ф. Яковлева, М. К. Юкова. М., ООО «Городец-издат». 2003.
  10. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества"/"Российская газета» от 22 января 2002 г.
  11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N. 1 19-ФЗ «Об исполнительном производстве» /Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 августа 1997 г.
  12. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N. 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства’УСобрание законодательства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г., N. 17. Ст. 1677.
  13. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N. 925 «О Российском фонде федерального имущества"/Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г., N. 52, Часть II, Ст. 5229. п. 1.
  14. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N. 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность госу-дарства"/"Российская газета» от 3 июня 2003 г. N. 106 (специальный выпуск).
  15. Постановление Совнаркома СССР от 17 апреля 1943 г. № 404 «Об утверждении Положения о порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества».
  16. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N. 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.)/Собрание законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г., N. 4. Ст. 251. t
  17. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N. 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущест-ва"/"Российская газета» от 7 августа 1998 г.
  18. Постановления Правительства от 8 апреля 2004 г. N. 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом"/ «Российская газета» от 13 апреля 2004 г. N.76.
  19. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N. 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность госу-дарства'УСобрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N. 22. Ст. 2171.
  20. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (с изменениями от 24 июня 1992 г.)/Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 27 декабря 1990 г. № 30. Ст. 416.
  21. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации’УСобрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3302.
  22. МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ, СТАТЬИ
  23. Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950. —307с.
  24. С.С. Теория права. М., БЕК. 1995. — 320с.
  25. В.К. Право собственности в России. М., 1993.БЕК. — 139с.
  26. Г. В. Государственное управление. М., Экономика. 2000. — 302с.
  27. Н.Ф. Основы теории государства и права зарубежных стран. Изд. Полрадисс. 2003.
  28. У.Е. Доверительная собственность в России: история появления. Зерцало. 1997. Вып.1.
  29. И.Д. О поземельном владении в Московском государстве. СПб., 1851.
  30. А.И. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново. ИВГУ. 1992 г.— 138с.
  31. В.А., Беднин В. Ф. Российская приватизация: первые итоги. М., 1995. —69с.
  32. С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве: понятие, виды, государственные юридические лица. М. Юрид. изд-во Минюста СССР, 1947. —364с.
  33. В. В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: теория и практика. М., «Дашков и К». 2002. — 496с.
  34. Вагацума Сакаэ, Ариидзуми Тору. Гражданское право Японии: В 2-х кн. /Пер. с яп. В. В. Батуренко. М., Прогресс, 1983. Кн. 1−2.
  35. А. В. Государственная социалистическая собственность. М., Изд-во АН СССР, 1948. — 839с.
  36. С.Б. К вопросу о происхождении вотчинного режима. М., 1926. —127с.
  37. С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.Л., 1947. —495с.
  38. А.А. Вопросы теории и практики военно-правовой идеологии США. Монография. СПб., 1996. — 384с.
  39. А.А., Оганесян М. А. Судебная власть в Российской Федерации и её роль в становлении правового государства. Монография. СПб., 2003. — 55с.
  40. Н.А. Законодательные акты Петра Первого редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитные и иностранные источники / Под ред. Сыромятникова Б. И. Т. 1, Т.2. М. Л. Академия наук. 1945.
  41. Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961 г. — 221с.
  42. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика)/Под общ. ред. В. П. Сальникова. Изд-во Михайлова В. А. СПб. 1998. — 441с.
  43. П.П., Жильский Н. Н., Иванов И. И., КаплуновА.И., Мазурин С. Ф. Административное право. СПБ., Питер, 2004. 252с.
  44. П.П., Зиновьев А. В., Поляшова И. С. Конституционное право России. СПБ., Питер. 2004. 171с.
  45. П.П., Кикоть В. Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации. М., 2002.— 446 с.
  46. Государственный контроль в зарубежных странах: Сборник материалов. М., 1999.
  47. Гражданское право. Том 1. Учебник, изд. пятое, перераб. и дополненное/под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2001. — 632с.
  48. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов. Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции/Под ред. М. И. Кулагина, В. К. Пучинского. М., Издательство УДН, 1987. —260 с.
  49. В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М., ТЕИС. 1996. — 117с.
  50. A.M. Русское поземельное право. СПб. 1913.
  51. Е.И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации. М., Юристъ, 1999. — 304с.
  52. В.Б. История права поземельной собственности в России. Париж, 1948.
  53. В.Б. Очерк развития форм поземельного оборота на Западе. СПб., 1918.
  54. И. В., Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте. 2001. — 303с.
  55. С.Г. Современные проблемы собственности. Саратов, 1993. — 49с.
  56. С.А. Государственная собственность в СССР: проблемы правового регулирования. Ростов-на-Дону. 1986. — 175с.
  57. Н.Р. Защита права собственности в арбитражном суде: Комментарий арбитражной практики. М., «Инфра-М», 1999. — 295 с.
  58. И.А. История государства и права России / Учебник для юридических вузов. М. Юристъ, 1998. — 608с.
  59. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под. Ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидкова О. А. М., Норма, 1996. — 461с.
  60. История государства и права. Под ред. Черниловского З. М. М., Юристъ, 1996. —575с.
  61. И. А.Преобразование государственной собственности в условиях институциональных изменений. Ин-т экономики, упр. и права. Ка-зань.Таглимат, 2001. — 123 с.
  62. В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., Закон и право. 2000. — 301с.
  63. Р. И. Экономическая теория прав собственности (Методология, основные понятия, круг проблем). М., ИМЭМ0.1990. —90с.
  64. А. В. Право государственной социалистической собственности. Объекты и содержание. М., Юридическая лит-ра. 1954. — 279с.
  65. К. Вопросы управления / Пер. с англ. М., 1981.
  66. М.В. Собственность в период перехода к коммунизму. М., 1963.
  67. Конституции Итальянской Республики 1947 г.- Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 г., Конституции Испании 1978 г.- Конституции Греции 1975 г. в книге: Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., Издательство БЕК. 2000. — 564с.
  68. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб-ник.В 4-х томах. Тома 1−2. Отв. ред. Б. А. Страшун. М., Издательство БЕК, 1999.—764с.
  69. С.М. Право социалистической государственной собственности. М., МГУ. 1964. —268с.
  70. .Н. Собственность в нашей жизни: Вопросы теории и практики. Воронеж. 1991. — 199с.
  71. В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М. ИГПАН.1992. — 175с.
  72. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., М., 1989. —923с.
  73. В. Основные принципы экономической политики. М., Прогресс. 1995. —493с.
  74. В. С. Основы науки социального управления. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1971.
  75. Охрана социалистической собственности: Сборник нормативных ак-тов/Сост. К. С. Павлищев. М. Юрид.лит., 1980. — 448с.
  76. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, СПбГУ. Лань. 2000. — 606с.
  77. . К. Контроллинг в управлении государственной собственностью в регионе. Оренбург. ОГУ. 2002. — 167с.
  78. Потребности, доходы, потребление. Экономический ^ словарь-справочник. М., Экономика. 1988. — 349с.
  79. Право собственности в СССР./Под ред. Ю. Толстого, В. Ф. Яковлева. М., Юрид.лит., 1989. — 287с.
  80. Право собственности в СССР/Под ред. Владова В. Н., Черковца В. Н- М.1982.
  81. Приватизация государственных предприятий на Западе: концепции и практика. М., ИНИОН. 1992. Ч. 1. 239 е., Ч. 2. — 111с.
  82. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9-ти т. М., 1984.
  83. Дж. Рыночная экономика и Россия. М., Экономика. 1995. — 332с.
  84. Д.Я. Главнейшие моменты в государственном развитии древней Руси и происхождение Московского государства. Варшава. Тип. К. Ка-валевскаго. 1886. — 66с.
  85. С.И. Социалистическая собственность и социальный прогресс. М., Экономика. 1985. — 160с.
  86. . Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории. М., «Прогресс». 1976.
  87. Современные США. Энциклопедический справочник. М., Политиздат, 1988.-542с.
  88. .М. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. СПб., Лики России. 1997. — 351с.
  89. Социалистическая собственность: формы реализации / Под ред. А. Д. Смирнова, К. Сабо. М., Экономика. 1989. — 267с.
  90. Социальное управление: Словарь-справочник/ Под ред. В. И. Добренькова. М., МГУ. 1994.— 198с.
  91. Сто веков русского предпринимательства. М., 1995.
  92. Е.А. Лекции о праве собственности. М., Юрид.литератутура. 1991. —238с.
  93. Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., ЛГУ. 1955. — 218с.
  94. A.M. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., Изд-во Моск. ун-та. 1958. —331с.
  95. У. Маттеи, Е. А. Суханов. Основные положения права собственности. М.: Юристъ. 1999. —383с.
  96. Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления: В:5-титомах/Общ.ред.Х. А. Бекова и Н. П. Володиной. М., ВИПК ЭНЕРГО, 1992. Т.2:Организация как функция управления. — 142с.
  97. Философский словарь. 6-е изд. М., Политиздат. 1991. — 560с.
  98. Р. О. Государственная социалистическая собственность. В кн.: Государство, право, экономика. М., 1970.
  99. В.В. Механизм государственной охраны социалистической собственности / Акад. МВД СССР. М., 1989. 151с. Щ
  100. В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. Ин-т государства и права Рос. акад. наук. М., Юристъ. 1997.— 567 с.
  101. .Н. Собственность и государство. Ч. 1. М., 1882.
  102. В. П. Экономика и право. М., 1967.
  103. Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., Наука, 1981. —301с.
  104. С.О. и др., Государственный финансовый контроль: Учеб. для студентов вузов. М., Питер, 2004. 553с.
  105. В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., Инфра-М. 1997. — 244с.
  106. И.Е. О приобретении права собственности на землю по русскому праву. СПб., Типорафия Н. Тиблена и К. 1859. — 187с.3. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  107. В.К. Об управлении федеральной собственностью // СевероКавказский юридический вестник. 2000. N 1.
  108. М.А. О природе феодальной собственности. // Вопросы истории. 1978. № 7.
  109. В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной эко-номике//МЭиМО. 2001. № 12.
  110. И.В. Государство и экономика в 1920-е годы. Борьба идей и реальность"// Отечественная история. 1993. № 3.
  111. А. В. Государственные юридические лица в СССР // Советское государство и право. 1940. № 10.
  112. А. В. Органы управления государственной социалистическойсобственностью // Советское государство и право, 1940, № 5−6. <
  113. Г. Защита права собственности в конституционном праве Российской Федерации//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. N 4.
  114. Д.М. Некоторые вопросы теории права собственности // Ученые записки. Всесоюзный юридический институт. М., 1959. Вып. № 9.
  115. А.В. Трансформация форм собственности в условиях перехода экономики России к рынку // Конституционное развитие России: Межвуз. науч. сб. Саратов, 1996. Вып.2.
  116. З.Ю.Грибанов В. П. К вопросу о разграничении права государственной собственности и права оперативного управления// Вестник МГУ Cep. l 1, Право. 1969. № 3.
  117. Н.Д. Типы, виды и формы собственности и права собственности в СССР // Сов. государство и право. 1985. N 5.
  118. А.А. Общее (народное) достояние и право государственной собственности //Правоведение. 1990. № 5.
  119. З.Иванов Н. Развитие форм собственности на современном этапе. // МЭиМЭ. 1992. № 3.
  120. Н. Российская приватизация и альтернативные модели общественного развития. // МЭиМо. 1995. № 2.
  121. Ю. Общенародная собственность и трудовой коллектив // Хозяйство и право. 1988. № 12.
  122. Р.И. Экономическая теория прав собственности (Методология, основные понятия, круг проблем). М., 1990. С.11−12. Перестройка отношений собственности: правовые проблемы// Сов. государство и право. 1990.№ 3.
  123. В.А. Современные тенденции и противоречия учения о праве собственности в развитых капиталистических странах // Актуальные проблемы современного буржуазного гражданского права: Сб. научно-аналитических обзоров. М., 1983.
  124. В. новая модель отношений собственности // Экономист. 1994. № 3.
  125. В. Новая модель отношений собственности// Экономист. 1994. № 3.
  126. Р., Макконнелл, Стэнли JL Брю. Экономикс, т. 2. М., Республика, 1992.
  127. М. О передаче государственных предприятий, зданий, сооружений // Бюллетень Госарбитража при СНКСССР. 1935. Сентябрь. № 18.
  128. О. Государственная собственность в странах развитой рыночной экономики (анализ управления) // Вопросы экономики, 1993 г., № 10.
  129. В.О. Приватизация: конституционно-правовые аспекты // Закон и право. 2001. N7.
  130. Л.А. Государство и собственность (проблемы межотраслевого института) // Государство и право. 1996. N 12.
  131. И.В. Право собственности и стабильность российской’Конституции // Юрист. 1998. N 7.
  132. Национализация как основа возникновенияи правового режима государственной социалистической собственности // Я. Ф. Миколенко. 1961. Правоведение. 1961. № 2.
  133. В. Концепция гражданской собственности // Советское государство и право. 1989. № 10.
  134. А. Новейшие учения о праве собственности. // Вестник Права. 1904. № 7.
  135. Н.П. Государственная собственность // Русская философия собственности (ХУП-ХХ вв.). / Сост. Исупов К., Савкин И. Спб., 1993.
  136. В.М. Государственное предпринимательство при реформировании государственной собственности // Экономическая наука и образование: проблемы и перспективы: Тез. докл. междун. Конф. Минск, 18−20 мая 1998 г./БГЭУ. Минск. 1999.
  137. Г. О праве собственности по русским законам // Журнал Министерства Юстиции. 1861 г. кн. VII.
  138. В.В. Гражданское общество и государство. М., Медиасеть. Выборы. Законодательство и технологии. 2002. № 10.-21 с.
  139. В.А. Проблемы собственности в конституционном праве // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвуз. сб. науч. работ. Ростов-на-Дону, 1995.
  140. В.Г., Фролов А. В. О функциях и организации деятельности прокуратуры // Журнал российского права. 1999. N 2.
  141. С.Ф. Споры, возникающие из правоотношений собственности и аренды (судебно-арбитражная практика) // Государство и право. 1997. № 2.
  142. М.Б. Генезис феодальной земельной собственности в Древней Руси. // Вопросы истории. 1978. № 8.
  143. Е.А. Право собственности и иные вещные права. Способы их защиты. Правовые нормы о предпринимательстве. Периодическое издание-бюллетень. Выпуск 3. М. 1996.
  144. В .Я., Грошевой Ю. М. Прокуратура в системе подлинной власти // Вестник Академии правовых наук Украины.- 1999.- N 1, — С. 61.
  145. Л.В. Основные этапы развития феодальной собственности на Руси (до XVIII в.) //Вопросы истории. 1953. № 4.
  146. .Н. Собственность и государство//Русская философия собственности (ХУП-ХХ вв.)./ Сост. Исупов К., Савкин И. Спб., 1993.
  147. М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности// Государство и право. 1999. N 1.
  148. Е. В. Функции и принципы контроля в Советском государстве // Советское государство и право. 1969. N 11.
  149. Е. В. Функции и принципы контроля в Советском государстве // Советское государство и право. 1969. N 11. г
  150. B.C. О самостоятельном институте права государственной социалистической собственности и его государственно-правовой природе // Ученые труды Свердловского юридического института. 1970. Вып. 13.
  151. Schusseler R. Volkseigentumund Volkseigentumsrecht im Prozefi der Entfal-tung des okonomischen Systems des Sozialismus. — «Staat und Recht», 1968, H. 2. S. 220—222).5. АВТОРЕФЕРАТЫ
  152. П.П. Возникновение правоотношений государственной социалистической собственности в Литве. Автореф. канд. дисс. Вильнюс, 1968.
  153. В.В. Роль института собственности в становлении гражданского общества в России. Автореф. д.ю.н. Саратов. 1996.
  154. А.О. Государственно-правовое регулирование приватизации государственной собственности: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1999.
  155. С. М. Основные проблемы права государственной социалистической собственности в СССР. Автореф. докт. дис. М., 1971.
  156. А.В. Роль прокурора в защите публичных интересов в арбитражном суде. Дисс. на соискание уч. степени канд. юрид. наук. М., 2000. 26 с.
  157. И.В. Формы экономической реализации государственной собственности в условиях формирования рынка в России: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.э.н.: (08.00.01)/ Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1995.
  158. Г. Я. Меры защиты в советском гражданском праве: Дисс.: канд. юрид. наук. Свердловск, 1973.
  159. Э.В. Конституционно-правовое регулирование разграничения государственной собственности в Российской Федерации: Автореф.дис.: канд. юрид. наук. М., 2000.
  160. Янь Имэй. Развитие теории права государственной собственности при переходе к рыночной экономике в Китае и России: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.ю.н.: (12.00.03) / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1995.
Заполнить форму текущей работой