Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законодательное регулирование правового статуса, правоприменительной и нормотворческой деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос обжалования действий и решений избирательных комиссий и их должностных лиц, участия в судебном разбирательстве избирательных комиссий также не имеет достаточной правовой базы. Необходимо внести в закон нормы, устанавливающие право избирательных комиссий обращаться в суд в случае выявления нарушений субъектами избирательного процесса избирательного законодательства, влекущих признание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовое положение избирательной комиссии субъекта Российской
  • Федерации
    • 1. Историко-правовые основы избирательной комиссии субъекта Российской Федерации: этапы становления правового статуса
  • §-2.Особенности содержания правового статуса и механизма формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
  • §-3.Особенности формирования и деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в сложносоставных субъектах Российской
  • Федерации
  • Глава 2. Правоприменительная и нормотворческая деятельность избирательной комиссии субъекта Российской
  • Федерации

§ 1 .Правоприменительная и нормотворческая деятельность избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в ходе организации и проведения выборов и референдумов в субъекте Российской Федерации (на примере Иркутской области).

§-2.Деятельность избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении федеральных и муниципальных выборов и референдумов.

Законодательное регулирование правового статуса, правоприменительной и нормотворческой деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из задач современного этапа развития российской государственности является разработка и реализация новой демократической политики, основанной на совершенном, отвечающем потребностям практики, механизме регулирования правовых отношений в сфере выборов и референдума, и особо институтов, которые непосредственно реализуют эту политику.

В этом отношении правовой статус, механизм формирования, полномочия, правоприменительная и нормотворческая деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их особенности по существу детально не изучены в отечественной науке.

В то же время необходимость исследования данного института избирательного права настоятельно диктуется современным характером развития России. Развёртывание федеративных начал требует особого внимания и пристального изучения правового статуса, организации и деятельности избирательных комиссий республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, как субъектов избирательного процесса, играющих главную роль в организационном обеспечении региональных выборов и референдумов и выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов.

Современные реалии определяют значительные отличия деятельности избирательных комиссий от прежних: выборы проходят в условиях многопартийности, состязательности кандидатов, гласности, свободы мнений и выборакомиссии независимы в своих решениях от политических партий, государственных и муниципальных органов.

Деятельность комиссий основана строго на законе. От того насколько точно они следуют его положениям, зависит организационно-правовой уровень проведения выборов, легитимность их результатов.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, созданные в современном виде в 1994;1995г.г., имеют свою историю, немалый опыт проведения выборов и референдумов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Поэтому столь актуальны обобщения сделанного, выявление путей совершенствования деятельности комиссий. Анализируемые в диссертационном исследовании функции избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (далее ИКСРФ) основываются на том, что в настоящее время создан достаточно большой массив нормативного материала, регламентирующего выборы и деятельность избирательных комиссий, а избирательное законодательство по праву заняло самостоятельное место в системе российского законодательства.

Всё это вызывает необходимость более углублённого изучения правоприменительной деятельности ИКСРФ, издаваемых комиссией нормативных актов, их места в системе нормативных актов России. От степени правовой урегулированности этих вопросов во многом зависит легитимность действий и решений ИКСРФ, в конечном итоге законность итогов голосования.

Данные обстоятельства определили выбор темы и актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Анализ избирательного законодательства, его материальных и процессуальных норм, получил достаточное освещение в юридической литературе.

В этом плане многое сделано С. А. Авакьяном, Г. В. Атаманчуком, Г. В. Барабашевым, В. И. Васильевым, Ю. А. Веденеевым, Б. Н. Габричидзе,.

С.Э. Жилинским, А. И. Кимом, А. И. Ковлером, Е. И. Козловой, В. М. Курициным, О. Е. Кутафиным, В. В. Лапаевой, Н. А. Маклаковым, Г. В. Мальцевым, Н. А. Михалевой, А. А. Мишиним, В. А. Пертциком, А. С. Пиголкиным, А. Е. Постниковым, Б. А. Страшуном, Ю. А. Тихомировым, В. П. Шергиным, другими видными учеными, труды которых известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Вместе с тем основные работы ученых по избирательной тематике посвящены анализу избирательного права в целом, некоторые из них затрагивают отдельные стороны исследуемой темы лишь в общем плане.

Необходимо отметить глубокие и комплексные исследования статуса, места и роли системы избирательных комиссий и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как главного ее звена в обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными, недостаткам избирательного законодательства, осуществленные Ю. А. Веденеевым, В. И. Лысенко, Особенно необходимо отметить работы А. В. Иванченко. Однако исследование статуса, роли и места избирательных комиссий на уровне субъектов Российской Федерации остается недостаточно изученной.

Объектом исследования является нормативная база, регулирующая правовой статус ИКСРФ, механизм формирования комиссии, правоприменительная и нормотворческая деятельность осуществляемая в процессе организации и проведения выборов органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации применительно к избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является изучение существующей нормативной базы ИКСРФ, ее правового статуса, механизма осуществления правоприменительной и нормотворческой деятельности и пути их совершенствования.

Для осуществления цели в работе решались такие задачи:

• анализ историко-правовых этапов формирования и деятельности избирательных комиссий на региональном уровне;

• уточнение соотношения норм федерального и регионального избирательного законодательства Российской Федерации по степени регулирования правового статуса ИКСРФ, воздействия на состояние и перспективы развития ИКСРФ;

• изучение содержания правового статуса ИКСРФ, особенностей полноты их законодательного регулирования в субъектах Российской Федерации;

• выявление особенности правоприменительной и нормотворческой деятельности ИКСРФ;

• определение классификации, юридической силы и правовых последствий издаваемых комиссией нормативных и индивидуальных актов;

Теоретическую и методологическую основу исследования образуют труды ученых в области теории государства и права, государственного управления и административного права.

Исследование основывается на системном подходе, в рамках которого статус и деятельность ИКСРФ рассматривается в связи со всеми составляющими и элементами системы избирательных комиссий, а также участников избирательного процесса.

Также используется исторический метод, позволяющий рассматривать ИКСРФ в его историческом развитии, изменении содержания и форм избирательного законодательства, регулирующего деятельность ИКСРФ. В процессе исследования использовались и сравнительный метод, позволяющий соотнести опыт законодательного регулирования правоотношений, возникающих в практической деятельности ИКСРФ в различных субъектах Российской Федерации, а также с зарубежным опытом. Статистический метод позволил дополнить качественные характеристики деятельности ИКСРФ количественными.

Информационную базу составили различные источники права, в том числе нормативные акты, документы, учебные, монографические и иные публикации, материалы конференций, статистические данные о формировании и деятельности ИКСРФ, а также обобщение избирательной практики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит прежде всего в комплексном и детальном изучении объекта исследования — правового статуса ИКСРФ, механизма их формирования и организации правоприменительной и нормотворческой деятельности, особенностей, происходящих из федеративной природы устройства России. Несмотря на то, что часть диссертационного исследования посвящена историко-правовым аспектам становления ИКСРФ в политической системе и в механизме государственной власти, главное внимание сосредоточено на изучении современного правового статуса ИКСРФ, его природы и законодательного урегулирования, места в системе государственных органов, роли и значении в формировании политической и властной инфраструктуры. Многие, изложенные в работе понятия, характеристики, обладают элементом новизны. Это касается и характеристики ИКСРФ, как важнейшего инструмента и гаранта в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России, особенностей формирования и деятельности избирательных комиссий в сложносоставных субъектах Российской Федерации. Анализируется содержание законодательного регулирования правового статуса, правоприменительной и нормотворческой деятельности ИКСРФ. В частности, впервые в литературе правовой статус ИКСРФ рассмотрен комплексно, на основе изучения публично-правового, конституционно-правового, государственно-правового и административно-правового аспектов его содержания. Содержится исчерпывающая характеристика каждой составляющей правового статуса ИКСРФ.

Далее освещена роль ИКСРФ как государственного органа, возглавляющего систему избирательных комиссий субъекта Российской Федерации. Исследование основано на анализе государственно-правового аспекта статуса ИКСРФ. Результаты свидетельствуют о специфике этих государственных органов и перспективах развития, что имеет не только научное, но и практическое значение, поскольку из общественных органов, какими комиссии были в советский период, ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в новых условиях превратились в органы с собственной компетенцией, действующие на постоянной основе и обладающие штатным аппаратом.

Впервые в комплексе в теоретическом и практическом планах исследована правоприменительная и нормотворческая деятельность ИКСРФ дан правовой анализ нормативных актов комиссии, условия их легитимости и степени правовой защищенности.

Учитывая, что процесс становления комиссий не закончен, а их деятельность не лишена недостатков, автор рассматривает актуальные вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием их работы.

В диссертации обоснованы и выносятся на защиту следующие положения и вывод, содержащие в себе элементы новизны:

1) уточнены место и роль ИКСРФ в системе избирательных комиссий и государственных органов, предложены меры по совершенствованию правовой базы в интересах взаимного сочетания и дополнения федерального и регионального избирательного законодательства;

2) дана характеристика содержания правового статуса, степени его законодательного урегулирования, механизма формирования и организации деятельности ИКСРФ в интересах обеспечения единства федерального и регионального законодательства о выборах и референдумах, сочетания принципов и норм, происходящих из федеративной природы Российской Федерации;

3) выявлены особенности формирования ИКСРФ в сложносоставных регионах в целях укрепление демократической основы ее деятельности путем введения дополнительных процедур, обеспечивающих большую степень открытости (прозрачности) процесса выдвижения кандидатов в состав избирательной комиссии с учетом специфики сложносоставных субъектов Российской Федерации;

4) раскрыт правовой статус ИКСРФ как коллективного государственного органа в целях обеспечения полноты законодательной защиты его деятельности;

5) изучены механизмы правоприменительной и нормотворческой деятельности ИКСРФ, дана классификация издаваемых комиссией актов, выявлено их место в системе нормативных правовых актов;

6) детализированы полномочия ИКСРФ, направленные на максимальную реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными и права на участие в референдуме;

7) раскрыты координирующая и контрольная функции ИКСРФ, направленные на обеспечение единообразного применения законов, оказание методической помощи и содействие избирательным комиссиям при проведении региональных выборов;

8) обоснована необходимость внесения в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации дополнений и изменений, предоставляющих ИКСРФ право законодательной инициативы по вопросам, связанным с реализацией и защитой конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и права на участие в референдуме.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теоретические результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования федерального и регионального законодательства об избирательных комиссиях и выборах в органы государственной власти и муниципальных образований. В частности, путем внесения дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы (положения), регулирующие правовой статус и деятельность ИКСРФ, определения места, роли и механизма издания актов и решений комиссий и юридической ответственности за их невыполнение. Многие положения, исследованные в работе, использованы автором в практической работе в течение ряда лет в должности председателя избирательной комиссии Иркутской области. Ряд предложений, вытекающие из исследовательской работы, были доведены в рабочем порядке до сведения ЦИК РФ для использования в правоприменительной деятельности. По результатам исследования в соавторстве разработан Модельный закон субъекта Российской Федерации «Об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации», который апробирован при подготовке и принятии в 1999 году закона Иркутской области «Об избирательной комиссии Иркутской области».

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования апробированы на научно-практических конференциях, проводившихся с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона 10−14 июня 1994 года, Восточно-Сибирского региона 12−14 апреля 1995 года, международном семинаре в г. Кемер Турецкой Республики, совещании-семинаре руководителей избирательных комиссий и органов государственной власти и местного самоуправления Иркутской области в мае 1996 года, а также в виде научных статей и публикаций.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка нормативных актов и использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе мы предприняли попытку раскрыть особенности формирования, правоприменительной и нормотворческой деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, содержание его правового статуса и связанные с ними проблемные вопросы, требующие предельно продуманного, качественного правового регулирования. Хотя избирательная система в Российской Федерации и ее субъектах находится в стадии активного развития, тем не менее дальнейшие пути ее зависят во многом от качества избирательного законодательства, его соответствия Конституции России и федеральному законодательству, задаче защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Опыт организации и проведения парламентских и президентских выборов, региональных и муниципальных избирательных кампаний показал, что как федеральное, так и региональное избирательное законодательство требуют своего дальнейшего совершенствования. Оно предполагает как внесение изменений и дополнений в действующие законы и иные нормативные акты и документы, так и принятие новых нормативных актов. В этих условиях задача федеральных и региональных законодателей состоит в создании гармоничной федеральной и региональной правовой основы организации демократического избирательного процесса, обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан.

В новых конституционно-правовых условиях развития российской государственности, характеризующейся дальнейшим укреплением принципов федерализма, особая роль принадлежит законодательно.

выверенной и юридически обеспеченной организации и проведении федеральных, региональных и местных выборов единой системой избирательных комиссий. При законодательном определении статуса в целом системы избирательных комиссий и каждой ее составляющей в отдельности необходимо исходить из того, что только избирательные комиссии могут обеспечить реализацию политического волеизъявления граждан в ходе проведения периодических, несфальсифицированных свободных выборов. Прав депутат Государственной Думы Российской Федерации В. Л. Шейнис утверждая, что «ключевая роль в проведении выборов и подсчете голосов принадлежит избирательным комиссиям. Поэтому так важно сделать их более законопослушными и представительными, менее зависимыми и управляемыми властями"99.

Стратегической линией по формированию новой избирательной политики и совершенствованию правового статуса избирательных комиссий субъектов Российской Федерации должно стать, по нашему мнению, во-первых, создание новой правовой, прежде всего конституционной, основы их организации и деятельностиво-вторых, осуществление (завершение) перехода к созданию единой и независимой системы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерациив-третьих, развитие координационных и иных форм взаимодействия ИКСРФ со всеми субъектами политической системы, прежде всего с Конституционными (Уставными) Судами.

Для реализации этих задач необходимо на региональном конституционном и законодательном уровне:

1) повысить правовой статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, являющихся основным инструментом.

99 Общественно-политический журнал «Российская Федерация». 1997. № 1.С. 22.

трансформации политической воли избирателей в процессе формирования представительных (законодательных) и выборных исполнительных институтов государственной власти, до конституционного уровня. В этих целях внести в Конституции и соответствующие уставы субъектов Федерации раздел или отдельные статьи об избирательной системе и основах правового статуса ИКСРФ, что связано, в частности, с недопущением какого бы то ни было административно-политического влияния на беспристрастный характер работы комиссий. Отсутствие в новой Конституции РФ и соответствующих конституциях и уставах субъектов Российской Федерации главы (статей) об избирательной системе (избирательных правах и права на участие в референдуме граждан) ведет к нарушениям избирательных прав граждан в ходе избирательных кампаний. Кроме этого, и это весьма важно, необходимо в конституционном (уставном) порядке предоставить ИКСРФ право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к обеспечению избирательных прав и свобод граждан Российской Федерации и иных субъектов избирательного процесса. Существующее положение когда таким правом пользуется менее трети ИКСРФ, свидетельствует скорее об отсутствии системного подхода к решению основополагающего вопроса государственной значимости. По нашему мнению, в этих целях необходимо принятие законодательного документа на федеральном уровне;

2) установить, что все виды выборов (конституционные, очередные и досрочные) и референдумы проводятся только общей системой избирательных комиссий, сформированным в соответствии с Законом о гарантиях 1997 года;

3) с учетом федеративной природы российского государства, конституционного механизма разделения государственной власти и политико-экономических интересов гражданского общества.

сформировать избирательные комиссии в субъектах Российской Федерации в качестве независимой (подчиняющейся только Конституции, законам, решениям Конституционного Суда и иных судебных органов) организационной структуры, схожей по параметрам своей независимости и социально-правовой защищенности членов комиссий с системой органов правосудия;

4) увеличить срок полномочий ИКСРФ, который должен составлять, как минимум, двойной срок обычной легислатуры представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации, с тем чтобы избежать практики подбора состава комиссий по соображениям политического характера;

5) разработать механизм судебной защиты статуса ИКСРФ, имея в виду установление ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение законодательства при формировании комиссии, обеспечение независимости и самостоятельности деятельности комиссии, обязательности для исполнения актов ИКСРФ, принятых в пределах ее полномочий;

6) принять во внимание, что как на федеральном уровне100, так и в субъектах Российской Федерации настойчиво высказывается мысль о необходимости законодательного введения института отзыва выборных органов и должностных лиц. Поддерживая эту безусловно демократическую идею, полагаем, что при проведении отзыва депутата законодательного (представительного) органа или выборного должностного лица исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирательная комиссия субъекта.

100 См.: Лысенко В. И. Модельный закон субъекта Российской Федерации об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1998. № 1. С.58−85.

Российской Федерации должна осуществлять полномочия по организации и проведению отзыва выборного лица в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Необходимо рассмотреть вопрос о принятии в соответствии с п. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации Федерального закона «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации», либо о внесении в Федеральный закон о гарантиях 1997 года норм, предписывающих субъектам Российской Федерации необходимость законодательного установления фиксированных сроков назначения и проведения выборов, исходя из того, что выборы проводятся избирательными комиссиями, в том числе в случае их неназначения уполномоченными на то законом государственными органами.

Суд в данной ситуации может рассматриваться как инстанция, вступающая в действие в случае неисполнения вышеуказанной обязанности избирательной комиссией.

В целях обеспечения избирательных комиссий специалистами, имеющими опыт работы с нормативными документами, целесообразно предоставлять право предлагать определенную часть кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и нижестоящие избирательные комиссии органам юстиции.

В региональном законодательстве должен быть поставлен заслон отзыву члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, поскольку это позволяет усиливать влияние действующей власти на процесс проведения выборов для достижения собственных интересов и нарушает избирательные права граждан.

Как отмечалось в процессе подготовки и проведения выборов избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, обеспечивая единообразное применение соответствующих федеральных.

законов, издают инструкции и иные нормативные акты. Издавая в некоторых случаях обязательные для широкого круга участников избирательного процесса инструкции и разъяснения, избирательные комиссии действовали в соответствии с законом. Вместе с тем в большинстве случаев нормативные инструкции и разъяснения комиссии издавали по собственной инициативе в целях обеспечения единообразного применения федерального законодательства.

В связи с изложенным, поскольку ИКСРФ в процессе прошедших избирательных кампаний своими разъяснениями устраняли противоречия, пробелы и неясные положения федерального законодательства, следует рассмотреть вопрос об использовании отдельных нормативных документов комиссий как своего рода базы для дополнений в соответствующие федеральные и региональные законы.

Считаем необходимым обсудить предложение об установлении правила, согласно которому соответствующая избирательная комиссия не выделяет средства на предвыборную агитацию в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения (блока). Государство в течение избирательной кампании несет бремя расходов по предоставлению бесплатного эфирного времени кандидатам, обеспечению права бесплатного проезда кандидатов по территории Российской Федерации, выплату компенсаций за отпуск, предоставленный кандидатам по месту работы.

Полагаем что требуется разработка отдельного федерального закона о финансировании выборов и референдумов, в том числе деятельности ИКСРФ в ходе выборов и межвыборный период. Такой федеральный закон должен содержать гарантийные нормы, которые позволяли бы обеспечивать соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации при финансировании избирательных кампаний как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской.

Федерации. Более того, эти нормы могли бы стать определенным ориентиром и в ходе правового регулирования на уровне выборов в органы местного самоуправления. При отсутствии федерального закона необходимо решить вопрос о принятии таких законов на региональном уровне.

Следует уточнить, что подразумевается под правом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Считаем, что это относится к необходимости, например, установить обязанность избирательной комиссии субъекта Российской Федерации представлять в соответствующие муниципальные органы входящие в состав субъекта Российской Федерации, заключения на предмет соответствия нормативных актов местного самоуправления о выборах Закону о гарантиях 1997 года, законам субъекта Российской Федерации, обязав эти органы рассматривать в установленном порядке данные заключения.

Вопрос обжалования действий и решений избирательных комиссий и их должностных лиц, участия в судебном разбирательстве избирательных комиссий также не имеет достаточной правовой базы. Необходимо внести в закон нормы, устанавливающие право избирательных комиссий обращаться в суд в случае выявления нарушений субъектами избирательного процесса избирательного законодательства, влекущих признание выборов недействительными, и установить сроки этих обращенийнормы, устанавливающие сроки на обжалование решений и действий избирательных комиссийнормы, устраняющие возможность рассмотрения жалобы одновременно и в суде, и в вышестоящей избирательной комиссии. Следует установить подсудность решений избирательных комиссий соответственно уровню выборов, а также предоставить право избирательным комиссиям.

обжаловать неправомерные решения должностных лиц и организаций, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации. В связи с этим необходимо разработать законопроект о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В частности, возможно внесение в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР отдельной главы «Избирательные споры».

Практика проведения выборов как на федеральном, так и на региональном уровне со всей остротой продемонстрировала необходимость повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит норм, позволяющих решить указанные проблемы. Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации без законодательного регулирования необходимости правового просвещения и образования и ввиду ее краткосрочности (до 1999 года) не является достаточным инструментом для их решения.

В связи с этим предлагаем дополнить названный Федеральный закон нормой, возлагающей на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обязанность организовать и координировать на соответствующей территории работу по повышению правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса, а также по совершенствованию профессиональной подготовки организаторов выборов.

Кроме того, необходимо возложить на органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения,.

предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностных лиц обязанность содействовать ИКСРФ и другим избирательным комиссиям, в первую очередь территориальным, в реализации этих задач.

С учетом изложенного полагаем возможным сделать следующий обобщающий вывод: степень законодательного оформления на федеральном и региональном уровнях правового статуса, основ правоприменительной и нормотворческой деятельности позволит избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург, полноценно выполнять только им присущие задачи по формированию легитимных, пользующихся законным авторитетом, органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, занять по праву единственно им присущее место в системе государственных органов.

Список правовых источников и использованной литературы 1. Законы и иные нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 года № 20 и от 10 февраля 1996 года № 173. Российская газета. 1993, 25 декабря. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 152- № 7. Ст. 676.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. //Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.

3. Федеративный договор — Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года //Конституция (Основной закон) Российской Федерации — России. М., 1992.

4. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.

5. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 года (в ред. от 31 июля 1998 года) //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

6. Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1924.

7. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

8. Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2398.

9. Федеральный закон от 5 декабря 1995 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 5. Ст. 4869.

10.Федеральный закон от 28 апреля 1995 года № 66-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

11.Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

12.Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст.

13.Федеральный закон от 19 сентября 1994 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406.

14.Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 6 (48).

15.Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. № 3−4.

16.Федеральный закон от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.

17.Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 8, 16 января.

18.Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948;1 «О гражданстве Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1996. № 9.

19.Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242−1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 1996. № 9.

20.Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905. Спб. 1905.

21.Конституция РСФСР 1918 года.

22.Конституция СССР 1936 года.

23.Конституция РСФСР 1937 года.

24.Конституция СССР 1977 года.

25.Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2266 //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 43. Ст. 4089- № 52. Ст. 5072.

26.Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 24. Ст. 2598.

27.Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4189.

28.Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №.

227 «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» //Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. № 9 (20).

29.Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №.

228 «О Федеральной целевой программе повышения правовой.

культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 862.

30. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.

31.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.

32.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 года № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 „О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации“ и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 19. Ст. 2320.

33.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года „О порядке отзыва депутата Московской областной Думы“ в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской.

Федерации. 1997. № 2. Ст. 348.

34.Постановление Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года № 9856−11 «О дальнейших планах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49.

35.Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 января 1995 года № 7 «О примерном положении об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации» //Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1995. № 2.

36.Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 ноября 1993 года № 66 «Об утверждении Положения об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по выборам в Совет Федерации и по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» //Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1993. № 7.

37.Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 1995 года № 7/46−11 «О регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1995. № 1.

38.Конституции республик в составе Российской Федерации (республик Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Северная Осетия — Алания, Татарстан, а также Кабардино-Балкарской и Удмуртской республик). М.: Известия, 1995, вып. 1.

39.Конституции республик в составе Российской Федерации (республик Адыгея, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва,.

Хакасия). М.: Известия, 1995, вып. 2.

40.Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации (Ставропольского края, Иркутской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Новгородской, Оренбургской, Пермской, Псковской, Свердловской областей). М.: Известия, 1995, вып. 1.

41.Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации (Архангельской, Белгородской, Нижегородской, Тамбовской, Тюменской, Читинской, Ярославской областей, города Москвы, Усть-Ордынского Бурятского и Ханты-Мансийского автономных округов). М.: Известия, 1996, вып. 2.

42.Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации (Приморского края, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Костромской, Курской, Самарской, Саратовской, Смоленской областей, Ненецкого автономного округа). М.: Известия, 1997, вып. 3.

43.Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 10 марта 1995 года № 47 «О Положении об Избирательной комиссии Алтайского края» (в ред. от 30 октября 1995 года) //Сборник законодательства Алтайского края. 1995. № 8. Ст. 36.

44.Закон Амурской области от 29 декабря 1995 года «О выборах Главы Администрации Амурской области» //Сборник законов Амурской области, принятых Амурским областным Собранием в 1995 году. Благовещенск, 1996.

45.Закон Амурской области от 8 июля 1998 года № 82−03 «Об Избирательной комиссии Амурской области» //Амурская правда. 1998. № 156.

46.Постановление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 25 октября 1994 года № 6−3/117 «Об утверждении Положения о Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан» //Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. № 12 (30). Ст. 673.

47.Постановление Брянской областной Думы от 25 мая 1995 года № 121 «О Положении «О Брянской областной Избирательной комиссии» (в ред. от 15 апреля 1996 года № 328).

48.3акон Республики Бурятия от 22 июня 1995 года № 150−1 «Об Избирательной комиссии Республики Бурятия» (в ред. от 6 марта 1998 года № 667−1) //Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1995. № 5.

49.3акон Волгоградской области от 17 июля 1996 года «О выборах главы администрации Волгоградской области» //Материалы сорок первого (11 июля 1996 года) и сорок второго (12 июля 1996 года) заседаний Волгоградской областной Думы. Волгоград, 1996.

50.3акон Иркутской области от 16 ноября 1995 года № 15/12-ЗС «О выборах губернатора Иркутской области» //Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. Иркутск. 1995. № 15.

51.Закон Иркутской области от 18 октября 1995 года № 4/6-ЗС «О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области» //Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. Иркутск. 1995. № 14.

52.Закон Иркутской области от 16 ноября 1995 года № 15/11-ЗС «О выборах в органы местного самоуправления Иркутской области» //Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. Иркутск. 1995. № 15.

53.Закон Иркутской области от 29 июня 1995 года № 12/20-ЗС «Об.

избирательной комиссии Иркутской области" //Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. Иркутск. 1995. № 12.

54.Закон Иркутской области «О референдуме Иркутской области» //Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. Иркутск. 1995.

55.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 1997 года № 16-РЗ «Об Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. № 103. 1997. 3 июня.

56.Закон Калужской области от 13 января 1997 года № 22−03 «Об избирательной комиссии Калужской области» // Весть. 1997. № 318 319.

57.3акон Калининградской области от 17 апреля 1995 года № 7 «О региональной избирательной комиссии Калининградской области» (в ред. от 12 сентября 1995 года № 20) //Янтарный край. 1995. № 114.

58.Закон Костромской области от 12 июля 1995 года № 10 «Об избирательных комиссиях в Костромской области» //Костромской край. 1995. № 133−135.

59.Закон Костромской области от 30 декабря 1999 года № 40 «О введении в действие Избирательного кодекса Костромской области» //Северная звезда. 1999. № 11.

бО.Постановление Государственного Собрания Республики Мордовии от 20 июня 1995 года № 215−1 «О Положении о Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия» //Известия Мордовии. 1995. № 125.

61.Закон Мурманской области от 4 июля 1996 года «О выборах главы администрации Мурманской области» //Сборник законов Мурманской области, принятых в 1996 году. Мурманск. 1997.

62.Закон Нижегородской области от 7 июня 1995 года № 5−3 «О выборах Губернатора Нижегородской области» //Нижегородский.

рабочий. 1995. № 119 (13 263).

63.Закон Нижегородской области от 6 июня 1996 года № 35−3 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» (в ред. от 22 декабря 1997 года) //Правовая среда. Нижний Новгород. 1997. № 51−53 (201−203).

64.Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 13 сентября 1995 года № 159 «Об утверждении Положения об Избирательной комиссии Нижегородской области» // Правовая среда. Нижний Новгород. 1996. № 19(119).

65.Закон Новосибирской области от 25 мая 1998 года № 10−03 «Об Избирательной комиссии Новосибирской области» //Ведомости. Новосибирск. 1998. № 21.

66.Закон Омской области от 11 октября 1995 года «О выборах главы администрации (губернатора) Омской области» //Ведомости Законодательного Собрания Омской области. Омск. 1995. № 5.

67.Закон Омской области от 7 октября 1996 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» //Ведомости Законодательного Собрания Омской области. Омск. 1996. № 4.

68.Постановление Орловской областной Думы от 21 июля 1995 года № 8/23-ОД «О Положении «Об Избирательной комиссии Орловской области» //Орловская правда. 1995. № 159 (21 807).

69.Закон Пензенской области от 25 ноября 1998 года № ЮЗ-ЗПО «Об Избирательной комиссии Пензенской области» //Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. 1998. № 5.

70.Закон Пермской области от 20 июля 1995 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермской области» //Бюллетень законодательных и иных нормативных актов Пермской области. Пермь. 1995. № 8.

71.Закон Пермской области от 4 сентября 1995 года «О выборах губернатора Пермской области» //Бюллетень законодательных и иных нормативных актов Пермской области. Пермь. 1995. № 9.

72.Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 18 января 1995 года № 2300-XII «Об утверждении Положении О Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан» //Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1995. № 1.

73.Закон Тюменской области от 4 марта 1996 года «О выборах депутатов Тюменской областной Думы» (в редакции от 25 июля 1997 года с изменениями и дополнениями) //Тюменские известия. 1997. 2 августа- 11 сентября- 27 сентября.

74.3акон Тюменской области от 20 февраля 1996 года «О выборах Губернатора Тюменской области» (с последующими изменениями и дополнениями)//Тюменские известия. 1996. 15 марта- 18 сентября- 17 декабря, 28 декабря- 1997, 31 января- 14 марта.

75.Постановление Президиума Госсовета Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 1995 года № 16/39 «О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» (в ред. от 14 июля 1995 года).

76. Закон Хабаровского края от 26 апреля 1995 года № 10 «О системе Избирательных комиссий в Хабаровском крае» (в ред. от 23 апреля 1996 года № 39) //Тихоокеанская звезда. 1995. № 107−109.

77.Закон Челябинской области от 2 февраля 1996 года «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области» //Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области. Челябинск. 1996. № 1.

78. Закон Чувашской Республики от 14 июня 1996 года № 9 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления».

//"Чаваш ен". 1996. № 25 (276).

79.3акон Чувашской Республики от 14 июня 1995 года № 10 «О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики» //Советская Чувашия. 1995. № 120 (20 844).

2. Юридическая и специальная литература.

1.Авакьян С. А. Выборы 1993;94 в Российской Федерации: правила и процедуры. М., 1993.

2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

3. Авакьян С. А. Реформа советской избирательной системыважнейший шаг в демократизации жизни общества //В сб.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. Под редакцией проф. С. А. Авакьяна. М., 1990.

4. Авакьян С. А. Самоуправление и выборы //Советы народных депутатов. 1986. № 10.

5. Алексеев С. С. Государство и право. М. Юридическая литература. 1993.

6. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М. 1996.

7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М. 1998.

8. Барабашев Г. В. Избирательная кампания: цели и средства //Советское государство и право. 1986. № 4.

9. Барабашев Г. В., Старовойтов Н. Г., Шеремет К. Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М., 1987.

10.Васильев В. И., Постников А. Е. Законодательное регулирование.

выборов глав администраций субъектов Федерации //Журнал Российского права. 1997. № 5. П. Васильев В. И., Постников А. Е. Выборы позади — выборы впереди.

Независимая газета. 1996. 25 сентября. 12. Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону.

о выборах депутатов Государственной Думы. М., 1995. 1 З. Васильев В. И. По каким законам будем избирать? «Российская Федерация». 1996. № 17.

14.Веденеев Ю. А., Лысенко В. И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997. № 8.

15.Веденеев Ю. А., Лысенко В. И. Выборы — 93: уроки и альтернативы //Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. № 7. № 9.

16.Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления //Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1995. № 2.

17.Веденеев Ю. А. Выборная демократия — действительный, а не мнимый путь к гражданскому обществу и правовому государству //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 1 (43).

18.Веденеев Ю. А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 2.

19.Вешняков А. Законы о выборах у нас и в мире //Российская Федерация. 1995. № 18.

20.Вешняков А. А. О совершенствовании избирательного законодательства и задачах избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в 1999 году. Доклад на Общероссийском совещании председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации 10−11 июня 1999 года //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. № 6(72).

21.Володин В. В. Субъект Российской Федерации: проблемы власти, законотворчества и управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Спб. 1996.

22.Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995;1997. Электоральная статистика. М., 1997.

23.Выборы депутатов Государственной Думы. 199,5. Электоральная статистика. М., 1995.

24.Выборы Президента Российской Федерации. 1996. Электоральная статистика. М., 1996.

25.Выступление председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на заседании Государственной Думы по вопросу о ходе реализации законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 11 октября 1995 года. Стенограмма. Издание Государственной Думы. Архив избирательной комиссии Иркутской области.

26.Государственное право Российской Федерации. Под ред. проф. О. Е. Кутафина. М., 1996.

2 7. Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об итогах выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления //Вестник Центральной избирательной комиссии. 1997. № 2.

28.Ефремова Н. Н. Становление избирательного права в России //Государство и право. 1998. № 3.

29.Зиновьев А. В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России //Государство и право. 1995. № 1.

30.Иванченко А. В. Об обжаловании решений и действий избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Государственной Думы в 1995 г //Государство и право. 1996. № 9.

31.Иванченко А. В. Избирательные комиссии: правовой статус и совершенствование деятельности. В кн.: Выборы в Государственную Думу: правовые проблемы. М., 1995.

32.Иванченко А. В. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями. В кн.: Комментарий к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. М., 1995.

33.Иванченко А. В. Избирательные комиссии Российской Федерации. История, теория, практика. М., 1996.

34.Иванченко А. В., Лысенко В. И., Смирнов В. В. Избирательное право в вопросах и ответах. М., 1995.

35.Игнатенко В. В. Устав Иркутской области как законодательный акт. Иркутск. 1997.

36.Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. М., 1993.

37.Кабышев В. Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов. 1974.

38.Ким А. И. Советское избирательное право. Вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения. М., 1965.

39.Князев С. Д. Применение законодательства о выборах в субъектах Российской Федерации //Российская юстиция. 1997. № 10.

40.Ковешников Е. И. Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. М., 1993.

41.Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный избирательный опыт. М., 1995.

42.Ковлер А. И. Кризис демократии? (Демократия на рубеже XXI века). М., 1997.

43.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. М., 1995.

44.Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». С приложением ведомственных нормативных актов. М., 1996.

45.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Тома 1−2. Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М., 1996.

46.Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Т. Орехова. М., 1994.

47.Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М., 1997.

48.Кукушкин М. И., Югов А. А. Выборы — конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации //Российский юридический журнал. 1996. № 2.

49.Курицын В. И. Развитие прав и свобод в Советском государстве. М.: Юридическая литература. 1983.

50.Лапаева В. В. Выборы в Государственную Думу 1995 г.: проблемы совершенствования законодательства //Государство и право. 1996. № 9.

51.Лапаева В. В. Понятие и правовой статус избирательного объединения //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 11.

52.Лысенко В. И. Некоторые вопросы развития избирательной политики и права в Российской Федерации в 90-е годы. Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994.

53. Лысенко В. И. Правовое регулирование выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 2.

54.Лысенко В. И. Представительные начала и избирательные системы в контексте правового регулирования избирательного процесса //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 3.

55.Лысенко В. И. Реформа избирательной системы в России и Италии: итоги и проблемы выборов 12 декабря 1993 г. и 27−28 марта 1994 г. //Государство и право. 1994. № 11.

56.Лысенко В. И. Аналитическая справка о состоянии законодательства о выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (1993;1997 годы). М., 1998.

57.Лысенко В. И. Проблемы современного избирательного права в России и европейских странах. Автореферат диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1995.

58.Лысенко В. И. Модельный закон субъекта Российской Федерации «Об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1998. № 1.

59.Маклаков В. В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987.

60.Малый А. Ф. Избирательная система Российской Федерации. Саранск. 1995.

61.Матейкович М. С. Особенности организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти Тюменской области //В сб.: Тюменский регион: управление и самоуправление. Тюмень. 1995.

62.Матейкович М. С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1998.

63.Мишин А. А. Избирательное право и избирательные системы буржуазных стран. М., 1962.

64. Материалы Общероссийского совещания председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. № 6 (72).

65.Не всякий язык доведет до президентского кресла (представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации С. М. Шахрай комментирует региональное избирательное законодательство) // Российская газета. 1998. 4 апреля.

66,0 методическом письме избирательным комиссиям Российской Федерации по вопросу участия муниципальных служащих в выборах в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в качестве кандидатов в депутаты (члены) этих органов. Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1996, № 19.

67.0 некоторых вопросах применения судами норм избирательного права при разрешении споров, связанных с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.

Российской Федерации, Президента Российской Федерации, а также в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. 1998. № 1,2.

68.Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М., 1998.

69.Об обращении избирательной комиссии Иркутской области. Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1996. № 11.

70.Основные направления совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации (Доклад рабочей группы по подготовке проектов законодательных актов по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации). Государство и право. 1996. № 6.

71.Письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о содействии деятельности избирательных комиссий в подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1995. № 6.

72.Постников А. Е. Избирательное право России. М., 1996.

73.Постников А. Е., Васильев В. И., Пяткина С. А. Концепция развития конституционного законодательства. — Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М., 1995.

74.Постников А. Е. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: плюсы и минусы //Народный депутат. 1993. № 12.

75.Прело М. Конституционное право Франции. М., 1957.

76.Проблемы народного представительства в Российской Федерации. Под редакцией проф. С. А. Авакьяна. М., 1998.

77.Реформа избирательной системы в России и Италии: опыт и перспективы. Отвред. В. И. Лысенко. М., 1995.

78.Сергеева Е. Я. Российский электорат: проблемы выбора и участия. М., 1996.

79.Собянин А. А., Суховольский В. Г. Демократия, ограниченная фальсификациями: Выборы и референдумы в России в 1991;1993 годах. М., 1995.

80.Статус избирательных комиссий в организации и проведении выборов. В кн.: Правовая культура электоральная активность и телевидение. М., 1996.

81.Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М., 1995.

82.Технология и организация выборных компаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.

83.Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995.

84.Трофимов А. Н. Право и средства массовой информации (из опыта работы избирательных комиссий области): сборник материалов. Орел. 1995.

85.Указание Генерального Прокурора Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. № 6 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации». Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (с прложением ведомственных нормативных актов).М.1996.

86.Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994.

87.Чиркин В. Е. Основы государственной власти. М., 1996.

88.Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. Приложение 1. Текст Конституции РСФСР 1918 года. М., 1968.

89.Шейнис В. Испытание выборами //Общественно-политический журнал «Российская Федерация». 1997. № 1.

90.Шелютто Н. В. Избирательные процедуры и права граждан. М., 1995.

91.Шергин В. П. О некоторых проблемах выдвижения и регистрации кандидатов при выборах глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации //Вестник центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 1.

92.Шергин В. П. Пассивное избирательное право: условия его приобретения при выборах глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации //Вестник центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1996. № 20.

93.Эджворт JI. Процедура подготовки инструкций. Опыт Запада. Текущий архив Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1996.

94.Юридическая энциклопедия. М., 1997.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой