Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе
Диссертация
Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, Законе РФ «Об образовании». По сути, пересмотрена сама концепция развития отечественной системы образования. В Законе чётко определены новые принципы… Читать ещё >
Содержание
- Введение .стр
- Глава 1. Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в истории и теории педагогики
- 1. 1. Взгляды представителей отечественной философской мысли на проблемы духовности, нравственности. стр
- 1. 2. Системно-структурный анализ проблемы духовности, нравственности в трактовке зарубежных исследователей. стр
- 1. 3. Особенности духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях. стр
- Глава 2. Создание целостного воспитательного пространства как средство духовно-нравственного развития личности — ведущий фактор реализации воспитательных задач в условиях социальных перемен
- 2. 1. Движущие силы процесса интенсификации духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях. стр
- 2. 2. Формирование самосознания — основа духовно-нравственного развития учащихся. стр
- 2. 3. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в условиях социальных перемен в обществе. стр
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М., 1991. — 123 с.
- Августин. Исповедь. М.: МНПП Гендальф/Минск: МЭТ — ООО, 1992. — 541 с.
- Аверкия (архимандрид). Душевность и духовность. Мюнхен, 1949. — 94 с.
- Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1987. -244 с.
- Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении «Живой этики»: Дисс.канд. пед. наук. М., 1996. — 108 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. М.: АПН РСФСР, 1948. — 64 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд. ЛГУ, 1969. — 339 с.
- Апресян Г. З. Красота и добро. Из истории мысли народов. М.: МГУ, 1966. -122 с.
- Аракелян О.В. Многонациональная школа как новый синтез традиционной и современной педагогики. М., 1995.- 191 с.
- Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности. -Уфа, 1993.- 143 с.
- Арет П.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. — 75 с.
- Аристотель. О душе. М.: Мысль, 1994. — 394 с.
- Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. М., 1992 -74 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-256с.
- Бацын В.К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в РФ. М., 1994.-38 с.
- Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986. — 108 с.
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т.(1900−1948) —М.: Наука, 1965.-Т.5.- 194 с.
- Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990. -129 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. -М., 1990. -334 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России опыты по психологии войны и национальности. -М., 1990.- 141 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1999. — 89 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979.-Т.1. — 84 с.
- Бодалев А.А. О развитии требовательности к себе//Материалы совещания по психологии. М., 1997. — 38 с.
- Большой толковый словарь русского языка. С-П.: Норинт, 2000. — 1534 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 199. 420 с.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.- 147 с.
- Бурбулис Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рационализм. М., 1996 — 91 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1993. — 186 с.
- Вернадский В.И. Антология гуманной педагогики. М.: МГПУ, 2001. — 223 с.
- Введение в философию. М.: Политиздат, 1982. — 376 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 2000. — 175 с.
- Волков Г. Н. Программа по народной педагогике. М., 1992. — 43 с.
- Волков Г. Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993. — 96 с.
- Воспитание на переходном этапе//Советская педагогика.- 1991, № 10. 39 с.
- Вульфов Б. З, Гребенников И. Н. Подросток. М.: Педагогика, 1992, — 432 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -79 с.
- Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность//Педагогика. -1995, № 2−21с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1990. — 480 с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода//Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990. — 134 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. — 121 с.
- Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. М.: Педагогика. -1997, № 4.-33 с.
- Гачев Г. Национальные образы мира. -М.: Сов. Писатель, 1988. 183 с.
- Гегель Г. Ф. Философия поведения. М.: Мысль, 1971. — 140 с.
- Гегель Г. Ф. Философия духа. М.: Мысль, 1987. — 280 с.
- Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974. -Т.2. — 264 с.
- Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. — Т.1. — 123 с.
- Гончаров И.С. Духовное сердце грядущей России//Народное образование. -1994, № 4.-20 с.
- Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Вопросы теории. М., 1996. — 301 с.
- Гумилев J1.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1994. — 95с.
- Гуревич П.С. Феномен человека. Антология. М.: Высш. шк., 1993. — 71 с.
- Давлетшин К.Д. Из мудрости веков. Казань, 1991. — 137 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого Великого русского языка: В 4-х т. М.: «Терра «- Книжный клуб, 1998 — Т. 1. — 912 с.
- Давыдов В.В. Воспитание молодёжи в новых социально-экономических условиях//Советская педагогика. 1991, № 7. — 14 с.
- Давыдов В.В. Теория и практика развивающего образования. М., 1994. — 124 с.
- Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. — Т.2. — 286 с.
- Джемс У. Психология / Под ред. JI.A. Петровской М.: Педагогика, 1991.- 94с.
- Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить. Клин, 1994. — 152 с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности. Дисс.канд.филос.наук.-М., 1995.- 118 с.
- Домострой. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII веков. — М., 1985.- 104 с.
- Дубынин И.И. Динамика обыденного сознания. М., 1996. — 91 с.
- Дуранов М.Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащейся молодёжи. Красноярск: КГУ, 1989. — 115с.
- Духовное становление человека/под ред. Э. В. Соколова. JL, 1972. — 175 с.
- Евангелие. М, 1990. — 38 — 48 с.
- Еремеев Е.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Педагогика, 1990.-288с.
- Закон божий. Для семьи и школы. Пермь, 1991. — 126 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. — 25 с.
- Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности//В кн.: Смысл жизни в русской философии. С-Пб.: Наука, 1995. — 67 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -223с.
- Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. — 134 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -150 с.
- Иванов К.В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций//Философская наука. 1973, № 1. — 57 с.
- Иванова А.Н. Деидеологизация: возрождение духовности//Вестник высшей школы. 1990, № 8. — 34 с.
- Иващенко А.В., Савкина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками//Учебно методич. пособие. — М., 1993. — 120 с.
- Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Новосибирск, 1991.- 230 с.
- Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 19 481 954гг.: В 2 т. М., 1992. — Т.2. — 41 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности//Слово. 1993, № 3,4. — 19 с.
- Искусство стать и быть человеком. Учебник Живой Духовности/Под ред. Ж. И. Гавера. Вып. 1. -М., 1981. -40 с.
- Ислам /краткий справочник/. М., 1983. — 145 с.
- История педагогики. М.: Учебные записки ЛГУ, 1986. — 377 с.
- История педагогики. М.: Педагогика, 1990. — 350 с.
- История философии/Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. — 573 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 102 с.
- Каган М.С. О духовности (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985, № 9. — 19 с.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988. — 267 с.
- Каверин K.JI. Духовные потребности: сущность и классификация//Психологические основы формирования духовных потребностей. Тамбов, 1989. — 41 с.
- Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963. — Т.1. — 249 с.
- Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. — 448 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. С- Пб, 1913.-71 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — 381 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. 52 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 221 с.
- Климя Джеску. Гармония. Гармоничная личность: гроздья истины. Кишинёв, 1990.-51 с.
- Кобзарь Б.С. Личность и ее самовоспитание. Киев: Молодь, 1980. — 165 с.
- Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979. — 121 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г./Под ред. М. В. Кларина -М.: Педагогика, 1980. 186 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1994. -335 с.
- Концепция воспитания учащейся молодёжи //Педагогика. 1992, № 3,4. — 37с.
- Концепция государственной политики РФ. М., 1996. — 75 с.
- Коран. Переводы смыслов. М., 1991. — 85 с.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980. — 98 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. -142 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе. -Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2001. 287 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2001. — 160 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Лешер О.В. Педагогические факторы интенсификации интернационального воспитания студентов. Челябинск: ЧГПИ, 1988. -139 с.
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Прометей, 1983. — 220 с.
- Лихачев Б.Т. Письма о добром и прекрасном. М., 1993. — 163 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. — 282 с.
- Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 1939. — 156 с.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа М.: Политиздат, 1991. — 386 с.
- Любен Николов. Структура человеческой деятельности. М., 1994. — 97 с.
- Макаренко А. С. Сочинения: В 5 т. М.: АПН РСФСР, 1958. — Т.5. -148 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность//В кн.: Теории личности в западной и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. дом «Бахрах», 1996. — 449 с.
- Махаров Е. М. Проблема человека в истории философской мысли. М., 1986. — 190 с.
- Мельников И. А., Чанко Е. Е. Теория и практика воспитания: проблемы и перспективы //Советская педагогика. 1991, № 8. — 12 с.
- Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний. М., 1989.- 345 с.
- Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики воспитания школьников//Советская педагогика. 1989. — 200 с.
- Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1993. -415с.
- Моносзон Э.И. Новые ценности образования. -М.: Педагогика, 1996. 141с.
- Монтень М. Опыты: В 3-х т. М., 1958. — Т.2 — 194 с.
- Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989. — 45 с.
- Мурашов В. И. Идея духовности. М.: Логос, 2000. — 180 с.
- Мусин Г. Н. Потребности и духовный мир личности. Саратов, 1989. — 169с.
- Народы России. Энциклопедия. М., 1994. — 230 с.
- Народная педагогика и современные проблемы воспитания//Материалы научно- практической конференции. М., 1991. — ч.1. — III. — 64 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М., 1990.-250 с.
- Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. — 638 с.
- Нравственная жизнь человека. Искания, позиции, поступки. /А.В. Разин, В. Н. Сагатовский, Ю. В. Согомолов и др./ М., 1982. — 95 с.
- Образование в поисках человеческих смыслов/Под ред. Е. В. Бондаревской -Ростов н/Д.: 1995.- 164 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка /под ред. Н. Ю. Шведовой М.: Русс, яз., 1986.-796 с.
- Отрицательный угол//Подросток: цена самоутверждения. М.: Политиздат, 1990.- 192 с.
- Павлов И.В. Воспитание на традициях. Чебоксары, 1988. — 98 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1987.- 224с.
- Пауер Ф.К., Хиггина Э., Кольберг А. Подход Лауренса Кольберга к нравственному воспитанию//Психологический журнал. Т. 13. 1992, № 3. — 123 с.
- Педагогическая энциклопедия М.: Советская энциклопедия, 1986.- 476 с.
- Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского М.: Просвещение, 1988. — 155 с.
- ПедагогикаУ/Учебное пособие для студентов педагогических вузов, педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 600 с.
- Педагогические традиции народов и современная школа. Казань, 1996. -206с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. /Под ред. М. Ф. Шабаевой М.: Просвещение, 1956. — Т.2. — 190 с.
- Программа развития воспитания в системе образования России//Народное образование. 2000, № 1. — 236−260 с.
- Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Худож. лит., 1986. — Т.З. -439с.
- Раджакришнаи С. Индийская философия: В 2 т. М., 1957. -Т.1. — 340 с.
- Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1990. — 190 с.
- Рерих Н.К., Рерих Е. И. Живая этика. М., 1992. — 85 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1983.-Т.1.-608 с.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М., 1989. — 410 с.
- Саймон Б. Общество и образование. М., 1979. — 116 с.
- Сенека А.Л. Нравственные письма к Луцилию.- М.: Худож. лит., 1989. 541 с.
- Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека//Философская наука. 1990, № 12.
- Симонов В. П., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989. 352 с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1979. — 1600 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1990. -90 с.
- Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1991. -98с.
- Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности. -М., 1994.-213 с.
- Солдатенков А.Д. Формирование национального самосознания у школьников в процессе овладения национальной культурой. Чебоксары, 1994. — 40 с.
- Солдатенков А.Д. Усвоение подростками национальной культуры. М.: МГОПУ, 1995.-34 с.
- Соловьёв В. С. Сочинения: В 2 т. -М., 1989. Т. 1. — 830 с.
- Соловьев B.C. Смысл любви /Феномен человека. Антология. М., 1993.-286с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 83 с.
- Сретенский Л.Б. Методологические вопросы религии. Ярославль: Верх,-Волж. книжное издательство, 1983. — 178 с.
- Суд над системой образования: стратегия на будущее. М., 1991. — 174 с.
- Сулемез Н. Национальные мысли о воспитании. Заинек, 1995. — 51 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-65с.
- Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: Педагогика, 1963. — 180 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.-288 с.
- Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- Тайчинов М.Г. Проблемы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. Алма-Ата: Мехтеп, 1985. — 210 с.
- Тайчинов М.Г., Кобзарь Б. С. Личность и ее становление. Киев, 1990. -47с.
- Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание/ЯТедагогика. 1993,№ 3.-34 с.
- Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар: Народная педагогика, 1994. — 91 с.
- Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно -нравственных ценностях народа. М.: МГОПУ, 1999. — 198 с.
- Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности//Проблемы ценности в философии. М.: Наука, 1986. — 212с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования. -М.: Мысль, 1985.-271 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 10 т. Л.: Просвещение, 1949. — Т.6. -222 с.
- Федотова В.Н. Духовное и душевное//Человек и духовность. Рига, 1990. -183с.
- Философский словарь. М.: Политиздат, 1989. — 590 с.
- Философия / Под ред. А. Г. Спиркина. М.: Гардарики, 2002. — 735 с.
- Франки В. Человек в поисках смыслаУ/Сборник: пер. с англ. и нем./Под ред. Л. Я. Газмана и Д.А. Леонтьева/ М.: Прогресс, 1990. — 369 с.
- Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу//Философские науки. 1990, № 8,9. — 19 с.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992. — 121 с.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1990. — 94с.
- Харламов И.Ф. Кризис воспитания в педагогике//Советская педагогика. -1991, № 10.-51 с.
- Хрестоматия по истории педагогики. М.: Знание, 1970. — 347 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. — 147 с.
- Цверлин Г. В. Штрих к портрету А. Кольберга//Психологический журнал. Т. 13. -М.: 1992, № 3.-12 с.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М.: Вопросы психологии. — М., 1966. — Т.2. — 93 с.
- Человек и духовность/Под ред. В. Г. Федотовой. Рига, 1990. — 64 с.
- Человек и общество//Хрестоматия. М.: Знание, 1992. — 350 с.
- Черкасов В.А. Прогностическая модель оптимизации учебно-воспитательного процесса/Юптимизация учебно-воспитательного процесса как условие формирования целостной личности молодёжи. Челябинск, 1990.- 73 с.
- Чехов А.П. Собрание сочинений: В 18 т. М.: Наука, 1974. — Т. 17. — 407 с.
- Шадриков В.Д. О реальной добродетельной педагогике//Педагогика. 1991, № 7. — 34 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.- 229 с.
- Шердаков В. Н. Добро и зло//Человек и закон. 1992, № 1. — 28 с.
- Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979. — 91 с.
- Штейнер Р. Духовное обновление педагогики: пер. с нем. М.: Парсифаль, 1995.-251 с.
- Щербаков А. И. Волевые процессы и свойства личности. JL, 1983. — 47с.
- Энциклопедия. Мир русской культуры. М., 2000. — 622 с.
- Якобсон П. М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1956. — 240 с.
- Тематическая игра: «Расскажи мне о себе"1. ЦЕЛЬ: развивать у учащихся умение понимать и ценить личность каждого человека-учить соотносить собственные представления о себе с тем, что думают о нем другие-формировать опыт творческого общения.
- ХОД ПРОВЕДЕНИЯ: В каждом пакете 4 комплекта карточек. Один комплект состоит из карточек, заполненных красными чернилами.
- Подобные игры помогают составить правильное представление о себе.
- Тематическая беседа: «Моя семья"1. ЦЕЛЬ:
- Сформировать у учащихся механизмы передачи таких духовно -нравственных качеств как любовь, уважение, милосердие, добротворчество.
- Раскрыть учащимся ценность и важность самопознания-
- Развивать у учащихся умение ценить и любить своих предков историю своего рода-
- Развивать у учащихся интерес к познанию корней своего рода.
- Кульминационный момент игры все участники делятся на несколько групп и обсуждают, что каждый из них нарисовал, написал и вспомнил. Подобные игры помогают уважать, ценить и любить представителей своего рода.1. Прадедушка Прабабушка
- Опорная схема «Моя родословная"1. Прадедуш- Прабабушка ка1. Прадедушка Прабабушка1. Дедуш- Бабушка ка1. Папа Мамаимя, число, (имя, число, месяц, месяц, год и год и местоместо рождения) рождения)1. Мамины братья
- Это старший брат (имя, год рождения)1. Его жена
- Это сестра (имя, год рождения)
- Это-Я Родился в .году, .месяца, .числа
- Это младший брат Родился в. году, .месяца, .числа
- Это- младшая сестра Родилась в. году, .месяца, .числа.1. Тематический классный час
- Человек часть природы или ее властелин?
- Угрожает ли миру экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество ее предотвратить?
- Что зависит от каждого из нас?1. Материал к проведению:
- Экологическая катастрофа на сегодняшний день является угрозой для всего человечества.
- Второй Чернобыль России: природа и мы». «Все в конечном итоге зависит от того, какой человек будет работать и управлять Землей». 1. Ф. Абрамов
- Россия сегодня стоит на грани экологической катастрофы. Ей не привыкать к экологическим катаклизмам. Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения. На одного человека в1. Л 1
- Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5−7 до 30−35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных.
- Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц, в начале нового тысячелетия это соотношение еще уменьшится.
- За последние три года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7−8 лет.
- Резко сократилась рождаемость: только 15% детей рождаются практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются здоровыми.
- В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн. тонн промышленных стоков.
- Генетический груз» человечества уже превысил 2 тысячи наследственных болезней.
- Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.