Первичная профилактика наркомании у школьников средствами физической культуры
Диссертация
В результате проведенных исследований разработана экспериментальная программа профилактики наркомании, целью которой было противодействие потреблению подростками психоактивных веществ, путем приобщения их к двигательной активности. В рамках программы первичной профилактики целесообразно реализовывать два направления: формирование ценностных ориентаций и мировоззрения и развития физических… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ первичной профилактики наркомании у школьников
- 1. 1. Современные подходы к проведению первичной профилактики наркомании
- 1. 2. Концепции профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры
- 1. 3. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
- 1. 4. Особенности формирования ценностных ориентаций детей среднего школьного возраста
- Глава II. Организация исследования первичной профилактики наркомании средствами физической культуры
- 2. 1. Цель и задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
- 2. 2. 2. Методика определения ценностных ориентаций
- 2. 2. 3. Анкетирование
- 2. 2. 4. Методы контрольных упражнений (тесты)
- 2. 2. 5. Педагогический эксперимент
- 2. 2. 6. Методы математической статистики
- 2. 2. 7. Организация исследования
- 3. 1. Отношение школьников к физической культуре и двигательной активности
- 3. 2. Наличие у школьников вредных привычек
- 3. 3. Отношение школьников к психоактивным веществам
- 3. 4. Преобладающие интересы в области физической культуры у школьников
- 4. 1. Анализ состояния здоровья учащихся контрольных и экспериментальных классов
- 4. 3. Особенности ценностных ориентаций школьников
- 4. 4. Изменения отношения школьников к занятиям физической культурой и психоактивным веществам
- 4. 5. Влияние комплексной программы на физическую подготовленность школьников
Список литературы
- Авраменко, А.И. Некоторые социально-психологические факторы, влияющие на распространение наркоманий / А. И. Авраменко, Г. И. Зильберблат, И.А. Черняховский/ Врач. дело. № 16, 1988.е.- 47−48.
- Айрапетов, Р.Г. К вопросу о распространенности наркоманий и токсикомании / Р. Г. Айрапетов, И. А. Родионов, Л. Н. Касимова, В. И. Востряков, В. В. Сорокин / Медицинские аспекты проблемы наркоманий. М., 1991.е.- 23−50.
- Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев-СПб., 2000.C.- 54−57.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознанкя. Б. Г. Ананьев М.:Наука, 1977.- 380 с.
- Антонин, Ю. М, Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю. М. Антонян, Е. Г. Самовичев.- М., 1983.С.-14−18.
- Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Ю. М. Архангельский М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Ашмапе, А. Ценности молодежного сознания стереотипы и реальности. А. Ашмане / Социологические исследования в Прибалтике.-Вильнюс, 1990. с.-23−24.
- Велик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие/ А.А. Белик- М.: РГГУ, 1998.C.-5−7.
- Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах /С.Б. Белогуров, — 2-е изд., испр. и доп.- СПб, 2000.С.-27−33.
- Ю.Березин, С. В. Психология ранней наркомании / С. В Березин., К.С.
- Березин, С.В. Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г. Муравленко / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Головкина. Самара, 1998.С.-16−17.
- Битенский, B.C. Наркомании у подростков / Битенский B.C., Б. Г. Херюнский, С. В. Дворяк, В. А. Глушков.- Киев, 1989.- 35с.
- М.Болотовский, И.С., Наркомании. Токсикомании / И. С. Болотовский. Казань: Изд-во КГУ, 1989. С.-7−22.
- Борковская, Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентации личности в ее жизнедеятельности: Автореф. дисс. канд филос. наук/Е.А. Борковская- Минск, 1988. — 22 с.
- Борковская, Е.А. Жизненные планы молодежи. Выбор молодежью жизненного пути./ Е. А. Борковская, М. Х. Титма. -Минск: Наука и техника, 1988. е.- 64−78.
- Братусь, B.C. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / В. С Братусь, П. И. Сидоров.- М.: МГУ, 1984.-33−51с.
- Валентик, Ю.В. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии / Ю. В. Валентик, О. В. Зыков, М.Г. Цетлин- Фонд НАН, -М., 1997.С.- 8.
- Васина, Е. А. Ценностные ориентации в юношеском возрасте / Е.А. Васина//Ломоносовские чтения: Тезисы докладов научной конференции.- Архангельск: АГЛИ им. М. В. Ломоносова. 1991. с.-11.
- Весна, Е. Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростка:
- Автореф. дисс.. канд. психол. наук/ Е.Б. Весна- М., 1991.- 26 с.
- Волкова, Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников/ Н. А. Волкова Л.: ЛГУ, 1983. — 162 с.
- Врублевский, А.Г. Теоретические и практические подходы к созданию системы медицинской профилактики наркоманий и токсикомании среди молодежи: Медико-биологические проблемы алкоголизма / А. Г. Врублевский, М. Г. Цетлин, Л. А. Кирилова. М., 1988.6 44с.
- Габайдулин, B.C. Профилактика наркозависимости средствами физической культуры и спорта /В.С.Габайдулин //Адаптивная физическая культура.-№ 3, 2002.С.- 38−40.
- Габиапи, А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы/А.А. Габиани.- М.: Мысль, 1990.С.-3−12.
- Галкин, В.А. Роль и значение наркологии как самостоятельной медицинской дисциплины /В.А. Галкин / XII съезд психиатров России, 1−4 ноября 1995 г. (материалы съезда). М., 1995.е.- 12−13.
- Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/Дж. Глас, Дж. Стэнли-М.: «Прогресс», 1976.-495 с.
- Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков/ А. Г. Грецов.-Издательский дом «Питер», 2005.
- Грецов, А. Г. Исправь свое настроение сам/ А. Г. Грецов, Е. Г. Попова, — СПб., 2003.
- Грецов, А. Г. Стань красивой и привлекательной / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова, — СПб., 2003.
- Грецов, А. Г. Стань сильным и привлекательным / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова, — СПб., 2003.
- Гриненко, А.Я. Современное состояние ппркоманий в Российской Федерации / А. Я. Гриненко, Г. А. Корчагина// Сб. тезисов
- Российско-американского рабочего совещания «Стратегии предупреждения наркоманий и связанных с ними инфекционных заболеваний». СПб., 1999.С.-134−136.
- Гульдан, В.В. Представления школьников о наркомании и токсикомании/ В. В. Гульдан, O.JI. Романова, O.K. Сиденко /Социологические исследования.- 1989.-№ 3.- с.66−71.
- Дубровина, И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся. Ценностные ориентации и интересы школьников / Л. В. Дубровина, Б. С. Круглов. М.: НИИОП, 1983.с.- 27−36.
- Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа /С.П. Евсеев/ Учебно- методическое пособие.-СПб, 2003.
- Ембланд, Г. Развенчание мифов/ Г. Ембланд/Здоровье мира.- 1995.-№ 4.с-3.
- Катранов, А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований / А. Г. Катранов, А. В. Самсонова /Учебно-методическое пособие- СПб: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 2004 132 с.
- Корчагина, Г. А. Наркомании в Санкт-Петербурге /Г.А. Корчагина, Ю. С. Бородкин, А.Я. Гриненко/ Общеврачсбная практика. 1996. Т. I.e.- 127−129.
- Корчагина, Г. А. Характеристика потребителей наркотиков в Санкт-Петербурге / Г. А. Корчагина, Н.Н. J 1ванец, Е. А. Кошкина, Ю. Н. Васильев /Вопросы наркологии, 1996. .л!>3.- 178−181с.
- Куликов, Л.В. Психогигиена личности: Учебное пособие/Л.В. Куликов-- СПб., 2000.-17с.
- Курек, Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений/Н.С. Курек- Вопросы наркологии, 1993.№ I.e.-66−71.
- Курек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения/Н.С. Курек- Вопросы психологии, — 1997. № 2.с.- 42−43.
- Лабковская, Е.Б. Теория девиантного поведения: Учебное пособие/ Е.Б. Лабковская- -СПб., 2000.С.- 14−18.
- Лаврентьева, З.И. Основные концепции отношения общества к спорту и модель физкультурно-профилактической работы среди детей, подростков и молодежи в новосибирском регионе/З.И. Лаврентьева- Адаптивная физическая культура.-№ 3.-2002.с.- 18−19.
- Латышев, Г. В. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов/ Г. В. Латышев, М. А. Бережная, Д. Д. Речнов.- М.: Медицина, 1991
- Латышев, Г. В. Шаг за шагом от наркотиков: Рекомендации для специалистов/ Г. В. Латышев, Д. Д. Речнов, С. М. Яцыши В.М. Середа. СПб.: Светлица, 2002.е.- 80.
- Лешнер, А. Наркомания заболевание мозга. Глобальные вопросы/А.Лешнер.- 1997.- Т.2 № 3.
- Леонгард, К., Акцентуированные личности/ К. Леонгард. -СПб., 2000.
- Личко, А.Е. Подростковая наркология/ А. Е. Личко, B.C. Битенский. Л.: Медицина, 1991.- 34с.
- Лисецкий, К.С. Психология и профилактика ранней наркомании /К.С. Лисецкий, И. А. Мотынга. Самара, 1996.C.-19−24.
- Майский, А.И. Биологические аспекты наркоманий/ А. И. Майский, И. Н. Ведерникова, В. В. Чистяков, В. В. Лакин.- М.: Медицина, 1982.С.-27−28.
- Макаров, В. В Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков/ В.В. Макаров- Вопросы наркологии.-1991.-№ 1.с.- 22−25.
- Макеева, А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе/ А.Г. Макеева- «Директор школы».- М.: 1999.С.-39−40.
- Марковская, К Г. Место семьи в системе ценностных ориентации личности: Автореф. дис.. канд. социол. наук. /К.Г. Марковская--М., 1990.- 22 с.
- Молодежь и наркотики (социология наркотизма)/Под ред. В. А. Соболева, И.П. Рущенко-- Харьков: Горсинг, 2000.- 432 с. 61.0сипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/ А.А. Осипова- М.: ТЦ «Сфера», 2000.С.- 22−27.
- Иванов, B.C. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры /Под ред. В.С.Иванова-- М: Физкультура и спорт, 1990 176 с.
- Паршиков, А.Т. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта/ А. Т. Паршиков, П. А. Виноградов, В. П. Моченов, С. И. Изаак. Адаптивная физическая культура.-Л""3.-2002.с.- 2−8.
- Потемкин, Г. А. Спасибо, нет!/ Г. А. Потемкин, Я. Моравски М.: АМИТИ, 1994.-189с.
- Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 2000.-389 с.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой.- М., 2000.C.- 41., 49−52.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого.- Л Г.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.- 256 с.
- Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде: Методическое пособие. Серия: Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М, 2000.- 29с.
- Психологические исследования. Практикум, но общей психологии для студентов педагогических вузов/ Сост. Т. Н. Пашкова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. М- Воронеж, 1996.С.-69−73.
- Пятницкая, И.Н. Наркомании/ И. Н. Пятницкая. М.: Медицина, 1997.-218 с.
- Рогов, Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е. Н. Рогов.-М.: 1996.- 44с.
- Роде, Т. Работа с труднодоступными наркоманами /Т. Родс.-Лондон, 1996.- 29с.
- Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков/ М. И. Рожков, М. А. Ковальчук.- М., 2004.
- Романова, О. Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей/ О. Л. Романова.- Вопросы наркологии.-1993.№ 3.с.- 53−59.
- Рущенко, И.П. Шеть замечаний, которые полезно знать. Наши дети и наркотики: советы специалистов родителям/ Под ред. И. П. Рущенко.- Харьков: Финарт, 2002.C.- 3−6.
- Саитова, А. К. Система ценностей и мотивы учения у учащихся подростков: Автореф. дисс.. канд. психол. наук/А.К. Саитова--М.-1990. е.- 17.
- Сайко, В. JI. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст/ B.JI. Сайко- Вопросы психологии. 1986. — № 2. е.- 67−74.
- Сафин, В. Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте / В.Ф. Сафин- Вопросы психологии. 1982. — № 1. с- 69−75.
- Свеженцева, Ю.А. Педагогическая консультация. Наши дети и наркотики: советы специалистов родителям/ Ю. А. Свеженцева, Д.А. Головченко/Под ред. И. П. Рущенко.-Харьков: Финарт, 2002.С.-17−36.
- Соколов, Э.В. Основные идеи общей теории ценностей. Проблема ценности в философии./ Ю. А. Свеженцева, Д.А. Головчемко/ Под ред. Р. Б. Перри. М.: Наука, 1966. 154−170с.
- Спрангер, Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков/ Б.Е. Спрангер/Вопросы наркологии.-1993, № 3.- С.48−53.
- Таймазов, В.А. Академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта: поиск необходимых «да», а не повторение известных «нет"/ В. А. Таймазов, С. П. Евсеев /Адаптивная физическая культура.-№ 3.-2003.с.-11−15.
- Филиппов, Ф. Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы / Ф. Р. Филиппов.-М: Молодая гвардия, 1969. е.- 226−244.
- Шабалина, В.В. Зависимое поведение школьников/ В. В Шабалина, — СПб., 2001.е.- 2.
- Шабалина, И. П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему возрасту: Автореф. дисс.. канд. психол. наук/ И.П. Шабалина- М., 1998.- 22 с.
- Шабанов, П.Д. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация/ П. Б. Шабанов, О.Ю. Штакельберг/ Под ред. А. Я. Гриненко.- СПб., 2000.- 116с.
- Шипицина, JI.M. Факторы риска наркомании у подростков/ JI.M. Шипицина- Адаптивная физическая культура.-№ 3.-2002.с.- 29−32.
- Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни/ Э. Чарлтон /Вопросы наркологии.- 1997.- № 3.с.- 3−73.
- Юлдашев, B. J1. Социально-психологические и биологические факторы формирования аддиктивного поведения подростков: Автореф. дис. д-ра мед. наук/B.JI. Юлдашев-- М., 1997.-24с.
- Ядов, В. А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением/ В. А. Ядов, Э. В. Беляев, В. Водзинская- М., 1970. е.- 11 .
- Якшович, О.В. Особенности гуманистических черт характера подростков: Автор.дисс.. канд. психол. наук/ О.В. Якшович- -Л., 1990.-16 с.
- Brenner, A Helping children соре with stress/ A. Brenner, Lexington, MA: D. S Heath, 1984
- CAote, J.E. A critical examination of the ego identity status paradigm/ J.E. CAote & C. Levine- Developmental Review, 8, 1988. 148 p.
- Douvan, E., & Adelson, J.B. The adolescent experience. New York: Wiley, 1966.
- Elkind, D. Egocentrism in adolescence./ D. Elkind.- Child Development, 38, 1967, -1025 p.
- Erikson, E.H. The problem of ego identity. In Erikson (Ed.), Indentity and the life cycle: Selected papers/ E.H. Erikson. Psychological Issues Monograph. № 1, 1959
- Erikson, E.H. Childhood and society (2 cel.)/ E.H. Erikson. -New York: Norton, 1963
- Erikson, E.H. Identity, youth, and crisis/ E.H. Erikson.- New York: Norton, 1968
- Fisher, J.L., Sollie, D. L., & Morrow, К. B. Social networks in male and female adolescents/ J.L. Fisher, D. Sollie, & К. B. Morrow, Journal of Adolescent Research, 6(1), 1986, -3 p.
- Ginsburg, E. Toward a theory of occupational choice: A restatement/ E. Ginsburg.- Vocational Guidance Quarterly, 20, 1972, — 170 p.
- Hill, J. P. Research on adolescents and their families past and present / J. P.IIill.- New Directions for fluid Development, 37, 1987, 15 p.
- Jessor, R. Successful adolescent among youth in high-risk settings. R. Jessor. American Psychologisi. !S (2), 1993, — 120 p.
- Marsh, H. W., Craven, R. G., & Debus, 1. Self-concepts of young children 5 to 8 years of age: Measurement and multidimensional structure/ H. W. Marsh, R. G. Craven,, R. Debus, Journal of Educational Psychology, 83(3), 1991, 382 p.
- Troll, L. E. Early and middle adulthood: best is yet to come -maybe (2 ed.)/ L. E. Troll, CA Monterey: Bro >ks/Cote, 1985, 38 p.
- U.S. Department of Health and Servi< s. Regulations on the protection of human subjects. 45CFR, 46, S! parts A & D, 1983.
- Waterman, A. S. Identity in the context г adolescent psychology/ A. S. Watermafi, New Directions of Child I velopment, 30, 1985, -17p.158