Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экологической культуры учащихся 9-11 классов в процессе обучения: На материале биологических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования установлено, что аффективный, когнитивный и практическо-деятельностный компоненты содержания модели формирования экологической культуры должны осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеучебной работе путем подключения к этому процессу учителей биологии, классных руководителей, родителей и специалистов в области экологии. Целостный педагогический процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 9−11 КЛАССОВ
    • 1. Формирование экологической культуры старшеклассника как ] ] педагогическая проблема
    • 2. Концепция становления экологической культуры личности
    • 3. Критерии и уровни сформированное&trade- экологической культуры учащихся
  • ВЫВОДЫ
  • Глава 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 9−11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. Модель формирования экологической культуры у старших 78 школьников
    • 2. Формирование экологической культуры в совместной работе 111 учителей биологии и классных руководителей
    • 3. Динамика формирования экологической культуры старшеклассников
  • ВЫВОДЫ

Формирование экологической культуры учащихся 9-11 классов в процессе обучения: На материале биологических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на одно из центральных мест выдвинуто новое социальное требование — формирование экологической культуры личности, которое в современном мире является ведущим компонентом ее сущности. В связи с этим педагогической задачей школы третьего тысячелетия является целенаправленное формирование экологической культуры старшеклассника.

Экологическую культуру необходимо рассматривать как осознание социально-нравственной обусловленности взаимоотношений между людьми и природой. Отсюда проблема формирования экологической культуры учащихся является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальной. Не случайно она обратила на себя внимание многих авторов.

В изученных нами трудах по проблемам экологического образования разными авторами рассматриваются достаточно полно многие вопросы: определение системы основных экологических понятий (Н.М. Верзилин, И. Н. Пономарева, Н. В. Кабаян, Н. З. Смирнова, Н. Д. Андреева, Л. П. Викторова и другие) — необходимость воспитания на экологическом материале (Н.М. Верзилин, И. Н. Пономарева, В. В. Пасечник, Н.А. Рыков), значение формирования у школьников ответственного отношения к природе (А.И. Захлебный, И. Д. Зверев, И. М. Суравегина, Д.И. Трайтак) — развитие экологических умений (А.Н. Захлебный, Р. К. Репина, А.П. Сидельковский) — методика выявления степени выраженности экологической направленности личности (А. Гордее ва, К. Малышев).

Проблемы формирования экологической культуры рассмотрены в / I Т 111 Т-> 1 i г * ТТ О IA ТТ I ТТ к я л I I.

Трудах (n.LLl. DjIHiUi, v. JiailiCBit, D. IVA vlhisUBd, Е-.Д. тшшриьгсц Л.11, Скрипка, З.А. Хусаинова), экологического сознания (А.М. Галеева, Э. В. Гирусов, Г. В. Платонов, A.F. Шевцов), экологической ответственности (Л.М. Горбунова, Е. И. Карпенко, Д. Я. Кучма, Н.А. Птицына).

В диссертационных исследованиях затронуты те или иные аспекты становления и развития экологической культуры у учащихся разных возрастных групп: от дошкольников (Н.А. Рыжова), младших школьников (Е.В. Балакшина, А. А. Поляруш, И. Ф. Токарева, Е.А. Игумнова), школьников среднего звена (Г.И. Макеенков) до студентов колледжей и ВУЗов (Н.М. Будаев, JI.C. Астафьева, Е. А. Тузова, Н. И, Соколова, А. И. Рахимов, Н.М. Александрова).

Несмотря на несомненную значимость этих исследований, нет еще достаточно целостной концепции становления экологической культуры личностинуждается в дальнейшем уточнении и модель формирования экологической культуры учащихсяслабо разработаны критерии и уровни сформированное&tradeэкологической культуры воспитанниковне обобщена совместная работа учителей биологии и классных руководителей по экологическому воспитанию учащихся, в особенности учащихся старшего возрастапедагогические технологии, стимулирующие экологическое саморазвитие и самовоспитание учащихся, не соответствуют требованиям современного образования.

Выявленные противоречия между необходимостью формирования экологической культуры личности старшеклассника и недостаточной научной разработанностью выше названных аспектов данной проблемы определили тему нашего диссертационного исследования: «Формирование экологической культуры учащихся 9−11 классов в процессе обучения (на материале биологических дисциплин)».

Объект исследованияучебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследованияформирование экологической культуры у учащихся 9−11 классов.

Цель исследования заключается в теоретической разработке и практическом обосновании концепции эффективного процесса формирования экологической жрЕьту|ж личности старшеклассника.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования экологической культуры у учащихся будет успешным, если.

— обоснована концепция становления экологической культуры личности;

— создана модель формирования экологической культуры старшеклассников;

— определены критерии и способы измерения уровней сформированности экологической культуры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

— применены педагогические технологии, стимулирующие экологическое саморазвитие, самовоспитание и самообразование учащихся;

— разработаны методические рекомендации по экологизации целостного педагог ического процесса.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Разработать концепцию становления экологической культуры личности;

2. Смоделировать процесс формирования экологической культуры личности на уроках, во внеклассной работе и в деятельности классных руководителей;

3. Апробировать разработанную модель опытно-экспериментальным путем;

4. Выявить критерии и уровни сформированности экологической культуры у старшеклассников.

Теоретико-мвггодологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, психолого-педагогические, методологические идеи, концепции, теории. В частности следующие:

• теория коэволюции (H.HL Моисеев);

• культурно-историческая теория психического развития личности (Л.С. Выготский);

• теория деятельности как движущей силы развития психики (АЛ. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн);

• идеи гуманизации образования (ЯА. Коменский, В .А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский);

• теория воспитания личности в коллективе (В.А. Сухомлинский);

• теория личностного подхода к анализу и раскрытию методических проблем (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М.С. Каган);

• теории непрерывного образования и воспитания, направленных на формирование экологической культуры (С.В. Алексеев, Н. М. Верзилин, Н. А. Рыков, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, С. Н. Глазачев, И. Н. Пономарева, Н. Э. Смирнова, И. Т. Суравегина, З.И. Тюмасева);

• концепция развития ноосферы (В.И. Вернадский);

• концепция устойчивого развития (С.Н. Глазачев, Н. М. Мамедов, А.Д. Урсул);

• концепции содержания современного образования (В.В. Краевский, ИJL Лернер, М.Н. Скаткин);

• концепция общего среднего экологического образования (И.Т. Суравегина, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Л.П. Салеева).

К использованным методам научного исследования относятся: изучение философской, педагогической, психологической, экологической, биологической, литературы по исследуемой проблеме. Изучение федеральных и базовых стандартов биологического и экологического образования. Анализ программ по биологии с позиций отражения в них развития экологической культуры личности. Анализ и обобщение передового педагогического опыта формирования экологической культуры школьников.

Научное наблюдение, обобщение, анкетирование, собеседование, констатирующий и форм ирующи й эксперимент, качественный и количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, экспертная оценка, статистическая обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились профильные и общеобразовательные классы Коломенской гимназии № 9. Исследованием было охвачено 305 учащихся с 9 по 11 класс, 30 учителей биологии школ города и 73 учителя-предметника гимназии № 9, из которых 34 классных руководителя. Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, которые составили 45 человек.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1998;1999гг.) был проведен теоретический анализ исследуемой проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической, методической литературы, определены цели и задачи исследования, сформирована рабочая гипотеза.

На второй этапе (2000;2002 гг.) разработана программа опытно-экспериментальной работы на основе модели формирования экологической культуры. На данном этапе был проведен констатирующий и формирующий эксперимент. Осуществлено внедрение авторских идей в практику обучения биологии. Определены уровни и критерии сформированное&tradeэкологической культуры старшеклассников.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) осуществлялись систематизация и обобщение итогов опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры старшеклассников, проанализированы результаты исследования, завершено оформление рукописи диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:

• систематизированы и обобщены научные данные в области экологической культуры учащихся старших классов;

• разработана и апробирована модель формирования экологической культуры старшеклассников;

• обоснована концепция формирования экологической культуры у учащихся 9−11 классов в процессе обучения.

• предложенная модель позволяет расширить теоретические представления о возможности формирования экологической культуры личности ученика, благодаря примененным педагогическим технологиям в старших классах. Стимулирует дальнейшие теоретические разработки в области воспитания эколого-целесообразного поведения молодых поколений третьего тысячелетия.

Практическая значимость исследования состоит.

• в разработке конкретных рекомендаций по формированию экологической культуры в целостном педагогическом процессе;

• в создании экспериментально-апробированной концептуальной модели формирования экологической культуры старшеклассников;

• в описании методики определения уровней сформированное&tradeэкологической культуры у учащихся 9−11 классов по отдельному и совокупному критериям;

Разработанная модель формирования экологической культуры или ее элементы могут быть использованы учителями-предметниками в процессе учебных занятий в школах, классными руководителями во внеклассной работе с учащимися, методистами в системе повышения квалификации.

На основе исследования автором ведется элективный курс в 11 классе «Основы социальной экологии» и занятия научного общества учащихся (НОУ) «Корень жизни», успешно используемые в целостном педагогическом процессе гимназии № 9 г. Коломны.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позицийопорой на достаточно большое количество монографических и научных исследований, учитывающих современные достижения психологопедагогической наукииспользованием эмпирического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работыразносторонностью критериев оценки результатов исследованияиспользованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования апробированы в научных публикациях, обсуждались и получили одобрение на методических объединениях учителей г. Коломны, на Российской научно-методической конференции в Рязанском государственном педагогическом университете им. С А. Есенина (2001 г.) модель формирования экологической культуры была апробирована в опытно-экспериментальной работе с учащимися профильных 9−11 классов гимназии № 9 г. Коломны Московской области, в содержании педагогической практики студентов Коломенского государственного педагогического института. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда школ, лицеев и гимназий г. Коломны Московской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция становления экологической культуры личности старшеклассника. Ее сущностные характеристики, стратегические и тактические направления, интегрирующие в себе когнитивный, аффективный и практическо-деятельностный компоненты. Когнитивный (познавательный) компонент экологической культуры включает в себя осознание сущности и значимости экологических проблем на основе высокого качества экологических знаний для выбора своих поступков и поведения в природе. Аффективный (эмоционально-ценностный) компонент способствует эмоционально-ценностному отношению к природе, устойчиво положительному интересу к окружающему миру и экологическим проблемам в нем через экскурсии, литературу, СМИ. Практическо-деятельностный компонент предполагает умение учащимися проводить мониторинг антропогенной деятельности и осуществлять природоохранные мероприятия.

2. Критерии и способы измерения уровней сформированное&tradeэкологической культуры старшеклассников. Методика определения совокупного критерия сформированное&tradeэкологической культуры у девятиклассников и одиннадцатиклассников в целостном педагогическом процессе.

3. Концептуальная модель формирования экологической культуры старшеклассников включает в себя цель, задачи, систему принципов (целеполагание, гуманизация личности, научность, уровневый отбор экологической информации, преемственносттъ, профилирование, интеграция экологических знаний, ориентация на ценностные, конструктивно-оптимистические отношения, активность, мотивация, личностное формирование экологической культуры, креативность, приорететность, согласованность педагогических усилий), определяющих содержаниеформы, методы и средства обучения, иными словами технологию совместной деятельности учителей биологии и классных руководителей в целостном педагогическом процессе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации составляет 195 страниц (156 страниц основного текста, 10 таблиц, 4 диаграммы, 4 схемы, 10 приложений, библиография включает 236 наименований).

Выводы.

В данной главе изложена сущность и последовательность опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование экологической культуры учащихся 9−11 классов на уроке и во внеклассной работе по биологии.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на изучение состояния отношения старшеклассников к природе, уровня экологических знаний, интереса к окружающему миру через мультимедийные средства, степени удовлетворенности экологической подготовленностью и природоохранной деятельностью. На основе полученных анкетных данных нами создана модель формирования экологической культуры старшеклассников.

В результате исследования установлено, что аффективный, когнитивный и практическо-деятельностный компоненты содержания модели формирования экологической культуры должны осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеучебной работе путем подключения к этому процессу учителей биологии, классных руководителей, родителей и специалистов в области экологии. Целостный педагогический процесс, направленный на формирование экологической культуры личности учащихся 9−11 классов должен осуществляться через разнообразные формы, педагогические подходы и методы, межпредметные связи в системе «человек — природа — общество" — факультативные занятиявнедрение мультимедийных средств и реферирование литературысамообразование, самовоспитание, и саморазвитие, связь с ученымиактивное участие в научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня, акциях и природоохранных мероприятиях.

На основе результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент. Он позволил установить, что для эффективной сформированности экологической культуры важно не только вооружить старшеклассников знаниями, умениями и навыками посредством учебного процесса, но и вовлечь их в самостоятельный исследовательский поиск через комплексные экскурсии, специальные экологические занятия, которые направлены на формирование определенных личностных качеств, на развитие экологического самосознания и самооценки. Также нами установлено, что особая роль в деле сформированности экологической культуры школьников принадлежит примененным педагогическим технологиям и созданной материально-технической базе.

Динамику сформированности экологической культуры у старшеклассников в течение двухлетнего эксперимента с 9 по 11 класс удалось проследить с помощью метода экспертной оценки (независимых характеристик). Выбранный нами метод показал, что эффективность сформированности экологической культуры выше в экспериментальной группе старшеклассников, чем в контрольной.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная диссертантом в гимназии № 9 города Коломны Московской области, подтвердила важную роль разработанной модели формирования экологической культуры.

Заключение

.

Экологическая культура личности в 3-м тысячелетии становится фундаментальным критерием эффективности развития общества в условиях его перехода в режим коэволюции, отодвигая на второй план экономические показатели. Сформировать экологическую культуру способна педагогика, а проще говоря, школа.

Любой предмет школьного образования имеет экологическую значимость: физика сосредотачивает внимание на познании закономерных взаимопереходов в природе, география — на природных и экономических аспектах экологии Земли, ботаника обнаруживает взаимозависимости в мире растений, зоологияв мире животных, анатомия рассматривает влияние экологических факторов на генетическое здоровье человека, общая биология — на гармонизацию взаимодействия природы и общества, и сохранение генетического богатства биосферы.

Дисциплины образовательной области «Естествознание» на сегодняшнем этапе развития общества интегрируют в себе два значимых принципаэкологизации и гуманизации. С одной стороны — это установка на активное творчество в природе и человеческих отношениях, с другой — это основа для формирования экологической культуры.

В результате проведенного нами исследования, выяснено, что концептуальные подходы в отношении «культуры вообще» приемлемы для осмысления сути «экологической культуры» как частности. Экологическую культуру необходимо представлять как сложное системное образование, в основе которого лежит экоориентация, складывающаяся из системы ценностей: экологического образа жизни (деятельности, общения, знаний и образованности, отношений, поведения, чувств, мышления), экологического сознания (ответственности и этики), экологического мировоззрения.

В ходе работы уточнена модель экологической культуры старшеклассников с такими ведущими компонентами, как: цель, задачи, принципы, содержаниеорганизационные формы, педагогические подходы, методы и средства обучения и воспитаниятесное сотрудничество учителей биологии, классных руководителей, учащихся и их родителей.

В рамках практической части исследования определены параметры ведущих компонентов модели. Ими стали критерии (осознание сущности и значимости экологических проблем для выбора своих поступков и поведениякачество экологических знанийэмоционально-ценностное отношение и интерес к окружающему миру и экологическим проблемам в немумение учащимися проводить мониторинг антропогенной деятельностиприродоохранная деятельность учащихся) и уровни (низкий, средний, высокий) сформированности экологической культуры у учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Успешное формирование экологической культуры у учащихся может быть достигнуто при внедрении комплексной программы учебно-воспитательного процесса в совместную работу учителей биологии и классных руководителей. Выявлено, что не только урочная система с разнообразными формами (интегрированные уроки, практикумы, эрудиционы, беседы-развлечения, театрализованные представления, комплексные экскурсии, тестирования, реферирование литературы, научно-практические конференции, исследования в природе, фенологичекий мониторинг, занятия «Я и природа», акции, олимпиады), педагогическими подходами и методами (холистический подход, фасилитационный подход, метод проблемного обучения, метод обучения через сотрудничество, метод приоритета нравственных ценностей, методы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля) способствует качеству знаний, осознанию экологических проблем, развитию познавательного интереса, логического мышления, появлению личной позиции учащегося, но и целенаправленная внеучебная деятельность, которая объединяет внеклассную (НОУ «Корень жизни», экоклуб «Зеленый зонтик») и внешкольную (ДДТиЭ, ГДЭО, связь со специалистами в области экологии) работу.

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе было достигнуто за счет внедрения в разработанную нами модель формирования экологической культуры педагогических технологий, компонентами которой являются: технологическая цепочка экологических действий, взаимосвязь экологической деятельности учителя и учащегося, достижение планируемых результатов экологической деятельности, диагностические экологические процедуры, стимулирующие экологическое саморазвитие, самовоспитание, самообразование учащихся.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дали основания утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена, задачи выполнены, противоречия разрешены.

Однако, исследование не претендует на всестороннее и исчерпывающее освещение проблемы формирования экологической культуры. В ходе диссертации выявлены новые аспекты, требующие дальнейшего изучения. Например, формирование экологической культуры в случае изменения статуса образовательного учреждениявыявление роли семейного воспитания в процессе формирования экологической культурыроль межпредметных связей в формировании экологической культуры целостного педагогического процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования I Под ред. С. П. Львовой, А. А. Вербицкого. М., 1993. — 13с.
  2. Актуальные проблемы биологической науки / Под ред. А. В. Яблокова.- М., 1984.
  3. Е.И., Чиханчук Л. В. Основы экологии: Учебное пособие.- Луховицы, 2000. 87 с.
  4. В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. -240 с.
  5. С.В., Беккер A.M. Из опыта проведения факультативных курсов по экологическому образованию школьников // Химия в школе. -1991. -№ 5.
  6. С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996. — 192 с.
  7. С.В. Экология // Наука и область образования. СПб., 1994. -55 с.
  8. Т.И. Экология человека: Учебное пособие. М., 2001. — 440с.
  9. Л.П., Кучер Т. В. Экологическое образование в Голландии и России // Биология в школе. -1995. № 1. — С.79.
  10. А.С. Культура и экологическая проблема // Экология и культура: методологические аспекты. Ставрополь, 1982. — С. 89 — 106.
  11. А.Ф. Духовная, физическая и экологическая культура человека как глобальная проблема грядущего тысячелетия // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире.- Коломна, 1993. С. 234.
  12. А.Ф. Основы теории воспитания: Учебно-методическое пособие для студентов.- Коломна, 1997. 119 с.
  13. А.Ф. Нравственность и одухотворенность образования // Педагогика. Москва, 2003. — № 8. — С. 35−41.
  14. Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. М., 2000. — 385 с.
  15. Т.А. Вторая международная конференция по экологическому образованию // Биология в школе. 1995. — № 2. — С. 35.
  16. М.С. Естественнонаучные основы и национально-региональные аспекты экологического образования и воспитания учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дисс. канд. пед наук. Майкоп, 2000.
  17. С.В. Математическое моделирование в экологии // Биология в школе.-1991. № 3. — С. 14.
  18. С.В., Топников В. Е. Экологическая специализация в средней школе // Биология в школе. 1993. — № 5. — С.30.
  19. С. Л. Формирование готовности учащихся старших классов к природоохранной деятельности в экологическом образовании: дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.
  20. Е.В. Биолого-краеведческий аспект экологического образования младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Мурманск, 2000.
  21. В.Г. Полн. собр. соч., М., 1926. Т. 12.- С. 515−516.
  22. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2. — С.10−15.
  23. Л.Д. Практика экологического воспитания школьников // Биология в школе. -1994. № 3.- С. 55.
  24. Н.Н. Экология, культура, нравственность // Содержание регионального компонента экологического образования при апробации учебных пособий в образовательной области «Экология». СПб., 1994. -С. 3437.
  25. В. Пословицы, поговорки, поверья и экологическое воспитание школьников // Биология в школе. 1991. — № 3. — С. 38.
  26. О.И. Проблемы экологической культуры горожан / О. И. Бурмыкина, В. П. Черейский // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987. — С. 124−134.
  27. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988. — 239 с.
  28. .Т., Новиков Ю. В. Природа и человек // Биология в школе. 1993. — № 3. — С. 58.
  29. Н.М. Общая методика преподавания биологии. М., 1976.
  30. Д.В. Формирование экологической культуры -актуальная задача современности // Экология и культура. Красноярск, 1991.-С. 5−7.
  31. Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере: Книга для учителя. М, 1989. — 160 с.
  32. А.В. Волгин, О. П. Добродеев, В. И. Зубов и др. Очерки экологии Подмосковья. М., 1998. — 240 с.
  33. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999.
  34. А.Н. Обучение старшеклассников агроэкологии //Биология в школе. 1994. — № 1. — С. 48.
  35. Р.И. Экология и питание // Биология в школе. -1994. № 6. -С. 12.
  36. В.А. Экологические последствия парникового эффекта // Биология в школе. 1993. — № 3. — С. 13.
  37. А.Я., Самарина B.C. Наши следы в природе. М., 1991. — 154 с.
  38. А.И. Собр. соч. 30-ти т. М., 1956. Т.8. — С. 151.
  39. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М, 1987. — С. 128.
  40. Э.В. Как важно быть в согласии с биосферой // Наука и жизнь. -1989. № 2.
  41. Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. М., 1989.
  42. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. Взаимодействия общества и природы. ML, 1986. — С. 150.
  43. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. — С. 105−120.
  44. Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского М., 1974. -227с.
  45. Гор Альберт. Создается международная школьная организация экологов // Биология в школе. 1995. — № 5. — С.80.
  46. А.А. Экология. Учебное пособие для вузов. М., 2002. — 312с.
  47. B.C. Экологическая тропа // Биология в школе. 1994. -№ 3.- С. 55.
  48. Гумеров Ш. А, Экологические ценности в системе культуры // Системные исследования: методологические проблемы. М., 1989. — С. 211 225.
  49. П.С. Культурология. М., 1996. — С.9.
  50. В.В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. проблемы деятельности в трудах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. -1982. № 4. — С. 61−64.
  51. В.В. О месте категории в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. — С. 143−157.
  52. Г. С. Методическая культура учителя // Биология в школе. — 1991.- № 6.-С. 51.
  53. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.
  54. Г. И. Методика развития деятельности экологического содержания у учащихся при изучении растений в школьном курсе биологии 6−7 классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1994. — С.16.
  55. Демина С. А, Закон на страже природы. М., 1987. — 80с.
  56. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 1995. — № 3. — С. 20−23.
  57. Н.С., Иванова Л. Ю. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Учебное пособие. М., 2001. — 64 с.
  58. Деятельность: теории, методологии, проблемы. М., 1990. — 365с.
  59. О.Г. Некоторые аспекты формирования экологической культуры в школе // Экология и культура. Красноярск, 1991. — С. 37−39.
  60. Г. М. Экологический отдел школьного учебно-опьггного участка // Биология в школе. 1991. — № 1. — С. 57.
  61. Ю.А. Экологические основы защиты растений // Биология в школе. 1991. — № 3. — С. 18.
  62. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: пособие для учителя. М., 1977.
  63. А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1983. — 150 с.
  64. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя. М., 1984. — 160 с.
  65. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования // Педагогика и психология. 1980. — № 2. — 96 с.
  66. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М., 1978. — 128 с.
  67. Л.А. Теория и практика экологического воспитания в школах России 70-х-80-х годов 20 столетия: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.
  68. Е.А. Воспитание экологической культуры младших подростков: Автореф. дисс. канд пед наук. Чита, 1999.
  69. История педагогики: учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1981. — 367с.
  70. Л.Б. Психология основных типов научения и обучения. В уч. пособии: Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.
  71. М.С. Философия культуры. СПб., 1974.
  72. В.Б. Образование для решения экологических проблем // Вести СоЭС, 2000. — № 3.
  73. В.Б. Образование для устойчивого развития // Вестник АсЭко. -2001. № 3(27).
  74. В.Б. Ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭко. 1998. — № 1 (15).
  75. В.Б. Стратегия образования для устойчивого развития // АсЭко Информ. 2001. — № 44.
  76. В.Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь. 1996. -№ 1 (1).
  77. Г. С., Мягкова А. Н. Актуальные проблемы среднего биологического образования // Биология в школе. 1995. — № 4. — С.22.
  78. Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Стандарт среднего биологического образования, суждения и рекомендации // Биология в школе.1994.- № 6.-С.24.
  79. Н.И. Экологическая биохимия: живые организмы и антропогенное загрязнение атмосферы // Биология в школе. 1993. — № 3. — С. 5.
  80. Т.А., Мягкова А. Н., Сонин Н. И. Экология России. Дидактические материалы. М., 1995. — 176с.
  81. А.В. Экологическое воспитание юных туристов // Биология в школе. 1992. — № 3−4. — С. 48.
  82. Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль, 1998. — 256с.
  83. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М., 1991. — 160с.
  84. . Замыкающий круг. JL, 1974.
  85. Конституция Российской Федерации. Статья 42., 1993.
  86. Концепция общего среднего экологического образования: проблемный Совет по экологическому образованию Российской академии образования / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1996.
  87. Т.В. Экологическое образование учителей // Биология в школе. 1991. — № 3. — С. 43.
  88. Т.В. Развитие деятельностного компонента экологической культуры учащихся в курсе биологии 6 класса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1995. — С. 17.
  89. А.Н. Экологическое сознание как элемент ноосферы // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984.-С. 40−47.
  90. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и экологическое сознание. Новосибирск, 1987. — 221 с.
  91. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. -312 с.
  92. В.Н. Экология России. Хрестоматия. М., 1996. — 320 с.
  93. Культура: теории и проблемы / Кузнецова Т. Ф., Межуев В. М., Шайтаков И. О. и др. М., 1995. — С. 239.
  94. Т.В. Содержание экологического образования как условие ответственного отношения к природе // Проблемы формирования экологической ответственности школьников. М., 1984. — С. 16−25.
  95. B.C. Экологическое образование. Перспективы развития // Биология в школе. -1993.- № 5. С. 27.
  96. Н.А. Совершенствование методики воспитания учащихся при обучении ботаники: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1985. -17 с.
  97. В.В., Пак-улова В.М. Работа с терминами на уроках биологии // Биология в школе. 1991. — № 4. — С. 73.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  99. М.Р., Самотесов Е. Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы // Биология в школе 1994. — № 3. — С. 5.
  100. И.К., Реймерс Н. Ф. Синтез знания и формирование глобальной экологии // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. -М., 1984. -С.75−99.
  101. Ю.П. Слово о здоровье. М., 1993. — 478 с.
  102. Д.С. Экология культуры // Наука и жизнь. 1989. — № 6. -С.26.
  103. Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980. — № 2.-С. 15−18.
  104. .Т. Экология личности // Педагогика. М., — 1993. — № 2. -С. 19−23.
  105. .Т. Педагогика: курс лекций. М., 1999. — 523 с.
  106. И.К. Воспитание у школьников активной позиции в деле охраны природы // Биология в школе. 1980. — № 2. — С. 50−54.
  107. Е.Б. Изучение экологии в школах Франции // Биология в школе.-1991.-№ 3.-52.
  108. Ф. Воспитание сверхзадача человечества: обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию // Наука и жизнь — 1990. — № 4.
  109. Г. И. Методика развития экологической культуры учащихся при обучении биологии в 7−8 классах: дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  110. Н.М., Суравегина И. Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе. 1993. — № 1. — С.17.
  111. С.Е., Манке Г. Г. Система работы в классах химико-биологического профиля // Биология в школе. 1994. — № 6. — С. 47.
  112. А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. -М., 1982. С.21−28.
  113. Д.Ж. Социальная экология: книга для учителя. М., 1991. -176с.
  114. В.Ш., Юдин В. Г. Педагог и культура. — Казань, 1994. -110 с.
  115. Методологические проблемы исследования культуры: сборник статей / АН СССР институт философии. М., 1987. — 145 с.
  116. Методология и методы исследования культуры: сборник статей. -ЛГИК. 1984.-169 с.
  117. .М., Наумова Л. Г. Нужен специальный курс «Экология» // Биология в школе — 1991. № 6. — С. 28.
  118. .М., Наумова Л. Г. Ькология России. Учебник из Федерального комплекта для 9−11 классов общеобразовательной школы. М., 1996.-272 с.
  119. Н.Н. Экология и образование. М., 1996. — С. 24.
  120. Н.Н. Экология, нравственность и полтика // Вопросы философии. -1989. № 5. — С.3−25.
  121. Н.Н. «Устойчивое развитие» жди «стратегия переходного периода» // Биология в школе. 1995. — № 4. — С. 5.
  122. Н.Н. «Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // Биология в школе. 1995. — № 5. — С. 5.
  123. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М., 1995.-42 с.
  124. Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М., 1980. — 383с.
  125. В.В. Формирование экологической культуры учащихся в условиях сельской школы: дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.
  126. Н.Н. Эколого-эволюционный подход при изучении многообразия растительного мира // Биология в школе. -1992. № 1−2. — С. 30.
  127. Л.Г., Миркин Б. М. К изучению основ экологии в школьном курсе «Общая биология» // Биология в школе. 1991. — № 5. — С. 22.
  128. Л.Г., Миркин Б. М. Классификация экологических систем // Биология в школе. 1995. — № 3. — С. 5.
  129. Л.Г., Миркин Б. М. Экологическое ток-шоу «Энергетика будущего» // Биология в школе. 1994. — № 4.-С. 58.
  130. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.
  131. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Жизнь. Здоровье. Природа. М., 2000. — 229 с.
  132. Нужна экологическая гласность! Беседа с Н. Н. Воронцовым И Природа.- 1989. -№ 11.
  133. Обновление культуры: проблемы и перспективы (сборник научных статей). Отв. ред. Савельев В. В. М., 1993.
  134. А.П. Экологическое сознание, его генезис и особенности. В книге экологическая культура, методологические аспекты. Ставрополь, 1991. -С. 14−36.
  135. П.Г. Колокол тревоги: Пределы бесконечности и судьбы цивилизации. М., 1990. 198 с. 1380 преподавании биологии в 1998—1999 учебном году. Методические рекомендации // Вестник образования. 1998. — № 9. — С. 76−85.
  136. А.П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. -Ярославль, 1998. 240 с.
  137. А.А. Экологическое объединение школьников как разновидность внеклассной работы // Биология в школе. 1995. — № 3. С. 51.
  138. Ф.Я., Платонов Г. В. Экологические отношения, сознания, деятельность // Вестник МГУ. Философия. 1987. — № 4.
  139. Первая олимпиада школьников по охране окружающей среды // Биология в школе. 1991. — № 3. — С. 50.
  140. Перспективы биологического образования в школах России 11 Биология в школе. 1992. — № 1−2. — С. 41.
  141. В.В. Экологическое право России. Программы для общеобразовательных учреждений. Экология. М., 1996.
  142. Г. С. О роли зеленых насаждений //Биология в школе 1994. — № 3. -С.18.
  143. Д.И. Соч. в 4- т. М., 1955. т. 2. — С. 223−227.
  144. М.В. Компьютер на уроках биологии // Биология в школе. -1993.- №> 1.-С.45.
  145. Е.С. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика. М., 2002. — 144с.
  146. В.Е., Михеев А. В. и др. Охрана природы // Биология в школе. -1991.- № 3. С. 75.
  147. С.Д. Технология воспитания: Учебно-методическое пособие. -М., 2002.-144 с.
  148. А.А. Организация учебного процесса по формированию экологического мышления школьников на основе диалектического подхода: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.
  149. И.Н. Основные направления реализации непрерывного экологического образования в системе многоуровнего педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования. СПб., 1994. -С. 73−87.
  150. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. Л., 1979.
  151. Л.В. Задание для итоговой проверки знаний по биоэкологии // Биология в школе. 1995. — № 4. — С. 27.
  152. Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации // Зеленый мир. 1994.-№ 13.
  153. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни / Под ред. В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева. Волгоград, 2001. — 152 с.
  154. Приоритет экологическому образованию //Биология в школе. -1992. — № 3−4.-С. 60.
  155. Проблемы природоохранного образования и воспитания. МАВ Программа ЮНЕСКО. Человек и биосфера. М., 1982.
  156. Программно-методические материалы: Биология. 6−11 класс / Сост. B.C. Кумченко. -М., 1999. 160с.
  157. Программно-методические материалы: Экология. 5−11 класс / Сост. В. Н. Кузнецов. М., 1999. — 160с.
  158. .Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. М., 2000. — 364 с.
  159. А.С., Самкова В. А. Десять занятий по экологии // Биология в школе. 1995. — № 4−6.
  160. Н.А. Новые средства обучения по биологии // Биология в школе. -1991.- № 4.-С. 54.
  161. Т.А. Экологический календарь II Биология в школе. 1991. -№ 6.-С. 61.
  162. Т.А. Экологический лагерь If Биология в школе. 1993. — № 3.-С.46.
  163. .Е. Общая методика естествознания. М., 1947. — С. 30−31,
  164. Н.Ф. Азбука природы (микроэнциклопедия биосферы). М., 1980. — 280 с.
  165. Н.Ф. Новая тенденция в развитии современной культуры // Вестник АН СССР. 1980. — № 12. — С. 86−91.
  166. Н.Ф. Предпосылки и пути формирования экологической культуры // Экологическое образование и воспитание. Тезисы доклада. М., 1987.-С.5−7.
  167. Н.Ф. Системные основы природопользования // Философские основы глобальной экологии. М., 1983.-С. 121−161.
  168. Н.Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий связанных с охраной живой природы. М., 1982. — 144 с.
  169. М.И. Классному руководителю / Учебно-методическое пособие для педагогов, руководителей школ, студентов. М., 2001. — 280 с.
  170. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / В. В. Давыдов. М., Большая Российская энциклопедия. 1993.
  171. А. П. Физика экология. М., 1989. — 194 с.
  172. А. П. Окружающая среда: Приложение к учебнику физики для 9 класса общеобразовательных учреждений. — М., 1999. — 96 с.
  173. И.Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг городской среды: Учебное пособие. -М., 2000. 192 с.
  174. И.Н., Рыжова Н. А. Городская растительность // Биология в школе. 1995.- № 5. — С. 65.
  175. И.Н., Рыжова Н. А. Городская среда // Биология в школе. -1995.- № 1.-С. 65.
  176. Н.А., Алилекиева JI.M. Окружающая среда и здоровье // Биология в школе. 1994. — № 2. — С. 41.
  177. В.А., Миркин. Б.М. и др. Экологическая азбука школьника // Биология в школе. 1993. — № 5. — С. 73.
  178. А.В. Экологическое воспитание учащихся. М., 1988. — С. 4344.
  179. JI.H. О международном экологическом форуме // Биология в школе. 1995. — № 6. — С. 78.
  180. В.Н., Гагина Т. Н. Охрана природы есть прежде всего проблема педагогическая // Сб. Охрана природы и воспроизводство естественных ресурсов. — Чита, 1967. — С. 27−31.
  181. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. -М., 1984. 104 с.
  182. Словарь по этике / Под ред. Кона И. С. М., 1981. — 430 с.
  183. О.В., Смелова С. С. Биоэкологические экскурсии как одна из форм внеклассной экологической работы / Сб. Формирование экологической культуры актуальная задача современности. — Ценза, 1997. — С. 119−120.
  184. О.В., Смелова С. С. экскурсии в природу. Путеводитель. -Коломна, 2000. 52 с.
  185. Р.Д. Педагогика и психология высшего образования, от деятельности к личности. -М., 1995.
  186. И.Ф. Красота природы и внимание красотой. М., 1985. -64 с.
  187. Советский энциклопедический словарь -М., 1982.
  188. В.Е., Чернова Н. М., Экологическому образованию -глубокую научную основу // Биология в школе. 1991. — № 3. — С. 24.
  189. Н.И. Формирование экологической культуры у студентов педагогических вузов средствами изучения иностранного языка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Рязань, 2002.
  190. Стандарт среднего биологического образования (Проект) // Биология в школе. 1993. — № 4. — С. 31.
  191. В.Б. Наш друг природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы. — М., 1985. — 112 с.
  192. И.Т. Концепция экологического образования и направление совершенствования учебных программ // Проблемы экологического образования, воспитания населения и пропаганда природоохранных знаний в Молдавии. Кишинев, 1988. — С. 64−68.
  193. Суравегина И. Т, Сенкевич В. М. Как учить экологию? Пособие для учителя. Формы и методы работы. М., 1995. — 96 с.
  194. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М., 1994. — 128 с.
  195. В.А. О воспитании / Сост. и автор вступительных очерков С. Соловейчик. М., 1975. — 272 с.
  196. В.А. Павлышская средняя школа. М., 1979. —393 с.
  197. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. -204 с.
  198. В.А. Рождение гражданина. М., 1971. — 336 с.
  199. Т. А. Экологический патруль в школе // Биология в школе. -1991.- № 3.-С. 64.
  200. Р.З. Экологическая направленность политехнической подготовки сельских школьников. Уфа, 1994. — 160 с.
  201. Д.Л. Экологическое образование детей: проблемы, пути решения, перспективы развития // Биология в школе. -1995. № 4. — С. 78.
  202. И.Ф. Содержание, формы, методы экологического образования в процессе изучения предмета химии и экологии с учетом регионального компонента: Атореф. дисс. канд. пед наук. Уфа, 2001.
  203. Н.Г. Экологическое воспитание школьников в условия Крайнего севера: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Москва, 2001.
  204. Е.А. Особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
  205. А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 1986. — № 1. — С. 35−42.
  206. А.Д. Путь в ноосферу : Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993. — 275 с.
  207. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. соч. Т.2. М., 1948. — С. 425−488.
  208. Федеральный базовый компонент биологического образования. Элементы временного стандарта И Биология в школе. 1993. — № 5. — С. 32−40.
  209. Федеральный базовый компонент биологического образования. Элементы временного стандарта // Биология в школе. 1993. — № 4. — С. 40−45.
  210. Фенологические наблюдения (организация, проведение, обработка). Унифицированное руководство для добровольной фенологической сети. Л., 1982. — 223 с.
  211. Философский словарь / под ред. И.Т. Фро^Ьва. М., 1981. — 445 с.
  212. Формирование научного мировоззрений учащихся / Под ред. Э. И. Моносзона, Р. Правдина, Р. М. Роговой. М4 1985. — 232 с.
  213. И.Т. Красная книга культуры : Сб. ст. -М., 1989.
  214. Н.Н. Философский анализ экологической сферы общества. Нижний Новгород, — 1995. — 326 с.
  215. С.С. Экологическое образование и проблемы окружающей среды. М., 1988. — 12 с.
  216. В. Философия и экология. М., 1994. — 236 с.
  217. К.М. Культурология: Структурно-логические схемы. М., 2003.-336 с.
  218. Н.М. Наука об окружающей среде // Биология в школе. -1994.-№ 4.-С. 77.
  219. А.И. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. — 320 с.
  220. А. Культура и этика / пер с нем. М., 1973. — 344 с.
  221. М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1982. — 104с.
  222. Н.В. Соч., Изд.З. СПб., 1904. т. 1. — С. 732.
  223. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. М., 1984. — 136 с.
  224. Экология. Культура, Образование (Материалы конференции) / Под ред. Н. М. Малидова М., 1989. — 239 с.
  225. Экологическое образование и воспитание. Методические рекомендации. Улан-Удэ. 1990. — 29 с.
  226. Экологическое образоване школьников / Под ред. И. Д. Зверева И. Т. Суравегиной М., 1993. — 160 с.
  227. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя /Сост. Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. М., 1983. — 303 с.
  228. Экологическое право: Сборник нормативных актов. М., 1998 — 384 с.
  229. United Nations Department of Public Information, DPI/1344/Rev. 1−9 701 888- February 1997−5m, Earth Summit Agenda 21 The United Nations Programme of Action From Rio.
  230. Leopold A. A Sand County Almanac. Ballantine Books, NY, 1991.
  231. Serafian R. Noosprhere, Gaia, and the Science of the Biosphere // Environmental Ethics. Athens, 1988. — Vol. 10, -№ 2 .
  232. Partridge E. nature as a Moral Resource // Environmental Ethics, v.6, 1982.1. Мое отношение к природе1. Вопросы Ответы и баллы п/п Да Нет По- разному
  233. Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? 2 0 1
  234. Делите ли вы природные объекты на привлекательные и непривлекательные? 0 2 1
  235. Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 2 0 1
  236. Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? 2 0 1
  237. Всегда ли обращаете внимание на окружающую природу? 2 0 1
  238. Все ли в окружающей природе вас интересует? 2 0 1
  239. Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? 2 0 1
  240. Цените ли вы разнообразие в природе? 1 2 0
  241. Влияет ли природа на ваше настроение? 2 0 1
  242. Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? 1 0 2
  243. Вмешиваетесь ли вы в ситуации, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? 2 0 1
  244. Любите ли вы читать описания природы в книгах? 2 0 1
  245. Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? 2 0 1
  246. Влияет ли природа на ваше поведение? 2 0 1
  247. Часто ли вы отдыхаете на природе (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? 1 2 0
  248. Приходилось ли вам вольно или не вольно чем-то вредить природе? 0 2 1
  249. Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать на природе? 2 0 1
  250. Часто ли проявляете равнодушие к природе? 0 2 1
  251. Вы начали принимать посильное участие в охране природы в начальной школе? 2 0 1
  252. Или в более старшем возрасте? 0 2 1
  253. Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? 2 0 1
  254. Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? 2 0 1
  255. Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? 2 0 1
  256. Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? 2 0 1
  257. Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким предметам. 2 0 11. Порядок работы.
  258. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким идейственным1. Свыше 40 баллов.
  259. Всем, всем, всем! Жителям и гостям Коломны!
  260. В связи с наступающими Новогодними праздниками обращаемся к Вам:
  261. Лучше ели не рубите. В магазине их купите. Послужат они Вам дольше И стоят они не больше.
  262. Если и сейчас мы Вас не убедили, то прочитайте сказку Г. Х. Андерсена «Елочка», и тогда даже самое черствое сердце не сможет смотреть без слез на срубленную ель.1. Счастливого Нового года!
  263. Экологический клуб гимназии № 9 «Зеленый зонтик».
Заполнить форму текущей работой