Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древнеегипетский праздник Опет в рельефах фиванских храмов эпохи Хатшепсут и Тутмоса III

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре Всеобщей истории искусства Российского государственного гуманитарного университета. Отдельные положения исследования были представлены в докладах диссертанта на различных конференциях: на международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007, 2008, 2010), научно-практической конференции «Вторые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА ОПЕТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАТШЕПСУТ
    • 1. 1. Опет в рельефах храмового комплекса в Дейр эль-Бахри и Красной капеллы в Карнаке
    • 1. 2. Проблема датировки праздника Опет в эпоху Хатшепсут и роль хеб-седа в ритуальной программе праздника
    • 1. 3. Образ Амона-Ра и ритуальные функции фараона в празднике
    • 1. 4. Оракул Красной капеллы и роль рядовых людей в празднике
  • ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАЗДНИКА ОПЕТ В ЭПОХУ ХАТШЕПСУТ 2.1. «Книга Амдуат» и ее влияние на изобразительную программу и символику праздника
    • 2. 2. Роль богинь Нейт и Хатхор в празднике Опет
    • 2. 3. Мотив перемещения ладьи Усерхат
    • 2. 4. Заключительные ритуалы праздника в Карнаке
  • ГЛАВА 3. ПРАЗДНИК ОПЕТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ТУТМОСА Ш
    • 3. 1. Изобразительная программа праздника Опет в рельефах Карнакского храма Ахмену
    • 3. 2. Опет и праздники победы Тутмоса Ш во взаимосвязи с лунными праздниками
    • 3. 3. Опет и хеб-сед Тутмоса Ш
    • 3. 4. Этапы ритуальной программы праздника Опет
  • ГЛАВА 4. ПРАЗДНИК ОПЕТ И ЕГО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПРАЗДНИКАМИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
    • 4. 1. Опет и праздники Осириса
    • 4. 2. Опет, праздник Долины и праздник Опьянения
      • 4. 2. 1. Праздник Долины
      • 4. 2. 2. Праздник Опьянения
    • 4. 3. Опет, ритуал коронации и праздник победы
      • 4. 3. 1. Ритуал коронации Хатшепсут
      • 4. 3. 2. Ритуал коронации Тутмоса III
      • 4. 3. 3. Праздник победы Тутмоса 1П
    • 4. 4. Опет и Новый год

Древнеегипетский праздник Опет в рельефах фиванских храмов эпохи Хатшепсут и Тутмоса III (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено древнеегипетскому празднику Опет времени правления Хатшепсут и Тутмоса Ш. Указанный период отмечен в истории Египта необычайным расцветом экономики, политики, религии, искусства. Возводятся крупные храмовые ансамбли в Карнаке, Луксоре, Дейр эль-Бахри, закладывается традиция строительства подземных царских гробниц на западном берегу Фив, возвышается культ главного фиванского бога Амона-Ра, в честь которого сооружаются храмы и святилища по всей стране. В это же время формируются и развиваются программы различных праздников, отмечавшихся на протяжении всего года. Одним из самых важных и популярных праздников был Опет.

Обращение к проблеме проведения праздника Опет эпохи Хатшепсут и Тутмоса Ш объясняется тем, что в египтологии практически не изучен вопрос о характере проведения праздника на начальном этапе его сложения, о связи выразительных средств, используемых при передаче программы праздника на стенах той или иной постройки, с религиозно-символическим назначением самой постройки. Как правило, ход церемонии праздника и его символическая программа реконструируются на основе рельефов храмового комплекса Луксора, изобразительная программа которого сформировалась при Тутанхамоне (1347−1337 гг. до н.э.)1. Между тем наиболее раннее свидетельство существования праздника Опет относится к эпохе Хатшепсут (1490−1468 гг. до н.э.), поместившей изображение праздника на южной части восточной стены верхней.

1 Wolf W. Das Schone Fest von Opet: die Festzugsdarstellung im grossen Saulengange des Tempels von Luk-sor. Leipzig, 1931; Bell L. The New Kingdom «Divine» Temple: The Example of Luxor// Temples of Ancient Egypt/ Eds. B. Shafer, D. Arnold. L.- N.Y., 1997.

2 В настоящей работе все даты приведены в соответствие с т.н. «средней хронологией», согласно которой датой вступления на престол Тутмоса П1 считается 1490 г. до н.э. (см. Ладынин И. А., Немировский A.A. Jurgen von Beckerath. Chronologie des pharaonischen Agypten: Die Zeitbestimmung der agyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. Munchen-Berlin, 1998 // ВДИ. 2001. № 2. C. 216−226). террасы своего заупокойного храма в Дейр эль-Бахри1 и на южной стене Красной капеллы в Карнаке2 (далее в скобках и сносках — КК).

Праздник Опет был посвящен культу главного фиванского бога Амона-Ра. Во время праздника жрецы совершали путешествие с баркой бога из храмового комплекса Карнака в храмовый комплекс Луксора и обратно. Судя по рельефам Красной капеллы, в эпоху Хатшепсут путешествие в Луксор проходило по земле, а обратный путь шел по воде. Однако известно, что ко времени правления Тутанхамона уже весь путь процессии Опета происходил по воде3.

Актуальность темы

исследования. Появившись в XV в. до н.э., праздник Опет отмечался вплоть до греко-римского периода4. Такое долгожительство Опета наводит на мысль о его особом положении в системе календарных праздников. В связи с этим особый интерес должен возникать к формативному этапу праздника Опет, его связи с царской властью и другими древнеегипетскими праздниками. Данные проблемы, так или иначе, затрагивались в различных работах по истории религии Древнего Египта, но глубокое и всестороннее их исследование не проводилось. До сих пор остается мало изученной символическая сторона. Опета, его соотношение с мифологическими представлениями египтян. Кроме того, в литературе по данному вопросу отсутствует формально-стилистический, анализ, рельефных композиций с изображением праздника, без чего невозможно полноценное понимание его семантики.

Из сказанного очевидно, что на сегодняшний день актуальны комплексные исследования праздника Опет на этапе его формирования, включая анализ изобразительной программы праздника, текстуальных источников, архитектурного оформления пространства, где расположены праздничные сцены. Пред PMJ П. Р. 357 (79−81). Plan XXXVNaville E. The Temple of Dcir cl-Bahari. L., 1906. Vol. V. P. 4−5. Pl. cxxm-cxxvi.

2 PM1 П. P. 66−68. Вскоре после смерти Хатшепсут Красная капелла была демонтирована Тутмосом Ш, построившим вместо нее новое «гранитное святилище» (РМ2 П. Р. 98). В настоящее время первоначальный облик капеллы воссоздан в Музее под открытым небом в Карнаке (см. Mathieu В. La chapelle Rouge d’Hatchcpsout a Karnak // La Revue Egypte Afrique et Orient. 2000. Vol. 17. P. 13−14- Larche F. L’anastylose de la Chapelle Rouge // La Revue Egypte Afrique et Orient. 2000. Vol. 17. P. 15−22).

3 Bell L. The New Kingdom «Divine» Temple: The Example of Luxor II Temples of Ancicnt Egypt / Eds. В. Shafer, D. Arnold. L.- N.Y., 1997. P. 162.

4 См. надписи храмов Эсны, Эдфу и Филэ (Esna П, 125: inscr. 55, 3- Edfou V, 350- Junker H., Winter E. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Philae. Wien, 1965. P. 304—305- Daumas F. Les mammisis des Temples egyptiens. Paris, 1958. P. 329). ставляется важным проследить эволюцию программы праздника на протяжении царствований Хатшепсут и ее пасынка Тутмоса Ш (1490, фактически 14 681 436 гг. до н.э.)1. Такое исследование позволит выявить механизмы влияния религиозных воззрений конкретной эпохи и, в том числе, правителя на сложение программы того или иного праздника.

История изучения и степень паучной разработанности проблемы. Наиболее раннее описание сцен с изображением праздника Опет времени Хатшепсут было предпринято еще в начале XX века Э. Навиллем2. Вследствие отсутствия некоторых надписей в рельефах автор не рискнул дать точное название праздника, ограничиваясь определением «праздник, относящийся к югу"3. Тем не менее, краткий анализ рельефных композиций и перевод сохранившихся надписей являются основополагающими для дальнейшего изучения данного вопроса.

К изучению раннего этапа формирования праздника Опет западные ученые обратились в начале 70-х гг. XX в., когда в ходе раскопок в районе Фив были проведены систематические исследования рельефов храмовых сооружений, позволившие с достоверностью определить их содержание. В этот период польская экспедиция ведет раскопки в Дейр эль-Бахри, французская — в комплексе Карнака, американская — в Луксоре и Мединет Абу. Результаты проведенных работ были опубликованы в ряде научных изданий4.

Несмотря на многочисленные работы, затрагивающие отдельные периоды бытования праздника Опет, в научной литературе пока не существует обобщающего труда по его истории. Единственной работой, специально посвященной проблеме Опета в период его расцвета, остается небольшая книга.

1 Хатшепсут фактически правила Египтом около двух десятилетий, отгестш на второй план своего пасынка, плсшппппса и соправителя Тутмоса Ш. Изображеши последнего, тем пе менее, включались в памятники, созданные в период ее правления.

2 Naville E. The Temple of Deir el-Bahari. L., 1906. Vol. V.

3 Ibid. P. 4.

4 The Temple of Queen Hatshcpsut: Results of the Investigations and Conservation Works of the Polish-Egyptian Archaeological and Preservation Mission, Deir el-Bahari: Vols. 1−3. Warsaw, 1980;1985; в серии Чикагского университета «Oriental Institute Publications» с фотографиями и прорисовками рельефных храмов Карнака и Луксора: The Temple of Khonsu. Chicago, 1979 (OIP, 100) — Nelson H. H. The Great Hypostilc Hall at Kamak. Chicago, 1981 (OIP, 106). Vol. I: The Wall ReliefsReliefs and Inscriptions at Luxor Temple: The Festival Procession of Opet in the Colonnade Hall. Chicago, 1994 (OIP, 112).

В.Вольфа1, в которой автор обстоятельно проводит иконографический и формально-стилистический анализ всех рельефных сцен праздника, представленных на восточной и западной стенах колоннады Луксорского храма. Хотя В. Вольф разбирает изобразительную программу О пет исключительно на основании памятников времени Аменхотепа 1П (1402−1365 гг. до н.э.) и Тутанхамо-на, детальное исследование иконографии участников процессии, их ритуальных функций, перевод иероглифических текстов позволяет проследить ряд общих черт с рельефными сценами Опет эпохи Хатшепсут и более точно определить состав и функции его участников, поскольку программа праздника, в целом, осталась прежней. Можно отметить, что некоторые сцены Луксорского храма во многом перекликаются с рельефными композициями храма в Дейр эль-Бахри и Красной капеллы Хатшепсут — например, с изображением берегового эскадрона в первом из них, процессии жрецов, несущих священную барку на плечах (в Красной капелле), сценой плавания барки Усерхат в обоих храмах. То же относится к тексту гимна лодочников, который почти дословно воспроизводит надпись на Красной капелле2.

По степени изученности программы Опета книга В. Вольфа стоит особняком. Большинство же работ по празднику имеют скорее ознакомительный характер и потому не претендуют на основательную проработку проблемы. Среди них можно отметить статью В. Мёрнейна3, где приводится краткое описание проведения праздника на основании его изображений, начиная с эпохи Хатшепсут и до времени Херихора (2-я пол. XI в. до н.э.)4. Переводя название Луксорского храма (7pt-rs (y)t) как «Южный гарем», В. Мёрнейн делает попытку дать интерпретацию Опета как «праздника брака», во время которого бог Амон навещал свой гарем в Луксоре, встречаясь там с супругой — богиней Мут5. Обосновывая данную теорию, автор говорит об участии в празднике жрицы.

1 Wolf W. Das Shone Fest von Opct.

2 Ibid. S. 57.

3 Murnane W. Opetfest // LA. 1982. В A TV. Kol. 574−579.

4 Хсрихор — верховный жрец Фив в эпоху Рамсеса XI (1103/1099−1070/1069 гг. до н.э.), ставший фактическим правителем Египта после смерти фараона.

5 Murnane W. Op. cit. P. 575. Дайной точки зрения придерживаются В. Вольф (Wolf W. Op. cit. P. 73−74), Ж. Вандьс (Vandicr J. La religion egyptienne. Paris, 1949. P. 189), К. Бликер (Bleeker С .J. Egyptian Festivals: Enactments of Religious Renewal. Leiden, 1967. P. 78). жены бога", о соотношении местоположения святилища барки Амона в Луксоре с «Комнатой рождения» Аменхотепа III, украшенной рельефными сценами с изображением рождения царя от бога Амона-Ра1. Отсюда делается вывод, что во время праздника имели место сексуальные обряды, в которых роль «жены бога» исполняла жрица2.

Противники этой точки зрения склонны переводить название «Луксор» как «Южное святилище», принимая другой вариант перевода 7р/ как «уединенный, скрытый, таинственный», что определяет Луксор как «место сокровено ное». Такая позиция является, с нашей точки зрения, более приемлемой — во всяком случае, относительно раннего этапа празднования Опета, принимая во внимание весь известный нам ритуал, посвященный, главным образом, возрождению бога Амона, имя которого означает «скрытый, сокровенный"4. Кроме того, представляется не совсем правильным восстанавливать смысл Опета на основании анализа рельефных сцен одного лишь храма Луксора, не учитывая памятники, относящиеся к периоду формирования праздника, т. е. к эпохе Хат-шепсут.

Одним из наиболее ранних исследований построек Хатшепсут, имеющих отношение к проведению праздника Опет, стал труд Г. Рике5, в котором были представлены результаты раскопок в районе храмового комплекса Мут в Кар-наке, позволившие установить реальное существование изображенных на рельефах Красной капеллы путевых часовен, построенных на пути из Карнака в Луксор. В своей работе автор представил подробное описание сохранившихся.

1 РМ2 П. Р. 326−327- Murnane W. Op. cit. P. 576. О постройках Хатшепсут в Луксоре известно из текста, начертанного на статус Сенмута (приближенного Хатшепсут), а также Исторического текста на Красной капелле (блок 287), где упоминается «великий двор Опета южного» (wsht nt Jpt rs (y)t), что говорит о существовании в г районе Луксора некой архитектурной постройки для устройства двора (Cabrol A. Les vois processionnelles de.

Thebes. Leuvcn, 2001 (OLA, 97)). P. 523.

2 Murnane W. Op. cit. P. 576.

3 Nims Ch. F. Thebes of the Pharaohs. L., 1965. C.131- Brunner H. Die sudlichen Raumer des Tempels von Luxor. Mainz am Rhein, 1977. S. 12- Otto E. Osiris und Amun. Munchen, 1966. S. 93- Sourouzian H. La «Belle Fete d’Opct» ou la barque d’Amon-Re // Thebcs 1250 av. J.-C. Ramses П et le reve de pouvoir absolu / Ed. R.-M. Jouret. Paris, 1990 (Serie Memoires, 2). P. 156.

4Wb.I.S.83: 19,20.

5 Rickc H. Das Kamutef-Heiligtum Hatschepsut’s und Thutmoses' Ш. in Karnak: Bericht uber eine Ausgrabung vor dem Muttempclbczirk. Le Caire, Wiesbaden, 1954 (BABA, 3). i i.

1 о фундаментов храма Амона-Камутефа и первой путевой часовни с планами их расположения относительно друг друга (рис. 3), фотографиями скульптурных групп, зарисовками фрагментов керамических сосудов и рельефов, обнаруженных на месте раскопа.

По мнению Г. Рике, начальная стадия строительства первой путевой часовни связана с Тутмосом Ш, соорудившим восточное святилище барки (3,90×7,75м) с перистилем, к которому Хатшепсут позднее пристроила окруженное стенами западное помещение (3,90×7,75м), из чего делается вывод, что часовня представляла собой двухчастное сооружение, предназначенное для хранения барок Амона и его супруги богини Мут. Как будет сказано далее, выводы ученого относительно датировки здания оказались ошибочными. Кроме того, достоверно известно, что участие барки Мут празднике Опет относится не ранее, чем ко времени Тутанхамона4. Тем не менее, археологические изыскания Г. Рике являются важным этапом в определении маршрута праздничной процессии на пути из Карнака в Луксор и дают ряд ценных сведений относительно местонахождения Хатшепсут и Тутмоса Ш во время совершения праздничных ритуалов перед часовнями.

Дальнейшее изучение строительной-деятельности Хатшепсут было предпринято французскими учеными П. Лако и Г. Шеврие, проводившими раскопки в Карнаке, в ходе которых были обнаружены отдельные блоки разрушенной Красной капеллы Хатшепсут. Результаты исследований опубликованы в двухтомном издании5, где авторы дают подробный анализ иконографии рельефных сцен на блоках капеллы, среди которых представлены и сцены праздника Опет. Сравнительный анализ рельефов капеллы и Дейр эль-Бахри позволил ученым восстановить последовательность размещения блоков на стенах постройки. Внимательно анализируя иконографию и тексты праздничных сцен, авторы пы.

1 PM2 П. Р. 275−276. Pl. xxvn.

2 РМ2 П. P. 276−277. Pl. xxvn.

3 Ricke H. Op. ciL S. 40.

4 Bell L. Luxor Temple and the Cult of Ka Royal // JNES. 1985. Vol. 44. P. 294- Cabrai A. Op. cit. P. 517. Следует отметить, что рельефные сцены праздника Опет на Красной капелле не упоминают имени Мут, что уже ставит под сомнение теорию Г. Рике.

5 Lacau P., Chevrier H. Une Chapelle d’Hatshcpsout a Karnak: 2 vols. Caire, 1977;1979. тались объяснить функции участников процессии Опета, выявить смысл праздничных ритуалов с указанием места их проведения.

Принципиально важным, с нашей точки зрения, элементом указанного исследования является пересмотр П. Лако и Г. Шеврие предложенной Г. Рике датировки строительства первой путевой часовниученые полагают, что первоначально Хатшепсут построила западное помещение, которое впоследствии было снесено Тутмосом Ш и заменено двухчастной часовней с перистилем, имевшей вход с восточной стороны1. Данное замечание говорит об изменениях в маршруте праздничной процессии в Луксор после смерти Хатшепсут, что, видимо, было связано с переменами в символическом содержании Опета.

Относительно изучения рельефов верхней террасы Дейр эль-Бахри следует назвать работу польского египтолога Ж. Карковски2, ставшую значимым этапом в плане идентификации рельефных сцен на восточной стене верхней террасы храма. На основании анализа последовательности расположения сцен на южной и северной частях восточной стены верхней террасы храма исследователь приходит к выводу, что рельефы южной части стены представляют сцены праздника Опет, а северной части — сцены праздника Долины. о.

Работа другого польского ученого, К. Мишливица, содержит интересные сведения о некоторых праздничных ритуалах XVIII династии, включая краткую характеристику обрядов праздника Опет, как, например, освящение четырех сундучков перед баркой Амона. В целом же, она воспроизводит описание праздника, известное по работам В. Вольфа, В. Мёрнейна, П. Лако и Г. Шеврие.

Весьма неожиданным представляется замечание К. Мишливица относительно празднования Опета до Хатшепсут, в эпоху Аменхотепа I (ок. 1526/1525 -ок. 1505/1504 гг. до н.э.) или Тутмоса I (ок. 1505/1504-ок. 1492 гг. до н.э.)4. Автор утверждает, что святилище барки Аменхотепа I в Карнаке, частично.

1 Ibid. P. 163.

2 Karkowski J. The Question of the Beautiful Feast of the Valley Representation in Hatshepsout’s Temple at Deir-cI-Bahari // International Congress of Egyptology (1,1976, al-Qahira) / Ed. W. F. Reineke. Berlin, 1979 (Acts 1″ ICE, 14). P. 359−364.

3 Mysliwiec K. Eighteenth Dynasty before Amarna Period. Leiden, 1985.

4 Ibid. P. 18. оформленное Тутмосом I и располагавшееся в пространстве т.н. «Двора Среднего царства"1, изначально служило для хранения барки Амона в период проведения Опета, поскольку представленные в рельефах обряды, такие как освящение четырех телят, ритуальный бег фараона перед статуей Амона-Мина и т. д., имели отношение к данному празднику2. Между тем до времени Хатшеп-сут мы не встречаем упоминаний, о проведении Опета, поэтому версия К. Мишливица требует доказательств. Святилище Аменхотепа могло быть предназначено для хранения барки Амона во время праздника Долины, известного с эпохи Среднего царства3, тем более что сцена бега Тутмоса I с веслом в руке перед образом Амона4 находит отражение в рельефной композиции того же праздника на северной стене Красной капеллы Хатшепсут (блок 301).

В (ряду работ, которые могут быть полезны в рассмотрении поставленной нами проблемы, отдельно стоит отметить работы Ди. Арнольда5 и П. Барге6, проводивших изучение декора храмов и определявших на основании этого религиозно-символическое значение помещений. Так, Ди. Арнольд для каждого храмового пространства выделил определенный набор сюжетов декора. В результате он выяснил, что тематика рельефных сцен двора праздников была связана с праздничными процессиями, коронационными обрядами. При этом, как отмечает исследователь, содержание сцен определяло характер размещения композиций в храмовом пространстве и ориентации их на плоскости стены8. Например, сцены прибытия процессии в храм были обращены ко внутренним помещениям храма, в то время как сцены с изображением выхода из храма ориентировались в противоположном направлении. Это наблюдение говорит о том,.

1 Т.н. «Двор Среднего царства» располагается позади святилища Филиппа Арридея. О постройке Аменхотепа I см. Graindorgc С. Der Tempel des Amun-Re von Karnak zu Beginn der 18. Dynastie // 5. Agyptologische Tempcltagung, Wurzburg, 23.-26. September 1999 / Ed. H.Beinlich. Wiesbaden, 2002 (AAT, 33/3). P. 83−90.

2 Mysliwiec K. Op. cit. P. 6,18.

3 Schott S. Das schonc Fest vom Wustenhaie: Fcstbniuche einer Totenstadt. Wiesbaden, 1952. P. 773. Первое изображение праздника появилось в гробницах № 217 и № 284 в период 18-й династии (Schott S. Op. cit. S. 772).

4 Mysliwiec К. Op. cit. PI. 6 (2).

5 Arnold D. Wandrelicf und raumfunktion in agyptischen Tempeln des Neuen Reiches. Berlin, 1962.

6 Barguet P. Lc Temple d’Amon Rc a Karnak: Essai d’cxegese. Cairo, 1962.

7 Ibid. P. 108.

8 Ibid. что египтяне придавали большое значение соответствию изображения храмовой процессии (в том числе праздничной) ее реальному маршруту.

В работе П. Барге представлено всестороннее описание сооружений храмового комплекса Карнака на протяжении длительной истории их формирования и проводится анализ взаимосвязи функциональной роли храмовых помещений с программой их декоративного оформления. Такой подход к изучению памятников позволяет соотнести изображения тех или иных ритуалов с конкретным местом их проведения и выявить символический смысл сцен, представленных в рельефах построек. Методы Ди. Арнольда и П. Барге найдут отклик в 90-е гг. в работах Л. Бэлла, посвященных исследованию этапов проведения Опета на основании анализа храмового комплекса Луксора.

Начиная с 90-х гг. XX века в науке намечается возрастающий интерес к проблеме зарождения праздника Опет и его символическому значению, что, видимо, связано с накоплением достаточного археологического материала, позволяющего более основательно проводить семантический анализ изображений. Несмотря на это, в научной литературе данная область остается мало разработанной и нередко можно заметить повторение одних и тех же описаний праздника. Так, в своей статье ЛХабольд1 делает акцент на иконографическом описании праздничных сцен Красной капеллы и вновь поднимает вопрос о местонахождении шести путевых часовен Хатшепсут, указывая на расположение первой постройки напротив храма Амона-Камутефа, недалеко от храмового комплекса Мут. Между тем, данный вопрос уже рассматривался ранее Г. Рике, поэтому работа Л. Габольда не вносит принципиально нового в проблему изучения праздника.

Статья К. Грендорж также в основном построена на изучении иконографии рельефных композиций Красной капеллы и, можно сказать, обобщает результаты ранних исследований по данной проблеме. Касаясь проблемы символического содержания Опета, К. Грендорж говорит о соотношении смысла.

1 Gaboldc L. L’itineraire de la Procession d’Opct // LouqsorTemple du Ka Royal. Dijon, 1992. P. 27−28.

2 Graindorge C. Naissance d’une Chapelle reposoir de Barque. Paris, 1993 (DHA, 187). P. 42−53. праздничных церемоний с ритуальным установлением территориальных границ государства, явлением оракула или возможностью людей обратиться с просьбами к барке Амона, что, в целом, ассоциировалось с обновлением и утверждением власти фараона1. К сожалению, исследователь ограничился одной фразой, и это весьма ценное замечание не получило должного обоснования. То же относится к анализу гимна в сцене возращения процессии из Луксора в Карнакв его тексте автор усматривает отражение взаимосвязи плавания царя с маршрутом движения солнца по небу солнца и божественным рождением фараона, гу проходившим под покровительством упомянутых в гимне Хатхор и Нейт. Однако функции обеих богинь определены автором довольно односторонне, а выявление смысла праздника на основании только одного анализа текста гимна не может раскрыть проблему.

Первым серьезным исследованием символического аспекта Опета можно считать работу Л. Бэлла3, где представлен глубокий анализ семантики праздника на основании детального изучения рельефов храмового комплекса Луксора. Согласно теории Бэлла, Луксор являлся* местом рождения Амона-Ра Карнакского, статуя, которого встречалась в Луксоре со статуей Амона Луксорского (7тп т 1р1 — Аменопет4), символически принимая, от него утраченную силу5. Там же, начиная с Аменхотепа III, проводились коронационные ритуалы фараона, в результате которого происходило обновление царского двойника кЗ6. Как отмечает Л. Бэлл, «космическое значение праздника Опет было огромным. Помимо его роли в культе фараона он обеспечивал восстановление сил. Творца, Амона Луксорского, возрождение Амона-Ра Карнакского и новое творение космоса"7. Кроме того, в процессе проведения Опета происходило постепенное возрастание энергии царя по мере его продвижения к Луксорскому святилищу барки.

Ibid. Р. 51.

2 Ibid. Р. 51−52.

3 Bell L. The New Kingdom. P. 127−184.

4 Аменопет—букв.: «Амон из Луксора» (Wb. I. S. 84).

5 Bell L. Op. cit. P. 157.

6 Bell L. Op. cit. P. 173. О связи Луксора и царского Ка см. также работу Bell L. Luxor Temple and the Cult of Ka Royal // JNES. 1985. Vol. 44. P. 251−294.

7 Bell L. Op. cit. P. 157.

Амона-Ра, где имело место обновление царского к?. Таким образом, согласно концепции Л. Бэлла, праздник Опет был в значительной мере направлен на поддержание способности фараона управлять страной. При этом следует заметить, что данное заключение ученый делает преимущественно на основании изучения памятников эпохи Аменхотепа Ш и Тутанхамона и практически не касается вопроса символики Опета времени Хатшепсут и Тугмоса Ш. В таком случае, возникает необходимость проверить правильность выводов Л. Бэлла применительно к эпохе правления названных фараонов и попытаться наиболее достоверно реконструировать ход праздника на этапе его сложения.

Дальнейшая разработка проблемы праздника Опет времени Хатшепсут проходила в контексте изучения Красной капеллы, восстановлением которой в 1995 году занялась французская экспедиция под руководством Ф.Ларше. Результаты многолетней работы были опубликованы Б. Матьё2 и Ф. Ларше3. В статье Б. Матьё дается краткая характеристика рельефных сцен капеллы и рассматривается вопрос о первоначальном расположении здания в комплексе Карнака, в работе Ларше приводится подробное описание размеров здания, его структуры, функционального назначения помещений, состава строительного материала, первоначальной окраски стен, с приложением цветных и черно-белых фотографий. Все это позволяет составить достаточно полное представление о характере оформления постройки и дает основание для проведения полноценного формально-стилистического анализа рельефных композиций.

В числе относительно недавних исследований изобразительной программы Красной капеллы можно назвать книгу А. Каброль4. Третья глава ее работы («Les etapes de la Barque processionnelle») посвящена изучению святилищ для барок, и особое внимание уделяется проблеме идентификации шести путевых часовен Хатшепсут, представленных в рельефах Красной капеллы. А. Каброль предлагает оригинальную интерпретацию характера построек, полагая, что весь ibid. Р. 173.

2 Mathieu В. La chapelle Rouge d’Hatchepsout a Kamak // La Revue Egypte Afrique et Orient 2000. Vol. 17. P. 13−14.

3 Larche F. L’anastylose de la Chapelle Rouge // La Revue Egypte Afrique et Orient. 2000. Vol. 17. P. 15−22.

4 Cabrai A. Les vois processionnelles de Thebes. Lcuven, 2001 (OLA, 97). ритуал при выходе из Карнака по направлению к Луксору совершался около одной часовни, представленной на блоке 300, а названия остальных пяти являются лишь обозначениями ритуальных действий1. Не отвергая такую трактовку зданий Хатшепсут, мы все же вслед за большинством египтологов будем рассматривать часовни как шесть построек Хатшепсут, сооруженных на пути из Карнака в Луксор2.

Продолжая начатый Г. Рике анализ первой путевой часовни, А. Каброль утверждает, что второе помещение здания было предназначено для временного хранения статуи богини Амаунет — супруги Амона3. Основанием данной гипотезы, по мнению автора, является скульптурная группа Амона-Мина и Амаунет, найденная Г. Рике в соседенем с часовней храме Амона-Камутефа4. Однако следует заметить, что в работе Г. Рике, на которую ссылается А. Каброль, автор отказался от предложенного им ранее определения статуарной женской фигуры как образа Амаунет и стал связывать ее с царицей Хатшепсут5.

Идеи Г. Рике были развиты В. Каллендер, которая настаивала на участии барки Мут в праздновании Опета во время-Хатшепсут, приводя в качестве аргумента схему маршрута процессии, проходившей мимо храмового комплекса богини6. При этом автор совершенно не учитывает результаты исследований П. Лако и Г. Шеврие, так что приведенная ей схема представляется неточной. Тем не менее в данной работе можно выделить ряд ценных замечаний относительно инноваций Хатшепсут в искусстве, как, например, расположение текста и изображения в пределах одного регистра, создание небольших блоков Красной капеллы, отличающихся от привычных и, как правило, обширных рельефных композиций для царских сооружений7. В этом смысле статья В. Каллендер является одним из немногих исследований, затрагивающих не только проблемы исторические и религиозные, но также искусствоведческие.

1 Ibid. Р. 536−537.

2 Gabolde L. Op. cit. P. 27−28- Graindorgc С. Op. cit. P. 48−50- Bell L. Op. cit. P. 164.

3 Cabrai A. Op. cit. P. 517.

4 Ricke H. Op. cit. P. 6−7.

5 Ibid. P. 7.

6 Callender V.G. The Innovations of Hatchepsout Rcign // BACE. 2002. Vol. 13. P. 38,41.

7 Ibid. P. 31.

Завершая обзор литературы, посвященной рельефам Красной капеллы, укажем на работу К. Стефан, где помимо анализа иконографии рельефных сцен поднимается вопрос о принципах декоративного оформления здания1. Опираясь на исследования П. Лако и Г. Шеврие, автор утверждает, что сцены с изображением праздничных процессий в честь Амона-Ра, представленных на южной и северной стенах капеллы (КК, Ш и V регистры), не имеют хронологической связи со сценами коронации Хатшепсут (КК, VII регистр) и отображают разрозненные события из жизни царицы. Как полагает К. Стефан, такое расположение сцен объясняется, в том числе, их «магическим значением», в основе которого лежит необходимость постоянного подтверждения легитимности правления Хатшепсут и ее роли главного исполнителя культовых действий2. Если второе замечание не вызывает возражений, то первое представляется сомнительным, поскольку сцены какого-либо египетского праздника, как правило, занимают всю плоскость стены здания и построение изобразительной программы праздника по регистрам отражает последовательность проведения ритуалов3.

Следует в целом отметить, что приведенные исследования касаются в основном программы Опета эпохи Хатшепсут и оставляют в стороне вопрос о специфике праздника при Тутмосе Ш. Даже в сравнительно недавно вышедшей работе Л. Трой, специально посвященной проблеме культовой практики времени Тутмоса III, описание ритуалов праздника основано исключительно на изобразительном ряде Красной капеллы и не учитывает рельефные сцены из Зала праздников храма Ахмену, возведенного Тутмосом III4. Между тем стремление нового правителя искоренить память о царице после ее смерти наводит на мысль, что первый внес ряд существенных изменений или дополнений в сфор

1 Stephan К. Die Dekoration der «Chapelle Rouge» in Karnak: Struktur und Funktion. Norderstedt, 2008.

2 Ibid. S. 102.

3 См., например, сцены Опета из храма Луксора, занимающие плоскости всех стен колонного зала (Wolf W. Das Schone Fest von Opet.) — сцены праздника Мина и праздника Сокара из храма Мединет Абу (соответственно, северная и южная стена второго двора) (МНIV).

4 Troy L. Religion and Cult during the Time of Thutmose III // Thutmose Ш: A new Biography / Eds. E.H. Cline, D. O’Connor. Michigan, 2006. P. 140−141. мированную при Хатшепсут программу Опета, сохранив при этом ее общую структуру.

Подводя некоторый итог историографического обзора, приходится констатировать, что изучение празднования Опета проводилось исключительно зарубежными египтологами. Однако, несмотря на отсутствие в отечественной науке исследований праздника, можно отметить ряд работ более общего характера, затрагивающих вопросы религии и искусства времени ХУ1П династии. Так, специфика декоративного оформления храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и сооружений храма Карнака рассматривалась М.Э. Матье1. Как отмечает исследовательница, рельефы храма стали переломным этапом в развитии египетского искусства, когда впервые, наряду с использованием техники выпуклого рельефа, встречается стремление к иному освоению пространства, попытка, пе.

О' редать перспективу. Данные стилистические особенности наблюдаются и в рельефах Карнакских построек Тутмоса Ш, таких как Ахмену и VII пилон, что свидетельствует о преемственности традиции, заложенной в эпоху Хатшепсут.

Истории формирования, и становления культа Амона-Ра в районе Фив пол священа монография О. И. Зубовой (Павловой), положения, которой используются нами при интерпретации образа Амона, принимавшего участие в праздновании Опета. Рассматривая специфику культа Амона, О. И: Зубова выявляет его связь с образами солнечного бога Ра, итифаллического Мина, рассматривает особую ипостась Амона, называемую Амон-Камутеф («Амон, телец матери своей»). Последний аспект Амона, по всей видимости, играл первостепенную роль в программе Опета, о чем будет сказано в соответствующем разделе настоящей работы.

Как можно заметить, в литературе нет исследования, посвященного празднику Опет на этапе его формирования. Характер подхода к проблеме Опет зависит от предпочтений каждого исследователя и задач, которые он ставит перед собой. Однако в разработке вопроса прослеживается некоторая динамика,.

1 Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Л., 1961.

2 Там же. С. 286−287.

3 Павлова О. И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (У-ХУП династии). М., 1984. связанная с расширением и углублением представления о празднике по мере появления новых данных в ходе раскопок, реконструкции рельефных сцен, развития истории религии, что делает возможным проведение комплексного изучения Опета.

Поскольку проблема Опета разрабатывалась исключительно западными учеными, что касается и других праздников Древнего Египта, в отечественной египтологии давно назрела необходимость проводить исследования в сфере религиозных праздников. Такого рода исследования раскрывают одну из важнейших сторон древнеегипетского культа и призваны решать несколько задач. Во-первых, они позволяют определить специфику взаимодействия бога, фараона и остальных людей во время праздника. Во-вторых, они дают возможность проследить механизм взаимосвязи между ритуальной программой праздника и религиозными представлениями египтян, такими как путешествие солнца под землей, загробное странствование усопшего. В-третьих, анализ маршрута праздничной процессии неизбежно затрагивает вопросы о роли (чисто функциональной и символической) различных храмовых помещений, где проводились праздничные ритуалы.

Из этого следует, что глубокое понимание структуры и символической программы праздника возможно лишь при условии комплексного подхода к изучению праздника. В отношении Опета приходится констатировать, что к настоящему времени не существует работ, в которых праздник рассматривался бы во взаимосвязи искусства, религии, истории. Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, мы попробуем показать, каким образом анализ языка архитектуры и декора фиванских храмов в соотношении с религиозными представлениями египтян позволяет достаточно полно восстановить программу древнеегипетского праздника в рамках отдельно взятой эпохи.

Методология" и методика исследования. В данной работе автор опирается на теоретико-методологические разработки ведущих зарубежных исследо.

11 *) вателей храмовых ансамблей П. Барге, Л. Бэлла, Ди. Арнольда, которые на ос.

1 Вагцш^ Р. Ъс Тетр1е сГАтоп Ис, а Кагпак: Еббд! сГсхсдсзе. СаЬ-о, 1962. новации анализа рельефов построек выявляют символическое значение помещений и реконструируют ход храмовой процессии.

Реконструкция программы древнеегипетского праздника предполагает, с одной стороны, анализ взаимосвязи элементов рельефной композиции, а с другой — выявление «диалога» изображения с архитектурным пространством, религиозными и. историческими текстами изучаемой эпохи. Таким образом, изобразительный ряд праздника Опет изучается в контексте всех памятников, содержащих информацию о празднике, включая храмовые сооружения, календарные списки, археологический материал и т. д. Сюда же привлекается материал, имеющий косвенное отношение к празднику, но необходимый для понимания религиозных представлений египтян в период правления Хатшепсут и Тутмоса Ш, как, скажем, декоративное оформление гробниц, мифологические тексты, летописи военных походов.

Использование данной методики дает возможность проследить закономерности в организации дискурса, коммуникации, «культурных текстов», созданных в конкретную эпоху. Такой подход можно обозначить как «интертекстуальность», широко применяемый при анализе собственно текстологического материала4. Представители «интертекстуальности» говорят о принципе диалогично сти между культурным сознанием автора текста и его читателем5, что в отношении изучения памятника древней культуры можно понимать как необходимость ученому вникать в те категории, которыми руководствовался автор текста, и не упускать их из виду при восприятии и интерпретации, самого текста6. Здесь предполагается, в том числе, возможность выявления в историче.

1 Bell L. The New Kingdom.

2Arnold D. Wandrelief und raumfunktion.

3 Под «диалогом» мы будем понимать специфику смыслового взаимодействия между различными «культурными текстами».

4 Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / пер. с фр. Г. К. Косикова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1995. № 1. С. 97−124.

5 Бахтин М. М. Эстетика словссного творчества. М., 1979. С. 285.

6 О категориях древнеегипетской культуры см., например, работы О. Д. Берлева (Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972; Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1978; Два царя — Два Солнца: к мировоззрению древних египтян // Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy ofOleg D. Berlev / Ed. S. Quirke. Berlin, 2003. P. 1−18). ском тексте скрытых коннотаций, имеющих отношение к сфере религиозного сознания и культа.

Таким образом, воссоздание смыслового поля текста включает в себя уровень интерпретации. С этой областью связан иконологический метод, направленный на «раскрытие образно-символического содержания произведений"1. Следуя принципу иконологии, всесторонний анализ чувственных знаков является условием постижения их духовной составляющей2. Применяя данный принцип к исследованию праздника Опет, получается, что основой для воссоздания символической программы праздника служит изучение текстов праздничных сцен, рельефных изображений участников церемоний (фараона, жрецов, вельмож, воинов и др.), их соотношение друг с другом в пределах композиции. При этом необходимо учитывать, что «отдельное изначально принадлежит определенному комплексу и выражает собой правило этого комплекса"3 и «всякую ограниченную часть пространства мы мыслим соотнесенной с пространственным целым"4. Поэтому рассмотрение каждой отдельной сцены или группы сцен праздника Опет включает в себя выявление их взаимосвязи с другими рельефными изображениями, объединенными храмовым пространством. Кроме того, раскрытие символического содержания сцены праздника невозможно вне изучения символики всего пространства, где размещается данная сцена.

Выводы, полученные на основании анализа взаимосвязи между отдельными компонентами храмового пространства, применяются при реконструкции взаимосвязи между соответствующими эпизодами храмового действа, что составляет принцип метода экстраполяции. В данном вопросе учитывается ориентация изображения (восток-запад, север-юг), его местоположение по отношению к главной храмовой оси (вдоль, поперек, за пределами оси), соотносившейся с ежедневным путем солнца. В результате создается своего рода про.

1 Соколов М. Н. Иконология // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / под ред. С. Я. Левита. СПб., 1998.

2 Панофскнй Э. Этюды по иконологии. СПб., 2009.

3 Кассир ер Э. Философия символических форм / пер. с нем. М.- СПб., 2001. Т. 1: Язык. С. 36.

4 Там же. С. 37. странственно-семантическая модель, позволяющая проследить принципы соотношения программы праздника с религиозными представлениями египтян (мифами о путешествии солнца с запада на восток, о загробном странствии фараона на север и др.) и выявляющая роль того или иного правителя, проводившего храмовое строительство, в формировании этой программы.

Другим метолодическим принципом исследования является структурный анализ, рассматривающий художественное произведение как структуру, организованный текст, имеющий четкие правила построения и выражающий дух конкретной эпохи, ее исторические и религиозные нормы1. Названный метод прослеживается в работах западных египтологов, таких как Ф. Дершен, Э. Винтер, Д. Лабури, изучавших «грамматику» и «синтаксис» храма и показавших необходимость применения комплексного подхода к изучению архитектурного ансамбля, что предусматривает анализ всех элементов архитектуры, рельефов и текстуального материала, заключенных в одном памятнике2. По замечанию Э. Винтера, под «грамматикой храма» следует понимать «сознательное и осмысленное оформление египетской храмовой архитектуры рельефным декором и надписями, вплоть до осознанного выбора определенного иероглифического правописания"3. Такое понимание памятника древней культуры позволяет выявить символическое значение священного пространства, будь то храм или гробница, а также реконструировать программу ритуала, проводившегося в данном месте.

При изучении символики праздника также продуктивным оказывается сравнительно-сопоставительный анализ изобразительных программ нескольких древнеегипетских праздников, что, с одной стороны, углубляет и расширяет представление о характере изучаемого праздника, а с другой — помогает вы.

1 Лотман IO.M. Об искусстве. СПб., 1998. С. 18−20.

2 Dcrchain F. Un manuel de geographie liturgique a Edfou // CdE. 1962. Vol. 73. P. 31−65- Winter E. Beobachtungen zur 'grammaire du Temple' // Tempel und Kult / Ed. WJHelck. Wiesbaden, 1987 (Agyptologischc Abhandlungen, 46). S. 61−76- Laboury D. Une relecture de la tombe de Nakht (Cheikh 'Abd el-Gourna, TT 52) // La peinture egyptienne ancienne: Un monde de signes a preserver (Actes du Colloque international de Bruxelles, avril 1994) / Ed. R. Te?iin. Brussels, 1997 (Monumenta Acgyptiaca 7). P. 49−81- Laboury D. Archaeological and textual evidence for the function of the «Botanical garden» of Karnak in the initiation ritual // Sacred space and sacred function in Ancient Thebes / Eds. P.F. Dorman, B.M. Biyan. Chicago, 2007 (SAOC, 61). P. 27−35.

3 Winter E. Op. cit. S. 61. явить общие принципы, лежащие в основе различных праздников Древнего Египта.

Цель диссертационной работы — исследование памятников изобразительного искусства времени правления Хатшепсут и Тутмоса Ш, содержащих сцены древнеегипетского праздника Опетреконструкция ритуальной и символической программы праздника, выявление специфических черт праздника применительно к эпохи Хатшепсут и Тутмоса Ш и определение его положения в системе календарных праздников Древнего Египта. Задачи исследования состоят в. следующем:

1. Рассмотреть рельефы храмового комплекса Дейр эль-Бахри, Красной капеллы и храма Ахмену в Карнаке, в которых отражены ритуалы праздника Опет. Сравнить сюжетное и композиционное представление сцен праздника в рельефах названных сооружений.

2. Провести анализ других архитектурных памятников, возведенных в период правления Хатшепсут и Тутмоса III и имевших отношение к ритуальной и символической программе Опета: часовни Тутмоса Ш в Карнаке, VI, УП и VIII пилоны в Карнаке, гробницы Хатшепсут (XV 20) и Тутмоса Ш (XV 34).

3. Проследить эволюцию на протяжении царствований Хатшепсут и Тутмоса III следующих аспектов программы Опета: а) механизма, лежащего в основе ритуальных действий фараона, и символического смысла его взаимодействия с богом и рядовыми людьмиб) символики Опета на основании анализа рельефных сцен праздника и маршрута процессии в соотношении с мифологическими представлениями египтянв) связи праздника Опет с другими египетскими праздниками.

Предмет исследования — изобразительная, ритуальная и символическая программа праздника Опет в период правления Хатшепсут и Тутмоса Ш.

Объектом исследования являются памятники фиванских храмов, фиксирующие изображения древнеегипетского праздника Опет. В центре нашего внимания будут два вида источников: 1) сцены Опета из храмовых комплексов Карнака (Красная капелла, храм Ахмену) и Дейр эль-Бахри- 2) сцены ряда других праздников Древнего Египта (хеб-сед, праздник Долины, праздник Сокара, лунные праздники и др.), представленные на стенах названных храмов. I.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе предпринята реконструкция символической программы праздника Опет в эпоху Хатшепсут и Тутмоса Ш на основании анализа изображений праздника в соответствии с реальным маршрутом процессии. В работе исследуются связи визуальной картины праздника с образами «книг иного мира», среди которых центральное место в эпоху XVIII династии занимала «Книга Амдуат» («Книга о том, что в ином мире»)1, появившаяся синхронно с установлением Опета. До настоящего времени эти проблемы не ставились.

В диссертации впервые проведено всестороннее исследование памятников времени Хатшепсут и Тутмоса Ш, содержащих изображения Опета. Сама изобразительная программа праздника рассмотрена с искусствоведческой точки зрения, в контексте изучения архитектурного оформления храмового пространства. В процессе работы был выявлен принцип взаимосвязи между отдельными помещениями храмового пространства со сценами праздника и установлено символическое значение некоторых сооружений, где имели место ритуалы праздников.

Новизной данного исследования стало изучение связи программы Опета с царским культом времени Хатшепсут и Тутмоса Ш. В свое время Л. Бэлл на примере анализа изобразительной программы Опета времени Аменхотепа III из храма Луксора показал, что праздник Опет был преимущественно связан с царским культом и направлен на обновление энергии и власти правящего фараона2.

В этом смысле Опет, по замечанию ученого, имел «концептуальную связь» с 2 ритуалом царского хеб-седа — древнейшего ритуала, обеспечивавшего возрождение сил царя4. Это очень. важная^ на наш взгляд, мысль не была разработана.

1 Об изобразительной программе «книг иного мира» см. Hornung Е. Das Amduat. Die Schrift des verborgenen Raumes. Bd. I-П. Wiesbaden, 1963—1967; на рус. яз. Лаврентьева H.B. «Книги ипого мира»: образ Дуата в искусстве Древнего Египта Среднего и Нового царств: автореф. дис. канд. иск. н. M., 2008.

2 Bell L. Op. cit. P. 157−176.

3 Ibid. P. 291 (п. 88).

4 См. Матье M. Э. Хеб-сед (из истории древнеегипетской религии) // ВДИ. 1956. № 3. С. 7−28- Uphill Е. Op. cit. Р. 365−383.

Л.Бэллом и потому нуждалась в подробном изучении. С этой целью нами был проведен детальный анализ храмовых построек Хатшепсут и Тутмоса III, которые, с одной стороны, имели отношение к программе Опета, а с другой — содержали хеб-седные надписи (zp tpy hb-sd) или сцены хеб-седного характера (освящение обелисков, ритуальный бег с быком Аписом и т. д.).

Еще одним аспектом исследования стал сравнительный анализ ритуальной программы Опета с другими праздниками Древнего Египта, такими как праздник Долины, праздник Опьянения, праздник Сокара, праздник царской коронации, Новый год, лунные праздники и др. В результате удалось установить, что праздник Опет имел, универсальный характер и вобрал в себя элементы праздников, программа которых соотносилась с солярно-лунным циклом.

Материал исследования. При разработке темы были использованы публикации в зарубежных изданиях рельефов Карнака, Луксора, Дейр эль-Бахри. Здесь следует назвать труд Э. Навилля, где помещен иллюстративный материал в виде прорисовок праздничных сцен в черно-белом варианте с указанием повреждений, произведенных Тутмосом Ш, и. последующей частичной реставрации рельефных композиций при Рамсесе II (1290−1224 до н.э.)1. Помимо этого в диссертации были привлечены материалы реставрационных работ, проводимых в Дейр эль-Бахри польской экспедицией под руководством Ф.Павлики. Начиная с конца 1980;х гг. результаты полевых исследований храмовых комплексов Дейр эль-Бахри публикуются в сборниках «Polish archaeology in the Mediterranean» (РАМ)"2.

Основным источником по рельефам Красной, капеллы является работа П. Лако и Г. Шеврие, в которой представлены схемы стены с указанием последовательности расположения сохранившихся блоков с рельефными сценами праздника, черно-белые фотографии блоков, иероглифические надписи с переводами некоторых из них. Для изучения рельефов храма Ахмену были привлечены работы египтологов Ж.-Ф.Пеку ал я и Ж.-Ф.Карлотти, опубликовавших.

1 Naville Ё. Op.cit.

2 Polish archaeology in the Mediterranean (РАМ). Warsaw, 1988;1989 —. прорисовки некоторых рельефных композиций, планы и компьютерные модели храмового ансамбля1. Неоценимую помощь при анализе изображений Опета оказал авторский сайт К. Лезера (K.Leser)2, поместившего цветные фотографии блоков Красной капеллы со сценами праздника, фрагментов рельефных сцен верхней террасы Дейр эль-Бахри.

Отдельную группу источников составляют календарные списки Тутмоса.

III, представленные на стенах храмовых построек фараона: календарь храма Амона-Ра в Карнаке (Urk. IV, 177), т.н. «Список праздников» VI пилона храма Амона-Ра в Карнаке (Urk. IV, 740−741), календарь из храма Элефантины (Urk.

IV, 823−825). Записи названных календарных списков используются как важный источник информации о времени проведения Опета и его связи с другими праздниками Древнего Египта.

Теоретическая значимость диссертацииМетоды исследования праздника Опет, применяемые в данной работе, открывают новые пути в изучении праздников Древнего Египта. Автор показывает, каким образом анализ языка архитектуры и рельефов построек храмов Карнака и Дейр эль-Бахри позволяет достаточно полно восстановить, изобразительную и религиозную программу ряда фиванских праздников, среди которых Опет занимал главное место. Кроме того, в работе предлагается новый взгляд на проблему взаимодействия праздника Опет с другими праздниками Египта, такими как праздники в честь Осириса, хеб-сед, царские праздники (коронация, праздники победы).

Практическая значимость работы заключается в том, что изучение праздника Опет в контексте культуры первой половины Нового царства может быть полезным для описания и сопоставительной характеристики целого ряда памятников Древнего Египта региона Фив II—I тыс. до н.э. Его результаты могут быть использованы при подготовке как научных, так и популярных публикаций по данной проблематике, а также в учебных курсах по истории, религии и искусству Древнего Египта.

1 Pecoil J.-F. L’Akh-menou de Thoutmosis Ш a Karnak. La Heret-ib et les chapelles attenantes. Releves epigraphiques. Paris, 2000; Carlotti J.-F. L’Akh-menou de Thoutmosis 1П a Karnak. Etude architecturale. Paris. 2001.

2 URL: http: //www.maat-ka-ra.de/english/starte.htm (дата обращения: 14.04.2009).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре Всеобщей истории искусства Российского государственного гуманитарного университета. Отдельные положения исследования были представлены в докладах диссертанта на различных конференциях: на международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007, 2008, 2010), научно-практической конференции «Вторые Российско-украинские чтения молодых ученых» (Москва, 2008), международной научной конференции «Язык искусства как система символов: Распознание и интерпретация» (Москва, 2008), научной конференции «XVI Сергеевские чтения» (Москва, 2009), международной научной конференции «Иерархия и власть в истории цивилизаций» (Москва, 2009), международной научной конференции «Древность: историческое знание и специфика источника» (Москва, 2009), международной научной конференции «Проблемы истории и культуры Древнего Востока» (Москва, 2010), научной конференции «XVII Сергеевские чтения» (Москва, 2011). Материалы исследования отражены в публикациях автора. На основе положений диссертации автором был разработан спецкурс «Праздники Древнего Египта» (для специальности Культурология, Искусствоведение, Религиоведение).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сложение программы праздника Опет произошло ко времени проведения первого хеб-седа Хатшепсут. С тех пор хеб-седные ритуалы стали неотъемлемой частью программы праздника.

2. В период правления Тутмоса Ш наметилось усиление обрядов царского культа в празднике Опет, что привело к изменению обратного маршрута праздничной процессии, входившей в храм Карнака с южной стороны, через VIII и VII пилоны, которые ассоциировались с царским культом.

3. Визуальная картина праздника Опет соотносится с изобразительной программой «Книги Амдуат», что указывает на взаимосвязь символики праздника с представлениями о ночном странствовании солнечного бога, описанном в «Книге Амдуат», и загробном путешествии фараона. Каждый этап праздника символически соответствовал тому или иному ночному часу путешествия Ра. Ритуалы праздника были направлены на возрождение и обновление сил бога Амона-Ра и фараона, проходившего во время праздника символическую смерть.

4. Праздник Опет соотносился с лунным циклом, и время его проведения было подвижным. Первая половина праздника (путешествие из Карнака в Луксор) приходилась на период убывающей луны, а вторая (возвращение из Луксора в Карнак, ритуалы в Карнаке) — на новолуние и период растущей луны. Ритуалы праздника Опет были связаны с представлениями о смерти и загробном странствовании фараона в период убывающей луны и его возрождении в период растущей луны.

5. Праздник Опет имел универсальный характер и вобрал в себя элементы различных праздников Древнего Египта, таких как праздники Осириса, Сокара, Нехебкау, Долины, Опьянения, новолуния, Новый год. Ряд церемоний названных праздников вошел в состав ритуальной программы праздника Опет: «вспахивание земли», подношение сосудов с вином или пивом богине Хатхор, «единение с солнечным диском».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованновых источников и литературы, трех приложений (рисунков и таблиц, краткого словаря терминов и перевода текста оракула Красной капеллы).

Выводы.

Исследование, проведенной в настоящей главе показало, что программа праздника Опет имела разносторонние связи с различными праздниками Древнего Египта, среди которых были праздники Сокара, Долины, Опьянения.

Сравнительный анализ гимна Нейт из сцен Опета, календарных записей о празднике Сокара и сцен 4-го и 5-го часов «Книги Амдуат» выявил, что в программе Опета важная роль отводилась богу Сокару, помогавшему солнцу и покойному фараону возродиться на восточном горизонте по окончании их ночного странствования.

1 РМ2 П. Р. 102−107. Plan XI, XII (1).

2 Имеется ввиду проведенное Барге соотношение помещений храма Карнака с дневным небом, по которому путешествует солнце (Barguet P. Op. cit. Р. 336−340).

Изучение гимна Нейт и сравнительный анализ сцен южной и северной стен Красной капеллы позволили проследить взаимосвязь Опета с праздниками Долины и Опьянения и установить, что в программу Опета был включен обряд подношения сосудов с вином или пивом богине Хатхор и другим богам, отвечавшим за наступление разлива реки.

При изучении заключительных ритуалов Опета выяснилось, что проходившие во время праздника коронационные ритуалы Хатшепсут и Тутмоса Ш были основаны на мифе их коронации как младших соправителей Тутмоса I и Тутмоса II соответственно. Исследование декора и надписей верхней террасы храма Дейр эль-Бахри, VII и VIII пилонов Карнака, северных помещений" храма Ахмену дало возможность проследить связь коронации с праздниками Амона-Ра, Нехебкау, новолуния, царских победНовым годом. Последний праздник включал в себя обряд «единение с солнечным диском» (Тшга /т), который проводился и в конце празднования Опета, когда статуя Амона-Ра устанавливалась в «гранитном святилище» Тутмоса Ш, рядом с оконным проемом, и освящалась на рассвете лучами солнца. В результате этого события происходило обновление сил Амон-Ра, которые передавались фараону во время церемонии коронации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе была предпринята попытка на основании изучения изобразительной программы и текстов в рельефах храма в Дейр эль-Бахри, Красной капеллы и храма Ахмену реконструировать этапы проведения праздника Опет в эпоху Хатшепсут и Тутмоса III, выявить символико-религиозное содержание ритуалов, совершаемых во время праздника. Результаты проведенного исследования можно представить в виде четырех тематических блоков.

1. Сравнительный анализ сцен «Книги Амдуат» и праздника Опет из рельефов Красной капеллы и храма Хатшепсут Дейр эль-Бахри показал, что программа праздника имела многоплановое символическое значение, в основе которого лежало представление о ночном плавании солнца в Дуате и загробном странствии фараона с их последующим возрождением в земном мире. Это проявляется как в определенной последовательности сцен праздника, так и в соотношении его изображений с принципами организации архитектурного пространства, в котором находятся рельефные композиции.

Как удалось установить, изобразительная программа Опета на стене Красной капеллы акцентирует солярный аспект праздника, и пересечение двух осей — восток-запад (направление сцен капеллы) и север-юг (реальный путь процессии) — представляет полный солнечный цикл. В то же время сцены Опета в рельефах Дейр эль-Бахри и Ахмену, расположенные по оси юг-север, в большей степени отражают представление о связи праздника с посмертной судьбой фараона.

В ходе исследования было выявлено, что путь из Карнака в Луксор и обратно отождествлялся с ночным плаванием солнца в Дуате, его возвращением к горизонту (Карнак), где оно восходило на рассвете. С другой стороны, праздник имел отношение к загробному странствию фараона, проходившего вместе с богом этапы воскресения. Было высказано предположение, что в контексте празднования Опета храм Луксора являлся аналогом гробницы, в которой совершался ритуал «отверзания уст и очей» со статуями бога и фараона, обретавших силу и энергию для дальнейшего плавания к восходу на горизонте. Такая символическая программа, была заложена в период правления Хатшепсут и в «целом осталась неизменной при Тутмосе Ш. Оба правителя придавали равное значение двум аспектам праздника: обновлению сил бога и возрождению энергии и власти фараона. Данные аспекты понимались в. космическом значении:. как воскресение бога способствовало продолжению жизни на земле, так же и возрождение царя во время центрального праздника Нового царства понималось в широком смысле — как постоянное подтверждение его роли творца.

2. Изучение летописных текстов Тутмоса Ш и характера, оформления построек Хатшепсут и Тутмоса Ш в храме Карнака дало возможность выявить специфику взаимосвязи бог-фараон-рядовые люди и роль правителя в церемониях Опета. Так, было обозначено два принципа позиционирования фараона, в ритуалах. Первый из них связан с Хатшепсут, уделявшей равное внимание взаимодействиям фараон<->бог и, фараон<->рядовые люди. Второй — с Тутмосом Шкоторый выдвинул в празднике на первый план диаду фараон"->бог и усилил царский культ. Последнее обстоятельство отразилось на характере обратного маршрута праздничной процессии, входившей в Карнак уже не через западный пилон, как при Хатшепсут, а через южный, связанный с культом фараона и его триумфальными военными победами. При этом во время проведения праздничных ритуалов Хатшепсут и Тутмос Ш в равной мере стремились продемонстрировать силу своей власти, ее преемственность от Амона-Ра и царских предков. С этой целью, в том числе, в программу Опета были включены обряды древнего царского ритуала хеб-сед.

На основании анализа хеб-седных мотивов в сценах праздника Опет и хеб-седных надписей {гр 1ру НЬ-бсГ) Хатшепсут и Тутмоса Ш в храмах Дейр эль-Бахри и Карнака было установлено, что программа Опета изначально соотносилась с ритуалом царского хеб-седа и являлась своеобразной альтернативой последнего, а формирование Опета произошло ко времени проведения хеб-седа Хатшепсут, отмечавшегося на 16-м году ее правления. С этого времени хеб-седные ритуалы стали неотъемлемой частью программы Опета, о чем свидетельствует анализ декора ряда построек преемника Хатшепсут, Тутмоса Ш (Зала праздников храма Ахмену, Зала анналов, алебастровой часовни, расположенной во дворе УП пилона храма Карнака), — они позволяют проследить параллели между хеб-седами фараона, его военными победами и культом Амона-Ра.

Еще одним способом укрепления царской власти было проведение во время Опета ритуала коронации, представленного в УП регистре Красной капеллы. Как мы постарались показать, в эпоху Хатшепсут и Тутмоса Ш этот ритуал был основан на программе коронации названных фараонов как младших соправителей Тутмоса I и Тутмоса П соответственно. Данный вывод сделан на основании анализа коронационных текстов, оракулов и рельефных сцен ряда построек Хатшепсут и Тутмоса Ш (храма Дейр эль-Бахри, Красной капеллы, УП и УШ пилонов храма Карнака). Кроме того, изучение оформления храма Ахмену Тутмоса Ш выявило смысловые связи коронации с праздниками Не-хебкау, новолуния, Новым годом, хеб-седом. В. то же время, обряд коронации Хатшепсут и Тутмоса ПГ, проходивший во время Опета, имел ряд важных отличий: Хатшепсут делала акцент на солярном аспекте правителя как сына Ра, а Тутмос Ш в большей степени отождествлялся^ сыном Осириса.

3. Важным направлением исследования явился сравнительный анализ храмовых построек Карнака с точки зрения их декоративного оформления и архитектурного устройства, что помогло выявить семантику зданий и определить их значение в контексте празднования Опета. Так, изучение рельефов и росписей Зала праздников храма Ахмену («лунные» колонны, роспись плафона) показало, что это храмовое помещение символизировало ночное время суток и загробный мир. Такой вывод позволил установить роль солярно-лунного цикла в празднике Опет и подтвердить гипотезу о связи праздника с представлениями о загробном странствовании бога и фараона. Кроме того, в ходе исследования рельефов других помещений храма (Залов Сокара, северных комнат Ахмену) удалось проследить связь сцен Опета со всем пространством Ахмену, помещения которого ассоциировались с часами ночного путешествия бога и фараона в.

Дуате. Исходя из данного замечания, было выдвинуто предположение, что в храме Ахмену не проводились заключительные церемонии праздника Опета, которые соотносились с представлением о дневном путешествии солнечного бога. Таким образом, сцены Опета из Зала праздников храма имели в большей степени информативный характер и давали лишь представление о символике праздника.

Как свидетельствует текст оракула Красной капеллы, заключительные обряды Опета проходили в «Месте великом» (st-wrt) — так, видимо, называлась сначала Красная капелла Хатшепсут, а затем возведенное на ее месте «гранитное святилище» Тутмоса Ш. На основании исследований ГЛеграна было обнаружено, что «гранитное святилище» по своему устройству напоминают «солярный алтарь» храма Ахмену, приспособленный, видимо, для проведения новогодней церемонии hnm itn («единение с солнечным диском»). Предположительно, в «гранитном святилище», как и в «солярном алтаре», проводился обряд hnm itn Амона-Ра, после чего совершался обряд коронации фараона, по своей сути аналогичный обряду hnm itn.

4. Отдельной темой настоящей работы стал сравнительный анализ программы Опета с различными древнеегипетскими праздниками. Среди таких праздников были выделены солярные, лунные и царские. Изучение гимна богини Нейт из сцен Опета, календарных списков Тутмоса Ш, архитектурного и декоративного оформления храма Ахмену раскрыло многоплановые параллели Опета с праздником Долины, праздниками Хойака, Нехебкау, Хатхор, Новым годом. С одной стороны, данные праздники имели прямое отношение к солярному культу и в той или иной форме воспроизводили мотив ночного путешествия Ра. С другой стороны, в праздниках солярного характера, к которым относились Опет и праздник Долины, не меньшее внимание уделялось культу богов подземного мира, таким как Осирис и Сокар. Большинство вышеназванных праздников имели определенную связь с лунным циклом. Например, время проведения праздников Хойака ассоциировалось с периодом убывающей луны и новолунием, а праздник Долины отмечался в новолуние. Полученные выводы свидетельствуют об универсальном характере Опета, включавшего в себя элементы или мотивы практически всех египетских праздников.

Выявленные нами особенности изобразительной и религиозно-символической программы праздника Опет были заложены в период правления Хатшепсут и Тутмоса Шив целом остались неизменными на всем протяжении истории существования праздника. Формирование нового праздника Амона-Ра происходило параллельно с разработкой образа солнечного бога и представлений о его загробном странствовании в Дуате. Наряду с этим наблюдалось снижение сакральности фараона, что выразилось в отказе от пирамидального типа царского погребения. Данные изменения привели к необходимости создания ритуала, способствовавшего укреплению царской власти. Такая проблема была особенно актуальна для Хатшепсут, занявшей престол в обход законного наследника, Тутмоса Ш, и потому нуждавшейся в утверждении легитимности своей власти и ее происхождении от Амона-Ра и царских предков. вди.

Вестник.

МГУ.

AT.

Acts Ist ICE.

APAW.

ArchVer.

ASAE BABA.

ВАСЕ BdE.

BIFAO BJRL BSEG CdE.

CFETK CRAIBL.

DHA GM.

JARCE.

JEA.

JNES.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Budge E. A. W. The Book of the Dead: The Papyrus of Ani in the British Museum. — L.: British Museum, 1895. — 377 p.1. P. Harris
  2. Schaedel H.D. Die Listen des gro? en Papyrus Harris: Ihre wirtschaftiche und politische Ausdeutung. — Gluckstadt- Hamburg- N.Y.: Augustin, 1936 (LAS, 6). 73 S.1. Стелы1. Ste. Cairo JE 919 271. Издание
  3. Vernus P. Un Texte oraculaire de Ramses VI // BIFAO. 1975.-Vol. 75.-P. 103−110.1. Ste. Louvre С 286
  4. Moret A. La Legende d’Osiris a l’Epoque Thebaine d’apres l’Hymne a Osiris du Louvre // BIFAO. 1931. — Vol. 30. — P. 725−750, tabl. I-III.1. Издание1. Dendera IV1. Edfou Ii-V1. Esna II1. MH III1. MHIV
  5. Mariette A. Denderah: Description Generale du Grand Temple de Cette Ville. Paris: IFAO, 1873. — T. IV. — 90 pl. r
  6. Chassinat E. Le Temple d’Edfou. — Le Caire: Leroux, 1897−1934. -Vol. n-V.
  7. Sauneron S. Le Temple d’Esna. Le Caire: IF AO, 1963.
  8. T. II: Texts Nos. 1−193. 325 p.
  9. Medinet Habu. The Calendar, the «Slaughterhouse», and Minor Records of Ramses IH / Ed. J.H. Breasted. Chicago:
  10. Univ. of Chicago pr., 1934 (OIP, 23). Vol. m. — XIV p., pi. 131−192.
  11. Medinet Habu. Festival Scenes of Ramses III / Eds. J.A. Wilson, T.G. Allen. Chicago: Univ. of Chicago pr., 1940 (OIP, 51). -Vol. IV. — XII p., pi. 193−249.
  12. Календарные списки Тутмоса HI
  13. Календарь храма Амона-Ра в Карнаке1. Издание
  14. Sethe К. Urkunden des 18. Dynastie. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1906. — S. 177.
  15. VI пилона храма Амона-Ра J.C. Hinrichs, 1906. — S. 740−741. в Карнаке
  16. Календарь из храма Элефантины
  17. Sethe К. Urkunden des 18. Dynastie. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1906. — S. 823−825.1761.
Заполнить форму текущей работой