Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что единство художественной и педагогической подготовки в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре ведет к формированию у студентов основ педагогического мастерства. Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами эффективная методическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВОК НА ПЛЕНЭРЕ
    • 1. 1. Исторический аспект развития методов обучения быстрому рисунку на пленэре в художественной педагогике в россии
    • 1. 2. психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф при выполнении набросков и зарисовок
    • 1. 3. Творческий процесс выполнения набросков и зарисовок на пленэре — основа становления профессионального мастерства будущего учителя
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВОК НА ПЛЕНЭРЕ
    • 2. 2. Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф
    • 2. 2. Модель методической системы развития специальных и профессиональных способностей студентов в процессе выполнения зарисовок и набросков на пленэре
    • 3. 3. Экспериментальная проверка предлагаемой методической системы

Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные процессы, происходящие в обществе, настоятельно диктуют и нацеливают педагогическое образование России на качественное изменение профессиональной подготовки будущих учителей.

Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценка его профессиональных способностей, давно стали объектом изучения ученых. Нельзя готовить хорошего специалиста в вузе, не развивая у него профессиональных способностей. Нужна обоснованная и четко продуманная методическая система развития личности учителя, вооруженного специальными знаниями, умениями и навыками в области профессиональной деятельности.

Остро стоит проблема развития профессиональных и специальных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов. Это многоаспектная, целостная проблема. Теоретическое осмысление процесса развития специальных и профессиональных способностей и пути его реализации должны качественно повысить профессиональную подготовку будущего учителя и заложить основы его педагогического мастерства.

Наиважнейшим полем деятельности для развития специальных и профессиональных способностей студентов мы считаем занятия набросками и зарисовками на пленэре. Именно этот вид деятельности студентов позволяет не только развиваться, но и взаимообогащаться как художественным, так и педагогическим способностям будущих учителей.

Проблемой развития способностей занимались ряд крупных отечественных и зарубежных психологов: Б. Г. Ананьев, А. Анастази, Ю. Б. Гип-пенрейтер, JI. Д. Венгер, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, Г. Мелхорн, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадри-ков и другие.

Психолого-педагогические исследования, посвященные педагогическим способностям принадлежат авторам: Е. Г. Балбасовой, В. П. Битуеву, ч Ф. Н. Гоноболину, Э. А. Гришину, JI. Д. Ершовой, JI. Н. Захаровой, В. А.

Крутецкому, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитову, А. К. Марковой, С. В. Не-дбаевой, В. А. Сластенину, А. И. Щербакову и др.- структура художественных и творческих способностей представлена в работах Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Те-рентьева Е. В. Шорохова и др.

При изучении истории методов обучения рисунку, в том числе и наброскам на пленэре в отечественной художественной школе, мы опирались на работы И. В. Гинзбурга, Н. А. Дмитриевой, Н. Я. Маслова, Н. М. Молевой и Б. Э. Белютина, Н. Н. Ростовцева и др.

Большую ценность для нашего исследования представляют труды > художников — педагогов: Г. В. Беда, В. П. Зинченко, В. К. Лебедко, Н. Я.

Маслова, Н. Н. Ростовцева, Г. Б. Смирнова, А. Е. Терентьева, А. А Унков-ского, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина и др.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, касающихся отдельных сторон процесса развития специальных и профессиональных способностей на пленэрных занятиях быстрым рисунком. Так например, А. Е. Терентьев и Н. К. Шабанов исследовали процесс развития профессиональных способностей и умений, но они это делали в рамких занятий. А. Е. Терентьев разработал последовательность заданий и упражнений, направленных на создание профессиональных основ для работы по педагогическому рисованию, дал научно-методическое обоснование программы. Некоторые пути в решении им этой сложной проблемы послужили отправной точкой для нашего исследования. Н. Я. Маслов, С. Е. Токарев, В. М. Соколинский, Л. Г. Ушакова, исследовали процесс развития творческих способностей во время пленэрной практики, но не акцентировали внимания на развитии специальных и профессиональных умений и способностей. а Анализ научных исследований и методической литературы показал, что специального исследования по развитию специальных и профессиональных способностей в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре не проводилось. Необходимость серьезного внимания к этой проблеме на художественно — графическом факультете пока не находит отражения в педагогической практике.

Проблема является актуальной в связи с недостаточной изученностью вопросов развития специальных и профессиональных способностей студентов на пленэре. Не определена роль и место набросков и зарисовок на пленэре в развитии этих способностей. Наброски обладают своими специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в достижении профессионального мастерства учителя изобразительного искусства.

Они создают обширный запас зрительных впечатлений, необходимых для выполнения композиций и педагогических рисунков, развивают наблюдательность, зрительную память, образное мышление, целостное восприятие. На занятиях набросками и зарисовками можно развивать художественные и педагогические способности студентов, так как этот вид рисунка способствует формированию навыков и умений в быстром рисовании, необходимых и для художника и особенно для педагога.

Занятия набросками на пленэре дают большой заряд положительных эмоций от общения с природой, способствуют формированию эстетического вкуса обучаемых. Природа открывает широкий простор для учебнотворческой деятельности студентов, обогащает духовную сферу личности, воспитывает эстетически. Исходя из этого, перед автором возникла необходимость глубже вникнуть в сущность теории и методики обучения наброскам и зарисовкам на пленэре.

Определилась проблема исследования, которая состоит в выявлении рациональных и эффективных путей развития специальных и профессиональных способностей студентов на занятиях быстрым рисунком на пленэре.

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — процесс обучения студентов наброскам и зарисовкам на пленэре в системе художественно — педагогического образования.

Предмет исследования — методика обучения наброскам и зарисовкам на пленэре, способствующая развитию у студентов специальных и профессиональных способностей.

В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой предполагается, что развитие специальных и профессиональных способностей студентов педвуза в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре будет более эффективней, если :

• будет разработана и апробирована методическая система развития специальных и профессиональных способностей, позволяющая формировать основы педагогического мастерства;

• в учебный процесс будет введена система заданий, учитывающая индивидуально-психологические особенности студентов;

• введению методики, предопределяющей развитие специальных и профессиональных способностей, будет предшествовать их диагностика.

Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Провести исторический анализ развития методов обучения наброскам и зарисовкам на пленэре в художественной педагогике в России.

2. Исследовать и доказать преимущество единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения.

3. Разработать систему заданий набросков и зарисовок для пленэрных практик, направленную на развитие специальных и профессиональных способностей студентов.

4. Разработать и апробировать диагностику уровня развития специальных и профессиональных способностей при выполнении набросков и зарисовок для студентов 1,2,4 курсов.

5. Разработать и экспериментально проверить методическую систему, основанную на единстве художественной и педагогической подготовки и позволяющую формировать у студентов хгф основы педагогического мастерства.

Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

• анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, труды художников;

• анализ школьных и вузовских планов и программ по пленэру и рисунку;

• метод наблюдения (за работой студентов и преподавателей);

• опрос, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами;

• анализ работ студентов;

• педагогический эксперимент;

• метод изучения педагогического опыта. Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап (1996 — 1997 гг.) включал оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее различными авторами. Был проведен анализ учебных программ и учебных пособий по пленэру, изучался опыт работы отдельных преподавателей. В этот период определились цели и задачи опытно — экспериментальной работы, разработаны методы проведения педагогического эксперимента. Определились исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет, задачи исследования.

Второй этап (1997 — 1999 гг.) посвящен проведению опытно — экспериментальной работы. Были выделены уровни развития специальных и профессиональных способностей, разработаны критерии оценки набросков студентов, которые позволили бы проследить развитие этих способностей. Осуществлялась проверка гипотезы исследования на пленэрных занятиях набросками и зарисовками.

Третий этап (1999 — 2000 гг.) — обобщение и систематизация результатов опытно — экспериментальной работы. Уточнялись отдельные положения исследования, формулировались выводы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно — педагогического образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• предложена и апробирована методическая система, направленная на развитие специальных и профессиональных способностей студентов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре;

• теоретически обоснована и разработана система дифференцированных заданий выполнения набросков и зарисовок на пленэре;

• разработаны и апробированы технологии реализации этой системы заданий в учебном процессе, учитывающие индивидуально-психологические особенности студентов;

• представлена и апробирована методика диагностики уровня развития специальных и профессиональных способностей для студентов 1, 2, 4 курсов;

• полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что единство художественной и педагогической подготовки в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре ведет к формированию у студентов основ педагогического мастерства. Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами эффективная методическая система развития специальных и профессиональных способностей студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных У проблем.

Использование результатов исследования возможно в практической работе преподавателей на художественно — графических факультетах педагогических институтов, училищ, школ и лицеев, а также при составлении ими учебных программ и пособий для занятий на пленэре.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству, опытно — экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования, опорой на художественно — творческую и педагогическую практику автора. На защиту выносятся:

• методическая система развития специальных и профессиональt ных способностей, позволяющая формировать у студентов основы педагогического мастерства;

• критерии диагностики уровня развития специальных и профессиональных способностей при выполнении набросков и зарисовок для студентов 1,2,4 курсов;

• система заданий выполнения набросков и зарисовок во время пленэрной практики, базу которых составляют единство художественных и педагогических задач;

• педагогические технологии реализации системы заданий, дифференцированных на основе диагностики развития специальных и профессиональных способностей;

• научно-обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о преимуществе единства художественно-педагогической подготовки в процессе выполнения набросков и зарисовок студентами хгф на пленэре.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на кафедре теории и методики обучения изобразительному искусству Курского государственного педагогического университетаосновные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, сообщались на ежегодных научно — практических конференциях университетаапробация результатов проходила в Курском, Воронежском государственных педагогических университетах и Орловском государственном университете со студентами 1,2,4 курсов художественно — графических факультетах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для успешной педагогической и изобразительной деятельности будущих учителей изобразительного искусства следует максимально развивать их профессиональные и специальные способности.

Уровень развития специальных и профессиональных способностей зависит от ряда причин, в том числе и от организации и проведения занятий набросками и зарисовками на пленэре, существенно дополняющих академическую программу.

Изучение сложившейся практики преподавания быстрого рисунка в условиях пленэра показало, что возможности данного вида рисунка не используются в полной мере. Студенты на практике в школе часто оказываются неспособными выполнить быстрый и лаконичный рисунок, продемонстрировать учащимся свои исполнительские умения, проанализировать и оценить работы школьников из-за отсутствия необходимого опыта.

В связи с тем, что между пленэрными практиками большой перерыв, основная часть студентов испытывает значительные трудности при выполнении набросков на пейзажную и другую пленэрную тематику. Нерегулярность занятий зарисовками и набросками отражается в целом и на развитии профессиональных способностей студентов, оно проходит медленно и не достигает должного уровня.

Проведенное нами исследование позволило составить ясное представление о состоянии организации и проведения работы над набросками и зарисовками в условиях пленэра. Самостоятельная работа студентов быстрым рисунком на пленэре в течение учебного года не проводится, просмотры набросков проходят нерегулярно. В период летних практик, на которые приходится основной объем работы на пленэре, преобладающая роль отводится живописным этюдам. Наброски и зарисовки выполняются эпизодически, что снижает профессиональную подготовку обучаемых.

Перечисленные недостатки не позволяют в полной мере раскрыть способности каждого студента. Поэтому задача дальнейшего совершенствования содержания и методики обучения наброскам и зарисовкам на пленэре на художественно-графических факультетах педвузов является весьма актуальной.

Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы.

В ходе исследования удалось решить следующие задачи:

1. Проведен исторический анализ развития методов обучения наброскам и зарисовкам на пленэре в художественной педагогике в России, который позволяет рекомендовать краткосрочные рисунки в целях развития специальных и профессиональных способностей.

2. Теоретически обосновано и подтверждено преимущество единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения, что отразилось на результатах исследования:

• -установлено повышение уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов экспериментальных групп, что доказывает ценность сочетания художественных и педагогических задач;

• подтверждено, что закладывая основы педагогического мастерства, повышается качество набросков и зарисовок.

3. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально подтверждено проверена методическая система развития специальных и профессиональных способностей студентов педвуза, сочетающая усвоение студентами предметных знаний с одновременным осознанием их значимости в будущей профессиональной деятельности.

4. Разработана и апробирована диагностика уровня развития специальных и профессиональных способностей при выполнении набросков и зарисовок на пленэре для студентов 1−5 курсов, на основе которой дифференцированы задания экспериментальной методики.

5. Доказана результативность системы заданий набросков и зарисовок для пленэрных практик, которая позволила студентам экспериментальных групп развить такие профессионально значимые способности, как: зрительная память, художественное восприятие, пространственное и композиционное мышление, оценочные, аналитико-конструктивные способности.

Разумеется, что во время обучения на художественно-графическом факультете студенты не могут овладеть профессионально-педагогическим мастерством в полной мере. Но нашей задачей являлась выработка таких его основ, которые в процессе дальнейшего обучения и в будущей трудовой деятельности, разовьются и помогут достичь необходимого уровня профессионализма.

Теоретические и методические материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей и студентов, при разработке методических вопросов преподавания рисунка на художественно-графических факультетах педвузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. -М.: Изобраз. искусство, 1985. 152 е.: ил.
  2. М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопросы психологии. -1984. -№ 6.-с. 71−78.
  3. А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 160 е.: ил.
  4. М. В. Всеобщая история искусств М. — Л., Искусство, — 286 с.
  5. А. М. Оценка выразительности учебного рисунка с натуры. -В сб. Вопросы истории, теории и методики преподавания худ.-граф. дисциплин / Под ред. А. Н. Терентьева. М. 1967, с.134−143.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина- Общ. ред. и вступит, статья В. П. Шестак. М.: Прогресс, 1974. — 392 е.: ил.
  7. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.
  8. Ю.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  9. П.Асмолов А: Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГ ПУ, 1979. -152 с.
  10. И. Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. — 440 с.
  11. АХ СССР. Пятая сессия 1953 г. Апрель. Отчетный доклад о работе Академии художеств СССР за 1950−1952. Прения и постановления. М.: Искусство. 1953.
  12. АХ СССР. Сессия 1947 г. Ноябрь. Первая и вторая сессии. Доклад, прения и постановления, 22−24 ноября 1947 г., 20−27 мая 1948 г. М.: изд-во АХ СССР. 1949.
  13. Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-46 е.: ил.
  14. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  15. Г. Изображение фигуры человека. Берлин.: Изд-во Фольк унд виссен, 1984.-337 с.
  16. А. О. Наброски и зарисовки. М.: изд-во Искусство., 1970.
  17. Г. В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изо. искусством. М., МГПИ, 1983.
  18. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для худож. граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1969.-239 с.: ил.
  19. В. И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. Петроград: изд-во Петр. журн. Внешкольное образование, 1919. — 15 с.
  20. Э. М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1957. 78 е.: 15 л.: ил.
  21. Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. — 112 е.: ил.
  22. М. Д. Проблемы учебного рисунка. М. — JL: Искусство, 1940.- 158 с.
  23. . И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 192 с.
  24. Н. П., Кулаков В. Я. Изображение растительных мотивов: Конспект лекций. М.: Изд. МТИ, 1982. — 46 с.
  25. А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
  26. В. В. Автореферат. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. МГПУ, 1991.
  27. Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 11).
  28. И. А. Репин-педагог. М.: изд-во АХ СССР. 1960. — 128 е.:ил.
  29. Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. Т. 1/ Пер. и коммент. А. И. Бенедиктова- Редакция пер. А. Г. Габричевского. М.: ТЕРРА, 1996. — 608 е.: ил.- 32 л. ил.
  30. В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобраз. искусство, 1983. — 437 с.
  31. Э. Техника рисования на классной доске белым и цветным мелом. Спб.: изд-во Художественно-Педагогического журн., 1912. — 27 с.
  32. JI. А., Мухина B.C. Психология М.: Просвещение, 1988.- 336 с.
  33. А. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  34. А. Г. Статьи. Письма. Современники о художнике. JL: Искусство, 1980.-391 с.
  35. . Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1985. — 288 с.
  36. В. Г. Организация восприятия действительности в обучении школьников изобразительному искусству. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984. с. 88−95.
  37. Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 е.: ил.
  38. JI. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
  39. . Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи: В системе подготовки учителя изо. искусства. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1974. — 158 с.
  40. П. Я. Введение в психологию М.: изд-во МГУД 976 — 147 с.
  41. В. А. Восприятие целостных объектов. JL: ЛГУ, 1974. — 152 с.
  42. Ю. Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: РИО Мособлупрпоиграфиздата, 1994. — 176 с.
  43. И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. — JI. — М.: Искусство, 1940. 203 е.: ил.
  44. Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 320 с.
  45. Г. А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета: С присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству. СПб.: тип. Военно-учебных заведений, 1844. — 368 с.
  46. Э. А. Способности и склонности: Комплексные исследования- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 200 е.: ил. 51 .Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 259 с.
  47. Е. С. Художественное творчество: Опыт эстет. Характеристики некоторых проблем. М.: Политиздат, 1970. — 262 с.
  48. С. М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223 с.
  49. А. А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. — М.: изд-во АХ СССР, 1961. 222 с.
  50. Н. Московское училище живописи ваяния и зодчества. М.: Изд-во Искусство, 1951.
  51. В. JI. Психология художественного творчества. Учебное пособие. Ленинград, 1991.- 78 с.
  52. В. Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
  53. В. В. Учебный рисунок. М., 1947.59.3анков Л. В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  54. А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
  55. В. П., Вергилис Ю. Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: изд-во МГУ, 1969.- 106 с.
  56. В. П. Развитие творческих способностей студентов хгф на начальных этапах обучения рисунку. Дис. канд. пед. наук.- М.: 1980.- 188 л.
  57. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1961. — 222 с.
  58. Е. И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологии исследования формирования образа. -М.: Просвещение, 1954. 224 с.
  59. Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: изд-во АХ СССР, 1960. 340 е.: ил.
  60. Г. Н. Изображение птиц и зверей: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1976. — 192 с.
  61. Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 477 с.
  62. В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. 303 с.
  63. А. А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. 32 е.: 7 л. ил.
  64. Ковал ев А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1969. 391 с.
  65. В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. — 224 с.
  66. Т. С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Просвещение, 1976. — 158 е.: ил.
  67. Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1982. — с. 242−476.
  68. В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебн. пособие. М.: Прометей, 1991. 112 с.
  69. Н. М. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. — М.: изд-во АХ СССР, 1960.-212 с.
  70. В. С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. 2-е изд. Перераб. -М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  71. В. С. Психологический анализ быстрых набросков и зарисовок с подвижных предметов: Дисс.. канд. психол. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1969. — 390 с.
  72. В. С. Психолого-педагогические основы формирования способности к изобразительной деятельности. // Ученые записки № 150 Свердловского гос. пед. ин-та. Свердловск, 1971.-е. 52−66.
  73. В. С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.-304 е., ил.
  74. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: изд-во ЛГУ, 1967.- 182 с.
  75. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград.: Знание, 1985. — 32 с.
  76. Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — с. 21−30.
  77. А. Рисунок пером.-М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-165 с.
  78. В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога.- Автореф. дис. .док. пед. наук. М., 1994.-27 с.
  79. Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -280 с.
  80. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биогр. очерки / Авт. вступ. ст. Л. А. Аннинский. М.: Республика, 1993. — 320 е.: ил.
  81. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 е.- Т. 2. — 316 с.
  82. А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. -№ 1.-е. 7−17.
  83. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  84. И. Я. Методы обучения. М.: Педагогика, 1982. — с. 49.
  85. И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64^с.
  86. Летняя учебная практика: Программа для художественных училищ. М.: МКСССР, 1986.-22 с.
  87. П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.: Мир, 1974. — 550 с.
  88. . Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.- 528 с.
  89. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984. 444 с.
  90. Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. -М.: Искусство, 1977. 108 с.
  91. А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с. — (психол. наука — школе).
  92. Н. Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: Дис. канд. пед. наук. Орел: ОГПИ, 1989. — 190 с.
  93. Мастера советского искусства о пейзаже. М.: Изд-во АХ СССР, 1963.- 151 с.
  94. Материалы и техники рисунка / под ред. В. А. Королева уч. пособие для худож. вузов. М., Изобраз. искусство, 1987. — 93 с.
  95. Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 159 е.: ил.
  96. ЮЗ.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  97. Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека- Кн. для учителя / Пер. с нем. Г. В. Яцковской. М.: Просвещение, 1989. — 159, (1) с.
  98. О. В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.- М.: Искусство, 1951. с. 27.
  99. Юб.Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств
  100. XVIII в. М.: Искусство, 1956. — 519 с. Ю7. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX в. — М.: Искусство, 1963. — 408 е.: ил.
  101. Н., Белютин Э. П. П. Чистяков теоретик и педагог. — М.: изд-во АХ СССР, 1953. — 228 е.: ил.
  102. Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, 1958. -116с.
  103. ПЗ.Немов Р. С. Психология-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.
  104. О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ. 1972. — 155 с.
  105. О. Р. Природа глазами художника: Проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Советский художник, 1982. -175 с.
  106. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов М.: Педагогика, 1 976 599 с.
  107. П. Как работать на воздухе. Советы мастеров. Художник, 1969, № 5, с. 59−60.
  108. И. П. Полн. собр. трудов: В 5-ти т. М. — Л., 1949. — т. 3. — 607 е.: ил., 8 л. ил.
  109. К.К. Проблемы способностей.-М.:Изд-во Наука, 1972.- 312 с.
  110. Л. П. Подготовка студентов хгф к анализу и оценке детских рисунков. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984. С. 28−39.
  111. Программы педагогических институтов. Пленэр. М.: Просвещение, 1988. -Сб. № 14. -с. 71−79.
  112. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей: сб. науч. тр./ Под ред. В. А. Крутецкого. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — 109 с.
  113. Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. 333 с.
  114. Психология управления: Курс лекций / Отв. ред. М. В. Удальцова. -Новосибирск: Изд-во НГАЭ и У- М.: ИНФРА М, 1997. — 150 с.
  115. Н. Э. Рисование с натуры. 3-е изд. — JL: Художник РСФСР, 1978.- 120 с.
  116. Развитие художественных способностей / Под ред. Н. П. Сакулиной // Известия АПН РСФСР. Вып. 100. — М., 1959. — 367 с.
  117. В. И. Искусство видеть. М.: Знание, 1972. — 128 с.
  118. Ю. М. Рисунок на летней учебной практике // Состояние и задачи преподавания рисунка в художественных вузах и средних художественных школах Академии Художеств СССР по учеб. метод, вопросам. — Л., 1987. — с. 66−70.
  119. . В. Пейзажи: Перспектива и зрительное восприятие // Природа. 1986. — № 3. — с. 76−82.
  120. Л. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута. // Вопросы психологии. 1985. — № 1.-е. 94−102.
  121. Рисунок / Под ред. П. П. Белоусова, В. А. Горб, М. С. Копейкина: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: АХ СССР, 1963. — 21 е.: ил.
  122. Рисунок / Под ред. С. В. Тихонова, В. Г. Демьянова, В. Б. Подрезкова. -М.: Стройиздат, 1983. 262 с.
  123. Н. В. Восприятие природы и формирование творческого потенциала личности // Человек природа — искусство: Сб. статей. -Л.: Наука. 1986.-е. 101−108.
  124. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
  125. Н. Н. Академический рисунок: Учеб. для студент, худож. -граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1984.-240 е.: ил.
  126. Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987. — 176 е.: ил.
  127. С. Л. Основы общей психологии Спб.: Питер Ком, 1998. -688 с.
  128. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  129. А. И. Воспитание творческой целеустремленности в учебном процессе (вуза) // Психологический журнал. 1985. — т. 6. — № 2.-е. 54−58.
  130. А. П. Курс рисования. СПб., 1875. — 107 с.
  131. И. М. Избранные философские и психологические произведения / Под ред., со вступит, статьей и примеч. В. М. Каганова. М.: Госполитиздат, 1947. — 647 е.: со схем.
  132. И. М. Элементы мысли. Физиология нервной системы. — М.: Медгиз, 1952.-352 с. 151 .Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.:Просвещение, 1976.-159 с.
  133. Г. Б., Унковский А. А. Рисунок и живопись пейзажа: Пособие для студентов заочников. — М. — JL: Просвещение, 1975. — 33 с.
  134. И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  135. В. М. Композиция этюда пейзажа как одно из средств развития творческих способностей студентов на начальных этапах обучения пленэрной живописи : Дис. .кандддд. пед. наук.— М., 1994.-146с. Библиогр.: с. 132−146.
  136. Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5−8 кл.: В 4-х ч. Ч. 4 Краткий словарь художественных терминов. — Обнинск: Титул, 1996. 80 е.: цв. ил.
  137. А. М. Рисунок в высшей художественной школе. М.: Искусство, 1957. — 45 с.
  138. А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. С. Учебный рисунок. -М.: Искусство, 1953.-238 с.
  139. М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 368 с.
  140. В. Н. Пейзаж, картина и действительность: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  141. В. А.Сердце отдано детям. Киев: Радяньска школа, 1973.-288 с.
  142. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  143. . Н. Индивидуальный подход к студентам в вопросе обучения рисунку. Дисс.. канд. пед. наук. — М., МПГУ, 1990. — 225 с.
  144. . М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — 360 е.: ил.
  145. . М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
  146. А. Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1977. — 254 л. с прил., ил.
  147. Д. Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966 450 с.
  148. Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
  149. А. А. Работа на пленэре. Художник, 1982, № 4, с. 61−63.
  150. А. А. Рисунки-наброски. JI, 1963.
  151. Р. Мир Леонардо. 1452−1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. М.: ТЕРРА, 1997. — 192 е.: ил.
  152. Л. Г. Активизирующее воздействие занятий рисунком пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 211 л.
  153. К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова: В 2-х т. Т. 1. — с. 229−547.
  154. В. А. О рисунке. О композиции / Вступ. статья А. Н. Михалева. Фрунзе: Кыргыстан, 1966. — 77 с. с ил.
  155. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XX века: Исследования. Очерки. История. Проблемы. Художники / Сост. Г. В. Моисеева. — М.: Сов. художник, 1986. — 300 с.
  156. Федоров-Давыдов А. А. Советский пейзаж-М.:Искусство, 1958,-116 с.
  157. М. И. Великие мастера рисунка Рембрандт, Гойя, Домье. -М.: Искусство, 1974. -271 е.: ил.
  158. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляу-дис. М.: изд-во МГУ. 1989. — 240 с.
  159. Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  160. Д. X. Природа как эстетическая ценность: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1987. 120 с.
  161. ХГФ и школа. Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. — 110 с.
  162. В. В. Генезис способности к зрительной оценки пропорций // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1978.-е. 135−161.
  163. В. А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963.- 166 с.
  164. A. JI. Методическое обоснование заданий по рисунку на летней практике: 1−2 курс / Методика преподавания специальных дисциплин в художественных вузах (живопись, рисунок): Сб. по учеб. — метод, вопросам. Д., 1988. — с. 64−67.
  165. П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953.
  166. В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 8).
  167. В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. -М.: Знание, 1990. 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер «Педагогика и психология" — № 12).
  168. Н. К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе. Курск, изд-во КГПИ, 1994. — 166 с.
  169. Н. К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподдавания художественных дисциплин в педвузе Дисс.. докт. пед. наук. М., 1995. — 337 л. с прил., ил.
  170. О.П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению. Дисс.. докт. пед. наук. М., 1997.-459 л. с прил., ил.
  171. В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. 320 с.
  172. В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  173. P. X. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  174. Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 е.: ил.
  175. А. Выбор пейзажного мотива // Художник. 1973. — JVfc 11.-с. 57−59.
  176. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967.-266с.
  177. А. Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 221 с.
  178. Юон К. Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Сов. художник, 1959. — т.1. -284 е.- Т.2.-285 с.
  179. А. Т. О пейзаже. М.: Сов. художник, 1963. — 63 с.
  180. П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  181. П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -46с.
  182. А. П. Живопись. Этюд с натуры: Учеб. Пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1987.-80 с.
  183. ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 173. л. 27, 28.
  184. ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 261. л. 7−13.
  185. ЦТ АЛИ ф. 680 On. 1, е/х 593. л. 118.
  186. ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 777. л.
  187. ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 1019. л. 95.
Заполнить форму текущей работой