Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре
Диссертация
Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что единство художественной и педагогической подготовки в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре ведет к формированию у студентов основ педагогического мастерства. Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами эффективная методическая… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВОК НА ПЛЕНЭРЕ
- 1. 1. Исторический аспект развития методов обучения быстрому рисунку на пленэре в художественной педагогике в россии
- 1. 2. психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф при выполнении набросков и зарисовок
- 1. 3. Творческий процесс выполнения набросков и зарисовок на пленэре — основа становления профессионального мастерства будущего учителя
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВОК НА ПЛЕНЭРЕ
- 2. 2. Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф
- 2. 2. Модель методической системы развития специальных и профессиональных способностей студентов в процессе выполнения зарисовок и набросков на пленэре
- 3. 3. Экспериментальная проверка предлагаемой методической системы
Список литературы
- Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. -М.: Изобраз. искусство, 1985. 152 е.: ил.
- Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопросы психологии. -1984. -№ 6.-с. 71−78.
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 160 е.: ил.
- Алпатов М. В. Всеобщая история искусств М. — Л., Искусство, — 286 с.
- Антонов А. М. Оценка выразительности учебного рисунка с натуры. -В сб. Вопросы истории, теории и методики преподавания худ.-граф. дисциплин / Под ред. А. Н. Терентьева. М. 1967, с.134−143.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина- Общ. ред. и вступит, статья В. П. Шестак. М.: Прогресс, 1974. — 392 е.: ил.
- Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.
- Ю.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
- П.Асмолов А: Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГ ПУ, 1979. -152 с.
- Астахов И. Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. — 440 с.
- АХ СССР. Пятая сессия 1953 г. Апрель. Отчетный доклад о работе Академии художеств СССР за 1950−1952. Прения и постановления. М.: Искусство. 1953.
- АХ СССР. Сессия 1947 г. Ноябрь. Первая и вторая сессии. Доклад, прения и постановления, 22−24 ноября 1947 г., 20−27 мая 1948 г. М.: изд-во АХ СССР. 1949.
- Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-46 е.: ил.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Баммес Г. Изображение фигуры человека. Берлин.: Изд-во Фольк унд виссен, 1984.-337 с.
- Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: изд-во Искусство., 1970.
- Беда Г. В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изо. искусством. М., МГПИ, 1983.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для худож. граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1969.-239 с.: ил.
- Бейер В. И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. Петроград: изд-во Петр. журн. Внешкольное образование, 1919. — 15 с.
- Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1957. 78 е.: 15 л.: ил.
- Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. — 112 е.: ил.
- Бернштейн М. Д. Проблемы учебного рисунка. М. — JL: Искусство, 1940.- 158 с.
- Беспалов Б. И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 192 с.
- Бесчастнов Н. П., Кулаков В. Я. Изображение растительных мотивов: Конспект лекций. М.: Изд. МТИ, 1982. — 46 с.
- Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
- Боос В. В. Автореферат. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. МГПУ, 1991.
- Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 11).
- Бродский И. А. Репин-педагог. М.: изд-во АХ СССР. 1960. — 128 е.:ил.
- Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. Т. 1/ Пер. и коммент. А. И. Бенедиктова- Редакция пер. А. Г. Габричевского. М.: ТЕРРА, 1996. — 608 е.: ил.- 32 л. ил.
- Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобраз. искусство, 1983. — 437 с.
- Вебер Э. Техника рисования на классной доске белым и цветным мелом. Спб.: изд-во Художественно-Педагогического журн., 1912. — 27 с.
- Венгер JI. А., Мухина B.C. Психология М.: Просвещение, 1988.- 336 с.
- Венгер А. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Венецианов А. Г. Статьи. Письма. Современники о художнике. JL: Искусство, 1980.-391 с.
- Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1985. — 288 с.
- Волков В. Г. Организация восприятия действительности в обучении школьников изобразительному искусству. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984. с. 88−95.
- Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 е.: ил.
- Выготский JI. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
- Гагарин Б. Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи: В системе подготовки учителя изо. искусства. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1974. — 158 с.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию М.: изд-во МГУД 976 — 147 с.
- Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. JL: ЛГУ, 1974. — 152 с.
- Герчук Ю. Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: РИО Мособлупрпоиграфиздата, 1994. — 176 с.
- Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. — JI. — М.: Искусство, 1940. 203 е.: ил.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 320 с.
- Гиппиус Г. А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета: С присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству. СПб.: тип. Военно-учебных заведений, 1844. — 368 с.
- Голубева Э. А. Способности и склонности: Комплексные исследования- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 200 е.: ил. 51 .Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 259 с.
- Громов Е. С. Художественное творчество: Опыт эстет. Характеристики некоторых проблем. М.: Политиздат, 1970. — 262 с.
- Даниэль С. М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223 с.
- Дейнека А. А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. — М.: изд-во АХ СССР, 1961. 222 с.
- Дмитриева Н. Московское училище живописи ваяния и зодчества. М.: Изд-во Искусство, 1951.
- Дранков В. JI. Психология художественного творчества. Учебное пособие. Ленинград, 1991.- 78 с.
- Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
- Журавлев В. В. Учебный рисунок. М., 1947.59.3анков Л. В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
- Зинченко В. П., Вергилис Ю. Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: изд-во МГУ, 1969.- 106 с.
- Зинченко В. П. Развитие творческих способностей студентов хгф на начальных этапах обучения рисунку. Дис. канд. пед. наук.- М.: 1980.- 188 л.
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1961. — 222 с.
- Игнатьев Е. И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологии исследования формирования образа. -М.: Просвещение, 1954. 224 с.
- Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: изд-во АХ СССР, 1960. 340 е.: ил.
- Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1976. — 192 с.
- Катханова Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 477 с.
- Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. 303 с.
- Кирилло А. А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. 32 е.: 7 л. ил.
- Ковал ев А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1969. 391 с.
- Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. — 224 с.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Просвещение, 1976. — 158 е.: ил.
- Коменский Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1982. — с. 242−476.
- Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебн. пособие. М.: Прометей, 1991. 112 с.
- Крымов Н. М. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. — М.: изд-во АХ СССР, 1960.-212 с.
- Кузин В. С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. 2-е изд. Перераб. -М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
- Кузин В. С. Психологический анализ быстрых набросков и зарисовок с подвижных предметов: Дисс.. канд. психол. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1969. — 390 с.
- Кузин В. С. Психолого-педагогические основы формирования способности к изобразительной деятельности. // Ученые записки № 150 Свердловского гос. пед. ин-та. Свердловск, 1971.-е. 52−66.
- Кузин В. С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.-304 е., ил.
- Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: изд-во ЛГУ, 1967.- 182 с.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград.: Знание, 1985. — 32 с.
- Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — с. 21−30.
- Лаптев А. Рисунок пером.-М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-165 с.
- Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога.- Автореф. дис. .док. пед. наук. М., 1994.-27 с.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -280 с.
- Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биогр. очерки / Авт. вступ. ст. Л. А. Аннинский. М.: Республика, 1993. — 320 е.: ил.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 е.- Т. 2. — 316 с.
- Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. -№ 1.-е. 7−17.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лернер И. Я. Методы обучения. М.: Педагогика, 1982. — с. 49.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64^с.
- Летняя учебная практика: Программа для художественных училищ. М.: МКСССР, 1986.-22 с.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.: Мир, 1974. — 550 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.- 528 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984. 444 с.
- Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. -М.: Искусство, 1977. 108 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с. — (психол. наука — школе).
- Маслов Н. Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: Дис. канд. пед. наук. Орел: ОГПИ, 1989. — 190 с.
- Мастера советского искусства о пейзаже. М.: Изд-во АХ СССР, 1963.- 151 с.
- Материалы и техники рисунка / под ред. В. А. Королева уч. пособие для худож. вузов. М., Изобраз. искусство, 1987. — 93 с.
- Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 159 е.: ил.
- ЮЗ.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека- Кн. для учителя / Пер. с нем. Г. В. Яцковской. М.: Просвещение, 1989. — 159, (1) с.
- Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.- М.: Искусство, 1951. с. 27.
- Юб.Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств
- XVIII в. М.: Искусство, 1956. — 519 с. Ю7. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX в. — М.: Искусство, 1963. — 408 е.: ил.
- Молева Н., Белютин Э. П. П. Чистяков теоретик и педагог. — М.: изд-во АХ СССР, 1953. — 228 е.: ил.
- Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, 1958. -116с.
- ПЗ.Немов Р. С. Психология-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.
- Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ. 1972. — 155 с.
- Никулина О. Р. Природа глазами художника: Проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Советский художник, 1982. -175 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов М.: Педагогика, 1 976 599 с.
- Павлинов П. Как работать на воздухе. Советы мастеров. Художник, 1969, № 5, с. 59−60.
- Павлов И. П. Полн. собр. трудов: В 5-ти т. М. — Л., 1949. — т. 3. — 607 е.: ил., 8 л. ил.
- Платонов К.К. Проблемы способностей.-М.:Изд-во Наука, 1972.- 312 с.
- Постоногова Л. П. Подготовка студентов хгф к анализу и оценке детских рисунков. // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа. 1984. С. 28−39.
- Программы педагогических институтов. Пленэр. М.: Просвещение, 1988. -Сб. № 14. -с. 71−79.
- Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей: сб. науч. тр./ Под ред. В. А. Крутецкого. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — 109 с.
- Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. 333 с.
- Психология управления: Курс лекций / Отв. ред. М. В. Удальцова. -Новосибирск: Изд-во НГАЭ и У- М.: ИНФРА М, 1997. — 150 с.
- Радлов Н. Э. Рисование с натуры. 3-е изд. — JL: Художник РСФСР, 1978.- 120 с.
- Развитие художественных способностей / Под ред. Н. П. Сакулиной // Известия АПН РСФСР. Вып. 100. — М., 1959. — 367 с.
- Ракитин В. И. Искусство видеть. М.: Знание, 1972. — 128 с.
- Ракутин Ю. М. Рисунок на летней учебной практике // Состояние и задачи преподавания рисунка в художественных вузах и средних художественных школах Академии Художеств СССР по учеб. метод, вопросам. — Л., 1987. — с. 66−70.
- Раушенбах Б. В. Пейзажи: Перспектива и зрительное восприятие // Природа. 1986. — № 3. — с. 76−82.
- Регуш Л. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута. // Вопросы психологии. 1985. — № 1.-е. 94−102.
- Рисунок / Под ред. П. П. Белоусова, В. А. Горб, М. С. Копейкина: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: АХ СССР, 1963. — 21 е.: ил.
- Рисунок / Под ред. С. В. Тихонова, В. Г. Демьянова, В. Б. Подрезкова. -М.: Стройиздат, 1983. 262 с.
- Рождественская Н. В. Восприятие природы и формирование творческого потенциала личности // Человек природа — искусство: Сб. статей. -Л.: Наука. 1986.-е. 101−108.
- Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
- Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: Учеб. для студент, худож. -граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1984.-240 е.: ил.
- Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987. — 176 е.: ил.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Спб.: Питер Ком, 1998. -688 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
- Сапожников А. И. Воспитание творческой целеустремленности в учебном процессе (вуза) // Психологический журнал. 1985. — т. 6. — № 2.-е. 54−58.
- Сапожников А. П. Курс рисования. СПб., 1875. — 107 с.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения / Под ред., со вступит, статьей и примеч. В. М. Каганова. М.: Госполитиздат, 1947. — 647 е.: со схем.
- Сеченов И. М. Элементы мысли. Физиология нервной системы. — М.: Медгиз, 1952.-352 с. 151 .Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.:Просвещение, 1976.-159 с.
- Смирнов Г. Б., Унковский А. А. Рисунок и живопись пейзажа: Пособие для студентов заочников. — М. — JL: Просвещение, 1975. — 33 с.
- Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- Соколинский В. М. Композиция этюда пейзажа как одно из средств развития творческих способностей студентов на начальных этапах обучения пленэрной живописи : Дис. .кандддд. пед. наук.— М., 1994.-146с. Библиогр.: с. 132−146.
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5−8 кл.: В 4-х ч. Ч. 4 Краткий словарь художественных терминов. — Обнинск: Титул, 1996. 80 е.: цв. ил.
- Соловьев А. М. Рисунок в высшей художественной школе. М.: Искусство, 1957. — 45 с.
- Соловьев А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. С. Учебный рисунок. -М.: Искусство, 1953.-238 с.
- Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 368 с.
- Стасевич В. Н. Пейзаж, картина и действительность: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Сухомлинский В. А.Сердце отдано детям. Киев: Радяньска школа, 1973.-288 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Тамбиеа Б. Н. Индивидуальный подход к студентам в вопросе обучения рисунку. Дисс.. канд. пед. наук. — М., МПГУ, 1990. — 225 с.
- Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — 360 е.: ил.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
- Терентьев А. Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1977. — 254 л. с прил., ил.
- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966 450 с.
- Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
- Унковский А. А. Работа на пленэре. Художник, 1982, № 4, с. 61−63.
- Унковский А. А. Рисунки-наброски. JI, 1963.
- Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452−1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. М.: ТЕРРА, 1997. — 192 е.: ил.
- Ушакова Л. Г. Активизирующее воздействие занятий рисунком пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 211 л.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова: В 2-х т. Т. 1. — с. 229−547.
- Фаворский В. А. О рисунке. О композиции / Вступ. статья А. Н. Михалева. Фрунзе: Кыргыстан, 1966. — 77 с. с ил.
- Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII начала XX века: Исследования. Очерки. История. Проблемы. Художники / Сост. Г. В. Моисеева. — М.: Сов. художник, 1986. — 300 с.
- Федоров-Давыдов А. А. Советский пейзаж-М.:Искусство, 1958,-116 с.
- Флекель М. И. Великие мастера рисунка Рембрандт, Гойя, Домье. -М.: Искусство, 1974. -271 е.: ил.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляу-дис. М.: изд-во МГУ. 1989. — 240 с.
- Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Хацкевич Д. X. Природа как эстетическая ценность: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1987. 120 с.
- ХГФ и школа. Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. — 110 с.
- Холмовская В. В. Генезис способности к зрительной оценки пропорций // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1978.-е. 135−161.
- Хрусталев В. А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963.- 166 с.
- Худяков A. JI. Методическое обоснование заданий по рисунку на летней практике: 1−2 курс / Методика преподавания специальных дисциплин в художественных вузах (живопись, рисунок): Сб. по учеб. — метод, вопросам. Д., 1988. — с. 64−67.
- Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953.
- Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 8).
- Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. -М.: Знание, 1990. 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер «Педагогика и психология" — № 12).
- Шабанов Н. К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе. Курск, изд-во КГПИ, 1994. — 166 с.
- Шабанов Н. К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподдавания художественных дисциплин в педвузе Дисс.. докт. пед. наук. М., 1995. — 337 л. с прил., ил.
- Шабанова О.П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению. Дисс.. докт. пед. наук. М., 1997.-459 л. с прил., ил.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. 320 с.
- Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
- Шакуров P. X. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 е.: ил.
- Щербаков А. Выбор пейзажного мотива // Художник. 1973. — JVfc 11.-с. 57−59.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967.-266с.
- Эсаулов А. Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 221 с.
- Юон К. Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Сов. художник, 1959. — т.1. -284 е.- Т.2.-285 с.
- Ягодовская А. Т. О пейзаже. М.: Сов. художник, 1963. — 63 с.
- Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -46с.
- Яшухин А. П. Живопись. Этюд с натуры: Учеб. Пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1987.-80 с.
- ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 173. л. 27, 28.
- ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 261. л. 7−13.
- ЦТ АЛИ ф. 680 On. 1, е/х 593. л. 118.
- ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 777. л.
- ЦГАЛИ ф. 680 On. 1, е/х 1019. л. 95.