Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология групповой дискуссии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под групповой дискуссией понимается совместное обсуждение какоголибо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при использовании самых разных технологий обучения. Однако групповая дискуссия часто выступает и в качестве самостоятельной… Читать ещё >

Технология групповой дискуссии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под групповой дискуссией понимается совместное обсуждение какоголибо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при использовании самых разных технологий обучения. Однако групповая дискуссия часто выступает и в качестве самостоятельной технологии. В таких случаях, целью ее применения обычно является обмен субъективным опытом участников по значимым для них вопросам, имеющим отношение к тематике занятия, или же поиск решения конкретных проблем, стоящих перед группой. Зачастую важнее оказывается не столько нахождение решения проблемы, сколько сам факт ее разностороннего обсуждения, вовлечения в этот процесс всех участников.

Применение дискуссии целесообразно, когда изучаемый материал подразумевает возможность неоднозначной интерпретации, существования полярных точек зрения по рассматриваемым вопросам.

Групповые дискуссии могут быть классифицированы по различным критериям. В частности, по характеру материала, выносимого на обсуждение, выделяются такие разновидности дискуссий:

Тематические: предметом обсуждения являются проблемы, значимые для большинства участников группы. С одной стороны, задачей такой дискуссии выступает обмен знаниями, мнениями, жизненным опытом, имеющими отношение к обсуждаемой проблеме, демонстрация разнообразных ракурсов ее виденья. С другой стороны, если это конкретная проблема, стоящая перед учебной группой, задачей дискуссии может являться выбор пути ее решения.

Интеракционные: предметом обсуждения являются события, непосредственно происходящие в учебной группе в процессе работы. Именно такая дискуссия используется при обсуждении результатов ролевых и деловых игр, а также и других методов активного социально-психологического обучения, подразумевающих моделирование профессионального или жизненного опыта в групповом взаимодействии обучающихся.

По степени активности ведущего групповые дискуссии можно условно разделить на структурированные (задается тема и регламентируется порядок прохождения дискуссии) и свободные (тема выдвигается самими участниками, ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника).

Довольно частая проблема, с которой сталкиваются преподаватели при организации дискуссий — недостаточная активность обучающихся, их отказ от участия в обсуждении. Вот некоторые частые причины отказа участников от проявления активности в дискуссиях:

  • • Предложение к обсуждению вполне очевидных вещей, которые и так известны, не предполагают дилемму.
  • • Недостаточное предварительное информирование о предмете дискуссии, неясность ее задач.
  • • Избыточное предварительное информирование: исчерпывающий рассказ преподавателя, после которого, с точки зрения обучающихся, добавить уже нечего.
  • • Восприятие дискуссии как ситуации контроля, «вызова к доске».

При управлении ходом групповой дискуссии учитель, как правило, обращает наибольшее внимание:

  • 1) на обеспечение соответствия содержания дискуссии теме, цели, поставленным проблемам
  • 2) на обеспечение структурированности дискуссии (соблюдение регламента, правил)
  • 3) на активизацию участников, подключение к обсуждению каждого из них. Для этого используется ряд приемов управления ходом групповой дискуссии:

Задавание вопросов. Вопросы позволяют управлять направлением групповой дискуссии, активизировать ее ход, подключать пассивных участников, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Если перед преподавателем стоит задача активизировать групповую дискуссию, «расшевелить» учащихся, то в большинстве случаев рекомендуется избегать закрытых вопросов. Они подразумевают очень короткий, односложный ответ, не располагающий к дискуссии, участники оказываются в пассивной позиции.

Введение

правил.

Прямое инструктирование. В структурированных дискуссиях часто есть возможность дать четкую и однозначную инструкцию о том, как эту дискуссию вести. Например, при поиске решения конкретных проблем это могут быть правила «мозгового штурма».

Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Ведущий может высказать свое мнение, акцентировать внимание на каких-либо фразах участников, обобщить ранее высказанные мнения и т. п. С одной стороны, фразы ведущего обычно воспринимаются как значимые, участники воспринимают их непосредственное содержание. С другой стороны, ведущий выступает при этом в роли «эталонного участника», демонстрирующего психологически грамотное построение высказываний.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой