Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности методов пропаганды американских неоконсерваторов в борьбе против международного терроризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно этой точки зрения, язык американской политики стал идеологизированным, носящим характер послания миру. В этой идеологии Америка выступает как единственная великая сила, имеющая все силовые инструменты современного века, которая освобождает цивилизацию и несет благо всему человечеству. Эта огромная сила использует военных, чтобы распространить благородные ценности свободы, равенства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОПАГАНДА И ТЕРРОРИЗМ
    • 1. Информационная война и политическая пропаганда
    • 2. Политическая пропаганда против международного терроризма
  • ГЛАВА 2. АМЕРИКАНСКАЯ ПРОПАГАНДА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
    • 61. Особенности методов американской пропаганды против международного терроризма
    • 62. Структура и методы пропаганды американских неоконсерваторов в информационной войне против терроризма
    • 3. Канал CNN как образец американской пропаганды и его методы информационной войны проти международного терроризма
  • ГЛАВА 3. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОПАГАНДЫ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБРАЩЕНИЯХ НЕОКОНСЕРВАТОРОВ И АЛЬ-КАИДЫ
    • 1. Идеология неоконсерваторов и образец их пропаганды в речах
  • Дж.Буша. 2. Классический арабский язык и образец пропагандистских обращений аль-Каиды (бен Ладен)

Особенности методов пропаганды американских неоконсерваторов в борьбе против международного терроризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Историческое прошлое и настоящее свидетельствуют о том, что пропаганда способна обнаруживать привлекательные стороны в самой неприглядности и быть гибким инструментом для выражения жестких позиций. Пропаганда может быть полнокровной по форме, но пустой по смыслу, волнуя сознание, но при этом подавляя разум. Художественная форма пропаганды является только внешней стороной в ее сложном историческом существовании, наполненном противоречиями, как вообще государственная или мировая история человечества.

Пропаганда — не только набор негативных средств, нацеленных на то, чтобы разбить врагов и противников. Она также служит для того, чтобы объединить внутренние силы и привлечь сторонников. То есть, пропаганда заключает в себе все методы и способы воздействия в их противоречивом единстве, которые являются источником ее исторического существования.

В историческом развитии пропаганда накопила в своем арсенале разнообразный и многоуровневый опыт ведения интеллектуальной и инстинктивной борьбы, который в известной степени способствовал формированию образа мышления у народов, их отношения к самим себе и к другим как в тяжелые, так и благополучные времена, в состоянии мира, войны и в других формах человеческого существования. В этом контексте, особенно если мы примем во внимание характер тесной взаимосвязи между пропагандой и рекламой, можно рассмотреть пропаганду как один из инструментов формирования сознания и выразительных средств языка.

Пропаганда, мобилизующая чувства и поляризующая разум и сознание, содержит в себе в то же время рекламу политической реальности и использует средства, которые являются результатом достижений, с одной стороны, мастерства и технологии, а с другойразума и морали во всех их проявлениях. Отсюда взаимосвязь риторики и политического заявления и их непростое отношение с логикой и моралью, что придает пропаганде противоречивый характер, как многим явлениям жизни вообще, и в частности политическим.

Если мы обратимся к истории средств массовой информации (СМИ), то увидим, что их взлеты и падения связаны с пропагандой, так как они во многом зависят от качества пропаганды, инструментов, которые она использует, и целей, которые она преследует. От этого зависит их влиятельность, угол подачи происходящего вокруг. Неслучайно крупные события, драматичные и жестокие, сопровождаются пропагандой. То же самое происходит в случае освещения больших достижений и революционных свершений. Современная эпоха, и особенно 20-й век, предъявляют классические образцы, доказывающие не последнюю, а иногда даже решающую роль СМИ в жизни отдельного государства, нации и мира в целом.

Органическая связь между пропагандой и СМИ очевидна, и в этом нет никакого сомнения. Эта зависимость выражается в том, что СМИ не могут существовать без соответствующей им пропаганды. Отсюда прямое и косвенное влияние пропаганды на работу СМИ, отсюда все их отличные черты, отражающие особенности соответствующей пропаганды. Следовательно, пропаганда создают СМИ в той мере, в которой СМИ производят образцы пропаганды и задают ее методы. Благодаря степени влияния пропаганды на СМИ и на социальные и международные отношения ее старые традиции способны реанимироваться. Тому есть прецеденты в новой истории, в истории 20-го века, и третье тысячелетие не явилось исключением.

Начало 21 столетия открыло новые аспекты и возможности, связанные с ролью СМИ в социальной, политической и идеологической борьбе как на региональном уровне, так и в мировом масштабе, которые порой трудно поддаются описанию. События 11 сентября 2000 года и последовавшая за ней информационная и психологическая война обнаружили, с одной стороны, влияние пропаганды и ее старые традиции в способах воздействия на работу СМИ, а с другойреанимацию негативного наследия пропаганды в ее разрушительных методах. Вредоносные последствия этого явления очевидны на сегодняшний день — проблемы терроризма и международного терроризма, которые и были их причиной. Из фактических, реальных и иллюзорных, то есть не существующих проблем были намечены объекты религиозной борьбы и мотивы для столкновения цивилизаций. Это привело к стабилизации так называемых скрытых парадигм пропаганды и ее методов, что следует из так называемой «исламской угрозы» и международного терроризма.

Возвращение к традициям такой пропаганды обнаруживает множество других научных и моральных, связанных с целью и средством пропаганды и СМИ проблематик. Современная пропаганда, как и старая, строится на внутренних предпосылках идеи интересов и ее психологии. Отсюда роль идеологии, и особенно политической, в ее разжигании. Американская пропаганда составляет классический образец в этом отношении, не только из-за событий И сентября, но и по причине той роли, которую играют средства массовой информации в современном мире.

С точки зрения использования различных средств пропаганды на современном этапе, противостояние между США и Аль-Каидой является классическим образцом, заслуживающим научного исследования. Это противоречивое единство добра и зла, демократии и деспотии, гуманизма и варварства, закона и попрания законности — удачный образец для настоящего исследования. Такое единство заключает в себе образы мысли, личности, лозунги и цели. С одной стороны, перед нами США как великая сила, стоящая на страже закона, охраняющая демократию, а также соблюдающая права человека, демонстрирующая человеколюбие, призывающая к терпимости и проводящая политику открытости под руководством Буша — врага международного терроризма номер один. С другой стороны, перед нами организация Аль-Каида, которую описывают как мощную силу, попирающую международные законы, права человека, ненавидящую человечество, проявляющую нетерпимость и призывающую к изолированности во главе с Усамой бен Ладеном — террористом номер один. Этот спорный образ, мелькающий сегодня во всех СМИ, занимает особое место в американской пропаганде, современными методами противостоящей международному терроризму.

Отсюда важность его анализа для раскрытия внутренних предпосылок пропаганды, и анти-пропаганды, психологической и информационной войн, программных речей, имеющих свои традиции, замкнутости на самом себе и идеологической чистоты. Эти проблемы определили актуальность данного научного исследования.

Степень изученности темы. Проблема пропаганды в общем и политической пропаганды в частности привлекала внимание различных исследователей. Эта тема стала материалом методологических исследований как в области журналистики, так и исторических, политических, философских. Первые касались информационной пропаганды, ее средств и методов1. Их выводы, которые обнаруживают механизм и способ действия пропаганды, в частности политической, несомненно, составили научную ценность2. В результате специальных исследований была раскрыта природа связи между пропагандой и СМИ3, а также влияние пропаганды на общественное сознание4. Специальные исследования в журналистике разрабатывали вопрос информационной и психологической войны, а также проблему управления обыденным сознанием, что породило другие изыскания в этой области5.

Философские работы затрагивали аспекты, связанные с методологией пропаганды, и ее теоретическое основание6. То же самое можно сказать и о социальных науках, которые изучали и анализировали ощутимые модели связи между информационной пропагандой и.

1 Войтасик JI. Психология политической пропаганды. М., 1981; Трешневиков А. Информационная война. М., 2000. Мустафа Сайд. Искусство пропаганды. — Багдад, 1967 г. (на араб. Яз.).

2 Жан Маре Доминьяк. Политическая пропаганда. — Дамаск: Дом прессы, 1965гЛэндели Файруз. Политическая пропаганда. — Бейрут, 1960 г (на араб. Яз.).

3 Фалях Казем. СМИ и пропаганда. — Багдад, 1986гСадик Аль-Асвад. Общественное мнение и СМИ. — Багдад, 1990гИбрагим Имам. СМИ и массовая коммуникация. -Каир, 1984 г. (на араб. Яз.).

3 Ахмед Бадр. Массовые коммуникации: СМИ, пропаганда и прогресс. — Эль-кувейт2002; Самир Мухаммед Хасан. СМИ, массовая коммуникация и общественное мнение. — Каир: Мир писателя, 1984 г (на араб. Яз.).

4 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. «Орияны». Киев, 2000; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием.М., 1980; Pratkanis, А., & Aronson, Е. Age of propaganda: The everyday Use and Abuse of Persuasion. W.H. Freeman & company. New York, 2001; Мухаммед Мустафа Зейдан. Социальное поведение человека и корни психологического воздействия. — Каир, 1956гДжихан Рущти. Пропаганда и использование радио в психологической войне. — Каир: Арабская мысль, 1982 г." (на араб. Яз.).

5 Морозов A.M. Психологическая война. Киев, 1996; Почепцов Г. Психологические войны."Рефл-бук". М., 1999; Войтасик JI. Психология политической пропаганды. М., 1981 — Почепцов Г. Психологические войны."Рефл-бук". М., 1999.

6 Хамед Рабиа. Теория внешней пропаганды. — Бейрут.2003; Шахиназ Талаат. Пропаганда и коммуникация. Теоретическое исследование секретных британскихдокументов о революции в Египте 1919 года. — Каир: Аль-Англо, 1987 г. (на араб. Яз.) политической1. Также большое внимание было уделено изучению взаимозависимости пропаганды и идеологии2. В ряде исследований рассматривались история пропаганды и ее классические образцы с целью понимания и выявления ее влияния на различные стороны социально-политической жизни народов и государств3.

Следовательно, те исследования, которые затронули тему политической пропаганды и войны против международного терроризма, создали конкретный образец для обнаружения различных аспектов пропаганды и ее методов в настоящих условиях4. Превалирует в этом политический угол зрения, не оторванный однако от реальности и обнаруживающий корыстные мотивы пропаганды5. Специальные исследования, в особенности американской пропаганды против международного терроризма, являются одним из таких образцов6.

1 Pratkanis, A. R. Propaganda and persuasion in the 1992 U. S. presidential election. 1993; Pratkanis, A., & Aronson, E. Age of propaganda: The everyday Use and Abuse of Persuasion. W.H. Freeman & company. New York, 2001.

2 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием.М., 1980; Hart, R. P. The sound of leadership. Chicago: University of Chicago Press, 1987.

3 Herzstein, R. E. The war that Hitler won. New York: Paragon House, 1987; Herzstein, R. E. The war that Hitler won. New York: Paragon House, 1987.

4 Арунова, M.P. Афганская политика США в 1945 — 1999 гг: (Крат, очерк) / Ин-т изуч. Израиля и Ближ. Востока, Ин-т востоковедения РАН. — М., 2000.

5 Глущенко, Ю. Н. Исламский фактор во внешней политике США: трагедия 11 сентября как бумеранг «холодной войны» // Проблемы внешней и оборонной политики России. — М., 2002. — N 10- Уткин, А.И. США в мире после сентября 2001 года / РАН. Ин-т США и Канады. — М., 2002.

6 Джозеф Аснай и Лиам Вайтер. Информационная осведомленность — источник силы США. — журнал «Шуун Сиясиййа», 1996, № 6−7(на араб. Яз.) — Клинтон Ройстер. Система капитализма в США. — Бейрут, 1999(на араб. Яз.) — Хамид Рабиа. Национальные центры стратегических исследований и будущее арабского мира. — Париж: журнал «Кулль аль-Араб», 1986,№ 178(на араб. Яз.) — Информационный и пропагандистский осьминог капиталистических стран на службе монополий. Бейрут. «Дар аль-Фараби», 1976 (на араб. Яз.) — Манкикан И. Информационный поток из развитых стран и стран третьего мира. Рияд: «Дар альУлюм», 1982; Абд ас-Саттар Джавад. Тенденции европейских средств массовой информации. — журнал «Афак Арабиййа», Багдад, 1993, № 1(на араб. Яз.) — Ахмад Бадер. Международные средства массовой информации. Кувейт, 1982(на араб. Яз.) — Айман Фардж.

Некоторые из них касаются особенностей американской пропаганды и ее влияния на современные присущие ей методы. Другие затрагивают конкретные модели и особенности американской пропаганды против международного терроризма1.

Политическая пропаганда и ее методы имеют прямое отношение к политическим обращениям. Отсюда вытекает задача анализа исследований, связанных с данной темой. И это важно как практически, так и теоретически для того, чтобы обнаружить импульсы пропаганды в языке, поскольку у каждой пропаганды есть свой язык, а у каждого языка есть своя история, свои изящные образцы ораторского искусства, воздействующие на слушателя или зрителя. Эта связь определила поиск предпосылок методов пропаганды каждой из двух противостоящих сторон. Политическое обращение американского президента Дж. Буша отталкивается от идеологических позиций новых консерваторов. Это многими отмечалось в специальных исследованиях. Также имеется ряд работ, затрагивающих различные стороны влияния новых консерваторов л на речь политического обращения. Некоторые исследования.

Воспоминание арабского афганца. Багдад, 2002(на араб. Яз.) — Мухаммад аль-Хади аль-Ханами. Афганистан: падение 3 движений (трех «х»). Багдад, 2002. Махмуд аль-Мараги. Война галабей и ракет. Бейрут, 2002(на араб. Яз.) — Юсеор аль-Джахмани. Первые войны века. Багдад, 2002 Клинтон Ройстер. Система капитализма в США. -Бейрут, 1999(на араб. Яз.).

1 Глущенко, Ю. Н. Исламский фактор во внешней политике США: трагедия 11 сентября как бумеранг «холодной войны» // Проблемы внешней и оборонной политики России. — М., 2002; Гусаров, В.И. Социально-политические последствия для арабского мира терактов 11 сентября 2001 г.: (Некоторые аспекты) // Ближний Восток и современность. — М., 2002; Жаккар, Р. Именем Усамы бен Ладена: Секрет, досье на террориста, которого разыскивает весь мир: Пер. с фр. — М.: OJIMA-ПРЕСС, 2002; Козодой, Т. С. События 11 сентября как катализатор структурных преобразований в системе международных отношений // Россия в глобальном мире: Социал. -теорет. альм. — СПб., 2003; Неклесса, А. Феномен 11 сентября и движение к нестационарной системе мировых связей // Россия 21. — М., 2002.

2Gerson, Mark. The Neoconservative Vision: From the Cold War to the Culture Wars. Lanham, Md. and London: Madison Books, 1997; Стефан Хелбер, Джонатан Кларк. затрагивают явления символов, выражений и теологических образов, восходящих к Ветхому Завету. Иные отмечают особую связь между религией и политикой в выступлениях Буша младшего и неоконсерваторов.

Предметом исследования является американская пропаганда, ее старые и новые методы, и их отражение в информационной войне против международного терроризма. Объектом исследования является особенности функционирования традиционной американской пропаганды и СМИ в информационной войне неоконсерваторов против международного терроризма в период 2000;2006г.г.

Цели и основные задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является реконструкция механизмов и импульсов американской пропаганды и ее общих и частных методов используемых неоконсерваторами в информационной войне против международного терроризма. В достижение намеченной цели мы поставили следующие задачи:

— изучение истории пропаганды (политической в частности) и ее влияния на СМИанализ особенностей рассмотрения проблемы международного терроризма в современной политической пропаганде;

— реконструкция важнейших средств и методов американской пропаганды используемых неоконсерваторами в информационной войне против международного терроризма;

— анализ влияния пропаганды и ее особенностей в политических обращениях противостоящих друг другу неоконсерваторов (Дж. Буша) и международного терроризма (Аль-Каиды).

Обособленность Америки: новые консерваторы и мировой порядок. Бейрут, Арабская книга, 2005 (на араб. Яз.).

Методология исследования Методы исследования избираются в зависимости от характера изучаемой проблемы и темы исследования. Основными в данной работе были историко-сравнительный и описательный методы, а также метод анализа содержания, поскольку изучение терроризма невозможно без обращения к истории вопроса и конкретного анализа работы телеканала CNN, освещающего терроризм и войну в Афганистане. Описательный метод представляет ценность при анализе посланий, событий и фактов. Метод анализа содержания, есть способ отделить количественные и качественные аспекты в освещении антитеррористической войны в Афганистане. В исследовании мы также опирались на научные академические работы, посвященные явлению терроризма, пропаганде и ее связи с языком.

Новизна исследования.

1. Изучение исторической и фактической связи между идеологической и политической пропагандой в контексте проблем СМИ и информационной войны. При этом задача решается через обнаружение методов и особенностей политической пропаганды современности, в частности в свете проблематики международного терроризма.

2. Раскрытие особенностей американской пропаганды в информационной войне против терроризма, доказательство.

•-л ее связи с американскими интересами, а также того, что работа СМИ соответствует традициям пропаганды, а вопрос объективности, научности и морали стал частью идеологии и корыстных интересов.

3. Рассмотрение американской политической пропаганды и ее борьбы с международным терроризмом посредством анализа ее позиции к Аль-Каиде. Обнаружение того, что американская пропаганда до сих пор придерживается старых традиций, политических партий и унаследованных убеждений.

4. Анализ обращений Дж. Буша в качестве президента США и бен Ладена как лидера организации «Аль-Кайда», с целью обнаружения в них религиозного и идеологического фундаментализма. Заявления и обращения каждого из противников представляют две стороны одного явления фундаментализма, представленного в разных формах.

Теоретической основой исследования стал ряд статей, публицистической и научной литературы по теме исследования, результаты политологических и социологических исследований, материалы периодической печати и Интернета. Основой диссертации послужили также социально-философские положения о природе насилия, политики и власти в обществе. При этом диссертант стремился использовать новейшие разработки современных российских и зарубежных политологических школ в области системного анализа, концепции многофакторности современных международных отношений, соотношения процессов глобализации и регионализации, конфликтологии, конфликторазрешения. Важное значение для раскрытия темы исследования имело также использование автором элементов информационного и цивилизационного подходов1.

Известные научные труды условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся работы, связанные с изучением.

1 Малик Обейд Абу Шухайва. Мухамммад Хальф. Революция конца XX века. 2003. Юсеф аль-Джахмани. Первые войны века. Багдад, 2002. (на араб. Яз.) терроризма в философской и историко-теоретической ретроспективе. Здесь исследовательский поиск сосредоточен на философском осмыслении понятия власти, а также политического насилия как её неизбежного спутника.

Многие научные труды содержат результаты поиска причин возникновения терроризма и его главных компонентов — насилия и агрессии. Социокультурное направление включает духовные и психологические аспекты. Выделяется направление, приверженцы которого истоки терроризма видят в специфике общественного развития, отталкиваясь от социально-экономических проблем. Исторически здесь преобладает классовый подход. Политико-психологические и нравственные аспекты данного явления как в теоретическом плане, так и в практическом ракурсе изучали Ольшанский Д. В., Скворцов JI. В., Ткаченко А. Г. и др.

Научная и практическая значимость исследования Значение данного исследования заключается в обнаружении роли политической пропаганды в государствах, противостоящих террористическим организациям и вооруженным группировкам. СМИ играют огромную роль в скором распространении информации, и политическая пропаганда является одним из их столпов. Отсюда проистекает важность анализа явления терроризма и воздействия политической пропаганды, навязывающей определенную позицию и определенное поведение.

Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов и содержащихся данных при составлении лекций о терроризме и влиянии пропаганды, о применении последней в борьбе с терроризмом. Также необходимо указать на возможность использования исторических данных и материала пропаганды при освещении проблем Ближнего и Среднего Востока.

Структура диссертации Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

Заключение

.

Очевидно, что политическая пропаганда имеет древнюю и богатую историю. Она представляет собой набор элементов которые накапливались и в итоге сформировали основу политической пропаганды, которая в наше время стала основным инструментом управления общественным мнением. Основные события ХХ-го века, а особенно подготовительная работа, предшествующая оккупациям, мировым войнам, холодной войне, сегодняшним вооруженным конфликтам и войне с терроризмом в Афганистане, как классический образец доказали это.

Природа отношений между пропагандой и политической пропагандой — это та область, в которой раскрывается большинство явлений исторического опыта пропаганды и ее методы. История 20-го века раскрывает природу типичной связи между пропагандой вообще и политической пропагандой, в частности в условиях информационной войны, а также к тому, что эта связь более чем обнаруживается в подготовке к информационной войне против терроризма.

Данное явление характеризуется большой степенью сложности. Трудно определить основные его характерные черты, не затрагивая проблематики терроризма вообще и международного терроризма в частности, если мы стремимся познать границы объективности в американской пропаганде. Это необходимо для анализа особенностей наиболее популярных методов современной американской пропаганды, затрагивающей проблемы так называемого международного терроризма. Исследование методов американской пропаганды необходимо для установления ее характера в информационной борьбе с организацией Аль-Каида.

Превращение борьбы с терроризмом в часть политической пропаганды делает из СМИ заложника удушающей политической атмосферы. Также не исключается возможность косвенного задействования СМИ в террористических операциях. При этом СМИ зачастую продолжают играть подстрекательскую роль, призывая к ненависти и агрессии и взывая к неблаговидным инстинктам, по большей части неразумным. Каждый раз, когда СМИ становятся частью информационной пропаганды опасность, исходящая от них, увеличивается, и трудно предсказать к каким еще последствиям это может привести. По этой причине неслучайно некоторые считают, что ответные действия СМИ иногда создают предпосылки для террористической деятельности.

Это показывает, что СМИ имеют огромное влияние, как материальное, так и моральное, в противостоянии терроризму и его разжигании. И управляет этим по большому счету организованная пропаганда. В этой ситуации американская политическая пропаганда представляет один из ее образцов в современном мире.

Итог исследований по истории американской политической пропаганды показыват, что она представляет собой звенья в целой цепи действий по воспитанию мыслей и формированию принципов, связанных с политической пропагандой. То же можно сказать о ее официальных и неофициальных подразделениях. Несмотря не смену исторических этапов в развитии политической пропаганды, замену некоторых ее организаций и изменение баланса сил на международной арене, сущность американской политической пропаганды остается все той же. Этот факт указывает на спаянность американской политической машины и ее пропагандистскую философию как единство, которое начинается и заканчивается национальными интересами. Говоря о высших человеческих ценностях, Штаты не уступят свою гегемонию и актуальные стратегические интересы, что очевидно на примере их по позиции к проблеме терроризма и организации Аль-Каида — образца пропаганды или нового пиара.

Возникновение движения Аль-Каиды и ее огромное влияние на политику США сформировало в некотором смысле критерии и стандарты политической пропаганды Америки, в особенности ее средств и методов, что соответствует природе и масштабу того вызова, который был брошен в связи с событиями 11 сентября. Произошедшее в этот день сконцентрировало весь исторический опыт страны на поприще пропаганды и в СМИ перед лицом новой задачи — информационной войной.

События 11 сентября стремительно превратили персону Бен Ладена, никому не известного главу региональной организации, в лидера движения с мировой известностью. Несомненно, это отвечало задачам американской пропаганды и являлось способом организации их внутренних сил, а также служило для заручительства международной поддержкой в противостоянии новому вызову под лозунгом «война терроризму». Этот лозунг сопровождался, самой масштабной пропагандой в современной истории или, по крайней мере, в период после второй мировой войны.

То, что «война терроризму» стало лозунгом американской пропаганды в какой-то степени открыло новую страницу в мировой пропаганде, в том смысле, что этот лозунг поляризовал прошлую мировую борьбу, превратив вчерашних врагов в сегодняшних друзей. Все разнообразие мирового противостояния сократилось до простой мысли — кто не с нами, тот против нас. Такая пропаганда превратилась в особый международный пиар, в котором реализовались все накопившееся в американском опыте методы.

Несомненно, жесткая пропаганда, которая сопровождала события 11 сентября, связана непосредственно с чудовищностью произошедшего с точки зрения обыденного политического сознания и психологической уверенности американцев, которые на протяжении своей истории не могли представить, что Нью-Йорк может однажды стать сценой боевых действий. В этом контексте события 11 сентября были громом среди ясного неба. Вместе с тем, как ни странно, они соответствовали сценариям фантастических фильмов в духе знаменитого Голливуда. Последовавшая пропаганда отличалась запалом агрессии, через ее традиционные средства вылезла культура клише и стереотипов.

Трудно утверждать, что американская пропаганда пыталась умышленно превратить человека и общество в материал для экспериментов по промыванию мозгов. Однако информационная истерия, которая последовала за ударом 11 сентября, сделала саму пропаганду материалом для эксперимента. Внутренний баланс пропаганды сместился и она стала удобным инструментом для реализации различных задач.

Следовательно, они стали с самого начала заложниками войны пропаганд, поскольку двойные стандарты являются выражением политической позиции, связанной с приоритетом частных интересов. Последние составили внутреннюю идеологическую убежденность американского государства, особенно в 20-м столетии, когда активность США вышла за рамки своего континента на мировое пространство. У этого процесса был свой механизм, который отразился во внешней американской пропаганде. Таким образом, двойные стандарты есть двойные позиции. И это противоречие находит свое последовательное выражение в особенностях применения пропаганды и СМИ. Это противоречие вплотную приблизилось к воплощению маккеавеллизма, который допускает несоответствие цели и средства.

Однако это противоречие спорное. Часто в условиях утверждения двойных стандартов оно превращается в идеологию СМИ и мастерски возводится с помощью развитой технологии до высших моральных ценностей. И если газеты, журналы и радиостанции Америки, подчиняющиеся республиканской партии и склоняющие к идеям новых консерваторов, давно используют различные приемы для включения в пиар политической пропаганды, на их фоне выделяются те СМИ, которые объявили о своем нейтралитете и информационной объективности, как например, канал CNN.

Нами были просмотрены 4 новостные серии. Был проведен анализ новостных сообщений корпорации CNN. Мы проанализировали эти информационные сообщения с точки зрения их структуры, включая заголовки, фотографии, выносы (которые должны отвечать на четыре вопроса: «кто?», «что?», «где?» и «когда?») и основное сообщение, где даются ответы на вопросы «как?» и «почему?». Обратившись к заголовкам сообщений, попавших в выборку, мы увидели, что идет настоящая информационная война между «Аль-Каидой» и США. Обычно такая информационная война предшествует началу военных действий со стороны государства-агрессора. Это своего рода психологическая война, которая ведется между государством-агрессором и объектом предполагаемой агрессии, не располагающим достаточными средствами для ведения полномасштабных вооруженных действий.

Также из этой группы сообщений можно сделать вывод о том, что CNN демонстрирует непреклонность американских войск, описывает их победы в Афганистане, никак не упоминая о числе раненых и убитых. В результате анализа всех групп выявлено, что был использован следующий метод пропаганды: Метод «информационно-пропагандистской индукции»: поток информации, расположение и подбор сообщений строится по принципу «от частных правд — к общей неправде». Суть этого метода состоит в нарочитом подборе частных, как правило мелких, фактов, характеризующих какую-либо экономическую, социальную и т. п. проблему, тенденцию, ситуацию с негативной стороны, но при этом не дается оценки общего состояния этой проблемы. В результате у аудитории создается отрицательное обобщенное мнение о ней в целом.

Это говорит нам о том, что использование всех методов пропаганды в кровавой войне, связанной с частными национальными интересами, не может быть объективным. Анализируя смысл новостей о войне с терроризмом в Афганистане, мы наталкиваемся как на прямую, так и косвенную, как открытую, так и скрытую поддержку американской позиции. Скрытая идеология канала CNN есть идеология американского канала по своей структуре, методам, кадрам, стиле работы и поставленной цели. Отсюда частичная объективность на этом канале, которая является результатом преобладания технологии над наукой и моралью. Здесь так называемая объективность становится дополнительным эффектом американской пропаганды в информационной войне вообще и против международного терроризма в частности.

В информационной войне были использованы все средства пропаганды. Немало важную роль в информационных войнах играет язык. Естественно, что по своей природе язык нейтрален к событиям и фактам, однако он не может быть нейтральным по своей форме как средство борьбы. В этом контексте можно говорить о языке пропаганды как о языке, использующем различные экспрессивные выражения и клише для привлечения внимания народных масс с определенной открытой или скрытой целью. Язык пропаганды есть язык адресованный, который не может воздействовать на сознание и чувства без привлечения культурно-исторического опыта в образах и готовых языковых выражениях. Неслучайно на протяжении истории язык пропаганды, воздействуя на сознание, использовал образы, воспоминания и архетипы.

Язык американских политических выступлений по своему содержанию приближается к идеологии речей американских внешних политиков периода 1-ой мировой войны. Исторически очевидно, что речь американской политики приобрела такую форму в определенных условиях глобальных изменений и переделки карты мира. Сразу по установлении личности совершивших нападения на Америку 11-го сентября и выяснения того факта, что они являлись членами Аль-Каиды, США неслучайно назвали свои ответные меры борьбой против экстремизма и врагов демократии. Через год после этих событий и реализации первых ответных ударов по Афганистану четко выразились черты американской стратегии, которая основалась на конфронтации и информационной войне, а не на таких традиционных способах, как сдерживание, применяемое в эпоху холодной войны.

Согласно этой точки зрения, язык американской политики стал идеологизированным, носящим характер послания миру. В этой идеологии Америка выступает как единственная великая сила, имеющая все силовые инструменты современного века, которая освобождает цивилизацию и несет благо всему человечеству. Эта огромная сила использует военных, чтобы распространить благородные ценности свободы, равенства и братства. Такое содержание подразумевает в языке обращения такие термины, как «конфронтация», так как мир делится на добро и зло, на сторонников цивилизации и ее врагов, названия различных видов «борьбы с терроризмом», а также выражения типа «на пути к прогрессу», «несчастье дарует надежду», «Америка — защитница слабых и угнетенных во всем мире», «она несет знамя гражданских и личных свобод, защищает права человека» и другие, произносимые американским президентом в последние годы.

Исторически очевидно, что речь американской политики приобрела такую форму в определенных условиях глобальных изменений и переделки карты мира. Может быть, поэтому этот стиль всегда приходился на окончание мировых войн. Сегодня это указывает на то, что Америка планирует или стремится к тому, чтобы заново и согласно своим интересам перекроить мировую карту, в центре которойБлижний Восток. Их последствия мы видим в слабости существующего американского правительства и в мировом несогласии с его действиями, мы видим их слабое влияние на американских избирателей. Достаточно в доказательство привести результаты выборов 7 ноября 2006 года, которые открыли поражение республиканского парламентского большинства в обеих палатах. Это означает, что новым консерваторам не так легко взбудоражить общественное американское мнение и подчинить его с помощью языка выступлений. Следовательно, язык чистой пропаганды может вызвать истерию, но в конце концов не приведет к помутнению рассудка на пути к достижению цели.

Применение старых лингвистических традиций в современных политических заявлениях не может быть эффективным, если они остаются дословным повторением старого, как например, обращение к поэтическим отрывкам Корана, афоризмам и выражениям, которые взывают к разуму и сердцам простого народа. То же можно сказать и о названии, которое было выбрано для организации Аль-Каида. Это арабское слово содержит много смыслов — опора, источник, основа, стержень — все, что взывает к внутреннему сознанию, создает образ основательности и силы.

Влияние образцов древнего арабского языка присутствует и в современной политической пропаганде, которая ведется в посланиях организации Аль-Каида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М., ВЛАДОС, 1994.-336с.
  2. Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. Российская Академия наук, институт социологии, центр конфлитологии. М., 2000. С. 59−65.
  3. , М.Р. Афганская политика США в 1945 1999 гг: (Крат.очерк) / Ин-т изуч. Израиля и Ближ. Востока, Ин-т востоковедения РАН. М., 2000.- 127 с.
  4. , Е. Арабский Восток: подходы к проблеме «исламского терроризма» // Азия и Африка сегодня. М., 2003. — N 8. — С. 11−13.
  5. С. И. Внешнеполитическая пропаганда: очерк теории и практики. М, 1984. — 327 с.
  6. , А.И. Международный терроризм в прошлом и настоящем // Актуальные проблемы современной политической науки. СПб., 2002. — Вып. 2. — С. 62−68
  7. О.А. Терроризм вызов национальной и международнойбезопасности. //Безопасность Евразии. 2001. № 4, С. 217−239.
  8. О.В. Историй терроризма в России в документах, биография исследованиях. Ростов-на-Дону, 1999. С. 125−214.
  9. И., Гуртовой Г. Психотронная война. — М., Мистерия, 1993.-368 с.
  10. Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. 278 с. П. Глущенко, Ю. Н. Исламский фактор во внешней политике США: трагедия 11 сентября как бумеранг «холодной войны» // Проблемы внешней и оборонной политики России. М., 2002. — N 10. — С. 5−50
  11. С.В. Терроризм: история и современность. Киев. 2000. С.49−65.
  12. , В.И. Социально-политические последствия для арабского мира терактов 11 сентября 2001г.: (Некоторые аспекты) // Ближний Восток и современность. М., 2002. — Вып. 15. — С. 28−45
  13. А.Ю. Вопросы генезиса и динамики исламского экстремизма и терроризма на примере Индонезии. М., 2003. 131 с.
  14. В.П. «Терроризм как деяние и состав преступления». Харьков: Право, 1999 192 с.
  15. В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование. М.: NOTA BENE, 2000 — 236 с.
  16. И. Политический экстремизм и религия. //Власть. 2001. № 12.-60 с.
  17. С.М. Понятийные аспекты терроризма. М., Юнити. 2 003 128 с.
  18. , Р. Именем Усамы бен Ладена: Секрет, досье на террориста, которого разыскивает весь мир: Пер. с фр. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-383 с.
  19. М.Н. История и терроризм. Спб., Инфра-М. 1999. -С. 44−58.
  20. , И. О терроре и терроризме : (Природа, сущность, причины, проявления) // Безопасность. М., 2001. — N 7−12. — С. 312 342.
  21. , С.И. Террор и антитеррор в современном мироустройстве. М.: ПрофЭко, 2003. 592 с.
  22. С.И., Никулина О. В., Рукосуев Г. Н. Безопасность России. М., Русская книга. 2001. С.66−69.
  23. . Терроризм и война: общее и различия //Власть. 2002. № 5
  24. М. Крупное Ю. «Международный терроризм» или манипуляция по-американски. М., Сварог и К. 2005. 67 с.
  25. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. «Орияны». Киев, 2000.-685.С.
  26. Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. Извести. М, 2003. 432 с.
  27. А.В., Федоров В. А. Анатомия терроризма. //Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 131−136.
  28. Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений. Минск. Харвест. 2000. С. 124−135.
  29. , Т.С. События 11 сентября как катализатор структурных преобразований в системе международных отношений // Россия в глобальном мире: Социал. -теорет. альм. СПб., 2003. — N 4. — С. 255 257.
  30. М. Нефть, PR и война. Форум- М., 2002. 414 с.
  31. Контрпропаганда: вопросы теории и практики. М., 1988. — 240 с.
  32. , В.Г. Талибы и Центральная Азия: на авансцене терроризм // Ближний Восток и современность. — М., 2001. — Вып. 11. — С. 118−141.
  33. А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М. Наука, 1999.-253 с.
  34. Краснов П. И. Терроризм: прошлое и настоящее. М. Книга. 2000. С. 89−96.
  35. , В.И. Современный мир и международный терроризм в условиях глобализации // Дипломатический ежегодник. М., 2003. -2002. — С. 29−60.
  36. , Г. С. Характерные особенности международного терроризма на современном этапе // Социокультурные конфликты и процессы в современном информационном обществе. М., 2002. — Ч. 2.-С. 120−129.
  37. , Л.А. К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма // Рос. юрид. журн. Екатеринбург, 2000. -N2.-C. 54−66.
  38. П. Психологическая война. М., Воениздат 1962. — 345 с.
  39. Г. Техника пропаганды в мировой войне. М.- Л., 1929. — 212 с.
  40. В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информа-ционно-психологическя война. М&bdquo- 2000. — 304 с.
  41. К.В. Противостояние ислама и западной либеральной цивилизации. М., Европеум пресс. 2003. 178 с.
  42. Л.И. Международный терроризм составляющая антиглобалистского движения. М. Крафт +. 2003. — 53 с.
  43. , Г. И. Международный терроризм, исламизм и палестинская проблема: Сб. ст. / РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М., 2003. — 103 с.
  44. Г. Политика и терроризм. М., Принт. 2000.- С.134−160.
  45. , Г. И. Терроризм преступление против человечества: (Международный терроризм и международные отношения) / РАН.
  46. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М., 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. -161 с.
  47. A.M. Психологическая война.Киев, 1996. 217 с.
  48. , А. Феномен 11 сентября и движение к нестационарной системе мировых связей // Россия 21.- М., 2002. 4, N 4. — С. 4−25.
  49. , В.В. Тело террора : К проблеме теории терроризма // Полигнозис. М., 2003. — N 3. — С. 63−76.50.0жегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., ИТИ Технологии. 2005.
  50. Д.В. Психология терроризма. СПБ.: Питер. 2002.- 288.С.
  51. И. Н. Информационная война и власть. — М., 2001. -224 с.
  52. И. Н. Технология информационной войны. М., Альба 2003. — 320 с.
  53. И. Н, Панарина J1. Г. Информационная война и мир. М., Альба .2003. — 384 с.
  54. Петрищев, В. Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -281 с.
  55. , А. Перемены на геополитическом пограничье // Междунар. жизнь = Intern, affairs. М., 2001. — N 12. — С. 58−66.
  56. Петрищев, В. Е. Современный терроризм: природа, содержание, понятие // Новые угрозы международной безопасности: Материалы науч. конф., 24−26 окт. 2002 г. Вел. Новгород, 2003. — С. 36−44.
  57. , Е.Г. 11 сентября 2001 года: размышления о терроризме // Уржумка. Челябинск, 2002. N 1. — С. 165−170.
  58. В. Ф. Тайное оружие информационной войны, М, СИНТЕГ, 1999.- 152 с.
  59. С. П. Информационная война. -Науч. Изд/ М., Радио и связь 1998.-415 с.
  60. , К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Щит-М, 2000.-215 с.
  61. , Ф.Г.- Лаврин, М.А. Терроризм: история, эволюция и новые реалии // Армагеддон. М., 2001. — Кн. 9. — С. 161−186.
  62. Современный консерватизм. М., Наука, 1992. — 324 с.
  63. Стратегическая информационная война, М., Наука. 1996.- 79 с.
  64. США: Консервативная волна. М., Наука. 1994 275с.
  65. А. Информационная война. М., Мысль 2000. -216 с.
  66. , А.И. США в мире после сентября 2001 года / РАН. Ин-т США и Канады. М., Книжный мир: 2002. — с. 74.
  67. Г. Манипуляторы сознанием. М., «Мысль», 1980. — 326 с. 69. Эйджи Ф. За кулисами ЦРУ.М., 1979.- 464.С.
  68. , W. (editor), television coverage of international affairs, N.Y: George Washington University, 1982. pp-253.
  69. Arentt, P. Live from the Battlefield, from Vietnam to Baghdad, N.Y. 1994. pp-445.
  70. Arkes, H. R., Boehm, L. E., & Xu, G. Determinants of judged validity. Journal of Experimental Social Psychology, 27, 1991, pp. 576−605.
  71. Bercuson, David and Barry Cooper. The Betrayal of the National Dream. Toronto: Key Porter Books, 1994. pp-213.
  72. Bloom, Allan, «Leo Strauss,» in Giants and Dwarfs: Essays 1960−1990, New York: Simon and Schuster, 1990,. pp-235−56.
  73. Bruell, Christopher, «A Return to Classical Political Philosophy and the Understanding of the American Founding,» Review of Politics 53 (1991) p-p. 173−186.
  74. CNN.I Country and Territory Clientlisr. London. Turner Broadcast ing Intenalional Limited. 1993.
  75. Crenshaw M. Terrorism, Legitimacy, and Power. Middletown. 1983. pp-228.
  76. Festinger, L.,& Maccoby, N. On resistance to persuasive communications. Journal of Abnormal and Social Psychology, 68, 1964,. pp- 359−366.
  77. Fukuyama F. America at the Crossroads. Democracy, Power, and the Neoconservative Legacy. New Haven. 2006. pp-217.11 .Gerson, Mark. The Neoconservative Vision: From the Cold War to the Culture Wars. Lanham, Md. and London: Madison Books, 1997. pp-368.
  78. Hart, R. P. The sound of leadership. Chicago: University of Chicago Press, 1987. pp-263.
  79. Herzstein, R. E. The war that Hitler won. New York: Paragon House, 1978. .pp-491.
  80. Ledin. R. Machiavelli on Modern Leadership: Why Machiavelli’s Iron Rules are as Timely and Important Today as Five Centuries Ago, Griffin, 1999. pp-231.
  81. McWilliams, Wilson Carey, «Leo Strauss and the Dignity of American Political Thought,» Review of Politics 60 (1998) pp-231−246.
  82. Minowitz, Peter, «Machiavellianism Come of Age? Leo Strauss on Modernity and Economics,» The Political Science Reviewer 22 (1993) -pp- 157−197.
  83. , A., & Aronson, E. Age of propaganda: The everyday Use and Abuse of Persuasion. New York, 2001. pp-356.
  84. Shadia D. Drury Leo Strauss and the American Right. N.Y. 1999. pp-256.
  85. Schmid A.P. Political Terrorism: A Research Guide to Concepts, Theories. New Brunswick. 1995. pp-447.
  86. Terrorism and International Order. By Lawrence Freedman. Middletown. 1991. pp-112.
  87. Периодические издания (на араб, яз.)
  88. Журнал «ар- Рай аль-Урдунниййа», 14. 02.2001г.
  89. Газета «Бабель» Багдад, № 3184.2003г.
  90. Газета «Бабель» Багдад, № 3156.2003г.
  91. Газета «Бабель». Багдад, № 3145- 15. 09. 2001 г.
  92. Газета «Бабель». Багдад, № 3148- 18. 09. 2001 г. Газета «Бабель». — Багдад, № 3145- 15. 09. 2001 г. журнал «Афак Арабиййа», № 77 1993г.
  93. Абд ар-Раззак Мухаммад ад-Дилими. Между стратегией и тактикой. газета «Бабель», № 3204- 2.11.2001г.
  94. Абдуль Рахим Сидки: «Политический терроризм и закон» ДАР альнахда Каир.
  95. Абд Алхамид Алсаих-" Разновидности терроризма и корни его произростания" -ДАР алсабах алсахафа и алнашер и алтвзии -г .Амман -1986 г.
  96. Абдулла Мустафа Аль-Хузуджи. Анализ языка пропаганды. -Багдад: Политическое ориентирование, 1989 г Алсмак Мохамад: «Терроризм и Тоталитарные режимы» -ДАР алнфайс ллтибаа и алнашер-Бейрут-1992г
  97. Абд ас-Саттар Джавад. Европейские СМИ в государствах Залива. -Багдад: журнал «Афак Арабиййа», 1993 г.
  98. Абд ар-Раззак Мухаммад ад-Дилими. События прошлого сентября. газета «Бабель», № 3238- 5.11.2002г.
  99. Абд ас-Саттар Джавад. Тенденции европейских средств массовой информации.-журнал"Афак Арабиййа", 1993 г.
  100. Айман Фардж. Воспоминание арабского афганца. Амман -Дар алнахда ллншр. 2002г
  101. Али Камаль. Душа: переживания, этапы развития и взросления. -Багдад: «Дар Васыт», 1989 г Ахмед Бадр. Массовые коммуникации: СМИ, пропаганда и прогресс. Эль-кувейт.
  102. Ахамед Амин. Рассвет ислама. Каир, «Аль-нахда», 1965
  103. Ахмад Бадер. Международные средства массовой информации. -Кувейт-мншурат алзман 1982 г.
  104. Ахмад Юсеф Алтал «Терроризм в двух мира: &bdquo-арабском и западном»" - г. Амман — ДАР алсабах алсахафа и алнашер и алтвзии 1998 г.
  105. Басем Ямут. Арабская ситуация в свете международных и региональных изменений \ газета «Аль-Мустакбаль», 1334, 3 062 003.
  106. Джабара Атыя Джабара. Социология. Эль-Рияд: Мир писателя, 1985.
  107. Джихан Рущти. Пропаганда и использование радио в психологической войне. Каир: Арабская мысль, 1982 г.• Джорж Зидан. История исламской цивилизации. Каир, «Аль
  108. Хилял», 1958- Арабский язык как живое существо. Бейрут, «Аль
  109. Джайл», 1988, второе издание
  110. Жан Будерян- Жак Дрида: «Психология ТЕРРОРА» альмарказ альсакафи альараби г. Бейрут 2003 г Мохамед Абд Алазиз Исмаил: «Терроризм и террористы» матаби алхосайни 1994 г Набиль Лукабабауи: «Терроризм без Ислама» ДАР альбабауи лельнашир 2002 г.
  111. Жан Маре Доминьяк. Политическая пропаганда. Дамаск: Дом прессы, 1965 г.
  112. Зейдан Абдель Баки. Способы коммуникации в общественных отношениях и в воспитании. Каир, 1974 г.
  113. Зейдан Абдель Баки. Способы коммуникации в общественных отношениях и в воспитании. Каир-дар ал-хориа 1974 г.
  114. Ильяс Фарх. Арабское Возрождение. Международные и региональные вызовы. Журнал «Умм аль-Маарек», 1995 г.
  115. Имад Фаузи Щаыби. Правые и новые консерваторы. Дамаск, Ханаан, 2003.
  116. Исам Фахим аль-Амири. Пропаганда Ирана и Израиля. Багдад: «Дар аль-Хурриййа», 1987 г.
  117. Исмаил Сирри Макляд. Международные политические отношения: исследование основ и теорий. Кувейт: «Дирасат фи аль-Усуль ва ан-Назарият», 1978 г.
  118. Исмаил Сабри Макляд. Международные политические отношения: основы и теории. Кувейт: «Маншурат зати ас Салясиль», 1978 г, т.5 Йас аль-Байати. Современные исследования в области СМИ и пропаганды. — Багдад: «Дар аль-Хикма», 1991 г
  119. Карим Кашакин. Пропаганда как одно из средств психологической войны \ Исследования Аль- Ярмук. -Амман, 1993 г.
  120. Клинтон Ройстер. Система капитализма в США. Бейрут, пер. Самир Салем. Левинстон. История семитских языков. Каир, 1952 Лэндели Файруз. Политическая пропаганда. — Бейрут-«Шарикат аль-Матбуат ли ат-Таузиа ва ан-Нашар ва ат-Тарджама», 1960 г.
  121. Малик Обейд Абу Шухайва. Мухамммад Хальф. Революция конца XX века. 2003 г.
  122. Малик Обейд Абу Шухайва. Мухамммад Хальф. Революция конца XX века. 2003 г.
  123. Махмуд аль- Мараги. Война галабей и ракет. Амман-Дар алфикр 2002 г.
  124. Мохаммед Абд Алазиз Исмаил: «Терроризм и террористы» -матаби алхосайни 1994 г.
  125. Мустафа Сайд. Искусство пропаганды. Багдад, 1967 г.
  126. Мутаа Сафди. Теория группы маккартистов. Бейрут, Центр национального развития, 2005Махмуд Альмараги: «Арабское платье против Американских ракет» 2002 г. ДАР аль шерук г. Каир
  127. Мухаммад Абд эль-Кадер Хатем. Средства массовой информации и пропаганда: теории и опыт. Каир: «Мактабат аль-Анджело аль-Мисрийя», 1972 г.
  128. Т. -" Прогресс и терроризм. Израиль Америка и — Ислам" Дар Алмарифа -Бирут .2003г
  129. Мухаммед Мустафа Зейдан. Социальное поведение человека и корни психологического воздействия. Каир-ан-нахда, 1956г
  130. Мухаммад аль-Хади аль-Ханами. Афганистан: падение 3 движений (трех «х»). 2002 г.
  131. Мухаммад Ахмад аль-Файад. Антииракская пропаганда США. Магистерская дисс., Багдадский унив., лит. ф-т, отд. СМИ, 1993 г.
  132. Муфид Амер аль-Забиди. США и новый миропорядок: корни и док. Манкикан. Информационный поток из развитых стран и стран третьего мира. -Рияд: «Дар аль- Улюм», 1982 г.
  133. Раед Амер аль-Абдруси. СМИ страдают от малокровия. Багдад: газета «аль-Ирак», № 7448- 15.11 2001.
  134. Стефан Хелбер, Джонатан Кларк. Обособленность Америки: новые консерваторы и мировой порядок. Бейрут, Арабская книга, 2005.
  135. Садик Аль-Асвад. Общественное мнение и СМИ. Багдад: Министерство обороны, 1990 г.
  136. Салям Хаттаб. Информационное вторжение в арабский мир. -Багдадский унив., док. дисс., лит. ф-т, отд. СМИ, 1996 г.
  137. Самир Мухаммед Хасан. СМИ, массовая коммуникация и общественное мнение. Каир: Мир писателя, 1984 г.
  138. Сармад Заки аль-Джадер. Психологической войны во внешней политике сионизма.
  139. Туфик аль-Тауиль. Основы философии. Каир: «Дар ан-Нахда», 1976 г.
  140. Фалях Казем. СМИ и пропаганда. Багдад, 1986 г.
  141. Хади Нуаман аль-Хити. Спутниковое телевещание и ослепление -Западом. Журнал «Афак арабиййа», май 1997 г.
  142. Хамед Абд ель Салям Захран. Социальная психология. Каир, 1977 г.
  143. Хамед Рабиа. Психологическая война в арабских странах. -Багдад: Арабское издательство, 1989 г.
  144. Хамед Рабиа. Теория внешней пропаганды. Бейрут.2003.
  145. Хамид Рабиа. Сионистская пропаганда. Каир: 1975 г.
  146. Хамид Рабиа. Национальные центры стратегических исследований и -будущее арабского мира. Париж: журнал «Кулль аль-Араб», 1986 г, № 178Хамида Сумейсим. Противодействие психологической войне.
  147. Хешам Алхадиди «Терроризм» альдар альмасрия алюбнания Ливан 1999 г.
  148. Хосам Сувейлим. Американская война: цели и ожидаемые итоги. -Канал «аль-Джазира», 26. 09. 2001 г.
  149. Хусни Хащаба. Введение в изучение сионисткой пропаганды и методы борьбы с ней- Багдад: Арабский центр для изучения мнения телезрителей и радиослушателей, 1986 г.
  150. Шахиназ Талаат. Пропаганда и коммуникация. Теоретическое исследование секретных британских -документов о революции в Египте 1919 года.-Каир: Аль-Англо, 1987 г.
  151. Энтони Кордсман. К на пути к эффективной американской стратегии в Ираке \ журнал «Аль-Мустакбаль аль-араби», 2005, № 313
  152. Юсеф аль-Джахмани. Первые войны века. 2002 г.
  153. Язжи Амал, Мохамад Азиз Шокри: «Международный терроризм и современная Мировая система», 2002 г .
Заполнить форму текущей работой