Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Война памфлетов. 
Война памфлетов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несколько раз попадал под стражу и был освобожден, один из таких арестов — 1646 года — за памфлеты «Защита свободы свободного человека» и «Неоправданная поспешная клевета», где он всячески критиковал власть и существующий строй и призывал народ и армию защищать свои права. Вскоре был выпущен. Вновь попал в тюрьму за «Новые цепи Англии, или серьезные опасения части народа относительно республики… Читать ещё >

Война памфлетов. Война памфлетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Памфлет — необычный жанр. Этот художественно-публицистический текст всегда направлен против действующего политического строя или отдельных его сторон, против какой-либо политической или общественной группы, партии, правительства, на отдельных представителей этих обществ. Памфлет стремиться представить определенную человеческую фигуру, как идею, типичный характер, но в основе памфлета всегда лежит не художественный вымысел, а конкретное лицо и факты. Чем-то памфлет все же близок художественной сатире, так как текст изначально предрасположен к отрицанию, негативу по отношению к объекту. Полемика, ирония, разоблачение и осмеяние зачастую присутствуют в этом жанре.

Само слово «Памфлет» датируется XIV веком и означает непереплетённую брошюру без обложки. Памфлет, как публицистический жанр, сложился в эпоху Реформации. И все же основные такие характеристики жанра, как тенденциозность, злободневность, полемическая направленность появились еще в Античности в обличительных речах — диатрибах и инвективах.

Диатриба в переводе с греческого означает уничтожение, растирание, разговор. Это жанр античной литературы, основанный философами-киниками в III в. до н. э. — это своего рода беседа на философские, с элементами морализмов. В основе лежит прием разоблачающей полемики с воображаемым оппонентом с резкими нападками личного характера. К слову, этот жанр в дальнейшем перешел в христианские проповеди.

В Риме аналогом диатрибы стала инвектива. Invehere в переводе с латинского языка означает «бросаться», «нападать». Это обличительные, публицистические тексты, изобличающие в агрессивной форме, зачастую очерняющие отдельные фигуры. В литературе можно выделить следующие жанры: эпиграммы, полемические статьи и речи. Как пример можно привести сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива стремится морально уничтожить Цицерона как человека и мужа, как политика. Саллюстия обвиняет его в продажности: «Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено». Памфлет-инвектива являлся популярной форма политического противостояния в Древнем Риме.

Памфлет, каким мы его воспринимаем сегодня, в его классическом виде был создан и сформировался в XV—XVI вв.еках. Эта заслуга принадлежит молодой буржуазии, в руках которой памфлет был сильным оружием в войне с пережитками феодализма, схоластической философией и средневековой церковью. Одним из первопроходцев этого жанра можно назвать Эразма Роттердамского. Его обличительный текст «Похвала глупости» (в оригинале «Lob der Torheit»), написанный в 1509 году, был направлен против правящей знати, закоренелого в своих средневековых устоях духовенства, схоластики. Безусловно, не нашел отклики в единомышленниках. Другие примеры памфлетов того времени — это сатирический памфлет Гуттена и Рейхлина — «Письма темных людей», датированный 1515−1517 годами, а так же и поздние памфлеты Гуттена — «Булла», «Советчики» и «Разбойники» .

Но в полную силу памфлетистам удалось себя проявить в эпоху буржуазных революций в XVII и XVIII вв. К тому моменту газеты уже печатались, хотя и были монополизированы правительством. Эти торговые бюллетени были прерогативой придворных. Памфлеты выходили на брошюрах и листовках. Еще до английской революции наиболее популярными являлись направленные против епископов памфлеты Милтона. В 1614—1657 годах помещикам, крупным капиталистам и монархии противостояли левеллеры — небольшая революционная буржуазная партия. Свифт прославился, как памфлетист благодаря «Письмам суконщика» (оригинальное название «Drapier Letters»), изданному в 1724 году и «Сказке бочки» («Tale of a Tub») — в 1704 году. Объектом обличения стало реакционное правительство Англии. Дефо за свой «Кратчайший способ расправы с диссидентами» («The shortest Way with the Dissenters») в 1702 поплатился позорным столбом и заключением под стражу. Однако правительство отвечало революционерам тем же способом. Эмунд Берк — известный памфлетист — по совместительству являлся крупным английским землевладельцем и ярым противником французской революции. В памфлете «Письма о цареубийственном мире» (в оригинале «Letters on a Regicide Peace») в 1796 он всячески призывал продолжать войну с Францией.

Новый тип памфлета возникает в XVIII веке под влиянием политических событий во Франции — революции. Он уже достаточно развился, как самостоятельный публицистический жанр задолго до этого. К примеру, были выделены отдельные блоки памфлетов, объединенные общей темой, как «мазаринад» — памфлеты против Мазарини. Цензура предпринимала попытки пресечения выпуска новых памфлетов. Однако, запреты не помогали. Памфлеты уже зарекомендовали себя, как сильное оружие против церкви, монархии и дворянства. Многие памфлетисты брали себе псевдонимы, чтобы избежать нападок. «Что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем» — слова Сийеса из памфлета 1789 года «Что такое третье сословие?..» стали ключевым лозунгом идеи Просвещения. На каждом этапе развития мировой истории и публицистики новое идеологическое течение совершенствовало, развивало жанр памфлета, оттачивая мастерство сатиры для максимально эффективной информационной борьбы.

" Война памфлетов" в Англии. Политическая обстановка.

Первая половина XVII века для английской журналистики была далеко не лучшим временем. Периодические издания отсутствовали, а Звездная Палата душила всякие попытки это исправить. Так газета «Weekly News», открывшаяся в 1622 году, просуществовала всего 10 лет и была закрыта под предлогом нападок на испанского посла. В середине XVII века публицистика в Англии держалась в основном на памфлетах. Буржуазная революция в Англии XVII века привела к правлению парламента в Соединенном королевстве и фактической свободе слова. Цензура утратила свое былое значение и силу. Как литература, так и публицистика практически не подвергались цензуре.

Мильтон в своем памфлете показывает, насколько бесполезна, вредоносна и бессмысленна цензура. «Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство» — эти слова являют собой основную идею «Ареопагитики». В качестве примера, Мильтон приводит следующее: если цензура изображает «революционные и клеветнические книги», как нечто убивающее общественную мораль, то она должна с таким же усердием бороться «со всеми увеселениями и забавами, — со всем, что доставляет человеку наслаждение». На должности цензоров стоит выбирать людей «добродетельного воспитания, религиозной и гражданской культуры». Но такие люди вряд ли буду попросту тратить свое время, скорее на это идут лишь бездельники и завистники из корыстных побуждений. Значит, эти посты будут занимать «люди невежественные, властные и нерадивые». И из текстов они будут вырывать все, что сами осознать и принять не могут, тем самым лишая людей новой мысли. Так же в «Ареопагитике» говорится о том, что цензура неизбежно сталкивается с культурой. По словам Мильтона «Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги». Таким образом, цензура лишает человека возможности мыслить, делать выбор и морально развиваться. Она считает своим правом решать за читателя, что хорошо, а что — дурно. Тем самым цензоры всего лишь являются надзирателями на службе государства и не выполняют своих прямых функций. «Государство может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе» .

Итак, в эпоху Буржуазной революции, продлившейся с 1640 по 1660 год, Англия разделилась на четыре политических лагеря:

  • 1). Индепенденты, которые вышли из среднего класса.
  • 2). Ревеллеры, которые составляли партию мелкой буржуазии. Стали независимы в 1647 году. Их идеей была свобода проповеди, торговли, печати.
  • 3). Диггеры. Ультра радикалы из «черни» .
  • 4). Пресвятореанцы. Верующие.

Их противостояние сохранилось в публицистических текстах времен революции 1640−1660 гг. Но цензура все еще довлела на прессу, а бесконечные нападки на парламент в 1643 году лишь ужесточили цензуру. Как уже говорилось выше, относительную свободу слова и печати, Английская публицистика получила лишь XVIII веке.

В октябре 1689 года, сразу после «Славной революции» годом раньше, парламент принимает «Билль о правах», или «Акт, декларирующий права и свободы подданных и устанавливающий наследование Короны». Этот документ ограничивал права короны и укреплял власть парламента. Так по ряду конституционных поправок буржуазия и крупные землевладельцы могли диктовать монарху свою политику. Более того по новым правилам, король без согласия парламента не могу вносить поправки в действующий закон, отменять его или издавать новый. Вот точная цитата из данного документа в переводе:

" Так как последний Король Иаков Второй при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших на его службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого Королевства, причем:

Присваивал себе и применял власть освобождать от действия законов и приостанавливать законы и исполнение их без согласия на то Парламента;

Заключал под стражу и подвергал преследованию некоторых достойных прелатов за всеподданнейшее ходатайство об освобождении их от участия в осуществлении этой присвоенной Королем себе власти;

Издавал и приказывал привести в исполнение предписание за большой печатью об учреждении суда, называемого Судом комиссаров по церковным делам;

Взимал сборы в пользу и распоряжение Короны на основании мнимой прерогативы за иное время и иным порядком, чем было установлено Парламентом;

Набирал и содержал в пределах этого Королевства в мирное время постоянную армию без согласия Парламента и размещал солдат на постой противно закону;

Приказывал многих добрых подданных протестантского исповедания разоружать, между тем как паписты были вооружены и вопреки закону состояли на службе;

Нарушал свободу выборов членов Парламента;

Разбирал в Суде королевской скамьи дела и тяжбы, подлежащие ведению только Парламента, и применял разные иные произвольные и незаконные меры.

И так как в последние годы в списки присяжных по уголовным делам вносились пристрастные, подкупные и не удовлетворяющие надлежащим условиям лица, в частности по делам об измене лица, которые не являлись землевладельцами-собственниками;

И от лиц, задерживаемых по уголовным делам, требовались чрезмерные залоги в обход законов, изданных для обеспечения свободы подданных И налагались чрезмерные штрафы;

И незаконные и жестокие наказания;

И производились пожалования и обещания пожалований из штрафов и конфискаций до осуждения лиц, которые должны были им подвергнуться, и до судебного решения". Так же «Славная революция» способствовала ликвидации «Звездной палаты» и «Высокой комиссии» .

Все это имело особое значение для прессы, это давало свободы, о которых раньше сложно было задумываться. По крайней мере, на этом этапе стороны практически уравнялись в своих правах. Памфлетная публицистика помогла достичь такого исхода английской буржуазной революции. Безусловно, журналистика не была в тот момент сильной, стабильной и систематизированной структурой, но роль ее в событиях той эпохи нельзя недооценивать.

Публицисты, идеи и принципы.

Джон Мильтон — самый известный и влиятельный публицист демократического крыла эпохи английской буржуазной революции XVII века. Известен, как поэт и автор таких произведений: «Потерянный рай», «Возвращение в рай». Но прославился он все же, как памфлетист. Он — ярый борец за свободу и права человека (что, к слову, прекрасно отражает образ идеального журналиста). А так же сторонник антиепископиальной идеи, отразившейся на страницах таких памфлетов, как «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей», «Смысл церковного устройства» и многих других. В своих текстах он высказывается против существующего церковного порядка, уличает высшее духовенство во лжи, ханжестве, гонении на пуритан. памфлет сатирический публицист Основная идея его памфлетов — это идея свободы человеческой мысли. Он аргументированно объясняет право на свободу у каждого человека, что решение о подчинении власти должно быть добровольным. Так же у него есть антикоролевские памфлеты, которые развенчивают образ «короля мученика». После смерти короля Карла I выходят такие тексты, как «Иконоборец», «Обязанности королей и правительства», «Защита английского народа». «Речь о свободе печати парламенту Англии» — один из примеров его памфлетов, написанных в форме негативных, обличительных эссе. Основная идея — свобода слова, а форма — оправдательная речь в суде, обращение к членам парламента. Целью этого памфлета являлся пересмотр закона о предварительной цензуре.

Джон Лильберн. Годы жизни 1615- 1656. Левеллер состоящий в оппозиции власти и пропагандирующий демократию. В 1637 году арестован за контрабанду запрещенного произведения. В 1640 был освобожден Долгим парламентом, а в 1645 издал памфлет, раскритиковав новую власть и потребовав исключения системы обложения налогами и ежегодного выбора парламента. Свои первые памфлеты — «Зверские деяния в отношении Дж. Лильберна», «Плачь бедных людей», «Обращение к моему народу» — написал, будучи заключенным в тюрьме. Лильберн выступал против цензуры и государственной монополии на прессу, проповедничество и иные воздействия на массы англичан, не окрепших после недавних потрясений. Очень часто использовал полемическую форму для написания памфлетов.

Несколько раз попадал под стражу и был освобожден, один из таких арестов — 1646 года — за памфлеты «Защита свободы свободного человека» и «Неоправданная поспешная клевета», где он всячески критиковал власть и существующий строй и призывал народ и армию защищать свои права. Вскоре был выпущен. Вновь попал в тюрьму за «Новые цепи Англии, или серьезные опасения части народа относительно республики» в 1649 году. В тексте он обращается от лица всех своих соратников, называя себя и их «просители», так как текст написан в форме обращения «высшей власти Англии — народным представителям, собранным в парламенте». А в «Соглашении свободного народа Англии», к слову, написанного в заключении («Соглашение…» подписано им, Уильямом Уольвином, Томасом Принсом и Ричардом Овертоном — «узниками в лондонском Тоуэре»), он напротив обращается с просьбами прекратить междоусобную войну в виду опасности внешнеи внутри-политической: «После восьмилетнего опыта и ожиданий улучшения в результате предпринятых трудов и примененных средств мы пришли к заключению, что наши раздоры скорее увеличились, чем уменьшились, и что если не будут спешно приняты меры против того, чтобы мы снова впали в разделения, то мы будем не только лишены благодеяний всех тех чудесных побед, которыми удостоил на Бог в борьбе против тех, которые стремились нас поработить, но и подвергнем себя сначала бедности и несчастиям, а потом будем уничтожены внешними врагами» .

После издания «Защита законных основных прав английского народа» был вынужден уехать в Голландию. Там он прозябал без средств к существованию и ослеп. Умер на английской земле.

Джерольда Уинстенли. Идеолог диггеров, представляющий интересы безземельных крестьян. К монархической власти относился негативно, называя ее в своих текстах незаконной. В памфлетах говорил от лица всего своего народа, выдвигал суждения о том, что землей должно распоряжаться свободно. Полностью отрицал легитимность частной собственности на землю. В 1649 году основал движение диггеров и впервые захватил землю в графстве Суррей. Для Уинстенли идеалом свободы является возможность для каждого человека пользоваться землей, которую он сам сможет обрабатывать.

Венцом социальной мысли XVII века считают социально-утопический текст Джерольда Уинстенли «Закон свободы». Основные идеи произведения:

1. Идеальное общество не утопично, это реалии, в которых существует идеальный по мнению автора общественный строй, который Уинстенли требует учредить в Англии.

" Все великие устремления сердца в наши дни направлены на то, чтобы найти, в чем заключается истинная свобода…" .

2. Система Уинстенли отличается от прочих утопий XVI—XVIII вв.еков тем, что предложенный автором строй представлен как логический вывод из экономической, социальной и политической ситуации, сложившейся в Англии в сороковых годах XVII века. И что необходим государственный переворот, который приведет к такому режиму.

" Но многочисленность законов королевских времен в Англии, изданных или во времена папизма, или при протестантизме, и составление их на французском и латинском языках, породили два великих зла в Англии. Во-первых, это породило великое невежество среди народа и большие раздоры. Народ сильно заблуждался вследствие отсутствия знания, и это вводило его в большие денежные издержки при тяжбах; многие подвергались заключению в тюрьму, наказанию кнутом, изгнанию, лишению земельных владений и жизни в силу того закона, которого они не знали и бич которого поражал их спины; это было великое зло для народа. Во-вторых, неведение законов народом породило множество сынов раздора: ибо, когда возникает разногласие между двумя людьми, и ни один из них не хочет оскорбить другого, то каждый думает, что его дело правое и они желают применить закон. Иногда они идут к юристу и платят ему деньги за то, чтобы он сказал им, кто из них был нарушителем". То есть, обрекая людей на безграмотность, власть тем самым толкает их на преступления.

3. Вся эта утопическая картина, выраженная актуализации социальных и политических проблем, исторической конкретики в представлении этого самого идеального строя есть республика «общего блага» .

Итоги «Войны памфлетов» .

" Война памфлетов" повлияла не только на политику и общество своего времени, но и оставила большой культурный след в истории мировой публицистики и литературы. Огромное количество материалов посвящено разным слоям населения, идеям и темам. Религиозные памфлеты имеют свой колорит и отвечают идеям свободы, ведь больше ратуют за отмену рабства, все меньше уделяя внимания внутренним реформам. К примеру. Преподобный Джон Акин утверждает, что британская часть населения Англии «Лично свободны, политически свободны и экономически свободны». Это является причиной, чтобы всячески помогать рабам добиваться такого же положения и свободы, данной каждому человеку от рождения.

Авторы политических памфлетов все больше заботятся о смене режима и продвигают свои оппозиционные взгляды. Если сложить в хронологическом порядке памфлеты оппозиции и государственную печать, то получится своеобразный диалог, агрессивный и бескомпромиссный, но тем и интересный, потому что позволяет увидеть политическую картину Англии XVII века полностью и без прикрас. Социальные памфлеты направлены к обществу и в них наиболее ярко проявились признаки публицистического жанра. Они насыщены призывами, агитациями, аргументированными спорами. Они направлены на своего читателя — на народ, они взывают к его сознательности.

Но в любом случае, при практическом отсутствии прессы, если не брать в расчет монополизированную государством печать, памфлеты имели успех среди народа и выполняли свою основную функцию, как публицистические тексты — информативную. И благодаря аналитической окраске авторская мысль всегда находила своего читателя. Пресса воздействовала на адресата, она преподносила информацию под нужным автору углом, безусловно, но она же давала возможность людям думать и делать свои выводы, выбирать стороны, ведь это была уже конкурентная печать. А это значит, что читатель вел диалог с авторами памфлетов. Это была серьезная предпосылка к формированию печати, как средству воздействия на массы и тому, что мы сегодня называем «четвертой властью» .

  • 1. Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  • 2. Ворошилов В. В. История журналистики зарубежных стран. — СПб., 2000.
  • 3. Джон Мильтон. Ареопагитика.
  • 4. Джон Лильберн. Новые цепи Англии. Вторая часть «Новых цепей Англии»
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой