Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковедческую базу исследования, помимо опубликованных сборников текстов, составили материалы научно-исследовательских экспедиций, путевые заметки и воспоминания художников" A.A. Борисова, В. А. Васнецова, М. В. Нестерова, В. В. Переплетчикова, Н. В. Пинегина, B. Bi Чарнолускогоматериалы профсоюзных собраний, справки снабженческих организаций, книги отзывов посетителей художественных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и историографические основания исследования изобразительного искусства Кольского Заполярья в культурной динамике XX века
    • 1. 1. Историография изобразительного искусства Кольского Севера в современной науке
    • 1. 2. Теоретико-методологические основания* изучения* изобразительного искусствакак явления художественной культуры
    • 1. 3. Изобразительное творчество" в истории- культуры Кольского-Заполярья от палеолита до становления модернистского типа культуры
  • Глава 2. Традиции реалистического искусства в социокультурных инновациях XX века
    • 2. 1. Изобразительное искусство Кольского Заполярья, в контексте модернизационных процессов России начала XX века
    • 2. 2. Искусство в культурном строительстве Кольского Севера в 30 -начале 501х годов ХХ века
    • 2. 3. Особенности изобразительного искусства Кольского Заполярья в период расцвета советского типа культуры
  • Глава, 3. Изобразительное искусство Кольского Заполярья в контексте социально-культурных изменений конца XX — начала XXI веков
    • 3. 1. Художественная культура Кольского Заполярья перестроечного типа
    • 3. 2. Изобразительное искусство художников Кольского Севера в контексте социокультурных инноваций в постперестроечный период

Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена исследованию особенностей взаимодействия традиций и инноваций в изобразительном искусстве в процессе культурогенеза на Кольском Севере в XX веке.

Актуальность исследования. Осмысление целостности и единства культуры российского государства в условиях ее исторической изменчивости способствует активизации" исследований ее локальных форм в разных регионах страны. Проблемы постижения специфики регионального культурного наследия на современном этапе являются актуальными^ не только в понимании основ, на которых возникала современная культура России, но и в основательном, реалистичном и конкретном осмыслении модернизационных процессов в целом, в использовании актуальных ресурсов для решения задач модернизации культуры, в частности, в формировании новых социально-организационных механизмов, управленческих методов и форм деятельности, необходимых для интеграции территориальных сообществ в динамичные процессы обновления культуры России, что возможно только при наличии объективных знаний, о внутренних источниках развития, заключенных в той или иной региональной культуре.

Художественная культура Кольского Заполярья — интересная и уникальная-по-своему историческому значению часть культуры России. По особенностям своей динамики региональные культурные процессы отличались от тех, которые происходили в других регионах России и мира. Специфично и развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья. На территории полуострова первыми попытками изобразительного творчества считается «наскальная живопись» Древнейшего и Древнего мира культуры. Искусство в этот период было частью синкретического культурного комплекса и не отделялось в самостоятельную сферу. В период Средневековья и последующего Нового времени на территории региона развивались преимущественно народные художественные ремесла, а также иконописное искусство русских поморов. Основное развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья стало происходить только в XX веке. Этот процесс занял относительно мало времени, в сравнении с другими регионами, был сложен и многосоставен, поэтому целостное представление о нем возможно только в результате его историко-культурологического осмысления. Между тем, на современном* этапе характерные особенности региональной живописи, графики, скульптуры, сценографии, декоративно-прикладного, экспозиционно-оформительского искусства, системы художественного образования, динамика их развитиясовременное состояние, а также творческая деятельность мурманских художников исследованы недостаточно. Научный* материал по данной области исследования* значительно разрознен, так как многие из опубликованных работ касаются только" частных вопросова значительная часть существенного и важного материала до сих пор не опубликована и находится в архивах. Это обусловливает актуальность. работы по выявлению и систематизации сведений из опубликованных и неопубликованных источников об изобразительном искусстве Кольского Заполярья для последующего специального культурологического исследования.

Отсутствие системно-целостного анализа изобразительного искусства в динамике культуры Кольского Севера в, XX веке, обусловливают актуальность и необходимость изучения особенностей взаимодействия традиций и инноваций в изобразительном искусстве в процессе культурогенеза на Кольском Севере.

Объектом диссертационного исследования является художественная* культура Кольского Заполярья в процессе культурогенеза XX века.

Предмет исследования ¦ — традиции и инновации в изобразительном искусстве на Кольском Севере в XX веке в историко-типологическом измерении.

Целью исследования является выявление особенностей взаимодействия традиций и инноваций в изобразительном искусстве в социокультурной динамике Кольского Заполярья в XX веке. Задачи исследования:

1. Определить теоретические и историографические основания исследования изобразительного искусства Кольского Заполярья в культурной динамике XX века.

2. Проанализировать влияние модернизационных процессов России начала XX века на развитие, изобразительного искусства Кольского Заполярья.

3. Рассмотреть искусство в культурном строительстве Кольского Севера в 30— начале 50-х годов XX векапроследить особенности становления мурманского изобразительного искусства.

4. Проанализировать характер развития, изобразительного — искусства Кольского Заполярья в период расцвета советского типа культуры.

5. Изучить специфику художественной культуры Кольского Заполярья перестроечного типаисследовать изобразительное искусство художников Кольского' Севера в контексте социокультурных инноваций в постперестроечный период.

Степень разработанности проблемы. В качестве базовых в диссертации* рассматриваются положения, которые содержатся в работах представителей философско-культурологической мысли и регионоведения: Э. С. Маркаряна, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, А. Я. Флиера, Э. В. Соколова, Ю. Н. Солонина, Б. С. Ерасова, JI.M. Мосоловой, С. Н. Иконниковой, В. А. Диановой, Г. С. Лебедева, A.C. Гердта, В: А. Булкина, Ю. Н. Гладких, И. А. Левяша, O.A. Лиходея, E.H. Мастеницы, Л. С. Ватиновой,.

Т.Ф. Ляпкиной, A.B. Бондарева, И. Я. Мурзиной, искусствоведческой: 1.

М.Ю. Германа, А. К. Якимовича, М. М. Алленова, М. А. Чегодаевой, Е. Ю. Андреевой и других.

На сегодняшний день существуют работы по истории, краеведению, культурологии, искусствоведению, этнографии, затрагивающие ряд аспектов истории развития изобразительного творчества Кольского Заполярья. Значительный регионоведческий материал, привлекаемый к социокультурной характеристике Мурманского региона, содержится в работах историко-краеведческого характера И. Ф. Ушакова, A.A. Киселева, П. В. Федороварассмотрен в этнографических трудах Н.И. Большаковой^ А. Е. Мозолевской, В: А. Шелега, Е. И. Мечкиной, А. П. Косменко, Г. С. Масловой, G. B: Жарниковойархеологических исследованиях H.H. Гуриной, В. ЯШумкина, В. А. Лихачева, M.JI. Нахшиной и других.

Круг вопросов, раскрывающих особенности развития изобразительного искусства Кольского Заполярья, в. культурнойдинамике XX века, проанализирован в диссертационном, исследовании Е. В. Васильевойв публикациях H.H. Ковалева, А. М: Скворцова, Е. В. Ивановой, U.M. Рыжковой, В. Н. Бубенцова, О. В. Шабалиной, Е. Я: Нации, Е. В. Веселовой, В. Я. Шашкова, В. Семенова, Н. Измайловой, Т. Варламовой, Т. И. Зуевой, М. Русиновской, С.И. Стыкалина^ И. К. Кременской, С. Водопьяновой, В. ВоропаеваЕ. Семинойосвещен в научных трудах и публикациях оботдельных художниках. Результаты научного исследования историко-культурного развития1* Мурманской области отражены в справочном издании «Кольская, энциклопедия» (2008;2009). Изучение художественной культуры Кольского Заполярья и изобразительного творчества, в частности, до недавнего времени имело эпизодический характер и сравнительно недавно появились работы, посвященные более углубленному изучению проблемыРазнообразные виды художественной культуры, региона проанализированы в диссертационном исследовании и целом ряде научных публикаций JI.C. Вагиновой.

Вместе с тем, назрела необходимость обобщения накопленных к настоящему времени данных с целью их целостного культурологического анализа.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Целостное и многомерное постижение процесса становления изобразительного искусства в пространстве культуры Кольского Заполярья, выявление общих закономерностей его развития возможно вследствие специального историко-типологического исследования особенностей взаимодействия традиций и инноваций в творчестве художников в процессе культурогенеза XX века.

2. Первый исторический тип развития изобразительного искусства в Кольском' Заполярье — этнографический, представляет собой итог новационной для региона художественно-изобразительной деятельности членов' научно-исследовательских экспедиций, приезжавших в регион в XVI — XIX веках и создавших значительное число изобразительных текстов этнографического характера.

3. Начало XX века стало этапом стереотипизации целого ряда новаций в художественной культуре Кольского Заполярьяпериодом появления’в культурном пространстве региона профессионального изобразительного искусстваэтапом интенсивного развития в Кольском Заполярье этнографического типа изобразительного искусства и смены-его в середине 20-х годов XX века на ранний социалистический тип.

4. Этапом г традиционализации принятых социокультурной" средой инноваций' в изобразительном искусстве Кольского Заполярья стал период 30-х — начало 50-х годов XX века. Создание в регионе Мурманского Отделения Союза советских художников стимулировало становление мурманского изобразительного искусства социалистического типа, как, субрегионального типа, чтостало этапом перехода на качественно новую ступень усложнения системы художественного производства и художественного потребления.

5. Несмотря на остропротиворечивые условия исторического процесса, 50-е — середина 80-х годов XX века стало временем появления в Кольском Заполярье значительного числа региональных художников и периодом наиболее интенсивного, а после 60-х годов XX века и стабильного развития мурманского изобразительного искусства социалистического типа, достигнувшего к началу 80-х годов XX века, вслед за искусством центральной части страны, этапа зрелости и расцвета.

6. Завершающим этапом развития мурманского изобразительного искусства социалистического типа стал период «перестройки», отличавшийся замедлением процесса превращения* в цепочке «традиция-новация-инновация-традиция».

7. В конце XX — начале XXI века в изобразительном искусстве Кольского Заполярья, традиционно институционально и морфологически развивающегося согласно динамике искусства центральной России, инновативные процессы значительно замедлены. Постперестроечный период стал этапом" формированиягнового исторического типа развития изобразительного искусства в Кольском Заполярье — мурманского изобразительного искусства неомифологического типа.

8. Специфической особенностью изобразительного искусства^ Кольского Заполярья является доминирование пейзажного жанра, главным образом, северного лирического, маринистического, индустриального и городского («мурманиада»), подвергавшиеся тематической.

• модификации, но не утратившие актуальности. Традиционной является4 также этническая тематика, раскрывающая специфику саамского и поморского культурного наследия. Важными особенностями являются: доминирование реалистического направления, графичной живописи и преобладание живописного образа над тематическим". Научная новизна исследования состоит в том, что впервые анализируются ранее не изученные архивные данные по истории развития изобразительного искусства на Кольском Севере, осуществлен комплексный обзор литературы, проведен анализ широкого круга разнообразных источников о художественной культуре региона, на базе которых впервые реализована попытка создания системно-целостной картины развития изобразительного искусства в пространстве культуры Кольского Заполярьявследствие специального историко-типологического исследования особенностей взаимодействия традиций и инноваций в творчестве художников Кольского Заполярья в процессе культурогенеза XX — начала XXI века, определено, что начальный этап развития изобразительного искусствав регионе связан с художественно-изобразительной? деятельностью членові научно-исследовательских, позднее творческих, экспедиций приезжавших в регион в XVI — XIX веках, вфезультате чего сформировался, исторически первый тип изобразительного искусствав Кольском Заполярье — этнографическийсменившийся в середине 20-х годов XX века на ранний социалистический типновым этапом развития стало появление в культурном, пространстве региона профессиональной творческойї организации СХ и значительного числа региональных художников, что стимулировало появление субрегионального типамурманского изобразительного искусства, социалистического типа, а после крушения советского строя — мурманскогоизобразительного искусства неомифологического типа-: на основе выявленных и систематизированных сведений показано, что в процессе культурогенеза, XX — началам ХХІ1 века темпы, превращения^ в цепочке «традиция-новация-инновация-традиция», институциональные и морфологические трансформации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья определялисьдинамикой развития изобразительного искусства центральной части страны. Специфической" особенностью изобразительного искусства Кольского Заполярья является доминирование пейзажного жанра, главным образом, северного лирического, маринистического, индустриального и городского («мурманиада»), подвергавшиеся тематической модификации, но не утратившие актуальности. Традиционной является этническая тематика, раскрывающая специфику саамского и поморского культурного наследия. Важными особенностями регионального изобразительного искусства стало доминирование реалистического направления, графичной живописи и преобладание живописного образа над тематическим. Гипотеза — применение системно-синергетического, историко-типологического подхода, а также сравнительно-исторического метода^ методов генерализации. и генерализирующей индивидуализации? в изучении особенностей взаимодействия традиций и инноваций в изобразительном искусстве в процессе культурогенеза на Кольском Севере позволит создать целостную картину развития" изобразительного искусства в регионе, выявить основные этапы, типы и специфику.

Теоретическая-и методологическая основа исследования.

Характер исследования, предполагает опору на системно-синергетический подход, позволивший рассмотреть изучаемый объект как определенную целостную подсистему сложноорганизованной динамичной системына эволюционизм, объясняющий причины социокультурной динамики преимущественно потребностью? общества, в, адаптациик меняющимся? внешним. условиям, его существованияИспользование историко-типологического подхода дало возможность оперировать наиболее существенными признаками: культурно-исторических эпох, выявить характеристики социокультурных трансформаций^ впроцессе культурогенеза XX века, представить историческую типологию изобразительного искусства, обнаружить общие типологические признаки в изобразительном искусстве Кольского Заполярья. Сравнительно-исторический метод дал возможность, выявить общее и особенное в развитии изобразительного искусства на Кольском Севере в процессе культурогенеза XX века, раскрыть региональное искусство" в динамике. Метод генерализирующей индивидуализации, базирующийся на обобщении объектов изучения в присущих им регионально заданных пространственно-временных координатах, в совокупности с методом генерализации позволил. выявить локальные особенности изобразительного искусства Кольского Заполярья в морфологическом, институциональном и содержательном срезах. Условием успешной реализации цели исследования стало применение также биографического метода и интервьюирования.

Источниковедческую базу исследования, помимо опубликованных сборников текстов, составили материалы научно-исследовательских экспедиций, путевые заметки и воспоминания художников" A.A. Борисова, В. А. Васнецова, М. В. Нестерова, В. В. Переплетчикова, Н. В. Пинегина, B. Bi Чарнолускогоматериалы профсоюзных собраний, справки снабженческих организаций, книги отзывов посетителей художественных выставок, стенограммы заседаний художественных советов, личные дела художников и другие архивные материалы. из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, Государственного архива Мурманской области, архива Мурманского Областного Краеведческого музея и его филиалов. Эта мозаика документов позволила детально представить развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья вкультурно-исторической динамике. Источниковедческую базу составили также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, из коллекций Государственной Третьяковской галереи (г. Москва), Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина (г. Москва), Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург), Российского' государственного музея Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург), Музея художественного освоения Арктики им: A.A. Борисова (г. Архангельск), Мурманского областного художественного музея (г. Мурманск), Военно-морского музея Северного Флота (г. Мурманск), Музея-архива истории изученияи освоения Европейского севера России Центра гуманитарных исследований Кольского научного центра РАН (г. Апатиты Мурманской обл.), Музея города и флота (г. Североморск Мурманской обл.), Городского историко-краеведческого музея (г. Полярный Мурманской обл.), музея истории города Мончегорск (Мурманской обл.), Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, Пермской государственной художественной галереи, Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова^ государственного художественного музея г. Калининграда, Тюменского областного музеяизобразительных искусств, Государственного художественного музея Латвии: (Рига), художественных музеевп. Рованиеми и Кеми (Финляндия), музея г. Йокмокк (Швеция), музеев г. Елливаре и Каликса (Швеция) — Центрарусской — культуры и наукиг. Хельсинки^ (Финляндия) — культурного центра г. Тромсе (Норвегия), галереи университета г. Джексонвилла (США) — художественной галереи г. Киото (Япония) и других музейных собраний, частных коллекций, мастерских мурманских художниковпроизведения? театрально-декорационного творчества, каталоги к выставкам, альбомы, издания? периодической? печатиартпринт — календариоткрыткинаборы, репродукцийи другие изданияпо искусству,. изданные в XX—начале XXI веков и предназначенные для массового потребления;

Теоретическая значимость исследования.

Разработанная! историко-типологическая концепция развития изобразительного искусства в динамике культуры: XX века может быть использована как научная база для осуществлениякультурной политики в области^ искусства. Она также может иметь теоретическое значение для, аналогичных исследований развития пластических искусств, в. других регионах России. Созданная источниковедческая база может стать основой дальнейшего, более глубокого изучения изобразительногоискусства Кольского Заполярья;

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования могут быть полезны дляразвития диалога в поликультурном пространстве Кольского Заполярья, для интенсификации динамики развития современных художественных практик в регионе. Материалы диссертации могут быть применены также в культурологическом образовании высшей школы для разработки и чтения курсов по истории мировой культуры, истории художественной культуры, истории культуры регионов России, истории культуры Кольского Заполярья, для создания элективных и факультативных курсов в системе общего и профильного образования школьников.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, проблемы и результаты исследования" были представлены для обсуждения"на научных конференциях И’семинарах: II и ПГ межрегиональной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения" — (г. Мурманск, 2009, 2010), региональной научно-практической^ конференции «Культурный ландшафт приморских регионов» (г. Мурманск, 2009, 2010, 2011) — X межрегиональной научно-практической конференции «Масловские чтения» (г.Мурманск, 2009) — III Российском* культурологическом конгрессе с международным участием «Креативность в пространстве традиций и инноваций» (г.Санкт-Петербург, 2010) — Выборгском культурологическом семинаре «Учитель и школа в культуре региона» (г. Выборг, 2010) — IV и V Международной научно-практической конференции, «Наука и современность- 2010» (г.Новосибирск, 2010) — Научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета филологии и журналистики «Актуальные вопросы современной филологии и культурологии» (г. Мурманск, 2010) — Региональной? научно-практической конференции «Каликинские чтения. Музыкальное искусство в образовательном пространстве Кольского Заполярья: проблемы организации и совершенствования музыкального образования» 9−11 декабря 2010 года (г. Мурманск, 2010) — Международной научной конференции «Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере» 10−11 марта 2011 (г.Мурманск, 2010) — V Собрании Научно-образовательного культурологического общества (г.Ярославль, 27−29 апреля 2011) — XI Международной научно-практической конференции «Наука и современность- 2011» (г.Новосибирск, 2011). Разработан учебный курс.

Изобразительное творчество в пространстве культуры Кольского региона" для учащихся 8 классов средних общеобразовательных школ. Основные положения диссертации изложены в 10 опубликованных научных статьях. Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, который составляет 219 наименований. Общий объем диссертационного исследования составляет 227 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило выявить особенности взаимодействия традиций и инноваций в изобразительном искусстве в процессе культурогенеза на Кольском Севере в XX — начале XXI веках.

В ходе работы был изучен значительный корпус историографического и художественного материала, в результате которого впервые были проанализированы ранее не изученные архивные данные по истории развития’изобразительного-искусства в регионе, осуществлен широкий обзор' литературы, материалов^ научно-исследовательских экспедиций, путевых заметок, книги отзывов посетителей художественных выставок, стенограммы заседаний художественных советов и другие материалы. На базе широкого круга разнообразных источников в данном диссертационном исследовании реализована попытка целостного и многомерного постижения* процесса становления * и развития изобразительного искусства во времени и пространстве культуры, Кольского Заполярья, выявлены еголокальные особенности в морфологическом, институциональном и содержательном срезах. Основное внимание в работе уделено исследованию особенностей взаимодействия традиций и инноваций в региональной живописи, графике, скульптуре, сценографиидекоративно-прикладном, экспозиционно-оформительском искусстве, системе художественного образования.

В' результате специального историко-типологического исследования особенностей взаимодействия традиций и инноваций в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в контексте социокультурной динамики XXначала XXI века были выявлены основные исторические типы его развития. Начальным историческим типом развития регионального изобразительного искусства стал этнографический тип, представляющий собой итог художественно-изобразительной деятельности членов научно-исследовательских экспедиций, приезжавших в Кольское Заполярье с XVI века и значительного числа художников, совершавших творческие командировки в регион в начале XX века. В отличие от художественного творчества в традиционных культурах Кольского Заполярья, где доминирующими направлениями были народные художественные ремесла и иконописное искусство русских поморов, несущие защитно-магическую, обрядовую функцию, основной задачей созданных приезжими художниками и исследователями изобразительных текстов было создание достоверных географических и этнографических зарисовок, рисунков, раскрывающих экспедиционную повседневность и творческих натурных живописных этюдов, ставших первыми произведениями изобразительного искусства, созданными на Кольском Севере. В’середине 20-х годов XX века в результате формирования новых эстетических предпочтений источников «соцзаказа» на смену этнографическому в регионе сформировался ранний социалистический тип изобразительного искусства.

Основным личностно-креативньпж* источником инноваций, в. данных типах регионального изобразительного искусства становились художники, приезжавшие в регион в научно-исследовательские и творческие командировки. Врезультате их активнойхудожественно-изобразительной деятельности, началоXX века стало этапомстереотипизации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья целого ряда новаций стимулированного типа и творческих заимствований? из художественной культуры центральной части страны, периодом значительных институциональных и морфологических изменений, а после 20-х годов XX века вследствие широкой государственной поддержки развития новой художественной культуры социалистического типа и значительного культурного строительства в регионе, этапом традиционализации принятых социокультурной средой инноваций, успешно вписавшихся в универсальные процессы модернизации края. Несмотря на то, что темпы превращения в цепочке «традиция-новация-инновация-традиция» были интенсивными, они отставали от темпов развития изобразительного искусства в центральной части страны.

Значительные социокультурные преобразования, главным образом, формирование в регионе в первой половине XX века личностно-креативного типа культуры и интенсивное развитие городской культуры, стимулировали > появление и развитие в культурном пространстве Кольского Заполярья ч профессионального изобразительного искусства, где доминирующим стало реалистическое направление, а также создание в 1944 году Мурманского у.

Отделения Союза советских художников. Это стало этапом перехода на качественно новуюступень усложнения^ системы художественного производства и художественного потребления. Развитие данного институционального явления в художественной культуре региона стимулировало становление мурманского изобразительного искусства социалистического типа, как субрегионального типа и появление сильной группы региональных художников, ставших основным источником, инноваций в искусстве Кольского Заполярья. Влияние творческой работы художников, приезжавших в регион в творческие командировки, оставалось значительным, но перестало быть доминирующим.

Развитие мурманского изобразительного искусства социалистического типа происходило под влиянием, жестко централизованной системы управления и идеологии, ориентированной на институциональное, тематическое и стилистическое единообразие художественной жизни-страны.

В результате широкой государственной поддержкиразвития отечественной художественной культуры, дальнейших социокультурных преобразований региона, активного развития культуры городского типа, интенсивной художественно-изобразительной и организационной деятельности региональных художников, мурманское изобразительное искусство социалистического типа, вслед за искусством центральной части страны, достигло к началу 80-х годов XX века этапа зрелости и расцвета. Наряду с инновациями стимулируемого типа и творческими заимствованиями, в изобразительном искусстве региона появились инновации спонтанного типа. В период «перестройки» — в завершающий этап.

I ^ развития мурманского изобразительного искусства социалистического типа, прослеживается замедление процесса превращения в цепочке «традиция-новация-инновация-традиция».

Постперестроечный период стал этапом формирования нового исторического типа развития изобразительного искусства в Кольском Заполярье — мурманского изобразительного искусства неомифологического типа. Традиционно институционально и морфологически оно развивалось в соответствии с основными тенденциями в искусстве центральной Россииоднако, в результате значительных антропосоциокультурных преобразований, главным образом, уменьшения государственной поддержки художественной культуры, нарушения-стереотиповповедения и устоявшихся способов деятельности, а также ввиду отсутствия опыта существования вне системы, государственного финансирования и достаточного опыта самоорганизации, инновативные процессыв изобразительном искусстве Кольского Заполярья значительно замедлены.

В результате системно-целостного анализа. изобразительного искусства в динамике культуры Кольского Севера в XX — начале XXI: века было выявлено, что географические особенности края и специфика развития региональной культуры обусловили появление в изобразительном искусстве Кольского Заполярья локальных особенностей. Так, специфической особенностьюизобразительного искусства в регионе является доминирование пейзажного жанра, главным образом, северного лирическогов результате создания Северного Флота, развития рыболовного, атомного и транспортного флотов — маринистическоговследствие интенсивного индустриального развития края и фундаментальных социокультурных преобразований — индустриальногов результате урбанизации регионагородского («мурманиада»). В разные исторические периоды они подвергались тематической модификации, но не утратили своей актуальности. Традиционной для изобразительного искусства Кольского Заполярья является также этническая тематика, раскрывающая специфику саамского и поморского культурного наследия. Характерными особенностями изобразительного искусства Кольского Заполярья, проявившимися с начала XX века и ставшими в XXI веке традиционными, также являются: преобладание живописного образа над тематическимграфичное письмодоминирование реалистического направления. Значительное разнообразие школ, представляемых региональными профессиональными художниками, большая-часть из которых приехали на КольскийСевер из других регионов страны, обусловило техническое, стилистическое и тематическое разнообразие.

Весь рассматриваемый период в художественной культуре автохтонных народов сохранялись традиции, однако, новые технологии и профессиональное изобразительное искусство стимулировали модификацию художественно-изобразительного творчества традиционных культур народов Кольского Севера и значительные институциональные трансформации.

Таким образом, в результате историко-типологического' осмысления особенностей взаимодействия традиций и инноваций в художественной культуре на материале изобразительного искусства Кольского Заполярья в динамике культуры"' XX* века проведена попытка создания, — целостного представления о специфике его развития. Данное исследование «вносит вклад в раскрытие регионального своеобразия художественной* культуры Кольского Заполярья. Оно позволило реалистично! и конкретно раскрыть характеристики социокультурных трансформаций в процессе культурогенеза XX века, осмыслить основные процессы в изобразительном искусстве Кольского Заполярья, выявить его историческую типологию, определить характер инноваций, выявить причины, ускорения изамедления темпов превращения в цепочке «традиция-новация-инновация-традиция», обнаружить локальные особенности изобразительного искусства Кольского Заполярья в морфологическом, институциональном и содержательном срезах и, как следствие, создать целостную картину развития изобразительного искусства Кольского Заполярья в процессе культурогенеза XX — начала XXI века, что позволяет выявить основные проблемы и предложить пути дальнейшего развития изобразительного искусства Кольского Заполярья.

Основные положения и результаты, исследования отражены, в следующих публикациях:

1. Федотова A.B. Петроглифы и писаницы. Кольского полуострова древнейшего мира культуры, // Чарнолуские чтения: Материалы, межвузовской науч.-практич. конференции 24−25 марта- 2009 года / Отв.ред. JI.C. Вагинова. — Мурманск: МШУ, 2009: — Т. 2. — 120 е., — С. 17−23(0.4п.л.) ¦-•: ¦ :v.

2. ФедотоваA.B. Природныйи культурный ландшафт Русского Севера в творчестве художников Кольского Заполярья // Культурный ландшафт приморских регионов: Беломорье: Материалы, региональной научно-практической конференции- (23−24 марта 2009; года) / Отв.ред. ЕЛО: Терещенко. — Мурманск: МГПУ, 2010. 110 е., — С: 102−106 (0.3 п.л.).

3. Федотова A.B. Роль исследователей Кольского Севера в становлении изобразительного искусства края // Актуальные вопросы современной филологии и культурологии: Материалы научно-практической конференции студентов? и аспирантовфакультета, филологии и журналистики. 20−27 апреля 2010 года / Отв.ред. И-Л. Гарбар. -— Мурманск: МГПУ, 2010.-141 е., — С. 90−93 (0.4 п.л.).

4. Федотова A.B. Изобразительное искусство в культурном-! пространстве Кольского Севера в- 30-е годы. XX века // Общество. Среда. Развитие Научно-теоретический журнал. — СПбл ЦНИТ Астерион, 2010. № з — 288 е., — С. 151−154 (0.4 п.л.).

5. Федотова A.B. Особенности развития изобразительного искусства Кольского Заполярья в 40 — начале 50-х годов XX века // Общество. Среда: Развитие Научно-теоретический журнал. — СПб-: ЦНИТ Астерион, 2010. № 4 — 282 е., — С. 143−148 (0.5 п. л-).

6. Федотова A.B. Влияние модернизационных процессов на формирование новых форм художественной культуры на Кольском Севере в конце 19 — начале 20 века // Наука и современность — 2010: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. С. С. Чернова — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.-410 с.-С. 123−127(0.3 п.л.).

7. Федотова A.B. Художественное освоение Кольского Заполярья // Наука и современность — 2010: сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. Г.

С.С. Чернова — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. — 435 с. — С. 217−222.

0.3 п.л.).

8. Федотова A.B. Особенности изобразительного искусства Кольского Заполярья в период расцвета, советской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории № практики. Тамбов: Грамота, 2011. апрель. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. I. — 217 с. — С. 187−189 (0.3 п.л.).

9. Федотова А. В: Программа курса «Изобразительное творчество* в. пространстве культуры Кольского региона» // Национальная образовательная инициатива" «Наша новая школа»: культурологическое измерение: Материалы ежегодного всероссийского Выборгского культурологического семинара «Школа и учитель, в культуре региона» 24−25 сентября 2010 года, г. Выборг. — Вып. 2. — СПб.: Астерион, 2011. марта — 194 с. — С.111 — 122 (0.7 п.л.).

10. Федотова A.B. Кольский Север в произведениях изобразительного искусства XIX — начала XX веков // Чарнолуские чтения: Материалы межрегиональной науч.-практич. конференции 12−13 апреля 2010 года / Отв.ред. JI.C. Вагинова. — Мурманск: МГГУ, 2011. февраль. — 200 с. — С. 51−56 (0.35 п.л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Арктика в живописи // Ударник. — Мурманск. — 1935. — 21 мая
  2. М.М. Русское искусство XVIII начала XX века. — М.: Трилистник, 2000. — 320 с.
  3. Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины 20— начала 21 века. — СПб.: Азбука-коассика, 2007. 488 с.
  4. Арутюнов1 С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М: Наука, 1989: — 246 с.
  5. Э.Л. Культура русских поморов- [Текст.]: опыт систем, исслед. / [Э.Л. Базарова [и- др.] -¦ Федер. агентство по культуре и. кинематографии, Рос. ин-т культурологии]. М.: Науч. мир, 2005. — 397с.
  6. К., Чеботарь Г. Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах // Мурманский берег: Культурологический альманах. — Вып. 2. — Мурманск: АСТЭС, 2005. 288>с. — С. 216 — 228
  7. .М. Пространственные искусства как феномен культуры. // Искусство в системе культуры.-Л.: Искусство, 1987. с. 135 — 142
  8. . А.И. Строки — тоже оружие. — М.: Воениздат, 1976. — 182 с.
  9. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Гл.ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1972.
  10. A.B. История и основные направления развития отечественных теоретических исследований культурогенеза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии: 24.00.01. СПб.: БГТУ, 2009.- 250 с.
  11. Ы.П. Художник вечных льдов: Жизнь и творчество
  12. A.A. Борисова, 1866 -1934. Л.: Художник, РСФСР, 1983
  13. Т. Мое вдохновение в Мурманске!: беседа- с: мурм. художником / вела Т. Брицкая, В. Бубенцов // Возвеличим Россию своими делами! — 2006. — Окт. — С. 42.
  14. Т. Так расписать, чтобы корабль «исчез» // Мурманский: вестник. — 2006. 6 мая.
  15. В.Н. Морская тематика в современной художественной культуре Кольского Севера^/ BiHi Бубенцов- А. В- Бубенцова// Наукамт образование. 2007, N 8.- С. 88−92
  16. В.Н. Уникальность живописного заполярного пленера и формирование творческой личности студента на его основе /
  17. Л.С. Историческая типология культуры Кольского Севера // Чарнолуские чтения: Материалы межвузовской науч.-практич. конференции 24−26 марта 2008 года / Отв. ред. Л. С. Вагинова. -Мурманск: МГЛУ, 2009. Т. 2. — 120 с. — С. 9−16
  18. Л.С. Особенности локальной культуры поморов // Культурный ландшафт приморских регионов: Беломорье: материалы регион, науч.-практич. конференции (23−24 марта 2009 года) / Отв. ред. Е.Ю.' Терещенко: Мурманск: МШУ, 2010. — 110 с. — С. 3−10
  19. Вагинова* Л. С. Художественная культура Кольского6 Заполярья: историческая типология: Диссертация на соискание ученойр степени доктора культурологии. 24.00.01: СПб., 2004. — 387 с. — С. 237
  20. Л.С. Художественная культура* Кольского Заполярья: Монография. СПб.: ВВМг, 2004. — 297 с.
  21. Васильева Е. В*. Художественная культура Русской Лапландии конца-XIX- XX веков, (источниковедческий" и историографический аспекты). Автореферат к диссертации-, на соискание ученой* степени- кандидата культурологии. СПб. 2000.
  22. Е.В. Художественные процессы в Русской Лапландии (конец 19-начало 20 в.) / Е. В. Васильева // Регионы России: художественные процессы Нового- и Новейшего времени: Сборник научных статей, -СПб.: Изд-во РГТТУ им. A.M. Герцена, 2001. С. 7−24
  23. Васнецов В: А. Под звездным флагом «Персея», Л.: Гидрометеоиздат, 1974.-280 с.
  24. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю-Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб.: СПбГУ, 20 031 — 167 с.
  25. Е.В. Храмы Мурманска: история и современность // Чарнолуские чтения: Межрегиональная научно-практическая конференция 12−13 апреля 20 105 г.: Сб. науч. статей / отв'. ред. Л: С1. Вашнова- -Мурманск:МЕПУ, 201: К 209 с. — С. 32−38
  26. Е.П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА: (воспоминания дочери) / Под ред. Н. В. Михайлова. СПб.: Нестор-История, 2003. — С. 54 — 61
  27. С. Каталрг выставки- произведениш художников Мурманской области «Заполярье-2008». — Мурманск, 20 081 16 с. — С. 3
  28. С. Точка росы. Открытая конкурсная выставка работ молодых художников: Мурманск, 2008. — 17 с.36- Волков-Н:Н. Изобразительное искусство саамов // Народное искусство. 1939, № 3.-С. 10 337
Заполнить форму текущей работой