Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние добавок водорода на технико-экономические и экологические показатели газовых и дизельных двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерес к исследованиям, посвященным проблемам применения водорода, в последние годы стремительно возрастает в ведущих мировых научных центрах. Особенности частичной замены углеводородного топлива водородом рассмотрены в работах. Множество исследований было проведено в исследовательских центрах Германии. Широко известны работы, проводимые в Японии, где исследуется применение газообразного… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения
  • Глава 1. Анализ эффекта влияния водорода на экологические и экономические характеристики ДВС
    • 1. 1. Перспективы применения водорода в ДВС
    • 1. 2. Образование нормируемых токсических веществ при сгорании топлива в поршневых ДВС с искровым зажиганием
      • 1. 2. 1. Выбросы окиси углерода
      • 1. 2. 2. Выбросы углеводородов
      • 1. 2. 3. Образование и выбросы окислов азота
    • 1. 3. Методы снижения выбросов нормируемых токсичных компонентов в отработавших газах автомобильных двигателей
      • 1. 3. 1. Обзор методов снижения продуктов не полного сгорания СНиСО
      • 1. 3. 2. Методы снижения выбросов окислов азота МЭх
    • 1. 4. Особенности применения водорода в ДВС
    • 1. 5. Антидетонационная стойкость углеводородного топлива с водородом в качестве катализатора горения
    • 1. 6. Анализ эффективности использования водорода в газовых и дизельных двигателях
  • Глава 2. Описание экспериментального стенда, анализ погрешностей измерения и обработки опытных данных, методики экспериментальных исследований
    • 2. 1. Описание конструкции испытательного стенда
    • 2. 2. Методика проведения и обработки результатов испытаний
    • 2. 3. Измерительное оборудование испытательного стенда
    • 2. 4. Оценка погрешностей измерений
  • Глава 3. Результаты экспериментальных исследований влияния добавок водорода на экологические и экономические характеристики ДВС и их анализ
    • 3. 1. Экспериментальные исследования влияния добавок водорода на экологические и экономические характеристики газопоршневых двигателей
      • 3. 1. 1. Результаты исследований при изменении состава топливовоздушной смеси
      • 3. 1. 2. Результаты исследований при изменении нагрузки
      • 3. 1. 3. Результаты исследований при изменении угла опережения зажигания
      • 3. 1. 4. Оценка показателей токсичности двигателя при добавках водорода
    • 3. 2. Экспериментальные исследования влияния добавок водорода на экологические и экономические характеристики дизельных двигателей
      • 3. 2. 1. Оценка влияния добавки водорода на мощностные и экономические показатели дизельного двигателя
        • 3. 2. 1. 1. Оценка влияния добавки водорода на мощностные показатели дизельного двигателя
        • 3. 2. 1. 2. Оценка влияния добавки водорода на экономические показатели дизельного двигателя
      • 3. 2. 2. Оценка влияния добавки водорода на экологические показатели дизельного двигателя
        • 3. 2. 2. 1. Продукты неполного сгорания
        • 3. 2. 2. 2. Выбросы оксида азота Ж) х
    • 3. 3. Сравнительный анализ методов совершенствования показателей двигателя и рекомендации по применению добавок водорода
    • 3. 4. Анализ экономической эффективности применения водородного топлива в автомобильном транспорте
  • Глава 4. Оценка экономических и экологических показателей газопоршневых ДВС при их работе на смеси «природный газ-водород»

Влияние добавок водорода на технико-экономические и экологические показатели газовых и дизельных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание оптимальной схемы процесса сгорания с использованием водорода в качестве добавки к основному (углеводородному) горючему является предметом исследований, проводимых в настоящее время в ведущих международных научных центрах [99−109]. Данное направление исследований будет оставаться актуальным в обозримой перспективе ввиду экологических преимуществ водорода.

Особое внимание в связи с общей тенденцией роста цен на нефть уделяется исследованию горения и разработке ДВС для обедненных смесей водорода с метаном. Перспективы применения водорода в сочетании с метаном или другим дешевым горючим связаны с существенным улучшением экономических и экологических характеристик ДВС.

В данном случае метан, основная составляющая природного газа, с учетом значительных естественных запасов, развитой инфраструктурой, дешевизной и экологическими преимуществами в сравнении с традиционными видами топлива, выступает в качестве основного топлива. Экологические преимущества метана обусловлены практически отсутствием полициклических ароматических углеводородов, серы, бензола, олефинов и альдегидов в отработавших газах. Вследствие слабой реакционной способности метана низка его склонность к озонообразованию.

Существенным недостатком метана является низкая нормальная скорость горения относительно углеводородных топлив, что проявляется в пропусках воспламенения топливной смеси в камере сгорания двигателя, вызванных ее нестабильным самовоспламенением, особенно на режимах, характеризуемых низкими частотами вращения и нагрузками.

Водород в качестве добавки к основному углеводородному горючему (метану), благодаря уникальным физико-химическим свойствам, позволяет полностью скомпенсировать данный недостаток. Рост количества текущих публикаций по этой тематике подтверждает данный вывод [13−109]. Таким образом, именно исследования процессов горения смесей водорода с углеводородами, особенно с метаном, следует считать приоритетным направлением развития работ по горению применительно к ДВС.

Следует подчеркнуть, что наряду с задачами термодинамики, кинетики и газодинамики горения, возникающими в связи с разработкой тех или иных схем ДВС с использованием водорода, сама по себе проблема выбора наиболее перспективной схемы подачи водорода до сих пор не имеет однозначного решения. Этот выбор в значительной степени определяет постановку конкретных задач, но диктуется он внешними критериями технико-экономического характера.

Главным критерием следует считать минимизацию количества водорода, используемого в качестве добавки к дешевому топливу (природному газу). Известно, что предел эффективности процесса сгорания в ДВС в целом определяется критическими условиями стабильного развития пламени в начальной фазе горения. Следовательно, для расширения предела воспламенения обедненных топливных смесей в ДВС, в первую очередь, необходимо повысить скорость горения очага. На более поздних стадиях развитое пламя может вполне устойчиво и достаточно быстро распространяться в «слабой» смеси [117].

Интерес к исследованиям, посвященным проблемам применения водорода, в последние годы стремительно возрастает в ведущих мировых научных центрах. Особенности частичной замены углеводородного топлива водородом рассмотрены в работах [13−84, 98−109]. Множество исследований было проведено в исследовательских центрах Германии. Широко известны работы, проводимые в Японии, где исследуется применение газообразного и жидкого водорода, а также присадок этого горючего к топливно-воздушной смеси [42, 43, 44, 85, 86]. Аналогичные исследования были проведены в Норвегии, Польше, Франции, Австралии, Индии и т. д. [13−84, 87, 88].

Существенный вклад в развитие направления по применению водорода в ДВС внесли известные российские ученые: В. А. Вагнер, В. А. Звонов, Ю. В. Галышев, А. И. Гайворонский, В. И. Ерохов, Г. Н. Злотин, Н. А. Иващенко, А. А. Капустин, Н. Н. Патрахальцев, А. С. Соколик, В. М. Фомин, А. С. Хачиян, Н. А. Хрипач, А. П. Шайкин и зарубежные ученые Buchner H., Dell R., Lucas G., Bade Shrestha S.O., Karim G.A., Huang Z, Jinhua Wang, Ferran A. Ayala, Inge Saanum и другие.

В настоящее время в МГТУ им. Н. Э. Баумана, ТГУ, МГТУ «МАМИ», СПбГПУ, АлтГУ, ВолгПИ и др. [98−109] проводятся научно-исследовательские работы по исследованию влияния водорода на характеристики ДВС, в основном, экспериментального характера. Большая часть из них посвящена исследованиям характеристик бензиновых и дизельных двигателей. По газовым двигателям экспериментальных материалов недостаточно для создания надежных методик расчета влияния добавок водорода на основные характеристики газового двигателя. Так как в последнее время проводится значительное количество работ по созданию газовых двигателей практически всеми мировыми ведущими производителями ДВС, то данная тематика очень актуальна и представляет большой практический интерес.

В работе поставлены следующие цели и задачи.

Цель работы: улучшение технико-экономических и экологических показателей газовых и дизельных двигателей при работе на обедненных смесях воздействием на процесс сгорания минимальной эффективной массовой доли добавки водорода в TBC, найденной по результатам экспериментальных исследований. Разработка метода определения эффективности применения добавок водорода при работе газового двигателя на пределе устойчивого горения бедных TBC.

Задачи исследований: • экспериментально определить минимальное количество массовой доли водорода в TBC, а также выявить области варьируемых параметров двигателя по частоте вращения вала, нагрузке, коэффициенту избытка воздуха и УОЗ, в которых наблюдается существенное влияние водорода на технико-экономические и экологические показатели газового и дизельного ДВС;

• разработать метод определения эффективности применения водорода при работе газопоршневого двигателя на пределе устойчивого горения на основе безразмерного параметра ?, учитывающего повышение полноты сгорания топлива в присутствии водорода, и безразмерной зависимости нижнего предела устойчивого горения TBC от коэффициента избытка воздуха при добавках водорода;

• разработать рекомендации по использованию добавок водородного топлива в TBC двигателей семейства КамАЗ для улучшения их технико-экономических и экологических характеристик.

Научная новизна исследований.

• Определены области варьируемых параметров двигателя по частоте вращения вала, нагрузке, коэффициенту избытка воздуха и УОЗ, в которых наблюдается существенное влияние минимальной массовой доли добавки водорода в TBC на технико-экономические и экологические показатели газового и дизельного двигателя;

• разработан метод определения эффективности применения водорода при работе поршневого двигателя на пределе устойчивого горения на основе безразмерного параметра? и безразмерной зависимости нижнего предела устойчивого горения метановодородовоздушной смеси от коэффициента избытка воздуха при добавках водорода.

• Разработаны рекомендации для использования добавок водородного топлива в TBC для двигателей семейства КамАЗ.

Практическая значимость исследований.

• Разработаны практические рекомендации по добавкам водорода в TBC двигателей семейства КамАЗ, позволяющие улучшить их технико-экономические и экологические показатели;

• Полученные эмпирические зависимости повышения полноты сгорания топлива от коэффициента избытка воздуха позволяют определять эффективность работы газопоршнего ДВС при различных добавках водорода в TBC и определить границы экономической целесообразности применения добавок водорода;

• Получены результаты экспериментальных исследований влияния минимальной эффективной массовой доли добавок водорода в TBC на экологические и технико-экономические характеристики газовых и дизельных ДВС семейства КамАЗ, представляющие практическую значимость при их совершенствовании.

Теоретическая значимость исследований.

• разработан метод расчета соотношения «водород-метан» в топливной композиции при работе ДВС по регулировочной характеристике по составу смеси при постоянной мощности и оптимальных углах опережения зажигания на основе безразмерного параметра? и безразмерной зависимости нижнего предела устойчивого горения TBC от коэффициента избытка воздуха при добавках водорода, который позволяет оценивать эффективность применения водорода при работе газопоршневого двигателя на пределе устойчивого горения.

Реализация результатов работы. Результаты экспериментальных исследований использованы в Научно-техническом центре ОАО «КамАЗ» г. Наб. Челны в процессе доводки газовых и дизельных двигателей семейства КамАЗ. Результаты работы используются в учебном процессе на кафедре «Теоретические основы теплотехники» КГТУ им. А. Н. Туполева в лекционном курсе «Энергетический комплекс промышленных предприятий» для специальности «Энергетика теплотехнологий».

Апробация работы. Основные положения и результаты работы обсуждены на научно-технических семинарах НИИ «Энергоэффективных технологий КГТУ им. А.Н. Туполева», кафедр «Теоретические основы теплотехники», «Автомобильные двигатели и сервис».

КГТУ им. А. Н. Туполева и представлены на следующих конференциях: VII Международная научно-практическая конференция «Люди и космос» (Днепропетровск, 2005) — Международная молодежная научная конференция «Туполевские чтения» (Казань, 2005;2006) — Международная научно-техническая конференция «Энергои ресурсоэффективность в энергобезопасности России» (Казань, 2006;2007) — VIII международный симпозиум «Энергоэффективность и энергосбережение», (Казань, 2007) Первый международный экологический конгресс «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» ELPIT 2007 (Тольятти, 2007) — III международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы энергетики» (Екатеринбург, 2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ. Из них 2 в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных результатов и выводов, списка использованной литературы из 201 наименований. Работа изложена на 165 страницах текста, иллюстрированного 17 таблицами и 72 рисунками.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Экспериментально определено минимальное количество добавок водорода в TBC для газовых двигателей, а также выявлены области варьируемых параметров двигателя по частоте вращения вала, нагрузке, коэффициенту избытка воздуха и УОЗ, в которых наблюдается существенное влияние добавок водорода на технико-экономические и экологические показатели газового двигателя.

2. Выявлено на основании результатов экспериментальных исследований, что влияние добавки водорода на технико-экономические и экологические показатели двигателя максимально эффективно при малых 1 нагрузках и низких оборотах ДВС {Ре < 3 кг/см", п < 1500 мин"). На режиме холостого хода применение добавок водорода позволило снизить: расход топлива на 29%- выбросы углеводородов СН до 4 разоксидов азота NOx до 30%- при и=1500 мин" 1: снизить расход топлива до 35%- повысить эффективный КПД до 13%- снизить объем выбросов углеводородов СН до 40%.

3. Экспериментально определено, что добавка водорода в TBC дизельного двигателя в объеме, соответствующем газовому двигателю приводит к снижению выбросов углеводородов до 40% при практически неизменных значениях выбросов NOx и СО и не оказывает существенного влияния на технико-экономические характеристики ДВС и его эффективный КПД.

4. Получены эмпирические зависимости для параметра, характеризующего повышение полноты сгорания метана в присутствии добавок водорода при соответствующих режимах работы двигателя п = 900 мин" 1 и п — 1500 мин" 1, представленные в виде формул (3) и (4): a)= 1,64- 2,615 -е a)= 0,998−0,37-е 1 0>б63 J которые позволяют прогнозировать технико-экономические показатели газовых двигателей до пределов устойчивого горения TBC.

5. Разработан метод расчета соотношения «водород-метан» в топливной смеси по регулировочной характеристике ДВС по составу смеси на основе безразмерных параметров? и у, характеризующих повышение полноты сгорания топлива и границу устойчивого горения TBC, от коэффициента избытка воздуха при добавках водорода, что позволяет оценивать эффективность применения водорода при работе газопоршневого двигателя на пределе устойчивого горения.

6. Разработаны рекомендации для использования добавок водородного топлива в TBC для газовых двигателей семейства КамАЗ.

7. Предложен способ подготовки топливных смесей «метан-водород» в соотношении 96% метана 4% водорода непосредственно на АГЗС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К РАЗДЕЛУ 3.2.

По результатам экспериментальных исследований можно сделать следующие выводы и рекомендации.

1. В соответствии с программой испытаний получены характеристики двигателя при подаче водорода в TBC, а именно регулировочные характеристики двигателя по составу смеси, нагрузочные характеристики двигателя, УВСХ, а также проведены испытания двигателя по циклу ESC ГОСТ Р 41.49 — 2003 как без добавки водорода, так и с добавкой водорода в количестве Gh = 0,135, Gh = 0,19 и Gh = 0,42 кг/ч.

2. По полученным экспериментальным результатам определены зависимости влияния добавки водорода на мощностные и экономические показатели двигателя, а также установлено влияние водорода на отдельные токсичные компоненты. В частности, получено:

• добавка водорода в принятом диапазоне изменения его расхода, обеспечивающемся системой подачи водорода, не ухудшает мощностные показатели двигателя;

• на исследованных режимах работы двигателя при принятых условиях добавка водорода не оказывает практически значимого влияния на эффективный КПД двигателя;

• анализ результатов экспериментов позволил установить, что расход дизельного топлива подчиняется следующей зависимости:

GHm = GmGh (Huh /Нит), (3.2.2) tr где G т — расход дизельного топлива при добавке водорода в TBC, кг/ч;

Gm — расход топлива без добавки водорода в TBC, кг/ч;

Gh — расход водорода, кг/ч;

Нип, Нит — низшие теплотворные способности водорода и дизельного топлива соответственно. Предложенная зависимость позволяет проводить оценку расхода топлива при использовании добавки водорода с погрешностью 5%;

• в принятом диапазоне изменения расхода водорода на исследованных режимах добавка водорода оказывает малое влияния на выбросы NOx и СО;

• применение добавки водорода существенно снижает выбросы СН — на отдельных режимах работы двигателя до 40%;

• результаты испытаний не позволили сделать однозначный вывод о влиянии добавки водорода на выбросы твердых частиц и дымность ОГ, так, в ходе испытания по циклу ESC зафиксировано уменьшение выбросов твердых частиц (Рт) примерно на 30%, в то время как оценка выбросов при добавке водорода на отдельных режимах показывает значительное увеличение Рт.

Ые, лс.

300,.

Кх,%.

20 280.

10. 260.

0. 240.

220.

30.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. В. Новоселов. Возможности использования водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. — М. 2007
  2. В., Луканин В. Н., Хачиян А. С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания. М.: Изд-во МАДИ (ТУ), 2000. -311с.
  3. В.А., Козлов СИ. Топлива и топливоподача многотопливных и газодизельных двигателей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 296 с.
  4. Я.Б. Моторные топлива. Новосибирск: Наука, 1987. — 208 с.
  5. В.Н., Патрахальцев Н. Н. Применение нетрадиционных топлив в дизелях. — М.: Изд-во Российского университета Дружбы народов, 1993.-64 с. 1 издание
  6. А. И. Гайворонский, В. А. Марков, Ю. В. Илатовский. Использование природного газа и других альтернативных топлив в дизельных двигателях М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2007. — 480с.
  7. Н.Г. Альтернативные моторные топлива XXI века //Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо. 2003. — № 3. -С. 58−63.
  8. Природный газ в моторах топливо XXI века, Е. Н. Пронин, Транспорт на альтернативном топливе № 2 2008 г. стр. 9−12
  9. Перспективные автомобильные топлива.: Пер. с англ. М.: Транспорт, 1982.-319 с.
  10. Bauer CG, Forest TW. Effect of hydrogen addition on the performance of methane-fueled vehicles. Part I: effect on S.I. engine performance. Int J Hydrogen Energy 2001- 26(l):55−70.
  11. Akansu S., Dulger Z., Kahraman N., et al. Internal combustion engines fueled by natural gas-hydrogen mixtures. Int J Hydrogen Energy 2004−29(14):1527−39.
  12. Bysveen M. Engine characteristics of emissions and performance using mixtures of natural gas and hydrogen. Energy 2007- 32(4):482−9.
  13. Sita Rama Raju AV, Ramesh A, Nagalingam B. Effect of hydrogen induction on the performance of a natural-gas-fuelled lean-burn SI engine. J Inst Energy 2000- 73(496): 143−8!
  14. Bell SR, Gupta M. Extension of the lean operating limit for natural gas fueling of a spark ignited engine using hydrogen blending. Combust Sci Technol 1997- 123 (l-6):23−48.
  15. Phillips JN, Roby RJ. Hydrogen-enriched natural gas offers economic NOx reduction alternative. Power Eng (Barrington, Illinois) 2000- 104(5):3.
  16. Yu G, Law CK, Wu CK. Laminar flame speeds of hydrocarbon an air mixtures with hydrogen addition. Combust Flame 1986- 63(3):33947.
  17. Halter F, Chauveau C, Djeballi-Chaumeix N, et al. Characterization of the effects of pressure and hydrogen concentration on laminar burning velocities of methane-hydrogen-air mixtures. Proc Combust Inst 2005−30:201−8.
  18. Di Sarli V, Di Benedetto A. Laminar burning velocity of hydrogen-methane/air premixed flames. Int J Hydrogen Energy 2007−32(5):637—46.
  19. Sankaran R, Im HG. Effects of hydrogen addition on the Markstein length and flammability limit of stretched methane/air premixed flames. Combust Sci Technol 2006- 178(9): 1585−611.
  20. Schefer RW. Hydrogen enrichment for improved lean flame stability. Int J Hydrogen Energy 2003- 28(10): 1131−41.
  21. Choudhuri AR, Gollahalli SR. Stability of hydrogen/hydrocarbon blended fuel flames. J Propul Power 2003- 19(2):220−5.
  22. Cozzi F, Coghe A. Behavior of hydrogen-enriched non-premixed swirled natural gas flames. Int J Hydrogen Energy 2006- 31(6):669−77.
  23. Choudhuri Ahsan R, Gollahalli Subramanyam R. Laser induced fluorescence measurements of radical concentrations in hydrogen-hydrocarbon hybrid gas fuel flames. Int J Hydrogen Energy 2000- 25(11):1119−27.
  24. Katoh A, Oyama H, Kitagawa K, et al. Visualization of OH radical distribution in a methane-hydrogen mixture flame by isotope shift/planar laser induced fluorescence spectroscopy. Combust Sci Technol 2006- 178(12):2061—74.
  25. Naha S, Briones AM, Aggarwal SK. Effect of fuel blends on pollutant emissions in flames. Combust Sci Technol 2005- 177(1): 183−220.
  26. Gauducheau J. L, Denet B, Searby G. A numerical study of lean CHrH2-air premixed flames at high pressure. Combust Sci Technol 1998- 137(1—6):81—99.
  27. Jackson GS, Sai R, Plaia JM, et al. Influence of H2 on the response of lean premixed CH4flames to high strained flows. Combust Flame 2003- 132(3):503−11.
  28. Abdel-Gayed, R., Bradley, D., and Lawes, M., «Turbulent Burning Velocities: A General Correlation in Terms of Straining rates», Proc. R. Soc. Lond. A, Vol. 414, pp. 389−413 (1987).
  29. Aldredge, R. C., Vaezi, V., and Ronney, P. D., «Premixed Flame Propagation in Turbulent Taylor-Couette Flow», Combust. Flame, Vol. 115, pp. 395−405 (1998).
  30. Bade Shrestha, S. O., and Karim, G. A., «Hydrogen as an Additive to Methane for Spark Ignition Engine Application», Int. J. Hydrogen Energy, Vol. 24, pp. 577−586 (1999).
  31. Bauer, C. G., and Forest, T. W., «Effect of Hydrogen Addition on the Performance of Methane-Fueled Vehicles. Part I: Effect on S.I. Engine», Int. J. Hydrogen Energy, Vol. 26, pp. 55−70(2001).
  32. Bauer, C. G., and Forest, T. W., «Effect of Hydrogen Addition on the Performance of Methane-Fueled Vehicles. Part II: Driving Cycle Simulations», Int. J. Hydrogen Energy, Vol. 26, pp. 71−90 (2001).
  33. Bedat, B., and Cheng, R. K., «Experiment Study of Premixed Flames in Intense Isotropic Turbulence», Combust. Flame, Vol. 100, pp. 485−494 (1995).
  34. Bell, S. R., and Gupta, M., «Extension of the Lean Operating Limit for Natural Gas Fueling of a Spark Ignited Engine Using Hydrogen Blending», Combust. Sci. Tech, Vol. 123, pp. 23−48 (1997).
  35. , D., «How Fast Can We Burn?», Proc Combust. Inst, Vol. 24, pp. 247−262(1992).
  36. , G., «The Effect of Turbulence on the Flame Velocity in Gas mixtures», Z. Elektrchem, Vol. 46, pp. 601−652 (1940) (Englisgh translation NASA Tech. Mem., Vol. 1112, 1947).
  37. E1-Sherif, S. A., «Control of Emissions by Gaseous Additives in Methane-Air and Carbon Monoxide-Air Flames», Fuel, Vol. 79, pp. 567−575 (2000).
  38. Gauducheau, J. L., Benet, B., and Searby, G. A., «A Numerical Study of Lean CH4/H2/Air Premixed Flames at High Pressure», Combust. Sci. Tech, Vol. 137, pp. 81−99(1998).
  39. Heywood, J. B., Internal Combustion Engine Fundamentals, McGraw-Hil, New York (1988).
  40. Karbasi, M., and Wierzba, I., «The Effects of Hydrogen Addition on the Stability Limits of Methane Jet Diffusion Flames», Int. J. Hydrogen Energy, Vol. 23, pp. 123−129 (1998).
  41. Kido, H., Huang, S., Tanoue, H., and Nitta, T., «Improving The Combustion Performance of Lean Hydrocarbon Mixtures by Hydrogen Addition», JSME Review., Vol. 15, pp. 165−167(1994).
  42. Shy, S. S., Lin, W. J., and Wei, J. C., «An Experimental Correlation of Turbulent Burning Velocities for Premixed Turbulent Methane-Air Combustion», Proc. R. Soc. Lond. A, Vol. 456, pp. 1997−2019 (2000c).
  43. Swain, M. R., Yusuf, M. J., Dulger, Z., and Swain, M. N., «The Effect of Hydrogen Addition on Natural Gas Engine Operation», SAE Paper 932 275, pp 1592−1600(1993).
  44. , C. J., «Effects of Hydrogen Addition on Methane Combustion in a Porous Medium Burner», Int. J. Hydrogen Energy, Vol. 27, pp. 699−707 (2002).
  45. Nakahara, M., and Kido, H., «A Study of the Premixed Turbulent Combustion Mechanism Taking the Preferential Diffusion Effect into Consideration», Memoirs of the Faculty of Engineering, Kyushu University, Vol. 58 No.2, pp. 55−82 (1998).
  46. Shy, S. S., I, W. K., and Lin, M. L., «A New Cruciform Burner and Its Turbulence Measurements for Premixed Turbulent Combustion Study», Experimental Thermal and Fluid Sci., Vol. 20, pp. 105−114 (2000a).
  47. Allenby, S.- Chang, W.-C.- Megaritis, A. Hydrogen enrichment: a way to maintain combustion stability in a natural gas fuelled engine with exhaust gas recirculation, the potential of fuel reforming. Proc. Inst. Mech. Eng., Part D 2001, 215 (3), 405−418.
  48. Wong, Y. K.- Karim, G. A. An analytical examination of the effects f hydrogen addition on cyclic variations in homogeneously charged Compression ignition engines. Int. J. Hydrogen Energy 2000, 25, 1217- 224.
  49. Karim, G. A., Wierzba, I., and Al-Alousi, Y., «Methane-Hydrogen Mixtures as Fuels», Int. J. Hydrogen Energy, Vol. 21, pp. 625−631 (1996).
  50. Karim, G. A.- Wierzba, I.- Al-Alousi, Y. Methane-hydrogen mixtures s fuels. Int. J. Hydrogen Energy 1996, 21 (7), 625−631.
  51. Bade Shrestha, S. O., and Karim, G. A., 2006, «The Operational Mixture Limits in Engines Fuelled by Alternative Gaseous Fuels» ASME Journal of Energy Resources Technology, Vol. 128, No. 3, pp223−228.
  52. Bade Shrestha, S. O., and Karim, G. A., 2005, «The Operational Mixture Limits in Engines Fuelled with Alternative Gaseous Fuels», ICES2005−1087, ASME Internal Combustion Engine Division, Spring Technical Conference, Chicago, IL, April 5−7, 2005
  53. Bade Shrestha, S. O., and Karim, G. A., 2001, «Considering the Effects of Cyclic Variations When Modeling the Performance of a Spark Ignition Engine», SAE Paper No. 2001−01−3600, Modelling Techniques for Diesel and SI Engines (SP-1648)
  54. Bade Shrestha, S. O. and Karim, G. A., 2001, «Predicting the effects of the presence of diluents with methane on spark ignition engine performance», Applied Thermal Engineering, Vol. 21 (2001), pp 331−342.
  55. Bade Shrestha, S. O. and Karim, G. A., 2001 «An Experimental and Analytical Examination of the Combustion Period for Gas Fuelled Spark Ignition Engine Applications», Journal of Power and Energy, Vol. 215 No. Al, London, UK.
  56. Bade Shrestha, S. O., Karim, G. A. and Wierzba, I, 2000, «Examination of Operational Limits in Gas Fueled Spark Ignition Engines», SAE Paper No. 2000−01−1944, Combustion in SI Engines 2000 (SP-1549).
  57. Bade Shrestha, S. O. and Karim, G. A., 1999, «A Predictive Model for Gas Fueled Spark Ignition Engine Applications», SAE Paper No. 1999−01−3482, Modelling and Diagnostics in SI Engines (SP-1481).
  58. Bade Shrestha, S. O. and Karim, G. A., 1999, «Hydrogen as Additive to Methane for Sparking Ignition Engine Applications», International Journal of Hydrogen Energy, Vol. 24, No. 6, pp 577−586.
  59. Hoekstra, R. L.- Collier, K.- Mulligan, N. Experimental study of clean burning vehicle fuel. Int. J. Hydrogen Energy 1995, 20 (9), 737- 45
  60. Sierens, R.- Rosseel, E. Variable composition hydrogen/natural gas mixtures for increased engine efficiency and decreased emissions. J. Eng. Gas Turbines Power 2000, 122 (1), 135−140
  61. Hoekstra, R. L., Blaarigan, P. V., and Mulligan, N., «NOx Emissions and Efficiency of Hydrogen, Natural Gas, and Hydrogen/Natural Gas Blended Fuels», SAE Paper 961 103, pp. 761−773 (1996).
  62. Jinhua Wang, Zuohua Huang Characteristics of direct injection combustion fuelled by natural gas-hydrogen mixtures using a constant volume vessel Int. J. Hydrogen Energy 33 (2008) 1947- 1956
  63. Huang Z, Zhang Y, Zeng K, et al. Measurements of laminar burning velocities for natural gas-hydrogen-air mixtures. Combust Flame 2006- 146(1—2):302—l 1.
  64. Huang Z, Wang J, Liu B, et al. Combustion characteristics of a direct-injection engine fueled with natural gas-hydrogen mixtures. Energy Fuels 2006- 20(2):540−6.
  65. Huang Z, Wang J, Liu B, et al. Combustion characteristics of a direct-injection engine fueled with natural gas-hydrogen blends under various injection timings. Energy Fuels 2006- 20(4): 1498−504.
  66. Huang Z, Wang J, Liu B, et al. Combustion characteristics of a direct-injection engine fueled with natural gas-hydrogen blends under different ignition timings. Fuel 2007- 86(3):381—7.
  67. Huang Z, Shiga S, Ueda T, et al. Effect of fuel injection timing relative to ignition timing on the natural-gas direct-injection combustion. J Eng Gas Turbines Power 2003- 125(3):783−90
  68. Jennifer A. Topinka. Knock Behavior of a Lean-Burn, Hydrogen-Enhanced Engine Concept Massachusetts Institute of Technology, 2003. h Varde, K. S. Varde, K. S.,
  69. Inge Saanum «Experimental study of hydrogen as a fuel additive in combustion engines» 2008−01−15 The Norwegian University of Science Technology
  70. Моторные топлива: M.: Транспорт, 1982. 249 с.
  71. I. Е. NASA to test Hydrogen-Enriched Fuel. Aviation week and. Technology, 1985, v. 103, N18, p.p.46−48
  72. Hulet I. F. Perfomance of a hydrogen noble gas engine. Int J. Hydrogen Hll 1980 p. p. 439−452
  73. Ozaki, S.- Korematsu, K. Study on the emission control of gasoline engirt^ hydrogen addition Journal of Mechanical Engineering Laboratory (May vol.32, no.3, p. 117−26, 6 refs.
  74. , M. (Dept. of Energy & Process Technol., Norwegian Univ. of Techniology, Norway) Engine characteristics of emissions and performanc mixtures of natural gas and hydrogen Energy (April 2007), vol.32, no.4, p. 18 refs.
  75. К. И. Газовые двигатели. -М: Машиностроение, 1987. 193 с.
  76. А. В. Сгорание в быстроходных поршневых двигате. М.: Машиностроение, 1987.-276 с.
  77. И. JI. Гашение детонации обеднением смеси двигателя на бензо-воздушных и водородно-воздушных смесях. Защита воздушного бассейна от загрязнения токсичными транспортных средств. т. 1, Харьков: 1987 с. 83−92
  78. А. С. Самовоспламенение, пламя и детонации в газах 428 с.
  79. Ф. В., Арсенов Е. Е. Перспективные топлива для автом М.: Транспорт, 1989. -150 с.
  80. Van BP, Keller JO. A hydrogen fuelled internal combustion engine design single speed/power operation. Int J Hydrogen Energy 1998- 23(7):603−9.
  81. Г. Б. Повышение топливной экономичности и снижение токсин бензиновых двигателей добавкой водорода к бензину //Автора диссертации к. т. н., Харьков, 1984
  82. В. А. Основы теории и практика использования альтернативных топлив в дизелях //Автореферат диссертации д. т. н. АлТГУ — Барнаул, 1995 г.
  83. А. В. Разработка и исследование топливной аппаратуры для ДВС, работающих на смеси бензина с водородом //Автореферат диссертации к. т. н., Москва, 2007
  84. Ивашин Павел Валентинович. Зависимость концентрации несгоревших углеводородов в отработавших газах бензиновых ДВС от скорости распространения пламени и ионного тока //Автореферат диссертации к. т. н., ТГУ. Тольятти, 2004
  85. М. И. Метод улучшения показателей работы дизеля подачей на впуск водородосодержащего газа //Автореферат диссертации к. т. н. Москва, 2006
  86. Павлов Денис Александрович. Снижение выбросов углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя добавкой водорода в топливовоздушную смесь //Автореферат диссертации к. т. н., ТГУ. Тольятти, 2005
  87. Смоленский Виктор Владимирович. Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливно-воздушную смесь //Автореферат диссертации к. т. н., ТГУ. Тольятти, 2007
  88. П. В. Влияние скорости распространения пламени на выделения оксидов азота при добавке водорода в бензиновые двигатели //Автореферат диссертации к. т. н., ТГУ. Тольятти, 2007
  89. А.Ю. Исследование рабочих процессов автомобильного двигателя на бензино-водородных топливных композициях //Автореферат диссертации к. т. н. Москва 1982
  90. В. А. Улучшение экономических и экологических характеристик дизелей методом насыщения жидкого топлива водородом. //Автореферат диссертации к. т. н., АлТГУ. Барнаул, 1984
  91. Ю. В. Конвертирование рабочего процесса транспортных ДВС на природный газ и водород //Автореферат диссертации д. т. н., СПбГТУ. -Санкт Петурбург 2010
  92. Анализ перспективы создания водородных двигателей, Ю. В. Галышев, международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология № 2, 2005»
  93. В.Н., Патрахальцев H.H. Применение нетрадиционных топлив в дизелях. М.: Изд-во РУДН, 1993. — 64 с. 2 издание
  94. Wegrzyn J., Gurevich М. Liquefied Natural Gas for Trucks and Buses // SAE Technical Paper Series. 2000. — № 2000−01−2210. — P. 1−6.
  95. Двигатели внутреннего сгорания: Теория рабочих процессов поршневых и комбинированных двигателей / A.C. Орлин, Д. Н. Вырубов, В. И. Ивин и др.- под ред. A.C. Орлина. М.: Машиностроение, 1971. — 400 с.
  96. A.A., Азев B.C., Камфер Г. М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. — М.: Химия, 1993. 336 с.
  97. В.Л., Карпусенко В. В. Перспективы использования водорода и аммиака в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания /
  98. Сб. «Физические методы исследования биологических объектов». — М.: МФТИ, 1981.-С 36−41.
  99. Природный газ как моторное топливо на тракторе / Ф. Г. Гайнуллин, А. И. Гриценко, Ю. Н. Васильев и др. М.: Недра, 1986. -255 с.
  100. В.П. Карпов, А. С. Бетев. Турбулентное горение ДВС с искровым зажиганием. М. 2007
  101. Sholte T.G., Vaags Р.В. Burning velocities of mixtures of hydrogen, carbon monoxide and methane with air // Combust. Flame. 1959. V. 3. P. 511−524.
  102. Б. E. Гельфанд, О. E. Попов, Б. Б. Чайванов. Водород: параметры горения и взрыва. М: ФИЗМАТЛИТ, 2008 288 с.
  103. Bowman СТ., Frenklach M., Gardiner W.R., Smith G. The GRI3.0 Chemical Kinetic Mechanism. 1999. http://www.me.berkeley.edu/gri mech/
  104. Compression Ratio Influence on Maximum Load of a Natural Gas Fueled HCCI Engine // J.-O. Oldsson, P. Tunestal, B. Johansson, S. Fiveland, R. Agama, M. Willi, D. Assanis. SAE Technical Series 2002−01−0111, 2002.
  105. Ren J.Y., Qin W., Egolfopoulos F.N., Tsotsis T.T. Strain-rate effects on hydrogen-enhanced lean premixed combustion // Combust. Flame. 2001. V. 124. P. 717−720.
  106. Lewis B. Selected Combustion Problems (AGARD), Butterworths, Lond., 1959. p. 117.
  107. Strehlow R.P. Fundamentals of Combustion. Intern. Textbook Company, Scranton, PA, 1968.
  108. Drell /., Belles F. Survey of Hydrogen Combustion Properties / NACA Rep. 1383, 1958.
  109. Wierzba I., Kilchyk V. Flammability limits of hydrogen-carbon monoxide mixtures at moderately elevated temperatures // Int. J. Hydrogen Energy. 2001. V.26. P. 639−643.
  110. Wierzba 7, Ale B.B. Rich flammability limits of fuel mixtures involving hydrogen at elevated temperature // Int. J. Hydrogen Energy. 2000. V. 25. P. 75−80.
  111. Karim G.A., Wierzba 7, Boon S. Some considerations of the lean flammability limits of mixture involving hydrogen // Int. J. Hydrogen Energy. 1985. V. 10. P. 117−123.
  112. Wierzba I., Karim G.A., Cheng H. The rich flammability limits of fuel mixtures containing hydrogen // American Inst, of Chemical Engineers. 1986. V 82. P. 251.
  113. Wierzba I., Wang Q. The flammability limits of H2-CO-CH4 mixtures in air at elevated temperatures // Int. J. Hydrogen Energy. 2006. V 31. P. 485−489.
  114. В. Я., Когарко С. М. Промотирование горения физика горения и взрыва.-М., 1969. -С. 99−105.
  115. А. Е. Гуссак JI.A., Семаков И. Б. Программирование горения углеродно-воздушных смесей // Докл. АН СССР, — 1977 № 2,-С 363−365.
  116. П.М. Токсичность ГТД и перспективы применения водорода.-Киев: Наукова думка, 1982 140 с.
  117. Ф.В., Аксенов ЕЕ Перспективные топлива для автомобилей.-М.: Транспорт, 1979. 151 с.
  118. К. Воспламеняемость смеси водорода с воздухом // 1982,-№ 321.-С. 378−384
  119. Al-Khishali K.J., Bradley D., Hall S.F. Turbulent Combustion of Near-Limit Hydrogen-Air Mixtures // Combust. Flame. 1983. V. 54. P. 61−70.
  120. D.R. Lancaster, R.B. Krieges, S.C. Sorenson, W.L. Hull. Effects of Turbulence on Spark Ignition Engine Combustion. — SAE 760 160.
  121. Lewis В., von Elbe G. Combustion. Flames and Explosion of Gases — Third ed., Acad. Press, Orlando, FL. 1987. 739 p. Льюис Б., Эльбе Г. Горение, пламя и взрывы в газах / Перевод с англ. — М.: Мир, 1968. 592 с.
  122. И. В., Трусов В. И., Хачиян А. С. и др. Подача и распыливание топлива в дизелях М: Машиностроение 1971 — 359 с.
  123. Danies L. P. A., Bindon J. P. Mainfold explosions and other combustion phenomeno in a low speed hydrogen fuelled spark ignition Engine. The suo south African mechanical engineer, vol. 26, Sanuary 1976 1118
  124. Л.Е., Румянцев B.B., Шабанов А. Ю. Особенности тепловыделения и рабочего процесса дизеля, работающего с добавками водорода: Двигателестроение.-1983.- № 9.- с.7−9.
  125. В.А., Синицын В. А., Батурин С. А. «Снижение сажевыделения и радиационной теплоотдачи» // Двигателестроение.-1985, № 8.-С. 11−13
  126. В.А., Матиевский «Осуществление добавки водорода к топливу и ее влияние на показатели работы дизеля» // Двигателестроение.-1985.- № 2.-С. 11−13.
  127. А.С. Хачиян, В. Ф. Водейко. Использование водорода в качестве моторного топлива для автомобильных двигателей внутреннего сгорания. «Транспорт на альтернативном топливе» № 3 2008 г.
  128. G., Kliiting М., Bock С., Fischer Н. Новый 12-цилиндровый водородный двигатель. Начался век применения водорода в ДВС. Журнал SAE, март 2006.
  129. W., Gruber М., Hecht L., Staar В. Двухтопливный V-образный 12-цилиндровый двигатель на водороде легкового автомобиля БМВ. Журнал MTZ 061, 2007. С. 446−453.
  130. В.А., Новоселов А. Л., Лоскутов А. С. Снижение дымности дизелей / Алт. краев, правление Союза НИО СССР Барнаул: Б.и., 1991−140 с.
  131. И. В., Стечкин В. С., Генкин К. Н., Золотаревский В. С. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстроходного поршневого двигателя -М: Машиностроение
  132. А. П. Анализ теоретического цикла газового двигателя -М: Машиностроение
  133. Дж. Фогельсон Водород в качестве топлива для двигателей — М: Транспорт, 1982.- 320 с.
  134. А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей / Киев.: Наука думка, 1984.
  135. ГОСТ 8.207−76. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений.
  136. П.В. Оценка погрешностей результатов измерений / П. В. Новицкий, И.А. Зограф- JL: Энергоавтомиздат, Ленинград, отделение. -1985
  137. П.П. Расходомеры и счетчики количества. Изд. 3-е, перераб. и доп. JL, «Машиностроение», 1975.
  138. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. А. Звонов. Изд. 2-е перераб. — М.: Машиностроение. — 1981.
  139. Определение соотношения бензин-водород для обеспечения устойчивой работы поршневого ДВС на бедных смесях/ Л. Н. Бортников и др.- Сборник СГАУ вып. 3. 2000.
  140. М.М. Пределы стабильного сгорания обедненных бензовоздушных смесей в ДВС при различных способах интенсификации / М. М. Русаков и др.- Сборник трудов XI симпозиума по горению и взрыву. 1996.
  141. Двигатели внутреннего сгорания: учебник для втузов по спец. «двигатели внутреннего сгорания» / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. Изд. 4-е -перераб. и доп. — М.: Машиностроение. — 1984.
  142. Химия горения: перевод с англ. / Под ред. М. Л. Гардинера. М.: Мир. — 1988.
  143. Д.Ю. Водород. Свойства, получение, хранение, транспортирование, применение: справ. Изд. / Д. Ю. Гамбург, В. П. Семенов, Н. Ф. Дубовкин, Л. Н. Смирнова. Под ред. Д. Ю. Гамбурга, Н. Ф. Дубовкина. -М.: Химия. -1989.
  144. Исследование рабочего процесса двигателя ВАЗ-2111 с добавкой водорода: отчет о НИР/ ТолПИ, АО АВТОВАЗ. 2000. — № 01.20.4 377.
  145. Л.Н. Некоторые особенности горения бензоводородовоздушной смеси в цилинре ДВС. Физика горения и взрыва, № 4, 2007.
  146. Sanders S.T., Kim Т., Gas Temperature Measurements During Ignition in an HCCI Engine. SAE Paper 2003−01 -0744, 2003.
  147. Kraft M., Bhave A. Numerical Analysis a Natural Gas Fuelled HCCI Engine with Exhaust Gas Recirculation, Using a Stochastic Reactor Model. Mauss Cambridge Center for Computational Chemical Engineering, Preprint № 8 ISSN 1473−4273, 2003.
  148. Л.Н. БОРТНИКОВ, M.M. РУСАКОВ Оценка экономических и экологических показателей поршневых две с искровым зажиганием при их работе на смеси «бензин—водород» Автомобильная промышленность 2008 № 3 стр. 11−13
  149. Т.У. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями / Т. У. Асмус, К. Бргннакке и др.- под ред. Д. Хиллиарада, Дж.С. Спрингера- перевод с англ. Васильева- под ред. А. В. Кострова. М.: Машиностроение, 1988.
  150. А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учебное пособие для вузов / А. И. Колчин, В. П. Демидов. Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Высш. Школа. -1980.
  151. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени- перевод с англ. Ю. Ф. Дитикина. — Машиностроение. — 1981.
  152. Simon D.M. Fourth Symposium (International) on combustion / Simon D.M., Belles F.E., Spakowski A.E.- p. 126−138, Baltimore. 1953. См. 4-ый симпозиум (международный) по вопросам горения и детонационных волн: оборонгаз с. 100.- 1958.
  153. Я.Б. Теория горения и детонации газов / Я.Б. Зельдович- М.: АН СССР.- 1954.
  154. Borland, М. and Zhao, F. (2002) Application of Secondary Air Injection for Simultaneously Reducing Converter-In Emissions and Improving Catalyst Light-Off Performance. SAE Technical Paper No. 2002−01−2803.
  155. Ю.В., В. Ю. Петров прогнозные оценки стоимости водорода в условиях его централизованного производства // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3.
  156. ExternE Externalities of Energy. A Research Project of the EC, vol. 1−10, 1995−2005, www.externe.info/publications.html
  157. National Vision of America’s Transition to a Hydrogen Economy — to 2030 and Beyond? February 2002, US DOE.
  158. European Hydrogen & Fuel Cell. Technology platform. Implementation Plan. -Status 2006, Implementation Panel, March 2007.
  159. Joint Technology Initiative on Fuel Cells and Hydrogen, Brussels, 28 March, 2007.
  160. Japan Hydrogen & Fuel Cell Demonstration Project, www.jhfc.jp/data/ pamphlet/pdf/pamphlet.pdf
  161. Ю.В., Перспективы применения водорода в системах децентрализованного электро- и теплоснабжения// Проблемы прогнозирования. 2007. № 3.
  162. Hydrogen Production & Distribution, IEA Energy Technology Essentials, April 2007, http://www.iea.org/Textbase/techno/essentials5.pdf
  163. Lipman T. What Will Power the Hydrogen Economy? Present and Future Sources of Hydrogen Energy, Energy and Resources Group, July 12, 2004, http://rael.berkeley.edu/files/2004/Lipman-NRDC-Hydrogen-Economy-2004.pdf
  164. Э.Э., Малышенко С. П., Кулешов Г. Г. Введение в водородную энергетику. М.: Энергоатомиздат, 1984.
  165. Schultz К., Use of the Modular Helium Reactor for Hydrogen Production, World Nuclear Association Annual Symposium, London, 3−5 September 2003. http://www.world-nuclear.org/sym/2003/pdfschultz.pdf
  166. A.C., Синяк Ю. В. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России на период до 2030 года // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4.
  167. Levene М., Mann К., Margolis R., Milbrandt A. An Analysis of Hydrogen Production from Renewable Electricity Sources, Preprint J.I. National Renewable Energy Laboratory Prepared for ISES 2005 Solar World Congress Orlando, Florida August 6−12, 2005.
  168. Simbeck D., Chang E., Hydrogen Supply: Cost Estimate for Hydrogen Pathways. Scoping Analysis, SFA Pacific, Inc. Mountain View, California, January 22, 2002 July 22, 2002, http://www.nrel.gov/docs/fy03osti/32 525.pdf
  169. Amos W. Costs of Storing and Transporting Hydrogen, National Renewable Energy Laboratory, November 1998, http://wwwl.eere.energy.gov/ hydrogenandfuelcells/pdfs/25 106.pdf
  170. Henderson B. The Experience Curve. 1974. https://gsbapps.stanford.edu/ researchpapers/library/RP641 .pdf
  171. Annual Energy Outlook 2007 with Projections to 2030, DOE/EIA, Energy Information Administration, U.S. Department of Energy, February 2007, http://www.eia.doe.gov/oiaf/aeo/pdf/notes&sources.pdf
  172. Oil & Gas Journal Online. 2007, http://www.ogj.com/
  173. Lovins A. Twenty Hydrogen Myths, Rocky Mountain Institute, 20 June 2003, http://www.rmi.org/images/other/Energy/E03−0520HydrogenMyths.pdf
  174. Tawfik H. Hydrogen Economy & (РЕМ) Fuel Cells, Institute for Manufacturing Research, September 2003, http://www.ieee.li/pdf/viewgraphs fuelcell. pdf
  175. Padry C.E.G. and Putsche V. Survey of the Economics of Hydrogen Technologies, NREL, September 1999, http://wwwl.eere.energy.gov/ hydrogenandfuelcells/pdfs/27 079.pdf
  176. Ogden J., Nitsch J. Solar hydrogen. In: T. B. Johansson et al., Renewable Energy: Sources for Fuels and Electricity, Washington D.C.: Island Press, 1993.
  177. U. S. Department of Energy, http://www.energy.gov/
Заполнить форму текущей работой