Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время обостряется потребность общества в непрерывном совершенствовании систем образования и, в частности, начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительной направленности с развитыми художественно-творческими способностями, обладающих профессиональными умениями и навыками, широкой эрудицией, способных к творческой трудовой деятельности. Возрастающий спрос на таких специалистов всех уровней — от рабочего, до имеющего высшее образование, — актуализировал потребность в реорганизации учреждений начального профессионального образования (НПО) художественно-строительного профиля посредством построения новой системы непрерывного профессионального образования, активизирующей развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышающей уровень профессиональной подготовки рабочих различных профессий для строительных организаций. Уже сложившаяся практика деятельности НПО является результатом перестроечных процессов не только в обществе в целом, но и в профессиональной подготовке специалистов художественно-строительного профиля, которые проходят зачастую стихийно, без достаточного научно-педагогического обоснования изменений с учётом новых социально-экономических условий, нередко в отрыве от производства, с недостаточным использованием традиций и самобытности национального художественного искусства.
Степень разработанности проблемы. Становление и развитие начальной профессиональной подготовки художественно-строительной направленности в настоящее время является одной из важных проблем отечественной системы профессионального образования (Мухаметзянова Г. В., 1998; Осоргин E. JL, 2000; Решетников О. П., 2008; Рогов Е. И., 2003; Соколова М. С., 2002 и др.), поскольку возникают принципиально новые требования к качеству и эстетике строительства. Основные направления совершенствования системы начального профессионального образования находят свое отражение в научных исследованиях: философов (Еерасимов Г. И., 2005; Попов В. В., 2006; Щеглов B.C., 2006), психологов (Асмолов А.Г., 2005; Крылов A.A., 2005; Максимов JI.K., 2003; Талызина Н. Ф" 2003), раскрывающих механизмы овладения знаниями, умениямии навыкамипедагогов (Бабанский Ю.К., 1999; Батышев С. Я., 1999; Сергеева Н. К., 2006; Сериков В'.В,'2007), дающих теоретико-методологическое обоснование образовательной^деятельности обучающихсяученых, представляющих педагогическое направление начальной профессиональной подготовки (Давыдкина В. В'., 2004; Данилина P.A., 2001; Логинов В. М., 2000 и др.), рассматривающих различные аспекты подготовки кадров рабочих профессий. Показано, что основными факторами начальной профессиональной подготовки специалистов и организации профессиональной деятельности являются: привитие норм трудовой деятельности, как важного компонента в профессиональном становлении будущего квалифицированного рабочегоизучение форм организации и методов проведения образовательной деятельности учащихсязанятия в учреждениях дополнительного образованияактивное участие обучаемых в, общественно-образовательных и культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах на1 лучшую профессию. Это известные факторы обеспечения успешности НПО, но их реализация затрудняется следующими противоречиями.
С одной стороны, повышаются требования к качественной подготовке выпускников НПО с художественно-эстетическим профилем в контексте которых разрабатываются: государственный образовательный стандарт НПО, сквозные учебные планы и учебные программы, альтернативные учебники по I предметам НПО художественно-эстетического цикла, а с другой стороны, явно ощущается недостаток преподавательских кадров, особенно с художественным образованием, имеющих опыт практической деятельности на предприятиях строительного производства. Кроме того, следует отметить, что в период перестроечных процессов в стране большинство профессионально-технических училищ были ликвидированы, опытные кадры педагогов ушли на работу в других сферах, материально-техническая база учебных заведений утрачена: Это в значительной степени снижает качество подготовки молодых специалистов и эффективность работы учебно-воспитательных заведений НПО. Развитию художественно-творческих спосббностей учащихся в немалой степени препятствуют и разрушение прежних обычаев, традицийхудожественных ценностей, и крайне медленное создание новых.
Профессиональная подготовка специалистов с развитыми художественно-творческими способностями — длительный процесс, который начинается с раннего детства-и продолжается вплоть до получения высшего профессионального образования, напрактике же все ещё не отработана преемственность между ступенямисистемы, образования. Сама же система непрерывного профессионального^ образования^ (школа с. углубленным: изучением прикладного искусства" — лицейНПО) недостаточно интегрирована с производством.
Еще недавно профессиональная подготовка специалистов определялась, госзаказом государственных предприятий ж организаций. С изменениемсоциального и экономического курса страны (государственного и негосударственного сектора экономики) возникла потребность-в диверсификации системы образования, что противоречит задачам повышения качества подготовки, отвлекая от них внимание всего персонала НПО. Поэтому при подготовке специалиста, наряду с реализацией необходимых качественных нововведений, возникла необходимость реализации экономической составляющей рыночных отношений и учёта новых потребностей рынка труда.
Вышеуказанные противоречия* и необходимость их разрешения, непосредственно определяют проблему исследования, заключающуюся в научно-обоснованном поиске организационно-педагогических условий, форм, методов, средств и методик подготовки в современных социальных условиях квалифицированных рабочих кадров, способных выполнять сложную техническую, художественную работу, обладающих соответствующими’развитыми творческими способностями, ориентированных на сохранение историко-культурного наследия страны, как вектора общественного развития.
Решение этой проблемысоставляет цель, исследования.
Объе1сг исследования — начальная профессиональная-подготовка специалистовхудожественно-строительногопрофиля в новых социально-экономических условиях.
Предмет: исследования — организационно-педагогические условия совершенствования начальной профессиональной подготовки. специалистов художественно-строительного профиля;
Гипотеза-! исследования: уровень, профессиональной подготовки кадров с рабочими профессиями художествённо-строительного профиля заметно повыситсяесли:. ,. '.
—, будут. определенытеоретико-педагогические предпосылки совершенствования системы начальной* профессиональнойподготовки специалистов с развитыми художественно-творческими! способностями- (сущность, структурафункции, условия);
— будет разработана, модель начальной профессиональной, подготовки специалистоврабочих профессий, ориентированная на развитие профессиональных художественно-творческих способностей посредством реализации, содержания образования (учебные планы, учебные программы) на основе выполнения государственного стандарта образования НПО и с учетом саморазвития, самосовершенствования учащихся, и отвечающая требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности обучения и воспитания учащихся;
— будут выявлены, обоснованы и реализованы организационно-педагогические условия экспериментальной апробации, совершенствования и реализации разработанной модели. ,.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования для доказательства выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования.
Теоретические задачи: .
— на основе’анализа существующих педагогических исследований^ области построения и совершенствования систем НПО разработать теоретико-педагогическое обоснование путей совершенствования начальной профессиональной подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях с учётом^ необходимости" использования непрерывного художественно-строительного профессионал ьногообразования;
— выявить совокупность художественно-творческих способностей. личности, обеспечивающих возможность профессиональной художественно-строительной ориентации будущего специалиста- :
— подобрать методику, определяющую структурно-функциональные и информационно-содержательные связи между различными формами занятий,. обеспечивающих последовательность формирования у будущих" квалифицированных рабочих. умений: и> навыков профессиональнойтрудовой. деятельности-: — ¦ ,.
— разработать и теоретически обосновать модель начальной профессиональной подготовки специалиста художественно-строительного профиля- .
— разработать критерии определения эффективности модели начальной профессиональной подготовки квалифицированных кадров рабочей профессии.
Эмпирические задачи:
— апробировать разработанную модель начальной профессиональной подготовки специалиста художественно-строительного профиля- - опираясь на результаты исследования разработать практические рекомендации повышения эффективности начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее;
— осуществить сравнительный анализ функционированияновой модели начальной профессиональной подготовки специалистов и традиционной-.
Методологическая основа исследования:
— философские теории познания и деятельности (Г.И. Герасимов, В. В. Попов, Б. С. Щеглов и др.);
— системно-целостный подход к развитию личности, формирующей свои художественно-творческие способности на основе идей современной дидактики развивающего обучения (J1.B. Занков, В. В. Давыдов, Я.Б. Элько-нин, Л. П. Саксонова, О. Г. Радомская и др.);
— личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, З. И. Равкин, E.H. Шия-нов);
— системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования в интеграции с производством (A.A. Андреева, В. М. Логинов, Н. М. Таланчук, Ю. А. Кустов, В. Н. Мещеряков, Е. М. Торшилова и др.);
— концепции профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров художественного профиля (С.Я.Батышев, Г. В. Мухаметзянова, О. А. Ковалева и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
— теоретические положения общей и социальной педагогики, педагогической психологии, по проблемам начального профессионального образования, предпрофильной и профильной подготовки учащихся в средней школе (А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.);
— педагогические разработки проблемы художественного воспитания (Г.В. Лабунская, Б. П. Юсов, A.A. Мелик-Пашаев, Е. М. Торшилова, A.A. Дмитриева, H.A. Кушаев и др.);
— теоретические основания начальной профессиональной подготовки специалиста в сфере НПО (Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, В.М. Логинов) и развития творческих способностей в процессе гуманитарно-художественного воспитания и обучения (И.В.Марченко, В. В. Давыдкина, Р. А. Данилина и др.);
— теоретические обоснования инновационных технологий обучения учащихся по специальным дисциплинам НПО и изобразительному искусству (B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, JI.B. Школяр, Л. Г. Савенкова и др.).
Методы* и. методики исследования: теоретический анализ источников информации, анализ и синтез теоретического и опытно-экспериментального материала, изучение и обобщение опыта преподавательской работыанкетирование, наблюдение, беседы, опытно-экспериментальная работа, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ их результатовапробация опытно-экспериментальных материалов, обеспечивающих на практике эффективность модели начальной профессиональной" подготовки специалиста, методы математической статистики и современных информационных технологий.
Экспериментальная" база исследования и, контингент испытуемых: художественно-строительный лицей № 5 п. Иноземцево, Ставропольского края, гимназия' № 1 п. Иноземцево, Иноземцевская средняя" общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикланаучным исследованием охвачено 148 педагогов, мастеров ПО и 652'человека из контингента обучаемых.
Этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, проводившихся в течение 2000 — 2010 годов и различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения. На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 — 2002 г. г.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, анализ педагогической практики художественного образования. Результатом первого этапа исследования была разработка методологических положений — актуальность, цели, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования. Составление рабочей программы и выбор методов экспериментальной работы. На втором, основном, этапе (2003 -2007г.г.) осуществлялась следующая экспериментально-исследовательская работа. Проводился констатирующий эксперимент с целью изучения сложившейся педагогической теории и практики художественного образования учащихся. По результатам исследования была разработана модель системы непрерывного художественного образования, её программное обеспечение, создан план и проведен" формирующий эксперимент, направленный на совершенствование и выявление эффективности разработанной модели’начальной профессиональной подготовки^ посредством развития художественно-творческих способностей" учащихся, оценивания результативности роста мастерства и условий< сопряжения с производством. На третьем, заключительном, этапе исследования (2008 — 2010 г.г.) осуществлялась корректирование педагогического обеспечения развития «художественного творчества учащихся, всистеме художественно-строительного образования, апробацияшолучен-ных данных, обработка результатовэкспериментальной, работы, внедрение полученных результатов в-практику, оформление. диссертационной работы. В. процессе исследования^ диссертант выступал в ролиорганизатора учебно-воспитательного процесса-и. педагога — непосредственного-участника начальной профессиональной подготовки-квалифицированных' рабочих кадров. художественно-строительного профиля.
Теоретическая значимость, результатов исследования состоит: в развитии теоретических основформирования^ начальных профессиональных навыков специалистов художественно-строительного профиля на основе интеграции общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственных (профессиональных) практикв определении критериев и уровней-сфор-мированности навыков профессиональной деятельности у выпускников учреждения НПО.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия, совершенствования начальнойпрофессиональной подготовки специалиста. в художественно-строительном лицее и развития, художественно-творческих способностей учащихся-в системе непрерывного художественного образования- 11 ' ¦ ¦ /, ¦. V- «.
— разработана и апробирована модель, раскрывающая этапы 1 гачальной профессиональной! подготовки, специалистов" и развитияхудожественно-творческих способностей"! учащихся ' в системе: «средняя, школа — лицей ¦НПО"-» '" ••:' '.¦•¦:'¦¦
— разработана двухуровневая система непрерывного профессионального образования, средняя"школа-(профильная: подготовка)*- лицейНПО (начальная, профессиональная подготовкаспециалистов^ рабочих профессий) — ориентированная, на развитие художественно-творческих способностей? учащихся-, основанная? на принципе инновационногоопережающего ^ образования в подготовке рабочих кадров;
— разработаны методические материалы и рекомендации-. по развитию художественно-творческих способностей учащихся в. условиях непрерывного образования-" инте]фации1С производством— ¦'.-:
Существенность-отличий! шновизненаучных, положений’от результат товполученных другими-авторами^ заключается?^следующем, — обоснована возможность, создания организационно-педагогических условий совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста. в художественно-строительном лицее и развития • художественно-творческих способностей* учащихся в системе непрерывного художественного образования;
— в качестве структуры организации совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее предложена проблемно-ориентированная модель, раскрывающая’этапы начальной профессиональной подготовки специалистов и развитияхудожественно-творческих способностей учащихся в системе «средняя школа — лицей НПО»;
— разработаны конкретные методики достижения цел ей, доставленных, в исследовании.. — .,.
Практическая значимость исследования — определяется тем-, что содержащиеся в нем теоретико-педагогические положения и разработанные научно обоснованные рекомендации функционирования учебно-воспитательного комплекса системы непрерывного художественного образования обеспечивают начальную профессиональную подготовку и развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством интеграции содержания, форм и методов обучения со строительным производством и рынком труда.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается: научной обоснованностью исходных теоретических положений (по философии, педагогике, психологии, теории профессионально-художественного образования) и их непротиворечивостьюадекватностью используемых методов целям и задачам исследованиясогласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического исследованиярепрезентативностью эмпирического материала исследованиякорректностью математической и статистической обработки экспериментальных данныхвнедрением полученных результатов в практику работы художественно-строительного лицея НПО и средней школы.
На защиту выносится следующие положения:
1. Высокое качество профессиональной подготовки квалифицированных рабочих обеспечивается наиболее эффективно в условиях непрерывной системы начального профессионального образования целенаправленным педагогическим воздействием в русле его исторических традиций и ценностей, в оптимальном сочетании теоретической и практической подготовки на учебно-производственной базе учебного заведения НПО и строительного производства при совместной и комплексной деятельности педагогов, художников-наставников, мастеров художественно-производственного обучения.
2. Содержательное и структурно-функциональное сопряжение учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и материалов и организации учебного процесса в интеграции с производством обеспечивают повышение качества профессиональной подготовки специалистов в НПО посредством целостности, непрерывности, вариативности и целенаправленности педагогического воздействия.
3. Модель реализации организационно-педагогических условий начальной профессиональной подготовки специалистов, состоящая из логически связанных между собой функционально-дидактических компонентов, обеспечивает успешность начального профессионального образования художественно-строительного профиля и отвечает требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности подготовки квалифицированных рабочих кадров, способствуют становлению их профессиональной компетентности.
4. Эффективность начальной профессиональной подготовки специалиста обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:
— использование двухуровневой модели системы непрерывного профессионального образования средняя школа (профильная подготовка) — лицей НПО (начальная профессиональная подготовка);
— установление структурно-функциональных и информационно-содержательных связей между учебным художественно-строительным заведением и строительной организацией;
— ориентацией системы непрерывного профессионального образования на созидательную творческую трудовую деятельность и развитие художественно-творческих способностей посредством реализации содержания общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственно-профессиональных практик, государственного стандарта образовании НПО, применения профессионально-деятельностного подхода с учетом самосовершенствования и саморазвития учащихся лицея;
— обеспечением синтеза знаний, практических умений и навыков, направленных, на реализацию субъектно-объектного взаимодействия преподавателей, мастеров ПО, с учащимися и специалистами — наставниками строительного производства, осуществляемого в контексте органического сопряжения учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий' и материалов;
— организацией учебного процесса на* основе интеграции с художественно-строительным производством;
— выявлением* приоритетности общепрофессиональных функций (теоретической и практической), обеспечивающих успешность реализации педагогических принципов: открытости, доступности, интегративности и вариативности, которые способствуют профессиональному и жизненному самоопределению личности будущего специалиста.
Личный вклад автора в разработку теоретической и реализацию’экспериментальной, части исследования заключается в. том, что:
— сформирована теоретико-методологическая база-исследования, опирающаяся < на философские теории познания и деятельности, системно-целостный подход к развитию личности, личностно-деятельностный' подход, системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования, концепции^ профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров художественного профиля;
— теоретически обоснованы и разработаны организационно-педагогические условия совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее и развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;
— определены этапы и базы экспериментального исследования, последовательность исследовательских процедур;
— экспериментальным путем, на основе разработанной модели, раскрывающей этапы начальной профессиональной подготовки специалистов и развития художественно-творческих способностей учащихся в системе «средняя школа — лицей НПО», доказана эффективность разработанных организационно-педагогических условий;
— дана научная интерпретация полученным экспериментальным результатам, сформулированы ключевые выводы исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается^ соблюдением общенаучных и конкретно-методологических принципов педагогического исследования, многообразием, источников информации, использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, длительной экспериментальной апробацией и проверкой выдвинутых гипотез, большим личным организационно-педагогическим опытом.
Публикации. По теме диссертационного исследования’опубликовано 12 научных-статей, из них. две в журналах, рекомендованных ВАК РФ-для публикации результатовкандидатских диссертаций, и* учебно-методическое пособие по спецкурсу «Технология*художественной электросварки» — общим авторским объемом’в 6,56 усл. п.л.
Апробацияивнедрение результатов^исследования" .
Основные идеи, результаты и выводы исследования, были представлены на ежегодных научно-практических конференциях Таганрогского государственного педагогического института (2006;2009г.г.) — Второй' Международной научно-практической конференции 24−27 ноября 2006 г., «Таганрогская гимназия в истории России: к 200-летию со дня основания, г. Таганрог, Россиямежвузовской научно-практической конференции «Социализация и воспитание студенческой молодежи» 20−22 октября 2007 г., г. Ростов-на/ДонуВсероссийской научно-практической конференции «Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования» 28−29 ноября 2008 г., г. Таганрогпервой Международной научно-практической Интернет-конференции «Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития» 14−28 февраля 2008 г., г. Таганрогвыступлениях автора по проблематике диссертационного исследования на городских и районных педагогических семинарах-совещаниях учителей (г. Железноводска, Ставропольского края). Внедрение результатов осуществлено в учреждениях НПО, использованных в качестве базы исследования.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введениядвух главзаключения, включающего выводы, практические рекомендации к использованию основных результатов диссертации и перспективы дальнейшего изучения проблемысписка использованной литературы из 144 источников (из которых 5 — на немецком языке) — 8-ми приложений. Работа иллюстрирована 14-ю таблицами и 8-ю рисунками. Основной объем диссертации составляет 149 стр.
2.4. Выводы, но второй главе.
Анализ педагогической литературы показывает, чтосоставление тестов определения, художественно-творческих способностей^ предполагает выявление уровня задатков, как природных особенностей учащихся [108]. В опытно-экспериментальной работе диагностирования художественно-творческих способностей мы придерживались положений направленных на выявление задатков, потенциальной предрасположенности-к эстетической деятельности учащихся. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, показывает,. что реализация намеченной программы нашего исследования, определение педагогических условий, без создания которых, по нашему мнению, было сложно, а порой и невозможно осуществлять развитие художественно-творческихспособностей учащихсяосуществлялась в рамках теоретико-методологического обоснования проблематики.
Построенная модель начальной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с развития художественно-творческих способностями представляет собой трехуровневую систему:
— первый уровень включает в себя социально-профилирующую подготовку учащихся. Он охватывает период школьного образования с художественным уклоном, общего среднего (9 летнего) образования или среднего (полного) общего образования с изучением предметов художественно-эстетического цикла;
— второй уровень — включает в себя начальную профессиональную подготовку специалистов НПО художественно-эстетического профиля;
— третий уровень — включает в себя уровень начальной профессиональной подготовки специалиста НПО, переподготовки и повышение квалификации.
Работы учащихся по лепке, живописи, рисунку оценивались на ежегодных творческих отчетах, лучшие работы учащихся участвовали в выставках «Юные мастера России», Ставропольского края и фестивалях ЮФО. Тесты на понимание художественного произведения включал картины, написанные разными по уровню профессиональной подготовки и исполнительского мастерства авторами. Отобранные картины группой экспертов подбирались близкие по сюжету, равных размеров. Испытуемому предлагалось выбрать ту или иную картину и обосновать свой выбор по определенным критериям: композиции, цветности, перспективы, соотношения частей изображения.
Основными средствами диагностики начальной профессиональной подготовки рабочих кадров и развития художественно-творческих способностей учащихся в нашем исследовании являлись:
— методика педагогического консилиума реальных учебных возможностей учащегося (Ю.К. Бабанский);
— метод экспертных оценок опытных художников, преподавателей художественно-эстетического цикла средних школ, детских художественных школ и студий" ИЗО, лицея (ИХСЛ) Вспомогательными средствами диагностики развития художественно-творческих способностей учащихся являлись:
— анкетирование учащихся средних общеобразовательных школ, сту-дентов-колледжа и института;
— собеседование с преподавателями художественно-эстетического цикла, художниками, мастерами производственного художественного обучения;
— оценки художественных изделий, работ учащихся представленных на выставках специалистами и, общественностью.
Для психолого-педагогического изучения учащихся" использовались следующие методы: анализ документованкетированиеиндивидуальное собеседование с учащимся.
Результаты психолого-педагогического «изучения учитывались наряду с данными психологического и, психофизиологического исследования привнесении педагогического корректирования путей* и способов развития, художественно-творческих способностей школьника.
К числу признаков, свидетельствующих о наличии общих и специальных художественно-творческих способностей у школьника, можно отнести:
— высокую, успеваемость ученика и особенно по художественно-эстетическим предметам;
— трудолюбие и прилежание ученика;
— высокий уровень культурного и эстетического развития;
— мотивация к художественно-эстетическому искусству, увлечение рисованием, лепкой;
— быстрое усвоение учебного материала и реализация воспринятой информации в рисунке, чертеже;
— наличие хорошего глазомера, различения цветности.
Анализ результатов экспериментальных данных свидетельствует о высоком уровне развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях целенаправленной работы начальной профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий.
В экспериментальных исследованиях принимали участие учителя^Ино-земцевской школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Майолика» (1−11 класс) В.П. ШелеповE.H. Левкина, Н. В. Ванчуркина, №А. Савина;
Народные художественные промыслы" с учащимися 5 -7 классов учителя Г. Г. Середин, Е. А. Борисова;
Изобразительное искусство" с учащимися 1−11 классов E.H. Левкина, H.MS. Туляшева, Е. В. Хватова.
Анализируя результаты внедрения региональной модели непрерывного профессионального образования, эксперты отмечают необходимость поиска эффективных, оригинальных и надежных способов, обучения и воспитания^ молодежи. Заслуженный' учитель Российской Федерации, преподаватель Иноземцевского (Художественно-строительного лицея>В. Сивов отмечает, что для сохранения^ традиций народного" промысла, его дальнейшего развития и реализации модели непрерывного* профессионального образования* необходимо, чтобы процесс дальнейшей, разработки такой региональной модели осуществлялся с преимущественной опорой, на собственные ресурсы, традиции, возможности.
Как показывают приведенные выше данные, проводимой нами опытно-экспериментальной работы, результативность достаточно высока. В течение последних трех лет все учащиеся, которые обучались в системе непрерывного образования на разных уровнях, построенной на теоретико-методологической базе по развитию художественно-творческих способностей учащихся, показывали высокую профессиональную художественную подготовку. Это свидетельствует о педагогической валидности теоретических расчетных данных и полученных результатов на практике, а также о высокой результативности рекомендованной системы непрерывного образования, как фактора развития художественно-творческих способностей учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Педагогическая направленность начальной профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий и развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается, с одной) стороны, теоретико-педагогическим обоснованием форм, методом, средств и методикой художественного воспитания, с другой, потребностью производства, рынка труда в специалистах с художественным образованием. Эффективность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается в системе непрерывного образования посредством выбора типа" учебного заведения, содержания обучения, применением современных инновационных технологий:
Формирование художественно-творческих способностей' осуществляется на основе индивидуальных природных задатков и с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся.
Организация учебно-воспитательного процесса строится"в системе непрерывного начального профессионального образования с учетом принципов соответствия потребностей учащихся в развитии художественно-творческих способностей и возможностей теоретической и практической^ реализации, обусловленных постепенным переходом от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной и творческой деятельности.
Успешность начальной профессиональной подготовки будущих специалистов и развитие художественно-творческих способностей осуществляется успешно при условии формирования положительной мотивации школьников, органического сочетания теоретической подготовки с практической самостоятельной работой и получением конечного положительного результата. Это достигается посредством трудолюбия, усидчивости, работоспособности учащихся в выполнении заданий оптимальной трудности, дозированием с высоким уровнем творческих требований со стороны педагога-.
Таким образом, разработанные в исследовании педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся представляют собой как целостную совокупность мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов системы непрерывного образования, охватывающие данный образовательный процесс от целевых установок до сформированной с профессиональными художественными умениями и навыками и творчески развитой личности студента. Следовательно, данная технология является концептуальной, эффективной, системной, комплексной, что подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.
Данное диссертационное исследование не может претендовать, на завершенное научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного процесса начальной профессиональной подготовки рабочих кадров с развитыми художественно-творческими способностями учащихся в условиях непрерывного образования. К важнейшим проблемам, требующим* дальнейших исследований, следует отнести разработку теоретико-педагогических основ технического рисунка, живописи, композиции, архитектуры в развитии художественно-творческих способностей учащихсяразработке диагностических методик и критериев определения художественных и творческих способностей учащихсяприменения современных инновационных технологий совершенствования учебно-воспитательного^ процесса художественно-эстетического цикларазработке путей создания сквозных, интегративных учебных планов и учебных программ всех уровней системы непрерывного художественного образования.