Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комплексная реабилитация детей 7-8 лет с бронхиальной астмой в период адаптации к школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При мониторинге здоровья населения Оренбургской области было установлено, что болезни органов дыхания стабильно занимают первое место 597,6 на 1000 детей. Основным фактором для развития болезней органов дыхания служит уровень канцерогенов в атмосферном воздухе, влияющий на здоровье детей промышленного города, что согласно классификации ВОЗ, трактуется как фактор риск, в пределах среднего уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Современное представление о бронхиальной астме
    • 1. 2. Течение бронхиальной астмы в детском возрасте
    • 1. 3. Адаптация к школьному обучению детей 7−8 лет с бронхиальной астмой
    • 1. 4. Физическая реабилитация при бронхиальной астме
  • Глава II. Задачи, методы и организация исследования
  • Характеристика детей, участвующих в исследовании
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
    • 2. 4. Характеристика детей, участвующих в исследовании
  • Глава III. Программа физической реабилитации для детей с бронхиальной астмой
    • 3. 1. Программа построения курса реабилитационных мероприятий детей экспериментальной и контрольной групп
    • 3. 2. Методика физической реабилитации детей с бронхиальной астмой адаптационный период
    • 3. 3. Физическая реабилитация детей с бронхиальной астмой в тренировочном периоде
    • 3. 4. Стабилизационный период реабилитации для детей, болеющих бронхиальной астмой
    • 3. 5. Методика занятий лечебной гимнастикой
    • 3. 6. Методика занятий гидрокинезитерапией
    • 3. 7. Методика лечебного массажа
    • 3. 8. Галотерапия
    • 3. 9. Методика занятий для применения в домашних условиях
  • Глава IV. Результаты исследования и их обсуждение
    • 4. 1. Результаты анкетирования
    • 4. 2. Результаты психологического тестирования
    • 4. 3. Результаты педагогических наблюдений
    • 4. 4. Динамика результатов тестирования физической подготовленности детей
    • 4. 5. Динамика показателей антропометрии
    • 4. 6. Динамика результатов исследования функции внешнего дыхания
    • 4. 7. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы
    • 4. 8. Динамика симптомов бронхиальной астмы

Комплексная реабилитация детей 7-8 лет с бронхиальной астмой в период адаптации к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема здоровья нации в XXI веке остается одной из основных в России, она обсуждается очень широко как на государственном уровне, в общественных организациях, так и в научных кругах. Здоровье детей является главной характеристикой здоровья нации, что находит свое отражение в Национальных программах «Бронхиальная астма у детей. Стратегия, лечение и профилактика» (1997, 2004), «Концепция охраны здоровья детей в период до 20 Юг». (2005), Государственной целевой программе «Дети России 20 072 010гг.» [13,62,83,84,87].

По данным эпидемиологических исследований бронхиальной астмой болеют от 4% до 12% детей [125] и в структуре хронической бронхолегочной патологии она занимает до 50−60% [11,109].

При мониторинге здоровья населения Оренбургской области [23] было установлено, что болезни органов дыхания стабильно занимают первое место 597,6 на 1000 детей. Основным фактором для развития болезней органов дыхания служит уровень канцерогенов в атмосферном воздухе, влияющий на здоровье детей промышленного города, что согласно классификации ВОЗ, трактуется как фактор риск, в пределах среднего уровня. В Государственном докладе о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии здоровья населения Оренбургской области (2005) [38] подтверждено, что уровень токсического риска от перорального воздействия химических веществ, трактуется как высокий.

В Российской Федерации разработана схема ступенчатой базисной терапии бронхиальной астмы, основанная на критерии тяжести заболевания [83].

В лечении и профилактике бронхиальной астмы наряду с комплексами медикаментозной терапии важную роль играют методы физической реабилитации, различные средства и формы ЛФК, дыхательные упражнения, упражнения в воде (гидрокинезитерапия и др).

Эти методы и средства используются как в условиях клинической реабилитации, так и в период ремиссии. В условиях образовательного учреждения дети с бронхиальной астмой практически лишены возможности адекватной двигательной активности, так как относятся к специальной группе (А) здоровья. Они посещают восстановительные реабилитационные центры, проходят курс лечения в поликлинике по месту жительства, что отвлекает их от процесса обучения.

Младший школьный возраст это особый период в жизни ребенка, обусловленный необходимой адаптацией к занятиям в школе и новому коллективу, поскольку заболевание бронхиальная астма воздействует не только на физическое, но и на психо-эмоциональное состояние детей данной группы.

В связи с этим актуальным является разработка комплекса реабилитационных мероприятий для детей младшего школьного возраста 7−8 лет с бронхиальной астмой, способствующего улучшению их адаптации к условиям общеобразовательной школы.

Объект исследования: процесс реабилитации детей 7−8 лет, болеющих бронхиальной астмой.

Предмет исследования: комплексная программа физической реабилитации детей с бронхиальной астмой.

Цель исследования: разработка и научное обоснование эффективности комплексной программы физической реабилитации для детей младшего школьного возраста (7−8 лет) с бронхиальной астмой в период адаптации к школе.

В работе выдвинута гипотеза о том, что применение разработанной комплексной программы физической реабилитации школьников с бронхиальной астмой, позволит положительно повлиять на функциональное состояние бронхо-легочной системы детей, удлинит период ремиссии, будет способствовать снижению частоты приступов и в целом окажет позитивное влияние на улучшение адаптации ребенка к школе.

Научная новизна исследования:

• обоснована структура и содержание комплексной программы физической реабилитации для детей 7−8 летнего возраста с бронхиальной астмой к условиям школы;

• определено и обосновано повышение объема дыхательных упражнений до 80% (40% из которых носят комбинированный характер), в содержании занятий лечебной гимнастикой для детей с бронхиальной астмой в годичном цикле;

• разработана поэтапная схема занятий гидрокинезитерапей, с увеличением нагрузки в зависимости от периода (I адаптационный — 33%, II тренировочный — 40%, III стабилизационный — 66%), как составной части программы физической реабилитации младших школьников с бронхиальной астмой;

• установлена оздоровительная (улучшение показателей ФВД (OOBi, -17%, МОС25 — 22%, МОС50 — 26%, МОС75 — 32%,), проб Штанге (25%), Генчи (27%)), адаптивная (75% - высокий уровень адаптации) и профилактическая (67% - стабильная ремиссия) эффективность разработанной программы.

Теоретическая значимость. Полученные результаты дополняют теоретический и методический разделы лечебной физической культуры в детском возрасте содержанием и структурой комплексной программы физической реабилитации 7−8 летних детей с бронхиальной астмой, применяемой в условиях средней образовательной школы экологически неблагоприятного региона России.

Практическая значимость. Разработанная и экспериментально обоснованная программа физической реабилитации позволяет улучшить показатели кардиореспираторной системы, повысить физическую подготовленность детей с бронхиальной астмой. Материалы исследования могут быть использованы в учебных дисциплинах специализации физическая реабилитации, специальности адаптивная физическая культура. Они могут быть использованы преподавателями школьного образовательного учреждения в работе с группами детей с соответствующей патологиейспециалистами детских реабилитационных центров и санаториев.

Результаты исследования могут быть включены в содержание лекционных и практических занятий со слушателями институтов повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Внедрение организационно-методической модели физической реабилитации будет способствовать сокращению сроков адаптации, улучшит показатели физической подготовленности детей, окажет положительной влияние на психо-эмоциональное состояние детей.

2. Рациональный подбор средств и методов физической реабилитации с поэтапной ее реализацией позволяет улучшить адаптационные возможности детей 7−8 лет с бронхиальной астмой в новый для них период жизни путем повышения уровня физического развития и функционального состояния.

3. Включение в комплексную программу физической реабилитации методики гидрокинезитерапии способствует нормализации функции внешнего дыхания, увеличения период ремиссии.

ВЫВОДЫ.

1. Первичное обследование показало низкую физическую подготовленность детей с бронхиальной астмой по рекомендуемым тестам для школьников. Снижение результатов составило в беге за 6 мин.: 680 метров (мальчики), 600 метров (девочки) — в челночном беге: у мальчиков — 4 секунды, у девочек — 5 секундв прыжках в длину: у мальчиков — 45 см., у девочек — 84 смподъем туловища из положения, лежа на спине: (4 раза) мальчики, (4 раза) девочки. В годичном цикле отмечено улучшение результатов двигательных тестов. Показатели двигательных тестов у детей экспериментальной группы приблизились к показателям здоровых сверстников, отставание сохранилось у детей экспериментальной группы: в беге за 6 минут у мальчиков — 460 метров, у девочек — 440 метровв челночном беге: у мальчиков — 0,2 секунды, у девочек — 1,1 секундупрыжки в длину: у мальчиков — 38 см., у девочек — 52 см.

2. Организационно-методическая модель комплексной программы физической реабилитации может состоять из 9 месяцев. Она включает три периода: адаптационный — 1 месяц, тренирующий — 7 месяцев (адаптационно-оздоровительный — 2 месяца, тренирующий — 3 месяца, тренеровочно-стабилизационный — 2 месяца), стабилизационный — 1 месяц. Дифференцированная модель позволяет последовательно осуществить процесс восстановления физического и функционального состояния детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой.

3. Методика гидрокинезитерапии включает предварительные занятия 1 месяц (различные виды ходьбы, комплексы специальных и общеразвиваю-щих упражнений стоя у бортика и стоя на дне, скольжение, имитационные упражнения руками с выдохом в воду, со вспомогательными плавсредствами) — базовую тренировку — 7 месяцев (комплексы общеразвивающих и специальных упражнений с удлиненным не форсированным выдохом в воду, скольжение с увеличением дистанции, обучение элементам плавания способами брасс, кроль на груди, кроль на спине) — кондиционную тренировку — 1 месяц (плавание, освоенными способами).

4. Специальные физические упражнения, выполняемые в зале и в бассейне, способствовали улучшению функции внешнего дыхания детей с бронхиальной астмой. Достоверное повышение пиковой скорости выдоха, по ОФВ1 на 17%, МОС25 — 22%, МОС50 — 26% и МОС75 — 32%.

5. Результаты пробы Штанге у детей с бронхиальной астмой приблизились к норме здоровых сверстников и составили у мальчиков — 35,7±3,2, у девочек — 32,7±2,1. Показатели пробы Генчи по окончанию курса физической реабилитации соответствовали высокому уровню у мальчиков — 15,0±2,6, у девочек — 14,0±1,4.

6. Применение комплексной программы физической реабилитации для детей с бронхиальной астмой позволило улучшить психо-эмоциональное состояние. Отмечено снижение уровня тревожности (по шкале CMAS) — у 7 детей (58%) — до нормального уровня, у 4 детей (33%) — повышенного уровня, у 1 ребёнка (9%) — сохранился высокий уровень тревожности.

После прохождения курса физической реабилитации уровень самооценки у детей экспериментальной группы был в значительной степени выше, чем у детей контрольной группы (высокий уровень — у 60% детей, средний — 40% детей).

7. Разработанная программа физической реабилитации позволила сократить адаптационный период детей с бронхиальной астмой: через два месяца (8 недель) 25%) детей имели средний уровень адаптациичерез 5 месяцев (20 недель) у 17% детей — высокий уровень, у 58% детей — средний уровеньчерез 9 месяцев (36 недель) у 67% детей высокий уровень и у 33% детей — средний уровень адаптации.

8. Разработанная и внедренная в практику образовательного учреждения комплексная программа физической реабилитации обеспечила своевременную адаптацию детей с бронхиальной астмой к школьной жизни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При организации и использовании комплексной программы физической реабилитации в условиях образовательного учреждения улучшается адаптация детей к школе, создаются условия для повышения уровня физической подготовленности, для улучшения функции внешнего дыхания, предупреждения и снижения тревожности, что помогает учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников, самостоятельному продвижению ребенка в образовательном пространстве.

2. Детям с бронхиальной астмой в периоде ремиссии заболевания, целесообразно осуществлять комплексную программу физической реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения, которая включает лечебную гимнастику, гидрокинезитерапию, игровые упражнения общей и специальной направленности, лечебный массаж, галотерапию.

3. Гидрокинезитерапию в комплексной программе физической реабилитации с использованием специальных и дыхательных упражнений целесообразно использовать один раз в неделю в адаптационном периоде по 25 минут, в тренировочном периоде один раз в неделю 40 минут, в стабилизационном периоде два раза в неделю 40 минут, для оптимизации адаптационного потенциала функционального состояния дыхательной системы в период ремиссии.

4. Лечебную гимнастику необходимо использовать в комплексной программе физической реабилитации в адаптационном периоде 2 раза в неделю — 25−30 минут, в тренировочном периоде 2 раза в неделю — 40 минут, в стабилизационном периоде 1 раз в неделю — 40 минут.

5. Облегчение течения заболевания, наблюдающееся у детей больных бронхиальной астмой после реабилитации, комплексным методом с использованием физических упражнений в сочетании с гидрокинезитерапией, массажа и галотерапии показывает необходимость продолжать реабилитационные мероприятия непрерывно для улучшения функциональных возможностей бронхолегочной системы.

6. Для повышения функционального состояния кардиореспираторной системы в программу реабилитации рекомендуется включать индивидуальный комплекс занятий в домашних условиях (общеразвивающие, специальные и дыхательные упражнения, дозированную ходьбу, бег, плавание).

7. На протяжении годичного цикла физической реабилитации необходимо проводить профилактические беседы с детьми и родителями о необходимости занятий физическими упражнениями.

8. Научный подход к оценке эффективности лечебно-восстановительных мероприятий в период ремиссии требует периодически обновлять схемы физической реабилитационной детям с заболеваниями органов дыхания, обеспечивающие высокую не только клиническую эффективность, но и повысить физическую подготовленность детей.

Их внедрение позволяет существенно снизить частоту приступов, тем самым уменьшить стоимость обследования и лечения, повысить качество жизни больных детей.

9. Предложенные методы психологического и педагогического исследования могут быть использованы для объективной оценки адаптации детей младшего школьного возраста с бронхиальной астмой.

Ю.Полученные данные об адаптации к школе детей с бронхиальной астмой являются научным и практическим основанием для планирования физкультурно-оздоровительной работы в школе.

11 .Данная программа реабилитации может быть рекомендована для специалистов по физическому воспитанию, физической реабилитации, инструкторам, студентам педагогических и физкультурных университетов (кафедры ЛФК, массажа и реабилитации).

12.Составные элементы программы физической реабилитации могут быть рекомендованы в комплексном лечении детей и подростков при других заболеваниях бронхолегочной системы, хронической патологии JIOP-органов и детям из групп часто болеющих острыми респираторными инфекциями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И. Н. Агафонов // Начальная школа. 1999. — № 1. — С. 61−63.
  2. Адо А. Д. Бронхиальная астма / А. Д. Адо, П. К. Булатов. М.: Медицина, 1969.-240 с.
  3. Актуальные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях / под ред. проф. Б. А. Поляева — РГМУ, Федер. центр лечеб. физкультуры, спорта и медицины, 1999. 190 с.
  4. С. А. Комплексная методика восстановления функционального состояния инспираторной мускулатуры при бронхиальной астме / С. А. Алатарцева, В. С. Ларина // ЛФК и массаж. 2006. — № 2. — С. 435.
  5. Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер. М.: Геррус, 2000. — 296 с. ч
  6. Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. — М.: Медицина, 1993. 400 с.
  7. Аллергические болезни у детей: руководство для врачей / под ред. М. Я. Студеникина, И. И. Болаболкина. М.: Медицина, 1998. — 352 с.
  8. Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет / Т. Ю. Андру-щенко, Г. М. Шашлова. М.: Медицина, 2003. — 96 с.
  9. В. С. Лечебная физкультура и массаж как основные средства реабилитации детей с заболеваниями бронхиальной астмы / В. С. Апарин, Б. Н. Короткова, А. Б. Коротков // ЛФК и массаж. 2005. — № 6. — С. 39−40.
  10. В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России / В. Ф. Базарный. М. — Сергиев Посад, 2004. — 96 с.
  11. И. И. Бронхиальная астма у детей / И. И. Балаболкин. — М.: Мед. газета, 2001. 298 с.
  12. И. И. Опыт применения рузама в лечении детей с аллергическими заболеваниями / И. И. Балаболкин, 71. Д. Ксезова, Л. А. Обухова // Педиатрия. 2006. — № 4. — С. 71−73.
  13. Н. А. Руководство по лечебному массажу / Н. А. Белая. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1983. — 287 с.
  14. Л. М. Лечебная физкультура и педиатрия / Л. М. Белозерова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 222 с.
  15. В. В. Педагогика : учебник / В. В. Белоусова. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 231 с.
  16. А. В. Основы лечебной физической культуры : учеб.-инструкция по лечеб. физ. культуре / А. В. Белоусова, И. С. Дамскер — под ред. В. П. Правосудова. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 415 с.
  17. . А. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания / Б. А. Березовский, С. Л. Ломинога. Киев: Здоров’я, 1980. — 156 с.
  18. А. А. Лечебный массаж : учебник / А. А. Бирюков. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  19. М. Организация психологической работы в школе / М. Битя-нова. М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
  20. Богусловская 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 1991. -206 с.
  21. В. М. Здоровье населения Оренбургской области": атлас / М. В. Боев. Оренбург: ОАО ИПК Южный Урал, 2006. — 136 с.
  22. Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / JI. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия У под ред. JL В. Куликова. СПб., 2000. — С. 160— 166.
  23. Бронхиальная астма. Т. 2. Библиотека врачей общей практики. / под ред. Г. Б. Федосеева. СПб.: Мед. информ. агентство, 1996. — 464 с.
  24. Бронхиальная астма: как победить аллергическую реакцию / под ред. И. Степанчиковой. М.: АВК, 2001. — 226 с.
  25. Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекции его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугременко. — Томск: Пеленг, 1992. 62 с.
  26. JI. В. Подвижные игры / JI. В. Былеева, И. М. Короткова. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 207 с.
  27. Н. М. Лечебная физическаякультура : учебник / под ред. С. Н. Попова. М.: Академия, 2004. — 416 с.
  28. Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выгодский. СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
  29. Л. С. Собрание сочинений . В 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  30. Н. А. Небулайзерная терапия при бронхиальной астме у детей / Н. Н. Геппе // Пульмонология. 1999. — № 2. — С. 42−49.
  31. Н. А. Современная стратегия лечения детей с бронхиальной астмой / Н. Н. Геппе // Пульмонология. 2006. — № 3. — С. 113−118.
  32. Н. А. Современные представления о бронхиальной астме у детей и принципах ее терапии / Н. Н. Геппе // Мед. помощь. 2001. — № 3. — С. 3437.
  33. С. М. Опыт лечения бронхиальной астмы у детей / С. М. Гоба-лов // Рос. педиатр, журн. — 1993. № 5. — С. 54−57.
  34. JI. JI. Медико-биологические аспекты физического воспитания ослабленных детей школьного возраста : учеб. пособие / JI. JI. Головина — Рос. гос. ун-т физ. культуры. М., 2004. — 93 с.
  35. Н. Ф. Дыхание, движение, самомассаж : методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой / Н. Ф. Горелова. — М.: Петропль, 1991. 28 с.
  36. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии здоровья населения Оренбургской области в 2004 году / ФГУ, Центр гос. санитар.-эпидемиол. надзора в Оренбург, обл. — Оренбург, 2005. -175 с.
  37. Дж. Педиатрия : учебник: пер. с англ. / Дж. Греф. М.: Практика, 1997.-912 с.
  38. К. И. Лечение и профилактика бронхиальной астмы у детей / К. И. Григорьева // Мед. помощь. 2000. — № 1. — С. 8−10.
  39. Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. М.: Психол. образование, 1997. — 235 с.
  40. Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — М.: Академ, проект, 2000. 184 с.
  41. Ю. Е. Вопросы курортологии и физиотерапии / Ю. Е. Данилов. М.: Медицина, 1969. — 366 с.
  42. М. Д. Опыт применения эрготерапии у больных бронхиальной астмой физических усилий / М. Д. Дидур, В. П. Правосудова, Т. М. Синицин // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. 1991. — № З.-С. 55−57.
  43. Дренирующая гимнастика в лечении больных обструктивными и необ-структивными неспецифическими заболеваниями легких: метод, рекомендации / под ред. В. Е. Ноникова. — М.: Медицина, 1990. — 20 с.
  44. И. В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, В. В. Зацепин. М.: Медицина, 1999. — 253 с.
  45. В. А. Лечебная физическая культура : учеб. пособие / В. А. Епифанова. М.: ГЭОТАРИ Медиа, 2006. — 568 с.
  46. В. В. Влияние физических факторов на параметры внешнего дыхания / В. В. Жмылевская // ЛФК и массаж. 2006. — № 10 — С. 15−17.
  47. Жук И. А. Общая патология и тератология: учеб. пособие / И. А. Жук, Е. В. Карякина. -М.: Академия, 2003. 176 с.
  48. В. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. И. Жуков — Институт психотерапии. — М., 2004. 585 с.
  49. Л. С. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания / Л. С. Захарова // Лечебная физическая культура: учебник / под ред. С. Н. Попова. М., 1988. — С. 71−80.
  50. С. М. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме у детей / С. М. Иванов. М.: Медицина ЛТД, 1991. — 104 с.
  51. Н. Л. Физическая реабилитация детей с бронхиальной астмой в возрасте 7−12 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / Иванова Надежда Леонидовна — Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2000. — 23 с.
  52. Д. Н. Психосоматические расстройства у детей : руководство для врачей / Д. Н. Исаев. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  53. О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 442 с.
  54. В. Д. Дыхательная гимнастика / В. Д. Казьмин. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 224 с.
  55. . Б. Бронхиальная астма : учебник / Б. Б. Коган. Изд. 2-е. — М.: Медгиз, 1959.-354 с.
  56. В. Т. Вертикальная устойчивость детей школьного возраста до и после физической реабилитации / В. Т. Кожевникова // Мед. помощь. 2005. — № 5. — С. 43−47.
  57. О. В. Если ребенок часто болеет : пособие для педагогов и инструкторов физ. культуры / О. В. Козырева. М.: Просвещение, 2008. — 96 с.
  58. Н. А. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеванием легких : учеб. пособие / Н. А. Кокосов, Э. В. Стрельцова. Л.: Медицина, 1987. — 144 с.
  59. Ф. Спасательное дыхание по Бутейко / Ф. Колобков. М.: Сталкер, 1997.-216 с.
  60. Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2006. — № 4. — С. 17−20.
  61. Д. С. Мониторинг функции внешнего дыхания оптимальный метод диагностики степени тяжести бронхиальной астмы у детей и контроля за ее лечением / Д. С. Коростовцев, И. В. Макарова // Аллергология. — 1998.-№ 1--С. 22−26.
  62. И. Б. Психологическая служба : детский сад, школа, вуз: учеб. пособие / И. Б. Котова, Е. И. Рогов. — Ростов н/Д: Феникс, 1991. 172 с.
  63. И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой / И. Н. Кочеткова. М.: Сов. спорт, 1989. — 32 с.
  64. Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М.: Медицина, 1991. — 275 с.
  65. Т. Ю. Теория и методика физического воспитания : учебник / Т. Ю. Круцевич. Киев: Олимп, лит., 2003. — 400 с.
  66. И. П. Теория и практика педагогического эксперимента / И. П. Кузнецов — под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979.-207 с.
  67. Л. А. Лечебный массаж : справочник для сред. мед. работников / Л. А. Куничев. Л.: Медицина, 1985. — 216 с.
  68. М. Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой : метод, руководства для врачей, педагогов и родителей / М. Л. Лазарев. -М. :ЦВЛД, 1993.-291 с.
  69. . X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. X. Ланда. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Сов. спорт, 2006. — 208 с.
  70. В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. 197 с.
  71. А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1 / А. Н. Леонтьев — под. ред. В. В. Давыдова и др. — Акад. пед. наук. М.: Педагогика, 1983. -392 с.
  72. Р. А. Внутренняя картина болезни и патогенные заболевания / Р. А. Лурия. -М.: Медгиз, 1944. 146 с.
  73. А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. — М.: Медицина, 1977 -278 с.
  74. А. А. Детская психология : учеб. пособие / А. А. Люблинская. -М.: Просвещение, 1971. -210 с.
  75. Г. П. Бронхиальная астма у детей / Г. П. Марисенко. М.: ЦВЛД, 1993.-39 с. .
  76. Международный статистический классификатор болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр (МКБ-10). Т. I, ч. 1, 2. — М.: Медицина, 2003. 2432 с.
  77. И. Новые возможности лечения и реабилитация детей и подростков с бронхиальной астмой / И. Мексфельд // Проблема туберкулеза и болезней легких. — 2006. — № 5. — С. 35—38.
  78. В. Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней : учеб. пособие / В. Н. Мошков. М.: Медицина, 1977. — 375 с.
  79. Национальная программа. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика: консенсус GINA EPR-2. М., 2004. — 93 с.
  80. Р. С. Психология : учебник: в 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. — 512 с.
  81. В. В. От традиционной психосоматики к психологии телесности / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Вестник Моск. гос. ун-та. 1996. — № 14.-С. 26.
  82. О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007−2010 годы: постановление Правительства Рос. Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 (ред. от 11 августа 2007 г. № 511). М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 120 с.
  83. Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Пед. о-во России, 1999.-442 с.
  84. А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2000. — 509 с. 90. 'Педиатрия: учебник / под ред. Н. П. Шабалова. СПб.: СпецЛит, 2007.-911 с.
  85. В. А. Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. М. Виноградов. М.: Просвещение, 1999. — 178 с.
  86. Плавание: учебник / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с.
  87. К. Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция / К. Н. Поливанова. — М.: Педагогика, 2003.- 128 с.
  88. Г. И. Высшая математика и математическая статистика : учеб. пособие / Г. И. Попов. М.: Физическая культура, 2007. — 368 с.
  89. А. М. Тревожность у детей и подростков : психол. природа и возраст, динамика / А. М. Пригожан. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. 304 с.
  90. В. И. Аллергические заболевания / В. И. Пыцкий. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Триада-Х, 1999. — 470 с.
  91. С. П. Особенности психического статуса больных бронхиальной астмой / С. П. Ребров, Н. А. Короли // Аллергология. 2002. — № 2. — С. 24−27.
  92. И. А. Состояние микрогемоциркуляции при бронхиальной астме у детей / И. А. Рыбкин, О. И. Андрианова, Н. С. Побединская // Педиатрия. 2006. — № 6. — С. 7−12.
  93. Саркизов-Серазини И. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура / И. М. Саркизов-Серазини, Д. Ф. Демин. М.: Физкультура и спорт, 1961. — 319 с.
  94. В. А. К вопросу о комплексной реабилитации детей, страдающих бронхиальной астмой / В. А. Сергеев // Восстановительная медицина и реабилитация: II Междунар. конгр., 20−21 сент. 2005 г. М., 2006. — С. 170 172.
  95. В. А. Лечебное плавание при хронических неспецифических заболеваниях легких у детей / В. А. Сергеев. М.: Медицина, 2004. — 103 с.
  96. С. Г. Здоровьесберегающее образование : паритет здоровья и образованности учащихся: монография / С. Г. Сериков. Челябинск: ЧГНОЦ УрОРАО, 2002. — 226 с.
  97. В. А. Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательного аппарата / В. А. Силуянова // Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Ф. Каптелина и И. П. Лебедевой. -М., 1995. С. 277−284.
  98. А. С. Физиология человека : общая, спортивная, возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Олимпия Пресс, 2005. — 528 с.
  99. В. Н. Астма. Истинная причина болезни / В. Н. Солопов. М.: Европолиграфик, 2006. — 120 с.
  100. В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от года до 14 лет/В. Л. Страковская. М.: Нов. шк., 1994.-288 с.
  101. В. К. Антибактериальное лечение острых заболеваний дыхательных путей у детей / В. Таточенко // Мед. газ. 2003. — № 4. — С. 8−9.
  102. Ф. Ф. Физические методы исследования в клинике внутренних болезней / Ф. Ф. Тетенев. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. — 284 с.
  103. К. С. Курортное лечение детей с заболеваниями органов дыхания / К. С. Тихомирова, Н. И. Пономарева. М.: Науч. образование, 1977.- 123 с.
  104. . С. Физкультура против недуга / Б. С. Толмачев. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 104 с.
  105. У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. М.: Медицина, 2002. — 176 с.
  106. Физическая реабилитация: учебник / под общ. ред. С. Н. Попова. — Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с.
  107. М. И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях / М. И. Фонарев, Т. А. Фонарева. Л.: Медицина, 1997. — 318 с.
  108. Р. М. Иммунология и аллергология. Стандарты диагностики и лечения / Р. М. Хаитов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001. — 96 с.
  109. В. Основы социологии : учебник / В. Харчева. М.: Логос, 2000. — 302 с.
  110. П. Дж. Астма / Пол Дж. Хенневей. М.: Терра — Книжный клуб, 1998.-272 с.
  111. . К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2001. — 408 с.
  112. С. В. Методика лечебной физкультуры в педиатрии / С. В. Хрущев, М. И. Фонарев // Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Ф. Коптелина и И. П. Лебедевой. М., 1995. — С. 373−388.
  113. С. В. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания : учеб. пособие / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. М.: Академия, 2006. — 304 с.
  114. Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цу-керман. — М.: Знание, 1994. 74 с.
  115. В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников / В. Р. Цылев // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3−4. — С. 15−17.
  116. А. Г. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / А. Г. Чучалин. М.: Атмосфера, 2007. — 104 с.
  117. А. Г. Качество влияющие на качество жизни детей, больных бронхиальной астмой / А. Г. Чучалин, А. С. Белевский // Аллергология. — 2003,-№ 4.-С. 3−11.
  118. Н. П. Педиатрия : учебник / Н. П. Шабалов. СПб.: СпецЛит, 2007.-911 с.
  119. М. И. Танцетерапия в системе комплексной реабилитации детей, больных атопической бронхиальной астмой / М. И. Шавкина // ЛФК и массаж. 2002. — № 3. — С. 4619.
  120. Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. М.: ИПК и ПРНО МО, 1995.-90 с.
  121. А. Е. Массаж для взрослых и детей / А. Е. Штеренгерц, Н. А. Белая. Киев: Здоров’я, 1994.-380 с.
  122. Д. Творческая игра / Д. Эйнон. М.: Педагогика-Пресс, 1995. -191 с.
  123. Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1999.-301 с.
  124. К. Ю. Актуальные вопросы физиотерапии, курортологи и лечебной физкультуры / К. Ю. Юлдашев. — Ташкент: Изд-во Ташк. мед. ин-та, 1989.-98 с.
  125. Brisco P. Asthma: questions you have answers you need / P. Brisco. — Pio-ple's Medical Society, 1994. 192 p.
  126. Brown R. Effect of intravenous histamine on pulmonary mechanics in nonasthmatic and asthmatics subjects / R. Brown, R. H. Ingram, J. J. Wellimann // J. Appl. Physiol. 1977. — Vol. 42. — P. 221−227.
  127. BV in children suffering from recurrent respiratory tract infections and subnormal IgG subclass levels // Allergol Immunopathol (Madr). 2003. — Vol. 31 (l).-P. 7−13.
  128. Delius L. Psychologische und psychotherapeutische Aspekte der Rehabilitation von Herzkranken / L. Delius // Z. Kreisl.-Forsch. 1968. — Vol. 57 (1). — P. 84−97.
  129. Duhm E. Die Reaktionen von Problem-kingern im Rosenzweigricture -frustration Test / E. Duhm // Psycologieshe Rundshau. — 1959. — N. 4. — P. 6789.
  130. French Т. M. Psychogenic factors in bronchial asthma. Psychosom / Т. M. French, F. Alexander // Med. Monogr. 1941. — Vol. 4. — P. 1−92.
  131. S. Методика и техника психоанализа / пер. S. Freud. М. — Петербург: Госиздат, 1923. — 250 с.
  132. М. Е. Bronchial Asthma. Principles of diagnosis and treatment / M. E. Gershwin, О. M. Halpern. 3-d Ed. — USA: Human Press, 1994 — 350 p.
  133. Horton D. J. Bronchoconstrictive suggestion in asthma: A role for airways hyperreactivity and emotion / D. J. Horton, W. L. Suda, R. A. Kinsman // Am. Rev. Respir. Dis. 1978. — Vol. 117.-P. 1029−1038.
  134. Huang S.-W. The effect of swimming in asthmatic children-participants in a swimming program in the city of Baltimore / S.-W. Huang, R. Veiga, S. Ulgan // Journ. Asthma. 1989. -N 4. — P. 26−117.
  135. Huber M. Thl-orientated immunological properties of the bacterial extract, OM-85-BV / M. Huber, H. Mossmann, W. G. Bessler 11 Eur Journ. Med Res. -2005.-Vol. 10 (5).-P. 209−217.
  136. Katon W. J. The Relationship of Asthma and Anxiety Disorder / W. J. Ka-ton, L. Richardson, P. Lozano. Seattle: Washington, 2000. — 266 p.
  137. Klijn P. H. Aerobic and anaerobic training in children with asthma: a pilot study / P. H. Klijn // European Respiratory Journal. 2003. — Vol. 22, suppl. 45. -P. 20−94.
  138. Kumar R. K. Messages and handshakes: Cellular interactions in pulmonary fibrosis / R. K. Kumar, A. W. J. Lykke // Pathology. 1995. — Vol. 27 (1). — P. 2339.
  139. Lacey J. I. Verification and extension of the principle of response-stereotypy / J. I. Lacey, В. C. Lacey // Am. Journ. Psychol. 1958. — Vol. 71. — P. 50−73.
  140. Lehrer P. M. Asthma and emotion: A revew / P. M. Lehrer, S. Isenberg, S. M. Hochron // Journ. Asthma. 1993. — Vol. 30 (1). — P. 5−21.
  141. Marcos С. Respiratory rehabilitation program (PRORRES) in pediatric asthma / C. Marcos, L. Rodriguez, C. Sacerdote // Results. Mar del Plata / Instituto Nacional de Rehabilitacion Psicofisica del Sur. Argentina, 1998. — P. 35−60.
  142. Marin J. M. Relationship Between Quality of Life in Asthma and Excessive Bronchoconstriction (EB) Diring Provocation Testing / J. M. Marin, I. Badorrey, M. Torres // European Respiratory Journal. 1996. -N 3. — P. 9−66.
  143. Mirski I. A. Cardiac mechanics: physiological, clinical and mathematical considerations /1. A. Mirski. New York, 1974. — 290 p.
  144. Mitscherlich A. Die vaterlose Gesellschaft / A. Mitscherlich. -Munchen: Piper, 1963. 284 s.
  145. Mormile M. Aspetti morfo-munzionali dell’endotelio polmonare ed inflam-mazione delle vie aeree / M. Mormile, M. Sofia, A. et al. Stanziola // Lotta tuberke malattie polmon. soc. 1993. — Vol. 63, N 4. — P. 350−354.
  146. Norris M. Some social problems presented by the increasing incidence of blindness among children / M. Norris. Chicago, 1951. — 160 p.
  147. Openstane D. M. Conditions of sport exercises for children with asthma / D. M. Openstane. Pittsburgh: PA, 1995. — 180 p.
  148. D. N. Детская и подростковая психиатрия / D. N. Oudshoorn. M.: Медицина, 1993. — 319 с.
  149. Paige L. Z. Airways inflammation in nocturnal asthma / L. Z. Paige, M. E. Martin, C. Waltham-Greenwood // Am. Rev. Respir. Dis. 1991. -N 3. — P. 143 351.
  150. Paupe J. Immunotherapy with an oral bacterial extract (OM-85 BV) for upper respiratory infections / J. Paupe // Respiration. 1991. — Vol. 58 (3−4). — P. 150−400.
  151. Resta О. Ruolo delle cellule inframmatorie e dei mediatori nella bron-costruzione reversibeile / O. Resta, M. P. Foschino, L. Rubino // Gital. man. torace. 1994. — Vol. 48, N 5−6. — P. 99−108.
  152. Ruiz Ruiz M. G. Psychotherapy with families of psychosomatic patients / M. Ruiz Ruiz, P. Fernandez-Baca, G. Busby // J. Contemp. Psychother. 1993. — Vol. 23 (l).-P. 61−67.
  153. Rosenzweig S. The children’s form of the Rosenzweig picture — frustration study / S. Rosenzweig, E. E. Fleming, L. Rosenzweig // J. Psycho. — 1948. — V. 26, first half.-P. 141−191.
  154. Samuelson B. An elucidation of the arachidonic acid cascade discovery of prostaglandins, Tromboxane leukorienes / B. Samuelson // Drugs. 2001. — Vol. 33, suppl. l.-P. 29.
  155. Schaad B. Immunostimulation with OM-85 in children with recurrent infections of the upper respiratory tract / B. Schaad, R. Mtterlein, H. Goffin // Chest. -2002. Vol. 122. — P. 2042−2049.
  156. Sperling M. Psychosomatic disorders in childhood / M. Sperling — ed. a. with 31 Contrib. de O. E Sperling. NewYork — London — Aronson, 1979.-415 p.
  157. Starfield B. Psychosocial and psychosomatic diagnoses in imary care of children / B. Starfield, E. Gross, M. Wood // Pediatrics. 1980. — Vol. 66, N 2. -P. 159−167.
  158. Tamminen Т. M. Psychosomatic symptoms in preadolescent children / Т. M. Tamminen, P. Bredenberg // Psychother. Psychosom. 1991. — Vol. 56, N 1−2. -P. 70−77.
  159. Turner-Warwick M. On observing patterns of airflow obstruction in chronic asthma / M. Turner-Warwick // Br. J. Dis. Chest. 1987. — Vol. 71. — P. 73−86.
  160. Vandevenne A. Respiratory retraining in asthma. Theoretical basis and results / A. Vandevenne // Revue des Maladies Respiratories. 1995. — Vol. 12, N 3. -P. 241−256.
  161. Walker С. Activated T-cels and eosinophilia in bronchoalveolar lavages from sudjects with asthma correlated with disease severity / C. Walker // J. All. clin. Immunol.-2001.-Vol. 88.-P. 935−942.
  162. Wardell C. P. A swimming program for children with asthma. Does it improve their quality of life? / C. P. Wardell, C. Isbister // Med J. Aust. 2000. -Vol. 173.-P. 647.
  163. Wardell C.P. Report on thirty years of the Asthma Children’s Swimming Program / C. P. Wardell, C. Isbister. Sydney: New South Wales: Asthma Foundation of NSW, 1994. — 548 p.
  164. Wardell C. P. Swimming program for children with asthma / C. P. Wardell, C. Isbister. Sydney: New South Wales: Asthma Foundation of New South Wales, 1999.-350 p.
  165. Wenzel S. E. Asthma as inflammatory disease / S. E. Wenzel // Ann. Alle-gry.- 1994,-Vol. 72.-P. 261−271.
  166. Wichert P. Allergishe alveolitis / P. Wichert // Therapieveoche. 2004. — Bd. 32, N 1. — S. 1417−1430.
  167. Wolf S. Human gastric function. An experimental study of a man and his stomach with a foreword / S. Wolf, H. G. Wolf, W. B. Cannon. London and oth.: Oxford university press, 1944. — 400 p.
  168. Wood B. L. Beyond the «psychosomatic family»: A biobehavioral family model of pediatric illness / B. L. Wood // Family Process. 1993. — Vol. 32 (3). — P. 261−278.
  169. Zimprich H. Kinderpsychosomatik / H. Zimprich. — Stutgard: Thieme, 1984.- 185 s.1. Опросник для родителей
  170. Разработан кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)1.Фамилия, имя ребенка2. В озр аст3. Диагноз
  171. Как давно поставлен диагноз (сколько лет)5.3а последние 12 месяцев отмечались у ребенка: свистящее дыхание, кашель, приступы (сколько раз, в какое время суток чаще)
  172. Здоровье родителей (отягощено сердечнососудистыми, психическими заболеваниями, алкоголизмом, др.)7.3доровье ребенка (имеет нарушения в физическом развитии (рост, вес), состоит на диспансерном учете по поводу.)
  173. У моего ребенка имеются сопутствующие заболевания
  174. Мой ребенок лежит в больницераз (а) в возрастетяжело болелраз (а) в возрасте
  175. Особенности развития ребенка
  176. Ю.Что больше всего радует Вас и в Вашем ребенке
  177. Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься (играть во что?, читать, слушать сказки, рассказы, смотреть ТВ и кинофильмы — какие? рисовать, лепить, конструировать, спортивные занятия и др.)
  178. Мой ребенок: подвижный, малоподвижный, решительный, малоусидчивый, жизнерадостный, мрачный, пассивный, вялый, слабо возбудимый (подчеркните соответствующие характеристики).
  179. Выполняет ли дома гимнастические упражнения? (да, нет) 17. Закаливаете ли ребенка? (да, нет).
Заполнить форму текущей работой