Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прогнозирование в системе разработки стратегических решений на промышленном предприятии: На примере нефтегазовых предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в 14 работах, представлены и получили одобрение на конкурсе работ студентов и аспирантов ВУЗов Татарстана па тему «Либерализм в России» (2000г.), на 1-ом Форуме молодых ученых и специалистов РТ (2001г.), Республиканском конкурсе научных работ среди студентов и аспирантов имени Н. И. Лобачевского (2002г… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы организации прогнозирования на промышленном предприятии
    • 1. 1. Сущность основных категорий прогнозирования и подходы к классификации прогнозов
    • 1. 2. Методология организации прогнозирования на промышленном предприятии
    • 1. 3. Прогнозирование как инструмент разработки и обоснования стратегических решений
  • 2. Анализ современного состояния прогнозирования при разработке стратегии развития на промышленном предприятии нефтегазового комплекса
    • 2. 1. Нефтегазовый комплекс РФ как объект анализа и прогнозирования
    • 2. 2. Финансово-экономическое обоснование прогнозов при разработке стратегии развития ведущих нефтегазовых предприятий
    • 2. 3. Оценка финансового состояния и инвестиционных возможностей предприятий нефтегазового комплекса
  • 3. Построение модели прогнозирования и ее использование при разработке стратегических решений на промышленном предприятии
    • 3. 1. Концепция прогнозирования в системе разработки стратегических решений
    • 3. 2. Инструментарий прогнозирования деятельности промышленного предприятия. Апробация подхода на примере предприятий нефтегазового комплекса
    • 3. 3. Стратегические перспективы развития отечественных нефтегазовых компаний

Прогнозирование в системе разработки стратегических решений на промышленном предприятии: На примере нефтегазовых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие системы рыночных отношений, которое в последнее время приобретает позитивный характер и набирает устойчивую динамику в России, как правило, сопровождается реализацией крупномасштабных проектов, инвестиций и инновацийукреплением финансово-кредитной системы, повышением объективности правил налогообложения, конкурентных условий на основе социально-политической стабильности и последовательности реализуемого экономического курса. Особое значение для становления рыночной экономики имеет развитие финансового и инвестиционного потенциала, прежде всего в первичном производственном звене — на предприятиях промышленности.

Проводимые в России рыночные реформы принесли существенные, но, как показывает отечественный опыт, не всегда положительные, изменения для промышленного сектора экономики. Улучшение социально-политической ситуации, укрепление международных отношений, расширение деятельности на мировом рынке, стабилизация экономической конъюнктуры сопровождались сокращением внутреннего платежеспособного спроса, дефицитом финансово-инвестиционных ресурсов (необходимых для обновления, модернизации производства) и оборотных средств (для ведения оперативной деятельности), снижением производственного потенциала промышленных предприятий. В результате, как полагают специалисты, конкуренцию мировым компаниям сегодня способно составить не более 7% отечественной продукции. А по уровню глобальной конкурентоспособности Россия, согласно данным Международного экономического форума, из 75 стран занимает только 63 место и находится позади Чехии, Польши, Венгрии.

В этой связи весьма актуальной представляется проблема поиска современных механизмов управления, способных обеспечить экономический рост предприятий промышленности. В основе этого роста должна лежать систематизированная и обоснованная концепция принятия стратегических решений.

Стратегическое планирование как основной инструмент корпоративного менеджмента многие десятилетия находит широкое применение в практике деятельности не только крупных транснациональных компаний, но и предприятий, ведущих локальные операции на внутреннем рынке. Так, по итогам опроса 451 высшего руководителя зарубежных предприятий в рамках VIII исследования Bain & Company к началу 2003 г. 75% респондентов назвали его основным управленческим механизмом прикладного менеджмента собственных компаний. Как показывают исследования ЦЭМИ РАН, более половины российских предприятий используют систему стратегического планирования или активно занимаются процессом ее внедрения.

В России и за рубежом периодически появляются примеры как успешного выбора и реализации стратегий, так и несостоятельности многих стратегических решений. Успехи или неудачи компаний, как правило, выступают результатами применения конкретных управленческих механизмов. Существенную роль в этом отношении играет экономическое прогнозирование, без которого невозможно не только принятие эффективного управленческого решения, но и оценка степени его реализации, вероятных последствий.

Все это подтверждает актуальность и определяет направления диссертационного исследования.

Степень изученности темы. Анализ экономической литературы показывает, что в науке управления проблемам прогнозирования уделяется большое внимание. При этом они находят отражение как в ранних работах по менеджменту середины прошлого века (С.Винер, Р. Кристенсен, Г. Саймон, Г. Тейл, Ф. У. Тейлор, Б. Хендерсон, К. Эндрюс), так и более поздних трудах авторов Р. Л. Акоффа, М. Альберта, Г. Беа, Ю. Бригхема, К. Брокхоффа, Л. Гапенски, Р. Дафта, A.M. Кинга, Р. В. Колби, Т. Коллера, Т. Коупленда, М. Мескона, Д. Муррина, Х. Райта, Ф. Хедоури, Дж.К.Шима, Д. Г. Сигела, Р.Шмидта.

Значительный вклад в развитие понятийного аппарата процесса принятия стратегических решений внесли труды Д. Аакера, И. Ансоффа, М. Армстронга, М. Р. Байе, А. Бранденбургера, Ф. Вирсемы, Дж. Даниелса, Ф. Котлера, Г. Минцберга, Т. Т. Негла, Б. Нейлбафа, М. Портера, К. К. Прахалада,.

A.Стрикленда, А. Томпсона, Дж. Траута, М. Трейси, Г. Хамела, Дж. Мура и др. Определенный опыт в части теоретического анализа прогнозирования накоплен в отечественной экономической науке. Среди них можно выделить работы М. И. Баканова, J1.E. Басовского, В. И. Борисевича, Л. П. Владимировой,.

B.В.Глущенко, В. В. Егорова, И. И. Елисеевой, Г. А. Кандауровой, В. В. Ковалева, А. Д. Шеремета, Т. Г. Морозовой, Г. А. Парсаданова, А. В. Пикулькина.

Наибольшее развитие получили методологические аспекты прогнозирования, которым уделено внимание в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов: М. И. Лугачев, Ю. П. Ляпунцов, А. Х. Сильва, Р. Стенсфилд, В. В. Федосеев, С. И. Шелобаев, М. Эддодус (общая методология);

C.А. Айвазян, К. Доугерти, Н. Ш. Кремер, Е. И. Кулинич (эконометрика) — В. Н. Афанасьев (анализ временных рядов) — В. П. Бочарников (анализ рисков) — Е. В. Бережная, Л. О. Бабешко, И. И. Елисеева, К. К. Кузьмич, С. А. Мипюк, И. В. Орлова, Е. А. Ровба, Е. В. Шикин (экономико-математическое моделирование) — А. Ю. Королев (межотраслевые модели) — А. А. Горчаков (информационное моделирование).

Однако в научной литературе среди представленных работ почти не встречаются исследования, посвященные инструментам принятия стратегических решений. Более того, большинство известных трудов по стратегическому планированию представлены зарубежными специалистами и относятся к особенностям деятельности иностранных компаний. В связи с этим, предложения, полученные на основе таких исследований, имеют существенные ограничения и не вполне адекватны условиям функционирования предприятий отечественной промышленности.

Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методологического аппарата прогнозирования в системе принятия стратегических решений на предприятиях промышленности.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— исследование и систематизация современных подходов к прогнозированию на предприятии;

— построение процесса прогнозирования и анализ инструментов его проведения;

— раскрытие особенностей прогнозирования в системе разработки стратегических решений на основе отечественного и зарубежного опыта;

— комплексный анализ и прогнозирование перспектив развития нефтегазового комплекса;

— финансово-экономическое обоснование прогнозов и стратегических программ развития ведущих предприятий нефтегазового комплекса, оценка зарубежных и отечественных особенностей;

— разработка концепции прогнозирования в системе принятия стратегических решений на промышленном предприятии и ее методологическое обоснование;

— апробация предложенного подхода на предприятиях отечественного нефтегазового комплекса.

Предметом научного исследования процессы прогнозирования в системе принятия стратегических решений на промышленных предприятиях.

Объектом исследования является деятельность по управлению крупных предприятий отечественного нефтегазового комплекса.

Методика исследования построена на основе работ отечественных и зарубежных ученых, классиков экономической теории, менеджмента. Информационной базой исследования служили данные финансовой и статистической отчетности предприятийзаконодательные и нормативные акты.

РФ и РТ, методологические материалы, инструкции, разработки, проекты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности, науки и технологий РФ, Министерства экономики и промышленности РТ, Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, аналитические обзоры.

В процессе исследования применялись гносеологический, ретроспективный, комплексный, системный, сравнительный, трендовый статистический, факторный анализ, а также методы экономической индукции и синтеза, экономико-математического моделированиямоделирования, временных рядовлогический, дескриптивный, сценарный методы с использованием ПЭВМ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработаны критерии дифференциации подходов к прогнозированию на промышленном предприятии, получившие в соответствии с функциональными особенностями название методологического и процессного подходов. На их основе предложено уточненное понятие прогнозирования в плане его прикладного характера при разработке стратегических решений;

— представлена схема организации процесса прогнозирования, в которой введены новые этапы на базе совершенствованной классификации прогнозов (традиционного и новаторского, ретроспективного и перспективного, технологии и способам поискового прогнозирования);

— систематизированы по результатам теоретического анализа особенности зарубежного и отечественного подходов к разработке стратегии промышленного предприятия, выделены проблемы, характерные для организации этого процесса в деятельности компаний России и Республики Татарстан;

— проведено исследование экономического состояния и конкурентных позиций российского нефтегазового комплекса на основе инструментов стратегического портфельного анализа по трем признакам: динамика производства — рентабельность производства — отраслевая доля в объеме реализации;

— выявлены доминирующие тенденции в стратегии развития отраслей промышленности РТ, раскрыты факторы, оказавшие наибольшее влияние на региональные особенности развития нефтегазового комплекса;

— предложен и обоснован концептуальный подход с позиции функциональной специфики прогнозирования к стратегии промышленного предприятия как комплексной системе управленческих решений, обозначены основные характеристики и выделена область прикладного значения прогнозирования в процессе их принятия;

— разработаны логическая схема, алгоритм и методологический аппарат прогнозирования в системе принятия стратегических решений па основе модели дисконтированных дивидендов с привлечением инвестиционных показателей;

— на основе результатов выполненных расчетов систематизированы стратегии развития ведущих нефтегазовых предприятий в зависимости от позиционируемого рынка (внешнего или внутреннего), вида стратегических альтернатив (инновационные, обновления и постепенного совершенствования) и уровня стратегического поведения (агрессивное, адаптивное и консервативное).

Практическая значимость исследования состоит в возможности реализации предлагаемой концепции прогнозирования и ее методологического аппарата в практике принятия стратегических решений на отечественных предприятиях промышленности и процессе преподавания соответствующих дисциплин. Теоретические положения и прикладная реализация позволят оптимизировать процесс ее внедрения, повысить эффективность производства и управления предприятием в целом.

Результаты исследования имеют важное значение и будут полезны не только в процессе стратегического планирования, но и в системе общего менеджмента на предприятиях различных отраслей промышленности.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в 14 работах, представлены и получили одобрение на конкурсе работ студентов и аспирантов ВУЗов Татарстана па тему «Либерализм в России» (2000г.), на 1-ом Форуме молодых ученых и специалистов РТ (2001г.), Республиканском конкурсе научных работ среди студентов и аспирантов имени Н. И. Лобачевского (2002г.), всероссийских научно-практических конференциях «Инновационная среда: проблемы формирования и перспективы развития» (2002г.) и «Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества» (2003г.) — межвузовских научных конференциях молодых ученых и студентов «Молодежь и экономическая наука» (2000г., 2002 г.) — заседаниях научной студенческой педели за 1998;2003гг.- итоговых научно-практических конференциях Казанского государственного университета, Казанского государственного финансово-экономического института, Казанского государственного технического университета (2000;2004гг.), а также при подготовке дисциплин «Внутрифирменное планирование», «Стратегическое планирование», «Стратегический менеджмент».

Основные выводы и положения работы приняты к рассмотрению для внедрения на предприятиях ОАО «Татнефть», ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», ОАО ХК «Татнефтепродукт», ОАО «Казаньоргсинтез».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, который включает 185 наименований, и приложений. Содержание работы изложено на 145 страницах машинописного текста, выводы, расчеты и графический материал представлены в 30 рисунках, 3 таблицах, 14 приложениях.

Выводы по главе:

1. В соответствии с выявленными подходами к прогнозированию при разработке стратегических решений, все рассматриваемые альтернативы проходят тестирование на степень своей финансовой привлекательности. В большинстве случаев применение для этих целей традиционных показателей — доходов от продаж, чистой прибылибывает недостаточно, поскольку при их расчете сложно учесть риск и временные характеристики. Выработку стратегии и оценку альтернатив в этом предлагалось строить на принципах максимизации рыночной стоимости компании.

2. На основе прикладных особенностей и стратегических приоритетов объекта исследования базировался предложенный нами подход, с позиции которого стратегия рассматривалась как комплексная система последовательных и согласованных управленческих решений, направленных на реализацию поставленных целей компании и обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности. В процессе разработки стратегических решений было выделено три основных элемента: прогнозирование-анализ, выбор и внедрение.

3. В части прогнозирования и оценки использовалась классификация из трех видов альтернатив: инновационных, обновления и постепенного совершенствования. Основными характеристиками таких альтернатив выступают: отношение к выборам действий, связанным со стратегией на рынкезначимость для организациинеопределенный исход выбора вариантовресурсоемкость процесса разработки альтернатив.

4. Прогнозирование финансового состояния компаний, проводилось по этапам: построение агрегированного баланса, отчета о прибылях и убытках предприятия за последние пять летгоризонтальный и вертикальный анализ по фактическим данным агрегированного баланса, отчета о прибылях и убыткаханализ показателей финансового состояния предприятия, в том числе дохода на акциюформирование прогнозных оценок (темпов роста, структуры) — прогноз общих показателей баланса, отчета о прибылях и убытках на последующие пять летрасчет цены акции.

5. Наибольший интерес для инвесторов в соответствии с проведенными расчетами представляют акции «ЮКОСа» и «ЛУКОЙЛа» (особенно в первом случае, поскольку объединенная компания «ЮКОС-Сибнефть» может стать первой российской корпорацией, привлекшей к себе внимание акционеров глобальных фондов, причем не только фондов развивающихся стран, которые на сегодня являются основными иностранными портфельными инвесторами в России). Без серьезных изменений в финансовой и инвестиционной стратегии «Газпрома», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти», акции этих компаний, предполагается, сохранятся в целом на текущих ценовых уровнях.

6. Исходя из полученных результатов проведенных расчетов в соответствий с концепцией жизненного цикла, производственным, экономическим и инвестиционным показателям компании были распределены нами по следующим стадиям:

ЮКОС" - «рост» — «ЛУКОЙЛ» — «рост-зрелость» — «Газпром» — «зрелость» ;

Сургутнефтегаз" и «Татнефть» — «зрелость-падение». По стратегиям развития в зависимости от инвестиционных приоритетов отечественных компаний нефтегазового комплекса сформировались три различных типа (агрессивная — ЮКОС, ЛУКОЙЛадаптивная — Газпром, Татнефть, консервативная — Сургутнефтегаз), объединенных по двум группам (стратегии, ориентированные на перспективные внешние и внутренние рынки).

7. Предложенная нами модель прогнозирования в процессе принятия стратегических решений позволяет обоснованно соотносить динамику различных финансовых коэффициентов и находить определенные закономерности. Если ранее подобные сопоставления проводились чисто эмпирически и получаемые на их основе выводы носили характер гипотез, то представленная прогнозная модель дает возможность подвести теоретическую и прикладную базу под такого рода исследованиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных крайне сложных и неопределенных социально-экономических условиях, с которыми после начала рыночных реформ, столкнулись отечественные компании, многие из них стремительно теряют конкурентоспособность, экономический и инвестиционный потенциал, закладывая тем самым обоснованные сомнения в перспективах дальнейшего развития. Сложно переоценить в таких условиях методы и инструменты прогнозирования, позволяющие на основе расчетов финансовых параметров получить достоверную оценку состояния, вероятной динамики тенденций и принимать с их помощью обоснованные управленческие решения. Более того, определяющую роль играет система стратегического планирования предприятия, которая дает возможность взаимоувязать результаты прогнозирования с адекватными управленческими воздействиями. Несмотря на то, что практически все элементы системы «планирование программирование — бюджетирование» известны российской практике, представители самого отечественного бизнеса признают, что в комплексе с прогнозированием они не используются или используются недостаточно. Отсутствие подобной системности снижает эффективность функционирования предприятия в целом.

Обобщим полученные результаты исследования.

Теоретическим анализом посредством методов научного познания были охвачены труды классиков стратегического менеджмента (Р.Л.Акоффа, И. Ансоффа, С. Винера, Ф. Котлера, Р. Кристенсена, Г. Минцберга, М. Портера, К. К. Прахалада, Г. Саймона, Г. Хамела, Б. Хендерсона, К. Эндрюса), авторитетных зарубежных специалистов по управлению и прогнозированию (Д.Аакера, М. Альберта, М. Р. Байе, Г. Беа, А. Бранденбургера, Ю. Бригхема, Л. Гапенски, Б. Нейлбафа, А. Стрикленда, А. Томпсона, Дж. Траута, М. Трейси, Дж. Мура, Р. Дафта, А. М. Кинга, Р. В. Колби, Т. Коллера, Т. Коупленда, Д. Муррина, Х. Райта, Ф. Хедоури, Дж.К.Шима, Д. Г. Сигела, Р. Шмидта), наиболее распространенные подходы ведущих отечественных авторов (М.И.Баканова, J1.E. Басовского, В. В. Глущенко, В. В. Егорова, И. И. Елисеевой, В. В. Ковалева, А. Д. Шеремета, Т. Г. Морозовой, Г. А. Парсаданова, А. В. Пикулькина, В. В. Федосеева, С.И.Шелобаева).

Как показали результаты анализа, исследование проблем прогнозирования и его особенностей в менеджменте носило цикличный характер. Первый интерес к прогнозированию проявился с позиции его технологической направленности в конце первой трети двадцатого века. К 50-м гг. сформировалась методологическая и предметная область прогнозирования как науки. Позднее (в 60-е гг.) произошла интеграция и систематизация его основных положений в менеджменте представителями количественной школы (С.Винер, Г. Саймон и др.). В настоящее время в науке и практике управления получила распространение концепция превентивного менеджмента, в основе которой развитие прогнозирования и совершенствование его методологического аппарата находит наиболее полное отражение.

Рассматривая содержательные аспекты прогнозирования, мы пришли к выводу о наличии в теории нескольких подходов к его определению. Первый подход, который представлен в большей степени зарубежными специалистами, предполагает возможность получения оценок о будущих перспективах и состоянии какого-либо объекта, системы посредством прогнозирования как систематического метода. В отечественной литературе уделяется внимание его процессному характеру как научного исследования вероятностных тенденций. В каждом из подходов результатом прогнозирования становится научно-обоснованное предположение о ходе (направлении, темпах, тенденциях) развития системы, которое является базой для разработки стратегии, перспективных планов, программ.

На основе результатов исследования теоретических предпосылок и категориального аппарата, был предложен интегрированный подход к прогнозированию как процессу получения качественных и количественных оценок перспектив возникновения, развития системы, базирующихся на наблюдениях и научных предположениях. Этот процесс был разбит на следующие этапы: идентификация проблемы прогнозирования, выбор соответствующих переменныхформирование прогнозной моделипроверка ее качестваопределение организационно-технологических предписанийподготовка и реализация непосредственно прогнозирования.

Прогнозирование, как правило, применяется на предварительной (предплановой) стадии разработки крупных хозяйственных решений и способствует выработке концепции экономического развития (экономической стратегии) на перспективу. Оно играет определенную роль и на стадии осуществления планов, в оценке на том или ином этапе состояния дел, и в поиске возможностей и направлений дополнительных управляющих воздействий, предназначенных для ликвидации отклонений от намеченной траектории развития экономического объекта (системы).

В работе также был систематизирован методологический инструментарий прогнозирования и подходы к стратегическому управлению. Для этого были выделены основные группы методов, которые применяются в процессе разработки прогнозов, раскрыты критерии и проблемы, связанные с их выбором. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт методологии прогнозирования при разработке стратегии промышленного предприятия, исследованы их отличительные особенности, проанализированы возможности и перспективы использования различных методов в практике деятельности компаний России и Республики Татартан.

В последнее время стратегическое планирование активно применяется в управленческой практике на большинстве западных компаний. Положительную динамику приобретают подобные процессы среди отечественных предприятий. Появление системы стратегического управления связано, в первую очередь, с ускорением изменений во внешней среде, появлением новых запросов потребителейвозрастанием конкурентной борьбы за ресурсыинтернационализацией бизнесавторжением новых конкурентов на сложившиеся международные рынкикрупнейшими технологическими прорывами. Все это поставило многие отрасли промышленности и отдельные компании перед стратегическими проблемами качественной переориентации деятельности даже в высоко рентабельных областях. Появилась необходимость принятия оперативных решений исходя не только из возможных ближайших последствий, но и с учетом будущих изменений.

Как показало исследование, философия стратегического планирования основана на системном и ситуационном (применительно к разным гипотезам о будущем) подходах к менеджменту. Предприятие рассматривается как открытая система, а его стратегия — как совокупность взаимосвязанных, взвешенных решений по основным направлениям деятельности, обеспечивающих преемственность поступательного развития бизнеса и одновременно способствующих проявлению гибкости, когда изменения внешних условий требуют быстрой адекватной реакции и управленческих воздействий.

В соответствии с выбранным направлением работы второй этап работы представлялось целесообразным посвятить анализу экономического потенциала, стратегическим приоритетам объекта исследования — российских нефтегазовых предприятий — и условиям их хозяйствования.

Комплексный анализ по отмеченным позициям позволил получить следующие результаты.

В целом, нефтегазовый комплекс страны сохраняет лидирующие позиции как по производственным, так и по финансово-инвестиционным показателям. Однако эффективность деятельности компаний могла быть выше при увеличении капиталовложений в развитие нефтепереработки и экспортной инфраструктуры. Созданные на принципах вертикальной интеграции по аналогии с западными нефтяными гигантами российские нефтяные компании в большинстве своем нельзя назвать полноценными вертикально интегрированными структурами.

Бизнес мировых компаний ориентирован прежде всего на глубокую переработку нефти. Основные доходы приносит продажа продуктов нефтепереработки (бензинов, реактивного топлива, масел). К примеру, порядка 60% доходов компании Chevron Texaco создается за счет реализации нефтепродуктову Shell доля нефтепродуктов в выручке превышает 75%. При таком подходе контроль над всем технологическим процессом (добыча-переработка-сбыт) приносит максимальную отдачу.

В российской практике наблюдается иная ситуация. Несмотря на наличие формальной вертикальной интеграции, приоритетное положение почти всегда занимает экспорт сырой нефти, в лучшем случае — нефтепродуктов низкого уровня переработки. Так, выручка ЮКОСа — на 56,2%, «Сибнефти» — на 51,3% формируется за счет продаж нефти. В экспортных доходах этих компаний доля нефти превышает 70%. Наиболее близок к мировым стандартам «ЛУКОЙЛ», получающий за счет продаж продукции нефтепереработки 59,4% суммарного объема реализации.

Чрезмерное увлечение нефтехолдингов экспортом сырой нефти влечет за собой недоинвестирование отечественной нефтепереработки. В 2002 году в развитие российских НПЗ было вложено $ 854 млн. Это лишь 15% от объема инвестиций в нефтедобычу. Износ же основных фондов в нефтепереработке значительно выше, чем в нефтедобыче (52,5% против 46,7%). При таком уровне финансирования нефтеперерабатывающая промышленность обречена на консервацию сложившегося технологического отставания. Ведь эффективность отечественных НПЗ крайне низка: даже в лучшие годы глубина переработки нефти в России не превышала 71% при среднем для западных компаний уровне 85−90% (у British Petroleum этот показатель достигает 91%). В соответствии с оптимистическим вариантом «Энергетической стратегии России» прогнозируются увеличение глубины переработки нефти до 84% только к 2020 году.

Между тем, как показала финансовый анализ экономического потенциала, нефтегазовые уже сейчас сталкиваются с некоторым снижением эффективности бизнеса. Так, за несколько лет рентабельность нефтяных компаний упала с 24% до 18,9% даже на фоне роста мировых цен не углеводороды. Менеджмент компаний объясняют это увеличением налогов на добычу и ростом экспортных пошлин на нефть.

Тем не менее, неэффективность переработки нефти не единственная причина снижения рентабельности нефтяных компаний. Падение прибыли связано и с увеличением затрат на транспортировку экспортируемой нефти. Существующая система трубопроводов, эксплуатируемая «Транснефтью», не способна справиться с возросшим объемом прокачиваемой нефти (аналогичная проблема наблюдается у «Газпрома»), Дефицит трубопроводных мощностей заставляет нефтяников использовать альтернативные виды транспорта. Это ведет к дополнительным издержкам.

По стратегиям развития среди отечественных компаний нефтегазового сектора сформировались два различных подхода.

Стратегия «Сургутнефтегаза», в отличие от «ЮКОСа», «ЛУКОЙЛа», отчасти «Газпрома», имеет несколько важных ограничений. Во-первых, компанию мало интересуют предприятия нефтехимии, во-вторых, она не стремится к глобальной экспансии. Сфера интересов «Сургутнефтегаза» ограничена Россией и ее ближайшими соседями. Из сопредельных государств наибольший интерес вызывает Белоруссия, чьи НПЗ географически выгодно расположены с точки зрения близости к европейским потребителям.

Конкуренты, напротив, в последнее время уже не фокусируются на добыче и инвестируют по всему миру. «ЛУКОЙЛ» активно формирует нефтехимическую группу, приобретает активы за рубежом. Наиболее известная покупка компании — американская заправочная сеть Getty (2000 г.), ведутся переговоры о приобретении сети АЗС в Австрии. Также ЛУКОЙЛ подтвердил интерес к греческой компании Hellenic Petroleum.

ЮКОС" и «Татнефть» выразили желание участвовать в покупке нефтезаправочных сетей в Германии, продаваемых по требованию европейского антимонопольного ведомства. Вместе с «ЛУКОЙЛом» «ЮКОС» участвует в разработке шельфа Каспийского моря.

Татнефть" подтвердила ранее обозначенный курс на форсирование вертикальной интеграции. Финансируется строительство Нижнекамского НПЗ, призванного восполнить отсутствие у компании собственной переработкирастет производство на Нижнекамскшине, приобретен Миннибаевский ГПЗ. Все это способствует формированию на базе активов Республики Татарстан полноценного нефтехимического комплекса, обеспеченного сырьем и имеющего стабильный платежеспособный спрос.

В третьей главе исследования, посвященной концепции прогнозирования в системе разработки стратегических решений, предлагается подход, который рассматривает стратегию как комплексную систему последовательных и согласованных управленческих решений, направленных на реализацию поставленных целей компании и обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности. Процесс разработки стратегических решений включает три основных элемента: прогнозирование-анализ, выбор и внедрение. При этом по характерным признакам (отношение к выборам действий, связанным со стратегией на рынкезначимость для организациинеопределенный исход выбора вариантовресурсоемкость процесса разработки альтернатив) стратегические альтернативы разделены инновационных, обновления и постепенного совершенствования.

В настоящее время даже качественно проработанная, последовательная, имеющая четкую логическую структуру, финансово обоснованная стратегия не способна стать универсальным инструментом экономического процветания любой компании. В условиях динамично развивающегося рынка возникает необходимость постоянной корректировки стратегии с целью более полной адаптации к особенностям функционирования предприятия. В том, что стратегическое управление можно рассматривать в качестве гибкого инструмента управления состоит практическая ценность концепции долгосрочных стратегий бизнеса различных масштабов.

Прогнозирование в соответствии с предложенной концепцией проводилось по следующей последовательности: построение агрегированного баланса, отчета о прибылях и убытках предприятия за последние пять летгоризонтальный и вертикальный анализ по фактическим данным агрегированного баланса, отчета о прибылях и убыткаханализ показателей финансового состояния предприятия, в том числе дохода на акциюформирование прогнозных оценок (темпов роста, структуры) — прогноз общих показателей баланса, отчета о прибылях и убытках на последующие пять летрасчет цены акции.

По результатам полученных расчетов сделан вывод, что наибольший интерес для инвесторов в ближайшей перспективе (пять лет) представляют акции «ЮКОСа» и «ЛУКОЙЛа». Акции остальных компаний с учетом относительно сохранения тенденций развития финансово-экономической ситуации и стратегических приоритетов, как представляются, останутся в текущих стоимостных пределах.

Исследование особенностей прогнозирования в условиях антикризисной стратегии проводилось с позиции специфики антикризисного управления, которое определялось как совокупность внешних и внутренних воздействий, обеспечивающих на всех этапах развития компании восстановление и стабилизацию его финансово-экономического положения (если оно находится в кризисном состоянии) или предотвращение факторов, способных оказать на него негативное влияние.

В антикризисном управлении целесообразным представляется компромиссно сочетать стратегию и тактику. Поскольку стратегические решения должны быть разработаны и реализованы, как правило, на ранних стадиях управления, высока вероятность принятия неэффективной стратегии, т.к. решения, принимаемые на ранних этапах базируются на весьма слабых и недостоверных сигналах.

Таким образом, предлагаемый нами подход к разработке стратегических решений исходит из необходимости прогнозирования возможных направлений развития событий в будущем и поиска адекватных реакций на соответствующие изменения. Значение прогнозирования в этом случае состоит в определении параметров масштаба, направления, скорости и интенсивности изменений, происходящих в макросреде, с целью оценки уровня неопределенности. Стратегия приобретает новое содержание и становится интегрированным набором управленческих решений, которые формируют, направляют последующие действия компании и оказывают существенное влияние на достижение ее конечных целей. Такой набор решений включает выбор стратегической позиции компании, определение источника получения преимуществ перед конкурентами, разработку концепции развития бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ. М.: Проспект, 1998. — 416с.
  2. Налоговый Кодекс РФ. Белгород: Белаудит, 1998. — 549с.
  3. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.06.1995 г., № 115-ФЗ // Российская газета, 21 июня 1995. с. 5−7.
  4. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г., № 208-ФЗ (ред. от 7.08.2001г.) // Российская газета, 10 августа 2001. с.8−10, 12.
  5. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г., № 39-Ф3 // Российская бизнес-газета, 26 февраля 1999. с. 4−7.
  6. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г., № 6-ФЗ. Под общ. ред. В. В. Витрянского. М.: Статут, 1998.- 215с.
  7. Закон РТ «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» от 25.11.1998 г., № 1872 // Республика Татарстан, 27 ноября 1998. с.3−5.
  8. Закон РТ «О нефти и газе» от 19.06.1997 г., № 1211 // Республика Татарстан, 20 июня 1997. с. 4−6.
  9. Указ Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 20.01.1996 г., № 70 // Российская газета, 21 января 1996. с. 7.
  10. Постановление Правительства РФ «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 26.06.1995 г., № 594 // Российская газета, 26 июня 1995 г. с.6−7.
  11. Распоряжение Правительства РФ «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)» от 10.07.2001 г., № 910-р // Российская газета, 11 июля 2001. с. 5−8.
  12. Распоряжение Правительства РФ «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» от 28.08.2003 г., № 1234-р // Российская газета, 29 августа 2003. с. 4−8.
  13. Постановление Кабинета Министров РТ «Положение о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан» от 7.05.1999г., № 284 // Республика Татарстан, 8 мая 1999. с. 5.
  14. Постановление Кабинета Министров РТ «О Республиканской целевой программе «Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999−2005 годы» от 24.06.1999 г., № 392 // Республика Татарстан, 25 июня 1999. с. 3.
  15. Концепция выхода из кризиса и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона // Материалы Комитета Государственной Думы по конверсиям и наукоемким технологиям. М.: 1997.- 115 с.
  16. Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий // Материалы Госкомимущества РФ. М.: ИНТЕК ЛТД, 1999.-237с.
  17. Доклад президента РТ М. Ш. Шаймиева на сессии Государственного Совета 20.02.2003 г. «О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году» // Республика Татарстан, 21 февраля 2003 г. с. 1,3−4.
  18. С.Н. Совершенствование планирования на предприятии в условиях рыночных отношений. Казань: КГФЭИ, 1992. — 111с.
  19. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 247с.
  20. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2001. — 248с.
  21. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Под ред. В. Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 1999. — 304с.
  22. И. Новая корпоративная стратегия. Спб.: Питер Ком, 1999. -416с.
  23. И. Стратегическое управление: сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519с.
  24. М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: пер. с англ. A.M. Никитина. М.: ЮНИТИ, 1999. — 743с.
  25. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. — 288с.
  26. Банкротство сродни хирургическому вмешательству // Время и деньги, 22 июля 2003 г. с. 2.
  27. Э., Бессонов В. У ТЭКа появились конкуренты // Российская бизнес-газета, 2 сентября 2003 г. с. 2.
  28. П. Правовые основы банкротства. М.: Белые львы, 1995. -с.68.
  29. А. ИТ и прогнозирование экономических процессов // Директор информационной службы, 2002, № 9. с. 43−49.
  30. А., Попова Е. Когда рынок пасует // Эксперт, 2002, № 42. с.48−52.
  31. Д.Р., Сальников В. А. Условия и ограничения промышленного роста в среднесрочной перспективе // Проблемы прогнозирования, 2003, № 2. с. 19−43.
  32. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2001. — 325с.
  33. Бернстайн JI. A Анализ финансовой отчетности: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2002. — 623с.
  34. М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития М.: ТЕИС, 2002. — 356с.
  35. Бестужев-Лада И. В. Методика долгосрочного упреждающего анализа данных в технологическом прогнозировании // СОЦИС, 2000, № 1. с.37−41.
  36. Бизнес-план Казань: 1995. — 18с. (Вестник ТПП-РТ № 1 — 1995 г.).
  37. И.А. Современное технологическое прогнозирование. -Казань: КГФЭИ, 2003. 112с.
  38. Большой экономический словарь. Под ред. А. Н. Азриняна М.: Институт новой экономики, 1997. — 660с.
  39. А. Татарстан намерен расширить переработку нефти // Известия, 14 ноября 2003 г.-с.11.
  40. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х томах/Пер. с англ. под. ред. Ковалева В. В. СПБ.: Экономическая школа, 1998, Т.1,2. — 615с., 669с.
  41. Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: сокр.пер.с англ./ред.кол.: А. М. Емельянов и др. 5-е изд. — М.: РАГС- Экономика, 1998.-823с.
  42. А. И. Эффективный менеджмент. М.: Финпресс, 2000. — 659с.
  43. Д. Независимые газовики против раздела «Газпрома» // Коммерсант, 26 сентября 2003 г. с.7−8.
  44. Л.И. Методы прогнозирования объема продаж // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 1. с. 17−31.
  45. В.Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. М.: 2000. — с. 23.
  46. Ш. М. Холдинг: особенности организации и механизм функционирования. Казань: КГФЭИ. — 112с.
  47. Ш. М., Сафиуллин А. Р. Прогнозирование как инструмент антикризисного управления // Сборник научных трудов Академии наук РТ
  48. Актуальные проблемы становления рыночных отношений». Выпуск 2. -Казань: Фэн, 2003. 187−199.
  49. С. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики // Российский экономический журнал, 2000, № 10. с. 18−23.
  50. В.А. Организация стратегического управления. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160с.
  51. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2003. — 176с.
  52. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования: пер. с англ. М.: Дело, 1997.- 1008с.
  53. С. Грядет ли новый финансовый кризис в России? // Вопросы экономики, 2000, № 6. с. 23−27.
  54. В. Прибыльных > убыточных. Пока // Экономика и жизнь, 2003, № 13. с. 35.
  55. РФ. Регионы России. Статистический сборник. М.: 2001. -210с.
  56. А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.: Экономика, 1988.-358с.
  57. О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности для промышленных предприятий и практика их применения // Управление компанией, 2003, № 2. с.11−14.
  58. Деловое планирование. Методы организации. Современная практика. Под ред. В. П. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 367с.
  59. М.В. Формирование бюджета крупной компании // Финансы, 1999,№ 12. с. 15−21.
  60. В. Обнадеживающая четверть. Подведены итоги социально-экономического развития Татарстана в первом квартале 2003 года // Время и деньги, 29 апреля 2003 г. с. 3.
  61. В.А., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001. — 182с.
  62. X., Схроер Б.Дж., Адаме М., Спэн М. С. Непрерывное улучшение процессов на этапе, когда это имеет особое значение // Стандарты и качество, 2001, № 3. с. 79−84.
  63. И.А., Фомченкова J1.B. Место и роль общей системы учета в стратегическом управлении организацией // Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 4.-с. 13−18.
  64. H.JI. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 1998.-336с.
  65. Зыкова J1.A., Николаева Н. А., Титова В. Ф. и др. Анализ рейтинговой оценки регионов Приволжского федерального округа // Вопросы статистики, 2003, № 3. с. 61−70.
  66. М. Расплата за нефть // Известия, 22 октября 2003 г. с. 5.
  67. А.И. Планирование на предприятии. В 2-х частях Мн.: Новое знание, 2000. — 397с., 416 с.
  68. Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 3. с.81−85.
  69. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. — 239с.
  70. И. 3 ключевых параметра развития кризисов компании // Управление компанией, 2002, № 10, — с. 60−63.
  71. Кащеев P. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления // Управление компанией, 2002, № 9.- с.21−26.
  72. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование. М.: Прогресс, 1982. -399с.
  73. Г. Промышленность республики «пошла в рост» // Время и деньги, 15 октября 2003 г. с. 2.
  74. Г. Кто выигрывает на рынке? // Экономика и жизнь, 12 марта 2003 г. с. 4.
  75. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002. -512с.
  76. Р.В., Родригес Р.Дж. Финансовый менеджмент: Пер. с англ. изд. М.: Финпресс, 2001. — 496с.
  77. А. Нефти в России осталось на одно поколение // Директор, 2003, № 8.-с. 16.
  78. В. Жесткая конкуренция лицо современного мира // Россия, 31 марта 2003 г.-с. 18.
  79. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. Ред.колл. Л. И. Абалкин и др.- сост. Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 2003. — 767с.
  80. Д. Управление в период спада // Управление компанией, 2002, № 2.-с. 71−72.
  81. О.П., Колесов В. Ю., Трофилов А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 3. с. 88−124.
  82. Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. 2-е изд. /Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2000. — 576с.
  83. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб: Питер, 1999. — 496с.
  84. Е. Узкое место // Известия, 21 октября 2003 г. с. 6.
  85. М.Д. Разработка корпоративных стратегий компаний // ЭКО, 2001, № 5.-с.И2−117.
  86. А.Ф., Егорычев И. Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 2. с. 91−98.
  87. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: Логос, 1998.-576 с.
  88. Г., Засов О. Экономика России в январе-июне 2002 года (успехи, проблемы, основные направления преодоления негативных тенденций) // Экономист, 2002, № 9. с. 3 — 17.
  89. Курс экономики. Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997. — 862с.
  90. Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: пер с англ. Н. И. Алмазовой. М.: Проспект, 2003. — 336с.
  91. О. Государственная опасность // Русский курьер, 2003, № 1. с. 1−2.
  92. Е. Инфляция по Грефу // Российская газета, 2 августа 2003. с.З.
  93. А. Сто локомотивов народного хозяйства // Директор -дайджест, 2002, № 11. с. 14−16.
  94. В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997. — 382с.
  95. .Г. Разработка управленческого решения. 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002. — 392с.
  96. Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии // Российский экономический журнал, 1992, № 6. с.59−63.
  97. Л.И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки M.:ABF, 1996. — 704с.
  98. ЛУКОЙЛ перешел на десятилетку // Рынок ценных бумаг, 2003, № 10. -с.4.
  99. А.А. О концепции энергетической политики России до 2020 года// Внешнеэкономический бюллетень, 2003, № 7. с.61−63.
  100. М. Внедрение стратегии: шаг за шагом // Управление компанией, 2002, № 2. с. 25−29.
  101. А. По данным разведки нефти Татарстану хватит на 120 лет // Известия, 12 сентября 2003 г. c. l 1.
  102. В.И. Финансовая математика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -247с.
  103. Д. Тихо течет река по равнине // Эксперт, 2002, № 17, — с. 5257.
  104. Менеджмент для инженера. В 3-х частях. Часть 1. Основы менеджмента. Под. ред. Э. С. Минаева М.: Высшая школа, Доброе слово, 2002.- 359 с.
  105. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер с англ. М.: Дело, 2000. — 704с.
  106. Мизиковсхий Е. А, Соколов И. М., Соколов И. И. Экономический анализ и прогнозирование несостоятельности предприятий // Современный бухучет, 2001, № 5.-с. 10−19.
  107. О.Ю. Отраслевая привлекательность российских компаний // Дайджест-финансы, 2001, № 8. с. 24−31.
  108. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.-450с.
  109. М.С. Методы социально-экономического прогнозирования. Спб.: Питер, 1994. — 268с.
  110. Несостоятельность компаний // Дайджест-финансы, 2002, № 10. с. 45.
  111. О’Хиггинс Э. Управление кризисами: будьте готовы // Экономические стратегии, 2002, № 4. с. 55−59.
  112. И. Стабильная нестабильность // Экономика и жизнь, 2002, № 8.-с. 6- 11.
  113. В., Подъяблонская Л., Мешков В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения // Экономист, 2000, № 7,-с. 11−17.
  114. В.В. Проблемы верификации внешнеэкономических прогнозов: критерии оценки качества и надежности // Внешнеэкономический бюллетень, 2002, № 1. с.3−16.
  115. Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия // Управление компанией, 2003, № 1. с.69−78.
  116. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. — 800с.
  117. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 318с.
  118. Прогнозирование и планирование экономики. Под ред. Г. А. Кандауровой. Мн.: Эксперспектива, 2000. — 432с.
  119. Программа среднесрочного развития РФ на среднесрочную перспективу // Российская газета, 2 сентября 2003 г. с 11−13.
  120. Н., Сергиенко Я., Френкель А. Инфляция куется в цехах // Российская бизнес-газета, 2 сентября 2003 г. с. 1−2.
  121. JI. Акофф. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. -М.: Сирин, 2002. 256с.
  122. Рейтинг России растет // Эксперт, 2003, № 19. с. 4.
  123. В.В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения // Консультант, 2000, № 5. с. 65−74.
  124. А. Промышленность России // РИСК, 2003,1. с.84−86.
  125. Д. Состояние и перспективы рынка акций // Рынок ценных бумаг, 2003, № 10. с.12−14.
  126. А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995. -251с.
  127. К.В. О возможности практического использования модели САРМ для целей оценки бизнеса в России // Вопросы оценки, 2001, № 2. -с.52−56.
  128. Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1997. -464с.
  129. Российский бизнес не боится конкуренции // Директор-дайджест, 2002, № 5. -с.41.
  130. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Экоперспектива, 1998. — 525с.
  131. В. Анализ и оценка методов для прогнозирования рынка // Рынок ценных бумаг, 2002, № 17.- с. 24−32.
  132. Х.М. О влиянии на реальный сектор экономики Республики Татарстан последствий вхождения Российской Федерации в ВТО // Экономический вестник РТ, 2002, № 4. с.5−13.
  133. Г. М. Стратегический приоритет развития // Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 2. с.9−15.
  134. П. Экономикс.-М.: БЕК, 1998, Т.1. 339с.
  135. А.Р. Оценка эффективности реализации стратегии предприятия на базе расчета его стоимости // Сборник научных трудов аспирантов и докторантов КГФЭИ. Выпуск 4. Казань: 2003. — с.80−101.
  136. Сверхприбыли нефтяников // Время и деньги, 15 октября 2003 г. с. 2.
  137. Семь нот менеджмента. Под ред. А. Красновой, А. Привалова.-З-е изд. перераб. и доп. М.: Журнал Эксперт, 2001. — 424с.
  138. А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 6.-с. 14−22.
  139. Р., Ригби Д. Какие управленческие механизмы наиболее популярны // Экономические стратегии, 2002, № 3. с.69−75.
  140. Словарь современной экономической теории Макмиллана. Под ред. Д.У. Пирса- М.:ИНФРА-М, 1997. 608с.
  141. С. Консенсус-прогноз // Финансист, 2002, № 2. с.32−35.
  142. Соловьев Ю. П, Горячев А. А. Финансово-экономические результаты работы промышленности за 2002 г. // Банковское дело, 2003, № 3. с. 15−20.
  143. Справочник директора предприятия. Под ред. М. Г. Лапусты. Изд. 2-е, испр. идоп.-М.: ИНФРА-М, 1998.-784 с.
  144. В. Кривая дорога прямых инвестиций // Вопросы экономики, 2003, № 1. с.71−95.
  145. Стратегическое планирование. М.: ЭКМОС, 1998. -440с.
  146. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В. И. Ишаева // Российский экономический журнал, 2001, № 1. с. З — 19.
  147. Стратегия экономического развития России // Российский экономический журнал, 2000, № 7. с. 3−24-
  148. Татарстан 2002. Статистический справочник. Казань: 2003. — 163с.
  149. Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971.-514с.
  150. ТЭК России. Итоги I квартала 2003 г. Информационный бюллетень. -М.: 2003.-30с.
  151. JI.B. Организация и планирование машиностроительного производства СПб.: Бизнес-пресса, 2001. — 583с.
  152. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002. — 702 с.
  153. Ф. Управление инвестициями: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. -932с.
  154. Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту: пер. с англ. М.: Апьпина Паблишер, 2002. — 608с.
  155. С.А. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инновационный тип развития // Финансы и кредит, 2003, № 4. с.26−48.
  156. Финансовый мир. Выпуск 1. Под ред. В. В Иванова и В. В Ковалева. -М.: Проспект, 2002. 348с.
  157. А.Ф. Обыкновенные акции и необыкновенные доходы и другие работы: пер. с англ. М.: Апьпина Паблишер, 2003. — 384с.
  158. П.А. Стратегическое планирование хозяйствующего субъекта // Финансы и кредит, 2003, № 5. с.52−58.
  159. С. Экономика растет, но теряет прибыль // Директор, 2002, № 10.-с. 57−59.
  160. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем. под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800с.
  161. С.В. Прогнозирование кризисного состояния предприятия // Проблемы прогнозирования, 2002, № 6. с. 150−155.
  162. У. Ф., Гордон Дж. Ф., Бейлн Дж. В. Инвестиции: пер. с англ. А. Н. Буренина, А. А. Васина. М.: ИНФРА-М, 1997. — 1024с.
  163. У., Александер Г., Бейли ДЖ. Инвестиции: пер с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.-790с.
  164. JI.C. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 6. с.29−41.
  165. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений: пер. с англ. под ред. И. И. Елисеевой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 590с.
  166. Эконометрика. Под ред. Елисеевой И. И. М.: Финансы и статистика, 2002. — 344с.
  167. Экономика предприятия и отрасли промышленности 4-е изд. перераб и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 544 с.
  168. Экономика предприятия: пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 2001. — 928с.
  169. Экономико-математические методы и прикладные модели: под. ред. Федосеева В. В. М.: ЮНИТИ, 1998. -485с.
  170. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.-369с.
  171. Antony P. Raia, Management by Obgectives Glenview, III.: Scott, Foresman, 1974.-p. 11.
  172. APICS Dictionary, 6th ed. American Production and Inventory Control Society, 1987.
  173. Chandler A.D. Strategy and Structure. Cambridge, Mass: MIT Press, 1962.
  174. Doyle P. Marketing Management and Strategy. Prentice Hall Europe, 1998p- 144.176. http // www. interface, ru177. http // www. tatar. ru178. http //www.cfin.ru179. http //www.rusenergy.ru180. http // www.realaudit.ru, apb-consult.ru
  175. Matlack С., Fairlamb D. Going over the edge // Business Week, 2003, April 7. p.72−73.
  176. Mitroff 1.1., Anagnos G. Managing crises before they happen New York: AMACOM, 2001.-41 lp.
  177. Mitroff 1.1., Anagnos G. Managing crises before they happen New York: AMACOM, 2001.-41 lp.
  178. Porter M.E. Competitive Strategy. New York: Free Press, 1980.
  179. Richard M.S. Wilson and Colin Gilligan with David Person. Strategic Marketing Management GB: by Thompson Litho, East Kilbride, Scotland, 1996.
Заполнить форму текущей работой