Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Всемирная торговая организация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization, WTO; не путать с ЮНКТАД/ВТО — Конференцией ООН по торговле и развитию, созданной в 1964 г. и объединяющей около 190 стран, включая Россию) — многостороннее Марракешское (по названию столицы Марокко, где заключено) соглашение (контракт, пакет соглашений) государств, содержащее принципы, нормы и правила проведения внешнеторговой… Читать ещё >

Всемирная торговая организация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization, WTO; не путать с ЮНКТАД/ВТО — Конференцией ООН по торговле и развитию, созданной в 1964 г. и объединяющей около 190 стран, включая Россию) — многостороннее Марракешское (по названию столицы Марокко, где заключено) соглашение (контракт, пакет соглашений) государств, содержащее принципы, нормы и правила проведения внешнеторговой политики между странами-членами и с третьими странами; международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма. Штаб-квартира ВТО — в Женеве (Швейцария).

Организация создана в 1994 г. на базе действующего с 1948 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) между 23 странами, но затрагивает все формы международных связей.

Полноправными участниками ВТО в 2018 г. были 158 самостоятельных (членов ООН) государств, частично признанный Тайвань, зависимые территории Гонконг и Макао, а также ЕС. Из постсоветских стран участниками ВТО являются Россия, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Таджикистан, Украина, Эстония (из членов СНГ не входят в ВТО Азербайджан, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан). Около 30 стран (Саудовская Аравия, ряд стран СНГ) проходят процесс присоединения, 25 стран и территорий и около 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО.

Нормами ВТО регулируется около 95% мировой торговли.

Процесс создания ВТО имеет свою историю. Дело в том, что, как известно, рынок в результате монополизации производства нарастающими темпами теряет свою свободу, поэтому ему потребовались регуляторы, оттесняющие монополии. На внутреннем рынке такими регуляторами могут выступать монополии или государство, а на мировом — или крупнейшие ГК, или отдельные государства, или объединения государств.

Кроме того, в прошлом мировая торговля чаще велась на основе двусторонних договоров стран-участниц. Договоры включали в себя ограниченный круг товаров и часто дополнялись определенными преференциями. От этого выигрывали третьи страны, не предоставлявшие льгот при торговле своими товарами.

Активизировались и протекционистские действия отдельных стран, что тоже сдерживало мировую торговлю. Поэтому появилась объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых для всех стран норм и правил. А для этого требовалось создать межгосударственную организацию, в чем сильно были заинтересованы США, на долю которых приходилось около 40% мировой торговли.

Попытки создания такой организации были предприняты лишь после Второй мировой войны на международной конференции в Гаване. Переговоры проходили в условиях острых разногласий: страны Европы предлагали соблюдение в будущей организации принципа «одна страна — один голос», а США требовали для себя 40% голосов (пропорционально их доле в мировой торговле). Европейцы отстояли свою позицию, поэтому Конгресс США не ратифицировал заключенное в процессе переговоров соглашение.

Дополнительные специальные переговоры по вопросам тарифов (лишь по одному из разделов соглашения о создании международной организации) были проведены в Женеве, где было подписано временное соглашение по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), вступившее в силу с 1 января 1948 г. и по своей сути дополнявшее деятельность МВФ. А в 1994 г. по итогам Уругвайского раунда ГАТТ переименовано в ВТО.

Назовем основные многосторонние соглашения ВТО.

  • 1. Комплекс многосторонних соглашений по торговле товарами, который включает в себя Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ в редакции 1994 г.), а также соглашения по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер, текстильным изделиям и одежде, техническим барьерам в торговле, инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс), применению статьи VI ГАТТ-94 (антидемпинговая пошлина), применению статьи VII ГАТТ- 94 (оценка товаров в таможенных целях), предотгрузочной инспекции, правилам происхождения, процедурам импортного лицензирования, субсидиям и компенсационным мерам, (чрезвычайным) защитным мерам и др.
  • 2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
  • 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS).
  • 4. Соглашение по правилам и процедурам разрешения споров.
  • 5. Механизм обзора торговой политики.
  • 6. Плюрилатеральные, то есть не обязательные для всех членов ВТО соглашения (в их числе Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам), которые могут заключаться с ограниченным кругом участников.

Организационная структура управления ВТО включает в себя:

  • — Министерскую конференцию (МК) представителей странучастниц — высший орган ВТО (собирается через каждые два года), назначает генерального директора ВТО, решает вопросы принятия новых членов, наблюдателей, результативности выполнения решений, соглашений, внесения в них изменений и т. п.;
  • — Генеральный совет (ГС, собирается по мере необходимости), под руководством которого работают советы по торговле товарами, услугами и по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
  • — Комитет по урегулированию разногласий;
  • — Комитет по торговой политике;
  • — Секретариат ВТО, назначаемый генеральным директором ВТО;
  • — высший арбитражный орган, апелляционный орган и др.

В ВТО действуют также созданные МК комитеты — по торговле и развитию, ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, бюджету, финансам и администрации, торговле и окружающей среде, региональным торговым соглашениям.

Принципами деятельности ВТО являются:

  • а) равный недискриминационный режим торговли стран-участниц;
  • б) снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров — раундов;
  • в) недопущение односторонних действий стран-участниц;
  • г) устранение импортных квот.

Решения в ВТО принимаются консенсусом, а при его отсутствии — большинством голосов. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) требуют ¾, а поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, и вопросы принятия новых членов, — 2/3 голосов.

Важным механизмом деятельности ВТО являются раунды — периоды многосторонних переговоров стран-участниц по проблемам внешнеторговой политики, завершающиеся принятием определенных решений.

По результатам раундов импортные пошлины на промтовары в развитых странах снизилась с 50% в 1930;е гг. до 3,9% в 2004 г., а в развивающихся — до 12,3% (в постсоциалистических странах они сохраняются на уровне 6%). Очень успешными для развитых стран были раунд Кеннеди 1964—1967 гг. и раунд Токио 1973—1979 гг. По итогам Уругвайского раунда 1986—1994 гг. ГАТТ было переименовано в ВТО.

В ноябре 2000 г. на конференции ВТО в Дохе (Катар) было объявлено о начале с 2001 г. девятого раунда, в его рамках планировалось обсуждение таких проблем, как торговля и экология, торговля и трудовые нормы, вопросов развития электронной торговли, инвестиций и др. Но из-за значительных разногласий между соучастниками, по мнению гендиректора ВТО Р. Азеведо, к 2015 г. работа ВТО была парализована.

Этапы деятельности ГАТТ/ВТО (основные раунды переговоров).

Годы проведения раунда.

Место открытия и название раунда.

Темы раунда.

Тарифные уступки, млрд долл.

Число стран;

участниц.

Женева.

Тарифы, снижение.

Анси (Аннеси, Франция).

1950—1951.

Торкей.

(Торки, Англия).

Женева.

1960—1961.

Женева (раунд Диллона).

4,9.

1964—1967.

Женева (раунд Кеннеди).

Тарифы, разработка антидемпингового кодекса.

40,0.

1973—1979.

Женева.

(Токийский раунд).

Тарифы, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров (рамочные соглашения).

155,0.

  • 1986—1993
  • (1994)

Уругвай, Пунта-дельЭсте, проходил в Женеве (Уругвайский раунд).

Снижение таможенных барьеров. Соглашение о создании ВТО. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

3700,0.

С 2001 г.

Дохийский раунд (открыт в столице Катара — Дохе). Раунд тысячелетия.

Тарифные и нетарифные барьеры. Нормализация условий сельскохозяйственной торговли, торговля услугами и др.

Страны-претенденты на вступление в ВТО обязаны пройти поэтапный процесс сближения со странами ВТО, продолжающийся обычно несколько месяцев (Россия, проходившая этот процесс около 20 лет, является исключением). При этом создается специальная рабочая группа, включающая в себя представителей ВТО и заинтересованных стран, анализируются состояние и перспективы внутренней экономической политики и внешнеторговых связей претендующей страны на предмет соответствия нормам и правилам ВТО, проводятся двусторонние и многосторонние консультации и переговоры, заключаются соответствующие соглашения, готовится протокол о присоединении, другие документы.

Окончательный прием в ВТО проходит на Министерской конференции (решение принимается 2/3 голосов). В ходе переговоров страныпретенденты должны пойти на торговые уступки, получая при этом доступные для всех участников выгоды.

Основными, общими для всех стран ВТО являются следующие обязательства:

  • — выполнять требования Устава и нормативной базы ВТО на всей территории стран-участниц и их объединений;
  • — обеспечивать прозрачность (транспарентность) торгового режима;
  • — гарантировать равенство условий деятельности всем экономическим агентам — предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования;
  • — гарантировать право нерезидентов обжаловать спорные вопросы и др.

Роль ВТО в мировой экономике растет, но одновременно в ее рамках нарастают проблемы и противоречия. Содержание работы ВТО существенно отличается от заявленных целей, а тезис о равноправии ее участников все заметнее становится мифом. Сложившийся механизм деятельности ВТО обеспечивает странам Большой четверки (США, ЕС, Япония и Канада) больше возможностей использования лазеек для обхода требований ВТО и соглашений, прав и влияния (дирижизма) в ВТО, что позволяет им не только полностью контролировать деятельность ВТО, но и не выполнять ее положений.

Например, требование привести внутреннее законодательство страны-участницы в соответствие правилам ВТО в США попросту игнорируются, по их законодательству «любое положение из соглашений Уругвайского раунда, если оно не соответствует любому закону США, не должно иметь силу». Между тем эксперты США в новую Конституцию России включили положение (п. 4 ст. 15): «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В нарушение принципов деятельности ВТО США часто в одностороннем порядке отменяют условия наибольшего благоприятствования в торговле (такие условия США отменяли Монголии), ранее принятые договоренности с отдельными странами, а то и регионами. Например, в 2002 г. США с 8 до 30% повысили таможенные пошлины на ввоз стали из стран Европы, в 2018 г. США вновь ввели ввозные пошлины на стальную, алюминевую и другую продукцию из России, Китая, стран ЕС и даже из Канады и Мексики, устроив тем самым «семейной скандал» в рамках собственного торгового блока НАФТА.

Все это позволяет сильным странам и ГК формировать отвечающие их интересам правила игры, свободно проникать на любые рынки слабых стран, устанавливать контроль над их ресурсами, держать слабые страны в русле их структурного приспособления к новому мировому порядку.

Поэтому внутри ВТО разрастается пояс (граница) и конфликт интересов между сильными и слабыми, традиционными и новыми членами ВТО, а в начале XXI в. возник внутренний кризис: свыше 60 развивающихся стран заявили о нежелании расширять рамки либерализации торговли и предложили отсрочить договоренности Уругвайского раунда. Воспротивился также Китай открывать свой гигантский рынок в той степени, как того требуют США, ЕС и другие ключевые игроки ВТО.

После начавшегося кризиса в 2008 г. нарушения правил ВТО стали массовыми и, как считают аналитики, остановить их ВТО не в состоянии.

Эти и другие проблемы усугубляются в связи с расширением состава ВТО и сферы ее деятельности. После расширения организации нарастают проблемы ее управляемости (появилась проблема отношений между членами ВТО и его руководством), регионализации и глобализации торговых отношений. В рамках ВТО трудно идут переговоры по проблемам сферы услуг, финансов, телекоммуникаций, ТРИПС, по проблемам взаимоотношений стран, одновременно участвующих в ВТО и региональных объединениях.

Внутренние проблемы ВТО породили дискуссии об упразднении ВТО и о выгодах стран-участниц. По мнению профессора Университета Беркли Роуза, не существует доказательств того, что ВТО стимулирует торговлю, а регулирование внешней торговли в странах ВТО и в остальных странах существенно не различается. А П. Дж. Бьюкенен считает, что главной целью Америки должно стать упразднение ВТО и возвращение к двусторонним торговым договорам, ратифицированным США и их партнерами[1].

  • [1] Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.С. 331.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой