Психологические условия формирования готовности младших школьников к обучению в основной школе
![Диссертация: Психологические условия формирования готовности младших школьников к обучению в основной школе](https://westud.ru/work/3029171/cover.png)
Диссертация
Методологические основы исследования составляют: общенаучный принцип системного подхода к изучению личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, Л. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Сластенин, П. Г. Щедровицкий и др.) — современные концепции субъект-субъектного взаимодействия, индивидуализации, личностно-ориентированного подхода (А.Г. Асмолов, Е. В… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Проблема готовности младших школьников к учебной деятельности в основной школе
- 1. 2. Успешность обучения в начальной школе как критерий готовности младших школьников к обучению в среднем звене
- 1. 3. Личностные особенности школьников 9−10 лет как условие психологической готовности к обучению в средней школе
- 1. 4. Психологический анализ проблем в учебной деятельности и общении у младших школьников при переходе в среднюю школу
- 1. 5. Психологические условия формирования готовности учащихся к переходу из начального звена в основную школу
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПСИХОЛОГОИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
- 2. 1. Цель, задачи и методы констатирующего исследования
- 2. 2. Интерпретация основных результатов работы и
- выводы
- Выводы по главе
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕТРАДИЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
- 3. 1. Обоснование программы формирования основных компонентов психологической готовности младших школьников к дальнейшему обучению в основной школе
- 3. 2. Особенности развития основных компонентов психологической готовности у младших школьников
- 3. 3. Развитие профессиональной компетенции педагогов
- 3. 4. Анализ психологических условий развития психологической готовности
- Выводы по главе
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология. — М.: Деловая книга, 2000. — 624 с.
- Аверин, В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. СПб, 2000.
- Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе // Начальная школа. 2004. — № 3. — С. 19 — 20.
- Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Просвещение, 1984.- 296 с.
- Ананьев, Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М., 1956. 200 с.
- Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6−7 лет / Г. П. Антонова, И. П. Антонова М., 1991.- 125 с.
- Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Изд-во «Ось-89», 2003. 272 с.
- Бабанский, Ю.А. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Батаршев, A.B. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд-во Ин-та профтехобразования РАО, 1996. 90 с.
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. М.: Генезис, 2001.352 с.
- Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева Е. И., Васильева, Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 352 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Блонский, П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.- 325 с.
- Божович JI. И., Морозова Н. Г., Славина JI. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. Известия АПН РСФСР, 1951, Вып. 36, — С. 29−104.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондаренко, А. Из четвертого в пятый: как начальная школа готовится к средней? // Начальная школа. 2004. — № 8. — С.21−27.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Брунер, Дж. О познавательном развитии.— В кн.: Исследования развития познавательной деятельности. М., 1971.- С. 25−99.
- Брунер, Дж. Психология познания. М., 1977. 416 с.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970. -191 с.
- Бударный, A.A., Розенталь, У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. Советская педагогика, 1966. — № 7.- С. 56−63.
- Венгер, А.Л., Филиппова, Е.В. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет.— В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.- С. 64−69.
- Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. 340 с.
- Венгер, Л.А., Мухина, B.C. Основные закономерности психического развития ребенка. // Дошкольное воспитание, 1973. № 5. -С. 29−38. -№ 6. -С. 32−39.
- Вереникина, И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. 18 с.
- Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. — С. 7−12.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И. В. Дубровина, В. В. Зацепин, A.M. Прихожан. М.: Academia, 2003. — 368 с.
- Выготский JI. С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982, т. 2—361 с 1983, т. 3.— 328 е.- 1984, т. 4.—415 с.
- Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии, 1969. № 1. -С. 15−25.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.— В кн.: Исследование мышления н советской психологии. М., 1966. -С. 236−277.
- Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.— В кн.: Психологическая наука в СССР М., 1959. т. I.- с. 441−469.
- Гальперин, П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. // Вопросы психологии, 1957. № 6. -С. 58−69.
- Гальперин, П.Я., Эльконин, Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. В кн.: Дж. Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже/Пер, с англ. М., 1967. — С. 596−621.
- Ганюшкин, А.Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях (на материале спортивной гимнастики): Автореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1972. 18 с.
- Глассер, У. Школы без неудачников. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. -184 с.
- Говоркова, А.Ф. О понятии и псевдопонятии.— Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1970. № 1. -С. 115−121.
- Говоркова, А.Ф. О понятийной природе эмпирических обобщений. // Вопросы психологии. 1971. — № 6. -С. 78−88.
- Головей, JI.A., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.-СПб.: Речь, 2002. 694 с.
- Горобец, Т.К. Формирование у школьников эффективных стратегий решения задач.— В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. -С. 232−237.
- Гройсман, A.JI. Акцентуация характера и неврозы у школьников //Психологический журнал. 1984. Т. 5. — № 5. — С. 127−136.
- Гуревич, K.M. Индивидуально-психологическиеособенности школьников. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 424 с.
- Давыдов, В.В., Кудрявцев, В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. — С. 3−18.
- Дарвиш. О.Б. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 264 с.
- Диагностика умственного развития школьников/ Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М., 1978. 248 с.
- Добрынин, С .Я. Структура и динамика мотивов деятельности.// Вопросы психологии, 1984.- № 4.-С. 126−130.
- Дубровина, И.В. Психология. М.: Изд. центр Академия, 2001. — 464 с.
- Дункер, К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления.— В кн.: Психология мышления. М., 1965. -С. 21−85.
- Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.- 180 с.
- Дьяченко, М.И., Кандыбович, JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
- Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А., Пономаренко, В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во «Университет», 1985. 206 с.
- Ермолаев, О. Ю. Экспериментальная психология: учеб.-метод. комплекс: для студентов заоч. отд. для специальности № 20 400 -Психология. М.: РГГУ, 2003. — 49 с.
- Зайцев, В.Н. Потерянные навыки. Первая четверть. Восстановление общеучебных умений // Учительская газета (Директорский клуб).№ 29. 21 июля 1998.-С. 11−14.
- Зак, А. З. Мышление младшего школьника. СПб., Содействие, 2004.827 с.
- Зак, А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. Москва-Воронеж.- 2000.- 192 с.
- Запорожец, A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1972. № 4.- С. 37−47.
- Зильберберг, Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно-методической конференции. Псков: 111'НИ, 2001. С. 252−254.
- Зинченко, В.П., Гордон, В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности.— В кн.: Системные исследования. М., 1976.- с. 75−109.
- Кабанова-Меллер, E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962. 376 с.
- Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. — С. 89−95.
- Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М., 2003. — 90 с.
- Коджаспиров, А. Ю. Формирование личностной готовности учащихся 10−12 лет к обучению в основной средней школе: дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Москва, 2005. — 241 с.
- Коломинский, Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988. 190 с
- Краковский А.П. Трудный возраст (о психологических особенностях младших подростков и путях решения «проблемы пятых классов»). М.: Просвещение, 1966. 160 с.
- Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Просвещение, Москва, 1976. — 303 с.
- Крылова, Т.А. Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу // Справочник заместителя директора школы. № 6. -2009.
- Кудрявцев, В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. — С. 59−68.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. М., 2001. — 270 с.
- Ланда, Л. Н. Алгоритмизация в обучении, М., «Просвещение», 1966. -523 с.
- Ларина, Э.В. Особенности развития теоретического мышления у детей при обучении в начальных классах гимназии // Психологическая наука и образование. 2002. № 3.
- Лебедева Н.В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования: Дисс. канд. психол. наук.М., 1996. 187 с.
- Лебедева, Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу / Псков: ПГПИ, 2004. 136 с.
- Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
- Левитов, Н.Д. Психологические особенности подростков. М.: Просвещение, 1954. 52 с.
- Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.- 278 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1972. 375 с.
- Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. 64 с.
- Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.-Просвещение 1968. 144с.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
- Ломпше, Й. Развитие личности и педагогическая организация деятельности учащихся // Перспективы. 1984. № 1. — С. 27−37.
- Лукьянова, М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. 2006.- № 2.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.-М.: Фолиум, 1993. 64 с.169
- Лысенкова, С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
- Львов, В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка. 5−9 кл. // Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2004. -204 с.
- Люблинская, A.A. Воспитание мышления у детей. // Дошкольное воспитание, 1951. № 12.- С. 26−34.
- Люблинская, А. А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965. -363 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
- Матвеева, О., Львова, Е. Программа психолого-педагогического сопровождения. «Каждому пятикласснику творческий шанс» // Народное образование. — 2000. — № 8. — С. 143−148.
- Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Матюшкин, A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения. — В кн.: В. Оконь. Основы проблемного обучения. М., 1968. С. 186−203.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., 1972. 208 с.
- Менчинская, H.A. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности.— В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. -С. 110−113.
- Менчинская, H.A. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие. М, Просвещение, 1966.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
- Непомнящая, H.H. Системный подход и задачи психологического исследования. — В кн.: Опыт системного исследования психики ребенка/Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.- С. 5−23.
- Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную// Начальная школа. — 2004. — № 8. -С.11−20.
- Обухова, JI. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. 152 с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996. — 240 с.
- Огурцов, А. Практика.— В кн.: Философская энциклопедия. М., 1967.т. 4, с. 340−348.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения. М., 1968. 208 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 612 е.- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М&bdquo- 1963.—424 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., Л., 1932. 412 е.- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии, 1965.-№ 6.- С. 33−51.
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 7−21.
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов М.: Издательский центр «ACADEMIA», 2000. — 184 с.
- Пономарев, Я. А Знания, мышление и умственное развитие М., 1967. -264 с.
- Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Дубровиной.- 4-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2004. 562 с.
- Психология: Словарь / Под ред. Петровского A.B. М., 1990. — 355 с.
- Разборова, Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Душанбе, 1979. 16 с.
- Розенталь, У.Д. Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования. Советская педагогика, 1975, № 8.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 416 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) СПб.: Питер, 2002 — 720 с. (Серия «Мастера психологии»).172
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
- Славина, JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1958. -214 с.
- Содержание и методы умственного воспитания школьников. М., 1980. -216 с.
- Соловейчик, М.С. Словеснику, принимающему 5 класс (после работы в начальной школе по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»: Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.-112с.
- Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. -М., 1996.-86 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Ростов на/Д: Феникс, 1997. -736с.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. 134 с.
- Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. М., 2002. -М.: Академия, 2002. — 192 с.
- Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.-304 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезному труду. М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- 124 с.
- Хуторской, A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с. (Педагогическая мастерская).
- Цетлин, B.C. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. М., 1977.-248 с.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении Томск, Пеленг, 1993. — 97 с.
- Цукерман, Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1998. -№ 3.-160 с.
- Шибаева, Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. М., 1996. — 115 с.
- Шилова, Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. — 112 с.
- Эльконин, Д. Б. Психологические условия развивающего обучения.— В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. -С. 3136.
- Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. М.: Просвещение, 1994.172 с.
- Юферева, Т.И. Формирование психологического пола// Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. // Формирование личности в переходный период от подростковогок юношескому возрасту. М., 1987. С. 137−146.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 1996.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
- Афанасьева, Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9−11 лет): Автореф. дис.: канд. психол. наук. М., 1999. — 24 с.
- Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979.- 69 с.
- Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1998. — С. 36−38.
- Максимов, JI.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. Волгоград, 1976. — С. 5360.
- Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие / ВГПИ. Волгоград, 1983. -72с.
- Матюхина М.В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. Волгоград, 1992. — С. 62−73.
- Матюхина, М.В., Саблина, Т.А. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. рекомендации/ ВГПУ. -Волгоград, 1994.
- Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304 с.
- Саблина, Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд.психол.наук. Ростов н/Д, 1993.
- Самошин А.И. Проблема настойчивости в зарубежной психологии // Учен.зап. Рязанского ГПИ. Т.59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. М., 1968.
- Селиванов, В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, — 1986.-Т. 1.-408 с.
- Bandura, A. Social Learning Theory / A. Bandura. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, — 1977. — 247 p.
- Nouveau petit Larousse en couleurs. Dictionnaireencyclopedique pour tous. Paris Vie — 1968. — Librairie Larousse. — 168 p.
- Rotter, J. The development and application of social learning theory: Selected papers / J.Rotte. New York: Praeger, — 1982.175
- Webster’s Dictionary. Coloring Book Promotions. Запорожье: РИП Выдавэць, 1993. 337 с.