Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Создание Конституции СССР 1936 года

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политические предпосылки конституционной реформы в наибольшей степени сказались на изменении основ государственного устройства. Конституция не только не содержала Договора об образовании СССР, она создала прецедент оформления новых союзных республик конституционным способом, без распространения на них действия Договора об образовании СССР, что, впрочем, не означало, что советская федерация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Предпосылки создания Основного Закона СССР года
    • 1. Социально-экономические предпосылки
    • 2. Политические и идеологические предпосылки
  • Глава II. Организация разработки и принятия Конституции СССР года
    • 1. Правовые основы начала конституционной реформы
    • 2. Работа Конституционной комиссии ЦИК СССР
    • 3. Всенародное обсуждение и принятие Конституции СССР
  • Глава III. Закрепление основ общественного устройства и правового статуса граждан СССР
    • 1. Понятие «общественное устройство» и его содержание в Конституции
  • СССР 1936 года
    • 2. Основы правового статуса граждан
  • Глава IV. Реформирование государственного строя по Конституции
  • СССР 1936 года
    • 1. Вопросы организации государственного единства
    • 2. Преобразование государственного механизма

Создание Конституции СССР 1936 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Отечественное конституционное законодательство имеет сравнительно недолгую, но насыщенную историю. В ряду всех конституционных реформ, проводимых в государстве, особо выделяется* создание Конституции СССР 1936 года, поскольку процесс этот был во многом исключителен. В отличие от предшествовавших ей конституций, он не был вызван возникновением нового государства и необходимостью • его оформления. Разработка Основного Закона СССР 1936 года была обусловлена качественно иными объективными предпосылками — как социально-экономическими, так и политико-идеологическимикак внутренними, так и внешними. В этой связи заслуживает внимания сам процесс создания данного конституционного акта.

К середине 30-х годов XX века в советском государстве отсутствовало 1 правовое регулирование не только процедуры пересмотра Основного Закона, но и порядка внесения изменений и дополнений в него. Однако, если внесение изменений и дополнений было нередким явлением на протяжении 1924 — 1935 годов и практика выработала способы реализации данных действий, то пересмотру Конституция СССР 1924 года вплоть до 1936 года ни разу не подвергалась.

Процесс создания нового Основного Закона СССР 1936 года был сопряжен с многочисленными правовыми проблемами, связанными с неурегулированностью большинства* процедур, начиная от выдвижения законодательной инициативы и заканчивая утверждением проекта Конституции. Изучение механизма разработки Конституции СССР 1936 года позволяет говорить о том, что конституционная практика на данном этапе не только предшествовала появлению правового регулирования конституционных реформ, но и являлась непосредственной основой его создания в будущем. Более того, именно в процессе разработки Конституции СССР 1936 года зародились такие современные понятия и институты отечественного конституционного права, как «пересмотр Конституции», конституционные поправки", «конституционный референдум». При принятии Конституции СССР 1936 года впервые был опробован механизм общенародного обсуждения проекта закона с выдвижением предложений, дополнений и поправок к нему, который в современной России также используется.

Следовательно, сам процесс выдвижения инициативы по пересмотру Конституции, его воплощение в нормативных актах и вся последовавшая после этого работа были уникальным явлением в отечественной правовой практике. А, значит, изучение данного опыта является весьма ценным как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку системный комплексный анализ его может способствовать упорядочению процесса пересмотра актов, имеющих высшую юридическую силу в современном российском государстве.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования является изучение процесса создания Конституции СССР 1936 года. Поставленная цель конкретизирована следующими задачами:

— выявить предпосылки, обусловившие как необходимость проведения конституционной реформы в середине 30-х годов XX века, так и необходимость разработки нового Основного Закона СССР;

— установить особенности формирования организационно-правовых основ и механизма создания Конституции СССР 1936 года;

— выявить зарождение в отечественной правовой науке и практике таких институтов как пересмотр Конституции и конституционный референдум;

— проанализировать отражение в Основном Законе СССР отношений собственности, сложившихся в советском государстве в первой половине 30-х годов XX века в результате форсированного развития народного хозяйства и преобразований в социальном строе, равно как и взглядов на них разработчиков проектавыявить последовательное проведение национально-территориального принципа организации государственного единства в проектах Конституции СССР 1936 года, равно как правовые основы и особенности развития и реформирования формы государственного единства;

— рассмотреть варианты преобразования государственного механизма, предложенные в ходе работы над проектом и нашедшие отражение в итоговом документе;

— проанализировать процесс разработки раздела, впервые закрепившего на конституционном уровне правовой статус граждан Союза ССР, и выявить влияние на его содержание как председателя Конституционной комиссии ЦИК СССР И. В. Сталина, так и председателя правовой подкомиссии Н. И. Бухарина;

— изучить и обобщить опыт создания актов, обладавших высшей юридической силой, в советском государстве.

Объектом исследования является процесс подачи инициативы по выработке Конституции СССР 1936 года, а также последовавший вслед за ней процесс разработки текста Конституции.

Предмет исследования составляют правовые нормы, ставшие основой начала конституционной реформы середины 30-х годов XX века, проекты и материалы работы Конституционной комиссии ЦИК СССР, результаты всенародного обсуждения проекта и материалы VIII Чрезвычайного Съезда Советов СССР, позволяющие наиболее полно судить о процессе создания Конституции СССР 1936 года.

Хронологические рамки исследования определяются, в первую очередь, рамками самого процесса разработки Конституции СССР 1936 года, началом которого формально является постановление VI Съезда Советов СССР от 6 февраля 1935 года «О внесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», а завершением — утверждение проекта Конституции VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР 5 декабря 1936 года. Однако в диссертации рассматривается ряд фактов и событий, послуживших непосредственными предпосылками создания новой общесоюзной Конституции, а также механизм вызревания законотворческой инициативы по изменению действовавшей Конституции СССР и ее воплощения в решениях партийных и государственных органов9. В этой связи исследованием охватывается такжепериод истории советского государства и права с середины 20-х по середину 30-х годов*ХХ векаг.

Методологической основой диссертации являются общенаучные методы (анализ, синтез и др.), а также частнонаучные (формально-юридический, исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой), позволившие выявить особенности и закономерности закрепления эволюции государственного и общественного строя, а также правового статуса граждан на конституционном уровне. Указанные методы исследования применялись с учетом принципов * историзма, системности и всесторонности.

Эмпирическую базу исследования составили 5 групп источников. Первая группа источников представлена законодательными актами СССР, а также РСФСР и других союзных республик. В частности, для написания диссертации были использованы такие законодательные акты, как постановлешш Съездов Советов СССР, Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года, акты по внесению изменений в Основной Закон СССР и конституции союзных республик. В диссертации анализируются акты текущего законодательства СССР и союзных республик, позволяющие комплексно проследить эволюцию государственного и общественного строя СССР накануне разработки проекта Конституции СССР 1936 года, существенно повлиявшую на содержание будущего проекта.

Вторая группа источников представлена партийными документами. На партийных съездах, конференциях, пленумах, заседаниях Политбюро РКП (б)/ВКП (б) неоднократно обсуждались вопросы развития государственной национальной политики, регулирования социальных и экономических преобразований, вопросы избирательной системы и изменения государственного строя в целом. Как правило, решения партийных органов впоследствии находили свое отражение в актах государственных органов. Поэтому их изучение представлялось весьма важным.

Третья группа источников представлена архивными материалами, «содержащимися в Государственном архиве РФ и Российском государственном архиве социально-политической истории XX века. Прежде всего, это документы, отражающие5 работу Конституционной комиссии ЦИК СССР и ее подкомиссий, которые способствовали последовательному изучению процесса создания нового Основного Закона СССР. Эти материалы частично уже использовались исследователями. Но содержанию ряда документов не уделялось ранее должного внимания. Например, некоторые из них, касающиеся изменений в организации государственного единства и, в частности, критериев преобразования автономных областей в автономные республики, исследователями попросту игнорировались. Ряд документов изучался1 исследователями недостаточно объективно, что привело в свое время не только к преувеличению. роли Н. И. Бухарина в создании проекта Конституции, но и признанию за ним заслуг в демократизации некоторых ее положений, что не соответствует действительности.

В Государственном архиве РФ также содержатся, материалы всенародного обсуждения проекта Конституции, проходившего с июня" по ноябрь 1936 года. Их анализ позволил раскрыть реакцию различных слоев населения на нововведения, предлагавшиеся в проекте, что дало более полную объективную картину социально-экономических реалий того периода. К тому же на их основе стало возможно всестороннее изучение не только результатов, но и самой организации одного из самых первых всенародных обсуждений нормативно-правовых актов в отечественном государстве.

Большую помощь в работе оказали также материалы личных фондов К. Е Ворошилова, М. И. Калинина, Л. М. Кагановича, В. М. Молотова и И.В.

Сталина, находящиеся в Российском государственном архиве социальнополитической истории XX века. В них тоже содержались сведения, относящиеся к работе Конституционной комиссии ЦИК СССР, и в том числе —. • ¡-личные позиции данных деятелей по поводу проектов будущей общесоюзной.

Конституции. Некоторые: из этих материалов впервые были? привлечены к изучению^ данной? темы. В? частности, документы, освещающие: работу подкомиссии по труду Конституционной комиссии ЦИК СССР, находились в.

Шичном архиве Л. М. Кагановича, а подкомиссии обороны — в личном архиве .

К.Е. Ворошиловаа не в фонде ЦИК СССР, что, безусловно, затрудняло работу исследователей. Комплексное системное изучение всех архивных материалов позволило по-иному взглянуть на ряд принципиальных аспектов.

•конституционного процесса. I.

Четвертую группу источников составили публицистические,-[материалы, позволившие показать мнение политических деятелей по поводу различных аспектов преобразованийпроследить, воплощение взглядов? ¡-отдельных партийных и советских деятелей, принимавших участие в ¡-разработке проекта. К этой группе источников можно отнести статьи И. В. Сталина, Н. И. Бухарина, В. М: Молотова, работы Л. Д, Троцкого и Н.И. ¦Бухарина.

Пятая группа источников — документы личного характера, ¡-представ ленные письмами и мемуарами свидетелей т участников «изучаемыхисторических событий. Например, переписка И. В. Сталина с В.М. ¡-Молотовым и Л. М: Кагановичем раскрывает взгляды председателя Конституционной комиссии. ЦИК СССР на порядок и сущность ¡-конституционных преобразований.

Степень научной разработанности темы диссертационного ¡-исследования. Исследование истории создания Конституции СССР 1936 ¡-года, хотя и: привлекало внимание ученых, все же до настоящего момента, не стало объектом самостоятельного комплексного исследованиям Работы историков и правоведов, обращавшихся к ней, как правило, отражали политические пристрастия авторов, либо политическую обстановку в момент написания трудов, что наносило урон содержанию исследований, делало их в некоторой степени необъективными.

Первыми и единственными монографическими исследованиями данной темы являются работы С. Л. Ронина.1 Труды, написанные им, отражали официальный курс партии того периода и не представляли серьезного объективного анализа процесса разработки Конституции. Большая их часть была посвящена простому толкованию содержания Конституции СССР 1936 года. Безусловной заслугой автора является постановка проблемы предпосылок создания Конституции, выделение среди них социально-экономических предпосылок в качестве ведущих, однако он ограничивается указанием на причины, озвученные в начале конституционного процесса VII съездом Советов СССР.

В дальнейшей историографии этого вопроса полностью отсутствуют монографические исследования. Его изучение и раскрытие не выходило за рамки журнальных статей. К таковым можно отнести статьи И. Б. Берхина, л.

Г. Б, Куликовой и В. М. Курицына. Они были написаны в принципиально разных политических ситуациях, и потому так рознится их содержание.

И.Б. Берхину принадлежит первенство в привлечении архивных материалов некоторых подкомиссий Конституционной комиссии ЦИК СССР при освещении разработки Основного Закона СССР 1936 года. Однако им не было дано в целом ни объяснения причин, побудивших начать конституционную реформу, ни объективного комплексного анализа отражения в проектах реалий того периода.

Исследование Г. Б. Куликовой, написанное в начале «перестройки», по прежнему не выходило за рамки официальной социалистической идеологии.

1 Ронин С. Л. К истории разработки, утверждения и развития Сталинской Конституции. М., 1951; Он же. Конституция СССР 1936 года. М., 1957.

2 Берхин И. Б. К истории разработки Конституции СССР 1936 г. // Строительство советского государства. М., 1972. С. 63−72- Куликова Г. Б. Основной Закон государства победившего социализма. // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История». М., 1986. № 12, С. 3−18- Курицын В. М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 года. // Право и жизнь. 1996. № 10. С. 67- 83.

Однако в нем по-новому, более детально представлен процесс разработки Основного Закона СССР 1936 года.

Первым собственно историко-правовым, исследованием процесса создания Конституции СССР 1936* года была работа В. М. Курицына.1 Она была написана в обстановке не только уже разрушенного советского государства, но и огульного очернения большинства событий советского периода не только политиками, но и учеными. Тем не менее, В. М. Курицын одним из первых более глубоко рассмотрел проблему предпосылок создания Конституции СССР 1936 года, попытавшись не только проанализировать предпосылки конституционной реформы, озвученные политическими деятелями в период самой разработки проекта, но и комплексно исследовать всю общественно-политическую ситуацию, повлекшую возникновение необходимости в смене Основного Закона государства. Кроме прочего, именно его работа впервые раскрыла некоторые аспекты разработки проекта, благодаря более широкому привлечению архивного материала. Однако, автор в целом негативно оценивал саму Конституцию, считал её способствовавшей укреплению диктатуры пролетариата и оформлению культа личности в советском государстве. В. М'. Курицын умалял роль И: В. Сталина в закреплении ряда прогрессивных положений в проекте, признавая в этом первенство за Н. И. Бухариным, что, как показали архивные документы, оказалось не соответствующим действительности. Впоследствии эти мысли нашли отражение в других работах данного автора.2.

Среди последних исследований истории советского государства 30-х годов и в том числе Конституции СССР 1936 года следует отметить работы о историка Ю. Н. Жукова. Автору принадлежит заслуга разработки оригинального взгляда на время 30 — начала 50-х годов XX века в советской истории как на период попыток демократизации государственного и.

1 Курицын В. М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 года. // Право и жизнь. 1996. № 10. С. 6783.

2 Курицын В. М. История государства и права России. 1929 — 1940 гг. М., 1998; Он же. Концепция истории государства и права. М., 2008.

3 Жуков Ю. Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933 — 1937 гг. М., 2003; Он же. Народная империя Сталина М., 2009; Он же. Настольная книга сталиниста. М., 2010. общественного строя политическим лидером государства И. В. Сталиным. Именно в таком контексте автор рассматривает процесс создания Конституции СССР 1936 года. Не вдаваясь в подробности самого механизма разработки проекта, Ю. Н. Жуков, тем не менее, детально анализирует внутрии внешнеполитическую обстановку, в которой вызревала эта идея, а также механизм ее начала, так как, по его мнениюон был обусловлен историческими реалиями сложной*внутрипартийной борьбы.

Особое место в историографии Конституции СССР 1936 года занимают комплексные исследования истории советского конституционализма.1 В данных работах акцент делался на перспективах и тенденциях развития советского конституционного законодательства, последовательно рассматривались и анализировались все советские конституции, в то время как детальное изложение истории создания каждого из конституционных актов и выявление особенностей их создания не являлось целью авторов.

Кроме прочего можно выделить ряд исследований, позволивших более полно раскрыть особенности закрепления тех или иных государственно-правовых институтов в Конституции при ее разработке и показывающие тем самым отдельные аспекты процесса создания Основного Закона СССР. К ним можно отнести работы Д. Л. Златопольского, Т. П. Коржихиной, А. И. Лепешкина, В. А. Ржевского, Ю. П. Титова, С. И. Якубовской.2.

Определенный интерес представляют работы, зарубежных историков, посвященные как отдельным аспектам развития общественно-политического.

1 Каждая Я. Советские конституции (этапы их развития). М., 1988; Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987; Портнов В. П., Славин М. М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982; Степанов И. М. Развитие Советской Конституции. М., 1957; Фарберов Н. П. От ленинских декретов к Конституции общенародного государства. М., 1978.

2 Златопольский Д. Л. СССР — федеративное государство. М., 1967; История национально-государственного строительства в СССР. В 2-х т. / Под ред. ДА.Чугаева. Т. 1. М., 1972; Коржихина Т. П. Общественные организации СССР в 1917;1936 гг. М, 1981; Лепешкин А. И. Советский федерализм (Теория и практика). М., 1977; Он же. Соотношение государственного права и норм Советской Конституции // Советское государство и право. 1971; От капитализма к социализму. Основные проблемы истории переходного периода в СССР. 1917 — 1937 гг. В 2-х т. / Под общей ред. Ю. А. Полякова. Т. 2. Развернутое строительство социализма в СССР. 1928 — 1937 гг. М., 1981; Ржевский В. А. Воплощение суверенитета советского народа в конституционных институтах общественно-политического строя СССР. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Ростов н/Д, 1974; Титов Ю. П. Советское государство и право в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму в предвоенные годы (1935 г. — нюнь 1941 г.) М., 1961; Якубовская С. И. К вопросу о развитии союзных органов власти в 1924;1932 гг. /7 Строительство советского государства. Сб. ст. М., 1972. строя, анализу взглядов некоторых политических деятелей, так и в целом истории советского государства того периода, поскольку они отражают собой взгляд на советскую действительность с точки зрениябуржуазной исторической науки и упоминают о многих аспектах общественных реалий, о которых умалчивалось в советской8историографии.1.

В качестве теоретической базы в диссертации были использованы трудысоветских и современных российских правоведов в области теории права и государства, а также конституционного права.2.

Научная новизна диссертационного исследования определяется особенностями избранного предмета исследования и заключается в том, что данная работа представляет собой первое комплексное историко-правовое исследование процесса создания Конституции СССР 1936 года.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Истории государства и права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, ее основные положения отражены* в публикациях, в том числе в ведущих журналах ВАК, результаты исследования были изложены^ автором в докладе на международной научно-практической конференции: «Теоретические и практические вопросы демократизации казахстанского общества» (международная научно-практическая конференция, посвященная 15-летию независимости Казахстана, г. Алматы, Алматинская юридическая академия КазГУЮ, 7 декабря 2006 г.), а также Всероссийской конференции.

1 См. напр.: Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. Т. 1. М., 1990; Коэн С. Бухарин Н. И. Политическая биография. 1888 — 1938. М., 1992; Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М., 2008.

2 Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М., 2010; Он же. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000; Государственное право СССР / Под ред. С. С Кравчука. М., 1967; Денисов А. И., Кириченко М. Г. Советское государственное право. М., 1957; Иоффе О. С., Шаргородский Д. М. Вопросы теории права. М., 1961; Козлова Е. И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 2005; Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9-ти тт. Т. 1. Основы теории конституционного права / Авдеенков М. П., Дмитриев Ю. А. М., 2005; Коток В. Ф. Содержание конституционного права // Советское государство и право. 1971. С. 104−123- Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. Т. 1. M., 1961; Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2010; Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997; Общая теория прав человека. / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996; Синюков B.H. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994; Уманский Я. Н. Советское государственное право. М., 1959.

Вторые державинские чтения" (г. Москв^==а5 Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, 9−10 декабря об г.).

Практическая значимость исслед*гг=з=*вания. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании^-, курсовИстории отечественного государства и права, Конституционного пр^^^^ва, России, Истории* Отечества, а также спецкурсов, посвященных пробз-цщ^-^мам развития отечественного конституционализма и государственьга^сгги в XX веке. Выводы диссертационного исследования могут быть учтены в совершенствовании действующего констит—^^цИонного законодательства.

Основные положения, выносимые лееэес:" защиту:

1 К середине 30-х годов XX века в сложились все необходимые предпосылки для проведения конституцик^г^нной реформы. В принятии же решения о проведении конституционной -«формы путем разработки, новой общесоюзной Конституции ведущую роль <^=≅Еыграли политико-идеологические предпосылки, к которым следует отнести: тенденцию к централизации: управления И' унификации законодательства в общесоюзном масштабе*—.

— изменение основных ориентиров вгЕвпи^шней политики и предпочтение национальных интересов идее мировой рево^ггюции;

— трансформацию коммунистической^ идеологии в государственную и необходимость для окончательной поб^^гглсы социализма идеологической консолидации общества.

2 Основной проблемой в организаща^^зс разработки новой общесоюзной Конституции был тот факт, что действовакхюгая Конституция СССР 1924 года прямо не предусматривала возможно>"<^-тИ ее пересмотра. Анализ конституционного законодательства уровней того периода дает возможность утверждать, что юридическая-: конструкция, содержавшаяся в действовавшей общесоюзной Конституцией относительно изменений основных начал Конституции СССР, законодателем хоть и отграничивалась от процесса внесения частичных изме^^ний в нее, но на практике использовалась именно для последнего. Данное несовершенство ¡-юридической техники привело к некоторой путанице в начале организации конституционной реформы, сущность которой формально была, определена |как внесение измененийbi действовавшую Конституцию СССР. Однако само ¡-решение о создании Конституционной комиссии г ЦИК СССР (что ранее: присвнесении частичных изменений^ в текст Основного Закона не практиковалось)говорило о начале совершенно иного процесса.

31 Исходнойf директивой в осуществлении конституционной реформыстало письмо И. В. Сталина членам и кандидатам в члены Политбюро от 25 января. 1935 года, в котором был определен механизм реализации •правотворческой инициативы, осуществленный впоследствии на практике, а не постановление VI Съезда Советов СССР от 6 февраля 1935 года «О, внесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», как считается в ¡-существующей историческои и историко-правовои литературе.

4. Конституционная Комиссия ЦИК СССР с самого первого заседанияпошла по пути разработки, текста новой общесоюзной" Конституции, чем, ¡-безусловно, — вышла за пределы компетенции, предоставленной, ей постановлением VII Съезда Советов СССР' «О внесении некоторых ¡-изменений в Конституцию Союза ССР» от 6 февраля? 1935 года. Это было ¡-обусловлено как* объективными факторами? — тенденцией' к унификации— законодательства в связи с централизацией управления, таки субъективными i представлениями председателя Конституционной комиссииЦИК СССР И. В. Сталина о способе проведения конституционной реформы: путем разработки текста новой Конституции, о чем свидетельствовал, кпримеру, •первоначальный проект постановления VII Съезда Советов СССР «Овнесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», разработанный ¡-комиссией под его руководством и объявлявший о предстоящей переработке Конституции.

5. В ходе разработки проекта Конституции СССР 1936 года был опробован механизм всенародного обсуждения, который в истории советского конституционного законодательства оказался совершенно новым явлением. Использование данного института имело весьма важное значение. Оно подтверждало демократизм конституционной реформы в целом, позволяло ее инициатору опереться на* широкие народные массы в ее осуществлении и преодолеть тем самым пассивное сопротивление в самой партии, и, наконец, оно было первым шагом к идеологической консолидации общества, так как способствовало выявлению проблем общественного развития.

6. На разных этапах работы над проектом Конституции его содержание неоднократно менялось. В нем отражались позиции его разработчиков и противоречивость некоторых социально-экономических процессов в советском обществе. В частности, провозглашение победы социализма было выражено в закреплении господствующего положения социалистической собственности и в отсутствии закрепления существования частной собственности (хотя в тексте и упоминается частное хозяйство). В то же время в проекте было отражено появление новой формы собственностиличной, в число объектов которой была включена большая часть" объектов частной собственности, но без права извлечения прибыли и использования наемного труда.

7. Конституция СССР 1936 года отразила тенденцию к централизации управления в целом и федерации в частности. Несмотря на отсутствие в Основном Законе Договора об образовании СССР, договорный характер федерации сохранялся. Однако был создан совершенно новый механизм образования и оформления новых субъектов федерации в ее составе. Инициатива в данном вопросе, а также по изменению статуса некоторых автономий и появлению новых, принадлежала Конституционной комиссии ЦИК СССР и ее председателю. Утверждение данной инициативы происходило вкупе с одобрением проекта Конституции ПленумомЦК ВКП (б), Президиумом ЦИК СССР, народами самих республик в ходе всенародного обсуждения проекта (чем показана высшая юридическая сила результата общенародного голосования), местными съездами Советов и Всесоюзным съездом Советов. Таким образом, в советском государстве в 30-е годы XX века окончательно возобладал конституционный способ оформления статуса новых союзных республик.

8. Конституция СССР 1936 года, повышая правовой статус некоторых государственных образований и впервые предоставляя его нациям и народностям, явилась логичным развитием идеи создания советских наций и развития советской национальной государственности. Не столько игнорирование интересов малых народов и национальностей, сколько последовательное проведение большевиками в жизнь национально-территориального принципа построения государства (а не принципа национально-культурной автономии) заложило потенциал нестабильности в форму государственного единства СССР. Это стало одной из предпосылок последующих столкновений и конфликтов на этнической почве с конца 80-х годов XX века на территории СССР, а затем и на постсоветском пространстве.

Заключение

.

Конституция СССР 1936 года, как и сам процесс ее создания, качественно выделяются в ряду советских конституционных актов. Появление данного нормативно-правового акта было обусловлено рядом объективных социально-экономических и политико-идеологических предпосылок. Первая половина 30-х годов XX века стала во многом •переломным временем в истории советского государства и права- — в этот период, помимо успешной модернизации народного хозяйства, приведшей к серьезным изменениям в социальной сфере, происходят такие же серьезные изменения в идеологической сфере, которые неизбежно отражаются на политике, как внутренней, так и внешней, и в самом законодательстве. В этом отношении Конституция СССР 1936 года предстает перед нами как весьма логичное отражение своей эпохи.

К конституционной реформе руководство страны подталкивали жизненные реалии — необходимо было отразить в акте, имеющем высшую юридическую силу, упразднение остатков эксплуататорских слоев и расширение социалистической демократии в связи с этим. Однако выбор метода и способа проведения конституционной реформы объективно в большей степени зависел от необходимости коррекции политических ориентиров, централизации управления и унификации законодательства в общесоюзном масштабе в большей степени, чем это было достигнуто к середине 30-х годов XX века, а также необходимости осуществления идеологической консолидации общества. Немалое влияние оказал и субъективный фактор.

Законодатель уже на начальных этапах создания нового Основного Закона столкнулся с целым рядом трудностей — отсутствие правовой регламентации процедуры выдвижения законотворческой инициативы по пересмотру общесоюзной Конституции, равно как и всего процесса создания нового конституционного акта, отсутствие в действовавшей Конституции СССР возможности ее пересмотра. Это и привело к ряду нестыковок уже в начале конституционного процесса. По сути, в период разработки.

Конституции СССР 1936 года практикой вырабатывался механизм пересмотра Конституции, хотя даже сам этот термин найдет свое закрепление только в ныне действующей Конституции РФ.

Формальной основой его начала принято считать постановление VII съезда Советов от 6 февраля 1935 года «Овнесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР». Однако прежде чем найти отражение на уровне государственного акта правотворческая инициатива прошла долгий путь от формирования правотворческой воли у И. В. Сталина до детального описания механизма начала конституционной реформы в письме И. В. Сталина членам и кандидатам в члены Политбюро ЦК ВКП (б) от 25 января 1935 года.

Разработка новой Конституции СССР начиналась как внесение изменений в действовавшую Конституцию СССР 1924 года. Однако ряд фактов позволяет говорить, что Конституционная комиссия, не обсуждая ни разу поставленную перед ней задачу, изначально занялась разработкой принципиально нового Основного Закона. При этом она, безусловно, вышла за пределы предоставленной ей компетенции, но это было вполне закономерно, поскольку объективно обусловливалось тенденциями рассматриваемого периода к более серьезной унификации общесоюзного законодательства. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что сам председатель Конституционной комиссии И. В. Сталин изначально предполагал осуществить конституционную реформу именно созданием нового акта, о чем свидетельствуют подготовительные материалы к работе Конституционной комиссии.

Наличие в ВКП (б) некоторых, подчас оппозиционных течений и необходимость преодоления их пассивного сопротивления, а в последствии и необходимость консолидации партии, послужила определенным фактором того, что решение о начале конституционного процесса было оформлено именно как внесение изменений в действующую общесоюзную Конституцию. А применение процедуры всенародного обсуждения проекта и всеобщее одобрение его не оставило внутрипартийной оппозиции ни малейшей возможности для возражений. Само по себе использование в ходе разработки конституционного акта такого института как всенародное обсуждение проекта было делом беспрецедентным для того периода. Так же как и механизм пересмотра Конституции, по сути, практика выработала в ходе созданияКонституции СССР 1936 года и механизм всенародного обсуждения нормативно-правовых документов, неоднократно использовавшийся впоследствии в советском и в российском государстве.

К работе над проектом были привлечены высшие политические деятели как Союза ССР, так и союзных республик. Были среди них и те, кто ранее открыто не одобрял действий и высказываний И. В. Сталина. Поэтому их участие в разработке высшего акта государства должно было с одной стороны показать в целом демократизм всего процесса, а с другой — выявить и в определенной степени проконтролировать их настроения на определенный политический момент. Между тем этот факт сказался на содержании проекта — несмотря на то, что на решающих стадиях разработки — при составлении общего текста Конституции, большинство правок и* новых статей было внесено лично председателем Конституционной комиссии И. В. Сталиным, в материалах подкомиссий можно выявить вопросы, являвшиеся на тот момент наиболее острыми и дискуссионными — в частности, это вопрос об определении общественного строя. Он оказался тесно связан с реальной социально-экономической ситуацией и ее отражением в закреплении главного вещного права — права собственности. Проект с максимальной точностью отразил ситуацию, сложившуюся в середине 30-х годов XX века, а именно тот факт, что в производственной структуре частная собственность как таковая была уничтожена, но единоличники и кустари как элементы социальной структуры еще имелись. Их хозяйство не использовало наемный труд, носило мелкий характер, однако оно существовало на основе правомочий личной собственности. Посему Конституция и обходит молчанием вопрос о частной собственности, упоминая лишь о частном хозяйстве.

Проект логично отразил те изменения в общественном строе, которые было предписано в постановлении VII съезда Советов СССР от 6 февраля 1935 года — радикально изменились нормы избирательного права, был расширен перечень прав и свобод граждан СССР.

Политические предпосылки конституционной реформы в наибольшей степени сказались на изменении основ государственного устройства. Конституция не только не содержала Договора об образовании СССР, она создала прецедент оформления новых союзных республик конституционным способом, без распространения на них действия Договора об образовании СССР, что, впрочем, не означало, что советская федерация утратила свою договорную природу. Большевики, последовательно проводя национально-территориальный принцип построения федерации, заложили в каждой нации стремление к повышению государственно-правового статуса, стремление к обретению государственности народами. Несмотря на тщательную работу именно над статьями, касавшимися включения автономий в состав тех или иных союзных республик, в данный период все же были заложены некоторые основы для будущих межнациональных конфликтов. Перераспределение полномочий между федерацией и республиками так же свидетельствовало о централизации в управлении, что, впрочем, было характерно для многих федераций на определенном этапе развития.

В работе над проектом большое значение придавалось изучению иностранного опыта разработки подобных актов и их содержанию. Неудивительно, в этой связи, что новый государственный механизм напоминал по форме государственный механизм буржуазных государств, все же оставаясь по сути своей социалистическим.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники1. Архивные материалы
  2. А. Государственный архив Российской Федерации
  3. Ф. 3316 фонд ЦИК СССР. Он. 2, 7- 8, 19- 20, 4012. Ф. 5263 — фонд Постоянной центральной комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК и Постоянной комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при Президиуме ЦИК СССР. Оп. 1.
  4. Б. Российский государственный архив социально-политической истории XX века
  5. Ф. 17 фонд Политбюро ЦК РКП (б)/ ВКП (б). Оп. 2−3, 120, 163
  6. Ф. 62 фонд Среднеазиатского бюро ЦК ВКП (б) (1922 — 1934). Оп. 2.
  7. Ф. 74 личный фонд К. Е. Ворошилова. Оп. 2.
  8. Ф. 78 личный фонд М. И. Калинина. Оп. 1.
  9. Ф. 81 личный фонд Л. М. Кагановича. Оп. 3.
  10. Ф. 82 личный фонд В. М. Молотова. Оп. 2.
  11. Ф. 558 личный фонд И. В. Сталина. Оп. 1,111. Законодательные акты
  12. Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1923, № 3, ст. 79.
  13. Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1924, № 5, ст. 163.
  14. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1924, № 19, ст. 187.
  15. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1925, № 26, ст. 183.
  16. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1925, № 35, ст. 244.
  17. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1926, № 7, ст. 48.
  18. Собрание законов «и» распоряжений^ рабоче-крестьянского-правительства— СССР, 1926, № 21, ст. 138.
  19. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1926, № 42, ст. 307.
  20. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1926, № 76, ст. 605.
  21. Собрание законов и. распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1927, № 15, ст. 161.
  22. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства, СССР, 1927. № 17, ст. 473−474.
  23. Собрание законов и распоряжений- рабоче-крестьянского правительства СССР, 1927, № 21, ст. 242.
  24. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1928, № 69, ст. 642.
  25. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1929, № 29, ст. 268. .
  26. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1929, № 35, ст. 311.
  27. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1929, № 71, ст. 673.
  28. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1929, № 75, ст. 717−718.
  29. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1930, № 8, ст. 97.
  30. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. 1930, № 14, ст. 149.
  31. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1930, № 19, ст. 212.
  32. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1930, № 37, ст. 400.
  33. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1930. № 56, ст. 591.
  34. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1930,' № 60, ст. 640.
  35. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1931, № 8, ст. 85−86, 95.
  36. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1931, № 17, ст. 162.
  37. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1931, № 44, ст. 298.
  38. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1931, № 65, ст. 426.
  39. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1932, № 1, ст. 4.
  40. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1932, № 5, ст. 32.
  41. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1932, № 71, ст. 435.
  42. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1933, № 40, ст. 238−239.
  43. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 9, ст. 58.
  44. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 15, ст. 103.
  45. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 33, ст. 256−257.
  46. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 36, ст. 283.
  47. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 40. ст. 313.
  48. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 42, ст. 328.
  49. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 48, ст. 370.
  50. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 50, ст. 395.
  51. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1934, № 56, ст. 445.
  52. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1935, № 8, ст. 68−69.
  53. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1935, № 52, ст. 427.
  54. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1936, № 33, ст. 299.
  55. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1931, № 8, ст. 98.
  56. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1931, № 60, ст. 437.
  57. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1932, № 74, ст. 331.1.I. Партийные документы
  58. ВКП (б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II. М., 1940.
  59. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. (1898 1953). В 2-х ч. Ч. II. 1925 — 1953. М., 1953.
  60. Сталинское Политбюро в 30-е годы. / Сост. О. В. Хлевнюк, A.B. Квашонкин, Л. П. Кошелева, Л. А. Роговая. М., 1995.
  61. Стенографический отчет XVI партконференции ВКП (б). М., 1962.
  62. XVII съезд ВКП (б). Стенографический отчет. М., 1934.1. Периодические издания
  63. Вестник статистики. 1960. № 4.
  64. Известия. 1930. 2 февраля.3. Известия. 1936. 1 мая.4. Известия. 1936. 14 июня.
  65. Петроградская Правда. 1921. 25 ноября.6. Правда. 1925. 22 марта.7. Правда. 1934. 13 октября.
  66. Правда. 1935. 29 января. .9. Правда. 1935. 2 февраля.10. Правда. 1936. 5 ноября.11. Правда. 1936. 13 июня.12. Правда. 1936. 10 июля.1. V. Сборники документов
  67. Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР. М., 1936.
  68. История Советской Конституции 1917−1956. (в документах). / Сост. A.A. Липатов, Н. Т. Савенков. М., 1957.
  69. На приеме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И. В. Сталиным (1924 1953). / Под ред. A.A. Чернобаева. М., 2010.
  70. Общество и власть: 1930-е годы. Повествование в документах. / Отв. ред. А. К. Соколов. М., 1998.
  71. И. В. Сталина В.М. Молотову. 1925−1936. Сборник документов. / Сост. Л. Кошелева, В. Лельчук. М., 1995.
  72. Посетители кремлевского кабинета И. В. Сталина. Журналы (тетради) записи лиц, принятых первым генсеком. 1924 1953. / Сост. A.B. Коротков, А. Д. Чернов, A.A. Чернобаев. // Исторический архив. 1995. №№ 3−4.
  73. Сталин и Каганович. Переписка. 1931 1936. / Сост. О. В. Хлевнюк, Р. У. Дэвис, Л. П. Кошелева, Э. А. Рис, Л. А. Рогова М., 2001.
  74. Съезды Советов в документах. В 3-х т. 1917 1936. Т. III. М., 1960.
  75. Съезды Советов в документах. 1923 1937. Т. 4. Ч. 2. Т. 5 — 6. М., 19 621 967.
  76. VII съезд Советов Союза ССР. Стенографический отчет. М., 1935.
  77. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
  78. С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2 т. Т. 1. М., 2010.
  79. Г. В. Буржуазный федерализм. Киев, 1967.
  80. В. «На заброшенных гробницах .». // Возвращенные имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. Книга I. / Сост. А. Проскурин. М., 1989.
  81. М.Т. Конституция Казахской ССР в системе конституционного права СССР. Алма-Ата, 1981.
  82. A.C., Вдовин А. И. История России. 1917 2009. Учебное пособие. М., 2010.
  83. Я., Ковач И., Самел Л. Государственное право Венгерской Народной Республики. М., 1963.
  84. И.Б. К истории разработки Конституции СССР 1936 года. // Строительство советского государства. М., 1972.
  85. А. Я. Вопросы советского гражданства. // Торжество ленинской национальной политики. М., 1963.
  86. М.А. Государственно-правовые проблемы взаимопомощи советских народов. Алма-Ата, 1967.
  87. Дж. История Советского Союза. В 2-х т. Т. 1. М., 1990.
  88. С.А. О творческой роли социалистического права. // Советское государство и право. 1961. № 10.
  89. М.М., Дощенко E.H. 30-е годы. // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. / Сост. В. А. Козлов. М., 1991.
  90. Государственное право СССР. / Под ред. С. С. Кравчука. М., 1967.
  91. Г. С. Основы Советской Конституции. М., 1923
  92. А.И., Кириченко М. Г. Советское государственное право. М., 1957.
  93. Н.Б. Конституционное развитие Казахстана в период автономии и тоталитарного режима (1920 — 1930 гг.). // Материалы научной конференции, посвященной 5-летию КазГЮА. Алматы, 2000.
  94. .Л. АССР высшая форма советской автономии. Казань, 1984.
  95. Ю.Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933 1937 гг. М., 2003.
  96. Ю.Н. Народная империя Сталина. М., 2009.
  97. Ю.Н. Настольная книга сталиниста. М., 2010.
  98. Д.Л. СССР федеративное государство. М., 1967.
  99. О.С. Советское гражданское право. М., 1967.
  100. О.С., Шаргородский Д. М. Вопросы теории права. М., 1961.
  101. История государства и права Советского Казахстана. / Под ред. С. З. Зиманова, М. А. Биндера. Т. 2 (1926−1937гг.). Алма-Ата, 1963.
  102. История национально-государственного строительства в СССР. В 2-х т. / Под ред. Д. А. Чугаева. Т. 1. М., 1972.
  103. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник. / Под ред. О. И. Чистякова. М., 2003.
  104. Я. Советские конституции (этапы их развития). М., 1988.
  105. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. М., 2004.
  106. Ким А. И. Понятие политической основы в советском государственном праве. // Доклады научной конференции юридических факультетов, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ч. 1. Томск, 1967.
  107. Ким А. И. Советское всеобщее избирательное право. Томск, 1955.
  108. И.М. К вопросу о' политической основе Союза ССР. // Пермский университет. Ученые записки. 1963. № 104. Ч. 2.
  109. Козлова ЕЖ, Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 2005.
  110. М. К. Козыбаев И.М. История Казахстана. Алматы, 1997.
  111. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9-ти тт. Т. 1. Основы теории конституционного права / Под ред. М. П. Авдеенкова, Ю. А. Дмитриева. М., 2005.3 В. Коржихина Т. П. Общественные организации СССР в 1917—1936 гг. М., 1981.
  112. В.Ф. Содержание конституционного права. // Советское государство и право. 1971.
  113. А.Я. Личная собственность в социалистическом обществе. М., 1963.
  114. С. Бухарин Н. И. Политическая биография. 1888 1938. М., 1992.
  115. С. Берия. Лучший менеджер XX века. М., 2008.
  116. Г. А. Право собственности общественных организаций. М., 1987.
  117. Ю.С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.
  118. Г. Б. Основной Закон государства победившего социализма. // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История». М., 1986. № 12.
  119. В.М. История государства и права России. 1929 1940 гг. М., 1998.
  120. В.М. Концепция истории государства и права. М., 2008.
  121. В.М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 года. // Право и жизнь. № 10. 1996.
  122. O.E. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. М., 1985.
  123. O.E. Российская автономия. М., 2008.
  124. В.И. Государство и революция: учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. М., 2010.
  125. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 43. М., 1967.
  126. А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М., 1961.
  127. А.И. Советский федерализм (Теория и практика). М., 1977.
  128. А.И. Соотношение государственного права и норм Советской Конституции. // Советское государство и право. 1971.
  129. Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 1993) М., 2000.
  130. К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21, 23. М., 1954.
  131. М.Н. Теория государства и права. М., 2010.
  132. Г. Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964.
  133. В.Ф. Осуществление и защита права личной собственности в СССР. М., 1961.
  134. М.Х. Конституционная история Казахстана и- стран Центральной Азии. XX век. (Сравнительно-правовое исследование). Астана, 2006.
  135. А.Х. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1970.
  136. М.А. Судебный конституционный надзор 1924−1933 гг.: вопросы истории, теории и практики. М., 2005.
  137. B.C. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М., 2001.
  138. B.C. Философия права. М., 1997.
  139. Общая теория прав человека. / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996.
  140. П. Некоторые проблемы взаимосвязи производства и потребления. Очерки теории. Ростов н/Д, 1968.
  141. От капитализма к социализму. Основные проблемы истории переходного периода в СССР. 1917 1937 гг. В 2-х т. / Под общей ред. Ю. А. Полякова. Т. 2. Развернутое строительство социализма в СССР. 1928 — 1937 гг. М., 1981.
  142. К.Н. Очерки истории бюджета Советского государства. М., 1954.
  143. В.П., Славин М. М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.
  144. И.В. Время Сталина: факты против мифов. Киев, 2007.
  145. Развитие социалистической общественной собственности. / Под ред. А. Владова, В. Н. Черковца. София, М., 1980.
  146. М.А. Государство буржуазии и РСФСР. М., 1923
  147. В.А. О понятии и конституционном закреплении общественно-политического строя СССР. // Правоведение. 1969. № 1.
  148. В.А. О юридической природе форм нового содружества независимых государств. // Государство и право. 1992. № 6.
  149. C.JT. К истории разработки, утверждения и развития Сталинской Конституции. М., 1951.
  150. С.Л. Конституция СССР 1936 года. М., 1957.
  151. В.К. Образование Казахской АССР и преобразование ее в союзную республику. Алма-Ата, 1970.
  152. В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
  153. Советская историческая энциклопедия. Т. 13. М., 1971.
  154. Советское гражданское право. / Под ред. И. Б. Новицкого. М., 1959.
  155. П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998.
  156. КВ. Вопросы ленинизма. М., 1935.
  157. КВ. Сочинения. Т. 5−7, 11, 13. М., 1952.
  158. И.М. Развитие Советской Конституции. М., 1957.
  159. П. И. Учение о государстве и о Конституции РСФСР. М., 1922
  160. Г. Т. Развитие советской государственности в Казахстане. Краткий историко-юридический очерк. М., 1956.
  161. Ю.П. Советское государство и право в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму в предвоенные годы (1935 г. июнь 1941 г.) М., 1961.
  162. Л.Д. Преданная революция. М., 1991.
  163. Р. Становление и развитие суверенного государства киргизского народа. Фрунзе, 1969.
  164. Я.Н. Советское государственное право. М., 1959.
  165. Н.В. Национал-большевизм. М., 2003.
  166. Н.П. От ленинских декретов к Конституции общенародного государства. М., 1978.
  167. Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М., 2008.
  168. P.O. Право личной собственности граждан СССР. М., 1955.
  169. О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. М., 1996.
  170. О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М. 2010.
  171. О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003.
  172. О.И. Конституция СССР 1924 г. М., 2004.
  173. Е.А. Основы Советской Конституции. Конспект лекций. М., 1923.
  174. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография. / Под ред. Дж. Кип, Алт. Литвин. М., 2009.
  175. С.И. К вопросу о развитии союзных органов власти в 19 241 932 гг. // Строительство советского государства. Сб. ст. М., 1972.1. Диссертационные исследования
  176. В. А. Соотношение прав и обязанностей граждан в социалистическом обществе. Дисс. на соискание уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1966.
  177. А.И. Исторический опыт конституционного строительства Советского государства (Г918 1936 гг.). Дисс. на соискание уч. степ, канд. истор. наук. М., 2005.
  178. А.Ф. Право граждан на объединение в общественные организации. Дисс. на соискание уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1964.
  179. А.Н. Идеологическая функция государства. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2002.
  180. Воеводин Л Д. Конституционные проблемы правового положения советских граждан. Дисс. на соискание уч. степ. докт. юрид. наук. М., 1973.
  181. С.О. Местные Советы Российской Федерации в период подготовки и реализации конституционной реформы второй половины 1930-х гг. Дисс. на соискание уч. степ. докт. истор. наук. Кемерово, 2003.
  182. Я.Б. Избирательные кампании по выборам в Верховные и местные советы в Западной Сибири: 1937 1941 гг. Дисс. на соискание уч. степ. канд. истор. наук. Новосибирск, 2004.
  183. П.П. Образование и прекращение существования СССР как субъекта международного права. Автореф. дисс. на соискание уч. степ, канд. юрид. наук. М., 2000.
  184. И.Л. Советский суд в 1917 1940 гг. Дисс. на соискание уч. степ, канд. юрид. наук. М., 1998.
  185. В.А. Воплощение суверенитета советского народа в конституционных институтах общественно-политического строя СССР. Дисс. на соискание уч. степ. докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 1974.
  186. B.B. Налоговое регулирование деятельности предприятия в истории России. Дисс. на соискание уч. степ. канд. юр. наук. Краснодар, 2007.
  187. И.В. Личная собственность и основные тенденции ее развития в зрелом социалистическом обществе (экономические аспекты). Дисс. на соискание уч. степ. канд. эконом, наук. Харьков, 1983.
  188. О.В. Социально-экономические аспекты налогообложения населения в СССР в 20-е 30-е годы XX столетия. Дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. М., 2006.
  189. .А. Утверждение режима личной власти И.В. Сталина и сопротивление в партии и государстве: (Итоги и уроки политической борьбы в 30-е гг.) Дисс. на соискание уч. степ. докт. истор. наук. СПб., 1992.
  190. Тепе Дени Саид-Мохъмади. Российский федерализм: проблемы теории и конституционно-правового регулирования. Дисс. на соискание уч. степ, канд. юрид. наук. СПб., 2005.
Заполнить форму текущей работой