«Литературная персона» Владимира Набокова и способы ее художественного конструирования
Диссертация
Принципиально иной подход к проблеме «литературной персоны» или «литературной личности» Набокова реализуется в работах Н. Мельникова и Г. Рыльковой. Н. Мельников анализирует «литературную репутацию» Набокова в аспекте рецепции его творчества критиками, русскими и американскими. С другой стороны, им рассмотрены аспекты «литературного имиджа» Набокова, который писатель сознательно создавал… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Проблема автора в теории и истории литературы
- 1. Теории автора и проблема «литературной персоны»
- 1. 1. «Литературная личность» автора в трудах формалистов
- 1. 2. Полемика В. В. Виноградова и М.М. Бахтина
- 1. 2. 1. Автор, сказ и диалог в трактовке В. В. Виноградова и
- 1. Теории автора и проблема «литературной персоны»
- 1. 2. 2. Коммуникативная ситуация в трактовке В. Н. Волошинова М.М. Бахтина
- 1. 3. Вопрос о «смерти автора»
- 2. История авторства в аспекте генезиса «литературной персоны»
- 1. Модели анализа «литературной персоны»
- 1. 1. Способы художественного воплощения «литературной персоны» В. Набокова
- 1. 2. Условность «литературной персоны» («Набор», «Королек»)
- 2. «Литературная персона» в повествовании от лица герояповествователя («Отчаяние»)
- 3. «Литературная персона» в романе «Приглашение на казнь»
- 3. 1. Критика и литературоведение о романе.,
- 3. 2. Проблема сюжетных и повествовательных мотивировок в романе
- 3. 3. «Невозможный» мир романа
- 3. 4. Коммуникативный статус вставных конструкций
- 3. 5. «Литературная персона» и трансгрессия повествовательного языка
- 1. Автобиография и интервью в оценке критиков
- 2. Моделирование «литературной персоны» автора в интервью и автобиографии
- 2. 1. Особенности жанра интервью в творчестве В. Набокова
- 2. 2. Самопрезентация как отличие
- 2. 3. Противоречивость образа «литературной персоны» В
- 3. Прошлое как сеть соответствий
- 3. 1. Повествовательный перфоманс в автобиографии
- 3. 2. Нарративные объективности
- 4. Аллегория памяти
Список литературы
- Тексты В.В. Набокова
- Набоков В.В. Собрание сочинений русского периода: В 5 т. СПб., 2000.
- Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода: В 5 т. СПб., 2000.
- Набоков В.В. Предисловия к романам // В. В. Набоков: pro et contra. Том 1. СПб., 1997. С. 46−106.
- Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1999.
- Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте». М., 2002.
- Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе / Сост. Н. Г. Мельникова. М., 2002.1. Художественные тексты
- Батюшков К.Н. Сочинения. М., 1955.
- Белый А. Симфонии. Л., 1990.
- Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7-ми томах. Т. VI. Сстатьи и рецензии 1893 -1924. М., 1975.
- Вагинов К.К. Козлиная песнь. Романы. М., 1991.
- Ерофеев В.В. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., 1995.
- Замятин Е. Избранные произведения в 2-х т. Т. 1. М., 1990.
- Каверин В.А. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 1. М., 1980.
- Поэты-концептуалисты: Избранное. Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. М., 2002.
- Хармс Д.И. Полное собрание сочинений. Том 2: Проза. Драматические произведения. Авторские сборники. Незавершенное / Сост. В. Н. Сажин. СПб., 1997.
- Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи воспоминания — эссе (1914 — 1933). М., 1990.
- Абашева М.П. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности: Автореферат дис. д. филол. н. Екатеринубрг, 2001.
- Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб., 2003.
- Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. М., 2001.
- Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999.
- Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М., 1992.
- Андреева К.А. Грамматика и поэтика нарратива: Дис. д-ра филол. н. Тюмень, 1998.
- Аникин А.И. Соотношение вводных и вставных конструкций в современном русском языке // Русский язык: Сб. трудов. М., 1975. С. 19−33.
- Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М., 2003.
- Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Апресян Ю. Д. Избр. труды. М., 1995а. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. С. 630−650.
- Апресян Ю.Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова // Апресян Ю. Д. Избр. труды. М., 19 956. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. С. 651−694.
- Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. М., 2002.
- Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Логика и лингвистика: Проблемы референции. М., 1982. С. 5−40.
- Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» // В. В. Набоков: pro et contra. Том 1. СПб., 1997. С. 439−454.
- Барабтарло Г. Сверкающий обруч: О движущей силе у Набокова. СПб., 2003.
- Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 384−391.
- Барт Р. Драма, поэма, роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 312−334.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Беньямин В. Озарения. М., 2000.
- Бло Ж. Набоков. СПб., 2000.
- Боннецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория // Контекст — 1985. М., 1986. С.240−265.
- Боннецкая Н.К. Примечания к «Автору и герою.» // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. С. 239−287.
- Борисов Е. Феноменологический метод М. Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998. С. 343−381.
- Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.
- Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
- Буторин Д. Сердитый мастер слова: Интервью В. Набокова как часть его творчества // Ex libris-НГ. 1999. Апрель. № 15 (87). С. 3.
- Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О романе «Приглашение на казнь» // Звезда. 1996. № 11. С. 134−139.
- Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. М., 1998.
- Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. М., 1980
- Винокур Г. О. Биография и культура. Труды государственной академии художественных наук. Философское отделение. Вып. II. 1927.
- Виролайнен М. Англоязычие Набокова как инобытие русской словесности // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 261−269.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
- Гаспаров М.Л. Первочтение и перечтение. К тыняновскому понятию сукцессивности стихотворной речи // Гаспаров М. Л. Избр. труды. Том 2. О стихах. М., 1997. С. 459−467.
- Голынко-Вольфсон Д. Фавориты отчаяния («Отчаяние» Владимира Набокова: преодоление модернизма) // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 751−760.
- Давыдов С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова: Метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» // В. В. Набоков: pro et contra. Том 1. СПб., 1997. С. 476−490.
- Давыдов С. Набоков: герой, автор, текст. // В.В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 315−327.
- Давыдова Т.П. Формы условной драмы в «игре» Е.И. Замятина «Блоха» // Филологические науки. 2000. № 4. С. 31−39.
- Долинин А. Цветная спираль Набокова // Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии. М., 1989. С. 438−469.
- Долинин А. Бедная «Лолита» // Набоков В. Лолита. М., 1991. С. 5−14.
- Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: первые романы // Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. Т. 2. СПб., 2000а. С. 9−41.
- Долинин А., Сконечная О. Примечания // Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. Т. 3. СПб., 20 006. С. 755−778.
- Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Две вершины -«Приглашение на казнь» и «Дар» // Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода в 5 томах. Т. 4. СП6., 2000 В. С. 9−43.
- Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: после «Дара» // Набоков В. В Собрание сочинений русского периода в 5 томах. Т. 5. СПб., 2000 г. С. 9−39.
- Дымарский М. Deus ex texto, или Вторичная дискурсивность набоковской модели нарратива // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 236−260.
- Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. М., 2001. С. 358−364.
- Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1998.
- Жолковский А.К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема — Приемы — Текст. М., 1996.
- Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник. В 2 т. Т. 2. М., 2002.
- Злочевская А.В. Парадоксы «игровой» поэтики Владимира Набокова (на материале повести «Отчаяние») // Филологические науки. 1997. № 5. С. 3−12.
- Иванов Вяч. Вс. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // М. М. Бахтин: pro et contra. T.l. M., 2001. С. 266−311.
- Ильин И.П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990. С. 82−96.
- Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
- Ильин С. Комментарии // Набоков В. В. Собрание сочинений американского периода в 5 томах. Т. 5. М., 2000. С. 625−658.
- Исупов К.Г. От эстетики жизни к эстетике истории (Традиции русской философии у М.М. Бахтина) // Бахтин как философ. М., 1992. С. 68−82.
- Исупов К.Г. Смерть «Другого» // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. С. 103−116.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
- Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. М., 1992.
- Карасик В. Язык социального статуса. М., 2002.
- Козлова С. Гносеология отрезанной головы и утопия истины в «Приглашении на казнь», «Ultima Thule» и «Bend Sinister» В.В. Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 782−809.
- Компаньон А. Демон теории. М., 2001.
- Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1977.
- Кубрякова Е.С. Когнитивная метафора // Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996.
- Курганов Е. Лолита и Ада. СПб., 2001.
- Курганова Е.В. Особенности комического в творчестве В.В. Набокова 1920- 1930-х годов: Дис. к. филол. н. Москва, 2001.
- Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.
- Лакан Ж. Семинары. Кн. V: Образования бессознательного (1957/1958). М., 2002.
- Лебедев М.В., Черняк А. З. Онтологические проблемы референции. М., 2001.
- Левин Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998а. С. 464−480.
- Левин Ю.И. О «Даре» // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 19 986. С. 287−322.
- Левин Ю.И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Владимира Набокова // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998 В. С. 323−391.
- Левин Ю.И. Симультанность в искусстве // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998 г. С. 606−631.
- Левинтон Г. The Importance of Being Russian или Les allusions perdues // B.B. Набоков: pro et contra. Том 1. СПб., 1997. С. 308−339.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.
- Липовецкий М.Н. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) // Набоков: pro et contra. Том 1. СПб., 1997а. С. 643−666.
- Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 19 976.
- Липовецкий М.Н. Смерть как семантика стиля (русская метапроза 1920-х 1930-х годов) // Russian Literature XLVIII. Amsterdam, 2000. С. 155−194.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
- Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. Л., 1983.
- Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3-х т. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 148−166.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1996.
- Льюиз Д. Истинность в вымысле // Логос 1999. № 3. С. 48−68.
- Люксембург А. Комментарии // Набоков В. В. Собрание сочинений американского периода в 5 томах. Т. 1. СПб., 2000. С. 571−602.
- Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. М., 1975.
- Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь, 1998.
- Маликова М.Э. Набоков. Авто-био-графия. СПб., 2002.
- Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.
- Мароши В.В. Имя автора (историко-типологические аспекты экспрессивности). Новосибирск, 2000.
- Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // В. В. Набоков: pro et contra. Том 1. СПб., 1997. С. 454−476.
- Мельников Н.Г. Жанрово-тематические каноны массовой литераутры в творчестве В.В. Набокова: Дис. к. филол. н. М., 1998.
- Мельников Н.Г. Сеанс с разоблачением, или Портрет художника в старости // Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. М., 2002. С. 7−47.
- Минц З.Г. Символ у Блока // В мире Блока. М., 1980. С. 172−208.
- Минц З.Г. Функция реминисценций в поэтике Ал. Блока // Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999а. С. 363−389.
- Минц ЗГ. «Случившееся» и его смысл в «Стихах о Прекрасной даме» Ал. Блока // Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 19 996. С. 401−414.
- Минц З.Г. «Поэтика даты» и ранняя лирика Ал. Блока // Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999 В. С. 389−400.
- Млечко А.В. Пародия как элемент поэтики романов В.В. Набокова: Дис. к филол. н. Волгоград, 1998.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
- Нива Ж. От Жульена Сореля к Цинциннату (Набоков — Стендаль) // Континент. 1998. № 3. С. 296−304.
- Немцев Л.В. В.В. Набоков и Н.В. Гоголь: создание образа автора в художественном произведении: Дис. к. филол. н. Самара, 1999.
- Носик Б. Мир и дар Набокова. М., 1995.
- Новиков Р.В. Русскоязычная драматургия В. Набокова. Проблемы поэтики: Автореферат дис. к. филол. н. М., 2004.
- Носовец С.Г. Цветовая картина мира Владимира Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте (цикл рассказов «Весна в Фиальте»): Дис. к. филол. н. Омск, 2002.
- Орлова Э.А. Основания специализированного познания культурных феноменов // От философии жизни к философии культуры: Сб. статей / Под ред. В. П. Визгина. СПб., 2001. С. 41−63.
- Остин Дж. Избранное. М., 1999.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. (Референциальные аспекты семантики местоимений). М., 1985.
- Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке- Семантика нарратива). М., 1996.
- Перлина Н. Диалог о диалоге: Бахтин Виноградов (1924−1965) // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. С. 155−170.
- Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., 1996.
- Пимкина А.А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Дис. к. филол. н. М., 1999.
- Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М., 2000.
- Подорога В.А. Материалы к психобиогрфии С.М. Эйзенштейна // Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии № 1. Под ред. В. А. Подороги. М., 2001. С. 11−140.
- Понцо А. «Другость» у Бахтина, Бланшо и Левинаса // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. С. 61−78.
- Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
- Проффер К. Ключи к «Лолите». СПб., 2000.
- Рахимкулова Г. Ф. Олакрез Нарцисса: Проза Владимира Набокова в зеркале языковой игры. Ростов-на-Дону, 2003.
- Рассел Б. Исследования значения и истины. М., 1999.
- Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1996.
- Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
- Ронен О. Пути Шкловского в «Путеводителе по Берлину» // Звезда. 1999. № 4. С. 164−172.
- Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.
- Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и текста. М., 1997.
- Рылькова Г. «О читателе, теле и славе» Владимира Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 360−376.
- Сабурова О. Автор и герой в романе «Отчаяние» В. Набокова // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 741−750.
- Савельева В.В. Творчество и злодейство в романе В. Набокова «Отчаяние» // Русская речь. 1999. № 2. С. 10−16.
- Сараскина Л. Набоков, который бранится // В. В. Набоков: pro et contra. Том 1. СПб., 1997. С. 542−570.
- Семенова Н. Цитация в романе В. Набокова «Король, дама, валет» // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 650−661.
- Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2002.
- Серль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Логический анализ естественного языка. М., 1986.
- Серль Дж. Логический анализ художественного дискурса // Логос. 1999. № 3. С.34−47.
- Скобелев В.П. Системно-субъектный метод в трудах Б.О. Кормана. Ижевск, 2003.
- Сконечная О. Черно-белый калейдоскоп. Андрей Белый в отражениях В. В. Набокова // В. В. Набоков: Том 1. СПб., 1997. 667−696.
- Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова (К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века) // Звезда. 1996. № 11. С. 207−214.
- Сконечная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Сологуба. К вопросу о традициях русского символизма в прозе В. В. Набокова 1920 -1930-х гг. // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 520−531.
- Смирнов И.П. Причинно-следственные структуры поэтических произведений // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972. С. 212−247.
- Смирнов И.П. Философия в «Отчаянии» // Звезда. 1999. № 4. С. 178 183.
- Смирнов И.П. Мегаистория. М., 2000.
- Смирнов И. Art a lion // В. В. Набоков: pro et contra. Том 2. СПб., 2001. С. 730−740.
- Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская религиозная философия. М., 2001.
- Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.
- Томсон К. Диалогическая поэтика Бахтина // М. М. Бахтин: pro et contra. Том 1. М., 2001. С. 312−322.
- Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса: («Архиерей» Чехова). Тверь, 2001.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 9−18.
- Фаустов А.А. К вопросу о концепции автора в работах М. Бахтина // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. С. 3−14.
- Федунина О.В. Поэтика сна в романе («Петербург» А. Белого, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Приглашение на казнь» В. Набокова): Дис. к. филол. н. М., 2003.
- Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. М., 1996. С. 746.
- Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.
- Ханзен-Леве Ore А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М., 2001.
- Чудаков А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века // Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. М., 1980. С. 285−315.
- Шадурский В.В. Поэтика подтекстов в прозе В.В. Набокова: Дис. к. филол. н. Новгород, 1999.
- Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.
- Шраер М. Набоков: Темы и вариации, СПб., 2000.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.
- Эпштейн М. После карнавала, или вечный Веничка // Ерофеев В. В. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., 1995. С. 4−25.
- Эткинд А. Как ненавидел бы он свой юбилей: К 100-летию со дня рождения В. Набокова. // Коммерсант-daily. 1999. 22 апреля. № 69. С. 1,6.
- Эткинд А. Авторство под луной: Пастернак и Набоков // Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М., 2001. С. 316−415.
- Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17−58.
- Bader Julia. Sebastian Knight: The Oneness of Perception // Vladimir Nabokov. Modern Critical Views. New York: Chelsea House Publishers, 1987. P. 15−26.
- Boyd Brian. Vladimir Nabokov: The Russian Years. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1990.
- Boyd Brian. Vladimir Nabokov: The American Years. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1991.
- Bruss Elizabeth W. Vladimir Nabokov: Illusions of Reality and the Reality of Illusions // Vladimir Nabokov. Modern Critical Views. New York: Chelsea House Publishers, 1987. P. 27−64.
- Davidov Sergej. «Texty-matreshki» Vladimira Nabokova. Miinchen, 1982.
- Pifer Ellen. Nabokov and the novel. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1982.
- Toker Leona. Nabokov: The Mystery of Literary Structures. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1989.
- Walker D. The Person from Porlock: Bend Sinister and the Problem of Art // Vladimir Nabokov. Modern Critical Views. New York: Chelsea House Publishers, 1987. P. 259−282.