Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
![Диссертация: Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности](https://westud.ru/work/3014549/cover.png)
Диссертация
Важно учитывать, что увлечённость игрой не должно заменять детям социальной значимости, общественного смысла коллективной деятельности. Существенным условием использования игры в' нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста является умелое осуществление возрастного и индивидуального подходов, обеспечивая преемственность от младшей группы детей к старшей. Игра, являясь ведущим… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы применения игр в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
- 1. 1. Состояние проблемы роли игры в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста и их учёт в игровой деятельности
- 1. 3. Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в игровой деятельности
- ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
- 2. 1. Движущие силы вступления старших дошкольников в игру
- 2. 2. Создание прогностической модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
- 2. 3. Определение содержания игровой деятельности старших дошкольников
- 2. 4. Управление процессом формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Список литературы
- Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития. М.: Наука, 1981. — С.14−44.
- Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. JL: Знание, 1949. -56 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. — 230 е.- Т.2. -287 с.
- Анисимов С.Ф. Активность и моральная деятельность // Социальная активность личности. Волгоград, вып. 1,1976. — С. 12−21.
- Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1989. -№ 10. -С. 14−17.
- Апинян Т.А. Кризис буржуазной культуры и концепция игры Й. Хейзинги // Философские науки, 1982. № 4. — С.78−85.
- Аржанова А.А. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста // Ученые записки Андижанского гос. пед. ин-та, вып. 6,1957. -46 с. N
- Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1968. -445 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151с.
- Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у дошкольников (Анализ с позиции общения) // Дошкольное, воспитание, 1974. -№ 9. С.31−37.
- Беляева Л.И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -М., 1977. -200 с.
- Блонский П.С. Трудные школьники. 2-е изд. — М.: Работник просвещения, 1930. — 216 с.
- Бобнева М.И. Социальное развитие личности: психологическая проблема. М.: Общественные науки, 1980. — № 1. — С.43−47.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1981. — 156 с.
- Богуславская Н.Е., Купина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 190 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М: Педагогика, 1968. -464 с.4
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.25−31.
- Божович Л.И., Благонадёжина Л. В. Вопросы психологии воспитания.-М., 1969.- 116 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. -М.: Просвещение, 1981. 256 с.
- Бочкарёва Л.П. Создание игровых образов детьми 6 года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореф. канд. пед. наук. М., 1983. — 23 с.
- Буева Л.П. Общественная детерминация и управление формированием личности // Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума. М., 1971. — С.29−31.
- Буре Р.С. Общение детей в условиях детского сада // Ребёнок в системе коллективных отношений. М., 1972. — С.57−61.
- Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду: Автореф. доктора пед. наук. М.: АПН СССР. НИИ общих проблем, 1986. — 34 с.
- Валуев М.Н. Психофизиологические исследования одной из форм мотивации у человека // Вопросы психологии, 1970. -№ 4. С.26−31.
- Вейт М.А. Формирование норм нравственности в школьном коллективе // Советская педагогика, 1982. № 1. — С.8−12.
- Вейт М.А., Черевко И. М. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. М.: Прометей, 1997. — 157 с.
- Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: Политиздат, 1974. -256 с.
- Выготский JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избр. пед. исследования. М.: Педагогика, 1956. — 456 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в дошкольном возрасте, М.: Педагогика, 1968. — 214 с.
- Выготский JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. -1966. № 6. — С.9−13.
- Гавриловец К.В. Воспитание доброты. Минск.: Народная асве-та, 1985. — 176 с.
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. М.: Просвещение, 1988. — С.8.
- Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогика. 1982. — № 9. — С.60−64.
- Галигузова JI.H. Ступени общения: от года до шести. М.: ИН-ТОР, 1992. — 160 с.
- Геворкян Р.М. Воспитание целеустремленности в игре у детей седьмого года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1973. -24 с.
- Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. -119 с.
- Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания // Советская педагогика, 1986. -№ 11.- С.38−44.
- Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников // Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 24 с.
- Гришин Д.М., Марьенко И. С. Диалектичность нравственного воспитания // Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1969. — С.79−91.
- Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф. дис.. канд. пед .наук. М., 1990. — 23 с.
- Гуркина А.П. Формирование личности ребенка в детском саду. М- Просвещение, 1980. — 110 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теоретического и экспериментального психического исследования. -М: Педагогика, 1986. С.28- 33.
- Джидарьян И.А. Теоретические проблемы психологии личности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 256 с.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
- Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. М.: АПН СССР. НИИ дошк. восп., 1986. — 200 с.
- Жуковская Р.И. Влияние стихотворений на преодоление молчаливости и замкнутости // Известия АПН РСФСР, вып. 18,1948. 113 с.
- Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение: Дис.. докт. пед. наук. М., 1968. — 200 с.
- Залужный А.С. Характер социальных взаимоотношений у детей преддошкольного возраста // Основные проблемы педологии в СССР. М-Л., 1930. С.34−41.
- Залогина В.П. Воспитание дружного коллектива в творческой игре // Творческие игры в детском саду / Состав. Д. В. Менджерицкая и Е. Д. Татищева. -М.: Учпедгиз, 1951. 236 с.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1975. — С. 14−27.
- Запорожец А.В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. -М.: Просвещение, 1974. 288 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. -М.: Просвещение, 1986. -127 с.
- Зосимовский А.В. Выявление и оценка направленности детского коллектива // Вопросы нравственного воспитания учащихся. Тамбов, 1970.'- С. 14−23.
- Иванова В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего школьника в семье: Автореф. дне.. канд. пед. наук. М., 1983.-24 с.
- Иванова В.П. О некоторых трудностях детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе, 1975. -С. 17−19.
- Иванкова Р.А. Сюжетно- ролевая игра и нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. НИИ ОП АПН СССР, 1979. — С.73−78.
- Иващенко Ф.И. О психологии воспитания // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Минск, 1980. — С.6−16.
- Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Под ред. А. А. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1978. — 155 с.
- Ильенков И.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. -М.: Просвещение, 1979. 236 с.
- Исмаилова Д.А. Педагогические условия обогащения содержания общение между детьми старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 208 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. -190 с.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.:
- Просвещение, 1968. -256 с.
- Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Сов. педагогика.- 1985.-№ 6. С.57−61.
- Ковалёв А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. -195 с.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1969. -391с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка.- М.: Просвещение, 1981. 127 с.
- КоломинсКий Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии, 1971. № 6. — С.92−99.
- Кон И. С. Как построить своё «Я». М.: Просвещение, 1991. С. 42.
- Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности школьника. Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1970. — Т.368. — С.56−71.
- Косенко Ю.Н. Проблема формирования творческой активности дошкольников в играх // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности. М.: Изд-во МГПУ, 1986.-С.111−114.
- Корчак Я. Как любить детей. М.: Просвещение, 1968. — 214 с.
- Крайнова Я.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.- 23 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд-во ЛГУ, 1967. -256 с.
- Кульчицкая Е.И. Моральные чувства как мотив поведения ребёнка дошкольного возраста в его взаимоотношениях со сверстниками:к
- Тезисы доклада к Всесоюзной конференции по актуальным вопросам. -М., 1970. Т.1. -С.56−58.
- Крупская Н.К. Пед. соч. Т.З. — 1957. — 314 с. .
- Крупская Н.К. Пед. соч. Т.1. — 1957. — 412 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личности. М.- П., 1923.- 212 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.196 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. -196 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1951. -Т.1.-213 с.
- Лидак Л.К. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф.дис. канд. пед. наук. -Л., 1982.-22 с.
- Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1978. — С.237−352.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. — 462 с.
- Лотман ЮЛ. Структура художественного текста. М., 1970. — С.83.
- Лысюк Л.Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
- Майдекене Л.А. Формирование единства нравственных знаний и поведения у старших дошкольников в детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс., 1987. — 21 с.
- Макаренко А.С. Игра// Сочинения. В 7-ми т. Т.4. 2-е изд. М.: АПН РСФСР, 1957. — С.374.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Соч. В 7-ми т. Т. 4.-2-е изд. 1957.-С.373.
- Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке. М.: МГУ, 1989.-416 с.
- Макаренко А.С. Соч. Т.4. М., 1957. — 412 с.
- Маркова Т.А. Детский сад и семья // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1982. — С.50- 58.
- Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. — С. 3696.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
- Марутян С.А. Воспитание самостоятельности старших дошкольников в сюжетно- ролевой игре: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ереван., 1987. — 21 с.
- Матусик А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965. — 19 с.
- Менджерицкая Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания И Уч.записки МГПИ, № 196,1963. С.110−148.
- Менчинская Н.А. Развитие чувств ребёнка // Дошкольное воспитание. М., 1946. — № 11. — С.7−10.- 98. Михайлова А. Г. К вопросу о педагогическом руководстве самовоспитанием учащихся // Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма. М., 1972. С. 24.
- Мудрик А.В. Общение как объект педагогического исследования. М.: Просвещение, 1972. — 254 с.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. М.: Педагогика, 1975.- С.3−47.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. -191 с.
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. Л., 19 960. — 514 с.
- Мясшцев В.Н. Психологическая наука в СССР. М.: МГУ. -Т.2., 1960. — 256 с.
- Мясищев В.Н. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1965.-314 с.
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе. М., 1965.- 400 с.
- Нечаева В.Г. Воспитание организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 384 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Просвещение, 1978.- 112 с.
- Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. М.: Просвещение, 1987. — 221 с.
- Орлова А.И. Прогрессивные традиции народной педагогики как один из источников формирования коммунистической морали // Теоретико-методологические вопросы педагогики. М.: Педагогика, 1990, — С.60−71.
- Островская Л.Ф. Почему ребёнок не слушается: Пособие для воспитателей детского сада. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 112 с.
- Острогорский А.Н. Избр. пед. соч. / Состав. М. Д. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
- Пантина Н.С. Игра и детские взаимоотношения // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Педагогика, 1966. — 69 с. г
- Петровский А.М. Дети и тактика семейного воспитания. М: Знание, 1981. — 96 с.
- Петросян М.Н. Гуманизм. М.: Политиздат, 1964. — 280 с.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. Минск, 1982.- С. 198.
- Платонов К.К. Структурное понимание саморегулирования процесса формирования личности // Проблемы управления процессом воспитания / Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. М.: Изд-во МГУ, 1971.-215 с.
- Поддьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследования в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии, 1982.- № 6. -С. 32−43.
- Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание, 1992. № 3. — С. 17−20.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965. — 257 с.
- Пушмина В.П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет): Дис.. канд. пед. наук. -М.: 1968.-196 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 176 с.
- Репина Т.А. Особенности межличностных взаимоотношений ребёнка- дошкольника в семье // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: Педагогика, 1979.-С.182- 183.
- Ривес Ю.Е. Методы и средства воспитания // Советская педагогика, 1971. -№ 10. С.32−37.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка. М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
- Рояк А.А. Деятельность и отношения у дошкольников // Деятельность и взаимоотношения у дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной.- М.: Просвещение, 1987. 110 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Просвещение. 1946. — 704 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976.- 240 с.
- Рубинштейн. C.JI. Принципы и пути развития психологии.- М.: АПН СССР, 1959. С.588−589.
- Рубинштейн С.JI. Темперамент и характер. Основы общей психологии. М., 1946. — 307 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Педагогика, 1981. — 156 с.
- Рынков А.К. Некоторые методологические вопросы исследования процесса формирования социально -активной личности // Формирование сознания активной личности в условиях развитого социализма.- М.: МПГУ, 1983.- С. 24.
- Свентицкая М.Х. Наш детский сад. М., 1913.- 56 с.
- Сенько Т.В. Возрастные перемещения эффективный метод управления положением ребёнка в группе сверстников // Народная асве-та, 1983. — № 12. — С. 16−19.
- СеченовИ.М. Избранныепроизведения. -М., 1953. С. 106.
- Сеченов И.М. Избранные сочинения. М., 1935. — С.ЗЗ.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. — 151 с.
- Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1981.-19 с.
- Степанов С.С. Этические проблемы мотивации поведения личности: Автореф. дис. канд. философ, наук, 1983. 16 с.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. Наук.- Минск, 1980. -19 с.
- Структура морали личности. М.: МГУ, 1937. — 112 с.
- Субботский Е.В. Исследование морального развития ребёнка в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1975. № 6. — С. 149 156.
- Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника. // Вопросы психологии, 1983. № 4. — С.29−38.
- Счастная А.М. Изучение развития личности дошкольников в семье // Республиканский межведомственный научный сборник.- Минск: Народная асвета, 1987. С.31- 35.
- Сухомлинский В.А. Мысли накануне первого учебного года. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч. В 3-х т. — М.: Просвещение, 1979.- 553 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969. -194 с.
- Теплов Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы //Вопросы психологии. -1955. С.26−32.
- Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1986.-18 с.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.- М.: Просвещение, 1984, — 196 с.
- Усова А.П. Игра форма организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание, 1960. — № 10. — С.58−64.
- Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1986. — 237 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. -136 с.
- Ухтомский А.А. Доминанта. М. — Л., 1966. — 256 с.
- Ушинский К.Д. Избран, пед. соч. Т.1. — М., 1945. — 246 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М., 1953.-С.535.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8. — М., 1950. — С.438.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания./ Избр. пед. соч. М., 1974. — Т.1. — С.354.
- Файнберг С.В. Трудные дети и подход к ним // Дошкольное воспитание. М., 1970. — № 10. — С.9−11.
- Фельдпггейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Педагогика, 1989. 295 с.
- Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981.- С. З38−363.t
- Философская энциклопедия. М., 1976. — Т.4. — 602 с.
- Флейвел Дж. Xv Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1976.-389 с. ,
- Формирование социальной активности личности: сущность, проблемы. М.: МГПИ, 1985. — 184 с.
- Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 239 с.
- Фрадлина Е.М. Социальная активность личности. Волгоград, 1976. — С. 18−27.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — С.16.
- Фромм Аллан. Азбука для родителей / Перевод И. Г. Константиновой. Л., 1991. — 319 с.
- Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972.- 196 с.
- Холл С. Очерки изучения ребёнка. Пучина. М., 1925. — 167 с.
- Холостова Т.В. Моральная оценка и её особенности // Вопросы философии, 1968. № 4. — С.32−36.
- Хрипкова А.Г. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека // Советская педагогика, 1969. № 3. — С.3−12.
- Целикова О. П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Политиздат, 1970. — 156 с.
- Черкова А.В. Развитие у детей сознательных отношений в игре // Учёные записки пед. института г. Ростова-на-Дону, вып. 2, 1958. 105 с.
- Чернокозова В.Н., Чернокозов И. И. Этика учителя. Киев, 1973.-219 с.
- Чудновский В.Н. Направленность личности и поведение школьников // Советская педагогика, 1968. № 9. — С.37−41.
- Чудновский В.Э. Коллективистическая направленность личности и её нравственная устойчивость // Советская педагогика, 1976. № 6. -С.29−34.
- Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. Т. 1−2. — М., 1980. — 540 с.
- Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // Пед соч. В 4-х т. М.: Просвещение, 1964. — 476 с.
- Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.-112 с.
- Шилова М.И. О диагностическом подходе в изучении нравственной воспитанности школьников // Советская педагогика, 1978. № 4. -С.41−44.
- Шипицына JI.M., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Санкт-Петербург: Детство — Пресс, 2000. — 380 с.
- Шишлова Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманных отношений к сверстникам: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
- Шмаков С.А. Игра учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.- С. 59.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. JL: ЛГПИ им. Герцена, 1967. — 240 с.
- Щукина Г. И. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения школьников // Теория и методика коммунистического воспитания в школе. М.: Педагогика, 1974. — С.112−29.
- Щуркова Н. Е. Питюков И.К. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Mill У, 1994. -112 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. № 4. — С.17−23.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.- 328 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педаг гогика, 1989. — С.20.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1978.- 304 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте // Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965.- 130 с.
- Эфропсон В. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека): Новый мир, 1971. № 10. — С.53−61.
- Юргенсон Н.В. Воспитание культурного поведения детей в старшей группе // Воспитание ребёнка в детском саду. М.: АПН РСФСР, 1962. — С. 96−102.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 212 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
- Якобсон С.Г., Курбанов Р. А. Особенности моральных требований и оценок сверстников у дошкольников. // Вопросы психологии, 1989.-№ 4. С. 39−45.
- Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей М.: Педагогика, 1977. — 216 с.
- Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. Тамбов, 1975. — 72 с.
- Яшщкая Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (7-й год жизни): Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 19 с.