Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование форм и методов стимулирования инновационной активности промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач необходима разработка методических подходов, обеспечивающих формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов промышленной продукции на основе совершенствования нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности промышленных предприятий и механизмов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Проблемы формирования национальной инновационной системы
    • 1. 2. Объективные условия и факторы инновационного развития промышленных предприятий
    • 1. 3. Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Инновационный потенциал промышленных предприятий
    • 2. 2. Принципы и условия стимулирующего воздействия на инновационное развитие промышленных предприятий
    • 2. 3. Инструменты стимулирования инновационного развития промышленного предприятия
    • 2. 4. Показатели эффективности стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 3. 1. Методические подходы к стимулированию инновационной активности промышленных предприятий
    • 3. 2. Совершенствование механизма финансирования инноваций
    • 3. 3. Стимулирование научно-технических коллективов

Совершенствование форм и методов стимулирования инновационной активности промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из главных составных частей социально-экономической политики Российской Федерации является инновационная политика, направленная на решение задач создания конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производствстимулирования освоения современных технологий и экспорта отечественной инновационной продукции. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий тесно связано с активизацией инновационных процессов — внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами, способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами.

Инновационная активность хозяйствующих субъектов обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования. Одной из основных мер государственного воздействия на инновационный сектор в настоящее время должно быть экономическое стимулирование ускоренного обновления материальной базы промышленных предприятий.

Система стимулирования инновационной активности промышленных предприятий должна способствовать решению важнейших задач государства в области экономики: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.

Для решения поставленных задач необходима разработка методических подходов, обеспечивающих формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов промышленной продукции на основе совершенствования нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности промышленных предприятий и механизмов ее стимулирования. Кроме того, вопросы, связанные с системным регулированием инноваций на микроуровне являются весьма актуальными в аспекте совершенствования инструментов стимулирования и способов мотивации, используемых управляющими органами на стадии принятия решений по повышению инновационной активности промышленных предприятий.

Это и определило выбор темы и актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в развитие инновационного менеджмента и решение проблем регулирования инновационных процессов внесли работы ряда отечественных ученых, к числу которых относятся: И. В. Афонин, К. В. Балдин, О. Г. Голиченко, Г. М. Добров, C.B. Ильдеменов, Н. И. Лапин, В. Г. Медынский, В. Г. Переходов, Н. М. Тимофеева, Ю. В. Яковец и др. Накоплен существенный научный и практический материал по рассматриваемой теме, изложенный в трудах зарубежных ученых: Т. Брайана, X. Кронца, Р. Нильсона, К. Фримена, Дж. Пинчота, И. Шумпетера и Др.

Вопросы совершенствования управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в регионе были рассмотрены в работах дагестанских ученых: А. Ш. Ахмедуева, Г. А. Бучаева, М. А. Багомедова, Г. С. Гамидо-ва, A.A. Гаджиева, C.B. Дохоляна, В. З. Петросянца, Ю. Н. Сагидова, O.K. Ца-пиевой и др.

В то же время в существующей экономической литературе не в полной мере проработаны теоретические основы формирования и эффективного использования механизма стимулирования инновационной активности промышленных предприятий в отношении условий, принципов, факторов, способов стимулированияметодологии оценки стимулирующего воздействиямоделирования процесса формирования мотивов и стимулов.

Важность рассматриваемой проблемы для повышения инновационной активности промышленных предприятий и предопределила цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений и рекомендаций по совершенствованию форм и методов стимулирования инновационной активности промышленных предприятий, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Для достижения поставленной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

— анализ тенденций развития инновационных процессов в промышленности на современном этапе хозяйствования;

— определение особенностей, проблем и условий использования инновационного потенциала промышленных предприятий;

— совершенствование организационно-экономического механизма стимулирования инновационной активности промышленных предприятий;

— разработка методических положений по совершенствованию инструментов стимулирования инновационной активности промышленных предприятий;

— обоснование критериев и показателей эффективности стимулирующего воздействия на инновационную восприимчивость промышленных предприятий.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов инновационного развития промышленных предприятий в рыночных условиях хозяйствования.

Объектом исследования выступают промышленные предприятия Российской Федерации и Республики Дагестан.

Теоретической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области инновационного менеджмента.

В зависимости от решаемых задач в работе использовались методы обобщения, моделирования, абстрактно-логический, сравнительного анализа, а также применялся статистический анализ, статистическая проверка гипотез и другие общенаучные методы.

Информационное обеспечение диссертации составили законодательные и нормативные акты, данные официальной статистики и бухгалтерской отчетности промышленных предприятий. В работе использовался материал, опубликованный по проблематике исследования в монографиях и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических и методических положений по совершенствованию форм и методов стимулирования инновационной активности промышленных предприятий, а также в разработке комплекса организационно- >, экономических предложений, позволяющих принимать научно — обоснованные управленческие решения в области стратегии и тактики их инновационного развития.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— обоснованы основные направления совершенствования форм и методов стимулирования инновационной активности промышленных предприятий;

— предложена классификация принципов, условий, факторов и форм стимулирующего воздействия на инновационную активность промышленных предприятий;

— разработаны методические подходы по совершенствованию инструментов стимулирующего воздействия инноваций, учитывающие уровень конкуренции на рынке промышленной продукции и направленные на снижение прямых рисков инновационных проектов на основе бриджинга;

— обоснована система показателей комплексной оценки эффективности стимулирования инновационной активности промышленных предприятий;

— предложены меры по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры в рамках производственного кластера, способствующие повышению уровня инновационной восприимчивости промышленных предприятий, на основе современной методологии управления — аутсорсинга;

— предложена к внедрению организационно-финансовая модель развития венчурного инвестирования, обеспечивающая интеграцию денежных средств и инновационных идей, а также снижение рисков частных инвесторов;

— разработаны практические рекомендации по формированию организационной структуры инновационного управления, позволяющие реализовать базовые принципы мотивации и стимулирования активизации личностно-организационной составляющей работников промышленного предприятия на основе системы коучинга.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в ' возможности использования полученных результатов в качестве теоретической и методической базы при разработке направлений повышения инновационной активности промышленных предприятий.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства Правительства Республики Дагестан», Дагестанский государственный технический университет, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук в 2005;2008 годах и опубликованы в центральной печати, в сборниках научных трудов, а также использовались в практической деятельности промышленных предприятий Республики Дагестан.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание работы изложено на 160 страницах, включает 18 таблиц, 7 рисунков, список использованной литературы включает 105 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития промышленных предприятий предполагает ускоренное решение одной из сложнейших стратегических задач — повышение конкурентоспособности, тесно связанное с активизацией инновационных процессов, внедрением высоких технологий в производство и расширением выпуска инновационной продукции. Инновационная деятельность промышленных предприятий в современных условиях обусловлена развитием новых технологий, глобализацией предложения и спроса, динамизмом поведения покупателей и является самым существенным фактором, определяющим количественные и качественные параметры развития экономической системы любого уровня сложности.

Обладая способностью инициировать структурные изменения, инновации существенным образом влияют на организацию, иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка и на экономику в целом. Основываясь на балансе преимуществ и недостатков инноваций, обладающих высокой степенью новизны, можно подойти к выбору «первого инновационного шага», т. е. ориентации промышленных предприятий на разработку и внедрение инноваций.

Преимущества «первого инновационного шага» заключаются в возможности коммерциализации на новом рынке и капитализации инновации, а также в создании высоких входных барьеров на этот рынок за счет замыкающих механизмов за счет создания продуктовой платформы для решительного технологического преимущества, т. е. вида продукта, который открывает широкие возможности для его дифференциации и модификацииукрепляет лидерскую репутацию предприятия, что в условиях современной экономики может положительно отразиться на капитализации прибылиобеспечивает долгосрочное приоритетное положение на рынке нового продукта путем формирования высоких входных барьеровсоздает механизм стимулирования в каналах распределения продукции и т. д.

Ключевым моментом при выборе «первого инновационного шага» и формировании отношения к достижению инновационного лидерства в отрасли является оценка реального положения промышленности в современной российской экономике.

Как показало исследование, негативное влияние на развитие инновационной деятельности промышленных предприятий оказывают: недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, неразвитость рынка технологий и инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских услуг). Выход из кризиса, в котором находится страна, возможен лишь на базе массового обновления (замены) устаревшего производственного аппарата отраслей промышленности на инновационной основе.

С этой точки зрения, нами определены и сгруппированы способы повышения эффективности инновационной активности промышленных предприятий: создание и практическое использование эффективного комплексного механизма управления инновационной деятельностью предприятий, включающего, прежде всего, механизмы мотивации, активизации и стимулирования труда, противозатратные механизмы, механизмы ценообразования, повышение профессионального уровня руководителейструктурные изменения (реструктуризация) за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукциисоздание и рациональное использование новых видов продукции услуг и технологий за счет активизации инновационных процессов.

На наш взгляд, промышленная и инновационная политика должна фокусироваться не на изолированных промышленных предприятиях и учреждениях, а на содействии в организации инновационно-активных предприятий. Для этого, прежде всего, необходимо: усиление стимулов к кооперации и созданию кооперационных сетей, в четкой правовой регламентации движения интеллектуальной собственностиразвитие служб, облегчающих доступ к знаниямснятие административных барьеров и развитие стимулов для кооперации государственного сектора исследований и разработок и промышленного сектора.

Учет мнений всех заинтересованных структур и в то же время создание условий для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций в промышленности должен обеспечивать организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности. Механизмы согласования интересов предполагают участие политических лидеров и наиболее значительных участников инновационного процесса — министерств и ведомств, финансирующих исследования и разработки, крупных корпораций подрядчиков, мелких наукоемких компаний, а также лидеров научного сообщества.

Определяющими мерами государственного стимулирования инновационной деятельности являются:

— финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок;

— направление ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;

— обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

— целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения;

— поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;

— стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов.

На разных этапах инновационного развития промышленных предприятий концепция о необходимости стимулирования инноваций формировалась с позиций как развития и уточнения результатов уже проведенных различными исследовательскими группами эмпирических наблюдений инновационной активности в России, так и конкретизации существующего выбора методических подходов к реализации государственной инновационной политики. В ходе исследования нами изучены, систематизированы и обобщены гипотезы, обосновывающие и доказывающие объективную необходимость, условия и предпосылки стимулирования инноваций в промышленности.

Концептуальной основой стимулирования инноваций в промышленности являются следующие положения: источником возникновения стимулов к инновациям является существующий уровень конкуренции на рынках традиционной продукции промышленных предприятий, а главным их ограничителем являются нестабильные условия хозяйствованияпредприятия, реализующие стратегию повышения конкурентоспособности, ориентированы на рост капитализации за счет стратегических инновацийпромышленные предприятия, реализующие стратегические инновации (в рамках стратегии повышения своей конкурентоспособности), в большей степени, чем другие, ориентированы на повышение рыночной стоимости бизнеса и динамичный рост, при этом для них характерна более значительная доля затрат на НИОКР в общем объеме затрат на технологические инновациипромышленные предприятия, реализующие инновации эпизодически, чаще находятся в кризисном положении, действуют в жестких условиях выживания и в основном реализуют имитационную модель инноваций с низкой долей расходов на НИОКР.

С целью обоснования рациональности указанных расходов нами рекомендуется проводить анализ в следующих направлениях: являются ли предприятия с большим уровнем расходов на проведение НИОКР и покупку патентов и лицензий более капитализированными за счет интеллектуальных активов, то есть наукоемкимикаким образом соотносится разница между оптимальным и фактическим уровнем затрат на НИОКР с уровнем капитализации за счет интеллектуальной собственности. Причем, предприятия, у которых данный уровень расходов выше характеризуются меньшей разницей между этими параметрами (оптимальным и фактическим уровнем затрат).

Интеграция предприятий в глобальные цепочки формирования добавленной стоимости оказывает определяющее влияние на уровень и структуру расходов на технологические инновации в промышленности и, как следствие повышает уровень инновационной активности. Однако при всех положительных сторонах интеграционных процессов, существует проблема повышения активности в закупке зарубежного оборудования, что снижает заинтересованность отечественных промышленных предприятий в проведении собственных исследований и разработок.

Зависимость промышленного предприятия от контрагентов в производственной кооперации значительно ограничивает его инновационную восприимчивость. Мобильность предприятия в системе производственной кооперации отрицательно связана с уровнем ее инновационной восприимчивости.

При разработке новой продукции характерен акцент предприятий на аутсорсинг исследований и разработок, при совершенствовании традиционной продукции — на проведение собственных исследований и разработок. Для небольших предприятий в основном характерны продуктовые инновации, а для крупных фирм — процессные инновации. На основании данного условия обосновываются перспективы и источники роста спроса со стороны промышленности на исследования и разработки для российских научных организаций.

Реализация механизма стимулирования инновационной активности промышленных предприятий способствует повышению уровня мобилизации дополнительных ресурсов в обеспечение технологических инноваций, конкурентных преимуществ и консолидации акционерного капитала. Оценка реакции предприятий на различные механизмы стимулирования инноваций включает анализ потенциального качественного изменения как выходных параметров деятельности промышленных предприятий по показателям эффективности (объем продаж, удельный вес новой продукции, удельный вес экспортной продукции), так и изменений в управлении ресурсами (инвестиции, затраты на НИОКР, затраты на приобретение готовых технологий).

Результативность прямых стимулов существенно выше, чем косвенных. Прямые налоговые стимулы к инновациям более результативны для повышения инновационной активности крупных промышленных предприятий и бизнеса, а косвенные стимулы — для расширения инновационной деятельности небольших предприятий. Учитывая зарубежный опыт, следует обратить внимание на то, что переход к инновационному развитию требует активного стимулирования связей между всеми участниками инновационного процесса — поддержки не только самих участников, но и связей между ними.

В рамках разработки механизма стимулирования инновационного развития промышленных предприятий очень важен вопрос о классификации способов, условий и факторов стимулирующего воздействия. В зависимости от интенсивности затрат на инновационную деятельность нами выделено: пропорциональное, прогрессивное и регрессивное стимулирование.

Стимулирование инновационной деятельности может быть эффективным, если его организация отвечает следующим принципам: комплексность, дифференцированность, информативность, гибкость, оперативность и участие работников в организации стимулирования инновационной деятельности.

Эффективное стимулирование инноваций должно ориентироваться на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов предприятия, на более полную реализацию имеющегося ресурсного потенциала. Не менее важным условием стимулирования инновационного развития — анализ инновационной потребности на уровне промышленных предприятий. Если государство определяет свои дальнейшие действия в этих ключевых сферах, руководителям промышленных предприятий легче избрать тот или иной инновационный путь развития.

Решение задач и достижение цели исследования позволяет нам предложить разработанную систему практических мер, содержащих стимулы для повышения инновационной активности промышленных предприятий:

1. Наряду с действующими прямыми и косвенными инструментами регулирования инновационной деятельности в промышленности предложено применение инструментов стимулирующего воздействия, источником которых является уровень конкуренции на рынке — снижение прямых рисков инновационных проектов на основе стратегического партнерства (бриджинга).

2. Применяя тактику активного стратегического партнерства, предприятие может выбрать путь создания более прочных связей с потребителями путем вовлечения их непосредственно в свои программы разработки проектов, программы совершенствования, модернизации и развития производства. В тесном сотрудничестве с потребителями на основе создания общих целей предприятие имеет возможность получать более полную информацию о направлениях развития рынка, предвидеть будущие потребности в продукции, максимизировать вероятность успеха и минимизировать время, необходимое для разработки и представления на рынок новой продукции, формировать отношения доверия и взаимного уважения между группами руководителей.

3. Нам представляется возможным формализовать результаты стимулирующего воздействия с помощью предложенной системы показателей эффективности стимулирования инноваций. Сопоставление фактически складывающихся коэффициентов обновления промышленной продукции с установленными значениями отраслевых видов продукции позволяет выявить категории предприятий отрасли с наиболее значительной степенью расхождения и оценить потребность в повышении расходов на инновационные технологии.

4. В целях комплексной оценки эффективности стимулирующего воздействия на инновационную активность промышленных предприятий нами предложена группировка показателей, общим критерием эффективности которых, следует считать степень достижения поставленной конкретной целиреализация инновационных возможностей промышленного предприятия на основе роста значений показателей инновационности.

5. В качестве стимула для развития интеграционных связей инновационно-активных предприятий рекомендовано создание на территории республики Дагестан производственного кластера, состоящего из группы поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов и других предприятий, взаимосвязанных в процессе совместного создания добавочной стоимости.

6. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в рамках производственного кластера и повышение уровня инновационной восприимчивости промышленных предприятий рекомендовано осуществлять на основе современной методологии создания высокоэффективных и конкурентоспособных предприятий в условиях жесткой конкуренции — аутсорсинга.

7. Системное развитие производственного кластера рекомендуется на основе рациональной инновационной стратегии промышленных предприятий, включающей характерные черты как защитной, так и лицензионной стратегии.

8. Создание специализированной фирмы (структуры), способной интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений промышленного предприятия в инновационном процессе.

9. Интеграция денежных средств и идей является мощным стимулом для повышения инновационной активности предприятий. Создание венчурных фондов с прямым государственным участием создает стимулы к привлечению частного капитала в венчурную индустрию, поскольку государственные средства будут снижать риски частных инвесторов, играть мобилизующую роль по привлечению частных средств. В связи с чем, нами рассматривается возможность использования организационно-финансовой модели развития венчурного инвестирования.

10. Важным принципом стимулирования членов научно-технических коллективов является поддержка их внутренней мотивации, которая различна для отдельных индивидуумов. При оценке работы подчиненных руководителям научно-технических коллективов важно учитывать ценностные ориентации каждого сотрудника и в зависимости от этого мотивировать его деятельность.

11. Формирование и использование потребностно-мотивационной системы личности работника является важнейшим резервом повышения инновационной активности промышленного производства.

12. Решение проблем активизации личностно-организационной составляющей работников промышленного предприятия, формирования и развития инновационно-исследовательского потенциала предложено на основе системы коучинга.

13. Для экономического воздействия на инновационный процесс с учетом заработной платы и дополнительных стимулов нами предложена модель стимулирования повышения инновационной активности промышленного предприятия, действующая в рамках проектно-целевой группы на основе фонда гарантированных окладов (до 90% тарифных ставок) и фонда премий по результатам выполнения инновационных программ (проектов).

14. В качестве переходного к системам участия в прибыли механизма стимулирования, предложено использовать систему мотивации, связанную с реальной результативностью, например, объемами продаж, на основе автоматизированной системы GOAL.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000 Nnp-1895.
  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002 N Пр-576.
  3. Основные направления государственной и инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 1764-р.
  4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-нновационной политике 15 февраля 2006 г.
  5. Перечень критических технологий Российской Федерации. Утвержден Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 года.
  6. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Утверждены Президентом РФ 21 мая 2006 года.
  7. Д.А. Стратегическое рыночное управление//Питер. Санкт-. Петербург, Москва, Харьков, Минск, 2002 г. 543с.
  8. В.Г., Дохолян C.B. Организационное поведение. Учебник для вузов/ Минобразование РФ. 2-е изд-е., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2004.-310 с.
  9. Ю.К., Кетова Н. П. Созидательный потенциал инновационных факторов развития экономики Юга России// Социально-гуманитарные знания, № 5, 2002.
  10. Ю.Афонин И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М.: Гара-дарики, 2005.-224с.
  11. К.В. Антикризисное управление: Учебное пособие. М.: Гардари-ки, 2005.-271с.
  12. Э., Куликова М. Тенденции развития инновационной деятельности предприятий и организаций// Экономические стратегии № 3 — 2007, с. 47.
  13. З.Бекетов Н. Государственная политика инноваций// Экономист, 39, 2004, с.65−69.
  14. Н. Тенденции развития сферы науки и инноваций в России на фоне международных сопоставлений/ЯТроблемы теории и практики управления, № 4, 2004, с.76−81.
  15. П.В., Трененков Е. М. Управление потенциалом персонала. Предпринимательский подход: Учебное пособие. — М.: ТК Велби, 2004. -144с.
  16. И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. 2003. М 2. С. 32.
  17. Г. А. Национальная экономика — особенности управления. Махачкала, 2004 г., 555 с.
  18. Г. А. Социально-экономические проблемы развития Южного Федерального округа. Махачкала, 2004. — 432 с.
  19. Г. А. Приоритеты и стратегия развития Дагестана. Махачкала, 2007 г., 134 с.
  20. Г. А., Ленчук Е. Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике. Москва, «Наука», 2006 г., 383 с.
  21. Т.Н. Основы инновационной деятельности. Екатеринбург, 1998. — С. 68.
  22. С., Рылов М., Страшко О., Шмакова И. Инновационный потенциал ускоренного развития страны (на примере атомной промышленности и энергетики)// Экономист, № 3, 2004, с.60−68.
  23. О.Г., Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. -М.: Наука, 2006 г., 396 с.
  24. О.Г., Национальная инновационная система России и основные правления ее развития//Инновации, № 6. 2003.
  25. О.Г., Российская инновационная система: проблемы разви-тия//Вопросы экономики, № 12, 2004 г.
  26. М.В., Кулагин A.C., Симоронова С. Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности // Инновации. — 2002. — № 2 — 3.
  27. Н.П., Игнатьев И. П. Бизнес-план: Практическое руководство по составлению. — СПб.: Белл, 1994.
  28. В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организациий Модуль 7. — М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 76.
  29. Ю.Н. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии № 3 — 2007, с.50−55.
  30. И.Г. Развитие инновационной деятельности в сфере высоких технологий // Инновации. — 2002. —№ 4.— С. 20.
  31. Г. А., Каменецкий М. И. Инновационная деятельность в строительном комплексе: организационно-экономический аспект//Экономика строительства, № 7, 2003.
  32. C.B. Оценка конкурентоспособности промышленных предпритя-ий. ИСЭИ ДНЦ РАН. Махачкала: ИД Наука плюс, 2006
  33. C.B., Петросянц В. З. Региональные интегрированные корпоративные структуры. М.: Наука, 2007, 291 с.
  34. В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития / Инновации.— 2002. — № 5. — С. 22.
  35. Н.И. Научные исследования в корпорациях — основа инновационного процесса // Инновационная экономика. М., 2001. С. 69.
  36. Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002 г., 193 с.
  37. И., Розебум Й. Функциональный анализ российской инновационной системы: роли и ответственность ключевых стейкхолдеров. Москва: Материалы Проекта «Наука и коммерциализация технологий», 2006 год.
  38. С.Ф., Гохберг Н. М., Ягудин С. Ю. и др. / Под ред. проф., д.э.н. С. Д. Ильенковой и др. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — С. 18−19, 79.
  39. Инвестиционная деятельность: Сб. методических материалов. Вып. 1/ Науч. ред. Р. П. Вчерашний, И. И. Меламед.— М.: АО «Интерэксперт», 1994.
  40. Т.А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России./УДагестанская правда № 255−256, 11 декабря 2003 г.
  41. Йеннер Томас. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента/ЯТроблемы теории и практики управления. 1999.№ 2.
  42. В., Кларке С. Инновации на промышленных предприятиях// Вопросы экономики, 2001 г. № 7.43 .Качалина JI. Н. Конкурентоспособный менеджмент.- М.: Изд-во Экс-мо, 2006.-е. 427,464с.
  43. Л.П. Экономические механизмы управления российскими научными организациями в условиях рыночных преобразований. М.2003.С 42.
  44. . Послесловие к документу «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий» // Российская газета. — 1997. — 10.10.
  45. .В., Кузык М. Г., Симачев Ю.В, Чулок А. А., Материалы VII международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», 4−6 апреля 2006 г.)
  46. И.Р. Макроэкономическое развитие. Тенденции и перспективы, М., Наука, 2005 г., 284 с.
  47. ., Котлер Ф.-Ж. Стратегический маркетинг.— СПб.: Наука, 1998.
  48. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб., 1996. —С. 393.
  49. В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2004.-295с.
  50. В.Г., Ильдеменов C.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов /М.: ЮНИТИ, 1999.— С. 9 — 10.
  51. Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 63.
  52. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. 2-я ред. — М.: Экономика, 2000.
  53. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — С. 28.
  54. О.В. Кадровый потенциал наукоемких производств: пути выхода из кризиса. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 230с.
  55. В. Развитие научно-инновационной сферы региона (на примере Хабаровского края) // Инновации.— 2002. — № 2 — 3.
  56. Е. Пришло время смелых и ответственных решений. Некоторые аспекты стратегии промышленной политики для России // Российская газета. — 2002. — 03.10.
  57. Е.П., Панкратов O.E. О состоянии и обновлении производственно-технического аппарата строительного комплекса// Экономика строительства, № 5, 2005 г.
  58. В.Н. Инновационный путь развития и малые инновационные предприятия // Наука Москвы и регионов. — 2002. — № 2.
  59. В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2005. — 222с.
  60. В .Я., Переходов В. Н. Управление инновационной деятельностью в научных центрах и комплексах. Труды Инженерно-экономического института. Вып. 3. —М.: Изд-во Россельхозакадемия, 2003.
  61. Показатели качества и эффективности научно-исследовательских работ вузов и организаций Минвуза РСФСР. РСТ РСФСР 718−84. — М.: Госплан РСФСР, 1984.
  62. Е.К. Интерпретации маркетинга как интегральной дисциплины // РЭМ. — 1999. — № 8. — С. 79.
  63. М. Прогнозирование и управление технологиями. — М., 1991.
  64. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989. — с. 270−275.
  65. Программа ИПРЭРР — основа интенсификации экономических реформ в России. Региональная общенациональная организация содействия осуществлению процесса реализа- ции экономических реформ (РОО СОПРЭР). — М.:ИПА
  66. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 72.
  67. Российский статистический ежегодник. 2003. — М.: Госкомстат России, 2003. — С. 294, 295, 523, 536, 541.
  68. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб.— М.: Госкомстат России, 2003. — С. 294 — 295.
  69. В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. Спб., 2003.
  70. Социально-экономическое положение Республики Дагестан// Сборник Комитета Государственной статистики Республики Дагестан, 2005, 2006,2007
  71. А. Инновационные приоритеты развития// Экономист, № 5, 2004, с.31−35.
  72. JI. Инновационная составляющая промышленной политики// Экономист, № 11, 2004, с.14−28.
  73. A.B. О программе действий Минобразования России на среднесрочный период (2002 — 2004 годы) // Инновации. — 2002. —№ 2−3 .
  74. Требования для отбора важнейших инновационно-технологических проектов (программ). Утв. Минпромнауки и технологий от 11.02.2002 г. //Инновации — 2002. — № 2 — 3.
  75. О. Историческая эволюция и новые ориентиры маркетинга // Российский экономический журнал. — 2002.—№ 22.
  76. А. А. Управление инновационным развитием предприятия. М., Финансы и статистика, 2003 г.
  77. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — С. 16, 17, 411, 548.
  78. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета. — 2002.— 31 дек.
  79. Федеральный закон от 7 февраля 2003 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации» // Российская газета. —2003. 11.02.
  80. В.М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки — приоритетное направление политики Министерства образования Российской Федерации // Ин- новации. — 2003. —№ 1.
  81. O.K. О некоторых особенностях инновационных процессов в Республике Дагестан// Сборник ИСЭИ ДНЦ РАН, Махачкала, 2002
  82. O.K. Северный Кавказ в современных условиях: потенциал и возможности экономического роста на основе инновационных технологий// Сборник ИСЭИ ДНЦ РАН, Махачкала, 2003
  83. O.K. Циклическая модель устойчивого развития региона. // Вестник ДНЦ РАН, № 21, 2004
  84. О. Как и для чего мы работаем // Инновации.— 2000. — № 8. — С. 37.
  85. Ю.М. Инновационно-технологическое развитие страны — решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики // Инновации. — 2002. — № 4.
  86. И. Теория экономического развития. —М.: Прогресс, 1982.
  87. В.А., Кондратович Д. Финансовое обеспечение инновационных проектов // Научно-информационный бюллетень Север и рынок: формирование экономического порядка. 2002 № 1 (7). С. 88−91.
  88. В.A. (ed.). National innovation systems: Towards a theory of innovation and interactive learning. L.: Pinter, 1992.
Заполнить форму текущей работой