Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятий легкой промышленности на основе совершенствования методических подходов к её оценке и регулированию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе представлена классификация швейных ниток и оценка конкурентоспособности российской ниточной продукции. Основными показателями качества швейных нитей являются: линейная плотность показатель, характеризующий толщину швейной нити, и разрывная нагрузкапоказатель, характеризующий прочность нити. Данные показатели были определены экспертами как наиболее существенные и доступные для анализа… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности
    • 1. 1. Исследование теоретических подходов к определению базовых понятий
      • 1. 1. 1. Теоретические подходы к определению экономической сущности конкуренции
      • 1. 1. 2. Анализ теоретических подходов к понятию «конкурентоспособность»
      • 1. 1. 3. Исследование теоретических подходов к экономической категории «конкурентоспособность предприятия»
    • 1. 2. Факторы и критерии конкурентоспособности предприятия
    • 1. 3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
      • 1. 3. 1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия, базирующиеся на конкурентоспособности товара
      • 1. 3. 2. Характеристика матричных методов оценки конкурентоспособности
      • 1. 3. 3. Метод рыночной позиции предприятия
  • Выводы по главе
  • 2. Оценка конкурентоспособности предприятий легкой промышленности. 81 2. 1. Исследование рынка ниточных изделий в России
    • 2. 1. 1. Основные тенденции развития рынка продукции текстильной и легкой промышленности
    • 2. 1. 2. Конъюнктура российского рынка ниток
    • 2. 1. 3. Обзор зарубежных производителей ниток на отечественном рынке
    • 2. 2. Сравнительный анализ ниточной продукции
    • 2. 2. 1. Классификация швейных ниток
    • 2. 2. 2. Ассортимент швейных ниток российских производителей
    • 2. 2. 3. Оценка конкурентоспособности ниточной продукции
    • 2. 3. Характеристика объекта исследования ОАО ПНК «Красная нить»
    • 2. 3. 1. Краткая характеристика предприятия
    • 2. 3. 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
    • 2. 3. 3. Основные показатели производственной деятельности предприятия
  • Выводы по главе
    • 3. Разработка методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия отрасли
    • 3. 1. Факторный подход к оценке конкурентоспособности предприятия
    • 3. 2. Результаты экспертного опроса ведущих специалистов отрасли
    • 3. 3. Установление взаимосвязи между показателями, характеризующими конкурентоспособность предприятия
  • Выводы по главе

Разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятий легкой промышленности на основе совершенствования методических подходов к её оценке и регулированию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема повышения конкурентоспособности признается одной из важнейших в теории и практике экономической науки. Особое значение это имеет для российских предприятий, конкурентные позиции которых на современных мировых рынках остаются недостаточно высокими. Всемирным экономическим форумом составляются ежегодные рейтинги стран по индексу конкурентоспособности роста (Growth Competitiveness Index, GCI) и индексу конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, В CI). Эти индексы находят отражение в отчетах по глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report). За четыре года индекс конкурентоспособности роста России повысился более чем на десять позиций (с 70 места) и соответствует в 2007/08 годах 58 месту из 131 места оцениваемой национальной экономики. Но и это значение индикатора следует признать явно недостаточным, а уровень конкурентной силы — невыгодным с позиций перспективного развития, учитывая, что по индексу вовлеченности в мировую торговлю мы занимаем 109 место в 2009 году.

Недостаток внимания к вопросу повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики в России может привести к дисбалансу в развитии хозяйственного механизма, повышенной кризисной уязвимости, ослаблении ряда рыночных позиций. В итоге это проявляется в том, что экспорт имеет подавляющую сырьевую направленность (нефть, газ, сталь и т. д.), и в основномисходную составляющую без глубинной переработки (зерно, лес). Это характеризует то, что ориентир на предоставляемое «природное» качество, без вложений дальнейшего труда, все больше закрепляет за национальной экономикой статус обеспечивающей, вспомогательной. Содержание товарообмена, при котором сырье противопоставляется товарам конечной готовности, всегда определялось экономистами как «колониальное». Поэтому без серьезного усилия своих конкурентных позиций на рынках высокотехнологичной и передовой продукции предприятиям будет тяжело уйти с аутсайдерских позиций и ступить на путь качественно нового развития. А это в свою очередь предопределяет важность таких вопросов как объективная оценка и ' 4 регулирование конкурентоспособности, анализ ее потенциала и формирующих факторов, определение такого ее уровня, который наиболее полно будет отвечать требованиям рынка и целям предприятия.

Необходимо отметить, что с развитием глобализации вопросы рыночной состязательности все сильнее смещаются в макроэкономическую область, от этого становятся более острыми. Перспективы вступления России в ВТО еще более усиливают значимость проблемы конкурентоспособности отечественных предприятий для удержания и усиления своих позиций на мировых рынках. Можно утверждать, что успешность развития любой социально-экономической системы напрямую зависит от того, насколько устойчивы в конкурентном отношении формирующие ее экономические субъекты.

Проблема конкурентоспособности, таким образом, является определяющей. Множество специалистов, работающих на всех фирмах мира над задачами усиления деятельности управления, повышения эффективности организационных структур и привлекательности товара, трудятся, в конечном итоге, для повышения конкурентоспособности своей фирмы. С обострением борьбы за потребителя усиливается интенсивность соперничества. Конкуренция стимулирует поиск новых путей развития, повышение эффективности и качества работы, активизирует творческий подход к бизнесу. Считается, что в конечном итоге, в ходе разворачивающейся конкурентной борьбы, больше всего выигрывают именно те, из-за кого активизируются соревновательные процессы — потребители.

Показатель конкурентоспособности является достаточно специфичным. Прежде всего, потому, что зависит от множества факторов, не все из которых могут оказаться подконтрольны экономическому субъекту. Значение конкурентоспособности определяет место и роль субъекта, занимаемые в системе конкурентных отношений, сложившихся на отдельном рынке. При этом конкурентоспособность является не только оценочной характеристикой, но и одним из важнейших объектов управления. Задача повышения конкурентоспособности является приоритетной для любой фирмы, которая стремится преуспеть в бизнесе.

При этом необходимо отметить, что методология управления конкурентоспособностью имеет свою специфику и требует особого подхода. Управляющий процесс ориентирован в данном случае не столько на достижение значений определенных показателей, сколько на соответствие их с данными других организаций, которые воспринимаются как непосредственные конкуренты. Здесь должны также учитываться и анализироваться не только собственный потенциал и динамика развития, но также и транзитивность общей ситуации в экономике и тенденция эволюционирования конкурентов.

Современная экономика России предъявляет особые требования к поиску и разработке новых методов регулирования и управления с учетом маркетингового влияния. Рынок, с точки зрения производителя — продавца, это, прежде всего, -набор возможностей для реализации результатов своей деятельности с их максимальной выгодой. Поэтому возникает задача подведения научно обоснованной базы под процесс управления конкурентоспособностью с одной стороны, а с другой — выработки таких методик, которые отвечали бы особенностям рыночных процессов в условиях России. Такая задача представляется достаточно сложной. Ее решение в научном и практическом плане могло бы быть существенным вкладом в формирование сильной конкурентоспособной экономики.

Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективной, чем концентрация внимания на решении других стратегически значимых вопросов бизнеса. Как бы ни был высок риск нововведений, неспособность к их осуществлению порождает ещё большую опасность.

Чтобы не стать экспортером сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и импортером иностранной высокотехнологичной продукции, необходимо уделять должное внимание повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий, особенно таких отраслей, как легкая промышленность. Этим и определяется актуальность проводимого исследования в рамках диссертационной работы.

Цель исследования состоит в развитии механизма управления конкурентоспособностью экономического субъекта на основе совершенствования методических подходов к ее оценке и регулированию.

В качестве объекта исследования избраны предприятия легкой промышленности, вступающие в конкурентные отношения на рынках.

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты способов оценки, анализа и управления конкурентоспособностью организаций на современных рынках.

Научные задачи исследования.

1. Проанализировать и развить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий на рынкевыявить особенности и характер взаимосвязи финансово-экономических показателей и конкурентоспособности, рассмотреть аспекты влияния различных факторов на конкурентные позиции предприятий.

2. Исследовать показатели, отражающие уровень напряженности складывающихся конкурентных отношений на отдельном рынке и выявить особенности данных показателей.

3. Проанализировать механизм оценки уровня конкурентоспособности продукции и выявить характер восприятия рынком основных оценочных показателей.

4. Разработать классификацию основных факторов конкурентоспособности ниточного предприятия.

5. Дать обоснование построения модели эффективного управления конкурентоспособностью организации на базе экономико-математического моделирования и реализовать разработанную модель в конкретных производственных условиях предприятий легкой промышленности.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования явились работы классиков экономики, всемирно известных специалистов в области конкурентоспособности продукции и предприятия, зарубежных и отечественных экономистов, исследующих вопросы анализа рыночных ситуаций и конкуренции, управления предприятием.

Впроцессе исследования в качестве методических инструментов были использованы сравнительный, логический, системный и ситуационный анализ, экспертные оценки, классификационный подход, экономический анализ деятельности, методы обобщения исследований, метод экономико-математического моделирования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Дальнейшее развитие получила теория конкурентного взаимодействия предприятий и управления конкурентоспособностью: уточнены основные понятия, предложены новые определения,' конкретизирующие понятийный характер рассматриваемой проблемы (конкуренция, конкурентоспособность предприятия), рассмотрено влияние факторов, определяющих конкурентные позиции, в том числе в условиях российского рынка, что позволяет объективно оценивать конкурентные преимущества предприятий с учетом отраслевых особенностей.

2. Разработан механизм оценки уровня конкурентоспособности товара с учетом специфических особенностей легкой промышленности, что позволяет устранить трудности использования показателя конкурентоспособности предприятия отрасли. Обоснована классификация основных факторов конкурентоспособности ниточного предприятия, выделены следующие группы факторов: производственный, маркетинговый, финансовый и фактор конкурентоспособности товара, а также сформирована система показателей для оценки каждого фактора.

3. Для оценки наиболее сложного, многоаспектного и значимого в условиях рыночных отношений финансового фактора, разработана группа интегральных показателей, отражающих различные стороны финансовой деятельности компании: показатели ликвидности, структуры капитала, рентабельности и' деловой активности, что позволяет комплексно оценить результаты финансовой деятельности предприятий отрасли.

4. По разработанной анкете проведен экспертный опрос ведущих специалистов отрасли, и на основании полученных результатов, на базе корреляционно-регрессионного анализа, установлены взаимосвязи между основными показателями, характеризующими конкурентоспособность предприятия: выручка от реализации, интегральные коэффициенты ликвидности и структуры капитала, себестоимости единицы продукции, показатель эффективности рекламной деятельности, коэффициент уровня цен.

5. Предложена модель эффективного управления конкурентоспособностью, позволяющая сочетать в управляющем процессе конкурентоспособность и показатели эффективности, что способствует дальнейшему развитию теории управления конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Практическая значимость полученных научных результатов заключается в том что, на основе разработанных теоретических и методических положений предложены соответствующие методы, позволяющие предприятиям отрасли объективно оценивать и прогнозировать рыночную ситуацию, эффективно управлять конкурентоспособностью продукции предприятия, принимать обоснованные управленческие решения с учетом выбора конкурентной стратегии.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались на техническом совете ОАО ПНК «Красная нить» (май 2010 г.), на заседании кафедры экономики и финансов СПГУТД (сентябрь 2010 г.).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

По теме диссертации опубликовано три печатные работы общим объемом 2,1 п. л.

Выводы по главе.

В данной главе предложена авторская модель факторного анализа конкурентоспособности предприятия, включающая следующие группы факторов: финансовый фактор (интегральный коэффициент ликвидности, интегральный коэффициент структуры капитала, интегральный коэффициент рентабельности, интегральный коэффициент деловой активности) — производственный факторе (фондоотдача, производительность труда, себестоимость единицы продукции, коэффициент интенсивной работы склада) — маркетинговый фактор (коэффициент эффективности рекламной деятельности, рентабельность продаж, коэффициент рыночной доли, коэффициент доведения продукта до потребителя) — конкурентоспособность товара (интегральный показатель конкурентоспособности по качеству, коэффициент уровня цен, коэффициент предпродажной подготовки).

Предложена методика определения интегральных показателей как средних геометрических из индивидуальных. По данным ОАО ПНК «Красная нить» проведен расчет основных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия.

С целью совершенствования методики оценки конкурентоспособности предприятий легкой промышленности в диссертационной работе разработана анкета для экспертного опроса работников отрасли, позволяющая комплексно оценить конкурентоспособность фирмы и её положение на рынке. Как показали проведенные исследования, Российские предприятия не уделяют должного внимания анализу и оценке конкурентоспособности своего предприятия, только около 10% предприятий осуществляют оценку конкурентоспособности систематически (два раза в год).

В экспертном опросе приняли участие ведущие специалисты 20 предприятий текстильной, швейной, обувной отраслей промышленности, занимающие значительный удельный вес на рынке товаров легкой промышленности г. Санкт-Петербурга (ОАО ПНК «Красная нить», ЗАО «Салют», ЗАО «Северный текстиль», ЗАО «Скороход», ЗАО «Виктория», ЗАО «Первомайская заря», и др.).

Для проверю! степени достоверности экспертной оценки по каждой группе показателей рассчитаны коэффициенты конкордации, характеризующие степень согласованности мнений экспертов. Коэффициенты конкордации находятся в пределах 0,616 — 0,892, что свидетельствует о достаточной согласованности их мнений. Проведена экспертная оценка влияния разрывной нагрузки и линейной плотности на качество нитей. Установлено, что оба параметра имеют одинаковую весомость и оказывают равнозначное влияние на качество нитей.

В данной главе установлены взаимосвязи между показателями, характеризующими конкурентоспособность предприятия. Рассчитаны модели зависимости выручки от реализации и основных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия: интегральный коэффициент ликвидности, интегральный коэффициент структуры капитала, фондоотдача, себестоимость продукции, показатель эффективности рекламной деятельности, коэффициент доведения продукта до потребителя, коэффициент уровня цен.

Кроме того, построена общая многофакторная модель, увязывающая доходность предприятия (выручка от реализации), с основными показателями, характеризующими конкурентоспособность предприятия.

Установлены конкурентные преимущества предприятий легкой промышленности, которые можно классифицировать по следующим группам: по уровню себестоимостипо внедрению новшествпо потребностям рынкапо дифференциации товара на рынке.

Наличие определенного конкурентного потенциала позволяет экономическому субъекту представлять на рынке товар, конкурентоспособность которого будет определяться тем, насколько полно фирма воспользовалась своими потенциальными возможностями.

Динамика реализации товара на рынке будет подтверждать (или, наоборот, опровергать) тот уровень конкурентоспособности, который закладывается в товар. Доход от продажи товаров может быть использован для развития конкурентного потенциала фирмы: привлечения новых технологий, рекламы, повышения квалификации персонала, повышения уровня управления и др.

Учитывая весь комплекс возможных взаимодействий в рыночной среде, можно констатировать, что конкурентоспособность предприятия выражает способность регулировать спрос на рынке в свою пользу (сохранение своего рыночного сектора и количества потребителей, ориентированных на предлагаемый товар).

Заключение

.

Конкурентоспособность предприятия представляется более сложной категорией, чем конкурентоспособность товара в силу того, что обладает большей совокупностью характеристик, которые могут подлежать оценке. Конкурентоспособность предприятия представляет собой* конкурентоспособность деятельности, которая может меняться с течением времени и, следовательно, её объективная оценка осуществима лишь на какой-то определенный период. При этом является отдельной проблемой то, что именно необходимо принимать за базисный отчет или основной критерий оценки.

Выпуск конкурентоспособного товара определяет в основном и конкурентоспособность самого предприятия, потому что уровень конкурентоспособности предполагает соответствующие объемы реализации, что, в свою очередь, формирует доход и прибыль организации. Однако, для оценки конкурентоспособности фирмы конкурентоспособность товара как производственного результата не является показателем, лишенным недостатков. Так, возможна рыночная, ситуация, при которой предприятием достигается выпуск высококонкурентной продукции в ущерб финансовому результату. Например, чтобы стать лидером продаж, фирма может пойти на снижение прибыли.

Оценка конкурентоспособности предприятия является сложной проблемой ещё и потому, что отсутствуют четкие понятийные категории и многофакторные показатели конкурентоспособности и эффективности. Эти два понятия не тождественны. Отсутствие тождественности является главным объяснением того, что теория конкурентоспособности, при всей её признанной значимости, развивается медленно.

Показатели конкурентоспособности и эффективности имеют как сходства, так и отличия. Сходства заключаются в следующем: оба фактора являются показателями оценки экономических действий предприятийслужат инструментами ситуационного анализаявляются динамическимипри сравнении производится оценка с аналогичными показателями у конкурентовувеличение их значений, как правило, характеризуется положительно. Основные же отличия.

156 этих показателей заключаются в следующем: в показателях эффективности обязательно используются финансовые значения или проценты, в конкурентоспособности — те параметры, в которых учитываются воздействияповышение значений финансовых показателей подразумевает рост выручки, увеличение конкурентных показателей может иметь обратную зависимостьэффективность имеют расчетные значения, показатели конкуренции могут базироваться на экспертных оценкахбазой сравнения эффективности служат показатели прошлых периодов, базой сравнения конкуренции — аналогичные показатели конкурентовпоказатели эффективности являются общепризнанными и давно сформированы, а показатели конкуренции находятся в стадии формирования.

Конкурентоспособность предприятия должна, прежде всего, отражать его как участника рыночных отношений, соревнующегося за привлечение клиентов. Основную сложность при этом представляет многозначность подходов и восприятия конкурентоспособности. То есть, оценка конкурентоспособности должна представлять собой комплексный подход, что и сделано в диссертационной работе. Важным элементом сравнительного анализа для предприятий служат те размеры экономической отдачи, которые они получают от рынка.

Прежде всего, это доход и прибыль. Объемы финансового результата служат составной частью конкурентного потенциала любого рыночного субъекта. Именно от этого зависит, насколько широко и гарантированно могут быть осуществлены действия по привлечению клиентов и обострению конкурентной состязательности. Кроме этого, наличие финансового резерва повышает уверенность в том, что если конкуренты предпримут активные действия, характеризуемые определенными затратами и инвестированием, то фирма сможет осуществить адекватные ответные действия. Полученный предприятием доход является основной предпосылкой того, что в будущем периоде позиции фирмы не ослабнут и конкурентоспособность будет сохранена. Поэтому, данные финансовые показатели и рассматривались в диссертационной работе.

Проведенный анализ теоретических подходов к конкурентоспособности показал, что, несмотря на огромный интерес к данной области знаний, на сегодняшний день отсутствует единая ' общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность» являются сложными и многогранными экономическими категориямипо этой причине в литературе нет единого подхода к их определению и, в зависимости от целей исследования, авторы выделяют те или иные аспекты.

Выполненное исследование позволило дать авторское определение понятиям конкуренции и конкурентоспособности предприятия.

Конкуренция — соперничество между экономическими субъектами (предприятиями, отраслями, государствами и т. д.) за ограниченные ресурсы (материальные, финансовые, человеческие, временные и т. д.) посредством поиска оптимальных методов решения существующих задач, которые, в конечном итоге, служат интересам всего общества и стимулируют переход экономической системы на новый этап развития.

Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика предприятия, отражающая его потенциальные и реальные возможности обеспечивать свои конкурентные преимущества на рынке в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды.

На наш взгляд, наиболее полную оценку конкурентоспособности предприятия позволяет получить метод, основанный на теории, согласно которой более конкурентоспособным является то предприятие, у которого наилучшим образом организовано производство и сбыт товара, эффективнее происходит управление финансами. Данный метод предусматривает расчет комплексного показателя, который учитывает важность единичных показателей конкурентоспособности, что позволяет более точно отразить измеряемое свойство.

В работе представлена классификация швейных ниток и оценка конкурентоспособности российской ниточной продукции. Основными показателями качества швейных нитей являются: линейная плотность показатель, характеризующий толщину швейной нити, и разрывная нагрузкапоказатель, характеризующий прочность нити. Данные показатели были определены экспертами как наиболее существенные и доступные для анализа качества ниточных изделий. Для оценки конкурентоспособности товара по качеству нами был предложен интегральный показатель, который учитывает единичные показатели качества: коэффициент конкурентоспособности по параметру «линейная плотность» и коэффициент конкурентоспособности по параметру «разрывная нагрузка». Расчеты показали, что наибольшей •конкурентоспособностью обладает ниточная продукция марки Epic, выпускаемая английской компанией Coats. Среди отечественных производителей лидером является ПНК «Красная Нить" — отметим, что продукция данного предприятия по некоторым позициям не уступает импортной. На конкурентоспособность товара помимо качественных характеристик оказывает влияние и ценовой фактор. Цены на импортную продукцию значительно выше отечественных и по отдельным ассортиментным позициям превышают их в 2 и более раз.

Проведенные в работе > исследования деятельности промышленного предприятия позволили определить и классифицировать основные факторы конкурентоспособности ниточного предприятия, выделив следующие группы-факторов: производственный, маркетинговый, финансовый и конкурентоспособность товара, а также сформировать систему показателей для оценки каждого фактора.

Для оценки наиболее сложного, многоаспектного и значимого в условиях рыночных отношений финансового фактора, нами была разработана группа интегральных показателей, отражающих различные стороны финансовой деятельности компании. Это интегральные показатели ликвидности, структуры капитала, рентабельности и деловой активности.

Предложенная^ модель позволяет комплексно оценить конкурентоспособность предприятий легкой промышленности и представляет методический инструментарий для-оценки конкурентоспособности фирмы.

В диссертационной работе проведен факторный анализ конкурентоспособности ОАО ПНК «Красная нить»: 1 группа — показатели оценки.

159 финансового фактора: интегральный коэффициент ликвидности (0,157- 0,387), интегральный коэффициент структуры капитала (0,68 -. 0,84), интегральный коэффициент рентабельности предприятия (0,493 — 0,572), интегральный показатель деловой. активности (4,95 — 6,072) — 2 группа — показатели оценки производственного фактора: фондоотдача (4,2 — 5,5), производительность труда (272,87 — 536,10), себестоимость единицы продукции (2,0 — 3,22), показатель интенсивности работы склада (1,07 — 1,17) — 3 группа — показатели оценки маркетингового фактора: коэффициент эффективности рекламной деятельности (0,98 — 1,87), рентабельность продаж (-0,572 — 0,861), коэффициент рыночной доли (0,176 — 0,24), коэффициент доведения продукта до потребителя (0,93 — 1,35) — 4 группа — показатели оценки конкурентоспособности товара: коэффициент предпродажной подготовки (1 — если не требуется предпродажная подготовка), коэффициент уровня цен (0,925 — 0,985), интегральный показатель конкурентоспособности предприятия по качеству (0,69 — 0,93).

В ходе исследования эксперты по разработанной анкете, оценили по пятибалльной шкале весомость каждого из четырех групп факторовоценки конкурентоспособности предприятия, а именно, конкурентоспособность товара, финансового, производственного и маркетингового факторов: Такжебыло проведено ранжирование основных показателей оценки каждого: фактора. Для проверки степени достоверности экспертной оценки по каждой группе показателей был рассчитан коэффициент конкордации который показывает, насколько мнения экспертов согласованы. Коэффициенты конкордации находятся в пределах от 0,616 до 0,892, что свидетельствует о высокой степени согласованности мнений экспертов.

В работе установлены также взаимосвязи между показателями, характеризующими конкурентоспособность предприятия. Построена многофакторная модель на базе корреляционно-регрессионного анализа, характеризующего взаимосвязь доходности предприятия (выручки от реализации) с основными показателями конкурентоспособности предприятия: интегральный коэффициент ликвидности, структуры капитала, себестоимости единицы продукции, эффективности рекламной деятельности и уровня цен. Рассчитанные.

160 коэффициенты детерминации (0,762 — 0,999) свидетельствуют о высокой достоверности разработанных моделей.

Таким образом, предложенные методы и механизмы, относящиеся к различным сторонам процесса управления конкурентоспособностью, позволят осуществить дальнейшее развитие положений теории конкурентных отношений и использование их на практике. 4 У.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Л. Конкуренция: анализ, ее стратегия и практика / Г. Л. Азоев. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. 208с.
  2. Алиев, 3. Т. Конкурентоспособность в эпоху глобализации / З. Т. Алиев // Власть. 2009. — N 2. — С.34 — 37.
  3. , В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Д. Андрианов, // Мировая экономика и международные отношения.2000. № 3.
  4. , В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. А. Андрианов // Экономист. 1997. — № 10. — С. 33 — 42.
  5. , И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф — СПб.: Питер. 2009. — 344с.
  6. , Г. Л. Основы маркетинговых исследований : учеб. пособие / Г. Л. Багиев, И. А. Аренков. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1999. — С. 56.
  7. , В.П. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия / В. П. Бараничев, С. Г. Стрижов // Маркетинг. 1994. — № 3. — С. 42 — 50.
  8. , Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 4 (48). С. 72−76.
  9. , В.Я. Региональная экономика: проблемы качества / В. Я. Белобрагин. М.: АСМС, 2001. — 281с.
  10. , В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы/ В. Л. Белоусов, // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5(25).
  11. , И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие / И. К. Беляевский М: Финансы и статистика, 2001. 320с.
  12. , И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактор рыночного превосходства экономических объектов / И. П. Богомолова, Е. В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1 (45). С. 113 — 119. тi ((
  13. Вестник СНК «Стратегия и конкурентоспособность» № 3 (6) март 2006 г.
  14. Вестник СНК «Стратегия и конкурентоспособность» № 5 (29) май 2007 г.
  15. , В. В. Экономика и финансы предприятия / В. В. Воронов. -РАГС., 2009. 146с.
  16. , И. И.Качество в среде маркетинга / И. И. Воячек, Л. Г. Воячек // Маркетинг. 1999. № 5.
  17. , М.И. Конкурентоспособность в микро -, мезо и макроуровневом измерениях / М. И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов //Российский экономический журнал. — 1998. — № 3. — С. 67- 68.
  18. , A.B. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции / A.B. Гличев. Очерк 5. Потребности, спрос, качество и маркетинг // Стандарты и качество. 1994. — № 12. — С. 19 — 24.
  19. , Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е. П. Голубков М.: Финпресс, 1999. — 340с.
  20. Горфинкель, В. Я Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. проф. Горфинкеля В .Я., проф. Швандара В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.-742с.
  21. , И.П. Изыскание перспективных методов оценки качества продукции: тез. докл! науч. конф. / И. П. Данилов, В. Н. Чайников -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000.
  22. , И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И. П. Данилов. М.: Пресс-сервис, 1997. — 420с.
  23. , К. Шанк. Стратегическое управление затратами / К. Шанк Джон, Говиндараджан Виджей — пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. -288с.
  24. , Л.С. Управление конкурентоспособностью предприятия / Л. С. Егорова, A.A. Макарычев Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008 № 6 С. 316−322.
  25. Живетин, В. В. Состояния и перспективы развития текстильной и лёгкой промышленности / В. В. Живетин // Промышленность России. 2000. — № 6. — С. 17−30.
  26. , П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей / П. С. Завялов // Маркетинг. 1996. — № 2. — С. 20 — 32.
  27. , И. У.Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, JI.P. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
  28. , И.У., Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий/ И. У. Зулькарнаев, JI.P. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4 (24).
  29. , Д.Е. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе гибкой ассортиментной политики / Ивахник, Д.Е. дис. канд. экон. наук. Тюмень, 2001 г.
  30. Е.А. Анализ факторов конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология. 2009. — N 3. — С.87−115.
  31. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / под ред. Новоселова A.C. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. — 527с.
  32. , Ф. Маркетинг, менеджмент.: 12 изд./ Ф. Котлер, K.JI. Келлер. -СПб: Питер, 2006. 816с.
  33. Кревенс Дэвид В. Стратегический маркетинг / Кревенс Дэвид В., 6 -издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003 г.
  34. В.М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире // Вопросы статистики. 2006. — N 5. — С.3−13
  35. , В.Е. Прмышленные швейные машины: Справочник / В. Е. Кузьмичев, Н. Г. Папина. М.: 2001. — 252с.
  36. , Л.П. Экономическая теория : учеб. пособие / Л. П. Кураков. Г. Е. -М.: Пресс-сервис, 1998. 688с.
  37. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг: учебник: перевод/ Ж.-Ж. Ламбен. СПб.: Питер, 2006.-796 с. — (Классика МВА).
  38. , И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц М.: Юрайт — М, 2001 г.
  39. , И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-Издат. 2004. — 335 с.
  40. , В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой: курс лекций / В. Л. Лунев. Новосибирск, 1995. — 110с.
  41. , Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб пособие / Ш. Ш. Магомедов М.: Дашков и Ко., 2003. — 294с.
  42. , К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконелл, С.Л. Брю- пер. с англ. М.: Республика, 1995 г.
  43. , И. В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия/ И. В. Максимов // Маркетинг. 1996. — № 3 — С 33 — 39.
  44. Маркетинг и конкурентоспособность Долинская, М.Г. промышленной продукции. / М. Г. Долинская, И. А. Соловье в М.: Издательство стандартов, 1991 г.
  45. , К. Капитал: критика политической экономии / К. Маркс. Т. III.
  46. , В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы/ B.C. Мисаков -М.: Финансы и статистика, 1998 225с
  47. , Н.К. Международный маркетинг: учебник / Н. К. Моисеева. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1998 г.
  48. , А. Международный маркетинг. Академия рынка: маркетинг/ А. Оливье, А. Дайан, Р. Урсе., под ред. А. Г. Худонормов М.: Экономика, 1994.-513с.
  49. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/
  50. , А.И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие для вузов / А. И. Панов, И. О. Коробейников. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2004. — 285с.
  51. , М. Б. О конкурентоспособности, конкурентосостоятельности и новом стратегическом подходе к самооценке конкурентоспособности продукции товаропроизводителями /М. Б. Плущевский. Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 6. С. 32−43.
  52. , М. Конкуренция: Учебное пособие/ М. Портер М., 2000 г.
  53. , М. Международная конкуренция / М. Портер- пер. с англ.- под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 2004. 896с.
  54. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. Т. 1. Айвазян С. А., Мхитарян B.C. Теория вероятностей и прикладная статистика. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 656с.
  55. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов: В 2-х т. Т. 2. Айвазян С. А. Основы эконометрики. — М: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 432 с.
  56. А.Ю. Основы управления конкурентоспособностью. СПб.: СПбГИЭУ, 2006 307с
  57. Промышленность в России. 2008 /Росстат 2008.- 384с.
  58. Регионы России. Социально-экономические показатели 2008. /Росстат -2008. 1000с.
  59. , Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон М.: Прогресс., 1986 г.
  60. , В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. Н. Родионова, Н. В. Федоркова, А. Н. Чекменеев. М.: Изд-во РИОР, 2006.-81с.
  61. Российский рынок текстиля / Консалтинг Центр «Шаг» // Лица бизнеса.2005, № 9/1.
  62. Российский статистический ежегодник. 2008/ Росстат 2009. — 852с.
  63. Россия и страны мира. 2006/ Росстат 2006. — 368с.
  64. Сайт ОАО «Советская звезда» http://www.sovstar.ru/
  65. Сайт ПНК «Красная Нить» http://www.kr-nit.ru/
  66. Сайт ПНК им Кирова: http://www.pnk.ru/
  67. В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности текущее состояние и перспективы / В. А. Сальников, Д. И. Галимов // Пробл. прогнозирования. — 2006. — N 2. — С.55−83.
  68. , H.A. Экономика организации (предприятия). Учебник. / Под ред. проф. Сафронова H.A. М.: Юрист, 2005 г. — 584с.
  69. , Т. С. Пути решения проблемы совместимости оценок реальной и потенциальной конкурентоспособности / Т. С. Селевич // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 9. С. 8 13.
  70. , А. 3. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции/ А. 3. Селезнев //Экономист. 1996. № 2.
  71. , В.К. Экономика предприятия. Учебник./ Скляренко В. К., Прудников В. П. М.: ИНФРА-М, 2006 г. — 528с.
  72. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. СПб.: Эксмо, 2007. — 960с.
  73. Совет по национальной конкурентоспособности. Обзор новостей и публикаций в области стратегического управления и планирования // naco.ru
  74. , И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие./ И. А. Спиридонов М.: Инфра — М, 1997 г.
  75. Справочное пособие Белова, И. Ю. Швейные нитки: ассортимент, фирмы-изготовители, выбор и определение расхода на изделие: справ, пособие /И.Ю.Белова, A.C. Каневский, М. И. Осипов, A.M. Челышев. СПб.: РИО СПГУТД, 2007 г.
  76. , В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества/ В. А. Таран // Машиностроитель.- 1998. № 2. — С.6 -12.
  77. Теория статистики /под ред. P.A. Шмойловой. М.: Финансы и статистика. 2007. 656с.
  78. Ю.Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир, 2000. 350с.
  79. , A.A. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации: учебник для вузов / A.A. Томпсон, А.Дж. Стрикленд- пер. с 9-го англ. изд.- М.: ИНФРА М, 2000. — XX. — 412с.
  80. , И.П. Экономика зарубежных стран / И. П. Фаминский. М.: 1980. — 367с.
  81. , Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С.53 — 68.
  82. Р. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. СПб.- РИА Стандарты и качество, 2009 464с.
  83. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент./ Р. А Фатхутдинов М.: Издательство Книготорговый Цент «Маркетинг», 2002. — 892с.
  84. , P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312с.
  85. , P.A. Стратегический маркетинг: учебник / P.A. Фатхутдинов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа, Интел-Синтез», 2000. 640с.
  86. , P.A. Управление конкурентоспособности организации : учеб. пособие / P.A. Фатхутдинов. М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. — 544с.
  87. Филиппенко, Е Тонкая ткань текстиля / Е. Филиппенко // Энергия промышленного роста 2007, № 4.
  88. , Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: Учеб пособие/ Т. Г. Философова, В. А. Быков. М.: Юнити., 2008 — 295с.
  89. К.Ю. Методический подход к оценке конкурентоспособности промышленного предприятия Текст. //Вестник ИНЖЭКОНА 2010. -выпуск 2 (37). — С 453 — 456
  90. , Ф.А. Познание, конкуренция и свобода / Ф. А. Хайек. СПб.: Пневма, 1999 г.
  91. , П. Экономический образ мышления / П. Хайне- пер. с англ. -2-е изд. М.: Дело, при участии Catallaxy, 1993. — 704с.
  92. А.Д., Комплексный анализ хозяйственной деятельности -1-е изд. / Шеремет А. Д., М.: Инфра М., 2009. — 416с.
  93. А.Д., Теория экономического анализа 2доп — е изд. / Шеремет А. Д., М.: Инфра — М., 2010. — 367с.
  94. , А.Д., Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций -2-е изд./ Шеремет А. Д., Негашев E.B. М.: Инфра М., 2008. — 208с.
  95. А.Г., Почему необходима стратегия развития России./ А. Г. Шестопалов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Конкурентоспособная Россия. Бизнес на пути к глобальной конкуренции» М.: 2006 г.
  96. , М.Б. Стратегический менеджмент / М. Б. Шифрин. СПб.: Питер, 2006. — 240с.
  97. , И. А. Теория экономического развития / И. А. Шумпетер- пер. с нем. СПб.: Эксмо, 2007. — 864с.
  98. Эконометрика: Учебник / Тихомиров Н. П., Дорохина Е. Ю. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 512с.
  99. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.- практ. пособие для вузов -2-е изд./ А. Ю. Юданов. М.: «Гном-Пресс», 1998. — 382с.
  100. Saba. Product Profile/ Aman Group. Справочник 2009 г.1. ДИРЕКТОРУ
  101. Нас интересует мнение людей, которые в силу своего опыта могут выступить в качестве эксперта и компетентно ответить на вопросы анкеты.
  102. С уважением, заведующий кафедрой экономики и финансов, заслуженный экономист России, доктор технических наук, профессор Никитина Людмила Николаевна
  103. Тел: +7 (812) 314-69-90 Факс: +7 (812) 314−47−771. Анкета
  104. Как часто проводится комплексная оценка конкурентоспособности Вашего предприятияежемесячноежеквартальнодва раза в год С один раз в годоценка не проводитсясвой вариант ответа
  105. Привлекаете ли Вы сторонних специалистов для оценки конкурентоспособности Вашего предприятия1. ДА С НЕТ
  106. Оцените по 5-ти балльной шкале весомость каждого фактора, влияющего на конкурентоспособность предприятиягде 5 максимальная весомость, 1 — минимальная весомость (обведите нужный балл).
  107. Наименование фактора Весомость фактора1. Финансовый фактор 5 4 2 1
  108. Производственный фактор 5 4 3 2 1
  109. Маркетинговый фактор 5 4 3 2 1
  110. Конкурентоспособность товара 5 4 3 2 1
  111. Гликв = ЦКАЛ*КБЛ*КТЛ, где
  112. КАЛ (коэффициент абсолютной ликвидности) = (ден. средства + краткоср. фин. вложения) / текущие пассивы
  113. КБЛ (коэффициент быстрой ликвидности) = (ден. средства + краткоср. фин. вложения + дебит, задолженность) / текущие пассивы
  114. КТЛ (коэффициент текущей ликвидности) = текущие активы/ текущие пассивы О Интегральный коэффициент структуры капитала (1ск)1ск = ЦКАВ*КФЛ*КЗВЗ, где
  115. КАВ (коэффициент автономии) = собственный капитал /общая сумма всех средств финансирования
  116. КФЛ (коэффициент финансового левериджа) = долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / собственный капитал
  117. КЗВЗ (коэффициент зависимости от внешних займов) = (долгосрочные обязательства + текущие обязательства) / общая сумма всех средств финансирования
  118. Интегральный коэффициент рентабельности (1рент)1рент = 1. РСК * РОС * РИК, где
  119. РСК (рентабельность собственного капитала) = чистая прибыль/ собственный капитал
  120. РОС (рентабельность оборотных средств) = чистая прибыль / оборотные средства
  121. РИК (рентабельность инвестиционного капитала) = чистая прибыль/ (собственный капитал + долгосрочные обязательства)
  122. Интегральный коэффициент деловой активности (1да)1.да= К ОД3 * КОЗ * КО, А, где
  123. КОДЗ (коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности) = выручка ' от реализации/ ср. дебиторская задолженность
  124. КОЗ (коэффициент оборачиваемости запасов) = себестоимость продукции / стоимость запасов
  125. КОА (коэффициент оборачиваемости активов) = выручка от реализации / ср. стоимость активов
  126. ОВП объем выпуска продукции, тыс. руб.
  127. Ср среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
  128. О Производительности труда (Пт)1. Пт = ОВП /ССЧ, где
  129. ОВП объем выпуска продукции, тыс.руб.
  130. ССЧ среднесписочная численность работников, чел.
  131. Себестоимость единицы продукции (Сед)1. Сед = С / Уп, где
  132. С полная себестоимость, тыс. руб. ОВП — объем выпуска продукции, тук
  133. О Показатель интенсивности работы склада (Кн)1. Кн= (^тах/С^ср, где
  134. С)тах-максимальное поступление груза за месяц, тонн (}ср среднее поступление
  135. Проранжируйте в порядке убывания значимости показатели оценки маркетинговой деятельности предприятияранг 1 максимальная значимость, ранг 4 — минимальная значимостьпри одинаковой важности двух показателей им присваиваются одинаковые ранги).
  136. С} Показатель эффективности рекламной деятельности (КрекД)
  137. КрекД = (КИОП*ЗРДКОП)/ ЗРДНОП, где
  138. КИОП (коэффициент изменения объема продаж) = объем продаж на конец отчетного периода/ объем продаж на начало отчетного периода. ЗРДКОП сумма затрат на рекламную деятельность на конец отчетного периода, тыс. руб.
  139. ЗРДНОП сумма затрат на рекламную деятельность на начало отчетного периода, тыс. руб.
  140. О Рентабельность продаж (РП)1. РП= ЧП / ОП, где
  141. ЧП чистая прибыль от реализации продукции, тыс. руб. ОП — объем продаж продукта предприятием, тыс., руб.
  142. О Коэффициент рыночной доли КРД=ОП/ООПР, где
  143. ОП объем продаж продукта предприятием, тук ООПР — общий объем продаж продукта на рынке, тук.
  144. Коэффициент доведения продукта до потребителя (КСб)
  145. КСб = (КИОП*ЗСБКОП)/ ЗСБНОП, где
  146. КИОП (коэффициент изменения объема продаж)= объем продаж на конец отчетного периода/ объем продаж на начало отчетного периода. ЗСБКОП сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода, тыс. руб.
  147. ЗСБНОП сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода, тыс. руб.
  148. Какой из количественных параметров оказывает наибольшее влияние на качество нити1. С Разрывная нагрузка1. Линейная плотность
  149. Оба параметра оказывают равнозначное влияние на качество нити
  150. Проранжируйте в порядке убывания значимости показатели оценки конкурентоспособности товараранг 1 максимальная значимость, ранг 4 — минимальная значимостьпри одинаковой важности двух показателей им присваиваются одинаковые ранги).
  151. СЗ Коэффициент предпродажной подготовки (КПП)1. КПП=ЗПП/ ЗПОП, где
  152. ЗПП- сумма затрат на предпродажную подготовку
  153. ЗПОП- сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж
  154. О Коэффициент уровня цен (КУЦ)
  155. КУЦ =(Цшах + Цппп)/2Цуп, где
  156. Цшах максимальная цена на рынке, руб Цтт — минимальная цена на рынке, руб Цуп — цена, установленная предприятием, руб
  157. Коэффициент конкурентоспособности товара по качеству (1кн)1кн = КТлин * КТраз, где
  158. КТлин- коэффициент конкурентоспособности по параметру «линейная плотность"1. КТлин = Птт / Пт, где
  159. Пт величина параметра «линейная плотность» анализируемого товара Птт- минимальное значение параметра «линейная плотность» среди всей анализируемой группы товаров.
  160. КТраз- коэффициент конкурентоспособности по параметру «разрывная нагрузка"1. КТраз = Пт / Птах, где
  161. Пт- величина параметра «разрывная нагрузка» анализируемого товара
  162. Птах максимальное значение параметра «разрывная нагрузка» среди всейанализируемой группы товаров.
  163. Что, на Ваш взгляд, является приоритетным при проведении оценки конкурентоспособности предприятияпронумеруйте в порядке убывания значимости, 1 максимальная значимость, 5 — минимальная значимость)
  164. О Доступность первичных данных для анализа1. П Простота расчетов1. С Комплексность оценки
  165. С Возможность сравнительной оценки с иностранными компаниями1. Свой вариант
  166. БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ
Заполнить форму текущей работой