Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие внешней среды малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важное значение в разработке стратегии развития предпринимательских структур имеет анализ факторов внешней предпринимательской среды, характера, форм, методов и инструментов их воздействия на предпринимательскую структуру, что определяет ту или иную модель ее поведения во внешнем мире. Поэтому в качестве современного принципа управления предприятием становится принцип систематической оценки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы функционирования и развития предпринимательской среды
    • 1. 1. Экономическая природа и значение предпринимательской среды
    • 1. 2. Внешняя предпринимательская среда: структура и признаки
    • 1. 3. Формы, методы и инструменты взаимодействия во внешней предпринимательской среде
  • 2. Анализ состояния внешней предпринимательской среды и особенностей ее формирования в Ленинградской области
    • 2. 1. Состояние и тенденции развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области
    • 2. 2. Комплексная оценка внешней среды малого и среднего предпринимательства Ленинградской области
    • 2. 3. Основные направления государственной поддержки предпринимательских структур в Ленинградской области
  • 3. Тенденции и приоритеты развития внешней предпринимательской среды
    • 3. 1. Методические подходы к оценке благоприятной внешней предпринимательской среды
    • 3. 2. Направления деятельности региональной власти по формированию внешней предпринимательской среды
    • 3. 3. Инфраструктура поддержки предпринимательства и ее совершенствование

Развитие внешней среды малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящий с 90-х гг. XX в. процесс системной трансформации российской экономики обусловил появление в теории и практике хозяйствования понятий, которые долгое время имели в нашем обществе негативное звучание, но приобрели особую актуальность в связи с объективной необходимостью модернизации экономики и ее переходу на инновационный путь развития. К их числу относятся понятия предпринимательства, бизнеса, экономической свободы, либерализации экономики и др., раскрывающие сущность экономических систем рыночного типа и фундаментальные принципы современного западного общества.

Уровень развития предпринимательского сектора, в особенности состояния малого и среднего бизнеса, является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами. Прослеживается значительная дифференциация регионов Российской Федерации по состоянию и тенденциям развития предпринимательского сектора.

В то же время вопросы успешного функционирования предпринимательства и, прежде всего, малого и среднего составляют одну из актуальных задач экономической политики страны и обуславливают необходимость проведения комплекса исследований по выявлению факторов влияющих на развитие предпринимательства, а также условий, способствующих эффективному функционированию хозяйствующих субъектов.

В течение последних 15−20 лет в экономической, юридической, политической и социологической литературе появилось множество публикаций не только переводных, но и отечественных авторов, посвященных проблемам предпринимательства. Тем не менее, реальная российская практика показывает, что многие аспекты предпринимательства остаются весьма актуальными и дискуссионными. Одним из них является формирование благоприятной предпринимательской среды, без которой не сможет функционировать ни одна предпринимательская структура и которая является потому важнейшим компонентом ее стратегического выбора, составной частью механизма обеспечения инновационного развития и конкурентного потенциала.

Однако на сегодняшний день предпринимательская среда в российской экономике и отдельных ее регионах характеризуется наличием существенных административных барьеров, несовершенством нормативно-правового законодательства, недостатком инновационного спроса, финансовых ресурсов, высоким уровнем налогообложения, неразвитой инфраструктурой предпринимательства и другими факторами, снижающими предпринимательскую активность и позволяющими считать предпринимательскую среду неблагоприятной. Выявление причин такого положения и определение направлений их устранения в целях активизации деятельности предпринимательских структур требует изучения экономической природы, структуры, инструментов, показателей качества предпринимательской среды и управленческих аспектов ее формирования и развития.

Важное значение в разработке стратегии развития предпринимательских структур имеет анализ факторов внешней предпринимательской среды, характера, форм, методов и инструментов их воздействия на предпринимательскую структуру, что определяет ту или иную модель ее поведения во внешнем мире. Поэтому в качестве современного принципа управления предприятием становится принцип систематической оценки факторов внешней предпринимательской среды, позволяющий не просто приспосабливаться к условиям политики, экономики, требованиям потребителей, моде, природно-географическим особенностям страны и ее отдельных территорий, а активно влиять на них для достижения долговременных конкурентных преимуществ, обеспечивающих динамичное развитие предпринимательских структур.

Выработка эффективных управленческих решений по формированию и развитию внешней предпринимательской среды предполагает поэтому совершенствование имеющегося научно-методического обеспечения с учетом регионального аспекта решения данной проблемы, что усиливает актуальность избранной темы диссертационного исследования.

Состояние разработанности проблемы. Исследованию проблем стратегического управления предпринимательскими структурами посвящены труды таких известных зарубежных ученых, как Ж.-Б. Сэя, А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса, Й. Шумпетера, А. Хоскинга, М. Альберта, П. Друкера, Ф. Котлера, О. Аккофа, М. Портера, Р. Дафта, И. Ансоффа и др. Значительный вклад в теорию предпринимательства и управления внесли отечественные исследователи — В. А. Гневко, A.B. Бусыгин, В. А. Горфинкель, А. Н. Асаул, С. И. Грядов.

Однако при множестве работ, посвященных данной тематике, целый ряд проблем остается не до конца решенным или дискуссионным. Так, существуют разные теоретические подходы к определению экономической природы предпринимательской среды, соотношению внешней и внутренней среды. Неоднозначно трактуется структура внешней предпринимательской средыее субъекты и объектымодели поведения предпринимательских структур во внешней среде. Недостаточно изучены методические вопросы регионального аспекта данной проблемы.

Целью исследования является обоснование методического обеспечения процесса становления и совершенствования благоприятной внешней предпринимательской среды на уровне региона.

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:

— определить теоретические основы функционирования и развития отношений предпринимательских структур с субъектами внешней предпринимательской среды;

— с учетом классификации факторов предпринимательства уточнить понимание сущности и структуры внешней предпринимательской среды, а также форм взаимодействия субъектов, им соответствующих;

— выявить специфические признаки внешней предпринимательской среды, влияющие на выбор форм, методов и инструментов управления ею;

— дать комплексную оценку внешней предпринимательской среды Ленинградской области;

— разработать методические принципы формирования благоприятной внешней предпринимательской среды;

— изучить основные направления и механизмы государственной поддержки становления благоприятной внешней среды предпринимательства, оценив их эффективностьопределить приоритетные направления развития внешней предпринимательской среды.

Объектом исследования является процесс формирования, функционирования и развития внешней корпоративной предпринимательской среды в Ленинградской области.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов внешней предпринимательской среды с предпринимательскими структурами.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции рыночной экономики, разрабатываемые представителями различных существующих направлений теории предпринимательства и стратегического управления, результаты фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных ученых, материалы научных и научно-практических конференций. В процессе исследования использованы методы анализа и синтеза, экспертных оценок, экономико-математические и статистические методы, имитационное моделирование.

Эмпирической базой исследования послужили информационные материалы зарубежной и отечественной практики формирования и развития среды предпринимательства, справочные и статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ленинградской области, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, периодические издания, данные из глобальной сети Интернет.

Информационной базой диссертационного исследования являются законы, Программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, отчетные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и ее территориального органа, годовые отчеты научно-исследовательских организаций, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по проблемам развития регионального предпринимательства. Использовались также научные труды ученых по исследуемой проблеме, данные периодической печати и электронных средств информации, в том числе официальных сайтов федеральных и региональных органов власти, зарубежных сайтов, посвященных предпринимательской деятельности.

Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 8 Экономика предпринимательства: 8.12. Формирование и развитие корпоративной предпринимательской среды Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства).

Вклад автора в проведенное исследование. Диссертация является завершенным научным исследованием актуальной проблемы. Методические положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатами авторского исследования. Личный вклад автора определяется следующим:

— раскрытием экономической природы, форм, методов и инструментов отношений взаимодействия предпринимательских структур с внешней предпринимательской средой, определяющих тип поведения (активный или пассивный) предпринимательских структур;

— обоснованием зависимости между принятием, реализацией и контролем управленческих решений предпринимательской структуры и качеством внешней предпринимательской среды, характеризуемой сложностью, неопределенностью, неоднородностью и изменчивостьюпроведением комплексной оценки состояния внешней предпринимательской среды Ленинградской области, что позволило выявить потенциальные возможности и угрозы ее развития, определить их соотношение;

— критическим осмыслением существующих методик оценки степени благоприятствования предпринимательской среды, позволившим выбрать для регионального аспекта проблемы методику Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства («ОПОРА РОССИИ»), учитывающую перечень основных факторов прямого и косвенного воздействия внешней предпринимательской среды региона, позволяющую в обобщенной и простой наглядной форме сформировать его профиль, что выгодно отличает это исследование от другихопределением приоритетных направлений деятельности региональных органов власти и управления Ленинградской области по созданию благоприятной внешней среды малого и среднего предпринимательства, в частности формированию инфраструктурной площадки в форме «единого окна» и единого информационного сайта.

Научная новизна диссертационного исследования. К наиболее существенным результатам, обладающим элементами научной новизны и представляющим личный вклад автора, можно отнести следующие:

— обобщен научный вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку современной теории предпринимательства, что позволило развить понимание предпринимательской среды как интегрированной системы отношений взаимодействия предпринимательских структур с субъектами среды;

— выявлены признаки различной комбинации факторов внешней предпринимательской среды, позволившие определить ее подсистемы (по территориальному признаку, функциональному назначению факторов предпринимательства, характеру влияния факторов среды, видам предпринимательских структур);

— -на основе анализа состояния внешней среды малого и среднего предпринимательства Ленинградской области выявлены отрицательные и положительные факторы внешней среды, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства и определены соотношения между ними, характеризующие уровень благоприятности предпринимательского климата в регионе;

— на основе обоснования необходимости регионализации процесса государственного регулирования и поддержки формирования благоприятной внешней среды малого и среднего предпринимательства дана оценка преимуществ, недостатков и направлений его совершенствования;

— в качестве методического обеспечения системно рассмотрен вопрос критериев, принципов, показателей развития инфраструктурного обеспечения поддержки малого и среднего предпринимательства как одного из факторов становления благоприятной внешней среды.

Практическая и теоретическая значимость работы заключаются в том, что основные научные положения и выводы могут стать:

— теоретико-методологической базой для дальнейшего исследования внешней предпринимательской среды как фактора развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства;

— теоретической основой при разработке региональных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и повышение их конкурентоспособности;

Основные положения диссертационной работы могут быть использованы при обучении студентов высших учебных заведений по курсам «Основы предпринимательства», «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-методических конференциях:

— Межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 180-летию потребительской кооперации «Российская кооперация и вузовская наука: опыт взаимодействия и перспективы развития» (28 января 2011 г.). -Чебоксары, 2011;

— Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики, социологии и права» (2−3 ноября 2011 г.). — Пятигорск, 2011;

— IV Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной экономики» (15 ноября 2011 г.) — Новосибирск, 2011.

По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 3,7 п.л. (авт.3,5 п.л.), в том числе 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Структура и логика исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Критический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам предпринимательства позволить дать уточненное определение природы предпринимательской среды с учетом трех существующих подходов к ней: предпринимательского, общеуправленческого и маркетингового. Классификация факторов предпринимательства позволила научно обосновать элементы и виды предпринимательской среды как сложного комплексного понятия, являющегося предметом исследования не только экономистов, но и специалистов по теории управления, правоведов, политологов, социологов и маркетологов.

2. Внешняя предпринимательская среда, как приоритетная по отношению к внутренней, характеризуется разным по форме и степени воздействием факторов на предпринимательские структурывзаимовлиянием различных факторов в определенной комбинациивоздействием предпринимательской структуры на внешнюю среду, определяющим тип модели экономического поведения предпринимательской структуры во внешней среде. Признаки внешней предпринимательской среды (сложность, неоднородность, неопределенность, изменчивость), характеризующие ее специфические особенности, выступают основой выбора форм, методов и инструментов управления внешней средой.

3. Формы, методы и инструменты взаимодействия во внешней предпринимательской среде многообразны и зависят от ее структуры, типа субъектов среды в каждом ее структурном уровне, понимании механизма воздействия как сочетания рыночного саморегулирования и государственного регулирования, а также от избранной модели поведения предпринимательской структуры во внешней среде.

4. На основе проведенного всестороннего исследования состояния малого и среднего бизнеса Ленинградской области были выявлены как позитивные, так и негативные тенденции развития регионального предпринимательства. Наблюдаемый в динамике рост значений большинства основных показателей деятельности среднего и малого предпринимательства Ленинградской области выше, чем в целом по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу. Однако, по некоторым показателя предпринимательской активности, в том числе по доле занятых на средних и малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых региона, по доле оборота средних и малых предприятий в совокупном обороте региона, по объему оборота средних и малых предприятий на душу населения и т. д., Ленинградская область среди других субъектов Российской Федерации, занимает более чем скромную позицию, так как значения многих показателей ниже среднероссийского уровня.

5. Результаты проведенного исследования позволяют судить о благоприятствовании внешней предпринимательской среды Ленинградской области, но, в то же время, выявлены определенные факторы-угрозы: наличие административных барьеров, коррумпированность власти, высокая налоговая нагрузка, недостаток финансовых средств для ведения бизнеса (нежелание коммерческих банков кредитовать малый и средний бизнес), значительная конкуренция по стороны крупного бизнеса, недостаток профессиональных знаний в сфере ведения бизнеса, несовершенство законодательства, нехватка производственных и служебных помещений, недостаточная развитость инфраструктуры поддержки. Большое количество угроз приводит к тому, что предпринимательские структуры приспосабливаются к внешней среде, т. е. проявляют пассивное поведение.

6. Меры государственной поддержки среднего и малого предпринимательства в Ленинградской области осуществляются на федеральном, региональном и местном уровнях. В рамках региональных целевых программ проделана значительная работа по созданию и развитию новых механизмов государственного содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в доступе к финансовым и информационным ресурсам. Сильной стороной существующей системы государственной поддержки являются различные формы сотрудничества представителей бизнеса и власти при разработке программ и проектов экономического развития территорий, мер по либерализации условий ведения бизнеса, мер, способствующих взаимодействию малых и крупных предприятий.

Слабой стороной является недостаточная вовлеченность в процесс поддержки малого и среднего бизнеса органов местного самоуправления, неэффективность отдельных направлений и видов государственной поддержки предпринимательства.

7. Особенностью малого предпринимательства является высокая степень зависимости от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Многие проблемы в развитии малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики, в целом определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства.

Повышение качества внешней бизнес-среды должно осуществляться по следующим направлениям: устранение административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности, создание институциональной и информационной среды, доступность трудовых ресурсов, уменьшение налоговой нагрузки, активизация потребительского спроса, развитие инфраструктуры привлечения инвестиций, совершенствование взаимоотношений с естественными монополиями.

8. Для оценки степени благоприятствования внешней бизнес-среды в отечественной и зарубежной практике были разработаны разнообразные модели и показатели. Измерение параметров бизнес-климата в регионе и сопоставление полученных результатов с данными аналогичных исследований по России в целом и странам, сопоставимым с регионом по уровню доходов, могут помочь в определении тех направлений, где должны быть сконцентрированы дополнительные усилия региональных властей.

В зарубежной практике были разработаны и успешно применяются следующие методики: рейтинг «Ведение бизнеса — 2012», проект «Обзор деловой конъюнктуры и работы предприятий» (BEEPS) Всемирного Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития.

9. Создание благоприятной внешней среды предпринимательства предполагает формирование особой инфраструктуры, целью которой является создание организационных, социальных, экономических и правовых условий, способствующих развитию малых и средних предприятий. В существующих государственных программах развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, по мнению автора, не хватает системного подхода. Поддержка предпринимателей должна быть структурированной и комплексной, оказываться на всех этапах развития предприятия. Необходимо образование инфраструктурной площадки, разработанной как «единое окно» для всех получателей поддержки. Для каждого направления поддержки необходима разработка определенного набора проектов, программ и инструментов развития предпринимательства, привязка к ним организаций инфраструктуры, которые будут администрировать процессы, и привлекать необходимые финансовые ресурсы.

Должен быть создан единый информационный сайт, где будет указана в доступной форме вся информация по направлениям, видам и формам поддержки, по организациям инфраструктуры поддержки, мероприятиям, конкурсам, образовательным программам для предпринимателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, N 31, ст. 4006,
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» //"Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105
  3. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЭ (ред. от 01.07.2011) «О саморегулируемых организациях» //"Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N49, ст. 6076
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
  5. Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»
  6. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»
  7. Постановление Правительства Ленинградской области от 13.05.2008 N 112 «О комиссии по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в Ленинградской области»
  8. Постановление Правительства Ленинградской области от 11.12.2008 N 391 «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества, находящегося в собственности
  9. Р. Социальные проблемы решаем в партнерстве с властью / Р. Агишев, записал. В. Елшанский / / Российская кооперация. 30/ 6/2011. -N25. — С. 3
  10. Г. И. Воздействие негативных факторов внешней и внутренней среды на экономическую безопасность предприятия /Г.И. Азаров, в.М. Петров //Экономика природопользования. 2005. — № 6. — С.35−39
  11. В. Республика Армения: анализ предпринимательской среды и пути выхода из финансово-экономического кризиса /В. Акопян //Человек и труд. 2010. — № 10. — С.61−63
  12. . X. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса / Б. X. Алиев, X. М. Мусаева / / Финансы и кредит. 2010. — N 32. — С. 16−23. — Библиогр.: с. 23 (9 назв.)
  13. . X. Кредитная и налоговая политика в отношении малого предпринимательства в РФ / Б. X. Алиев, Н. Г. Гаджиев, А. М. Алклычев / / Финансы и кредит. 2007. — N 42. — С. 3−7
  14. Т.А. Социально-экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса /Т.А. Алимова //Вопросы статистики. 2007. — № 7. — С.44−48
  15. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России / Афанасьева Т. П., Буев В. В., Пуденко Т. Н. М.: AHO ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
  16. И. Стратегический менеджмент : пер. с англ. / И. Ансофф. Классическое издание. — СПб. и др.: Питер, 2011. — 343 с. -(Теория менеджмента)
  17. И. Г. Использование SWOT-анализа малого предпринимательства региона при разработке сценариев его развития / И. Г. Андреева, К. В. Павлов / / Экономический анализ: теория и практика. 2007. -N 19.-С. 18−23.
  18. А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул СПбдр.: Питер, 2005. — С. 68.
  19. Э.А. Основы бизнеса / Э. А. Арустамов М.: Дашков и К', 2007.-С. 35.
  20. А. Т. Классификация характеристик организации механизма . устойчивого поведения предпринимательской структуры в меняющейся среде / А. Т. Бабко / / Научное обозрение. 2006. — N 4. — С. 7477
  21. В. А. Стратегический менеджмент : учебное пособие /
  22. B. А. Баринов, В. Л. Харченко. М.: ИНФРА-М, 2005. — 236 с. — (Серия учебников для программы МВА)
  23. А. В. Государственное регулирование отношений государственно-частного партнерства / А. В. Белицкая / / Закон. 2010. — N 10. — С. 112−119
  24. Большие заботы о малом: Председатель Правительства России Владимир Путин провел встречу с представителями малого и среднего бизнеса / подготовили.: Е. Антонова, Е. Владимиров / / Российская кооперация. 30/12/2010. — N 52. — С. 1−2
  25. A.B. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1997.
  26. И. С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста / И. С. Велиева / / Аудитор. 2007. — N 11. — С. 33−36
  27. О. Медленно, со скрипом /О. Великанова //Эксперт Северо-3апад.-2011. № 13 (509).
  28. А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса / А. Виленский / / Вопросы экономики. -2011. -N 6. С. 149−155
  29. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство : возможности для будущего процветания / X. Виссема. М.: Финпресс, 2000. — 271 с.: ил. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом)
  30. В. М. Превентивная антикризисная диагностика промышленного предприятия, ориентированная на динамику внешней среды / В. М. Воронина / / Экономический анализ: теория и практика. 2008. — N 5.
  31. C. 22−30. Библиогр.: с. 30 (14 назв.)
  32. Л. С. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации / Л. С. Гринкевич, А. С. Дорошенков / / Финансы и кредит. 2010. -N41.- С. 34−39
  33. С.И., Подгорбунских Е. П., Удалов В. А., Крачков И. Т., Агошкина Н. Е. Алексанов Д.С. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов и др.- под ред. С. И. Грядова. М.: Колос С, 2007. -С. 13−15.
  34. И. Б. Стратегический процесс российских компаний / И. Б. Гурков / / Экономическая наука современной России. 2009. — N 2. — С. 7690. -Библиогр.: с. 90−91
  35. Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2003. — С. 98.
  36. Н. В. Финансирование малого бизнеса в РФ / Н. В. Данилина / / Аудит и финансовый анализ. 2011. — N 3. — С. 391−394
  37. Д. П. Актуальные вопросы развития малых и средних форм предпринимательства / Д. П. Дзбоева / / Международный бухгалтерский учет. 2010. — N 11. — С. 15−21
  38. Е. В. Доверительное управление недвижимым имуществом как способ формирования имущественной основы предпринимательской деятельности / Е. В. Довлатова / / Законодательство. -2007. N 10. — С. 39−45
  39. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2006
  40. В. Развитие предпринимательских структур в регионе на основе инновации и интеграции / В. Дубинин / / Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. — N 1. — С. 196−201
  41. М. В. Рыночные инструменты финансового регулирования малого бизнеса / М. В. Дубовик / / Финансы и кредит. 2007. -N 42. — С. 42−50. — Библиогр.: с. 50 (13 назв.)
  42. И. Стратегия развития бизнеса. СПб.: Питер, 2008
  43. А. Г. Инновационная активность российского предпринимательства: проблемы измерения и опыт эмпирических исследований / А. Г. Егоренков / / Вопросы статистики. 2011. — N 1. — С. 4652. — Библиогр.: с. 52 (11 назв.)
  44. И. В. Предпринимательское право : учебное пособие для ВУЗов / И. В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2008. — 365 с.
  45. В. В. Экономические основы кредитования предприятий малого бизнеса / В. В. Заболоцкая / / Финансы и кредит. 2011. -N27. — С. 63−71. — Библиогр.: с. 71 (14 назв.)
  46. Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М.: Юристъ, 2002. — 416 с. — (Homo faber)
  47. Н. Д. Налоговое регулирование деятельности малого предпринимательства в России / Н. Д. Зарипова / / Международный бухгалтерский учет. 2011. — N 25. — С. 45−56
  48. Е. А. Предпринимательство : учебное пособие / Е. А. Замедлина. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 287 с. — (Высшее образование)
  49. С. Г. Инновационные аспекты стратегических проблем современного предприятия / С. Г. Журавин, В. Н. Немцев / / Страховое дело. -2010. -N 12. С. 43−48
  50. А. П. Страхование рисков как инструмент управления предпринимательской деятельностью / А. П. Иванов, Ю. Н. Быкова / / Финансы. 2007. — N 9. — С. 47−51.
  51. JI. Т. Субсидии для малого предпринимательства / Л. Т. Ибадова // Закон. 2007. — N 8. — С. 171−181.
  52. Информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий) / Сайдуллаев Ф. С., Шеспоперов A.M.- НИСИПП, 2010 г.
  53. Р. Организация, ориентированная на стратегию /Р. Каплан, Д. Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2004
  54. Кан С. Л. Что задерживает развитие предпринимательства в России? // Российское предпринимательство. 2006. — № 10 — с. 7−10.
  55. Кан С. Л. Формирование благоприятной внешней предпринимательской среды//Автореферат Специальность 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством.- Москва, 2007
  56. А. И. Кредитование малого и среднего бизнеса в России / А. И. Картуесов, П. А. Самиев / / Аудитор. 2010. — N 8. — С. 52−55
  57. В. В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса / В. В. Кашкин / / Банковское дело. 2010. — N 4. — С. 36−42
  58. Д. И. Анализ макроэкономической среды предприятия / Д. И. Кокурин, А. В. Сураев / / Финансовый бизнес. 2006. — N3. — С. 28−30
  59. В. Б. Средний бизнес в мире и в России / В. Б. Кондратьев, Г. Н. Рамазанов / / Мировая экономика и международные отношения. 2008. — N 6. — С. 13−18
  60. М. П. Малый бизнес: учет и налоги: практический справочник / М. П. Кочкин. М.: ГроссМедиа, 2004. — 367 с. — (Малый бизнес)
  61. Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник для вузов / Н. Ю. Круглова. М.: КноРус, 2010. — 543 с.
  62. Кузнецова 3. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования / 3. Кузнецова / / Проблемы теории и практики управления. 2007. — N 10. — С. 106−116. — Библиогр.: с. 116 (15 назв.)
  63. Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы / Е. Лагунова / / Проблемы теории и практики управления. 2007. — N 9. — С. 90−98. — Библиогр.: с. 98 (12 назв.)
  64. М. Г. Малое предпринимательство : учебник / М. Г. Лапу ста, Ю. Л. Старостин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 554 с. — (Высшее образование)
  65. К.Н. Модель поведения современной фирмы во внешней среде и системный подход // Финансы и кредит. 2009. — № 32. — С. 72.
  66. К.Н. Управленческие воздействия на объекты внешней среды фирмы // Экон. науки. 2010. № 99(70). С. 167.
  67. Р.И. Теоретико-методологические основы институционального проектирования эффективной предпринимательской среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. 2003
  68. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб./М 19 Росстат. М., 2006. — 134 с.
  69. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./М 19 Росстат. М., 2007. — 151 с.
  70. Малое предпринимательство в России. 2008: Стат.сб./М 19 Росстат. М., 2008. — 164 с.
  71. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат.сб./ М 19 Росстат. М., 2009. — 151 с.
  72. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сб./ М 19 Росстат. М., 2009. — 172 с.
  73. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / ред. В. Я. Горфинкель. М.: Вузовский учебник — ИНФРА-М, 2011. — 348 с.
  74. Малый бизнес. Организация. Экономика. Управление: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. 2-е изд., перераб. И доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  75. Малые и средние предприятия: управление и организация: пер. с нем. / общ. ред. Й. X. Пихлер, и др.. М.: Междунар. отношения, 2002. -279 с.
  76. М. Т. Международная унификация бухгалтерского учета как фактор развития предпринимательской среды / М. Т. Мамина / / Международный бухгалтерский учет. -2011.-N15.-С. 37−41
  77. В. Роль малого предпринимательства в стабилизации ситуации на рынке труда / В. Манаев, С. Митченко / / Человек и труд. 2010. — N 10. — С. 20−21
  78. А. А. К вопросу о совершенствовании регионального организационно-финансового механизма развития малого бизнеса / А. А. Майоров / / Финансы и кредит. 2011. — N 15. — С. 66−74
  79. Г. В. Классификация и основные условия формирования кластеров малого предпринимательства в Краснодарском крае / Г. В. Маханько / / Обозрение прикладной и промышленной математики. -2007. Т. 14, вып. 3. — С. 544−546.
  80. И. Российская антимонопольная политика: влияние на бизнес / И. Медведская / / Консультант. -2011.-N5.-С. 11−13
  81. С. Микрофинансирование новый инструмент развития малого бизнеса / С. Миронов / / Проблемы теории и практики управления. — 2011. -N1.-0. 8−12
  82. В. Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учебное пособие / В. Н. Минат. М.: Экзамен, 2006.- 189 с.
  83. М. Е. Имущественная и финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства / М. Е. Можарова, Е. А. Пискунова / / Законодательство. 2011. — N 6. — С. 37−45
  84. Е. Н. Анализ внешней среды в рамках стратегического управления малым предприятием / Е. Н. Мурая, А. А. Прокофьев / / Экономический анализ: теория и практика. 2010. — N 24. — С. 10−14. -Библиогр.: с. 14 (17 назв.)
  85. Р. А. Институциональные факторы развития предпринимательства в республике Татарстан / Р. А. Мусаева, Г. В. Перепелица / / Финансы и кредит. 2006. — N27. — С. 66−68
  86. Ф. Ю. Право и информационная среда хозяйствующего субъекта / Ф. Ю. Мытарев / / Государство и право. 2007. — N 8. — С. 114−118
  87. В. М. Несостоятельность бизнеса и ее причины / В. М. Набатников / / Кондитерское производство. 2008. — N 3. — С. 6−7
  88. М. В. Финансирование становления малого бизнеса / М. В. Набатников / / Кондитерское производство. 2008. — N 4. — С. 10−12
  89. Э. О приоритетах экономической политики в 2010 г. / Э. Набиуллина / / Экономист. 2010. — N 6. — С. 3−13
  90. Н.С. Влияние внешней и внутренней среды на эффективность системы контроллинга промышленного предприятия / Экон. анализ: теория и практика.- 2009. № 6(171). — С. 40−41.
  91. Н. Антикризисное финансовое управление предприятием: исследование факторов внутренней и внешней среды / Н.
  92. Никитина / / Проблемы теории и практики управления. 2007. — N 7. — С. 91 101
  93. В. А. Инновационные формы взаимодействия образования и бизнеса / В. А. Никулин, О. А. Дегтева / / Ректор вуза. 2010. -N7.-С. 58−59
  94. О. В. Тенденции развития современных предприятий в условиях динамичности и неопределенности внешней среды / О. В. Никулина / / Экономический анализ: теория и практика. 2008. — N 17. — С. 40−45. — Библиогр.: с. 45 (22 назв.)
  95. Организация предпринимательской деятельности. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. А. Горфинкеля, акад. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. — С. 10.
  96. В.А. Автореф. канд. диссертации, СПб.: 2005. С. 7.
  97. JI. Н. Формирование венчурных инновационных систем / Л. Н. Оголева, М. С. Набиев / / Экономический анализ: теория и практика. -2007. N 20. — С. 9−14. — Библиогр.: с. 14 (10 назв.)
  98. О. И. Эволюция взглядов на сущность и функции предпринимательской деятельности: от возникновения до наших дней / О. И. Опалева / / Финансы и кредит. 2010. — N 35. — С. 69−73
  99. Организация предпринимательской деятельности. Учеб. пособие / Под ред. A.C. Пелеха. Изд. 3-е испр. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2004. — С. 10−11.
  100. Отчет по итогам исследования «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010−2011». -М.ЮПОРА, 168 с.
  101. Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России в 2008 г.// Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Информационно-аналитический доклад. М. 2009 Режим доступа http://www.nisse.ru/work/basic/business
  102. В. Г. Налоговое стимулирование инвестиционной активности / В. Г. Пансков / / Финансы. 2007. — N 11. — С. 29−35
  103. В. Плюсы и минусы франчайзинга для российских предпринимателей / В. Панюкова / / Современная торговля. 2007. — N 10. -С. 46−49
  104. JI. В. Внешние и внутренние угрозы финансовой безопасности предприятия / JI. В. Перекрестова, Р. С. Папехин / / Финансы и кредит. 2007. — N 16. — С. 68−75
  105. Д. А. Правовые и экономические предпосылки саморегулирования в сфере предпринимательства / Д. А. Петров / / Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. — N 2. — С. 101−124
  106. И. А. Некоторые особенности схемы построения взаимоотношений государственного регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности / И. А. Перепелкин / / Право и государство: теория и практика. 2010. — N 11. — С. 45−49
  107. Предпринимательство: социально-экономическое управление: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — С. 23.
  108. И. JI. Центр и регионы в системе поддержки малых и средних предприятий Испании / И. Л. Прохоренко / / Мировая экономика и международные отношения. 2010. — N 10. — С. 32−43
  109. О. Ю. К вопросу формирования институционального поля венчурного финансирования в России / О. Ю. Прохорова / / Управленческий учет. 2011.-N2.-C. 36−41
  110. Т. А. Важнейшие направления совершенствования правового регулирования малого и среднего предпринимательства / Т. А. Потапенкова / / Российская юстиция. 2011. — N 4. — С. 20−22
  111. В. М. Современное состояние теории экономических реформ / В. М. Полтерович / / Экономическая наука современной России. 2008. — N 1. — С. 7−34. — Библиогр.: 32−34
  112. В. М. Концентрация доходов, нестабильность демократии и экономический рост / В. М. Полтерович, В. В. Попов, А. С. Тонис / / Экономика и математические методы. 2009. — Т. 45, N 1. — С. 15−29.- Библиогр.: с. 28−29
  113. А. Д. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления /А.Д. Радыгин, P.M. Энтов, И. В. Межераупс. М.: НЭПП, 2003
  114. А. Д. Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного управления /А.Д. Радыгин, P.M. Энтов, А. Е. Гонтмахер, И. В. Межераупс. М.: НЭПП, 2003
  115. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России. Индексы ОПОРЫ//, Ежегодный отчет Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ" — Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www .opora.ru
  116. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / Под редакцией д. э. н., проф. В. А. Гневко.
  117. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010.
  118. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 996 с.
  119. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 954 с.
  120. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2008. — 964 с.
  121. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 990 с.
  122. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2006. — 984 с.
  123. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 650 с
  124. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 654 с
  125. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008. — 653 с
  126. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 631 с
  127. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. — 561 с
  128. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными: доклад Государственного университета Высшей школы экономики. / / Вопросы экономики. — 2007. — N 3. — С. 4−34
  129. Российское предпринимательское право: учебник для вузов / отв. ред. И. В. Ершова, отв. ред. Г. Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2010. -1064 с.
  130. А. Э. Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства / А. Э. Саак, Н. В. Брюханова / / Менеджмент в России и за рубежом. 2010. -N5.-С. 48−57
  131. С. Э. Инновационные процессы в малом предпринимательстве как предпосылка модернизации отечественнойэкономики / С. Э. Савзиханова, С. Р. Шахбанова / / Экономический анализ: теория и практика. 2011. — N 18. — С. 14−19
  132. Ф.С., Шестоперов A.M. Ежеквартальный нформационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий)» / Ф. С. Сайдуллаев, A.M. Шестоперов, М.- НИСИПП, 2010 г.
  133. В. А. Малый бизнес в России / В. А. Сердюков / / Аудит и финансовый анализ. 2010. — N 4. — С. 422−428
  134. В. А. Государственное управление малым бизнесом за рубежом в условиях кризиса / В. А. Сердюков / / Аудит и финансовый анализ. 2010. — N 3. — С. 452−461
  135. И. А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / И. А. Смагина / / Право и экономика. 2007. -N11.-С. 74−79
  136. Д. О стратегии развития России / Д. Сорокин / / Вопросы экономики. 2010. — N 8. — С. 28−40
  137. Г. А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие / Г. А. Тактаров, Е. М. Григорьева. М.: Финансы и статистика, 2007. — 256 с.
  138. JI. К. Административные барьеры в российской экономике : понятие и пути снижения / JI. К. Терещенко, А. В. Калмыкова / / Право и экономика. 2011. — N 7. — С. 4−9
  139. С. Экономическая эффективность прежде всего / С. Тимошенко / / Экономика и жизнь. 14/ 1/2011. — N 1. — С. 16−17 — (Ваш партнер — консультант)
  140. О. Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий / О. Г. Тихомирова / / Менеджмент в России и за рубежом. 2011. — N 3. — С. 79−85. — Библиогр.: с. 85 (12 назв.)
  141. В. А. Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации / В. А. Тупчиенко / / Экономический анализ: теория и практика. -2011.-N12.-С. 2−7
  142. TRANSPARENCY INTERNATIONAL RUSSIA (Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р») http://www.transparency.org.ru/projindex.asp
  143. Г. Возможности роста во внешней среде / Г. Уварова, В. Анташов / / Экономика и жизнь. — 17/ 9/2010. — N 36. — С. 16−17 — (Ваш партнер — консультант).
  144. Е. А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учебное пособие / Е. А. Федорова, Ф. М. Шелопаев, А. И. Ермоленко. М.: КноРус, 2010. — 358 с.
  145. JI. Инновационная инфраструктура и ее влияние на малые предприятия региона / Л. Федорова, И. Салеев / / Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. — N 1. — С. 207−210
  146. А. И. Методика комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности / А. И. Федяинов / / Аудит и финансовый анализ. 2010. — N 3. — С. 186−190
  147. Л. Ю. Оценка эффективности развития малого предпринимательства в условиях трансформации к инновационно-воспроизводственному типу развития / Л. Ю. Филобокова / / Экономический анализ: теория и практика. 2011. — N 20. — С. 2−11
  148. Л. П. Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса / Л. П. Фомичева / / Бух. 1С. 2007. — N 9. — С. 11−12.
  149. Г. Стратегическая гибкость /Г. Хамел, К. Прахалад, Д. ОНил. СПб.: Питер, 2006
  150. Дж. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной теории. М.: Дело, 2003. — 464 с.
  151. В. В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций / В. В. Цыганков / / Российская юстиция. -2007. -N 9. С. 16−19
  152. А. В. Внутрифирменная предпринимательская среда / А. В. Черников, Ю. П. Чернятович / / Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2010. — N 1. — С. 85−93
  153. В. Н. Малое предпринимательство в России : учебное пособие для ВУЗов / В. Н. Чапек, Д. В. Максимов, В. В. Богуславский. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. 284 с. — (Высшее образование)
  154. Школы стратегий: пер. с англ. / под ред. Ю. П. Кантуровского. СПб.: Питер, 20
  155. А. В. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности при классификации субъектов бизнеса на малый, средний и крупный / А. В. Щепотьев / / Право и экономика. 2007. — N 10. — С. 10−17 00. С. 331.
  156. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ (http://www.economy.gov.ru).
  157. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)
  158. Официальный сайт полномочного представительства Президента РФ в северо-Западном федеральном округе (www.szfo.ru).
  159. Официальный сайт партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (http://www.edinros.ru).
  160. Материалы официального сайта Центра социально -консервативной политики (http://www.cscp.ru).
  161. Материалы сайта «Стратегическое планирование в городах и регионах России» (http://www.city-strategy.ru)
  162. Официальный сайт Центра стратегических разработок (http://www.csr.ru).
Заполнить форму текущей работой