Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников
Диссертация
Впервые в отечественной педагогике диссертантом были переведены на русский язык и использованы труды Л. Сове (L. Sauve), И. Бертрана (Y. Bertrand), П. Валуа (P. Valois), Ф. Жютра (F. Jutras), Ж. Хоссей (Hossaye J.), Р. Лежандра (R. Legendre), Ж. Перлен (J. Perlin), недостаточно изученные нашими исследователями. В них рассматривается история развития понятия экологии во французских источниках… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Проблема экологического воспитания в философской, психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Концепция подготовки студентов педагогических вузов
- Франции к экологическому воспитанию школьников
- Выводы
- Глава 2. Содержание, формы и методы организации учебного процесса в педагогических вузах Франции по подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников
- 2. 1. Цели и направления подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников
- 2. 2. Анализ учебных программ подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию
- 2. 3. Методы и формы подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников
- 2. 4. Возможности творческого использования опыта французских педагогических вузов по подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников в условиях высших учебных заведений РФ
- Выводы
Список литературы
- Алексеев С. В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. — СПб., 1994.
- Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964.
- Биологический энциклопедический словарь. М., 1986.
- Бродель Ф. Что такое Франция. М.: Издательство имени Сабашниковых, кн. 1,1997.
- Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т. 1а, — С-П., 1893.
- Бурков В.В. Как сохранить общечеловеческие ценности. Л., 1990.
- Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель. //Вестник МГУ, -1996,-серия 7, -философия, -№ 1.
- Вернадский В. И. Живое вещество. — М., 1978.
- Введение в научное исследование по педагогике. /Под ред. Журавлева В.И.-М.: Просвещение, 1988.
- Ю.Владимирова М. М. Система высшего и среднего специального образования во Франции. -М., 1987.
- П.Вознесенская Е. Д. Реформы образования и жизненные старты: французский опыт. //Педагогика, -№ 4, -1994.
- Воспитание высокой нравственности. Донбасс, 1977.
- Вульфсон Б.Л. Школы современной Франции. М.: Педагогика, 1970.
- Вульфсон Б.Л. Основные тенденции развития общеобразовательной школы Франции после 2-ой мировой войны (1945−1970 г. г.): Автореф. дис. доктора пед. наук, -М., 1971.
- Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль современной Франции. -М.: Педагогика, 1983.
- Вульфсон Б.Л. Френе, С. Избран, пед. соч., -М., 1990.
- Вульфсон Б.Л. Последипломное образование в развитых странах. //Педагогика, -№ 2, -1993.
- Вульфсон Б.Л. Прогностические модели образования для Объединенной Европы. //Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. Сб. научных трудов. -М, -1994.
- Вульфсон Б.Л. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. -М., 1995.
- Вульфсон Б.Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. -Москва -Воронеж, 1996.
- Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации. //Педагогика, -№ 2, -1997.
- Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания. //Педагогика, -№ 2, -1998.
- Галаган А.И., Тарасюк Л. Н., Цейкович К. Н. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах. -М., 1988.
- Гензбитгель М. На стороне учителя. -С-П.: Светлячок, 1998.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО, 1993.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). -М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.
- Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. —М., 1983.
- Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию// Взаимодействие общества и природы. — М., 1986.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура. —М., 1997.
- Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии/ Под ред. В.И.Данилова-Данильяна, Д. Ж. Марковича. — М., 1998. Серия: Экое: Россия + Европа.
- Граупнер Р., Граупнер Э. Человек между современной техникой и моралью: права человека, мораль и профессия инженера. //Вестник МУ, -серия 7,-философия, № 6, -1995.
- Григорьева Е.Я. Пути интенсификации процесса обучения в начальной школе Франции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993.
- Губман Б.Л. Культура и ценности. Тверь, 1992./Из книги: Культурология. XX век. -Санкт-Петербург, 1997.
- Дажо Р. Основы экологии Пер. с фр. -М., 1975.
- Даль В. Толковый словарь Живого великорусского языка. В 4-х тг.-М.:Терра, 1903, 1955.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Дармодехин С.В. Об учебной ориентации в общеобразовательной школе Франции. М., 1972.
- Дармодехин С.В. Учебная и профессиональная ориентация в общеобразовательной школе Франции: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1973.
- Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. доктора психол. наук. -М., 1985.
- Дашкевич О.В. Психологический практикум. -М., 1997. -90с.
- Дебульмье, Жан Опост Жюльен, 1731 -1771. Воспитание любви, или действия ненависти, любви и дружества. 4.1−2.
- Дежникова Н. С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1994. -№ 5.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология — Ростов-на-Дону, 1996.
- Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989. -79 с.
- Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия. М.: Прометей, 1989.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. Учебное пособие. М., 1992.
- Дрейер О. К., Лосев В. А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. —М., 1997.
- Дольто Ф. На стороне подростка. М., 1997.
- Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. докт. пед. наук, М., 1983.
- Духовность, художественное творчество, нравственность. //Вопросы философии, -№ 2, -1996.
- Дюргейм Э. Социология образования. -М., 1996.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогика, 1984.
- Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. -М., 1990.
- Закон РФ об охране окружающей природной среды // Экое Информ. 1992. -№ 1.
- Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция). Под научной редакцией Ю. Г. Круглова. -М: Изд-во МГОПУ, 1996.
- Захлебный А.Н. Школа и проблема охраны природы. -М., 1981
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М, 1980.
- Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика/ Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998.
- История педагогики. 4.2. /Под ред. А. И. Пискунова, -М., 1998.
- Кабуш В.Т. Гуманистическая система воспитания. -Минск, 1997.
- Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. — 1990. -№ 3.
- Каппон Т., Брауэрс X. Больше, чем образование. /Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей- Международная научно-практическая конференция. ч.2, -М., 1993.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.
- Карлгрен Ф. Воспитание к свободе: Педагогика Р.Штейнера. М.: Издательство Моск. Центра вальдорф. педагогики, 1993.
- Каштанов В.В. Непрерывное образование во Франции //Перспективы, проблемы развития системы непрерывного образования. -М.: Новая школа, 1987.
- Клюева В. Е. Подготовка студентов дошкольного факультета педвуза к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой: Автореф. дис. канд. пед. наук. —М., 1996.
- Козулин А.И. Правовое воспитание молодежи и проблема прав человека. // Культура и мировоззрение учителя. -Екатеринбург, 1992.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М, 1993.
- Корнетов Г. Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. -М.: ИТП и МИО РАО, 1994.
- Кочергин А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования/ Отв. ред. Г. А-Анпилов. — Новосибирск, 1987.
- Краткая философская энциклопедия. Составители: Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лугченко В. А. -М., 1997.
- Краткая философская энциклопедия. Составители: Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. -М., 1994.
- Краткий словарь по социологии. // Под общей ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева. М.: Политиздат, 1988.
- Краткий словарь по философии. Изд. 4, М., 1982.
- Краткий политический словарь. -М., 1989.
- Кривощекова Н.В. Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотности дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 1999.
- Кузнецов А.Г. Проблемы полового воспитания в современной французской педагогике: Автореф. канд пед. наук. М., 1976.
- Кузнецова Э.С. Проблема нравственного воспитания в педагогике Монтеня. Т. 1−3: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1946.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: Издательство ЛГУ, 1980.
- Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург, 1997.
- Курилина О.Я. Социально педагогическая направленность высшего педагогического образования в развитых капиталистических странах. (Англия, США, Франция): Автореф. дис. канд. пед. наук, -М., 1985. -16 с.
- Лабунская Г. В. Вопросы художественного образования за рубежом. //Народное образование. -№ 7, -1962.
- Лабунская Г. В. Эстетическое воспитание в школах современной Франции. В книге: Искусство и дети. М., 1969.
- Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России. //Социология, № 9, — 1993.
- Лебедев М.П. Тернистая дорога к демократическому правовому государству//Россия и современный мир, № 3, — 1994.
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия.//Вопросы философии, № 2, -1995.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996.
- Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: Опыт России и Германии / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна, С. Н. Глазачева, Р.Лоба. — М., 1997.
- Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. — 1993. — № 2.
- Лысова Е.Б. Борьба за демократизацию школы во Франции в 1918—1939 гг..г.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1973.
- Лысова Е.Б. Проблемы педагогического образования в капиталистических странах (США, Англия, Франция). М., 1975.
- Лысова Е.Б. Новое в системе подготовки и повышения квалификации учителей во Франции //Педагогика, — № 2,-1997.
- Малькова З.А. Школа в США, Англии, Франции. М., 1960.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.
- Малькова З.А. Школьные реформы в развитых странах Запада. М., 1992.
- Материалы Всероссийского съезда по охране природы (3−5 июня 1995 г. Москва). — М., 1995.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учебное пособие для пед. училищ / Под ред. П. Г. Саморуковой. — М., 1992.
- Мижуев П.Г. Образование во Франции. Варшава-СПб-Витебск, 1900.99. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь. -Ростов-на-Дону:1. Феникс, 1998.
- Миникина Н.А. Воспитание ответственностью. -М., 1990.
- Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М, 1995.
- Некоторые актуальные проблемы обучения и воспитания в зарубежной педагогике //Ученые записки. Сборник статей Болдырева К. Н. Вып. 156, -М., 1980.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение во Франции //Советская педагогика, № 4, -1966.
- Никандров Н.Д. Проблемы программированного обучения в современной педагогике капиталистических стран: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1967.
- Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант //Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. -М., 1997.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика, № 4, — 1998.
- Никандров Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. С-Пб: Гуманитарный университет, 1998,
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие М., 2002.
- Образование в области окружающей среды: Пленарные доклады участников Ш Всесоюзной конференции (29окг. 2 нояб. 1990 г.): В 2 т. -Казань, 1990.-Т. 1.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, — изд.2,1995.
- Ожье Ф. Суверенный гражданин. М., 1994. -128 с.
- Орфографический словарь русского языка. //Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова. Изд. 11, М.: «Советская Энциклопедия», 1971.
- Осанов А.В. Подготовка инженерно-технических кадров во Франции. -М., 1988.
- Охрана окружающей среды: Проблемы просвещения / Пер. с фр. Т. Г. Черемухиной и С. К. Розова- Редакция и послесловие А. Г. Воронова. -М, 1983.
- Педагогика. /Под ред. д.п.н. Пидкасистого П. И. М., 1998с.
- Педагогический словарь. М., 1960.
- Педагогические мастерские. Франция Россия. /Под ред. канд. фил. наук Э. С. Соколовой. -М.: Новая школа, 1997.
- Пидкасистый П. И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. М., 1998.
- Пидкасистый П.И., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. М., 1991.
- Побокова О.П. Организация подготовки специалистов во Франции для стран тропической Африки. М., 1976.
- Подласый И.П. Педагогика. -М.: Просвещение, 1996.
- Политология. Энциклопедический словарь. МКУ, М.: Publichers, 1993.
- Померанцева Н.Г. Школа Френе школа сотрудничества: Сб. науч. трудов / Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. проф. Симонова В. П. Вып. 1. — М., Международная педагогическая академия, 2001.
- Померанцева Н.Г. Экологизация образования: Сб. науч. трудов / Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров / Под ред.проф. Симонова В. П. Вып. 2. М., Международная педагогическая академия, 2002.
- Померанцева Н.Г. Экосоциальная изобретательность основа экологической компетенции учителя. — М.: МГОУ, 2003.
- Права человека. История, теория и практика. Организатор авторского коллектива академик Б. Назаров. — М.: Русслит, 1995.
- Права человека, культура мира, демократия/ Документы Международных организаций по воспитанию и обучению. М., 1998.
- Прокофьева О. О. Формирование экологической направленности студентов в процессе подготовки специалистов дошкольных учреждений: Автореф. дис. канд. пед- наук. — Минск, 1999.
- Рекомендация по воспитанию в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитанию в духе уважения прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО, 19.11.74. М., 1989.
- Решение Ш Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды (29 окт. 2 нояб. 1990 г., Казань). — Казань, 1990.
- Резникова Т.А. Проблема формирования духовных потребностей школьников во французской педагогике: Автореф. канд. пед. наук, Новосибирск, 1973.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. -М.: ИТПИМНО, 1995.
- Ришар Е.О. Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе Франции: Автореф. дис. канд. пед. наук, -М., 1991.
- Роднов JI.H. Разум и нравственность в единстве сознания. //Вестник МУ.-серия 7, -философия, -№ 3,4. -1996.
- Романенко Д. В. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1990.
- Российская педагогическая энциклопедия. 1 т, М., 1993.
- Сапова Э.А. Общеобразовательная средняя школа Франции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1969.
- Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.
- Сборник научных трудов под ред. В. П. Симонова. М., 1998.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: РПА, 1997.
- Система образования во Франции /Методические указания. Якутск, 1993.
- Система образования во Франции и организация ее администрации/ Российско-Французская Серия. Информационные и учебные материалы № 22. Французская организация технического сотрудничества. — М., 1993.
- Славин М.Л. Актуальные проблемы подготовки учителей средних школ Франции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1982.
- Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. — М., 1984.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1982.
- Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.-М., 1991.
- Сластенин В. А, Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997.149. Словарь по правам человека /Джонгман А. Д., Шмид А. П. — Москва1. Рязань, 1997.
- Словарь по этике /Под ред И. С. Кона. Изд.5, М.: Политиздат, 1983.
- Словарь русского языка. /Под ред. AJI. Евгеньева. М., 1985.
- Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
- Сысоева М.Е. Подготовка студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.
- Тищенко В.В. Допрофессиональная подготовка в современной общеобразовательной школе Франции: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1990.
- Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
- Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. М., 1935.
- Фарфоровский В.Ф. Воспитание чувства семьи единой. М., 1991.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 тг. М., 1964.
- Философская энциклопедия. Т.1, 1960, Т.2,1962, Т.3, 1964, Т.4, 1967, Т. 5.1971.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд.5, М.: Политиздат, 1991.
- Философский словарь / Под ред. Розенталя М. М. М, 1975.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. (Пер. с фр.), М., 1990.
- Фрумов С.А. Французская школа и борьба за ее демократизацию. (1850 -1870),-М, I960.
- Цейкович К.Н., Тарасюк JI.H. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1994.
- Цейкович К.Н., Тарасюк JI.H., Давыдов Н. И. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. М., 1994.
- Цейкович К.Н., Тарасюк JI.H., Давыдов Н. И. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. М., 1994.
- Чернова А. М., Былова А.М Экология: Учеб. Пособие для студентов биол. спец.—М., 1988.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Школьные реформы в развитых странах Запада /Под ред. З. А. Мальковой, B.C. Митиной: Эксперимент, учеб. пособие. М., 1992.
- Шнекендорф 3. К. Преемственность общечеловеческого и национального в процессе изучения в педвузе Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка //В сб. «Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе». М., 1992.
- Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика, -№ 2, -1997.
- Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М.: РПА, 1997.
- Шнекендорф З.К. К идеалам мира через культуру и образование. //Педагогика, -№ 4, -1998.
- Щигирева О.Ю. Педагогические системы профессиональной ориентации: Автореф. канд. пед. наук, М., 1997.
- Экологическая культура и образование: Тезисы докладов сессии научного совета по проблемам экологического образования РАО. Москва, 18 января 1998 г. / Под ред. JI. П. Симоновой, С. Н. Глазачева. М., 1998.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М., 1983.
- Экологическое образование: Концепции и методические подходы / Отв. ред. Н. М. Мамедов. —М., 1996.
- Экология и культура: Тезисы докладов I Всероссийской научно-практ. конференции. — Красноярск, 1991.
- Энциклопедический словарь. М., 1964.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3 томах. /Под ред. С. Я. Батышева., М., 1998.
- Эрмэ Г. Культура и демократия. ЮНЕСКО, 1994.
- Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию //Вопросы философии, -№ 2, -1995.
- American Association for the Advancement of Science, Benchmarks/or Science Literacy, New York, Oxford University Press, 1993.
- Amnesty International, Rapport annuel, Paris, Amnesty International editions francophones, 1995.
- Arendt H., Condition de Иютте moderne (traduit de l’anglais), Paris, Calmann-Levy, 1961 et 1983.
- Atlan H., A tort et a raison: intercritique de la science et du mythe, Paris, Seuil, 1986.
- Bateson G., Steps to an Ecology of Mind, New York, Ballantine, 1972.
- Beaud M., L’engrenage de la croissance, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de I’environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 161−165.
- Beaud M., Beaud C., Quelles perspectives soutenables, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de Tenvironnement dans lemonde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 369−371.
- Beaud M., Beaud C., Bouguerra M. L. (sous la dir. de), L’etat de I’environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993.
- Berbaum J. Developper la capacite d’apprendre. -Paris, 1995. 241p.
- Bertrand Y., Les modeles educationnels, Montreal, Service pedagogique, Universite de Montreal, 1979.
- Bertrand Y., Theories contemporaines de l’education, Lyon, Chronique sociale, 1993.
- Bertrand Y., Houssaye J., Didactique et pedagogie: l’illusion de la difference, l’exemple du triangle, Les Sciences de I’educcation n° 1,1995, p. 7−22.
- Bertrand Y., Valois P., Les options en education, Quebec, Gouvernement du Quebec, 1982. Premiere edition en 1980.
- Bertrand Y., Valois P., Ecole et societes, Montreal, Agence d’ARC, 1992.
- Bertrand Y., Valois P., John Dewey, in J. Houssaye (sous la dir. de), Quinze pedagogues, Paris, Armand Colin, 1994, p. 124−134.
- Bertrand Y., Valois P., Jutras F., L’ecologie a l’ecole. Inventer un avenir pour la Planete, Paris, PUF, 1997.
- Best, F. Science, etique, droits de Phomme et education. Seminaire de Donaueschingen № 48. Strasbourg, — 1990.
- Birnbaum P. «Societe de masse, rationalite individuelle et action collective», dans Dimension du pouvoir. Paris: PUF, 1984.
- Bisault J., Lavarde A. Le memoire en IUFM. Theorie et pratique. Beauvais, 1995.
- Bookchin M., Une societe a refaire: Vers une ecologie de la liberte (traduit de l’anglais), Montreal, Ecosociete, 1993.
- Boudon R., Le juste et le vrai, Paris, Fayard, 1995.
- Boullier, Jean Michel. IUFM: au pied du mur. //Le Monde de l’education, -№ 184.
- Brown A. N., Campione J., Concevoir une communaute de jeunes eleves: Lecons theoriques et pratiques. Revue francaise n° 111, avril-mai-juin 1995.
- Brown L. R., Vers une ere nouvelle, in L. R. Brown (sous la dir. de), L’etat de laplanete (traduit de l’anglais), Paris, Economica, 1993, p. 1−31.
- Bruner J., Y a-t-il ime fin aux revolutions cognitives?, Revue francaise de pedagogic, n° 111, avril-mai-juin 1995, p. 73−84.
- Capra F., The Tao of Physics: An Exploration of the Parallels Between Modern Physics and Eastern Mysticism, London, Fontana, 1983. Traduction francaise par F. Jutras
- Castoriadis C., L’institution imaginaire de la societe, Paris, Seuil, 1975.
- Charon J. E. (sous la dir. de), L’esprit et la science, Paris, Albin Michel, 1983.
- Charon J.-E., La trilogie unitaire du Reel, l’Etre, l’Ame et l’Esprit, in J.-E. Charon (sous la dir. de), L’esprit et la science, Paris, Albin Michel, 1983, p.453−471.
- Chomsky N., L’an 501: La conquete continue (traduit de l’anglais), Montreal, Ecosociete, 1995.
- Commission devaluation de l’enseignement collegial du Quebec, devaluation des politiques institutionnelles d’evaluation des programmes d’etudes: Cadre de reference, Quebec, 1995.
- Cottereau D., Education a I’environnement et classe de mer: Installation du dialogue eco-logique par ime pedagogie de recoformation, These de doctoral, Universite de Tours, 1995.
- Davy M.-M., La connaissance de soi, Paris, PUF, 1966.
- Delamotte E., La formation comme lieu d’une industrialisation. Etudes de communication/Bulletin du CERTEIC, n° 14,1993, p. 61−72.
- Deleage J.-P., L’histoire de I’ecologie: Une science de Iliomme et de la nature, Paris, La Decouverte, 1991.
- Deledalle G., John Dewey, PUF, 1995.
- Deloye Y. Ecole et citoyennete, Paris, 1994.
- Desautels J., Larochelle, M., Qu’est-ce que le savoir scientifique ?, Quebec, Presses de 1 Universite Laval, 1989.
- Dewey J., How we Think, Boston, DC Heath, 1933. Premiere edition en1916. Traduction francaise par 0. Decroly, Comment nous pensons, Paris, Flammarion, 1925.
- Dewey J., How we Think, Boston, DS Heath, 1933. Premiere edition en 1916. Traduction francaise par O. Decroly, Comment nous pensons, Paris, Flammarion, 1925.
- Dewey J., Experience and Education, New York, The MacMillan Company, 1949. Premiere edition en 1938.
- Diaz C., Les enseignements de la catastrophe industrielle de Bhopal, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de l’environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 244−245.
- Dollfus 0., Tiers monde: Comment poser la question de la demographie?, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de ^l'environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 226−229.
- Dumont R., Un monde intolerable: Le liberalisme en question, Paris, Seuil, 1988.
- Durkheim E., L’evolution pedagogique en France, Paris, PUF, 1969. Premiere edition en 1938.
- Durning А. Т., Soutenir les populations indigenes, in L. R. Brownsous la dir. de), L’etat de la planete (traduit de l’anglais), Paris, Economica, 1993, p. 127−159.
- Freire P., The Politics of education, New YorK, Bergin & Garvey, 1987, Traduction francaise par Jutras F.
- Gamson Z., Collaborative Learning Comes of Age, Change., vol. 27, n° 1, janvier-fevrier 1995, p. 44−49.
- Gardner H., TorfF В., Hatch Т., L’age de l’innocence reconsidere, Revue francaise de pedagogic, n° 111, avril-mai-juin 1995, p. 35−56.
- Gauthier Y., Theoretiques: Pour une philosophic contructiviste dessciences, Longueuil, Quebec, Les Editions du Preambule, 1982.
- Giordan A., Comme un poisson rouge dans lliomme, Paris, Payot, 1995.
- Giordan A., Souchon C., Une education pour I’environnement, Nice, Z’editions, 1991.
- Girard R. (recherches avec J.-M. Oughourlian et G. Lefort), Des chases cachees depuis la fondation du monde, Paris, Grasset, 1978.
- Giroux H., McLaren P. (eds). Between Borders: Politics of Cultural Studies, New York, Traduction francaise par Jutras F.
- Grand’Maison J., Des milieux de travail a reinventer, Montreal, Presses de lUniveraitede Montreal, 1975.
- Grand’Maison J., Pour une pedagogie social d’autodeveloppement en education, Montreal, Stanke, 1976.
- Grossberg L., Introduction: Bringin’it ALL Back Home Pedagogy and Cultural Stidies, in H. Giroux et P. MacLaren (eds), Between Borders: Pedagogy and the Politics of Cultural Studies, New York, Routledge, 1994, p. 1−25.
- Guattari F., Les trois ecologies, Paris, Galilee, 1989.
- Guilbert L., Bader В., ERE ET developpemcnt de la pensee critique, un rapprochement prometteur. Bulletin de CIRADEM-Quebec vol. 5, n° 2,1993
- Hennion M.-C., L’eau, victime des rejets polluants, in M. Beaud, C. Beaud et M. L- Bouguerra (sous la dir. de), L’Etat de l’environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 53−55
- Houssaye J., Le triangle pedagogique, Bern, Peter Lang, 1988.
- Houssaye J., Le triangle pedagogique ou comment comprendre la situation pedagogique, in J. Houssaye (sous la dir. de), La pedagogie, une encyclopedie pour aujourd’hui, Paris, ESF, 1993, p.13−24.
- Jacquard A., Taccuse l’economie triomphante, Paris, Caiman-Levy, 1995.
- Jacquinot G., La communication educative mediatisee, de l’age de pierre a l’age de bronze. Etudes de communication/Bulletin du CER-TBIC, n° 14,1993, p. 77−90.
- Jonas H., Le principe responsabilite: Une ethique pour la civilisation technohgique (traduit de l’Allemand), 1979, Paris, Cerf, 1992.
- Jung C. G., L’homme a la decouverte de son ame, structure et fonctionnementde I’inconscient (traduit de l’Allemand), Paris, Petite Bibliotheque Payot, 10-e ed, 1962.
- Kuhn Т., La structure des revolutions scientifiques (traduit de l’anglais), Paris, Rammarion, 1972.
- Ladson-Billings G., Toward a Theoiy of Culturally Relevant Pedagogy, American Educational Research Journal, automne 1995, vol. 32, n° 3, p. 465−491.
- Lagadec P., Minamata, Flixborough, Seveso, Three Miles Island, Bhopal, Tchemobyl, Love Canal., in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de renvirmwiement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 114−115.
- Langlois R., Pour en finir avec I’economisme, Montreal, Boreal, 1995.
- Laponche В., Les economies d’energie, une priorite dans les pays occi-dentaux, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de I’envimnnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 162.
- Laqueur W., Le terrorisme (traduit de l’anglais), Paris, PUP, 1979.
- Lave J., Wenger E., Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation, Cambridge, Cambridge University Press, 1991, Traduit francaise par Jutras F.
- Lavelle J., Traite des valeurs, 2 tomes, Paris, PUP, 1955.
- Lebreton P., Atteintes a la qualite biologique des sols, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de I’environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 52−53.
- Lecomte J., Menaces sur les ecosystemes: Des espaces et des especes en danger, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de I’environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 478.
- Leger M. (sous la dir. de), Des peuples enfin reconnus, Montreal, Ecosociete, 1994.
- Legendre R. Dictionnaire actuel de l’education. Paris, 1988.
- Legendre R. Dictionnaire actuel de l’education. 2 ed., Paris, 1993.
- Le Puill G., Le Puill S., La decennie des nouveaux pauvres, Paris, Messidor, 1990.
- Leviton R., Why Do These Kids Love School ?, Intuition, n° 6,1995, p. 14−22, Traduction francaise par Jutras F.
- Leymarie P., Une Afrique appauvrie dans la spirale des conflits, in I. Ramonet, J. Decomoy et A. Gresh (sous la dir. de), Le bouleversement du monde, Maniere de voir, n° 25, fevrier 1995, p. 21−25.
- Lovelock J., La terre est un etre vivant: L’hypothese Gaia (traduit de l’angiais), Monaco, Le Rocher, 1986. Premiere edition 1979.
- Megie G. La couche d’ozone atteinte, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de I’environnement dans le monde, Paris, La Decowerte, 1993, p. 83−84.
- Meirieu P., La pedagogic entre le dire et le faire, Paris, ESF, 1995.
- Meurois-Givaudan A" Meurois-Givaudan D., Par I’Esprit du Soleil, Arista, 1990.
- Maslow A., The Farther Reaches of Humain Nature, New York, Penguin Books, 1976.
- Mialaret, G., Note critique: La pedagogic, ime encyclopedie pour aujourd’hui. Revue francaise de pedagogic, n° 111, avril-mai-juin 1995, p. 122−124.
- Morin E., L’esprit du temps, Paris, Grasset, 1962.
- Morin E., La methode, 1.1: La Nature de la Nature, Paris, Seuil, 1977.
- Morin E., Pour une nouvelle conscience planetaire, Le Monde diplomatique, № 427, octobre 1989, p. 23−27.
- Mugny G., Carugati F., L’intelligence au pluriel, Paris, Delval, 1985.
- Naess A., Rothenberg D., Ecology, Community and Lifestyle: Outline of an Ecosophy, Cambridge, Cambridge University Press, 1990.
- Noble К. В., Ecology war Brews in California Desert, The New York Times, 19 novembre 1995, p. 18. Traduction francaise par F. Jutras
- Ortoli S., Pharabod J.-P., Le cantique des quantiques: Le Monde existe-t-il?, Paris, La Decouverte, 1985.
- Palmer J., Neal, P., The Handbook of Environmental Education, New York, Routledge, 1994.
- Perkins D. N., L’individu-plus: Une vision distribuee de la pensee et de l’apprentissage, Revue francaise de pedagogie, n° 111, avril-mai-juin 1995, p. 57−72.
- Perlin J., Taylor M. Les droits de l’homme sans problemes ecologiques, Seminaire de Donaueschingen. Strasbourg, — 2001.
- Petitjean A., Pour un contrat de l’homme avec la Nature, Le Monde diplomatique, n° 426, septembre 1989, p. 19.
- Phillips D. C., Philosophy, Science and Social Inquiry, New York, Pergamon Press, 1985
- Piaget J., L’epistemologie des relations interdisciplmaires. Paris, OCDE, Centre pour la Recherche et l’lnnovation dans l’Enseignement, 1970.
- Pineau, G., Bilan 1992−1995 de I’axe formation experientiell/formelle, Tours, Universite de Tours, Laboratoire des Sciences de l’Education et de la Formation, 1995.
- Pirson R., Surenchere repressive et surveillance des pauvres, Le Monde diplomatique, n° 487, octobre 1994, p. 12−13.
- Programmes de l’enseignement des Sciences de la Vie et de la Terre, sous la dir.: Le directeur de l’enseignement scolaire Jean-Paul de Godemar, Paris, le 20 juillet 2001.
- Racine L., Crise ecologique et symbolique de I’Apocalypse, Sociologie et societes, vol. 13, n° 1,1981, p. 99−116.
- Rahnema M., Le genie propre des cominunautes de base, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de I’environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 390.
- Ramade F., Caquet Т., Pollution de l’air et aneintes a la sante, in M. Beaud, C. Beaud et M. L. Bouguerra (sous la dir. De), L’Etat de 1'environnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 49−51.
- Ramonet I., Decomoy J., Gresh A. (sous la dir. de), Le bouleversement du monde, Maniere de voir, n° 25, fevrier 1995.
- Ramonet D., et autres (sous la dir. De), Les nouveaux maitres du monde,
- Manier de voir, № 25, novembre 1995.
- Raynaud D., Le Treut H., L’augmentanda des gaz a effets de serre: Incertitude et complexite, in M. Beaud, C. Beaud et M.L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de Fenvironnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993, p. 85−92.
- Rosnay J. de, L’homme symbiotique: Regard sur le troisieme millinaire, Paris, Seuil, 1995.
- Roszak T. (ed.). Sources, New York, Haiper Colophon Books, 1972.
- Roszak Т., The Voice of the Earth: An Exploration of Ecopsychology, New York, Touchstone, 1993.
- Sauve L., Pour une education relative a Fenvironnement, Paris, ESKA, 1994.
- Sene M., Ondes et radiations, quels risques ?, in M. Beaud, C. Beaud, M. L. Bouguerra (sous la dir. de), L’etat de Fenvironnement dans le monde, Paris, La Decouverte, 1993 b, p. 82−83.
- Serres M., Le control naturel, Paris, Francois Bourin, 1990.
- Sheldrake R., Une nouvelle science de la vie (traduit de l’anglais), Monaco, Rocher, 1985.
- Shor I., Empowering Education: Critical Teaching of Social Change, Chicago, University of Chicago Press, 1992. Traduction francaise par Jutras F.
- Shor I., Freire P., A Pedagogy for Liberation: Dialogues on Transforming Education, Westport, Conn., Bergm-Garvey, 1987. Traduction francaise par Jutras F.
- Sigler R. Т., Domestic Violence in Context: An Assessment of Community Attitudes, Toronto, Lexington Books, 1989. Traduction francaise par Jutras F.
- Smolowe J., Violence, Violence, Violence., Time, 23 aout 1993, vol. 142, n° 8, p. 12−19.
- Smolowe J., When Violence Hits Home. Time, 4 juillet 1994, vol. 144, n°l, p.3,18−25.
- Steenbergen B. van. Potential Influence of the Holistic Paradigm on the Social Sciences, Futures, decembre 1990, p. 1071−1083.
- Taylor C., Grandeur et misere de la modenite (traduit de l’anglais), Montreal, 1. Bellarmin, 1992.
- Teilhard de Chardin P., Le phenomene humain, Paris, Seuil, 1955.
- Teilhard de Chardin P., L’apparition de I’homme, Paris, Seuil, 1956.