Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Российская духовная культура и творчество С. Д. Эрьзи: Этический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показаны противоречивые взаимоотношения скульптора с новой властью и модернистскими течениями в первое десятилетие после Октябрьского переворота (1917;1926 гг.). Как и подавляющее большинство представителей художественной интеллигенции, он находился под иллюзией моральной правоты большевиков, выдвинувших лозунги всемирной пролетарской революции ради достижения всеобщего счастья и благоденствия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Языческие и христианские мотивы в творчестве С.Д. Эрьзи
    • 1. 1. Отголоски древней мифологии и языческих верований в мировосприятии мордовского народа и их воздействие на молодого С.Д. Эрьзю
    • 1. 2. Влияние православного христианства на С. Д. Эрьзю: библейские сюжеты и персонажи, нравственные идеалы и ценностные ориентации
  • ГЛАВА 2. Серебряный век, российские модернистские течения XX века и мировосприятие С.Д. Эрьзи
    • 2. 1. Идейно-нравственная направленность Серебряного века и ее отражение в искусстве С.Д. Эрьзи
    • 2. 2. Этический смысл модернистских течений послереволюционной России и творчество С.Д. Эрьзи

Российская духовная культура и творчество С. Д. Эрьзи: Этический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется возрастающей потребностью российского и зарубежного обществ в решении стоящих перед ними задач духовного развития. Этический и аксиологический анализ личности и творческого наследия С. Д. Эрьзи (Нефедова), которое вызывает восхищение миллионов людей и пробуждает высокие нравственные чувства, несомненно, служит этой цели.

Необходимость в подобном анализе становится все более насущной. На рубеже столетий человечество подводит итоги пройденного пути, намечает перспективы дальнейшего развития. Целостное и системное исследование мировоззрения и творческой судьбы величайшего скульптора XX века — это один из шагов в этом направлении.

В настоящее время преобладают труды о С. Д. Эрьзе, написанные в годы Советской власти. Мы не всегда можем полагаться на их объективность. Следовательно, необходимо современное переосмысление и соответственно новая нравственная, идейная, эстетическая и мировоззренческая оценка его наследия.

Актуальным также является вопрос о национальных истоках искусства мастера. Важно разрушить сложившийся стереотип представления о том, что, если скульптор большую часть своей жизни творил за рубежом, то он, кроме национальности, не имеет с Родиной ничего общего. Мы решили заострить внимание на его творчестве как феномене Российской духовной культуры.

Безусловно, Мордовия — центр изучения наследия С. Д. Эрьзи. В республиканском музее изобразительных искусств сосредоточено более половины его работ. В Мордовском государственном университете открыт музей его учеников. Поэтому труды исследователей г. Саранска должны быть в авангарде научных разработок. Необходимо поддерживать престиж формирующейся научной школы и стремиться к тому, чтобы отечественная этическая мысль развивалась на мировом уровне.

Степень разработанности проблемы. Попытки рассмотреть данный феномен в широком историко-культурном и искусствоведческом контексте предпринимались неоднократно. Во многих исследованиях миропонимание скульптора, проблематика его произведений представлялись во взаимосвязи с общехудожественным процессом и традициями мирового искусства. Однако вопрос о связи его творчества с Российской духовной культурой освещался весьма односторонне.

В том, что С. Д. Эрьзя стал выдающимся скульптором, обычно видели заслугу Октябрьской революции. Глубокий пласт знаний, накопленный мастером в дореволюционный период, влияние древних языческих верований мордвы, а позднее — христианской культуры старались преподнести либо в определенном ракурсе, либо вовсе умолчать.

Недостаточно глубокой проработкой обозначенной нами темы «грешат» и современные исследователи. В частности, до недавнего времени мало кого интересовал вопрос о влиянии на скульптора русской культуры Серебряного века. Лишь в последнее десятилетие появились первые публикации по этой проблеме. Здесь особо следует отметить работы саранского культуролога и искусствоведа И. В. Клюевой (81−84). Она впервые предприняла попытку рассмотреть искусство С. Д. Эрьзи в широкой связи с культурными, эстетическими и художественными процессами эпохи.

В целом, несмотря на указанные недостатки, его творчество интенсивно изучается. И главная роль в этом принадлежит мордовским ученым и искусствоведам. Наиболее полное представление о великом мастере дают работы К. Г. Абрамова (1), М. Н. Барановой (13- 159- 162), B.C. Дворецкой (59−62) и Н. И. Шибакова (188−191). К. Г. Абрамов, в частности, написал историко-биографический роман (трилогию) «Сын эрзянский», воссоздающий его жизненный путь (2).

Так как скульптор большую часть своей жизни провел вне Мордовии, его произведения исследуются не только в этой республике. Значительный вклад в это дело внесли его первые биографы Б. Н. Полевой (135) и Г. О. Сутеев (167). Огромная заслуга в изучении аргентинского периода его жизни принадлежит советскому послу в Аргентине М. Г. Сергееву (155) и его супруге, художнице Т. А. Северовой (153). Интерес вызывают труды С. Т. Коненкова (86), А. Р. Пудваля (141), В. И. Трофимова (172, 173).

В работах зарубежных авторов феномен С. Д. Эрьзи представлен не столь широко. Наиболее весомый вклад в его изучение внесли аргентинский писатель А. Канн (207), итальянский искусствовед У го Неббиа (Цит по: 167), аргентинский философ и журналист Луис Орсетти (183).

В трудах всех названных авторов не ставилось целью рассмотрение его творчества в контексте духовной культуры России. Ситуация стала меняться лишь недавно. В 1996 году в Саранске состоялись Первые Международные Эрьзинские чтения, посвященные 120-летию со дня рождения скульптора. На чтениях была широко представлена обозначенная нами тематика. Вопрос о его связи с российской духовной культурой поднимали в своих докладах О.Г. Бе-ломоева (20), Е. В. Бутрова (41), В. Б. Махаев (113), М. И. Сурина (165) и другие. Но затронутые ими проблемы охватывают лишь небольшие периоды его творчества. Например, деятельность скульптора в период военного коммунизма (В.Б. Махаев) или на рубеже XIX—XX вв. (О.Г. Беломоева).

Комплексного научного анализа этого уникального феномена С. Д. Эрьзи в контексте духовной культуры России не было предпринято и на этот раз. По этому поводу И. В. Клюева верно заметила, что искусство С. Д. Эрьзи рассматривается, как правило, как «единичное явление» (81, 165). Необходимость более полного его изучения в тесной взаимосвязи с традициями культурной жизни России определило выбор настоящей темы.

Кроме вышеназванных работ историков, искусствоведов и биографов С. Д. Эрьзи, нами широко использовались научные труды в других областях знания. Для понимания становления мировоззрения молодого скульптора и влияния на него традиций мордовского народа привлекались работы, в которых нравственная культура этноса была предметом специального изучения.

Проблемы этноэтики разработаны в трудах искусствоведов: Н. И. Бояркина (132), B.C. Брыжинского (34) — этнографов: М. Е. Евсевьева (65), Е.Н. Ломши-ной (106), В. Н. Майнова (213), М. Т. Маркелова (110), Н. Ф. Мокшина (119- 120) и др.- историков: В. А. Балашова (12), В. А. Юрченкова (203) — филологов: О. Е. Полякова (137- 138), А. Д. Шуляева (193). Особый интерес представляет материал, собранный финским ученым X. Паасоненом (214).

Для этико-философского и искусствоведческого анализа творчества С. Д. Эрьзи, в контексте христианской культуры, были привлечены работы: В. М. Борискина (31), С. Н. Булгакова (38- 39), Т. С. Ереминой (66), В. В. Зеньковского (71- 72), И. А. Крывелева (92), А. Кураева (94- 95), Л. Н. Митрохина (116- 181), В. В. Розанова (146), Е. Н. Трубецкого (174) и др.

Влияние на его искусство этической культуры Серебряного века было рассмотрено с использованием трудов: Р. И. Александровой (5- 6), Н. А. Бердяева (22- 23- 25), В. В. Бычкова (42), Б. П. Вышеславцева (50), В. И. Иванова (73- 74), С. А. Левицкого (99), Е. Н. Некрасовой (126), А. Пайман (130), О. В. Рябова (151), А. Ханзен-Леве (180) и др.

Для раскрытия идейно-нравственного смысла модернистских течений послереволюционной России и их воздействия на скульптора использовались работы: В. В Ванслова и Ю. Д. Колпинского (118), С. А. Левицкого (100), В. И. Ленина (101−104), А. С. Панарина (133), Т. К. Решетниковой (144), Н. С. Степанян (163) и др.

Теоретической основой диссертационного исследования явились философские труды отечественных и зарубежных авторов. За последние десятилетия этикам и аксиологам удалось внести существенный вклад в развитие общей теории морали. Следует выделить статьи и монографии Р. И. Александровой (4), Р. Г. Апресяна (11), А. Баама (205- 206), О. В. Брейкина (33), П. П. Гайденко (51), Р. Готтлоба (210), А. А. Гусейнова (56−58), О. Г. Дробницкого (63), Е. Л. Дубко (64), Л. А. Зеленова (70), М. С. Кагана (77- 78), О. Л. Краевой (91), Г. Кремера (212), А. П. Скрипника (158), Л. Н. Столовича (164), А. И. Титаренко (175), Д. Е. Фролова (176−178) и др.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы осуществить целостный этико-философский анализ мировоззрения и творческого наследия С. Д. Эрьзи в широком контексте достижений отечественной духовной культуры. Реализация данной цели предполагает решение следующих блоков задач:

• применить новую методологию при изучении данных феноменов, основываясь на принципе «ответственной вненаходимости исследователя», дополняя философский подход социологическим и используя неизвестный ранее фактический материал;

• показать значимость влияния языческих, дохристианских верований мордовского народа на мировосприятие скульптораопределить отличительные черты его искусства, сложившиеся под воздействием древней мифологии мордвы и соответствующих архетипов культуры;

• дать характеристику наследия мастера с позиций православно-христианского искусстваопределить место христианской морали в его творчестве;

• проследить влияние русской культуры Серебряного века на изменение его идейно-нравственных и эстетических ориентаций;

• раскрыть этический смысл модернистских течений послереволюционной России и выявить их соотношение с творчеством С. Д. Эрьзи;

Методологическую основу диссертационной работы составляют:

— общая мировоззренческая ориентация на общечеловеческие гуманистические ценности (в отличие от классово-партийного социоцентризма официальной идеологии «советского периода»);

— системно-целостный подход при изучении мировоззрения скульптора и его творческого наследия;

— принцип взаимной дополнительности при координации философских и вне-философских методов исследования (в частности, дополнение философско-этического рассмотрения искусствоведческим, культурологическим и социологическим);

— метод исторической реконструкции при исследовании мотивации поступков С. Д. Эрьзи;

— методология гуманитарного познания М. М. Бахтина при анализе четырех групп факторов, повлиявших на творчество скульптора (принципы «диалогичности мышления», «полилога культур», «ответственной вненаходимости» и др.);

— социологический метод изучения документальных источников (в качестве документов используются скульптурные произведения).

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое этико-философское исследование, посвященное искусству С. Д. Эрьзи (в отличие от большого числа популярных, художественных, биографических и публицистических работ).

На основе применения оригинальных методов и использования большого объёма нового фактического материала осуществлён целостный подход к изучению творческого наследия выдающегося скульптора, его мировоззрения и основных факторов, на него повлиявших.

Согласно авторской хронологической классификации, составлен более полный каталог произведений С. Д Эрьзи. На его основе сделан тематический анализ его работ.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении специальных курсов по творчеству скульптора. Они могут быть рекомендованы для чтения просветительских лекций для населения (с показом слайдов и репродукций его работ). Подготовленный материал может быть полезен для пропаганды достижений российского искусства XX века среди искусствоведов, деятелей культуры и любителей изобразительного искусства других стран.

Научная апробация работы. Основные положения данного исследования были изложены диссертантом в выступлениях: на Первых Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 1996 г.), научных Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (1998, 1999 гт.), Сафаргалиевских чтениях (Саранск, 1998 г.), научно-практической конференции молодых ученых (Саранск, 2000), в лекциях и на семинарских занятиях со студентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании получены конкретные результаты. Они сформулированы в положениях, которые выносятся на защиту.

1. Впервые осуществлено целостное этико-философское исследование творческого наследия выдающегося скульптора, его мировоззрения и основных факторов, на него повлиявших. Выявлены нравственно-этические составляющие четырех групп факторов: древней мордовской культуры, православного христианства, русского Серебряного века, модернистских течений послереволюционной России.

Философский анализ дополнялся искусствоведческим (идейно-художественное описание произведений), культурологическим (выделение архетипов культуры), историческим (реконструкция исторической ситуации), психологическим (воспроизведение социально-психологической атмосферы) и социологическим (сопоставительное изучение документальных источниковскульптурных произведений). Применялась также методология гуманитарного познания М. М. Бахтина: диалог культур, приоритет общечеловеческих ценностей, ответственная вненаходимость исследователя и др.

На основе использования значительного объема неизвестного ранее фактического материала составлен наиболее полный хронологический каталог произведений С. Д. Эрьзи и сделан их тематический анализ.

2. Показана устойчивая нравственно-психологическая связь скульптора со своим этносом, архетипами его культуры, проявившимися в древней мифологии и языческих верованиях. С. Д. Эрьзя — выходец из глубин народа, хорошо знавший жизнь простых людей. Поэтому его творчество вобрало в себя все многообразие мордовской культуры: философию старинных легенд и преданий, представления о добре и зле, красоте человека и его жизненном предназначении, колоритные и неповторимые народные песни и национальный костюм.

Поздняя христианизация мордовского народа (к середине XVIII века) стала главной причиной живучести у него языческих верований и мифологических представлений. Элементы архаического нравственного реализма сохранялись, в значительной степени, еще в конце XIX века. Его отличительными чертами были: этический традиционализм, доминирование регулятивной функции морали над мировоззренческой, моральная амбивалентность образов богов, эпических героев и духов предков.

Существенное значение для формирования образного мировосприятия и мироощущения скульптора имели психологические особенности повседневной жизни: высокая степень слияния индивида с окружающей природой, его значительная интеграция с общинным коллективом, высокий уровень эмоциональной чувствительности и аффективной напряженности.

Своеобразен механизм сохранения и воспроизводства дохристианских верований, традиций и обычаев. Их основным носителем выступал фольклор, средством передачи — мордовский язык, а нормативным регулятором — отцов-ско-материнские традиции («атянь-бабань-коить»).

Выделен ряд архетипов древней мордовской культуры, имеющих нравственную направленность и повлиявших на искусство великого мастера: а) архетип «Богиня-Мать» обусловил повышенное внимание к женским образам, б) архетип «Плодородие» стал одной из трактовок эротических мотивов, в) архетип «Силы природы» стал глубинной причиной трагедийного аспекта, г) архетип «Хор Голосов» послужил первоосновой полифонического мировосприятия.

3. Проведен анализ творческого наследия и фактов биографии скульптора через призму норм и идеалов православно-христианской морали. Сделан вывод о его внутренней религиозности, которая выражалась в преобладающей нравственной ориентации в личной жизни (на любовь, доброту, терпимость, сострадание, милосердие, совесть), в его своеобразном восприятии мира (посредством религиозной символики), необыкновенной профетической интуиции, длительной и плодотворной работе в качестве иконописца.

В изображении библейских сюжетов (трагических событий на Голгофе) великий мастер достигает символического уровня выражения классических вопросов, присущих русской религиозной философии и этике: вины, покаяния, искупления, сострадания («Кто виноват?» и «Что делать?»).

Три изображаемых им библейских персонажа (Христос, Иоанн Креститель, Моисей) являются воплощением христианского личностного идеала. Выявлено сходство нравственных принципов и черт характера С. Д. Эрьзи с данными личностями: стремление к высокой духовности, признание Соборного начала, убежденность в своей правоте и свободолюбие, вера в собственные творческие силы, сильная воля и непреклонность в движении к намеченной цели, аскетическая скромность в обыденной жизни, преданность избранным моральным ценностям и готовность к самопожертвованию.

Отмечены также некоторые особенности этических и эстетических подходов в его творчестве, отличные от христианских: приоритет в изображении земного человека, а не Бога, признание его самоценности и достоинства (главная черта эпохи Возрождения) — гимн физической красоте, сильным и благородным чувствам людей (вместо строгой аскетики) — изображение полноты жизни и борьбы за социальные идеалы (вместо религиозной покорности) — следование традициям реализма, с элементами импрессионизма (вместо иконописного схематизма и абстрактности) — более радикальное отношение к насильственной смерти (чем в самой Библии) — полифоническое мировосприятие (несовместимое как с воинствующим атеизмом, так и с притязанием на избранность одной религии) — присутствие элементов символики языческой мифологии (как отражение двоеверия мордовского народа).

4. Определено влияние русской культуры Серебряного века на мировоззрение С. Д. Эрьзи. Непосредственное идейно-нравственное воздействие на него оказал ряд виднейших представителей этой эпохи (скульпторов, художников, писателей). Опосредованную роль сыграли также философско-этические идеи, господствовавшие в обществе, и выраженные в новых понятиях: Богочеловечество, Всеединство, Соборность, Сотворчество (человека с Богом), Со-фийность.

Отмечен ряд духовно-ценностных аспектов в творчестве мастера, получивших развитие в эпоху Серебряного века: культ творческой и сильной личностиповышенный интерес к чувствующей, «погруженной в себя» личности («образы-настроения») — создание «образов-символов» для выражения сильных чувств и страстей человека («психологическая сюита») — дальнейшее развитие трагедийного началаповторное обращение к библейским, мифологическим и сказочным сюжетамакцентирование внимания на теме патриотизма и ностальгииновое понимание темы чувственной женской красоты.

5. Показаны противоречивые взаимоотношения скульптора с новой властью и модернистскими течениями в первое десятилетие после Октябрьского переворота (1917;1926 гг.). Как и подавляющее большинство представителей художественной интеллигенции, он находился под иллюзией моральной правоты большевиков, выдвинувших лозунги всемирной пролетарской революции ради достижения всеобщего счастья и благоденствия. Несмотря на хозяйственную разруху, социально-психологическая атмосфера характеризовалась энтузиазмом народа, романтическим отношением к событиям, стремлением к грандиозным свершениям.

Отдавая «дань» эпохе и чаяниям своего народа, великий мастер создал серию работ, отличающихся революционным пафосом и монументализмом. Он изобрел новый вид материала (декоративный «железобетон») для производства особо крупных работ.

Однако в целом выдающийся скульптор не воспринял идеи модернистских течений и встал в оппозицию к их нравственным и эстетическим ценностям: отрицание общечеловеческих норм морали, примитивизация искусства, его природоборческая направленность, культурный и этический радикализм, игнорирование индивидуального восприятия искусства, манипулирование массовым сознанием. Эти черты наиболее явственно были представлены в теориях конструктивизма", «всепроникающего искусства», «вещизма», «документа-лизма». Они проявились в деятельности ряда политизированных организаций в сфере культуры: «Пролеткульт», «ИНХУК», «АХРР».

Мастер занял альтернативную позицию, вступив в 1925 году в организацию ОРС (Общество русских скульпторов), отстаивавшую самостоятельное положение данного вида искусства. Выезд С. Д. Эрьзи в 1926 году за рубеж на длительный срок следует признать закономерным, рассматривая его больше не в форме творческой командировки, а в общем эмигрантском потоке творческой интеллигенции. Его главной причиной явилось беспрецедентное идеологическое, психологическое и административное давление со стороны теоретиков «Пролеткульта».

Перспективы дальнейшей разработки темы. Признавая справедливость высказанной Д. С. Лихачевым мысли о том, что «.самое ценное в народе — в его вершинах» (105, 35), мы считаем творчество Степана Дмитриевича Эрьзи одной из вершин мордовской этической и эстетической культуры. Однако оно остается недостаточно исследованным. Нуждаются в уточнении некоторые факты биографии. Неизвестно местонахождение многих работ, разошедшихся по музеям мира и частным коллекциям. До сих пор нет ни одной научной монографии, посвященной жизни и творчеству мастера, ни философского, ни искусствоведческого, ни культурологического характера. А в существующих альбомах есть один существенный недостаток: представлены не все произведения, находящиеся вне Мордовии. Следовательно, необходим систематический поиск его работ (для изготовления фоторепродукций и приобретения оригиналов).

Результаты анкетирования, проведенного среди студентов Мордовского университета, показали, что значительное число студентов имеют лишь поверхностное представление об искусстве выдающегося скульптора (192, 68−69). Восполнить этот пробел должны соответствующие спецкурсы.

Учитывая, что С. Д. Эрьзя прожил за границей, в общей сложности, 32 года (9 — в Италии, Франции и 23 — в Аргентине), перспективным представляется дальнейшее исследование его творчества в контексте западноевропейской и Латиноамериканской культуры.

Интересно выяснить влияние на мастера традиций эпохи Возрождения, а также европейских художественных школ, с которыми он познакомился живя в Италии — центре западного Ренессанса. А в более широком контексте необходимо определить вклад С. Д. Эрьзи в развитие тенденций современного мирового искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Г. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов). Биографический очерк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. — 112 с.
  2. Абрамов К Г. Сын эрзянский. М.: Современник, 1974. — 286 с.
  3. Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М. Бахтина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 176 с.
  4. Р.И. Серебряный век и творчество М.М. Бахтина // Вестн. Мордов. ун-та. 1997. — № 2−3. — С. 65−70.
  5. Р.И., Курносикова Е. А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. — 176 с.
  6. М.В. Этюды по истории русского искусства. Т. 2. — М.: Искусство, 1966.-234 с.
  7. А. В. Мертвые боги. М.: Современник, 1991. — 541 с.
  8. И.П. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -416 с.
  9. Ю.Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллиас Лак, 1997.-736 с.
  10. П.Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М.: ИФ РАН, 1995.-353 с.
  11. В.А. Бытовая культура мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.-232 с.
  12. М. Мастер певучей пластики // Искусство. 1976. — № 10. — С. 3037.
  13. . Эротизм как оплот морали // Звезда. 1997. — № 9. — С. 148−150.
  14. Баткин J1.M. Пристрастия: Избранные эссе и статьи по культуре. М.: ТОО «Курсив-А», 1994. — 284 с.
  15. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — С. 9−191.
  16. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия. 1979. 320 с.
  17. М.М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир. 1970. -№ 11.-С. 237−240.
  18. Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.-С. 43−320.
  19. Н.А. Самопознание. -М.: СП «ДЭМ»: Международные отношения, 1990.-334 с.
  20. Н.А. Философия неравенства / Сост. Л. В. Полякова. М.: ИМА-пресс, 1990.-288 с.
  21. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -608 с.
  22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2000. — 1371 с.
  23. Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. Свениц-кой И.С. М.: Республика, 1996. — 335 с.
  24. А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. Л.: Худож. лит., 1989. — 424 с.
  25. С. де. Второй пол: В 2 т. М.: СПб.: Прогресс- Алетейя, 1997. -832 с.
  26. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1 Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.
  27. В.М. Атеизм и творчество. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. -120 с.
  28. Н.И. Музыкальная культура: наболевшие вопросы // Мордовский народ: что нас волнует / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — С. 167−183.
  29. О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. — 148 с.
  30. B.C. Народный театр мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.- 168 с.
  31. В.Я. Ключи тайн // Брюсов В. Я. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М.: Худож. лит., 1975.-С. 78−93.
  32. А.О. С.Д. Эрьзя и Рерих // Творчество С.Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. С.6−7.
  33. С.Н. Моя Родина // Новый мир. 1989. — № 10. — С. 201−246.
  34. С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Тер-ра, 1991.-416 с.
  35. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 415 с.
  36. Бычков. 2000 лет христианской культуре: sub specie aesthetica. В 2 т. Т.2. -М.: СПб.: Университетская книга, 1999. 527 с.
  37. B.C. Новая типографика конструктивистов // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрь-зинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 9−10.
  38. Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля: Рождественский собор XIII в. М.: Искуство, 1975. — 183 с.
  39. Г. К. Тысячелетние корни. М.: Сов. Россия, 1990. — 96 с.
  40. Введение в культурологию / Под ред. Е. В. Попова. М.: Владос, 1996. -336 с.
  41. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  42. О. Дум высокое стремленье.// С веком наравне. Т. 3. Книга о скульптуре. М.: Молодая гвардия, 1974. — С. 256−267.
  43. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / Под ред. Э.П. Гомберг-Вержибинской и Ю. Н. Подкопаевой. Д.: Искусство, 1976. — 383 с.
  44. .П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -368 с.
  45. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая антология XX века. -М.: Республика, 1997.-495 с.
  46. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв.. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. — 744 с.
  47. М., Иванов Вяч. Переписка из двух углов // Наше наследие. -1989. № 3. — С. 120−131.
  48. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. — 452 с.
  49. А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 157 с.
  50. А.А. Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. -М.: ИФ РАН, 1996.- 185 с.
  51. А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. — 472 с.
  52. B.C. Великая дружба // Сов. Мордовия. 1991. — 21 мая. — С. 3.
  53. B.C. И разойдутся небылицы по белу свету.// Сов. Мордовия.1990. 29−30 декабря. — С. 12.
  54. B.C. Умирающий гений // Известия Мордовии. 1995. — 6 июня. -С. 4.
  55. B.C. Я никогда ничего не сделаю, что бы могло повредить Родине // Известия Мордовии. 1996. — 18 октября. — С. 3.
  56. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  57. Е.Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 191 с.
  58. М.Е. Избр. труды. В 5 т. Т.5. Историко-этнографические исследования. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 552 с.
  59. Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. М.: «Наука». 1997.-602 с.
  60. И.А. Только в условиях свободы./ Мордовский народ: что нас волнует / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-С. 224−237.
  61. Ю.А. Встреча скульптора с писателями // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. -С.110−144.
  62. В.И. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909. — 447 с.
  63. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — 428 с.
  64. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с.
  65. История мировой отечественной культуры / Под ред. Н. И. Ворониной. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 1994. — 284 с.
  66. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 384 с.
  67. М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  68. Н.И. Семиотика: вариации на тему С. Д. Эрьзи // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрь-зинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С.24−26.
  69. Каталог произведений Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) 1876−1959 // Сост. Н. А. Дорфман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969 — 96 с.
  70. И.В. Историко-культурный подход в изучении творчества Степана Эрьзи // Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. — С. 164−166.
  71. И.В. Ностальгия как творческий импульс на примере творчества С.Д. Эрьзи) // Творчество С. Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 38−40.
  72. И. В. Творчество С.Д. Эрьзи как «зримая антропология» // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов ун-та, 1997. — С. 26−29.
  73. A.JI. Творчество С. Д. Эрьзи в контексте современного мифологического сознания // Творчество С. Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. Ч. 1. С. 95−96.
  74. С.Т. Мой век // Москва. 1969. — № 3. — С. 3−79.
  75. Ю.С. С.Д. Эрьзя и музыка // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века.: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 139.
  76. Косидовский 3. Сказания Евангелистов. М.: Политиздат, 1977. — 262 с.
  77. В. О художественности //Искусство. 1956. — № 2. — С. 13−16.
  78. С. Бухарин. Политическая биография, 1888−1938. М.: Прогресс, 1988. — 572 с.
  79. O.JI. Диалектика потенциала человека. М.: Н. Новгород: Нижего-род. гос. с-х. академия. — 1999. — 251 с.
  80. И.А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1985.-255 с.
  81. И.В. От фаллоцентризма к колпоцентризму // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы международной научной конференции. СПб.: Нестор, 1999. — С.275−284.
  82. А. Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи и православие. М.: Троицкое слово, 2000. — 399 с.
  83. А. Школьное богословие СПб.: Светлояр, 2000. — 371 с.
  84. С.А. Мой Эрьзя // Мордовия. 1993. — № 59. — С. 9.
  85. С.А. Полизначность скульптурной работы С.Д. Эрьзи «Моисей» и возможность ее целостной смысловой интерпретации // Творчество Степана
  86. Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзин-ских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 32−34.
  87. Л-ва А. Л. Мордва. Этнографический очерк // Родина 1880. — № 11 — С.646−662.
  88. С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. -496 с.
  89. С.А. Трагедия свободы М.: Канон, 1995. — 512 с.
  90. В.И. О значении воинствующего материализма // Полн. собр. соч. Т. 45. — М.: Изд-во Полит, лит., 1982. — С.23−33
  91. В.И. О пролетарской культуре // Полн. Собр. соч. Т.41. — М.: Изд-во Полит, лит., 1981. — С.336−337.
  92. В.И. Первоначальный вариант статьи «очередные задачи Советской власти» // Полн. Собр. соч. Т. 36.. — М.: Изд-во Полит, лит., 1981. -С.127−164.
  93. Д.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984. — 64 с.
  94. Е.Н. Нравственная культура мордовского этноса. -Дисс.канд. философ, наук. Саранск, 1994. — 134 с.
  95. М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. / Под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. — 432 с.
  96. Т. Письма. М.: Наука, 1975. — 463 с.
  97. М.Г. Мордва. Оттиск из кн.: Религиозные верования народов CCCP.-T.II.-1931. С. 190−212.
  98. М.Т. Саратовская мордва // Саратовский этнографический сборник. Вып.1. — Саратов, 1922. — С.51−234.
  99. .В. Разум и сердце: История и теория менталитета. Спб.: Изд-во С, — Петербург, ун-та, 1993. — 230 с.
  100. К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта // К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения: В 9 т. Т. 8. М.: Политиздат, 1957. — С. 115−217.
  101. Д.С. Христос и Антихрист: Трилогия. Т.2. М.: Книга, 1990.-395 с.
  102. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — 416 с.
  103. Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М.: ИФ РАН, 2000.-318 с.
  104. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Рос. Энциклопедия, 1994. Т.2. — 719 с.
  105. Модернизм. Сборник. / Под ред. В. В. Ванолова и Ю. Д. Колпинского. -М.: Искусство, 1973. 280 с.
  106. Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.-248 с.
  107. Н.Ф. Тайны мордовских имен. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.- 144 с.
  108. Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Соцэкгиз, 1934. — 352 с.
  109. Мордва: Историко-культур. очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов, B.C. Бры-жинский, И. А. Ефимов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995 — 624 с.
  110. Мордовские народные сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. -399 с.
  111. На площади уральских коммунаров // Уральский рабочий 1920. — 4 мая. -С.З.
  112. Настольная книга атеиста / Под ред. С. Д. Сказкина. М.: Политиздат, 1985. -460 с.
  113. Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997. — 160 с.
  114. Ю. Традиции советского изобразительного искусства и их развитие в современном творчестве // Искусство. 1987. — № 3. — С. 6−8.
  115. В. Мордва // Тамбовские епархиальные ведомости. 1876. -№ 14. — С. 399−403.
  116. Е.Г. А.Ф. Юртов предтеча мордовского просветительства. -Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1995. — 36 с.
  117. Пайман Аврил. История русского символизма. М.: Республика, 1998. -415 с.
  118. С. Кто умнее: мужчина или женщина // Век. № 48. — 1998. — С. 10.
  119. Памятники мордовского народного музыкального искусства: В 3 т. / Сост. Н. И. Бояркин: Под ред. Е. В. Гиппиуса. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988.-Т. 3.-337 с.
  120. А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. — 424 с.
  121. Письма Победоносцева к Александру III. Т.2. М.: Новая Москва, 1926. -384 с.
  122. .Н. С. Эрьзя. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. — 72 с.
  123. О.Е. Мордовия многонациональная: взаимоотношения народов взаимоотношения языков. — Саранск: НИИ регионологии, 1993. — 140 с.
  124. О.Е. Русский язык в жизни мордовского народа. Саранск. 1988. -72 с.
  125. А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 624 с.
  126. Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, КСП+, 1998. — 320 с.
  127. А.Р. Здравствуйте, Эрьзя!: Биогр. повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 176 с.
  128. . Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1987. — 334 с.
  129. Э. Жизнь Иисуса. М.: Терра, 1997. — 400 с.
  130. Т.К. Российская массовая культура в аспекте этико-философского анализа. Автореферат. канд. философ, наук. Саранск, 1995.- 14 с.
  131. В.В. Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин // Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития: Лит.-эстет. Работы. М.: Искусство, 1990. — С. 394−417.
  132. В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. -399 с.
  133. А.В. Чувственно-поэтическая интерпретация женских образов С.Д. Эрьзи в преломлении художественных стилей эпохи // Вестник Мордовского ун-та. 2000. — № 1−2. — С. 80−84.
  134. Русский эротический фольклор: песни, обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки /Сост. А. Топоркова. М.: Ладомир, 1995.-548 с.
  135. .А. Язычество Древней Руси / АН СССР, Отд-ние истории, Инт археологии. М.: Наука, 1987. — 783 с.
  136. В. Три влечения. Любовь, ее вчера, сегодня и завтра. М.: Искусство, 1968. — 240 с.
  137. О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. -Иванова: Ивановский гос. ун-т, 1997. 160 с.
  138. Н.С. Патриотизм в творчестве и ценностных ориентациях С.Д. Эрьзи // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 62−63.
  139. Т.А. Друг и коллега // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — С. 83−102.
  140. Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. — 576 с.
  141. М.Г. С Родиной в сердце // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — С. 3183.
  142. Серебряный век. Мемуары. Сборник. / Сост. Т. Дубинская-Джалилова. -М.: Известия, 1990. 672 с.
  143. Сказка Серебряного века / Сост. Т. Берегулева-Дмитриева. М.: Терра, 1997.-640 с.
  144. А.П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992. — 352 с.
  145. Скульптор Эрьзя: Биогр. Заметки и воспоминания. / Сост. М. Н. Баранова,
  146. B.C. Ионова. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1995. -285 с.
  147. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
  148. Вл. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990 — 815 с.
  149. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов): Альбом / М. Н. Баранова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. — 272 с.
  150. Н.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: Эксмо -Пресс, 1999. -416 с.
  151. М.И. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. 464 с.
  152. М.И. С.Д. Эрьзя и русский символизм начала XX века // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. -С.58−59.
  153. В.Г. Мой первый учитель // Воспоминания о скульпторе
  154. C.Д. Эрьзе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. — С. 144−155.
  155. Г. О. Скульптор Эрьзя. Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 1968. -176 с.
  156. А.А. С.Д. Эрьзя мастер выражения чувств и страстей человеческих // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез.докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997.-С. 123−124.
  157. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПБ.: Мифрил, 1994. VI+346 с.
  158. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
  159. В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1991. — № 5. -С. 18−28.
  160. В.И. Образ Ленина в творчестве С Эрьзи // Искусство. -1970. -№ 3,-С. 14−17.
  161. В.И. Эрьзя в Баку. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1970. — 48 с.
  162. Е.Н. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. -112 с.
  163. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.
  164. Д.Е. Основной мировоззренческий вопрос философии: новое понимание и диалог альтернативных направлений // Материалы III Харь-ювських Mi ж нар одних Сковородит ьких читань: «Фшософ1я: классика i су-часшсть» Харьюв, 1996. — С. 19−20.
  165. Д.Е. Программа по курсу философии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990.-47 с.
  166. Дж. Золотая ветвь. М.: ООО Фирма Издательство ACT, 1998. -784 с.
  167. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. — 512 с.
  168. Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. — 559 с.
  169. ЦГАРМ, Ф. 1689. -Оп.1.-Д.421.-5 док. 51 лл.
  170. ЦТ, А РМ, Ф. 1689. Оп.1. — Д.562. — 1 док. 40 лл.
  171. ЦТ, А РМ, Ф. 1689. Оп.1. — Д.610. — 1 док. 1 л.
  172. ЦГАРМ, Ф.1689. Оп.1. — Д. 703. — 1 док. 3 лл.
  173. ЦГАРМ, Ф-1689, Оп.1- Д. 1521.
  174. К. Воспоминания о Ленине. М.: Госполитиздат, 1955. — 70 с.
  175. Н.И. Деревянная скульптура мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980.- 152 с.
  176. Н.И. Диапазон неисчерпаемости: Неизвестные работы С. Д. Эрьзи // Солнечный край: Лит-худож. сб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. — С.251−262.
  177. Н.И. Степан Дмитриевич Эрьзя. Проблемы творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. — 160 с.
  178. А.Д. Жизнь и песня. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. -172 с.
  179. Р. Серебряный век // Знание сила. — № 2. — 1991. — С. 88−95.
  180. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. 416 с.
  181. Эрзянь цера // Чилисема. 1991. № 11. — С. 10−12.
  182. Эрьзя. Альбом / Сост. М. Н. Баранова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-240 с.
  183. Эрьзя на родине: Альбом / Сост. М. Н. Баранова, B.C. Ионова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. — 240 с.
  184. М.Г. А.Н. Бенуа Л.: Художник РСФСР, 1988. — 480 с.
  185. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.
  186. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. — 336 с.
  187. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий / Пер. с нем. М.: Канон, 1996.-384 с.
  188. В.А. Хронограф. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 368 с.
  189. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. — 596 с.
  190. Bahm A. Aesthetics // Bahm A. Organicism: origin and development. Albuquerque, 1996. P. 418−429.
  191. Bahm A. Ethics // Bahm A. Organicism: origin and development. Albuquerque, 1996. P. 430−444.
  192. Cann Alfred. Erzia. La vida у la obra rebedes preculares de Nefedov. Buenos-Aieres. Talleres Graficos A.J. Weiss Rio Bamba 761, 1936. — 104 p.
  193. Corsuera Ibanes M. Stefan Erzia у las prodigiosas maderas Argentinas // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1997.-С. 114−116.
  194. Frolov D.E. Die Hirarchie der sozialen Werte und der Wechesel des Paradig-mas des Wertdenkens // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vortragen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: «Nestor», 2000. S.53−56.
  195. Gottlob R. Ethik: Hierarchie der Werte // Gottlob R. Der Skandal der Philoso-phie. Verlag Die Blaue Eule, Essen, 1989. S. 247−252.147
  196. Gtinzl H.S. Philosophen verandern die Welt. Die Synthese von Freiheit und Ordnung // Das Neue Denken im Westen und Osten. St. Petersburg: «Nestor», 2000.-S. 4−21.
  197. Kramer H. Inegrative ethik. Frankfurt/M., Suhrkamp, 1992. 220 s.
  198. Mainov W.N. Les restes de la Mithoiogie mordvine. mordvine. — Jurnal de la Societe finno-ouqrienne. V. Helsinqissa, 1889. — 159 st.
  199. Schmid W. Philosophie der lebenskunst: eine Grundlegimg. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1998. 566 s.
Заполнить форму текущей работой