Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этико-философские концепции дисциплины

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можным высказать несколько следующих суждений. Если рассматривать дисциплину как явление бытия, то можно уподобить ее кристаллической решетке вещества, молекулы которой могут двигаться либо беспорядочно, либо выстраиваться в определённом порядке в зависимости от меняющихся условий: Дисциплина будет в таком случае похожа на некий каркас, в который, в отличие от природного, помещается определенное… Читать ещё >

Содержание

  • I. ДИСЦИПЛИНА В ИСТОРИИ НРАВОВ И ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ
    • 1. 1. Античность. От преддисциплины — к гражданской и индивидуальной дисциплине
      • 1. 1. 1. Преддисциплина как реакция на «веления» Судьбы
      • 1. 1. 2. Спартанский тип дисциплины: система физических наказаний и строгое воспитание (муштра)
  • I. I <
    • 1. 1. 3. Личность и государство Древней Греции: дисциплина как согласованная гармония
    • 1. 1. 4. Этические основы древней дисциплины: противоречивый характер соотношения элементов гражданственности и самодисциплины
    • 1. 2. Христианское Средневековье. Сакральные основания индивидуального и гражданского типов дисциплины
    • 1. 2. 1. Порядок в понимании средневекового человека и его отражение на дисциплинарных добродетелях
    • 1. 2. 2. Этические образы христианской дисциплины Средневековья (дисциплина западной и восточной патристики)
    • 1. 2. 3. Дисциплина как система духовно-душевных упражнений и наказаний
    • 1. 2. 4. Этико-социальные основания гражданской дисциплины Средневековья
    • 1. 3. Возрождение и Новое время: искажение оснований христианской дисциплины, изменившее соотношение индивидуальных и гражданских мотивов в ней
    • 1. 3. 1. Гуманистическая и протестантская дисциплина: от творческой индивидуальности — к идее терпеливого труда
    • 1. 3. 2. «Театральность» и механистичность гражданской дисциплины в философии Ж.-Ж. Руссо
    • 1. 3. 3. Типы императивов и значение моральной (индивидуальной) дисциплины в философии И. Канта
    • I. 4. XIX- XX вв.: от духовности как основы гражданской и индивидуальной дисциплины — к редукционизму дисциплинарного начала
    • 1. 4. 1. Духовно-этические основания дисциплины в русской философии конца XIX — первой половины XX века
    • 1. 4. 2. Дисциплина как изощренное тотальное манипулирование личностью в философии М. Фуко
    • 1. 4. 3. Современные тенденции развития дисциплины: преобразование дисциплинарного начала или его крушение?
  • II. ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
    • 2. 1. Место дисциплины в сфере человеческих отношений
      • 2. 1. 1. Сущность моральной дисциплины и ее генезис
      • 2. 1. 2. Роль дисциплины в сферах морали и права и соотношение права и морали в дисциплине. Проблема духовной дисциплины
      • 2. 1. 3. Понятие дисциплинарной нормы
    • 2. 2. Этическая сущность дисциплинарного акта, функции дисциплины и ее классификация
      • 2. 2. 1. Структурные элементы дисциплины и дисциплинарного акта
      • 2. 2. 2. Функции дисциплины и механизм действия дисциплинарного акта
      • 2. 2. 3. Классификация форм дисциплины

Этико-философские концепции дисциплины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дисциплину как определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации, обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам, можно считать одним из древнейших эти-ко-социальных феноменов. Именно он определяет во многом слаженность и эффективность работы каждого из конкретных социальных образований, чем объясняется интерес исследователей, изучающих отдельные его аспекты.

Работы отечественных авторов, посвященные изучению дисциплины, в большинстве своем рассматривают лишь отдельные сегменты общетеоретического целого, не дающие достаточно полного представления о самом предмете исследования как таковом. И хотя уже предпринимались попытки с философских позиций исследовать дисциплину, однако теоретико-практических версий ее происхождения, концептуально-выверенных осмыслений этого явления в области этического знания в настоящее время явно недостаточно, что не дает возможности выявить в полной мере механизм его действия в нравственном сознании человека и наметить более осознанные пути для управления процессом дисциплинирования личности и общества. Поэтому задача рассмотрения этических аспектов дисциплины до сих пор представляется чрезвычайно актуальной.

Далее, несмотря на то, что в этико-философских исследованиях неоднократно ставилась проблема структурных форм нравственного сознания, вопрос о месте в них дисциплины до сих пор остается фактически неизученным. В этой связи этико-философская аналитика дисциплины, понимаемая и как индивидуально-нравственная задача человека, способ обуздания им разнонаправленных мотивов и потребностей его моральной природы, и как система этических принуждений общества в отношении конкретного индивидуума, «встраивающая» его в сферу гражданских институтов, представляется в высшей степени необходимой. Она позволяет не только вскрыть источники данного явления в аналитике нравов и тем самым сделать выводы об его происхождении, но и определить особенности восприятия дисциплины в разных социокультурных традициях и типах общественного устройства, а также выявить в ней собственно этические качества добродетельности, позволяющие выстроить сложную систему духовно-нравственных отношений в виде акта, имеющего собственную предметную структуру.

Кроме того, в средствах массовой информации, в ряде философских и общегуманитарных источников неоднократно затрагивался вопрос о значении дисциплины в жизни российских граждан, о степени дисциплинированности человека в России и странах Запада и Востока, и, к сожалению, отечественная социально-дисциплинарная практика зачастую оценивалась отрицательно. Однако столь однозначные выводы нельзя считать до конца справедливыми, поскольку в них подменяется этико-философская аналитика указанного явления общими рассуждениями эмпирического характера, затемняющими или искажающими существо дела. В связи с этим возникает необходимость более пристально всмотреться в этико-социальные, духовно-этические, социокультурные основания дисциплины.

Степень разработанности темы '.

Проблема дисциплины довольно подробно рассматривалась отдельными областями гуманитарного и социального знания: педагогикой, психологией, культурологией, социологией, юриспруденцией и др. В специальной литературе последнего времени тенденция расчленять целостную проблему дисциплины по узконаучному принципу нашла свое продолжение. Однако в условиях перехода российского общества к новому социальному и политическому устройству акценты при рассмотрении проблемы дисциплины несколько поменялись. Так, подверглись основательной переработке основные положения государственной и трудовой дисциплины (М.И. Губенко, А. В Селянин, М. Даглас, Н. В Чайковская и др.), и в первую очередь — правовые вопросы, связанные с нею (Е.В. Климкина, Н. В. Мизюк, JI.B. -Труханович, А. В. Сутягин и др.). Особенно внимательно изучались вопросы платежной дисциплины (Е.Г. Булгаков, А. В. Шумович, A.M. Косой, С. В. Ануреев, Т. П. Иванькова и др.). Не менее пристально рассматривались правовые проблемы воинской дисциплины (Ю.Н. Туганов, А. И. Шилов, В. В. Сметанников и др.) и тюремной (П.Е. Конегер, В. Е. Южанин и др.). Столь же внимательно, как и в прежние годы, исследовался психолого-педагогический аспект дисциплины, однако большинство работ ориентировано на сугубо практические вопросы (Дж. Уинделл, Ю. М. Орлов, С. В. Кривцова, А. Б. Рогозянский и др.). Из них следует выделить исследования в области философии и истории образования (А.П. Огурцов, Н. В. Максименко, Г. А. Нович-кова, А. Г. Абрамова, Р. А. Рогожникова и др.), в которых сделаны значительные теоретические выводы о природе педагогической дисциплины. Необходимо также отметить работы, рассматривающие дисциплину применительно к политике (И.С. Савченко). В последние годы изучались также философские аспекты дисциплины. В советском обществознании 1980;90-х годов подробно-исследовал проблемы дисциплины в контексте идей управления, организационной" культуры, этики ответственности B.C. Манешин. Среди современных можно отметить работы Ю. Л. Егорова о философии управленияА.П. Бандурина — о-социальной регуляции, С. Г. Заржевского — о проблемах организационной культуры в современной России.

В последние десятилетия прошлого столетия в этико-философских трудах О. Г. Дробницкого (о природе морали), А. И. Титаренко (о структурах нравственного сознания) и др. проделана значительная работа, обеспечивающая теоретическое осмысление дисциплины как нравственного феномена. В недавних работах Р. Г. Апресяна, посвященных дисциплинарному и перфекционистскому языкам морали, особенностям общественной морали, расширены теоретические рамки этического рассмотрения дисциплины. Вслед за' ним идею о дисциплинарном компоненте морали концептуально обосновал А. В. Прокофьев.

Однако, несмотря на то, что определенные философские аспекты дисциплины уже исследовались гуманитарными науками, этико-социальные, культурно-социальные и тем более собственно этические стороны ее остаются недостаточно изученными.

Объект, предмет и цель исследования Объект исследования — этические и социокультурные основания дисциплины. Предмет исследования — концепции дисциплины в этических учениях. Цель диссертационного исследования — этический анализ концепций дисциплины.

Задачи исследования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

1) выявление в истории философской мысли концепций дисциплины, наиболее полно воплощающих собой этический смысл сформировавшей их эпохи;

2) осмысление значения античной философии для возникновения дисциплины как этического феноменавыявление этико-семантического многообразия исследуемого понятия в стадии его про исхоэ/сден и я;

3) выявление возможной обусловленности характера дисциплины Средневековья духовно-религиозными основаниямианалитика и теоретическая дифференциация понятий духовная и моральная дисциплина;

4) исследование причин и сущности изменений в характере дисциплины в эпоху Ренессанса, Реформации и Нового времени;

5) анализ особенностей дисциплины в период развития постклассической философской мыслирассмотрение некоторых тенденций ее современного состояния',.

6) определение места и роли дисциплины в сфере человеческих взаимоотношений;

7) исследование структурных аспектов дисциплинарного акта и функций дисциплины как социально-этического явления.

Материалы исследования.

Задача представить этико-философские концепции дисциплины потребовала привлечения широкого комплекса философско-исторических, культурологических и этико-философских источников. При рассмотрении дисциплины античности изучались труды Платона, Аристотеля, Гесиода, а также работы иссле7 дователей древнегреческой и древнеримской истории, философии и культуры: А. Ф. Лосева, О. Шпенглера, Д. Л. Родзинского, Г. В. Драча, Ю. В. Андреева, А.А. Тахо-Годи, Ф. Х. Кессиди, А. В. Волошинова, А. С. Степановой и др.

Осознать смысл высказываний средневековых мыслителей (Августина, Генриха Сузо, И. Кассиана, Франциска Ассизского, Иоанна Таулера, Бонавентуры, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Тертуллиана, Григория Пала-мы, Дионисия Ареопагита, Климента Александрийского, И. Златоуста и др.), уяснить особенности средневекового мировоззрения помогли работы Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, В. Н. Лосского, Дж. Янга, Альбера де Либера, Ж. Марите-на, С. С. Аверинцева, А. А. Королькова и др. Большую помощь в понимании смысла дисциплины как физического наказания оказала работа В. Купера.

Представления о дисциплине мыслителей эпохи Ренессанса и Реформации и эпоха Нового времени (Л. Валы, Н. Кузанского, Н. Макиавелли, Эразма Роттердамского, М. Лютера, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, И. Канта и др.) изучались на основе трудов этих философов, а также работ А. Ф. Лосева, М. Вебера, А. Валлона, В. Виндельбанда, Э. Кассирера, Э. Ю. Соловьева, Ж. Маритена и др.

При исследовании дисциплины периода Х1Х-ХХ вв. рассматривались труды известных русских философов: Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, С. И. Гессена, Л. Н. Толстого, В. В. Зеньковского, а также европейских мыслителей: Ф. Ницше,.

A. Шопенгауэра, М. Фуко и др. Существенную помощь в осознании отношения русских философов к проблемам дисциплины оказали работы С. И. Гессена,.

B.В. Зеньковского, О. С. Соиной, В. Н. Назарова, Е. Д. Мелешко и др. Дисциплина в ее современном состоянии рассматривалась на основе работ П. Козловски, М. Бубера, А. П. Огурцова, Ф. Хайека, В. И. Аршинова и В. Г. Буданова и др.

Сравнительный анализ западноевропейского и восточноевропейского типов дисциплины осуществлялся с помощью научных изысканий Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, С. С. Аверинцева, В. Н. Лосского, В. Шубарта, О. С. Соиной и В. Ш. Сабирова.

Рассмотреть теоретический аспект дисциплины помогли исследования О. Шпенглера, О. Г. Дробницкого, А. И. Титаренко, Р. Г. Апресяна, А. В. Разина,.

П.А. Сорокина, И. И. Ивина, А. А. Королысова, А. Е. Зимбули, В. И. Аршинова и В. Г. Буданова, О. С. Соиной и В. Ш. Сабирова и др.

Методологические основьрисследования При изучении западноевропейской и восточноевропейской (в том числе и русской) социокультурных традиций в отношении к дисциплине как физическому наказанию, как регулятору морально-правовых и духовно-нравственных вопросов привлекался метод философско-кулътурологической компаративистики, позволяющий осуществить сопоставление историко-культурологических источников, взглядов западных и русских философов относительно указанных проблем дисциплины. В рассмотрении отдельных возникавших в ходе исследования вопросов был использован сравнительно-типологический метод, благодаря которому на основе изучения различного рода источников были выявлены общие испецифические черты, правовой, духовной и этической «составляющих» дисциплины. Для данного исследования был крайне актуален герменевтический метод с подходом к объекту исследования как крезультату исторического накопления смыслов (Ж. Маритен, О. Шпенглер, В. Шубарт, А. А. Корольков и др.), что дало «возможность теоретически углубить понимание содержания интерпретируемого объекта. Кроме того, в работе представлена попытка определения семантики дисциплины, для чего был использован аналитико-семантический метод исследования словарных статей различных словарей (толковых, энциклопедических, педагогического, философских и др.).

Научная* новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе этико-философских концепций индивидуальной и гражданской дисциплины в разные исторические эпохи, в ходе которого.

— определены специфические черты, характеризующие этическое содержание дисциплины различных культурно-исторических эпох, а также общая тенденция развития дисциплинарного начала в индивидуальной и гражданской формах проявления', введено и в общих чертах охарактеризовано понятие «дисциплинарный акт», положенное в основание рассмотрения различных концепций;

— на основе исследования этико-философских концепций периода античности выдвинута версия о пропедевтике дисциплины, отмечены явления, которые можно назвать ее этическими корнямивыявлено этико-семантическое многообразие понятия дисциплина;

— на основе исследования этико-философской концепции дисциплины эпохи Средневековья подтверждена идея обусловленности характера дисциплины данного периода духовно-религиозными основаниямидифференцированы понятия духовная, моральная, правовая и антропологическая дисциплинавысказана мысль о возможности существования иного, отличного от западноевропейского типа дисциплины;

— в ходе изучения этико-философских концепций дисциплины эпох Возрождения и Нового времени определены причины и характер деформации основ христианской дисциплины, появления собственно индивидуального дисциплинарного акта;

— при рассмотрении этико-философских концепций дисциплины в период развития постклассической философской мысли в определенной мере подтверждена идея о возможности существования ментальных спецификаций дисциплины', отмечены явления редукционизма дисциплины в ее западноевропейском вариантеназваны некоторые причины и характер ее современных перевоплощений;

— осуществлен анализ генезиса моральной дисциплиныопределена роль дисциплины в сферах морали и права освещена проблема духовной дисциплины, дана общая характеристика дисциплинарной нормы;

— предпринята попытка рассмотреть структурное содержание дисциплины как этического феноменапредложена версия о механизме действия дисциплинарного актана основе аристотелевского принципа «золотой середины» указаны «идеальные» этические характеристики лиц, вступивших в дисциплинарный акт, а также возмоэ/сные отклонения от «идеала» в зависимости от превышения или ослабления полномочий каждой из сторонвыявлены ее основные функции, предложены возможные варианты классификации дисциплины как этического явления.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Дисциплина — постепенно развивающееся явление, поэтому об авторских этико-философских ее концепциях можно говорить, лишь начиная с эпохи Нового времени. В предыдущие исторические периоды таковыми концепциями следует считать совокупность этико-философских идей отдельных мыслителей или философских школ о порядке, формах «заставления» и наказания, обучения и воспитания, представляющих собой определенные грани дисциплины.

2. Дисциплина есть двуединый процесс взаимодействия принуждающей и подчиняющейся сторон, поэтому он может быть представлен как дисциплинарный акт. При этомв разные культурно-исторические эпохи он приобретает специфические свойствадетерминированные глубинными культурно-историческими и духовно-этическими процессами.

3. Античная философия и культура предопределили характер добродетельности дисциплины, выбор форм поведения в ходе дисциплинарного акта, а также сформулировали этические предписания следования разумному началу универсума. Платоновские тгшос (обуздывающее душевное начало, подчиняющееся лишь уму) и софросину (соединение здравого смысла, исходящего из справедливости, с внешним поведением, выраженным в наведении общего порядка) можно назвать этическими корнями дисциплины.

4. Христианское Средневековье, базировавшееся на духовно-религиозных основаниях, повлияло на дифференцирование понятий духовная, моральная, правовая, антропологическая дисциплина, а также на представления людей о должном порядке и дисциплинарных добродетелях. При этом этический образ религиозной дисциплины, способы наказаний у католиков и православных зависели во многом от выбора пути постижения Божественной истины.

5. Культурно-исторические и мировоззренческие изменения, произошедшие в эпоху Возрождения и Нового времени, существенно преобразили структуру христианского дисциплинарного акта, этические основания которого подверглись искажению, что и предопределило во многом тенденции развития современной западноевропейской дисциплины. Принципиально иной взгляд русских философов на дисциплинарные проблемы указывает на возможность существования другого, отличного от западноевропейского типа дисциплины.

6. Сферы духовная и правовая могут рассматриваться как «пограничные» с моралью области, поэтому дисциплинарный компонент в своем движении может отклоняться то в одну, то в другую из названных сторон-, поэтому можно сказать, что дисциплина имеет слоэ/сную этико-социальную структуру, причем преобладание одного из основных ее компонентов: морального, правового или духовного — определяет ее тип.

7. Этическая структура дищиплинарного акта в нравственном сознании лиц, вступивших в него, есть сложное взаимодействие и (или) противодействие трех элементов: принуждения (исходящего от властвующего лица), свободы (уровень которой ущемляется в основном у подчиняемого) и воли участников данного акта, механизм которого со стороны приказывающего лица — познавая, повелевает (регулирует) — повелевая, — оценивает и заново познаетсо стороны исполнителя — познавая, исполняетисполняя, — оценивает и заново познает.

8. Основные «добродетельные» свойства повелевающего участника дисциплинарного акта — требовательность, ответственность, решительность, строгость, демократизм, а подчиняющегося — исполнительность, старание, добросовестность, прилежность, ответственность и также демократизм. Усиление (ослабление) принуждающего элемента или увеличение (уменьшение) элемента подчинения рождают различные варианты, являющиеся нарушениями данной «золотой середины» от подавления до деспотизма или, наоборот, от мягкосердечия до вседозволенности — со стороны властвующего лица, и от уступчивости до рабства, или, наоборот, от капризности до анархии — со стороны подчиненного.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе этической сущности индивидуальной и гражданской дисциплины в ее историческом и теоретическом аспектах, благодаря которому были раскрыты особенности дисциплинарных актов различных культурно-исторических эпох, а также выявлены этические основания самой дисциплины.

Выводы, полученные в результате осмысления сущностных и функциональных характеристик дисциплины, могут представлять основу для глубинного исследования этической и педагогической культуры эпох античности, Средневековья, Нового времени, современного состояния культуры, в, целом расширяющих общетеоретические представления об ее этических и социокультурных особенностях.

Практическая значимость данного диссертационного исследования1 заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы руководителями и менеджерами разного уровня в их работе с подчиненными, а также в учебном процессе при составлении учебных курсов, методических пособий и спецкурсов на факультетах философской, педагогической, исторической, культурологической направленности в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования.

Основные положения! диссертации получили отражение в ряде докладов на* региональной межвузовской конференции 2002 г., ежегодной научно-технической конференции НГАСУ (1999;2008 гг.), международной (2007 г.), всероссийской конференции (2008 г.), а также на заседаниях кафедры философии НГАСУ. Материалы диссертации были апробированы в лекционных курсах и на практических занятиях по философии и культурологии, а также заслушивались на аспирантских семинарах кафедры философии НГАСУ. Статьи опубликованы в соответствующих сборниках.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка (202 наименования). Общий объём работы — 208 с.

Заключение

.

В плане расширения границ представленного исследования считаем воз.

1 <*, можным высказать несколько следующих суждений. Если рассматривать дисциплину как явление бытия, то можно уподобить ее кристаллической решетке вещества, молекулы которой могут двигаться либо беспорядочно, либо выстраиваться в определённом порядке в зависимости от меняющихся условий: Дисциплина будет в таком случае похожа на некий каркас, в который, в отличие от природного, помещается определенное общественное целое. Каркас-дисциплина может быть надет на любой общественный коллектив, группу — от государственного до трудового или ученического, в котором существуют любого рода отношения между членами, и в, зависимости от компетентности, авторитета руководителя, силы воли его и членов данного коллективного сообщества^ конкретных условий' окружающей среды она будет принимать тот или иной характер. (Самодисциплина тогда может представлять собой каркас, надеваемый человеком на себя: добровольно с определенной цельюидущей от волевого стремления): Образ сил-напряжений в данном каркасе-решетке-играет воля-или одного человека или общая волявсех членов данного сообщества. В зависимости от уровня, степени, образа отношений в-коллективе силы натяжения, напряжения между ячейками решетки будут либо очень прочно натянутыми, либо слабыми- «повисшими». От этого и зависит характер упорядоченностив данном каркасе, варьирующийся от жесткого, когда человек почти совсем теряет свободу и дисциплина начинает перерастать в тоталитаризм, до почти не ощущаемого, что грозит развалу каркаса и всплеску анархических настроений в данной коллективной единице. Лучший вариант дисциплины — «золотая середина», когда человек в подобном «каркасе» чувствует себя комфортно, когда стремления его согласованы, со стремлениями других и нити, «опоясывающие» его, хотя и прочные, но не оказывают при натяжении боли или, неудобства, -наоборот, создают ощущение* комфорта, надёжной опоры и постоянной собранности, ощущения порядка внутри себя и (или) вокруг. Причем если в ячейках данного каркаса более сильно натянуты нити, расположенные по горизонтали, — это значит, что в коллективе господствуют коммунитарные отношения, если по вертикали — структурные, что, соответственно, отражается на характере дисциплины в данном общественном целом. Естественно, что идеальный вариант дисциплины усматривается в ситуации, когда в равной степени «натянуты» и горизонтальные, и вертикальные нити и при этом они способны удерживать каркас в состоянии наибольшей устойчивости, прочности, содержащей к тому же в себе элемент красоты, гармонии.

Если продолжить сравнивать дисциплину с составом вещества, то можно сказать, что как между молекулами, так и между участниками дисциплинарного акта существуют одновременно силы притяжения и силы отталкивания. По физическим законам по мере увеличения расстояния между молекулами эти силы убывают, причем силы отталкивания убывают быстрее, поэтому при некотором значении расстояния силы притяжения и силы отталкивания между молекулами уравновешиваются. Если данную физическую характеристику применить к людям, вступившим в дисциплинарные отношения, то не будут ли их свойства похожи? В таком случае, если определить, в чем и в зависимости от чего изменяется «расстояние» между «молекулами"-людьми, то, возможно, дисциплинарным актом удастся управлять гораздо эффективнее, чем это удавалось до сих пор? Но это уже предмет иного направления и исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамова Л. Г Философия педагогики: немецкая традиция. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 394 с.
  2. Л.Г. Философское истолкование европейской педагогики 2-ой пол. XVIII-нач. ХХв. — Калининград: Балт. ин-т экон. и фин. 2004. — 199 с.
  3. В.Л., Кацук Н. Л. Дисциплинарность, дисциплина / Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ariom.ru/wiki/Disciplinarnost.
  4. С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья (Общие замечания) // Античность и Византия / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука, 1975. — С. 266−285.
  5. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. — С. 17−64.
  6. Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Гос. Эрмитаж, Алетейя, 1999. — 401 с:
  7. Антология педагогической мысли христианства средних веков в 2-х т. Т.1: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей раннего Средневековья. — М.: Аспект Пресс, 1994. 400 с.
  8. Антология педагогической-мысли христианства средних веков в 2-х т. Т.2: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников. М.: Аспект Пресс, 1994. — 352 с.
  9. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья в 2 т. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. -Т.1.-539 с.
  10. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского средневековья в 2 т.- СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. Т.2. — 635 с.
  11. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-448с.
  12. С.В. Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и13.
Заполнить форму текущей работой