Грамотность, логичность, правильная эмоциональная окраска речи является обязательным условием любого делового общения, тем более, публичного выступления. Аристотель, автор первого труда по ораторскому искусству (риторике), отмечал, что речь должна быть обращена как к уму, так и к чувствам слушателя, быть не только логичной, но и красивой: «Правильнее всего иметь стремление к тому, чтобы речь не была ни неприятной, ни приятной; вернее всего применять в речи факты так, чтобы всё, что находится за областью доказательства, было бы лишним». Овладевая техникой публичных выступлений, вспоминайте слова А. П. Чехова, который писал: «В сущности, конечно для интеллигента дурно излагать мысль можно посчитать неприличностью, как и неумение писать и читать, и в деле воспитания и образования следовало бы обучать красноречию в обязательном порядке». Со времен Аристотеля различают выступления импровизированные и заранее написанные. Импровизация эффектнее заранее подготовленного выступления, но требует опыта и глубоких знаний по обсуждаемому вопросу и используется чаще всего опытными ораторами. Многие блестящие ораторы избегают импровизаций. Например, Цицерон и Демосфен не выступали без тщательной предварительной подготовки. Механическое подражание даже великим личностям — дело не всегда благодарное, ведь их сила в их индивидуальности. Поэтому к общим рекомендациям относиться нужно критически, воспринимая их применительно к ситуации и своей индивидуальности. Говорить интересно, умно, не создавая в деликатных ситуациях ненужных обострений, свидетельствует о деловых способностях человека. Хотя вовремя смолчать — тоже великое искусство. Выступая, надо оставаться самим собой, учитывая, что одинаковых ситуаций и аудиторий не бывает.
Классификация публичного выступления Публичное выступление — это устное высказывание-монолог, имеющее целью воздействовать на слушателей. В области делового общения чаще всего применяются следующие жанры: доклад, торжественная, приветственная и информационная речь.
Цель информационной речи — дать слушателям новые знания, новые представления о предмете, явлении и т. д., заинтересовать ими. Требования к информационной речи:
— избегать спорных моментов;
— она должна заинтересовать слушателей;
— она должна удовлетворить запросы аудитории;
— тема речи должна быть актуальной.
Торжественные речи направлены воздействовать на чувства, а не на разум. Это высказывание с эмоциями по какому-либо торжественному поводу. Ее цель — создание ощущения праздника. Здесь будут уместны красивые слова, эпитеты, литературные высказывания, похвала, сердечная поддержка.
Приветственная речь должна быть лаконичной, краткой и предоставлять говорить основную речь докладчику. [3, С.45]
Этапы публичного выступления Этапы, лежащие в корне классической схемы ораторского искусства:
1) подборка нужного материала, обдумывание содержания публичного выступления;
2) планирование, распределение найденного материала в правильной логической очередности;
3) выражение словами, обрабатывание речи в литературном изложении;
4) выучивание, запоминание последовательности текста;
5) озвучивание речи в присутствии слушателей.