Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Онтология культуры личности на рубеже XX-XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В структуре смертности доминируют не необратимые заболевания, а несчастные случаи в травмы (38,3%) и младенческая смертность (19,8%). Доля здоровых новорожденных о 1990 к> по 1996 гг. снизилась с 48,3 до 36,5%. Прогноз специалистов: через 20 лет доля здоровых новорожденных монет снизится до 15−20%. С 1992;го по 1996 гг. частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на .3%, болезней… Читать ещё >

Содержание

Автором монографии ведутся многолетние научные исследования ло проблемам адаптации организма человека к социальном к экономическим условиям существования. Именно адаптация является главным фактором, определяющим продолжительность и качество жизни человека.

Адаптация — это единое многоплановое явление: физиологическая адаптация характеризует приспособление человека к окружающей природной среде (медицинский аспект-),"сенсорная -«приспособление к микросреде (психологический аспект)^ социальная — приспособление к социуму на основе культуры человека (аспект ¡-гудьтуры) и др. В целях практического внедрения получаемых результатов автором в 1993 г. издана книга „Психологическая-адаптация человека. Практические сонеты“, в которой в доступной форме не только рассмотрены подходы многих наук- и человеке к проблеме психологической адаптации, но и предприня л» попытка оказать помощь читателю в практической. реализации приобретаемых им знаний — в виде психологически?.-тестов, рекомендаций, информационно-справочных материалов.. Н-: ¡-стоящее издание «О'нтрло культуры личности на рубеже XX-XXI бчков» представляет’из себя изложение проблемы культурной адапта^ ций ¡-еловекя япляюшейся, по мысли автора, приоритетным фактором приспособления индивидуума к жизненным условиям. Б. монографии изложены основные принципы. человеческой жизни, Показано- влияние- социальных, биологических, психологических условий на формирование-культуры личности, сформулированы практические методы сознательного управления свопы здоровьем,

Настоящее издание монографии. содержит только теоретические аспекты — проблемы культурном адаптации человека Более полное излеже-. вне. своих исследований автор предполагает в другом: издании, где будет представлен — обширный наглядный материал: свыше 50 рисунков, схем, диаграмма, таблицы, психологические к диагностические методики, а также информационно-справочные материалы.

Посвящаю Наталье Григорьевне Фалтеевой (Жигарь)

Онтология культуры личности на рубеже XX-XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня можно видел", что радикальные изменения в экономической и политической жизни нашей страны привели к появлению острых социальных проблем в обществе, решение которых требует принципиально не '.ык подходов, и особенно в воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи. С 1985 года в стране начались политические, производственно-экономические, социально-психологические процессы, ориентированные в конечном итоге на освоение культурных ценностей Запада. Рыночная экономика ставит человека в совершенно новые качественные отношения, что трсоует от него соответствующей культуры, шляющейся основным механизмом адаптации к меняющимся усло-зши. Ход перестройки российского общества можно набшодеть по различным показателям. Для этой цели воспользуемся информацией валеоло-гин в масштабах России [150] в статистическими данными по Кемеровской области [85]. Поскольку в течение 1997;1998 гг принципиальных изменений в социуме страны не произошло, то будем считать, что данные за период с 1985;го по'.1996 гг. дают объективную информацию для выводов о состоянии российского общества. Эта информация использована только с целью оценки состояния, но не для изучения каких-либо процессов. При' ведем некоторые данные. ¦

За 1995;1996гг: рождаемость е России упала яо сравнению с Р987 г., зато возрос уровень смертности детей старше I года. Структура причин смерти детей таксга: «едущее место занимают несчас пше случаи, отрав-леккя и трг’шы, на долю которых приходится 41,6% всех случаев смерти детей в возрасте 1−4 лет, 76% случаев смерти подростков 15−19 лет (результат «социальных сокращений» дошкольных учебных заведений, спортивно-технических и художественных школ, реформы школьного образования. Итог — почти 2 млн. детей оказалось на улице.).

В структуре смертности доминируют не необратимые заболевания, а несчастные случаи в травмы (38,3%) и младенческая смертность (19,8%). Доля здоровых новорожденных о 1990 к> по 1996 гг. снизилась с 48,3 до 36,5%. Прогноз специалистов: через 20 лет доля здоровых новорожденных монет снизится до 15−20%. С 1992;го по 1996 гг. частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на .3%, болезней эндокринной системына 29,5%, болезней крови — на 35,4%, астмы — на 40%, болезней органов пищеварения — на 21,6%. В России лишь 10% выпускников школ могут j ¦. ¦ считаться здоровыми. За 30 лет (до 1996 г.) число здоровых девушек-вычусхчиц школ уменьшилось с 28.3% до 6,3% - более «ем .- г&з-. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девуиюх, хронические заболевания. И гте — будущие матери, нссягел^ирцот гена-фонда нации! По данным Микздр&вг ?Ф, из 6 ьчш. подростков 15−17 лет, прошедших профилактические осл’сгрь, — 94,5% были зарспглрирсмкш различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии Почти треть юношей по медицинским покгшчел^м не иодятся для службы, а Вооруженных Силах. С.-о-к>1.-&с (. ситу? ни», лкаждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей к «й может восполнить убыли населения (тэбя.З). Такой теп воспроизводства населения характерен только для России у не отмечался ранее ни, а нашей стране, ни в других странах мира даже во гремя войн.

Таздмм I.

Естественное движение насменил по ряду территорий РФ.

Территория На 1000 че.". насел ения приходится.

РОД" '¡-1ИХСЯ Умерших Естественного приросте.

1995 г. 1996 г. ¦ 195>5г-: 1096 г. 1595 г. ¦1996г.

Россия 15,0. ! 1,2 •5,7: -5,3.

Мурманская область' 8,1 Л, 4 ' ?

Санкт-Петербург 7,0 -8.9 1.

Ленинградская область ?8.2 ¦

Владимирская область 7,6 !6,4 •8,8.

Ярославская область. 7,6 !3.7 ¦'9,7.

Москва 8,0 16.9.

Московская область 7.2 ?7,9 -5М.

Тульская область • 59,4, -12,!

Краснодарский край 50,0 ?5,3 -5,3 .

Свердловская область- 8.5 15,6 ¦1.1.

Новосибирская область 8,5. Н, 1. ' 13,8 -5.6: -5,5 ?

Тюменская область 10,6 ю.4 9.8 9/ '0,8. 5.0 ;

Красноярский край 9,8 ' 14,0 .-4,2 '.

Хабаровский край. .¦. 9,3 13,1 -3,8.

Сахалинская област ь 8,9 ?7,0 — -8,1.

Калининградская область 8,6 ?3,6 -5,0.

Томская область 9,> п. о 53,2. -3,9.

Омская область 10,2: 9,9 12,3 12,2 -2,1 -2,3.

Кемеровская область 8.9 8,5 1б, е 16,1 -7,7.

Более половины населения страны (около 80 улк.) относятся ч кате' гории ослабленных. Каждый третий новорожденный — дефективный, а к М годам ях количестве достигает 45%. Часть молодежи, неспособная освоить дневгюс среднее образование, среди рожденных в шестидесятые годы составляла 43%, а среди рожденных з семидесятые — 54%. Число ал ¿-«зависимых (потребляющих, в пересчете на водку, крепкие сяиртние напитки в объеме 0,2 л в неделю) составляет свыше 80 мл к. человек.

За период 1985; !99бгг, продолжительность жизни российских мужчин уменьшилась з среднем с 63,8 лет до 57,3 лет (гге состоянию на 1994гед), женщин — с 74 до 71,1 года соответственно. Если в 1985 году рождаемость детей на каждую тысячу яаселениж составляла 36,6 ребенка, а смертность 11,3 ч^товекг, то в первом полугодии 1995 года рождаемость составила 9,6 ребенка., а смертность 15,5 человекаЖенская смертность возросла. Например, в возрастной группе от 26 до 36 лет в 1985 году из 100 тысяч жеищи" умирало 93,3, а в 1993 году — 139,2. У мужчин той же возрастной 1рупвды смертность по разным причинам увеличилась с 390 до 611,5 человек «а 100 тысяч населения.

От болезией системы кровообращения в 1990 году больные умирали в среднем возрасте 73,3 года, а о 1994 году — 71,8 лет. За тот же период умершие от болезней органов дыхания помолодели — с 64,1 до 61,6 года, болезней пищеварения — с 63,2 до 59*2 года. Ерли в 1985 году впервые инвалидами становились 50 человек на 10 тысяч населения, то в 1994 году -76 человек. '¦¦¦¦¦

Появились осложнения с инфекционными заболеваниями. Дифтерия с 1985 года выросла почти в 30 раз, сифилис — в 1С раз. Широкое распространение подучил педикулез. За пять лет до перестройки этой болезни в етрале г было (встречались единичные случаи педикулеза). Зато в первый же. .зд «новой» жизни из каждой сотни тысяч населения 113?9 россиян «зачесались» В 1995 году были заражены уже 389,7 человека на 100 тыс., населения. 5 таблицах 2, 3 приведены данные по Кемеровской области о смертност и и заболеваемости туберкулезом.. 0.

Таблица 2.

Смертность по Кемеровской обнасти (на ?00 тис. населения).

Причина смерти !992г 1993 г. 1994 г 1995 г. 1996 г.

Инфекционные заболевания 18 23 28 33 45.

Новообразования (онкодагаш! 198 202 206 200 203.

Боле-ни нервной емпиягяям органов чувств 9 10 13 14 И.

Психические расстройства. 4 4 А 5 5.

Гипе?тош чеезсая йояезн ь «'¦ 7 -о б 3: Й 20 ' Острый инфаркт миокарда 21 30 41 ¦,?4 35.

Болезни органов дыхания ¦ 67. 83 95 88 87.

Болезни органов пищеварения -. 33 «.••¦., 36 .48' 47 44 Самоубийства 44 ' 52 60 57 52 ' '.

Таблица 3.

Заболеваемость активным туберкулезом по Кемеращской области (па 100 тыс. населения) ' Диагноз 1992 г 3993 г. 1994 г.: 3995 г. 1996 г.

Диагноз установлен впервые:

— активный туберкулез 45″" 52,6 62/. .:

— туоеркулег" органов дыхания 35,9 45,8 48,9 55,9.

Численность больных, состоящих на 209 «809 203 215 • 237 учете Наука сегодняшнего дня утверждает, что организм и среда. неддаи, неразрывны. Единство организма с окружающей «го .средой вмтекает т самой сущности жизни, из присущего всему живому лбмека веществ. С одной сгороям, будучи частью природ», организм предета-вяяет ¡-собой сяозквую целостную систему, которая в. каждыйданннй м&аиядг «ременя уравновешивается с. внешними силами среды, в другой ¦сиорвш. 'зшисо благодаря этой уравновешенности, постоянной связи ео средой организм ¡-и способен существовать как целостная система. Организм н. е «ваеобен сам по себе производить вещество, энергию и информацию дам -.аеддержаш»? своего существования, а тем более развития. Все необходимое я в вещественном, и в энергетическом, ив информационном клане живая <бмстема ¡-получает из внешней? среда. И если ее изолировать от внешней среда, а®- ©-на неминуемо погибнет, так как ее внутренние ресурсы ничггожны Щ.

Уравновешенность «внутренней среды» организма е внесшей, в сущности, и определяет ароце с приспособления, или'-адаптации, организма" окружающей среде. Термин «адаптация» возник в биологии для обозначения приспособления: организма к условиям,'или привыкания «-ним. Нас интересует не яростс общее понятие «адаптация», а адаптация человека, который не только воздействует на окружающий мир. но и преобразует его. Это происходит благодаря наличию у человека высокоразвитой’Психики, являющейся особой формой отражения субъектом (человеком) объективной реальности.

Возникая на определенной ступени биологической эволюции" психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму — форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми общественным! отношениями, в которых осуществляются связи человека с миром. Сознание, будучи главной формой психики человека, однако, не исчерпывает ееу человека имеются и неосознаваемые психические явления, а процессы, т. е. такие, о которых он не может дать себе отчета, которые скрыты от его самонаблюдения, Таким образом, пенхика человека имеет две стороны проявления: сознательную (сознание), когда явления осознаются человеком, и бессознательную (подсознание), когдаявленмя человеком не осознаются. Та и другая сторона человеческой психики имеют место и должны учитываться в процессе адаптации.

Определяющую роль в адаптации человека играет культура как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленйый в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [147]. Культура определяет своеобразие исторически-конкретных форм жизнедеятельности человека на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и нашлона. ьных общностей, характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни, способ жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или всего общества в целом. Такой широкий и объемный спектр понятия культуры дает полное право утверждать, что культура является основой процесса приспособления человека к условиям среды его обитания, или адаптации. В самом широком смысле под культурой понимаютасе, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей'. Человек создал искусственную (культурную) среду, которая образовалась в результате ere целенаправленной деятельности. Но существует и естественная (природ ная) среда, в которой человек зародился и в которой на протяжении многих тысячелетий разворачивается великая драма жизни. Адаптируясь к природной среде посредством культуры, человек берет на себя великую ответственность за будущее. Безмерная экспансия культурной среды грозит гибелью всей человеческой цивилизации. Так как культура является следствием деятельности сознания, последнее приобретает необходимость принципиально-объективного научного изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основой жизнеспособности любою человеческого социума является культура. Чтобы культура была действенной, жизнеутверждающей, необходимо освоение культуры каждым членом Общества. Это возможно только тогда, когда человек в обществе будет главной его ценностью. Знание культурно-исторического развития, освоение достижений духовной и материальной культуры цивилизации являются питательной средой для формирования и развития культуры личности. Проблема культуры личности не нова, но актуальность решения задач, которые она вызывает, резко возросла. Это задачи воспитания, образования, профессиональной подготовки. Системный подход на основе принципов гармонии, предлагаемый автором, позволяет решать их на стыке многих наук о человеке: философии, психолвгин. медицины, наук о культуре и т. п., что требует дальнейшей теоретической разработки и внедрения в практику.

Философского осмысления, ио-цашему мнению, требует факт принципиально Иного развития мозга человека по сравнению и с приматами. Готовность к социальному освоению мира, развитие второй сигнальной системы предполагают качественно иной подход к изучению человека, нежели животного. Поэтому философское, социально-психопагическое и культурно-историческое направления изучения феномена человека являются одним из важнейших аспектов культуры личности. Онтогенез психического развития, возрастная периодизация, связанные с этим особенности, на основе притушил гармонии приводят к выводу о том. Что функционирование психики человека в условиях теплел о климата существенна отличается от функционирования психики в условиях сурового климата, что требует соответствующего учета. Хорошим показателем этого является проявление чувства юмора, что также подлежит дальнейшему иэучёгню. Проблема смеха представляет не только научный интерес, но и практический, так как оказывает терапевтическое воздействие на человека.

Системный подход на ошиве принципов гармонии позволяет разрабатывать модели гармонично функционирующих явлений. Модели могут разрабатываться как и системе двух координат, так и в объемном иредетаалетш. Примером нерпою подхода является рассмотрение «Информационно-энергетической структуры психики ' в виде схемы-матрицы, таблицы, лекторш, и модели, ¡-¡-торой подход основан на том утверждении, что любое гармоничное явление можно представить в виде выпуклых правильных многогранников, геометрические характеристики, поверхность, объем которых являются параметрами изучаемого явления- ' объекта. Как первый, таки второй подходы требуют разработки математического аппарата. Основанием для возможности таких подходов является проявление принципов гармонии.

Большое влияние на культуру личности оказывают такие факторы, которые служат основой формирования и развития психики: слух и зрение или вообще разрушают культуру личности — алкоголизм и наркомания. Если первые факторы должны учитываться с самого рождения и даже раньше, то вторые являются следствием ущербного развития первых. 1гсли первые факторы являются условиями гармонично развивающегося сознания, то вторые являются фактами ею асоциального функционирования. Как о первых, так и о вторых факторах должен значь каждый человек. Только воспитание кулыуры личности, включающей в себя знания, умения, навики человеческой жизни, позволит оптимистично глядеть в будущее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов В Г, Основные заболевания глаз в детском возрасте и их '''кяинйчбскиеособенности.- М: «Мобеле», 1993.-493 с.
  2. Э.С., Розенблюм Ю. З. Оптическая коррекция зрения. -М.: Медицина, 1981, 200 с.
  3. Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. * 1989.-Ка2.
  4. Алексеев В.-П. Становление человечества, — М.: Политиздат, 1984,462 с.
  5. И.Д. Методологические основы познания социальных яв-лений.-М .Ъысша? школа, 1977.-328 с.
  6. П.Л. Происхождение человека и общества.••М.:Мыс.пь, 1988.- 415 с.
  7. В.Г. Мир живого: системность, эволюция п управлеаке. -• М.: Политиздат, !?Я6. 334 с. • I
  8. А’орледя: Наука сам<�юздоровлени~: Пер. с англ. Киев: Книжная типография научной книги, 1993. ~ шО с.
  9. Бмологическая эволюция и человек / Под ред. Я. Я. Рогинского,-М.: Изд-во МГУ, 1989, — 240 с. .
  10. Н.С. Отоневрологнческие симптомы и синдромы. М.: Медацина, 1990.-430 с.
  11. Н.С., Мухамеджанов Н. З. Вкус л его нарушения при заболеваниях уха и мозга /АМН СССР. М.: Медицина, 1985−1С0 с.
  12. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на дру-1их. М.:Информаиионя<�ьи?дагельекий дом «Филины», 1996.-472 с. lo. Sope" Ю.Б.'Смейтесь, пожалуйста, как можно чаще! // Еслн.-1995,-№ 4-С. 94−95. :
  13. Ю.Б. Комическое, или о том как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бы. -тия. М.: Искусство, 1970. — 269 с.
  14. А.М. У нас в аитропогеосфере Ч Человек.- 1991 .-№ 6.
  15. И.А. Юмор как предмег социологии? // Социол. исслед -1997. № 5.-С. 135−140.
  16. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, ггультура, бытие.- Киев: Наук. Думка, 1991.- 195 с. 25 .Васильева И. Д^ Сам себе целитель. Новосибирск: Экоцентр «Целитель», 1999, 816 с.
  17. В.Й. Справочник по массажу,— Л.: Медицина, 1991,192 с. '
  18. H.A. Золотая пропорция. М.^Мол. Гвардия, 1990, -238 с.. «
  19. E.G., Ананин В. Ф. Иридология: теория и методы: Монография.-М.: Изд-во РУНДй Биомединформ, 1992. 296 с. .
  20. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека,— М.: Мысль, 1989, — 173 с. U
  21. Вол ков В.Т., Караваева Е. В., Цветкова H.H. Психоло. ия пациента. Томск: Изд-во Сибирского гос. мед. университета 1996, — 365 с.
  22. Л.С. Психология искусства.-М.:Пе тагогикз, 1987,344 с. ' :
  23. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М.: Наука, 1986. 576 с.
  24. Н.К. Самопознание как таинство. // Вопросы философии, — 1996.-№ 5.
  25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод.- М.: Прогресс, 1988 700 с.
  26. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: изд-во ЛГУ, 1973. — 153 с.
  27. В.А. Системные описание в психологии.- Л.:изд-во ЛГУ, 1984 176 с.
  28. Географический энциклопедический словарь: Географические названия /Гл. ред. А. Ф. Трешников.- 2-е изд., доц. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 592 с.
  29. А. Г. Лебединский A.B. Курс нормальной физиологии, — М: Медгиз, 1956.-СЛ61−163
  30. Е.К. Берегите зрение. М.: Медицина, 1987. — 47 с.
  31. . Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотип-, ное: Пер. с франц. М-.: Мир, 1996. ТД- 496 е.- Т.2- 376 с.
  32. B.C., Иванов В. Ф. Природа. Человек. Закон, — М.: Юрид. лит., 1990.-384 с.
  33. Р.Л. Разумный глаз М : Мир, ?973 — 379 с. * '43.Григорьян Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современ ном мире — М.: Мысль, J986.- 222 с.
  34. .Т. Философская антропология М. Мысль, 1 982 188 с. 1 45. Гроф С. Области человеческого бессознательного.- М.: Изд-во трансперсонального опыта, 1994. /73 с.
  35. С. За пределами мозга. М.: Изд-во трансперсонального опыта, 1993.-265 с.
  36. В. Язык и философия культуры. -М: Наука, 1985, -451 с. 4?.Гурерич П. С. Вселенная по нмен» человек И Свободная мысль.-1991.-№ 14.
  37. H.H., Крылова АЛ. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М Изд-во МГУ, 1989. — 399 с.
  38. В.Е. Как мы видим то, что видим. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Знание, 1987. — 240 с.
  39. Демирчоглян Г Г. Как сохранить и улучшить зрение. М.: Крон-пресс, 1995. — 67 с.
  40. A.B. Социология или философия смеха? // Соц. ис-след, — 1996, — Ns9.- С. 144−147.
  41. A.B. Социология юмора. Очерки. М, 1996 — 214 с.
  42. .И. В мире эмоций К.: Политиздат Украины, 1987-с.
  43. Н.П. Что такое человек.- М.: Мысль, 1983 334 с.
  44. Н.П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека, — М : Наука, 1976.-235 с.
  45. Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека // Вопросы философии, — 1971. -№ 1.
  46. .Л. География и психология Подход к проблемам. М.: Мысль, V, 37. -285 с.
  47. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. ~ М.: Наука, 1991 572 с.
  48. В. Йога: Нер. с болгарского.-Кемерово: Кемеровское кн. жи-во, 1990.-206 с.
  49. В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ метод, пос. для учителя, — М.: Просвсщение, 1990. -222 с. 0б2.3аличев H.H. Энтропия информации и сущность жизни М.: Радиоэлектроника, 1995. — 192 с.
  50. В.А. Язык мышление — опыт И Общественные науки — 1988. — № 5.
  51. Л.В. Смех и будущее// Человек.-1994.- № 1, — С. 54−64.
  52. Л.В. Философия смеха. М.: Гос. гуманит. ун-т, 1996. -224 с.
  53. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицинская психология., 1982. — 273 с.
  54. Т.Б., Ребеко Т. А. Человек как предмет комплексного исследования //Вопросы философии. 1989. — № 7.
  55. А.Г. Вегетативная нервная система. Л.: Медицина, 1977. -119 с.
  56. Кнорре А. Г'., Суворова Л. В. Развитие вегетативной нервной системы в эмбриогенезе позвоночных и человека. М.: Медицина, 1984.-272 с.
  57. Е.И. Глазные болезни: Атлас. Руководство к практ. занят. М.: Медицина, 1985. — 279 с.
  58. Е.И. Офтальмология: Учебник М: Медицина, 1995. — 478 с
  59. А.Г., Бутовская М. Л. О детях, богах и обезьянах// Этнографическое обозрение.- 1997. -№ 3-С. 111−115.
  60. А.Г., Бутовская М. Л. О происхождении юмора// Этнографическое обозрение 1996 — .- С. 49−53.
  61. Коммунистическое воспитание: Словарь /Под об-ц ред. Л. Н. По номарева и Ж. Т. Тощенко, -М.: Политиздат, 1984. С. 109−118.
  62. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  63. КОН И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 368 с.
  64. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  65. В.И. Явь беспокойства. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.- 163 с.
  66. В.И. Метафизика •^сяврея^:.ч"о*я. Кемерово: Ку.←бассвузиздат, 1995.
  67. В.И. Человек на пути встречи с с&аим собой. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. — 173 с.
  68. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин A.A. Психология восприятия я искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 с.
  69. Кузбасс. Статистический ежегодник Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 1996. — Часть 1.291 с. :¦¦¦¦?¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦.¦
  70. Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. ХУШгначало XX в. -Новосибирск: Наука, 1985,-238 с. 87 .Лаке Дж. О множественности человеческой природы // Вопрсы философии.-1992,-JfelO.
  71. А.Н. Проблемы развитая психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та,.1981. — S84 с.
  72. Ю.П., Жидяева Е. П. Союз медицины и искусства. М.: Медицина, 1985. -192 с.
  73. Д.И., Панченко А. М., Понырко Н В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. -295 с.
  74. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 126 с.
  75. Лук А. Н. Эмоции и личность. -- М.: Знание, 1982. -176 с.
  76. Лук A.H. Юмор, остроумие, творчество.-М.: Искусство, 1977,-183с.' '
  77. Е.А. Человеческий фактор- объект социальной политики: Монография. М.: Изд-во МГУ, 1988.-168 с.
  78. Лурия, А Р. Язык и сознание. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 319 с.
  79. Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М.: Знание, 1990. -64 с.
  80. Э. Человек как биологический вид // Природа. 1973. -№!2- 1974,-№ 2.
  81. К. Диагноз нашего времени. Mi: Юрист, 1994. — 700 с. ЮО. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. — Ереван: Изд. АН АрмССР, 1969. — 228 С.,
  82. В.М. Культура как философская проблема И Вопросы философии. -1982. № 10.
  83. .Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание- -М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1994. 319 с.
  84. Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле И Вопросы философии. -1990. Ш>.
  85. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. -351 с.
  86. Налимов В В. В войсках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. -260 с.
  87. Налимов В В. В поисках целостного образа человека // Полис: Политические исследованияю -1992.- ЛМ.140 5
  88. С.А. Социобилогия и комплексное изучение человека // Общественные науки. 1987. — № 2
  89. Пак Чжэ By. Су Джок для всех. Изд. 2-е, исар. и доп. М.: «Су Джок Академия», 1996. — 102 с.
  90. ШЛетряков В. А, Болезни уха, носа и горла: Учебник.-М.: Высш. шк., 1997. -223 с.
  91. Проблема самосовершенствования личности 7/ Философские науки. -1989. № 5.
  92. Проблемы философий культуры. Опыт историко-материалистичсокого анализа. -М.: Мысль, 1984. 325 с.
  93. ИЛЗрвпн ВД. Проблемы комязма и смеха. -М.: Искусство, 1976,. 176 с. ' .
  94. НЗ.Ракяггов А. Й. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с. 1. б. Ретегом А. Ю. Земные миры. М.: Мысль, 1988. — 266 с.
  95. Секреты здоровых глаз. Домашняя энциклопедия по глазным болезням. -М.: Изд-во «ВИДА», 1993 104 с.
  96. В.Ф. Человек, его природа й смысл бытая. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-359 с.
  97. П.В. и др. Происхождение духовности,— М.: Наука, 1989.-352 с.
  98. Система. Симметрия. Гармония /Под ред, B.C. Тюхтина, Ю.А. Урманцева'- М.: Мысль, 1988 315 с.
  99. Д.Й., Валентинов В. Б. Я слышу . М.: Сов. Россия, 1989. — 80 с.122"Тарасов К.Е., Черненко Б. К. Социальная детерминированность биологии человека. М.: Мысль, 1979. — 366 с.
  100. А.И. Рекомендации офтальмолога. М.: Знание, 1986. — 47 с.
  101. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 240
  102. Токуиро Намикошн. Шиацу японская терапия надавливанием пальцами./Пер.с англ. В. П. Лмсенюка — 3-е изд., стер.- Киев.: Вьвда шк. Головное изд-во, 1988. — 72 с.
  103. Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление: Социально-философские очерки. — М.: Сов. Россия, 1989. 272 с.
  104. У лабфинтах психологи особистосп: С bit пшх1чних явищ/ Авт. упоряд. А. В. Тимченко, В. Б. Шапор. Харьюв: Прапор, 1997, — €.78−80.
  105. Ш. Фалилеев В. В. О моделях гармоничных систем // Социально-экономические проблемы перестройки в Сибири: Материалы конф. 18−20 января 1989 г .-СО ССА, Кемерово, 1989. Ч.1.-С.160−167.
  106. В.В. Психологическая адаптация человека: Практические советы.-Кемерово, 1993. 177 с.
  107. С.Н. Глаза в глаза / Лит. запись Е. М. Альбац М.: Сов. Россия, 1984. — 80 с.
  108. С.Н. Поле зрекия / Лит. запись М.Куштапина. М.: Книга, 1990. — 140 с.
  109. Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск: Наука, 1995.-400 с.
  110. Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак физ воспитания пед ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 320 с.
  111. Фохг-Бабушкин Ю. И. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личност:). М.: Знание, 1982. — 112 с,
  112. Ш. Франк С. А. Предмет знания о С основах и пределах отвлеченногознания: Душа человека СПб.: Наука, 1995 — 665 с.
  113. Ш. Франкл В. Человек в войсках смысла. М: Прогресс, 1990.366 с.
  114. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному. -СПб.-М.: «Университетская книга», ACT, 1997. 319 с.
  115. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.-448 с.
  116. И. Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989.- 558 с
  117. И. Т. Перспективы человека. -- М: Политиздат, 1983. -350 с
  118. Э. Ащшайи челспеческой деструктнвности. М.: Республика, 1994. -447. V .
  119. Фрош| Э. Дуишэдяовека.'- М.: Республика, 1992. 450 с. 143 Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990. 269 с.
  120. В. Личность и гуманизм. М. Прогресс, 1981. — 174 с. 145. Хрустов Г. Ф/Критерий человека. -М.: Наука, 1994. -268 с.
  121. П.Г. Действие природных факторов на человека. М.: ' Наука, 1982 — 198 с. .
  122. Н.Н., Чебоксаропа И. А. Народы. Расы. Культуры. Изд. 2-е, иепр., .той. М.: Наука, 1985. — 271 с.14 В.Человек как философы. :-- проблема: Восток-Запад. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. 279 с.
  123. Я.В. Герменевтический подход к происхождению смеха // Этнографическое обозрение, — 1996. -№ 1.-С. 53−61. 150. Чумаков Б. Н. Валеология. Избрасные лекции. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 245 с.
  124. А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1993.- 511 с.
  125. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. • 572 с.153Шматко Н. Йовые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии// Дошкольное воспитание, — 1998.-№ 3.-С. 77−81.
  126. Юнг К Г. Человек и его символы. М: Серебряные нити, 1997. -368 с. ** '¦.".
  127. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии.самости. М.: Ваклер, 1977 — 336 с.
  128. A.B., Юсупов А. Г. Эволюционное учение /Дарвинизм/: Учеб. для биол. спец вузов. 3-е иж, яерераб. и доп. г-МА Высш. шк., 1989 HS с.
  129. Ярпик-ьский Т. М. Размышление о человеке. М.: Политиздат, 198.4, — 198 с. '1. ОГЛАВЛЕНИЕ %1. Предисловие. .31. Введение.4
  130. Глава 1. Человек как уникальный феномен жизни.9
  131. Особенности развития мозга человека.91,2.Прннингш ч лОвеческой жизни. 111. А/-. ' :'<о>
  132. Глава 2. Онтология культуры как основнойфактор адаптации человека,.. 24
  133. Биологические основы адаптации. 2521.1. Биологические основы адаптации о,. в природных российских условиях.32
  134. Главе 3. Культура личности как процесс сознательногоуправления жизнедсятелыюстыо.7.,.85
  135. Факторы, разрушающие культуру личности. .8631. 1. Особенности развития алкоголизма.,.,.:.8831.2. Особенности развития наркомании. 91
  136. Факторы, формирующие сознание.,.,.,-.,. 9332.1. Органы слуха и вестибулярный аппарат.943 2 2 Зрение как фактор, формирующийсознание.'. .97
  137. Роль датского обр. гзовательног-о учреждения, компенсирующего вида в коррекциипсихического развития Детей.,.129
  138. Заключение.:.и."-.-.Я.". «?Л.».- 134
  139. .
Заполнить форму текущей работой