Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственное воспитание учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня, как никогда раньше, важно так организовывать изучение родной литературы, чтобы идейно-нравственное содержание произведений художественной литературы вошло во внутренний мир школьника как неотъемлемая часть его духовного опыта, основа размышлений о личном нравственном выборе. Возможности литературы в этом отношении действительно неограниченна, так как именно арсенал идейно-эстетических… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Научные основы формирования нравственных идеалов при изучении произведений малой э пической гсо рмы
    • I. Литературоведческие подходы к изучению произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы
    • 2. Психолого-педагогические предпосылки постижения нравственных идеалов писателя и формирование мировоззрения учащихся
    • 3. Анализ современных программ и учебников в аспекте темы
    • 4. Педагоги и методисты прошлого и настоящего об идейно-нравственной направленности воспитания учащихся при изучении художественной литературы
  • Глава II. Методика нравственного воспитания в процессе изучения жанра рассказа
    • I. Еетупительные уроки и их роль в сознательном восприятии художественного текста
    • 2. Пути, методы и приемы анализа произведений малой эпической формы как основа постижения худовест-венного текста и формирования нравственных идеалов
    • 3. Роль заключительных уроков в формировании мировоззрения учащихся. II8-I
    • 4. Енеклассное чтение и его роль в общем процессе литературного образования и воспитания
    • 5. Внеклассные формы работы по литературе как основа формирования нраветеонных идеалов школьников .144−16I
    • 6. Взаимосвязь родной и русской литератур как один из факторов развития интереса к культуре и искусству других народов .I6I-I
    • 7. Результаты эксперимента
  • Бы воды

Нравственное воспитание учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преподавание родной литературы в средней национальной школе на современном этапе-сложный и трудный процесс. Чем меньше в этом процессе стихийности и больше целенаправленного, научно обоснованного подхода к изучению художественных произведений с учетом национальной специфики, тем успешнее результаты преподавания. Куль-туроведческий аспект является наиважнейшим в условиях возрождения национальной культуры.

Трудности в работе преподавателя литературы в условиях двуязычия двоякого рода: методологические, связанные с уяснением сущности литературы, ее закономерностей, и методические, обусловленные поисками наилучших средств раскрытия идейно-эстетического содержания художественного текста.

Литература

 — это своеобразная форма выражения творческой концепции писателя, отражение мировосприятия автора в художественных образах и картинах. Своеобразие воздействия художественной литературы на человека заключается в том, что оно формирует у него не только способность эстетического восприятия литературы как вида искусства, но и способность эстетической реакции на все жизненные явления, отраженные в произведении или ассоциативно вызванные произведением в сознании человека.

Жизненные наблюдения, убеждения писателя, оценочные суждения, его переживания и чувства — все это воплощается в ткань художественного произведениям конкретную картину жизни, воздействующую на ум, чувства, волю читателя. Особенность этого воздействия состоит в том, что оно осуществляется в процессе переживания, формирование определенных взглядов, гражданских и нравственных качеств личности находится в прямой связи с глубиной пережитого эстетического чувства, вызванного художественным произведением.

Подросток — осетин воспринимает родную и русскую яияературц несколько иначе, чем взрослый читатель: своеобразен жизненный опыт подростка, обусловленный культурно-историческими и национальными традициями. Обычаи и традиции донесли до нас мудрую организацию воспитания. Осетинский народ в процессе своего развития создал определенный идеал человека. Этот идеал воплотил в себе наиболее высокие моральные качества: честность, правдивость, любовь к своему народу, преданность земле своих предков, рыцарское покровительство женщине, почтительное отношение к старшим. Этнопедагогика, по определению Г. Н. Волкова, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциу-ма, и нации, и народности, сказывающиеся, в конечном счете, и в «общности психического склада той или другой этнической группы» .

Мы не претендуем на глобальное решение проблемы нравственного воспитания в процессе литературного образования школьников. Исследование ограничено подростковым возрастом (5−8 классы), так как именно в этот период складываются качества будущего взрослого человека, формируются его нравственные и эстетические идеалы. Кроме того, наше исследование касается только произведений малой эпической формы — жанра рассказа.

Сегодня, как никогда раньше, важно так организовывать изучение родной литературы, чтобы идейно-нравственное содержание произведений художественной литературы вошло во внутренний мир школьника как неотъемлемая часть его духовного опыта, основа размышлений о личном нравственном выборе. Возможности литературы в этом отношении действительно неограниченна, так как именно арсенал идейно-эстетических средств, которыми располагает художествен* ное произведение, позволяет проникнуть одновременно в сознание и душу человека, вызвать эмоциональный отклик и стремление к самоусовершенствованию.

Методисты (как русской, так и национальной школы), разрабатывающие вопросы нравственного воспитания на уроках русской и родной литературы, придают большое значение проблемам связи литературы с жизньюэффективному интеллектуальному и эмоциональному восприятию художественного произведенияформированию навыков творческого развития учащихся в процессе различных видов внеклассной работы и уроков внеклассного чтения. Методистов, педагогов, психологов в первую очередь интересуют вопросы путей, методов и приемов решения конкретных воспитательных задач в общей системе литературного образования.

Проблема формирования нравственных идеалов учащихся, несмотря на многолетний опыт ученых, методистов, психологов, педагогов, в наше время является одной из актуальнейших, так как формирование духовно богатой личности в переходные эпохи-одна из труднейших задач".

Среди достижений методической мысли последних лет отмечаются тенденции к усилению внимания вопросам нравственного влияния литературы на формирование личности школьника, разработке новых средств духовного сближения подростка с героем литературы. От развития умений и навыков воспринимать литературное произведение как явление искусства зависит эстетическое переживание, воспитательное воздействие произведения на ум и чувства школьника.? школьной аудитория художественное произведение должно восприниматься как творческий результат эстетического отношения писателя к жизни. Только через призму эстетического и гуманистического идеала на уроках литературы должна проводиться мысль о нравственности человека. Для этого учителям необходимо эмоционально воздействовать на учащихся, вызвать у них чувства одобрения, любви к гуманистическим деяниям героев я чувства отвращения, ненависти к безобразным, антигуманным поступкам персонажей.

Дли иллюстрация своей методической концепция воспитания нравственных идеалов мы избрали изучение произведений малой эпической формырассказ. Этот выбор объясняется и тем, что методика изучения рассказа в плане воспитания нравственных качеств не получила должного освещения в системе изучения осетинской литературы.

В исследовании процесс формирования нравственных понятий рассматривается как органическая часть общего процесса изучения литературы в ее специфике, когда понятие раскрывается не через отвлеченное абстрагирование, а через восприятие конкретных поступков и отношений героев, эстетическое переживание изображенных писателем конкретных картин, раскрывающих эти поступки и отношения*.

Объдктоц исследования стал процесс формирования нравственных идеалов у учащихся 5−6 классов в ходе изучения осетинской прозы малой эпической формы.

Предметом исследования является методика изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы, во внеклассной работе и на уроках внеклассного чтения в 5−8 классах в аспекте нравственного воспитания учащихся.

Цдль исследования — создание методической системы формирования нравственных идеалов учащихся в процессе изучения прозаических произведений малой формы в 5−8 классах национальной школы.

Для решения поставленной проблемы мы избрали средние классы. Учащиеся 5−6 классов отличаются особым восприятием окружающего мира, повышенным интересом к миру добра и зла. Именно в этот период становление нравственных идеалов является особенно продуктивным.

— выявить основные психояого-педагогические, методические и литературоведческие предпосылки формирования нравственных идеалов школьников в процессе изучения произведений малой эпическвй формы;

— определить этапы формирования нравственных идеалов учащихся в процессе изучения курса родной литературы во взаимосвязи с русской;

— наметить основные пути, методы и приемы работы, которые бы обеспечили в процессе изучения литературы оптимальные способы формирования нравственных идеалов и убеждений.

Гипотеза исследования. Эффективное формирование нравственно-эстетических идеалов школьника в процессе изучения осетинской литературы жанра малых эпических форм возможно только при условии создания системы целостного изучения произведения с учетом его жанровой специфики, культурологического подхода к постижению художественного материала, а также принципа взаимосвязи уроков, внеклассного чтения и различных форм внеклассной работы. МЗДРЖ. йсслддодадвд-.

— теоретический (изучение литературоведческой, методической и психолого-педагогической литературы);

— социолого-педагогический (анкетирование, анализ программ и учебников, беседы с преподавателями и учащимися, наблюдения над учебным процессом, анализ устных и письменных ответов учащихся!;

— экспериментальный (проведение констатирующего, поискового и обучающего эксперимента);

— статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента). ftf q тододоги чес ко^ основой диссертации являются положения современной педагогики, психологии и литературоведения, предполагающие учет нравственной направленности отечественного литературного процесса, национального своеобразия литературы каждого народа, понимание взаимосвязей и взаимодействия литератур как основы мирового литературного процесса.

Научная новизна. Представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система работы по формированию у осетинских подростков нравственных идеалов при изучении родной литературы во взаимосвязи с русской литературой.

Практическая значимоеть. На основе разработанной системы изучения жанра рассказа на уроках осетинской литературы во взаимосвязи с русской реализуется идея нравственного воспитания учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявление нравственных идеалов писателя и мировоззренческих представлений осетинского народа в процессе изучения произведений малой эпической формы способствует формированию эстетических идеалов и нравственных воззрений учащихся, а также создает условия для постижения нравственных представлений других представителей российской и мировой литературы.

2. Для повышения эффективности изучения рассказа на уроках и внеклассных занятиях надо опираться на его нравственную основу, учитывать возрастные особенности восприятия художественных текстов малой эпической формы подростками, а также осуществлять культурологические подходы в процессе постижения художественного материала и принципы взаимосвязи уроков, различных форм внеклассной работы и внеклассного чтения.

3. Предлагаемая нами методика изучения рассказов осетинских писателей формирует и развивает у школьников умения и навыки творческого эстетического чтения, способствует развитию интереса к самостоятельной и творческой деятельности, вызывает потребность высказать свое личностное отношение к произведению, к взглядам писателя.

4. дальнейшее совершенствование процесса формирования нравственных идеалов учащихся при изучении осетинской литературы должно развиваться путем дифференциации и индивидуализации занятий с учетом интересов и способностей учащихся, а также возможностью работы школьников по индивидуальному плану, рационального сочетания урочной и внеклассной работы.

Апробация работы осуществлялась в сельских и городских общеобразовательных школах республики: Костаевской, Ногирской, Гизель-ской, в средних школах & 17,28,50 г. ВладиКавказа. Результаты исследования докладывались на районных метод объединениях учителей осетинского языка и литературы школ Северной ОсетииАлании, на заседаниях кафедры осетинского языка и литературы РИПКРО г. Владикавказа,.

Логика исследования, цели и задачи определили структуру и содержание работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии.

1. В достаточной ли мере отражена проблема межпредметных связей осетинской и русской литератур в программах и учебниках по осетинской литературе?

2. Используете ли вы взаимосвязи осетинской и русской литератур в процессе изучения произведений малых эпических форм?

3. Какие приемы являются наиболее эффективными для усвоения и понимания осетинорусских литературных связей? — I6b ;

4. С героем какого произведения А. Чехова можно сравнить героя рассказа д. Мамсурова «1ук», героев И. Гоголя с героями рассказов А. Коцоева «Пасха Гиго» ,"Забота Дадоловых", героиню И. Тургенева с героиней рассказа Гадиева «Азау» ?

5. Соотносили ли вы произведения осетинской и русской литературы по нравственному потенциалу?

6. Какое место отводится в вашей работе словарнофразеологической работе, служит ли она воспитательным задачам урока?

7. Какие человеческие поступки, на ваш взгляд, можно назвать прекрасными?

8. Какая связь между прекрасным и добрым?

9. Приведите примеры возвышенного из осетинской Литературы. 4* Какие нравственные качества формируются в процессе изучения художественной литературы?

10. Процесс формирования нравственно-эстетических идеалов происходит более эффективно под воздействием взаимосвязанного изучения родной и русской литературы.

11. Комплексное изучение рассказа на уроках, во внеклассной работе и на уроках внеклассного чтения способствует эффективному постижению нравственно-эстетических идеалов писателя, формированию прогрессивного гуманистического мировоззрения,.

21. БессоноЕ Л. П. IS. Виоюкова К.

22. Бирюкова O.K., АхметзяяоЕ .'I.Г. Уроки внеклассного чтения в ГУ-УП классах.-Л.:Просвещение, Яо., 1985.

23. Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Дисс. кэнд.пед. наук, 1980.

24. БОЖОЕЕЧ Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.

25. Болотин К. П. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе учебной и внеклассное деятельности по литературе.-М., 1984.

26. Бондарев Ю. Поиск истины.-М.:Современлик, 1976.

27. Бочаров Г. К. За сорок лет. Записки словесника.-М.:иросвещение, 1977.

28. Братке Т. Г. Изучение литературы в вечерней школе.-М.:Просвещение, 1977.

29. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения.-М.-' 1964.

30. Брэже Т. Г., Мараншан Е. Г. Искусство анализа художественного произведения в школе как методическая проблема.// Искусство анализа художественного произведения. -М.: Просвещение, 197I.

31. Бупшна Е. И. Из опыта внеклассной работы по литературе.-М.: Просв ешени е, 1980.

32. Еербовая Н. Н. Обучение вырази те льног-ду чтению на уроках русской литературы в У-XI классах национальной ШКОЛЕ.-!/!., 1989.

33. Вербовая Н. Н. Методика преподавания русской литературы в У-УШ классах.-Л: Просвещение, ЛО, 1988.

34. Водовозов В. И. Предметы обучения в народной школе. Спб, 1873.

35. Вопроси методики преподавания литературы в школе. Сборник статей, // Под ред.Н. Н. Кудряшева.ЧД.:Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 189 ;

37. Гасанов Б. А. 3S. Гегель.

38. Загоренко И. И. Нравственные идеалы старших школьников и их формирование средствами литературы. Дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1969.

39. Залыгин Рассказ и рассказчик.-Наш современник, 1971, ih II.

40. Зальдянер М. А. Методика преподавания русской литературы Е старших классах национальной (узбекск.) школы.-Ташкент.:Укнтувчи, I960.

41. Звере Т. В. Нравственное и эстетическое Боепитание учащихся на уроках литературы в У-У1 классах. Дисс. канд. пед.наук.Ленинград, 1967.

42. Зеленков В. А., Зильберман Б. Г. Проблемное преподавание литературы в школе. — Казань, 1975.

43. Конин Г. Н. Анализ литературного uponвведения.-Л.:Наука, 1976.

44. Кадирова К. С. Система внеклассной работы по использованию материалов ленинианы в нравственном воспитании старших школьников., исс. канд. пед.наук. Ташкент, I960.

45. Кашша П. Юность, 1967, $ I .

46. Косолапое Е. Литературные вечера как средство воспитания учащихся.- Литература в школе, 1955, IS б.

47. Кудряшев Н. И. О некоторых элементах структуры методики литературы как науки. Е сб.: Современные проблемы методики преподавания литературы.- Куйбышев, 1974.

48. Кулбанов Е. Г. Эстетическое чувство и искусство.- Львов, 1956,.

49. Кулешова Ф. Когда кончаются уроки… Из опыта внеклассной работы по русской литературе.- Минск, Карасвета, 1976.

50. Курдюмова Т. Ф. Историзм школьного курса литературы.-М.: Просвещение, 1974.

51. Курдюмова Т. Ф. Трудовое воспитание и профориентация учащихся на уроках литературы. — М.: Просвещение, 1982.

52. Лазарева Б. А. Формирование нравственных убеждений учащихся при изучении литературы в старших классах.Дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1983.

53. Левидов А. Ы. Авторобразчитатель.- Л.: Изд. ЛГУ, 1983.

54. Леонтьев А. К. Проблемы развития психики.-М., 198I. 71. Липаев А. А. Изучение теории русской литературы в старших классах национальной школы. АПН CCCP.-iJ., I962.

55. Липаев А. А. Преподавание русской литературы в IX классах национальной школы (первая половина XIX века).-М. 1963.

56. ЛитЕиненко К. А. Развитие гуг. оанистических представлений подростков средствами художественной литературы в процессе внеклассное работы. -Йоркар -0ла, 1973.

57. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников.(учебное пособие)"-М., 1979.

58. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.-ГЛ.:Просвещение, 1972.

61. Методика преподавания литературы.-М. :Просвещение, 1917.

62. Методика преподавания литературы. Учетное пособие д ж педагогических институтов по специальности 2101 «Русски:1: язык и литература». / Под ред. Е. Я. Рез.- «л.: Просвещение, 1972.

63. Методика преподавания русской литературы в IX-XI классах. / Под ред. К. М. Нартова.-Л.: Просвещение, 1989.

64. Мешерякова Н. Я. Нравственное воспитание учащихся, но уроках литературы Е У1-УП классах.-ГЛ.: Просвещение,.

65. Мешерякова К. Я., Гришина Л. Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литература в 17-УП к ла с с ах. — М.: Прос в. еше ни е, 1987.

66. Молдавская Н. Д. Боепитание читателя в школе.- М.:Просвещение, 1972.

67. Молдавская Н.д. Литературное развитие старших школьников в в процессе обучения (теоретические вопросы): Автореферат дисс. д-ра пед.наук.-ГЛ.: 1974.

68. Мусорин Н. П. Внеклассная работа по литературе со старшеклассниками в условиях сельской школы. Дисс. канд. пед. наук. Куйбышев, 197I.

69. Мурашова А. А. Самостоятельная работа старшеклассников в процессе анализа эпических произведений. Киев, 1990. — 194 ;

70. Мушинская Т.©-. 100. 101. Нагибин Ю. Наотов К.М.

74. Пушкин Е. Н. ±17. Пыслару E. L1.

75. Русина Н. С. и др. ±19. Русина Н.С.

78. Салзгзева B.Li. ±23. Салагаева З.М.

79. Стоюнин Е. Я. Сухомлянскин Е.А. Сухомлинскик В.А.

84. Трифонов 1С. Возвращение к «Гиоз LLS «.-Вопросы литературы, 1969, J5 3 .

85. Ушинский К. Д. Соч. т .7 .

86. Фридлянд И. С. Эстетическое и нравственное воспитание учащихся старших классов во внеклассной работе по литературе, г-исс. канд. лед.наук. Ленинград, 1965.

87. Хайруллин Р. З. Научно-методические основы взаимосвязанного изучения родной и русской литератур в башкирской школе. Пособие для учителя.-М., 1995.

88. Хмарскнй И.д. Анализ литературного произведения в старших классах.- Ульяновск, 1974,.

89. Цаллзгова Е. Б. Нравственное воспитание учащихся на уроках родной литературы, — Орджоникидзе, I9S0.

90. Чепинога А. Некоторое тенденции развития современного советсксго рассказа. «Научнке тру-:тд филологического факультета Киргизского государственного университета», выпуск ХУ, Фрунзе, 1969, с. 98.

91. Черкезова М. Е. Воспитание учащихся в процессе изучения русской классической литературы. В кн.: Воспитание учашиз ся в процессе преподавания русского языка и литературы.-М.- Педагогика, I98C.

92. Черкезова М. Е. Русская литература в национально:' школе: Принципы общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы.-…: Просвещение, 1981,.

93. Четвертак Н. Ф. Особенности изучения эпических произведений в средней школе. (1У-У классы). -Киев, 1975.

94. Чуковский К. Н. Личность писателя не повторила.- Вопросы литературы, 1965, J5 2. -19 $. ;

95. Пишмаренкова Г. Л. Формирование у школьников коммунистического отношения к труду в процессе изучения литературного произведения (1У-УП классы).Дисс, канд. пед наук. Ленинград, 1979.

96. Шкловский Е. Художественная проза. Размышления и разборы, -М.: Советский писатель, 1961.

97. Шубин Э. А. Жанр рассказа в современном литературоведении. -Русская литература, 1972, й I .

98. Эльконин д.Д., Давыдов Е. В. Возрастные ЕОМЖНОСТИ усвоения знаын: — -:л., 1966.

99. ЯЗОЕЙЦКЙЗ Е. Б. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.-Л. Учпедгиз, 1963.

100. Якименко Л. Своеобразие романа.-Литературная Россия, 1966, 30 сент.

101. Якобсон П. М. Психология чувств. -М., 1958.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой