Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая характеристика курса «Психология»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты наших исследований показывают, что в процессе изучения курса «Психология» у студентов повышается интерес к самопознанию; повышается мотивация к освоению психологических знаний и умений, к использованию этих знаний в целях самопознания и самосовершенствования; повышается степень осознанности социальных установок, стереотипов поведения и восприятия людей; изменяется взгляд… Читать ещё >

Общая характеристика курса «Психология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебный курс «Психология» является центральным звеном психологической подготовки студентов. В структуре подготовки специалиста «Психология» выполняет две функции. Во-первых, это дисциплина социально-гуманитарной подготовки, нацеленная на развитие общей культуры специалиста, призванная познакомить студентов с основными теориями и методами психологии, расширить кругозор студентов, повысить уровень психологической культуры. Во-вторых, данной дисциплине принадлежит ведущая роль в развитии компетенций самоорганизации и самообразования, умений работать в команде, компетенций коммуникативной и управленческой деятельности. Указанные функции находят отражение в замысле дисциплины — познание и развитие человека с помощью подходов и методов психологической науки.

В основе содержания учебного курса (так же, как и других форм психологической подготовки) лежат следующие мировоззренческие идеи: — каждый человек уникален и ценен, развитие человека не имеет пределов;

  • — психологическая реальность (субъективный мир человека) отличается от внешней действительности; представления об этой реальности необходимы любому человеку, живущему в обществе;
  • — субъективный образ мира и самосознание являются определяющими факторами поведения человека, построения его отношений к миру, другому человеку, себе;
  • — основную роль в становлении личности играет ее сознание и собственная активность, а потому основной задачей институтов образования является развитие способностей и повышение мотивации к самосовершенствованию, формирование готовности человека к самообразованию и саморазвитию.

Соотнесите данные мировоззренческие идеи с ценностными объектами, выделенными в содержании общего психологического образования (параграф 2.3). Какие «пересечения» обнаруживаются?

Содержание теоретического курса включает пять взаимосвязанных между собой разделов (предмет и методы психологии, общие представления о психике человека, личность, человек как элемент социальной системы, человек и труд) и строится по дедуктивному принципу — от общих вопросов к частным.

В разделе «Предмет и методы психологии» дается характеристика психологии как науки в ее историческом развитии и единстве психологических школ и направлений, раскрываются ее место в системе наук и роль в развитии общества. Обращается внимание на то, что психика имеет огромное количество признаков, характеристик, разнообразных проявлений, а потому в науке существует широкий круг методов ее исследования. Раскрывая особенности психологического исследования и его методы, подчеркивается кажущаяся простота средств, методик, используемых психологами. Их деятельность представляется достаточно простой, хотя в действительности она предполагает наличие у исследователя комплекса как внешних, так и сложных внутренних средств деятельности (Е. А. Климов), к которым относятся усвоенные стереотипы действий, профессиональные заповеди, правила и принципы, способности к установлению и поддержанию социальных контактов и т. д.

Раскрывая материал раздела «Общие представления о психике человека» учитывается, что знание о психике менялось на протяжении столетий, оно осмысливалось в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. И по сегодняшний день ряд проблем психологии имеет дискуссионный характер. Тем не менее, в результате исследований в науке сложились некоторые общепринятые представления о сознании и бессознательном, познавательных и эмоционально-волевых процессах, мотивационной сфере и деятельности человека, которые и раскрываются в данном разделе.

В разделе «Личность» обращается особое внимание на близость, но не тождественность понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», а также на различие трактовок понятия «личность» в философии, литературе, психологии. В психологии существует множество подходов к пониманию личности, ее характеристик, что связано со сложностью и многомерностью данного смыслового конструкта.

На материале различных научных работ, в первую очередь, деятельностного и гуманистического направлений психологии, и примеров подчеркивается, что к критериям сформировавшейся личности относят способность человека к преодолению непосредственных побуждений ради социально значимых мотивов, а также способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей.

В разделе «Человек как элемент социальной системы» осуществляется переход от общей психологии к социальной, где также рассматривается личность («Я-концепция», социальные установки, социализация и др.), а кроме этого — межличностные отношения, процессы общения и взаимодействия между людьми, особенности больших и малых групп, динамические процессы в малых группах.

Рассматривая вопросы раздела «Человек и труд», обращается внимание на то, что знания из области психологии труда могут помочь будущим специалистам в планировании своей карьеры и профессионального роста, в адаптации на новом рабочем месте, в преодолении возникающих в жизни любого профессионала противоречий и т. д. Особое внимание уделяется таким понятиям, как труд, эргатическая система, трудовой пост, профессия, функциональные состояния, а также используются знания из области инженерной психологии. Необходимость владения такими знаниями определяется постоянной тенденцией автоматизации всех сфер жизни человека. Инженерно-психологическое обеспечение при создании, эксплуатации и утилизации систем «человек-машина» (СЧМ) направлено на обеспечение высокой эффективности этих систем, а одной из главных его задач является гуманизация труда человека-оператора в СЧМ (т. е. создание таких условий труда, при которых человек будет иметь возможность развиваться). Немаловажным результатом применения инженерно-психологических знаний при проектировании СЧМ является возможность создания удобных, комфортных для человека технических объектов, следствием чего является их высокая конкурентная способность.

Для студентов очной формы обучения учебными планами технических специальностей в рамках дисциплины «Психология и педагогика», как правило, предусмотрены лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа. Практические занятия должны поддерживать лекционный курс и реализовать следующие цели:

  • — удовлетворение потребностей студентов в самопознании;
  • — освоение умений использования знаний и методов психологии и педагогики в целях развития личности, взаимодействия с другими, работы в команде;
  • — развитие познавательных способностей студентов;
  • — расширение и углубление психологических знаний;
  • — развитие творческих умений, а также умений анализировать психологические явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Для реализации этих целей деятельность студентов на практических занятиях должна носить не только традиционный познавательный, но и дискуссионный, исследовательский, игровой характер. Тематика и содержание занятий необходимо согласуются с лекционным курсом и со студентами. Например, можно предложить следующие темы практических занятий.

  • 1. Психология и саморазвитие.
  • 2. Методы психологических исследований.
  • 3. Диагностика и развитие познавательных способностей.
  • 4. Ценностные ориентации и жизненные цели.
  • 5. Индивидуальные особенности личности.
  • 6. Межличностные отношения. Общение и взаимопонимание.
  • 7. Групповые процессы.
  • 8. Психологические основы самосовершенствования.

Реализация программы курса должна опираться на принципы психологического образования и предполагать:

  • — личностно-развивающий характер взаимодействия преподавателей и студентов (см. параграф 5.1);
  • — движение от субъектного опыта, житейских психологических знаний к научным понятиям и обобщениям;
  • — раскрытие множественности подходов к решению психологических и педагогических проблем (принцип плюралистичности содержания);
  • — коррекцию учебного процесса на основе сбора и анализа диагностической информации (о начальных знаниях, потребностях и интересах студентов, результатах освоения ими материала курса);
  • — учет интересов и индивидуальных предпочтений студентов;
  • — использование психологических знаний как основы для решения психологических проблем в жизнедеятельности каждого человека и инженера-профессионала, в частности.

Результаты наших исследований показывают, что в процессе изучения курса «Психология» у студентов повышается интерес к самопознанию; повышается мотивация к освоению психологических знаний и умений, к использованию этих знаний в целях самопознания и самосовершенствования; повышается степень осознанности социальных установок, стереотипов поведения и восприятия людей; изменяется взгляд на возможности, ограничения и роль информационных технологий в собственном развитии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой