Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в определении оснований корректировки методик профессионального образования по дисциплинам социально-экономического и профессионального циклов с целью формирования готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятияразработанные критерии и показатели оценки результативности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теоретические предпосылки решения проблемы формирования готовности к профессиональной адаптации студентов технического вуза в процессе профессионального образования
    • 1. 2. Моделирование процесса формирования готовности студентов технического вуза к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия
    • 1. 3. Комплекс организационно-педагогических условий формирования готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Цели, этапы и содержание экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика формирования готовности к профессиональной адаптации студента технического вуза в системе менеджмента качества предприятия в процессе профессионального образования
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов экспериментальных данных
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая проблема нашего исследования заключается в повышении уровня профессиональной подготовки молодого специалиста в соответствии требованиями рынка труда.

Актуальность проблемы исследования.

В настоящее время ситуация на рынке труда характеризуется усилением тенденции, связанной с разрывом между спросом и предложением рабочей силы. Этот дисбаланс продолжает усиливаться, поскольку изменение структуры подготовки специалистов образовательными учреждениями не в полной мере отражают реальных потребностей рынка труда.

Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать как интересам личности, так и кадровым потребностям мелких, средних и крупных предприятий.

В рамках действующей модели в системе вузовского образования не представляется возможным преодолеть указанное несоответствие, поскольку изменяется содержание труда специалистов, сопровождающееся ростом интеллектуальной составляющей, ответственности за результаты труда и принимаемые решения, эффективное использование и состояние высокотехнологичного оборудования.

Проведенные нами социологические исследования по изучению места и роли специалиста в условиях технического перевооружения и модернизации промышленного предприятия позволяют констатировать:

1) в промышленности увеличивается доля наукоемких и высокотехнологичных производств, требующих для их обслуживания и развития специалистов высшей квалификации;

2) модернизация предприятий, где внедрены наукоемкие технологии, вносит коррективы в основные функции инженерно-технических работников, что влечет за собой изменения образовательной структуры специалистов;

3) востребованными стали кадры с повышенным уровнем производственной культуры, способные не только выполнять функции инженеров-технологов, но и готовые к решению усложненных, нестандартных диагностических задач.

Кроме того, многие российские компании сегодня столкнулись с глубочайшим кризисом доверия со стороны западных партнеров. Практически перекрыт доступ на финансовые рынки. Большой экономический риск мешает объективно оценить российскую компанию как возможного контрагента или объект инвестиций. В этих условиях система качества, построенная в соответствии с международными стандартами ISO 9000 и сертифицированная признанным в мире сертификационным обществом, приобретает особое значение. По существу, наличие такой системы подтверждает способность высшего руководства управлять компанией и говорит о стратегических планах. Работа с подобной компанией всегда будет считаться менее рискованной.

Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной организации. Потребность в реализованное&tradeсвоего потенциала персоналом в различных сферах производства ставит вопрос целостного становления личности в профессии, установления закономерностей, в которых оно происходит. Без решения этой задачи на наш взгляд невозможно прогнозирование последующей эффективной профессиональной деятельности.

Решение данной проблемы ограничено рядом трудностей. Первая из них заключается в том, что учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ ее выполнения. При таком подходе, на наш взгляд, выпадает анализ целостной личности профессионала, а сама периодизация его становления рассматривается как совпадающая с этапами жизненного пути и поэтому, жестко ограниченная временными рамками.

Во — вторых, по дисциплинам социально-экономического и общепрофессионального циклов государственные стандарты не предусматривают профессиональной специфики образования, а значит, не ориентируют педагогов на формирование готовности к эффективной профессиональной адаптации студентов. Третья обусловлена наличием в каждой специальности многофункциональной и межотраслевой специализации студентов.

В связи с этим актуальным становится поиск педагогических мер, реализация которых позволила бы обеспечить как само формирование готовности к профессиональной адаптации студента технического вуза в системе менеджмента качества в процессе общепрофессионального образования, так и повышение его эффективности.

Проблемы становления личности профессионала, особенно в стратегических условиях качественной деятельности, пропагандируемой на предприятиях с высоким уровнем социальной ответственности, обусловили необходимость решения вопросов профессиональной подготовки личности будущего специалиста в системе высшего профессионального образования.

Изучение состояния проблемы в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования показывает, что эффективное формирование адаптивных навыков возможно в рамках проектировочной деятельности по построению части системы менеджмента качества предприятия, центром которой становится молодой специалист (частичный профессионал).

Вопрос профессионального становления личности разрабатывался Е. М. Борисовой, Ю. К. Васильевым, М. Е. Дурановым, В. И. Жерновым, В.А. Каль-ней, А. В. Кирьяковой, О. В. Лешер, С. Е. Матушкиным, М. И. Махмутовым, И. А. Сасовой и др., проблема профессионального самоопределения, вопросы психологии профессионального обучения и воспитания рассматривали Н. И. Исаева, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, формирование мотивов учебной деятельности и управление познавательной активностью обучаемых в процессе профессионального образования исследовали П. Р. Атутов, А. П. Беляева, В. Ф. Бессараб, В. П. Беспалько, Э. Ф. Зеер, А .Я. Найн, Г. С. Сухобская, Д. В. Черниловский, Г. И. Щукинаи др., формирование профессионально значимых качеств личности изучали В. И. Андреев, В.И. За-гвязинский, А. Б. Качанов, Е. А. Коростылева, Г. Н. Неустроев, А. Ф. Попова, В. Г. Рындак, Н. М. Трофимова, И. Ф. Харламов и др., формы становления личности в процессе ее профессионализации рассматриваются в работах Е. И. Исаева, C.JI. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, А. Р. Фонарева и др.

Проблема оптимизации адаптационных процессов будущих инженеров к настоящему времени рассматривается на базе трех основных направлений исследований: организационно-административном, содержательном, деятельно-стном. В фокусе внимания сторонников первого направления находятся средние специальные учебные заведения, вуз, аспирантура, предприятие, учреждение повышения квалификации, и т. д. (А.П. Владиславлев, А. В. Даринский, Н. Э. Касаткина, A.M. Новиков, В. Н. Просвиркин, Н. А. Шайденко и др.)

Сторонники содержательного направления делают акцент на рассмотрении последовательного усвоения человеком знаний и заданности содержания образования. (Н. Я. Виленкин, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, В. В. Давыдов, Г. В. Дорофеев, В. Т. Кудрявцев, О. В. Кузнецов, Ю. А. Кустов, A.M. Пышкало, В. Д. Шадриков и др.).

Сторонниками деятельностного подхода система образования рассматривается как частный случай, который должен удовлетворять общим законам функционирования всех систем деятельности. (О.С. Анисимов, Ю. В. Громыко, А. А. Деркач, А. А. Зиновьев, П. Г. Щедровицкий и др.).

Таким образом, в аспекте поставленной проблемы исследования мы выделяем противоречия между:

— требованиями, определяемыми научно-техническим прогрессом, к роли специалиста на производстве и существующими образовательными моделями высшей профессиональной школы, которые недостаточно адекватны современным требованиям работодателя;

— потребностью общества в профессионалах и готовностью специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в системе менеджмента качества предприятия.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы нашего исследования — разработка и реализация комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса профессиональной подготовки студентов вузов, обеспечивающих высокий уровень готовности к профессиональной адаптации.

Кроме того, актуальность проблемы определяется необходимость выполнения государственного заказа на подготовку специалистов с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности в соответствии с указанными требованиями.

Актуальность проблемы определила формулировку темы исследования «Формирование готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия».

Целью исследования мы ставим разработку, теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию комплекса организационно-педагогических условий по повышению эффективности формирования готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия.

Объектом нашего исследования является система менеджмента качества предприятия.

Предметом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов технических вузов к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия.

Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной подготовки студентов технических вузов к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия повышается, если реализуется следующий комплекс организационно-педагогических условий: выделение совокупности внешних обстоятельств профессиональной среды: наличие условий для актуализации адаптивной потребности;

— обеспечение содержания профессионального образования, направленного на формирование у студентов профессиональных квалификаций и развитие способностей к активным, адекватным профессиональной среде действиям, позволяющим находиться в преимущественно адаптированном состоянии;

— определение и учет совокупности внутренних особенностей личности и использование личностно-ориентированного, компетентностного и системного подходов в обучении.

— разработка методики обучения, обеспечивающей постановку студентов в позицию субъекта профессиональной деятельности в системе менеджмента качества предприятия и способствующей формированию у них мотивов к овладению ценностно-значимыми знаниями и умениями, создающими потребность в самореализации, самоактуализации личности.

Цель и гипотеза исследования вызвали необходимость постановки следующих задач;

1) оценить состояние исследуемой проблемы в теории и практике профессионального образования и определить понятийный аппарат исследования;

2) разработать модель взаимодействия участников процесса профессиональной подготовки студентов технического вуза;

3) выявить и исследовать факторы, условия и закономерности повышения эффективности профессиональной адаптации личности;

4) разработать критерии эффективности комплекса организационно-педагогических условий и выделить уровни готовности будущих специалистов к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия;

5) разработать и апробировать методику реализации модели и комплекса организационно-педагогических условий в практику профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Методологической основой нашего исследования являются диалектические закономерности познания. Исследование также опирается на теорию системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), теорию деятельности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), теорию психофизиологических возможностей личности (Н.И. Исаева, Г. К. Лозанов, Г. А. Китайгородская, А. С. Ромен, Е. Г. Розанов и др.), теорию информации (A.M. Гаджинский, Д. И. Дубровский, А. Д. Урсул, К. Шеннон, У. Эшби и др.). Важное значение для нашего исследования имеют работы по личностно-ориентированному подходу (Н.Г. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. А. Ляудис, И. С. Якиманская и др.), по исследованию процесса адаптации (Д.Б. Богоявленской, Ю. Н. Кулюткина, Н. А. Милославовой и др.), теорию квалиметрического подхода (Ю.Н. Андрианов, Э. В. Литвиненко, В.П. Пана-сюк, А. И. Субетто, Е. В. Яковлев и др.).

Базой исследования служил Магнитогорский государственный технический университет, международная общественная организация «Международный центр обучающих систем» (г. Москва).

Цель, поставленные задачи и методология исследования определили его проведение в соответствии со следующими этапами.

На первом этапе, поисково-теоретическом (2002 — 2003 г. г.) изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме организации образовательной среды, что позволило сформулировать исходные положения исследовании. Были определены предмет, цель, задачисформулирована гипотеза.

Основными методами исследования выступали: теоретический анализ научной литературы и современного состояния исследуемой проблемы, мониторинг информационного рынка, наблюдение, анкетирование, использовались также общенаучные методы: формальной логики, системный метод, индуктивно-дедуктивного анализа.

На втором этапе, экспериментально-аналитическом (2003 — 2004 г. г.) проведен формирующий эксперимент. Уточнялась гипотеза исследования. Проводилась работа по организации, проектированию и наполнению структурных блоков модели, по созданию комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности к эффективной профессиональной адаптации студента технического вуза в системе менеджмента качества предприятия, определения приоритетных направлений поиска и использования научно-методических разработок, которые могли быть изучены и применены для разработки педагогической технологии.

Основными методами исследования на данном этапе служили социологические опросы, педагогическое проектирование, анализ информационно-коммуникативной деятельности учащихся в рамках заявленной проектной деятельности, статистические методы (корреляционного, факторного анализа, экспертных оценок).

На третьем, обобщающем этапе (2005 — март 2006 г. г.) обрабатывались и систематизировались полученные материалы и результаты, уточнялись экспериментальные и теоретические выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы, окончательное оформление результатов исследования, обсуждение итогов. Основными методами исследования были: анализ, синтез, методы математической статистики обработки результатов педагогического исследования.

Научная новизна исследования^

— разработана и научно обоснована модель формирования готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия;

— выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий повышение эффективности формирования готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятияи

— разработана и апробирована методика реализации модели и комплекса организационно-педагогических условий в практике профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнены признаки понятия «профессиональная адаптация студентов технических вузов в системе менеджмента качества предприятия» для инженерных специальностей вузов;

— разработаны критерии и показатели эффективности формирования профессиональной адаптации студентов технических вузов.

Практическая значимость исследования состоит в определении оснований корректировки методик профессионального образования по дисциплинам социально-экономического и профессионального циклов с целью формирования готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятияразработанные критерии и показатели оценки результативности формирования готовности к профессиональной адаптации студентов позволяют осуществить диагностику и самодиагностику эффективности ее формированияиспользование материалов исследования в педагогической практике способствует повышению у студентов т уровня сформированности навыков качественной деятельности. На защиту выносятся:

1. Модель организации деятельности по формированию готовности к профессиональной адаптации в процессе профессионального образования.

2. Комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия.

3. Методика реализации комплекса организационно-педагогических условий в практике профессиональной подготовки студентов технического вуза, обеспечивающая постановку студентов в позицию субъекта профессиональной деятельности в системе менеджмента качества предприятия.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием современных достижений психолого-педагогических наук, комплексным использованием методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования, апробаций и внедрением результатов в практику, репрезентативностью экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы, а также посредством выступлений на 2 Международной научно-методической конференции «Организационный менеджмент: состояние, проблемы, тенденции» (Пенза, 2004) — 5 Международной научно-практической конференции «Личностно-развивающее профессиональное образование» (г. Екатеринбург, 2005) — 1 Международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития в системе образования науки и инновационного взаимодействия «(Москва, 2006) — ежегодной Международной конференции «Проблемы непрерывного технического и профессионального образования в начале 21 века» (Москва, 2004) — публикации результатов в сборниках МаГУвыступлений на ежегодных научно-практических конференциях Магнитогорского государственного технического университета (2002;2006 г. г.) — отчетов на заседаниях кафедры экономики, коммерции и налогообложения МГТУвыступлений на заседании кафедры педагогики МаГУ.

Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей Магнитогорского государственного технического университета и Магнитогорского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в исследовании литературы.

Выводы по второй главе

Результатом выполнения экспериментального исследования проблемы формирования готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия в процессе профессионального образования стали следующие выводы:

1. Экспериментальное исследование контрольных групп студентоввыпускников технического вуза показал, что уровень сформированности готовности к профессиональной адаптации студентов технического вуза не соответствует требованиям, предъявляемым рынком труда. Актуальным становится проведение поиска новых педагогических технологий и изыскание путей использования имеющихся возможностей для повышения эффективности ее формирования.

2. С целью повышения эффективности формирования у студентов более высокого уровня готовности к эффективной профессиональной адаптации целесообразным считаем использование разработанной в исследовании методики, обеспечивающей постановку студентов в позицию субъекта профессиональной деятельности в системе менеджмента качества предприятия и формирование у них адаптивной потребности посредством реализации в обучении и воспитании совокупности принципов системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

3. Более высокий уровень сформированности готовности к эффективной профессиональной адаптации личности в процессе профессионального образования можно достичь, обеспечив комплексную реализацию выделенных организационно-педагогических условий:

— выделение совокупности внешних обстоятельств профессиональной среды: наличие адаптивной потребности;

— обеспечение содержания профессионального образования, направленного на формирование у студентов профессиональных квалификаций и развитие способностей к активным, адекватным профессиональной среде действиям, позволяющим находиться в преимущественно адаптированном состоянии;

— определение и учет совокупности внутренних особенностей личности и использование личностно-ориентированного, компетентностного и системного подходов в обучении.

— методика обучения, должна обеспечивать постановку студентов в позицию субъекта профессиональной деятельности в системе менеджмента качества должна способствовать формированию у них мотивов к овладению ценностно значимыми знаниями и умениями, создающих потребность в самореализации, самоактуализации личности.

4. В целом проведение контрольного эксперимента доказало воспроизводимость результатов исследования без непосредственного участия автора диссертационной работы.

Заключение

Результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования по проблеме формирования готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия в процессе профессионального образования позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выполнения государственного заказа по подготовке инженерных кадров, соответствующих современным требованиям социально-экономического развития общества и необходимостью разрешения противоречий между:

— требованиями, определяемыми научно-техническим прогрессом, к роли специалиста на производстве и существующими образовательными моделями высшей профессиональной школы, которые недостаточно адекватны современным требованиям работодателя;

— потребностью общества в профессионалах и готовностью специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в системе менеджмента качества предприятия.

2. «Профессиональная адаптация» студентов технического вуза есть составляющая его профессионализации, обеспечивающая устойчивое функционирование личности в профессиональной среде и выражающаяся в сформированности познавательной самостоятельности, профессиональных и коммуникативных умений, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, убеждений.

3. Готовность к эффективной профессиональной адаптации студентов технического вуза в системе менеджмента качества предприятия есть динамическая, интегративная система личностных образований, включающая личностный, функциональный, психофизиологический и социальный уровни организации и обеспечивающую его конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях при выполнении профессиональной деятельности.

4. Содержание понятия готовности к эффективной профессиональной адаптации студента технического вуза в системе менеджмента качества предприятия характеризуется следующими признаками: сущностьюструктурой содержательного, ценностно-мотивационного, функционально-деятельностного компонентовфункциямиуровнями проявления. В структуре готовности к профессиональной адаптации могут быть выделены следующие элементы: мотивационный, ориентационный, операциональный, психофизиологический, социально-психологический, социально-профессиональный.

5. Под «формированием готовности к профессиональной адаптации будущего инженера» мы понимаем процесс освоения личностью знаний, умений, навыков и опыта деятельности, развитие ценностно — значимых качеств и способностей, социально-профессиональной мотивации и убеждений.

6. Критериями готовности к эффективной профессиональной адаптации являются:

— уровень сформированности у студента — будущего инженера знаний, умений и навыков для выполнения производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектной инженерной деятельности;

— уровень профессиональной идентичности;

— уровень профессиональной зрелости;

— уровень профессиональной продуктивности.

7. Эффективность профессиональной адаптации студента связана с особенностями формирования в процессе образования психических образов (субмоделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности. Психологическая модель феномена системы менеджмента качества предприятия формируется в процессе высшего профессионального образования и включает в себя следующие субмодели:

— профессиональной среды (как система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д.).

— профессиональной деятельности (как система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения и др.).

— субъекта деятельности (как совокупность образов, отражающих систему свойств и отношений личности).

8. Эффективное формирование готовности к профессиональной адаптации студентов технического вуза может быть достигнуто за счет реализации комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование ее содержательного, ценностно-мотивационного и функционально-деятельностного компонентов.

9. В качестве методологического основания исследования проблемы формирования готовности к эффективной профессиональной адаптации нами выбран интегративный подход, который включает личностно-ориентированный, компетентностный и системный подходы.

10. Проведение контрольного эксперимента доказало воспроизводимость результатов исследования без непосредственного участия автора диссертационной работы.

11. Результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

12. На наш взгляд, исследование до конца не исчерпывает проблему формирования готовности к эффективной профессиональной адаптации. Дальнейшие направления исследования могут быть посвящены развитию личностного потенциала студентов: оптимального соотношения компонентов личностного потенциала и организационно-педагогических условий формирования готовности к эффективной профессиональной адаптацииразработка системы дидактических средств для формирования готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: методол. проблемы, — М.: Политиздат, 1985.-е. 263.
  2. И.В. Профессионально-познавательный статус студента и его становление на адаптационном этапе обучения в вузе./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск: ЧТУ, 2003. с. 19.
  3. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. .д-ра пед. Наук. Екатеринбург, 1997.-е. 40.
  4. М. Управление качеством воспитательного процесса в ВУЗе: // Стандарты и качество 11, 2003. с. 50.
  5. К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991.-е. 159.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань: Из-во КГУ, 1988, — с. 237.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань: Из-во КГУ, 1996.- с. 563.
  8. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. -с.59−63.
  9. П.Р. Политехническое образование школьников.- М.: Педагогика, 1986.-е. 176.
  10. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного ис-следования.-.2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1973.- с. 392.
  11. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды
  12. Н. Менеджмент качества в ВУЗе://Стандарты и качество 1,2003. с. 86.
  13. Е. Педагогическая оценка готовности студентов к творческой деятельности: // Стандарты и качество 8, 2003. с. 96.
  14. В. А. Дидактические основы организации учебнопознавательной деятельности школьника. Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1994.- с. 157.
  15. В.А. Философия образования личности : деятельностный аспект. М.:Владос, 2004 .- с. 356.
  16. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) — Монография. Челябинск: ЧГПИ, 1995. -с. 141.
  17. А.С., Жукова Н. К. Витигенное образование. Многомерноголо-графический подход.- Екатеринбург: ЕГПУ, 2001.- с. 265.
  18. В.И. Профессиональное воспитание в условиях модернизации образования.- М.: Профессиональное образование, № 10, 2002. с.21−22.
  19. А.П. Тенденции развития профессионального образования. М.: Педагогика, № 6,2003. с. 21−27.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика: 1989.-с. 192.
  21. В.Ф. Теория и практика подготовки инженера-педагога в агротехническом вузе на основе взаимосвязи психолого-педагогических и специальных дисциплин./ Афтореф. дис. док. пед. наук.- Челябинск: ЧТУ, 1999-с. 36.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода." М.: Наука, 1973.- с. 270.
  23. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблеме творчества. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1983.- с. 173.
  24. А.А. Психология о личности. М.: Из-во МГУ, 1988.- с. 188.
  25. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна.- М.: Институт новой экономики, 1998.- с. 864.
  26. Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Автореф.докт. дис.М., 1995.- с. 35.
  27. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук.- М. 1995. с. 347.
  28. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973. с. 270.
  29. И.А. Педагогический аспект решения проблемы адаптации студентов к условиям профессионального образования в техническом вузе .Магнитогорск: МГУ, 2001. с. 10.
  30. В. Метод FMEA в системах менеджмента окружающей среды: // Стандарты и качество 2, 2003. с. 98.
  31. Ф.Е. Психология переживания. М.:Изд-во МГУ, 1984. с. 94.
  32. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения.- М.: Советская педагогика, № 1, 1988. с. 89−96.
  33. Н.О. Образование взрослых на основе жизненного (вита-генного) опыта.- М.: Педагогика, № 6, 2002.- с. 14−19.
  34. С.Г. Взрослый как субъект образования.- М.: Педагогика, № 8, 2003. с. 3−8.
  35. С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема. Автореф. дис. док. пед. наук.- JL: ЛГУ, 1974.-с. 48.
  36. Воспитание и профессиональная подготовка молодежи: материалы региональной конференции./ Под ред. М. Е. Дуранова, — Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. институт, 1994. с. 86.
  37. Н.Н. Ценностное самоопределение учащихся.- М.: Проф. образования, № 3, 2001. с. 11−13.
  38. Д.И. Основы педагогики высшей школы. Мн., 1993. с. 94.
  39. .З., Харькин В. Н. Педагогическая рефлексия.- М.: Магистр,. 1995.-с. 110.
  40. А.Т., Быков В. В. Эффективный образовательный менеджмент.- М.: Профессиональное образование, № 1, 2002. с. 10.
  41. В.В. Менеджмент: системные основы.- Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО ИПУ «Крылья», 1998. с. 224.
  42. М.И. Планирование педагогических экспериментов и математическая обработка результатов. Диссертация докт. пед. наук.- М.: МГПИ, 1989.-с. 346.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — с. 136.
  44. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. Дис. д-ра пед. наук.- Челябинск: ЧТУ, 1993. с. 338.
  45. А.К., Гребенюк Т. Б. Введение в деятельность педагога исследователя: научно-методическое пособие.- Калининград: КОНПК и ПРО, 1998.-с. 55.
  46. И.В. Дидактика предмета и методика обучения.- М.: Педагогика, № 1,2003.-с. 14−21.
  47. О.Ю. Научные школы в профессиональной педагогике.- М.: Профессиональное образование, № 11, 2002.- с. 16.
  48. В.Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к обучению в вузе: Метод.рек.для вузов. Тюмень: ТюмГУ, 1999. с. 61.
  49. А.А., Шоцкий П. П. Педагогический профессионализм. Мн., 1996.-с. 126.
  50. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996. -с. 544.
  51. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность.- М.: Педагогика, № 4, 2003.- с. 21−26.
  52. Денисова A. JI, Печерская Э. П. Определение инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста.- М.: Профессиональное образование, № 12, 2003.- с. 28 31.
  53. Денисова A. JL, Молоткова Н. В. Основы изучения перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования.- М.: Профессиональное образование, № 11, 2002.- с. 22−23.
  54. . Майгейм, Рич К. Ричард. Политология. Методы исследования.- М.: Из-во «Весь мир», 1997. с. 544.
  55. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография.- Челябинск: ЧГАКИ, 2002. с. 276.
  56. М.Е., Жернов В. И., Дуранов И. М. Общие вопросы педагогики формирования личности.- Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. ин-т, 1994.- с. 36.
  57. И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося Магнитогорск: МаГУ, 2001. -с. 356.
  58. Дьяченко М, И., Кандыбович Л. А. Психология вышей школы.- Минск: Из-во БГУ им В. И. Ленина, 1978.- с. 319.
  59. А.В. Дидактические условия поэтапного формирования профессионально-педагогического интереса студентов в графической деятельности./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2003. -с. 22.
  60. В.И. Исследование движущих сил учебного процесса. Автореф. дис. док. пед. наук.- М.: МГУ, 1972. с. 42.
  61. Л.С. Информационные технологии в личностно-ориентированном профессиональном образовании.- М.: Профессиональное образование, № 8, 2002.- с. 22.
  62. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога: докт.дис.Л., 1988.-с. 390.
  63. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование.- Екатеринбург: Из-во УГППУ, 1998. с. 126.
  64. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1987. с. 244.
  65. Э.Ф., Шахматова О. М. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие.- Екатеринбург: Из-во УГППУ, 1999.- с. 235.
  66. В.П. О целях и ценностях образования.- М.: Педагогика, № 5, 1997.- с. 3−16.
  67. С.И. Основы андрогогики.- М.: Наука, 1999.- с. 152.
  68. П.Б. Подготовка будущего учителя технологии к реализации предпринимательской функции в профессиональной деятельности./ Афто-реф. дис. канд. пед.наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2003. с. 24.
  69. Интегрированные системы менеджмента: // Стандарты и качество 2, 2004. с. 56.
  70. Ильенков З. В. Что такое личность? // Ильенков Э. Ф. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С.387−414.
  71. Т.И. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2000.- с. 512.
  72. Н.И. Основы менеджмента.- М.: ТОО «Остожье», 1999.-с.336.
  73. М.С. Система и структура // Системные исследования.- М.: Наука, 1983.- с. 86−106.
  74. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974.- с. 328.
  75. Т.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя./ Афтореф. дис. канд. пед. наук, — Челябинск: ЧГУ, 1998. -с. 22.
  76. В.А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи./ Афтореф. дис. док. пед. наук.- Казань: ИССО, 1997. -с. 44.
  77. А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов.- М.: Из-во «Высшая школа», 1981.-е. 176.
  78. Т.Е. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психол. журн. № 5, 1988. с. 120−128.
  79. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография.- Оренбург: ОГУ, 1996. с. 187.
  80. Кибернетический подход как методология улучшения качества и конкурентоспособности продукции: // Стандарты и качество 2, 2004. с. 64.
  81. Л. Инновационная деятельность: становление, развитие, критерии эффективности. Директор школы. — 2001. — № 10.-е. 72−79.
  82. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — с. 295.
  83. Е.А. Психология профессионала. М.—. Ин-т практ. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-с. 175.
  84. А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1970.- с. 391.
  85. В.И. Теоретические основы исследовательской подготовки педагогов колледжа.- Челябинск: Челяб. фил. УГНОУ РАО, 2000.- с. 251.
  86. Концепция модернизации российского образования на период до 2210 года // Профессиональное образование, № 5, 2002. с. 17−20.
  87. А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска//Вопросы психологии. 1982. № 3.- с. 133−136.
  88. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров.- М.: Из-во Наука, 1968.- с. 720.
  89. В.В. Педагогические условия обеспечения профессиональной направленности матеиатического образования студентов колледжа./ Аф-тореф. дис. канд. пед. наук, — Магнитогорск: МаГУ, 2001.- с. 23.
  90. В.Н. Особенности системы управления вузом.- М.: Профессиональное образование, № 9, 2002.- с. 9−11.
  91. H.JT. Социопрактические аспекты инновационной педагогической идеи // Педагогика. 2000. — № 10. — с. 12−17.
  92. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — с. 264.
  93. А.Я. К проблеме принципов обучения.- М.: Советская педагогика, № 8, 1981.- с. 100−106.
  94. Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Изд-во МЭИ, 1986.-е. 147.
  95. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастерапроизводственного обучения.М.: Высшая школа, 1990.-е. 64.
  96. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -JL: Из-во Ленингр. ун-та, 1970. с. 114.
  97. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. с. 184-е. 237.
  98. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций.-М.: Педагогика, 1981.-е. 120.
  99. Ю.А., Гусев В. А. Управление качеством образования на основе принципа преемственности: Учебное пособие. Тольятти. Изд-во Тольят-тинского гос. ун-та, 2003. -с. 203.
  100. B.C. Содержание образования: сущность, структура и перспектива. М.: Высш. шк., 1991.-е. 190.
  101. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- с. 304.
  102. А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции.- М.: Из-во Политическая лит-ра, 1971, — с. 217.
  103. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-с. 186.
  104. В.А. Адаптивная система индивидуального обучения. М.: Педагогика. — 2001. — № 6. — с. 24−28.
  105. А.К. Психология профессионализма. М.: Знания, 1996. -с. 308.
  106. С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиск.- Челябинск: ЧГУ, 1998.-е. 17−18.
  107. М.И. Рынок и профессиональное образование.- М.: Советекая педагогика, № 5, 1991.- с. 85−92.
  108. Л. М. Психология профессионального развития учителя: Докт.дис.М., 1995. с. 358.
  109. Н.Н. Освоение педагогических технологий.- М.: Профессиональное образование, № 6, 2002.- с. 16.
  110. В.Д. Методология систем: вербальный подход.- М.: ОАО «Издательство экономика», 1999.- с. 251.
  111. В.Н. Психология отношений.- М.: Модэк, 1995.- с. 356.
  112. А .Я. О методологическом аппарате диссертационных исследованиях.- М.: Педагогика, № 5, 1995.- с. 44−49.
  113. А.Я. Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект.- Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-тут, 1988.- с. 42.
  114. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. -Челябинск: Урал ГАФК, 1996. с. 144.
  115. Р.С. Практическая психология. М.: Гуманит. изд. Владос, 1999.- с. 298.
  116. О.П. Развитие интереса к профессиональной деятельности у студентов колледжа./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2002.- с. 20.
  117. Г. Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля деятельности студентов./ Афтореф. дис. докт. пед. наук- Челябинск: Челябинский гос. университет, 1998.- с. 39.
  118. A.M. Профессиональное образование в новом тысячелетии.-М.: Профессиональное образование, № 6, 2002.- с. 10.
  119. A.M. Профессиональное образование России.- М.: ИЦП НТО РАО, 1997.- с. 254.
  120. Об ответственности руководства в соответствии с требованиями ГОСТ РИСО 9001−2001.
  121. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. — с. 938.
  122. А.Б. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в современной зарубежной психологии // Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — с. 192.
  123. О стандартизации требований к результатам диссертационных работ: // Стандарты и качество 1, 2004. с. 46.
  124. JT.B. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МГПИ,. 1998.- с. 18.
  125. Педагогика. Учебное пособие/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- М.: Просвещение, 1988.- с. 479.
  126. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ.- М.: Высшая школа, 1989.- с. 397.
  127. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно. Рос-тов-н/Д.: Феникс, 1996.- с. 215.
  128. Р.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие .- Мн.: Университетское, 2002. с. 69.
  129. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. с. 659.
  130. К.К. О системе в психологии. М., 1972. с. 152 — 214.
  131. К.К. Структура и развитие личности.- М.: Из-во Высшая школа, 1986. с. 256.
  132. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1984.- с. 105.
  133. Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. с. 195−218.
  134. В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований. Автореф. дис. докт. пед. наук.- М.: МОГПИ, 1989.-с. 42.
  135. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1993.- с. 241.
  136. В.А. Психология духовности профессионала. М.: Изд-во Гос. научно-исслед.испытат.ин-та МО РФ, 1997. с. 192.
  137. В.А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2004. с. 324.
  138. И.П. Педагогика.- М.: Просвещение, изд. центр ВЛАДОС, 1996.- с. 632.
  139. А.Н., Виноградова Н. П., Орехова Н. А. Мотивы и стимулы экономического поведения.- Челябинск: Урал ГАФК, УрСЭИ, 2002.- с. 148.
  140. А.Ф., Вялых Э. П. Обучение финансовуму менеджменту в вузе и в колледже.- Челябинск- Волгоград: Урал ГАФК, ВЭК, 2000.- с. 138.
  141. А.Ф., Попов А. Н., Середа Т. Л. Образование экономической личности.- Челябинск: Урал ГАФК, 2002.- с. 112.
  142. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности:/ Под. ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Светкова.- СПб.: Речь, 2001.- с. 448.
  143. Психологические тесты/ Под.ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. ценрт ВЛАДОС, 1999.- Т. 2.- с. 248.
  144. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова.- СПб: Питер, 2002.- 480 с. Разорина Л. Управление качеством образования. Специфические особенности проблемы: // Стандарты и качество 8, 2003. с. 76.
  145. В.М. Основы менеджмента.- Магнитогорск: МаГУ, 2000.-с. 227.
  146. О.В. Социология труда. М.: Гардарики, 1999. — с. 148.
  147. С.Л. Основы общей психологии.- М.: Педагогика, 1990.-Т.1.- с. 488.
  148. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.- Т. 2.- с. 28.
  149. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Наркомпрос, 1940.-c.275.
  150. П.А. Психология.- М.: Просвещение, 1976.- с. 312.
  151. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования.- М.: Наука, 1978.- с. 283.
  152. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- с. 256.
  153. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач.- М.: АПН СССР, 1990.- с. 215.
  154. А.Н. Дидактические основы профессионалдьной подготовки квалифицированного рабочего.- Челябинск: Из-во ЧГПИ «Факел», 1995. -с. 150.
  155. В.В. Дидактические основы реализации политехнической направленности общеобразовательных предметов в средней школе: Дис.. д-ра пед. наук. Волгоград, 1989. — с. 381.
  156. В.П. О системах и законах их существования и эволюции.-М.: Специалист, № 8, 2001. с. 27−28.
  157. В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУХАУ в управлении педагогическими системами. Учебное пособие.- М.: Пед. общество России, 1999.-с. 383.
  158. Л. Экономика качества: тенденции и перспективы развития: // Стандарты и качество 1, 2003. с. 68.
  159. В.А., Подымова Л. С. Педагогика:инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.- с. 58.
  160. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
  161. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Автореф. дис. док. пед. наук.- Казань: КГПУ, 1997.- с. 40.
  162. Сов. энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.с. 271.
  163. В. Информационно-обменные процессы: структура и функционирование: // Стандарты и качество 2, 2003. с. 34.
  164. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности.- Л.:Из-во ЛГУ, 1975.- с. 139.
  165. Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста.- М.: Педагогика, № 2, 2003.- с. 42−47.
  166. А.И. Системный подход и общая теория систем.- М.: Мысль, 1978.- с. 272.
  167. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А .Я. Киба-нова.- М.: ИНФРА- М, 1999.- с. 512.
  168. В.П. Творчество в системе образования: Монография.- М.: МПГУ, 1995.-с. 219.
  169. Р. Организационно-экономический механизм повышения качества жизни: // Стандарты и качество 7, 2003. с. 60.
  170. Р.А. Система менеджмента.- М.: ЗАО Бизнес школа «ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 1997.- с. 352.
  171. Р.А. Стратегический менеджмент.- М.: ЗАО «Бизнес школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 1998.- с. 416.
  172. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- с. 810.
  173. А.Р. Психология личностного становления профессионала. М.: Интеллект психологии РАН, 1998. с. 307.
  174. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия/Под ред. Л. В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. С.414−423.
  175. А.В. Развитие личности в процессе профессионализации. -М.: Педагогика, 2002.- с. 60.
  176. Г. Синергетика. М., 1983. с. 451.
  177. И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания.- М.: Педагогика, № 3, 2003, — с. 52−59.
  178. И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. с. 269.
  179. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе.- М.: Экспедитор, 1996.- с. 288.
  180. Н.В. К вопросу формирования адаптационных способностей будущих специалистов по социальной работе.: Гуман. и соц. экон. науки.-2003.-№ 5.-с. 87.
  181. В. Практика сертификации систем управления окружающей средой на предприятии по ГОСТ Р ИСО серия 14 000: // Стандарты и качество 2, 2003.-с. 88.
  182. О.Б. Основы разработки концепции государственных образовательных стандартов НПО второго поколения.- М.: Профессиональное образование, № 5,2003.- с. 5−8.
  183. А.Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования. М.: Специалист, № 9, 2001.- с. 22−24.
  184. Ю.А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз.сб.науч.тр. JL: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1981.-е. 237.
  185. В.Д. Деятельность и способности М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-е. 123.
  186. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.-с. 217.
  187. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997 — с. 137.
  188. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. с. 8 -11.
  189. А.П. Принцип системности// Философские науки.- М.: Философия, № 5, 1985.- с. 56−63.
  190. И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников./ Афтореф. дис.канд. пед. наук, — Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. институт, 1997.- с. 22.
  191. В.А. Проблемы профессионального образования: восприятие работодателя.- М.: Профессиональное образование, № 3, 2003.- с. 5−9.
  192. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971.- с. 352.
  193. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-с. 144.
  194. .Д. Психология развития. М.: ИЦ «Академия», 2001. -с. 134.
  195. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева.- М.: АПО, 1999.- с. 448.
  196. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-с. 216.
  197. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.- М.: Высшая школа, 1982. с. 223.
  198. Э.Г. Методологический анализ как направление изучения науки,— М.: Наука, 1986.- с. 215.
  199. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.- с. 96.
Заполнить форму текущей работой